Главная» 9 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 9 класс УРОК 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
27.09.2016, 18:45
УРОК 5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (§ 4)

На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с теорией правового государства, его сущностью, основными признаками (принципами). Эти знания дают возможность расширить представления школьников о демократическом устройстве власти, высших демократических ценностях, закреплённых в Конституции РФ.

Задачи урока

1.    Познакомить учащихся с элементами теории правового государства, его сущностью, высшей целью, признаками, отдельными позициями, которые нашли своё закрепление в Конституции РФ.

2.    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; поиск и выделение необходимой информации; моделирование с выделением существенных характеристик объекта; умение структурировать знания; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем.

Оборудование урока

Компьютер, учебник, текст Конституции РФ.

План изучения нового материала

1.    Сущность правового государства.

2.    Развитие идеи правового государства.

3.    Основные признаки (принципы) правового государства.

Варианты организации учебной деятельности

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учащиеся отвечают на вопрос рубрики «Вспомним ».

Вариант 1. Комбинированный урок

Перед изучением нового материала учитель может отметить, что в современном мире нет государства, граждане которого обладали бы всей полнотой прав и свобод, были защищены от любого произвола, в том числе и со стороны государства, где торжествует закон и справедливость. Справедливое общественное устройство для человечества во многом остаётся только идеалом.

Рекомендуется обратиться к ст. 1 Конституции РФ, в которой даётся характеристика Российской Федерации как правового государства. Учитель подчёркивает, что Россия находится в процессе создания такого государства. Это наша стратегическая цель. Ответственность за его строительство лежит на молодом поколении.

1.    При изучении первого вопроса советуем учителю самому объяснить материал, опираясь на тексты вводной части к § 4 и его первого раздела. Характеризуя правовое государство, важно привлечь внимание к двум сторонам его сущности:

1)    высшей цели правового государства (обеспечение прав и свобод человека и гражданина);

2)    ограниченности государственной власти рамками права («связанность государства правом»).

Опора на текст ст. 2 Конституции РФ поможет разъяснить, что является высшей ценностью в нашей стране и в чём состоит обязанность государства. Для закрепления изученного учащиеся выполняют задание: прочитайте рубрику «Документ» и ответьте на вопросы к ней. После обсуждения совместными усилиями формулируется краткое определение правового государства. При возникновении затруднений рекомендуется привлечь текст учебника.

2.    При изучении второго вопроса рекомендуется организовать работу с учебником. Учащиеся изучают второй и третий разделы параграфа и составляют дискретный конспект (отдельными фразами), отражающий наиболее яркие идеи учёных о правовом государстве.

Далее представлен примерный вариант конспекта. Его можно оформить в виде таблицы, а также продемонстрировать с помощью мультимедиапроектора.

Платон

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон; закон — владыка над правителями, а они — его рабы

Аристотель

Где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя

Цицерон

Право должно быть выше власти

Дж. Локк

Чтобы в государстве господствовало право, в нём должен верховенствовать гражданский закон, соответствующий «вечному и всеобъемлющему закону природы»

Ш. Монтескьё

Вся власть в государстве должна быть строго разделена на три вида: законодательную, исполнительную и судебную

И. Кант

Категорический императив государственного устройства: государство должно быть правовым с разделением властей

С. А. Котляревский

Принцип правового государства ставит перед законодателем заповедь — уважение к правам личности

При обсуждении содержания конспекта важно помочь классу выделить идеи, которые сближают взгляды различных мыслителей.

Далее учитель предлагает классу познакомиться с текстом рубрики «Мнения» и показать связь идей М. М. Сперанского с идеями, изложенными выше.

3. В ходе работы над третьим вопросом учитель демонстрирует на доске схему (приводим её в законченном виде).

Верховенство права

Незыблемость прав

Разделение

(правового закона)

и свобод человека

властей

Важно подчеркнуть, что в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный. Советуем привлечь внимание учащихся к выразительной юридической формулировке «всеобщая связанность законом» — так юристы говорят о принципе верховенства права.

Поскольку учащиеся достаточно подготовлены к восприятию нового материала, можно продолжить работу с текстом Конституции РФ. Для изучения первого признака учащимся даётся задание: прочитайте ст. 15 (состоит из 4 пунктов) и подумайте над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно закреплено верховенство права в нашей стране? (Пп. 2 и 4.)

Второй признак правового государства иллюстрируется ст. 2 и 17 (п. 2). Третий признак правового государства изучается с помощью ст. 10 и 11. Полезно при этом, опираясь на текст учебника, составить схему «Судебная власть РФ». При наличии времени можно подробно ознакомиться с устройством государственной власти: ст. 80 (п. 1), 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1), 110 (п. 1), 111 (п. 1). Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12).

Завершая урок, учитель может предложить школьникам задание 3 рубрики «В классе и дома». Обсуждение позволит развить важную мысль о взаимной ответственности государства и гражданина, подумать о том, что гражданин вправе ожидать и даже требовать от государства согласно конституционным положениям и, напротив, какую ответственность несёт каждый из нас перед государством и обществом.

Вариант 2. Лабораторное занятие

Лабораторное занятие проводится по текстам пособия «Дидактические материалы»17. Данная форма урока воз-

можна в хорошо подготовленном классе. В качестве домашнего задания классу предлагается опережающее чтение § 5 учебника. Для изучения нового материала класс делится на четыре группы.

Примерный план лабораторного занятия

1.    Работа с текстами в 4 группах.

2.    Выступления лидеров групп и обсуждение выступлений.

Группам предлагаются следующие источники: первой группе — текст Дж. Локка «Естественное состояние человека и источник власти» (тема 38, текст 3); второй группе — текст О. Г. Румянцева и В. Н. Додонова «Что такое правовое государство» (тема 39, текст 1); третьей группе — текст А. Б. Венгерова «Верховенство права в правовом государстве» (тема 39, текст 2); четвёртой группе — текст С. С. Алексеева «Правовое государство и прогресс общества» (тема 39, текст 3).

Все тексты содержат по 3—5 вопросов. Хорошо, если от каждой группы будет столько же выступающих. Перед началом выступления представителя группы другой её участник зачитывает вслух фрагмент текста. Это важно сделать, чтобы участие в обсуждении ответов было более осмысленным. Учитель просит при чтении текстов интонацией выделять главные мысли, выразительно читать текст, следить за дикцией (можно даже отметить оценкой лучшее выразительное чтение).

В качестве заключительного задания можно предложить учащимся выполнить задание 3 рубрики «В классе и дома» (§ 5).

Дополнительный материал для учителя

Для формирования правового государства требуется высокий уровень как общей культуры, так и правовой. Построение правового государства крайне затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Даже самый совершенный закон мало что способен изменить, если граждане не имеют привычки соизмерять свои действия с правом. Правовое государство предполагает также определённый уровень индивидуальной и общественной нравственности.

Одной из главных предпосылок формирования правового государства называют наличие институтов гражданского общества. Демократия основывается на плюрализме гражданского общества. Свободный доступ к информации, обмен ею и получение этой информации затрудняют процесс превращения властных политических структур в самовластные, самодовлеющие институты.

Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.

Правовое государство формируется при условии ориентации на социальную справедливость (без крайностей уравниловки).

Домашнее задание: § 4 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Нескольким учащимся, интересующимся вопросами права, можно предложить провести микроисследование: собрать материал о проявлении правового нигилизма в молодёжной среде и объяснить само это понятие. Литература для учителя

Бошно С. В. Правоведение: учеб. / С. В. Бошно. — М., 2004. — Гл. 5.

Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. / М. Н. Марченко. — М., 2007. — Гл. 14.

Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2009. — Гл. 6.

Общая теория государства и права: учеб. / под ред. Н. В. Лазарева. — М., 2010. — Тема 31.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar