Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Уроки 56—57 Типы нервной деятельности. Эмоции и темперамент. Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»
04.10.2016, 13:11

Уроки 56—57

Типы нервной деятельности.

Эмоции и темперамент. Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»

Цель уроков: продолжить формирование представления о нервной деятельности человека, об особенностях его поведения.

Задачи уроков: раскрыть сущность понятий «эмоции», «темперамент», «характер», «воля», «личность», «потребность», физиологические основы эмоций и их роль в формировании характера и удовлетворении потребностей человека; познакомить с типами нервной деятельности (темпераментами), их классификацией, особенностями поведения, а также факторами, влияющими на формирование нервной системы человека; показать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека; охарактеризовать роль гигиены нервной системы и умственного труда в сохранении здоровья; обобщить знания по теме «Высшая нервная деятельность» и проверить уровень их усвоения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «эмоции», «темперамент», «характер», «воля», «личность» и их сущность;

—    физиологические основы эмоций, их связь с потребностями человека;

—    типы нервной системы, классификация темпераментов и их характеристика;

—    условия формирования характера человека и отличие характера от темперамента;

—    влияние окружающей среды, межличностных отношений на формирование типа нервной системы человека.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять связь эмоций с потребностями человека;

—    выявлять факторы, влияющие на формирование нервной системы человека;

—    сравнивать характер и темперамент;

—    определять свой тип темперамента и объяснять, чем при этом руководствовались;

—    разъяснять способность изменения темперамента и характера человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации, вести поиск ответов на вопросы в тексте учебника, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению типов нервной деятельности человека, эмоций, темперамента, характера, их физиологической природы;

—    знание основ сохранения здоровья нервной системы, профилактики ее переутомления, роли обучения, самосовершенствования и самовоспитания в становлении человека, его психики и поведения, формирования характера;

—    соблюдение гигиены нервной системы и умственного труда.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают сущность понятий «эмоции», «темперамент», «характер», их физиологические основы и роль в формировании психики и поведения человека, удовлетворения его потребностей;

—    характеризуют индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности; особенности классификации темпераментов по Гиппократу и типов нервной деятельности человека по И. П. Павлову; характерные признаки типов нервной системы;

—    сравнивают темперамент и характер, возможность их изменения в течение жизни;

—    определяют свой тип темперамента, описывают свой характер;

—    разъясняют роль обучения и воспитания, факторов окружающей среды в развитии психики и поведения человека, их становлении;

—    применяют знания о высшей нервной деятельности человека для предупреждения нарушений психических процессов;

— соблюдают правила здорового образа жизни, влияющие на развитие умственных способностей.

Типы уроков: комбинированные с обобщением и проверкой знаний; защита творческих работ.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР.

Ход уроков

Почему и как окружающая среда влияет на формирование типа нервной системы?

I. Проверка знаний. Защита творческих работ

1.    Защита творческих работ (рефератов, сообщений) учащихся.

2.    Устный (или письменный) словарный диктант.

3.    Проверка выполнения заданий 215—217 рабочей тетради.

II. Изучение нового материала

1.    Потребности человека: биологические, социальные, идеальные, интеллектуальные, творческие, эстетические и т. д. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 256—257. Словарная работа. Обсуждение вопросов: что такое потребности? Какие потребности возникают у человека? Как потребности влияют на поведение человека, его эмоциональное состояние?

2.    Эмоции и их физиологическая основа. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на поведение, психику человека. Роль жестов, мимики. Работа с материалом ЦОР, текстом учебника на с. 256—257. Беседа по вопросам и заданиям: дайте определение понятия «эмоции». Какие эмоции называют положительными? Как они изменяют поведение человека? Как изменяют поведение отрицательные эмоции? В чем их сущность? Чем человек выражает свои эмоции?

3.    Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Классификация темпераментов по Гиппократу. Работа с материалами ЦОР. Рассказ-дополнение учителя. Словарная работа: «темперамент».

4.    Типы высшей нервной деятельности человека, их классификация по И. П. Павлову. Характерные признаки (параметры) типов нервной системы. Продолжение работы с материалами ЦОР и текстом учебника на с. 257—259. Обсуждение рисунка на с. 259. Беседа по вопросам и заданиям 1—9 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 261 учебника.

5.    Характеристика темпераментов. Роль самосовершенствования и самовоспитания в становлении человека. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 258—259. Решение задач по карикатуре Х. Бидструпа: «Известный художник-карикатурист Х. Бидструп изобразил реакцию четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. Определите тип темпераментов этих людей. Как эти люди отреагировали на действие случайного прохожего? Почему по-разному?»

6.    Характер, его сущность. Типы характеров. Формирование характера в процессе жизни. Особенности различных характеров как сочетание психологических черт личности: убеждений, воли, целей, идеалов. Рассказ учителя.

7.    Темперамент и характер, их соотношение. Рассказ учителя. Беседа по вопросам: чем характер отличается от темперамента? Могут ли у человека в течение жизни измениться тип нервной системы, темперамент и характер?

8.    Воля — способность человека в преодолении воздействий среды. Рассказ учителя. Словарная работа: «характер», «темперамент», «интраверты», «экстраверты», «воля». Обсуждение вопроса: какую роль в характере играют волевые черты?

9.    Гигиена нервной системы, умственной работы. Работа с материалами ЦОР. Обсуждение данного вопроса и составление рекомендаций по профилактике переутомления нервной системы.

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам и заданиям 10—12 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 261— 262 учебника.

2.    Обсуждение главного вопроса урока.

3.    Формулирование выводов.

4.    Обобщение и контроль знаний по теме «Высшая нервная деятельность человека».

5.    Защита творческих проектов.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 256—261. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 261 учебника. Выполнить тренировочные задания на с. 142—143 рабочей тетради. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания былинных и сказочных героев о здоровье. Подготовить к защите творческие проектные работы на темы: «Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния», «Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания», «Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью», «Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп» (см. с. 296 учебника).

Можно провести классные часы («Консилиум», «Устный журнал» или другие формы) по темам «Мой темперамент», «Мой характер».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar