Главная» 9 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 9 класс УРОК 23. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
27.09.2016, 18:51
УРОК 23. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (§ 20)

Тема входит в блок уроков, посвящённых характеристике отраслей российского права, даёт возможность расширить знания о различных видах правовых отношений, но по своему содержанию связана с темой § 10 «Правонарушения и юридическая ответственность», поскольку углубляет знания о самом опасном виде правонарушений — преступлении.

Задачи урока

1.    Охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

2.    Научить школьников указывать объекты уголовноправовых отношений; перечислять важнейшие признаки преступления; отличать необходимую оборону от самосуда; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

3.    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственноэтических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание.

Оборудование урока

Учебник, мультимедиапроектор; презентация, содержащая таблицы «Категории преступлений», «Характеристика соучастников преступлений»; Уголовный кодекс РФ (главы 1,3 — 10, 14).

План изучения нового материала

1.    Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

2.    Понятие преступления.

3.    Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с проверки домашнего задания и работы с рубрикой «Вспомним» в учебнике.

Комбинированный урок

1.    Обобщая ответы учащихся на вопросы рубрики «Вспомним», учитель может охарактеризовать уголовное право как особую отрасль права, представляющую собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности и освобождения от неё. Далее раскрываются задачи уголовного права.

В соответствии с логикой изложения материала вводится термин «уголовно-правовые отношения», анализируются объект (с опорой на схему «Квалификация преступлений», с. 161 учебника), субъект и содержание уголовно-правовых отношений, кратко характеризуется Уголовный кодекс РФ (федеральный систематизированный законодательный акт, закон, определяющий общественно опасные деяния (преступления) и устанавливающий наказания за их совершение) и раскрываются его особенности.

2.    Изучение второго раздела параграфа можно провести в виде беседы с учащимися (с опорой на ранее изученный материал § 10) по вопросам: каковы признаки правонарушения? Чем преступление отличается от других правонарушений? Чем умысел отличается от неосторожности?

Желательно, чтобы школьники иллюстрировали примерами различные формы вины. Затем учитель объясняет различные категории преступлений. Таблицу «Категории преступлений» можно продемонстрировать с помощью мультимедиапроектора.

Категории преступлений

Категории

преступлений

Краткая характеристика

Небольшой тяжести

Умышленные и неосторожные деяния, наказуемые сроком до 2 лет лишения свободы

Средней тяжести

Умышленные и неосторожные деяния, наказуемые сроком до 5 лет лишения свободы

Тяжкие

Умышленные и неосторожные деяния, наказуемые сроком до 10 лет лишения свободы

Особо тяжкие

Умышленные деяния, наказуемые сроком свыше 10 лет лишения свободы

Неоднократность

Совершение двух или более преступлений, кроме тех, судимость за которые погашена или снята

Совокупность

Совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых субъект не был осуждён

Рецидив

Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершённое умышленное преступление. Не учитываются судимости: до 18 лет; снятые, погашенные

Далее учитель предлагает обсудить ситуацию: преступление было подготовлено, но не было совершено. Такое преступление называется неоконченным. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Целесообразно более подробно охарактеризовать такой признак преступления, как наказуемость, который означает, что за данное деяние в УК РФ предусмотрено конкретное наказание.

Очень важное понятие — «необходимая оборона». В учебнике оно рассматривается весьма подробно. Рекомендуется выполнить задание 7 в рабочей тетради.

Полезно рассказать учащимся о других обстоятельствах, исключающих противоправность деяния и юридическую ответственность:

—    невменяемость (лицо не может отдавать отчёта в своих действиях);

—    причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, — ст. 38 УК РФ);

—    крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ);

—    физическое и психическое принуждение (ст. 40 УК

РФ);

—    обоснованный риск (ст. 41 УК РФ);

—    исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

3. Выполнение задания 2 рубрики «В классе и дома» позволяет, во-первых, закрепить материал второго раздела и, во-вторых, перейти к рассмотрению последнего вопроса. Школьники вспоминают, что такое уголовная ответственность. Приступая к изучению вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних, можно отметить, что её особенность заключается в том, что несовершеннолетним могут быть назначены не все виды наказаний, предусмотренных уголовным законодательством. Вводится понятие уголовного наказания как меры государственного принуждения, назначаемого по приговору суда. При этом внимание акцентируется на том, что наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

При характеристике факторов, влияющих на установление наказания, учителю рекомендуется прокомментировать ст. 61 и 63 УК РФ.

В учебнике перечислены виды соучастников, охарактеризуем их более подробно (ст. 33 УК РФ):

Характеристика соучастников преступления

Соучастник

Характеристика

Исполнитель

Лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосред-

Соучастник

Характеристика

 

ственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК РФ

Организатор

Лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими

Подстрекатель

Лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путём уговора, подкупа, угрозы или другим способом

Пособник

Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы

Полезно также ознакомить учащихся с условиями, при которых осуществляется освобождение от уголовной ответственности .

Освобождение осуществляется в связи с:

—    деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

—    примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

—    истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ).

Считаем необходимым акцентировать внимание учащихся на п. 1 ст. 78, в котором прописываются сроки давности, при которых осуществляется освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

—    два года после совершения преступления небольшой тяжести;

—    шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

—    десять лет после совершения тяжкого преступления;

—    пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Рекомендуется также ознакомить учащихся со ст. 93 УК РФ об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

В Уголовном кодексе РФ предусматривается и отсрочка исполнения наказания (ст. 80—83). Она зависит от следующих условий:

—    болезнь осуждённого;

—    беременность и разрешение от бремени осуждённой;

—    кормление грудью новорождённого младенца;

—    побег осуждённого.

Обращаем внимание, что Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 г. Но ежегодно в него вносятся изменения, призванные привести российское уголовное законодательство в соответствие с современной иерархией социальных ценностей, принятых в демократическом правовом государстве, с общепринятыми международными нормами, обеспечить строгую дифференциацию уголовной ответственности.

В Уголовный кодекс РФ включены главы об ответственности за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних и др. Введены новые статьи, предусматривающие повышенную ответственность за такие опасные преступления, как терроризм, продажа детей, завладение чужим недвижимым имуществом, легализация денежных средств, добытых незаконным путём.

В законодательстве решается задача последовательного внедрения международно признанной системы ценностей в сферу уголовно-правовой охраны РФ.

Домашнее задание:

Вариант 1: § 20 учебника; если учитель сочтёт необходимым, можно предложить работу с гл. 14, ст. 87, 90, 91, 92 УК РФ.

Вопросы и задания к фрагменту УК:

1)    Кто признаётся несовершеннолетним?

2)    Заполните таблицу «Наказания, применяемые к несовершеннолетнему, совершившему преступление».

Наказания, применяемые к несовершеннолетнему, совершившему преступление

Виды наказания

Содержание наказания

 

 

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar