Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 65 Биосфера и человек. Ноосфера
04.10.2016, 13:13

Урок 65

Биосфера и человек. Ноосфера

Цель урока: сформировать представление об истории создания учения о биосфере, границах биосферы и их особенностях; о влиянии человека на состояние и эволюционное развитие биосферы.

Задачи урока: раскрыть сущность понятий «биосфера» и «ноосфера»; познакомить с историей создания учения о биосфере и введения в науку терминов «биосфера» и «ноосфера»; охарактеризовать особенности пределов жизни в биосфере — ее границ; показать влияние человека на состояние биосферы, ее эволюционное развитие и превращение в сферу разума — ноосферу, а также показать влияние состояния биосферы на здоровье человека; объяснить значение природоохранных действий и мероприятий человечества для сохранения жизни на Земле.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    сущность понятий «биосфера» и «ноосфера», историю их введения в науку;

—    основы учения В. И. Вернадского о биосфере, историю его создания;

—    границы биосферы и характерные особенности пределов жизни в ней;

—    характер влияния человека на состояние биосферы и последствия его отрицательных действий для всего человечества.

Учащиеся должны уметь:

—    раскрывать сущность понятий «биосфера», «ноосфера», историю их возникновения в науке;

—    характеризовать границы биосферы и возможности жизни в них;

—    объяснять причины и последствия загрязнения человеком биосферы, возможности жизни в ней, роль действий человека в охране окружающей среды;

—    показать пути решения экологических природоохранных проблем в мире и в своем регионе.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, материалами ЦОР;

—    находить и анализировать необходимую информацию в учебной, научно-популярной литературе, материалах ЦОР, Интернете, СМИ;

—    составлять сообщения и грамотно излагать информацию одноклассникам;

—    разрабатывать проекты и писать реферативные работы, представлять их на защите или презентации;

—    осваивать познавательные и коммуникативные действия;

—    использовать некоторые приемы, способствующие качественному усвоению изучаемого материала, развитию мышления;

—    давать определения понятий и объяснять их смысл;

—    выявлять причины того или иного воздействия и показывать их последствия для изучаемого объекта;

—    выбирать пути решения обозначенных проблем.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на сохранение человечества.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют сущность понятий «биосфера» и «ноосфера»;

—    называют границы биосферы и характеризуют условия существования живых организмов (живого вещества) в ней;

—    выявляют причины и последствия загрязнений человеком оболочек биосферы;

—    доказывают необходимость охраны окружающей среды на Земле всем человечеством с целью сохранения биосферы;

—    объясняют роль научной деятельности человека в эволюционном переходе от биосферы к ноосфере;

—    находят в различных источниках необходимую информацию о путях решения экологических проблем на планете;

—    предлагают пути решения экологических проблем в своем регионе, направленные на сохранение здоровья жителей, увеличение продолжительности их жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала, закрепления полученных знаний; презентация (защита) проекта.

Средства обучения: учебник; портрет В. И. Вернадского; наглядное пособие, иллюстрирующее строение биосферы; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I.    Проверка знаний

Устное обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 297 учебника.

II.    Изучение нового материала

1.    Биосфера — особая оболочка Земли. История учения о биосфере. Рассказ или лекция учителя. Работа с материалами ЦОР. Словарная работа: «биосфера», «ноосфера».

2.    Влияние человека на биосферу, ее состояние. Рассказ учителя или лекция. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 298— 300. Обсуждение выполненной работы.

Задания для самостоятельной работы

1) Изучая материал учебника «Влияние человека на биосферу» на с. 298—300, выявите основные направления отрицательного действия человека на биосферу и составьте краткий конспект-схему (см. ниже).

Влияние человека на биосферу

Действия человека    К чему приводят или могут

на биосферу    привести данные действия?

1.    1. а)

б)

2.    2. а)

б)

и т. д.

2)    Выясните причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных вод и вод Мирового океана. Составьте краткий конспект-схему (см. ниже).

Загрязнение атмосферы Причины загрязнения    Последствия

1.    1.

2.    2.

Загрязнение пресных вод и вод Мирового океана

Причины загрязнения    Последствия

1.    1.

2.    2.

3)    Сформулируйте выводы о влиянии человека на состояние биосферы и о влиянии состояния биосферы на здоровье и продолжительность жизни человека.

3. Пути решения экологических проблем.

Презентация или защита творческих сообщений, рефератов учащихся о путях решения экологических

проблем в биосфере и регионе. Обсуждение сообщений учащихся с дополнениями и корректировкой учителем или старшеклассниками, изучающими курс экологии.

4. Ноосфера. Рассказ учителя.

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Устное обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 301 учебника.

2.    Заслушивание сообщений учащихся по материалам интернет-ссылки (с. 301 учебника).

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar