Главная» 9 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 9 класс УРОК 3. ГОСУДАРСТВО
27.09.2016, 18:44
УРОК 3. ГОСУДАРСТВО (§ 2)

В рамках темы проводится теоретическое обобщение знаний учащихся по истории, географии, обществознанию, полученных в предшествующие годы; закладываются основы для изучения раздела «Политическая жизнь современного общества» в старших классах. Понятия «государство», «гражданин», характеристики форм правления (монархической и республиканской), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация), представления о функциях государства являются основными при изучении темы.

Задачи урока

1.    Раскрыть понятия «государство» и «гражданство».

2.    Охарактеризовать причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства.

3.    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина); анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; планирование и организация своей деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Учебник, мультимедиапроектор, схемы.

План изучения нового материала

1.    Происхождение государства.

2.    Признаки государства.

3.    Понятие формы государства.

4.    Формы правления и территориально-государственного устройства.

5.    Понятие «гражданство». Гражданство в РФ. Варианты организации учебной деятельности

Для актуализации знаний школьников учитель может обратиться к вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» и организовать мозговой штурм. Класс делится на 7 групп, каждая из которых получает один из вопросов для обсуждения. Учитель напоминает, что группа должна составить краткое содержание ответа в тетрадях или на отдельном плакате. Оптимальное время для работы в группах — 5—7 минут. После обсуждения вопроса в группах учащиеся знакомят класс со своими ответами. Учитель предлагает вернуться к обсуждению ответов на вопросы и к их проверке после изучения темы. Этот приём выступает не только как один из элементов мотивации учащихся. Он позволит проверить осознанность усвоения нового материала и провести рефлексию деятельности на уроке.

Комбинированный урок

1. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Школьникам предлагается следующее задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».

Теории возникновения государства

Учитель может дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей)6. Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».

2. К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия. Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика показывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются (связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу. 7 8 9 10 11 12 13

Признаки и функции государства

Признаки

государства

Внутренние

функции

государства

Внешние функции государства

 

 

 

яснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).

Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».

3. Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства», изображая её на доске или демонстрируя с помощью мультимедиапроектора.

Формы государства

Форма правления

Какие высшие органы власти существуют в государстве. Как они формируются

 

Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.

4. Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы. Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.

При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике. Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».

Формы правления

Монархия

Республика

1. Единоличное правление.

1. Высшие органы власти —

2. Власть главы государства

выборные учреждения.

(монарха) является

2. Состав высших органов

бессрочной, пожизненной и

власти регулярно обновляется.

передаётся по наследству.

3. Действует принцип

3. Глава государства

разделения властей на три

выступает как носитель

ветви: законодательную,

государственного суверенитета.

исполнительную, судебную.

4. Монарх не несёт

4. Государственные деятели

юридической ответственности

несут юридическую

за свои действия и

ответственность за свои

результаты правления.

действия и результаты

 

правления.

Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал рубрики «Факты», представленной в учебнике.

Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».

Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.

Для закрепления изученного материала организуется заполнение незавершённой схемы «Формы правления и территориально-государственного устройства». Учащиеся получают раздаточный материал, в который необходимо внести соответствующие термины, руководствуясь приведёнными примерами государств.

Формы правления

и территориально-государственного устройства

5. При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по общество-знанию14, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме»15. Затем обсуждаются

вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.

Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».

При подведении итогов урока учитель просит учащихся обратиться к вопросам, которые обсуждались в начале урока: изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?

Домашнее задание: § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания 1—3 рубрики «В классе и дома». В качестве задания по выбору учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему одного из высказываний, представленных в рубрике «Говорят мудрые». Литература для учителя

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб, пособие для вузов / Т. В. Кашанина. — М., 2004.

Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М., 1993.

Симонишвили Л. Р. Формы правления: история и современность / Л. Р. Симонишвили. — М., 2007.

Аминов А. М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — № 8.

Семёнов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. — 2002. — № 10.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar