Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 64 Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптации
04.10.2016, 13:13

Урок 64

Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптации

Цель урока: сформировать представление роли факторов природной и социальной среды обитания в становлении человека как биосоциального существа; о видах адаптации (приспособленности) человека к условиям среды обитания, о причинах стресса и его влиянии на организм и здоровье человека.

Задачи урока: объяснить сущность понятий «природная среда», «социальная среда», «стресс», «адаптации»; охарактеризовать особенности форм адаптации, причины стресса; раскрыть отрицательные и положительные последствия действия стресса на организм и здоровье человека; познакомить с приемами снятия нервного напряжения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    сущность понятий «природная среда», «социальная среда», «адаптация», «стресс»;

—    роль факторов природной и социальной среды обитания в становлении биосоциальной природы человека;

—    преимущества человека перед другими живыми организмами;

—    формы адаптации и их характерные особенности;

—    стадии стрессовой реакции организма человека;

—    причины стресса, его отрицательные и положительные последствия для человека.

Учащиеся должны уметь:

—    перечислять признаки человека как биосоциального существа;

—    объяснять результат усиленного действия социальных факторов в эволюции человека;

—    определять смысл понятий «стресс», «адаптация»; их биологическую роль в организме;

—    раскрывать сущность форм адаптации человека к условиям окружающей среды;

—    называть причины формирования стресса, его отрицательные и положительные последствия для человека;

—    снимать эмоциональное напряжение нервной системы и восстанавливать равновесие.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    находить и анализировать необходимую информацию в учебной, научно-популярной литературе, материалах ЦОР, Интернете, СМИ;

—    готовить сообщения и грамотно излагать информацию одноклассникам;

—    писать проекты и реферативные работы, готовить их к защите;

—    осваивать познавательные, коммуникативные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы, способствующие качественному усвоению изучаемого материала, развитию мышления;

—    давать определения понятий и объяснять их сущность;

—    вести наблюдения, оформлять и объяснять их результаты, доказывать, обобщать, анализировать: формулировать выводы.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение основ сохранения здоровья, ведение здорового образа жизни;

—    реализация установок здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий (приемов).

Основные виды деятельности учащихся:

—    выявляют и называют признаки человека как биосоциального существа, объясняют их возникновение в ходе его эволюции;

—    называют компоненты природной и социальной среды, анализируют и оценивают их воздействие как факторов;

—    раскрывают сущность форм адаптации человека к условиям окружающей среды, их возникновение и значение для организма;

—    характеризуют причины и стадии стресса, его отрицательные и положительные последствия для человека;

—    овладевают приемами снятия эмоционального напряжения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: учебник; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Как вы оцените фразу графа Шарля Мориса де Талейрана: «Как жаль, что такой великий человек так дурно воспитан»?

I. Изучение нового материала

1. Человек — биосоциальное существо. Сходство с другими живыми организмами и его преимущества. Рассказ-обобщение учителя. Работа с текстом учебника на с. 294—295. Беседа-обсуждение вопросов 1, 2 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 297 учебника.

2.    Факторы природной и социальной среды в эволюции человека. Обсуждение вопросов 3, 4 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 297 учебника. Словарная работа: «природная среда», «социальная среда», «биосоциальное существо». Представление проекта «Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение». Обсуждение.

3.    Приспособления или адаптации организма человека, их формы. Рассказ учителя. Словарная работа: «неспецифические адаптации», «специфические адаптации», «срочная адаптация», «долгосрочная адаптация». Заполнение таблицы «Формы адаптации». Работа с материалом учебника на с. 295—296 учебника.

Формы адаптации

Формы, виды    Причины    Результаты

адаптации    адаптации    адаптации 28 29 30 31 32 33 34 35

с Наполеоном? Как бы вы поступили на месте графа?

2.    Беседа по вопросам 5—10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 297 учебника. Комментирование ответов учащимися и дополнения учителя.

3.    Формулирование выводов по теме урока (см. с. 298 учебника). Беседа по вопросу: что полезного для себя вы узнали сегодня на уроке?

III. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 294—297. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 297— 298.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar