Главная» 9 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 9 класс УРОК 14. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
27.09.2016, 18:47
УРОК 14. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (§11)

Тема связана с уроком о правонарушениях и юридической ответственности. В то же время она имеет особое значение для всего обществоведческого курса, поскольку направлена на освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации школьников (есть много жизненных ситуаций, в которых добропорядочный и законопослушный гражданин вступает в правоотношения с сотрудниками правоохранительных органов).

Задачи урока

1.    Углубить и расширить знания школьников о системе правоохранительных органов.

2.    Научить учащихся различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

3.    Ознакомить школьников с простейшими видами правовых документов (заявлениями, доверенностями и т. п.).

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственноэтических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии; учёт разных мнений; овладение средствами решения коммуникативных задач.

Оборудование урока

Компьютер, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1.    Полиция.

2.    Суд.

3.    Прокуратура.

4.    Адвокатура.

5.    Нотариат.

Варианты организации учебной деятельности

Вариант 1. Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учитель организует работу с рубрикой «Вспомним» и предлагает проанализировать ситуацию, предложенную в учебнике (с. 88).

При организации занятия необходимо учитывать тот факт, что рассматриваемые вопросы известны школьникам, на слуху у них, поскольку чаще всего эти знания можно почерпнуть из личного социального опыта (не всегда положительного), а также из различных СМИ и телесериалов.

Преподавателю предстоит обобщить имеющиеся знания и придать им систематизированный теоретический характер.

1. Учащимся предлагается вопрос со с. 88 в учебнике (об основных направлениях деятельности и принципах работы полиции). Выслушивая и корректируя ответы школьников (материал изучался в 7 классе), учитель акцентирует внимание на правах и обязанностях сотрудников полиции.

При изложении материала может быть включена практически полезная для ученика информация:

1)    В случае совершения преступления гражданин обращается с заявлением в прокуратуру или полицию. Поэтому следует знать, что полиция расследует дела о причинении вреда здоровью, случаи совершения краж, грабежей, разбоев, вымогательства, хулиганства, угона автомобиля, хранения оружия и наркотиков, экономические преступления. Прокуратура расследует наиболее тяжкие преступления (убийство, похищение человека, изнасилование, умышленное уничтожение или повреждение имущества, бандитизм, экологические и должностные преступления, преступления против правосудия).

2)    Подать заявление в правоохранительные органы имеют возможность граждане, достигшие 14-летнего возраста. За лиц, не достигших этого возраста, все действия совершают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Завершая изучение материала, целесообразно подчеркнуть, что, общаясь с сотрудниками правоохранительных органов, необходимо быть вежливым и никогда не подписывать того, с чем вы принципиально не согласны.

Для закрепления изученного материала предлагается выполнить задание 7 в рабочей тетради.

2. При рассмотрении второго вопроса рекомендуется излагать материал согласно логике учебника. Важно подчеркнуть, что судебная власть — одна из трёх ветвей единой государственной власти. Суд отправляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим правопорядок, осуществляя тем самым функцию защиты права.

Дополнительный материал для учителя

Юрисдикция — установленная в соответствии с законом совокупность полномочий государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Систему судов общей юрисдикции, осуществляющих судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, возглавляет Верховный суд РФ.

Подсудность — свойство дела, определяемое его признаками, в зависимости от которых оно должно рассматриваться конкретным судом. Законом установлены дела, которые подсудны районным, городским и иным судам. Например, совершено умышленное убийство и найден тот, кто совершил это преступление. Если будет установлено, что убийство совершено без отягчающих обстоятельств, то дело может рассматриваться районным (городским) судом. Умышленное убийство, совершённое при отягчающих обстоятельствах, рассматривается областным судом.

Судебная инстанция — звено (орган) в судебной системе с определённой компетенцией. В гражданском и уголовном процессе различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Судом первой инстанции признаётся суд, который уполномочен принимать решения по существу дела. Суд, который проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора или решения, не вступившего в законную силу, считается судом второй инстанции. Районный (городской) суд является первым, основным звеном в системе общих судов. Он существует в каждом районе или городе, который не имеет районного деления. Районные суды рассматривают большинство гражданских, уголовных дел, материалы по административным правонарушениям, жалобы граждан и пр. Судьи районных (городских) судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ с учётом мнения представительного органа субъекта Федерации. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационная комиссия даёт своё окончательное заключение.

Решения судов могут пересматриваться. Заинтересованные лица в соответствии с законом вправе обжаловать то, с чем они не согласны. Для этого предусмотрены апелляция и кассация.

Апелляция — одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.

Кассация: 1) обжалование и опротестование судебного решения, приговора, не вступившего в законную силу; 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенный приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нём нижестоящим судом ошибку.

Далее полезно поработать в классе с фрагментом Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. На одном участке могут проживать от 15 до 30 тыс. человек.

Для закрепления материала можно предложить учащимся задания 3 и 4 в рабочей тетради.

3—5. Изучение материала этих вопросов рекомендуется организовать как самостоятельную работу школьников с учебником. Класс делится на три группы, каждая из которых работает с одним из разделов. В ходе работы учащиеся отвечают на вопрос: каковы цели и основные направления деятельности прокуратуры (адвокатуры, нотариата)? Затем заслушиваются ответы и заполняется соответствующая позиция таблицы.

В более подготовленном классе можно вместо текста учебника предложить карточки с фрагментами законов (по вариантам с последующим заслушиванием в классе).

Прокуратура, адвокатура, нотариат в РФ

Вариант

Закон РФ

Вопросы и задания

1

«О прокуратуре

1) Какие цели определяют

 

Российской

деятельность прокуратуры?

 

Федерации »,

2) Назовите основные

 

ст. 1, 5, 6

направления деятельности прокуратуры.

3)    Как законодатель обеспечивает независимость деятельности прокуратуры?

4)    Раскройте смысл принципа «обязательность исполнения требований прокурора»

2

«Об адвокатской

1) Каковы основные

 

деятельности

особенности адвокатской

 

и адвокатуре

деятельности?

 

в Российской

2) Кто может быть адвокатом?

 

Федерации»,

3) Назовите основные

 

ст. 1, 3

направления деятельности адвоката.

4) Охарактеризуйте взаимоотношения адвокатуры и государства

Вариант

Закон РФ

Вопросы и задания

3

«Основы

законодательства Российской Федерации о нотариате», ст. 2, 15—17

1)    Кто может быть нотариусом?

2)    Каковы права нотариуса?

3)    В чём состоят обязанности нотариуса?

4)    Какую ответственность закон возлагает на нотариуса?

Целесообразно в ходе изучения материала заполнять следующую таблицу (ниже приведена заполненная таблица, так она должна выглядеть в конце урока). Рекомендуется отметить, что вопрос о том, какие органы следует относить к правоохранительным, остаётся спорным. Данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован. Для одних правоохранительными являются только те органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т. д.

Деятельность правоохранительных органов в РФ

Правоохранительный

орган

Основные направления деятельности

Полиция

Обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение правонарушений; расследование преступлений и розыск скрывшихся лиц; охрана общественного порядка

Прокуратура

Осуществление надзора за исполнением законов на территории государства; возбуждение уголовного преследования; участие в рассмотрении дел судами и опротестование их решений, противоречащих закону; расследование преступлений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Правоохранительный

орган

Основные направления деятельности

Органы ФСБ

Контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности

Адвокатура

Оказание юридической помощи: консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайства и других документов правового характера; представление интересов доверителя в судопроизводстве и т. п.

Нотариат

Удостоверение сделок; оформление наследственных прав; подтверждение верности копий документов или подлинности подписей на документах и т. п.

Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить задание 6 в рабочей тетради.

Целесообразно обратить внимание школьников на то, что законодатели постоянно вносят изменения в действующие законы, дополняют содержание одних статей, сокращают содержание других. Подчёркивается, что изменения направлены на повышение эффективности способов правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку данное направление деятельности объявлено одной из главных задач государства в области законотворчества.

Вариант 2. Проектная работа (в наиболее подготовленном классе )

Учитель заранее предлагает учащимся подготовить презентации о деятельности правоохранительных органов:

1.    Полиция.

2.    Прокуратура.

3.    Органы ФСБ.

4.    Адвокатура.

5.    Нотариат.

По итогам обсуждения материалов заполняется таблица.

Домашнее задание: задания рубрики «В классе и дома». Для наиболее подготовленных учащихся — задание 8 в рабочей тетради.

Литература для учителя

Закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ.

Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

Закон РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ.

Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-ФЗ.

Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ.

Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ.

Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы:    учеб,

для юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалёв. — М., 2007. — Гл. 4—6.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar