Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Уроки 39—40 Пищеварение в желудке и кишечнике
04.10.2016, 13:06

Уроки 39—40

Пищеварение в желудке и кишечнике

Цели уроков: продолжить формирование представления о функциях системы органов пищеварения в единстве с их структурой; сформировать представление о строении

и функциях желудка и кишечника, роли желез, участвующих в расщеплении пищи.

Задачи уроков: показать особенности строения желудка и отделов кишечника; раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; познакомить с этапами пищеварения в кишечнике; раскрыть роль печени, поджелудочной железы и желез кишечника в переваривании пищи, а также физиологические основы всасывания питательных веществ; разъяснить процесс нейрогуморальной регуляции сокоотделения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции желудка и отделов кишечника, пищеварительных желез;

—    роль пищеварительных желез, их ферментов и секретов в пищеварении;

—    сущность и значение всасывания;

—    суть барьерной функции печени;

—    роль нейрогуморальной регуляции процессов пищеварения, отделения пищеварительных соков;

—    методы изучения пищеварения;

—    меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—    разъяснять роль пищеварительных желез стенок желудка и отделов кишечника, печени и поджелудочной железы;

—    раскрывать свойства ферментов желудочного и кишечных соков, сока поджелудочной железы и печени, условия их активности, а также доказывать экспериментально роль соляной кислоты в пищеварении;

—    характеризовать нервную и гуморальную регуляцию деятельности пищеварительных желез, методы их изучения;

—    описывать процессы пищеварения на трех этапах в тонком кишечнике и особенности всасывания питательных веществ в нем;

—    распознавать на таблице, модели торса человека желудок, отделы кишечника, поджелудочную железу и печень;

—    применять знания об особенностях пищеварения в желудке и кишечнике для обоснования здорового образа жизни и сохранения своего здоровья.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    владеть навыками проведения исследований и наблюдений в ходе практической работы, анализировать и объяснять результаты, делать выводы;

—    использовать некоторые методические приемы обучения, способствующие качественному усвоению материала и развитию мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению пищеварения в желудке и кишечнике из-за практической значимости изучаемого материала;

—    знание основ здорового образа жизни;

—    реализация установок здорового и правильного питания как основы здорового образа жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют место желудка и отделов кишечника как структурных частей пищеварительной системы;

—    называют конечные продукты расщепления пищи в желудке и отделах кишечника;

—    раскрывают функции печени;

—    характеризуют свойства пищеварительных ферментов желудка и отделов кишечника, печени и поджелудочной железы, роль соляной кислоты в пищеварении;

—    обосновывают роль нервной и гуморальной регуляции в сокоотделении, меры профилактики желудочнокишечных заболеваний;

—    распознают на таблице, модели торса человека желудок, отделы кишечника, печень и поджелудочную железу.

Тип уроков: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядное пособие, иллюстрирующее строение пищеварительной системы человека; модель торса человека; компьютер; набор ЦОР.

Ход уроков

Первый вариант проведения уроков

Что защищает слизистую оболочку желудка от самопереваривания? Почему кишечник человека имеет значительную длину?

I. Проверка знаний

1.    Строение и функции пищеварительной системы человека. Пищеварение в ротовой полости. Зубы.

1)    Устный опрос-цепочка по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 180—181.

2)    Проверка выполнения заданий 153—158 рабочей тетради.

2.    Проверка умений распознавать и сравнивать органы пищеварительной системы человека и позвоночных на таблице, модели торса человека. (Учитель вызывает к доске двух учеников: один показывает и называет орган, другой — говорит его функцию; затем они корректируют ответы друг друга.)

3.    Биологический тест или словарный диктант. (Взаимоконтроль в паре по ключу ответов, оригинал сдается учителю, по копии — проверка.)

II. Изучение нового материала

1.    Желудок человека, особенности его строения и функций. Вводный рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалами ЦОР и с материалом статьи учебника «Желудок» на с. 182.

Задание 1. Изучите материалы ЦОР, текст учебника и составьте план рассказа о строении и функции желудка.

Задание 2. Сформулируйте ответ на главный вопрос урока.

2.    Пищеварение в желудке. Желудочный сок и его состав. Ферменты, их роль в переваривании пищи. Практическая работа «Действие желудочного сока на белки» (см. с. 31—32 тетради для лабораторных и практических работ). Лабораторные опыты и наблюдения проводит группа учащихся — «лаборанты». Остальные учащиеся работают с заданием ЦОР по данной теме. После сообщения результатов опытов группой «лаборанты» происходит оформление лабораторной работы. Выполнение заданий 160, 161 рабочей тетради и их проверка. Обсуждение результатов выполнения и оформления практической работы.

3.    Нейрогуморальная регуляция деятельности желудка. Рефлексы сокоотделения. Работа учащихся с материалами ЦОР. Обсуждение работы.

4.    Кишечник, его отделы и роль в пищеварении. Рассказ учителя с привлечением таблицы, иллюстрирующей строение пищеварительной системы человека. Постановка задачи на последующие этапы урока.

5.    Тонкий кишечник, его отделы. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Рассказ учителя. Работа учащихся с текстом статьи «Тонкая кишка» на с. 182 (первый абзац), на с. 184 (первый абзац) учебника. Выполнение задания 162 в рабочей тетради и его проверка. Ответ на вопрос 6 на с. 188 учеб ника.

6.    Печень, ее расположение в организме, значение в процессе пищеварения. Выделение желчи. Функции печени. Работа учащихся с материалами ЦОР о строении и функциях печени и желчного пузыря. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 182, 183, 187. Выполнение заданий 163, 164 рабочей тетради и их обсуждение.

7.    Этапы процесса пищеварения в тонкой кишке. Механизм продвижения пищи в кишечнике. Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 184—185.

Задания для самостоятельной работы

1)    Прочитайте текст учебника на с. 184—185.

2)    Выпишите в словарь определения понятий «полостное пищеварение», «пристеночное пищеварение».

3)    Подготовьте с помощью текста ответы на вопросы 9—12 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 188 учебника. Обсуждение ответов.

4)    Выполните задание 165 в рабочей тетради.

8.    Толстая кишка, особенности строения и функций. Самостоятельная работа учащихся с текстом статьи «Толстая кишка». Беседа по вопросам: в чем особенности строения толстой кишки? Какова роль бактерий в этом отделе кишечника; роль аппендикса? Какие функции выполняет толстый кишечник в организме?

9.    Всасывание. Рассказ учителя. Работа учащихся на компьютере с материалами ЦОР.

10.    Подведение итогов урока. Формулирование выводов.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Заполнение таблицы.

Расщепление органических (питательных) веществ в органах пищеварения

Органические    О    Конечныепродукты

Органы    расщепления,

(питательные)

пищеварения    всасываемые

вещества

клеткой 16 17 18

приемам пищи), сопоставление с нормативами» (см. учебник, с. 296).

Данные творческие работы могут быть подготовлены в форме рефератов, альбомов, газет, плакатов и др. Материалы работ можно использовать с воспитательной целью в младших классах, на школьных стендах о здоровье и т. д.

Второй вариант проведения уроков

Изучение нового материала можно провести в форме групповой работы.

Задания группам

1)    Изучите предложенный текст учебника, рисунки, материалы ЦОР.

1- я группа. Тема «Желудок» (с. 182—183 учебника).

2- я группа. Тема «Тонкая кишка» (с. 182 (первый абзац), 184—185 учебника).

3- я группа. Тема «Печень» (с. 182, 183, 187 учебника).

4- я группа. Тема «Толстая кишка», «Всасывание» (с. 185—187).

5- я группа — «лаборанты». Практическая работа «Воздействие желудочного сока на белки».

2)    Подготовьте вопросы классу для проверки усвоения рассказанного вашей группой материала. (Вопросы и задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 188 учебника, проблемные вопросы к уроку.)

3)    Расскажите классу материал вашей темы. (Основного докладчика выбирает группа, а остальные дополняют его выступление.)

4)    Задайте классу вопросы, подготовленные для проверки усвоения представленного вашей группой материала. Ответьте на вопросы одноклассников.

5)    Выполните под руководством группы «лаборанты» практическую работу «Воздействие желудочного сока на белки».

Ход изучения нового материала

1. Пищеварение в желудке и кишечнике. Рассказ-лекция учителя с привлечением рисунков учебника, наглядных пособий, материалов ЦОР.

2.    Работа в группах по заданиям.

3.    Представление группами подготовленного материала с последующим его обсуждением.

4.    Обсуждение изученного материала и его закрепление. Беседа по вопросам, подготовленным группами. Учитель и учащиеся исправляют и корректируют ответы.

5.    Выполнение практической работы и ее обсуждение.

6.    Заполнение в тетрадях таблицы «Расщепление органических (питательных) веществ в органах пищеварения» и ее проверка. Формулирование вывода.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar