Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Уроки 15—16 Полушария большого мозга
04.10.2016, 12:58

Уроки 15—16

Полушария большого мозга

Цели уроков: продолжить формирование знания и представления о строении и функциях головного мозга человека; вызвать у учащихся познавательный интерес к изучению особенностей строения и функций полушарий большого мозга человека, их коры.

Задачи уроков: разъяснить особенности строения полушарий большого мозга, функции долей и зон коры полушарий; сформировать представление о сложном строении коры больших полушарий у человека; расширить знания учащихся о строении и функциях головного мозга человека; сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных; продолжить работу по воспитанию патриотических чувств, гордости за достижения отечественной науки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции полушарий большого мозга человека;

—    функции долей и зон коры полушарий;

—    особенности внутреннего строения коры полушарий.

Учащиеся должны уметь:

—    разъяснять сложность внешнего и внутреннего строения коры полушарий большого мозга;

—    распознавать на таблицах, моделях, муляжах доли и зоны коры больших полушарий; называть борозды и извилины;

—    определять доли и зоны коры полушарий, различать понятия «доли больших полушарий» и «зоны больших полушарий»;

—    сравнивать строение и функции полушарий большого мозга человека и животных, а также внутреннее строение коры полушарий и мозжечка;

—    объяснять вклад отечественных ученых в изучение строения и функций структур и отделов головного мозга, а также во введение новых методов изучения мозга.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с источниками информации по изучаемой теме (с основным и дополнительным текстом учебника, рабочей тетрадью, материалами ЦОР);

—    сотрудничать со сверстниками, педагогами в процессе учебной деятельности, осваивать отдельные методические приемы, помогающие усвоить изучаемый материал, развивать мышление.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению организма человека, живой природы;

—    уважительное отношение к открытиям и достижениям отечественной науки в области биологии и организма человека;

—    знание основ здорового образа жизни, освоение технологий, сберегающих здоровье человека и обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют особенности внешнего и внутреннего строения полушарий большого мозга, его коры;

—    раскрывают функции долей и зон коры больших полушарий, их взаимосвязь;

—    сравнивают строение и функции полушарий большого мозга человека и животных, строение коры полушарий и мозжечка;

— характеризуют различия в деятельности коры головного мозга женского и мужского организмов; роль коры больших полушарий в обеспечении взаимодействия организма с окружающей средой и психической деятельности человека.

Тип уроков: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение головного мозга позвоночных животных, человека; модели и муляжи головного мозга человека; портрет И. М. Сеченова; кодоскоп; кодограммы; компьютер; набор ЦОР.

Ход уроков

От чего зависят умственные способности и одаренность человека?

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос «Цепочка» с комментированием ответов учащимися. (Фронтальная беседа по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 69 учебника.)

2.    Индивидуальный опрос с использованием дидактических карточек-заданий.

3.    Работа с тестовым заданием ЦОР и его проверка.

4.    Выполнение проверочной работы.

Комментирование устных ответов можно проводить по алгоритму:

1)    С чем согласны в ответе товарища?

2)    Какие неточности и ошибки допущены в ответе? Исправьте их.

3)    Что не отражено в ответе? Дополните.

4)    Правильно ли сделан вывод?

II. Изучение нового материала

1. Характеристика полушарий большого (переднего) мозга на разных этапах эволюции позвоночных. Беседа с элементами рассказа учителя. Демонстрация таблиц с изображением головного мозга позвоночных животных. Изучение материалов ЦОР, их обсуждение.

2. Особенности строения полушарий большого мозга человека. Вводный рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 70—72, с таблицами, препаратами, муляжами. Работа на компьютере с материалами ЦОР по данной теме. Заполнение таблицы «Строение и функции коры полушарий большого мозга».

Задания и вопросы для самостоятельный работы

1)    Используя модели, рисунки учебника, материал ЦОР о больших полушариях, изучите строение полушарий большого (переднего) мозга человека.

2)    На модели (препарате, муляже) головного мозга найдите полушария большого мозга; определите центральную борозду, левое и правое полушария. Рассмотрите борозды и извилины полушарий. Прочитайте текст учебника на с. 70—71 и ответьте на вопрос: каковы особенности внешнего строения полушарий большого мозга?

3)    Рассмотрите крупные борозды и определите относительные границы долей полушарий большого мозга. Назовите доли.

4)    Прочитайте на с. 71 учебника текст о зонах коры полушарий большого мозга. Ответьте на вопросы: какие зоны различают в коре полушарий? С чем связаны их названия? Заполните таблицу «Расположение и функции зон коры больших полушарий головного мозга».

Расположение и функции зон коры больших полушарий головного мозга

Зоны коры полушарий

Доли, °бразующие    большого мозга

полушария

большого мозга

Название    Функции 9

Отделы    Серое вещество    Белое вещество

мозга

внутри снаружи внутри снаружи

6) Сравните строение полушарий большого мозга и мозжечка. Обсудите правильность заполнения таблиц. Выполните задания 59, 60 рабочей тетради и проверьте правильность их выполнения.

3.    Левое и правое полушария большого мозга человека, их взаимосвязь и особенности. Рассказ учителя. Работа учащихся на компьютере с фрагментом ЦОР по данной теме.

4.    Связь коры больших полушарий с другими отделами головного мозга. Влияние алкоголя на работу головного мозга. Рассказ учителя с элементами беседы о рефлекторном принципе работы нервной системы. Работа учащихся с материалом учебника на с. 71 (последний абзац) и 72.

5.    Мозг и способности. Дополнительные факты. Заранее подготовленное сообщение учащегося о научной деятельности И. М. Сеченова. Работа с материалом учебника на с. 72—73, с фрагментом ЦОР по данной теме. Обсуждение главного вопроса к теме урока.

6.    Формулирование выводов.

III.    Рефлексия. Закрепление изученного материала

1.    Фронтальное обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 75 учебника.

2.    Выполнение обобщающих ЦОР и их проверка.

3.    Выполнение проверочной работы. Оригиналы работ учащиеся сдают учителю, по копиям проводят обсуждение ответов и оценивание по «ключу».

4.    Тестовый контроль по вариантам.

Форму организации закрепления и проверки усвоения изученного материала выбирает учитель.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал на с. 70—73 учебника. Прочитать текст об И. М. Сеченове. Подготовиться к про-

верке знаний по теме «Координация и регуляция»; повторить материал о рефлекторном принципе работы нервной системы и ее отделов, о гуморальной и нервной регуляции.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar