Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 6 Клеточное строение организма
04.10.2016, 12:55

Урок 6

Клеточное строение организма

Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организма, об особенностях строения и функциях структурных компонентов клетки.

Задачи урока: сформировать знания о строении клетки тела человека (с опорой на ранее изученный материал о животной клетке); о структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК); раскрыть представление о клетке как главном структурном и функциональном элементе организма человека; продолжить развивать умения распознавать структурные компоненты животной клетки (клетки тела человека) на микропрепаратах, таблицах, рисунках учебника и т. д.; продолжить развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами, а также умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «клетка»;

—    строение клетки человека и животных;

—    строение и функции частей и органоидов клетки.

Учащиеся должны уметь:

—    называть части и органоиды клетки тела человека;

—    раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека;

—    сравнивать между собой клетки растений, животных и человека, находить признаки сходства и различия между ними и доказывать общность строения клеточных организмов;

—    распознавать на рисунках, учебных таблицах, муляжах, микропрепаратах основные части и органоиды клетки;

—    работать со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами, делать их описание;

—    выделять главное, логически мыслить, устанавливать соответствие между строением изученных объектов (клеток) и выполняемыми ими функциями.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    давать определения понятий,проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы;

—    проводить эксперименты и наблюдения, делать соответствующие выводы;

—    работать с разными источниками биологической информации и находить нужные сведения в тексте учебника, научно-популярной литературе, справочниках, словарях;

—    использовать при обучении материалы ЦОР;

—    анализировать, осмысливать и преобразовывать, а также грамотно доносить полученную информацию до одноклассников;

—    работать индивидуально и в группе, строить коммуникативные отношения.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучению клеточного строения тела человека;

—    знание здоровьесберегающих технологий; соблюдение правил отношения к живой природе.

—    определяют виды клеток;

—    называют основные части и органоиды клетки человека;

—    описывают особенности строения частей и органоидов клетки;

—    раскрывают функции органоидов клетки, особенности их химического состава;

—    доказывают общность строения клеток растений, животных и человека;

—    соблюдают правила техники безопасности при работе со световым микроскопом и микропрепаратами.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; световой микроскоп; микропрепараты клеток животных и человека; наглядные пособия и учебные таблицы, иллюстрирующие строение животной и растительной клеток; динамическая модель «Строение клетки»; слайды; кодограммы; кодоскоп (графопроектор); компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

1.    Строение растительной и животной клеток. Повторение материала курса «Живой организм. 6 класс». Беседа с использованием таблицы, иллюстрирующей строение растительной и животной клеток, рисунков учебника «Биология. Живой организм. 6 класс».

2.    Проверка умений работы со световым микроскопом и микропрепаратами. Учащиеся настраивают микроскопы на работу и рассматривают готовые микропрепараты.

II. Изучение нового материала

1. Клеточное строение организма. Вводный рассказ учителя с опорой на знания учащихся о клетке с использованием таблиц, рисунков учебника. Составление учениками кластера «Клетка» на доске и в тетрадях. Обсуждение составленного кластера. Постановка учителем задачи, знакомство с планом изучения темы.

План изучения темы

1)    Разнообразие клеток в организме человека (формы, размеры).

2)    Свойства живых клеток. Продолжительность жизни разных клеток организма человека.

3)    Единый план строения клеток. Основные части клетки, особенности их строения и функции. (Составление схемы строения клетки. Лабораторная работа «Строение клетки».)

4)    Основные органоиды клетки, строение и функции. (Работа с рисунком на с. 32 учебника. Заполнение таблицы «Органоиды клетки» в рабочей тетради.)

5)    Сравнение животной и растительной клеток (сходство в их строении).

Данный план может быть ориентиром как для вводного рассказа учителя, так и при изучении темы урока.

2.    Основные органоиды клетки человека (животной клетки), их строение и функции.

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 31—33. Изучение материалов ЦОР. Выполнение заданий 16—19 рабочей тетради. Беседа по результатам работы.

3.    Лабораторная работа «Строение клетки». Парная или групповая работа с готовыми микропрепаратами различных тканей.

Учащиеся выполняют задание 20 рабочей тетради; зарисовывают по одной хорошо видимой клетке, подписывают основные части клетки; делают вывод о клетке как структурной и функциональной единице тела человека. В группах по четыре человека учащиеся оформляют лабораторную работу, находят ответы на вопросы и выполняют задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 33—34 учебника.

Группам учитель может дать творческое задание: к следующему уроку подготовить проверочную работу по теме урока (по одной от каждой группы) на 2—3 варианта. По выбору формы работы и подбору ее содержания консультирует учитель.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Устный опрос. Обсуждение выполнения заданий и ответов на вопросы 1—13 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 33—34 учебника. При этом важно соблюдать определенные условия:

а)    готовят ответ все члены группы, но говорит один;

б)    каждый имеет право на молчание, но может его нарушить по просьбе учителя или отвечающего от группы;

в)    сказанное не повторять;

г)    исправить (скорректировать) ответ можно после высказывания всех групп.

2.    Работа с заданиями ЦОР и проверка их выполнения.

3.    Тестовое задание или биологический диктант.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал на с. 31—33 учебника. Повторить материал о растительной клетке. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» с. 33—34 учебника. Подготовить групповые задания по теме урока: биологический диктант, тестовые задания для проверки усвоения изученной темы.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar