Главная » Файлы » 10 класс » Химия

ГДЗ по химии 10 класс Габриелян

Здесь вы найдете ГДЗ по химии 10 класс Габриелян. В данной книги изложены ответы и решения, которые помогут вам спрвиться с домашним заданием. Используйте ГДЗ по химии 10 класс Габриелян только в качестве дополнительной проверки ваших ответов. ГДЗ по химии 10 класс Габриелян поможет ответить на вопросы задач и упражнений которые вам остались не понятными.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

12.09.2014, 17:22
 

Введение. § 1. Предмет органической химии. Органические вещества

1. Кто ввел понятия «органические вещества» и «органическая химия»?
2. Как называлось учение о «жизненной силе»? Объясните этимологию (происхождение) этого термина. Какие открытия нанесли удар по этому учению?
3. Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки.
4. Что отличает органические вещества от неорганических?
5. Что общего в смысле понятий «валентность» и «степень окисления»? Что отличает их друг от друга?
6. Какие группы природных и синтетических органических веществ вы знаете?
7. Найдите в периодической печати сообщения о достижениях в области органической химии.
Введение. § 2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

1. Каковы предпосылки теории химического строения органических соединений?
2. Установите параллели между теорией периодичности Д. И. Менделеева и теорией строения А. М. Бутлерова.
3. Какую валентность имеет углерод в органических соединениях?
4. Каким свойством углерода объясняется то, что он является основным элементом живой природы — органогеном?
5. Приведите примеры взаимного влияния атомов в молекулах органических и неорганических соединений.
6. На примере открытия новых элементов и синтеза изомеров покажите, как достижения практических исследований становятся основой новых теоретических представлений.
7. Какова роль теории строения А. М. Бутлерова в современной органической и общей химии?
Введение. § 3. Строение атома углерода

1. Запишите электронную формулу атома углерода. Объясните смысл каждого символа в ней. Каковы электронные формулы атомов бора, бериллия и лития? Составьте электронно-графические формулы, соответствующие атомам этих элементов.
2. Запишите электронные формулы:а) атома натрия и катиона Na+;б) атома магния и катиона Mg2+;в) атома фтора и аниона F-;г) атома кислорода и аниона О2-;д) атома водорода и ионов Н+ и Н-. Составьте электронно-графические формулы распределения электронов по
3. Атому какого химического элемента соответствует электронная формула 1s22s22p6? Какие катионы и анионы имеют такую же электронную формулу? Составьте электронно-графическую формулу атома и этих ионов.
4. Сравните длины связей в молекулах водорода и фтора. Чем вызвано их различие?
5. Молекулы азота и фтора двухатомны. Сравните числа и характер химических связей между атомами в них.
Введение. § 4. Валентные состояния атома углерода

1. Какие типы гибридизации электронных орбиталей атома углерода вы знаете?
2. Порядок соединения атомов в молекулах отражают структурные формулы. Определите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле бутадиена-1,2, если его структурная формула
3. Сколько орбиталей второго энергетического уровня атома углерода не участвует в sp-гибридизации; в sp2-гибриди-зации; в sp3-гибридизации?
4. Чему равны углы между осями углеродного атома для:а)sp2-гибридных орбиталей;б) sp-гибридных орбиталей;в) sp-гибридной и негибридной p-орбиталей;г) негибридных p-орбиталей;д) sp3 гибридных орбиталей?
Глава 1. Строение органических соединений. § 5. Классификация органических соединений

1. К какому классу относятся соединения?
2. Назовите кислородсодержащие функциональные группы. Приведите примеры соединений, содержащих эти группы.
3. Приведите пример азотсодержащего ациклического соединения. Напишите его структурную формулу.
4. Ациклическое соединение имеет формулу С6Н12. Составьте структурные формулы изомеров, удовлетворяющих условию задания. Назовите соответствующие вещества.
5. Соединение с формулой С2Н4O является алифатическим. Напишите его структурную формулу. Назовите это вещество.
Глава 1. Строение органических соединений. § 6. Основы номенклатуры органических соединений

1. Назовите соединения, формулы которых:
2. Напишите структурные формулы соединений, названия которых:а) пропен; б) 2-метилпентан;в) пентин-1; г) пентин-2;д) пропанол-1; е) пропанол-2; ж) пропаналь; з) пропановая кислота.
Глава 1. Строение органических соединений. § 7. Изомерия и ее виды

1. Какие виды изомерии вы знаете?
2. Чем отличается структурная изомерия от пространственной?
3. Какие из предлагаемых соединений являются:а) изомерами;б) гомологами? Дайте всем веществам названия.
4. Возможна ли геометрическая (цис-, транс- ) изомерия для:а) алканов; б) алкенов;в) алкинов; г) циклоалканов? Объясните, приведите примеры.
5. Возможна ли оптическая изомерия для соединения? Если возможна, изобразите эти изомеры.
6. Какие виды изомерии возможны для соединений, имеющих следующие формулы (напишите структурные формулы всех возможных изомеров):а) С6Н14 б) С3Н8O в) С4Н10Ог) С4Н8 д) С4Н9Cl
7. Найдите среди предлагаемых соединений изомеры: Назовите соединения.
Глава 2. Реакции органических соединений. § 8. Типы химических реакций в органической химии

1. К какому типу реакций относится:а) получение хлорметана из метана;б) получение бромбензола из бензола;в) получение хлорэтана из этилена;г) получение этилена из этанола;д) превращение бутана в изобутан;е)дегидрирование этана; ж) превращение бромэтана в
2. Какие реакции характерны для: а)алканов; б)алкенов? Приведите примеры реакций.
3. В чем особенности реакций изомеризации? Что их объединяет с реакциями получения аллотропных модификаций одного химического элемента? Приведите примеры.
4. В каких реакциях (присоединение, замещение, элиминирование, изомеризация) молекулярная масса исходного соединения:а) увеличивается;б) уменьшается;в) не изменяется;г) в зависимости от реагента увеличивается или уменьшается?
Глава 2. Реакции органических соединений. § 9. Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии

1. Что такое гомолитический и гетеролитический разрывы ковалентной связи? Для каких механизмов образования ковалентной связи они характерны?
2. Что называют электрофилами и нуклеофилами? Приведите их примеры.
3. В чем различия между мезомерным и индуктивным эффектами? Как эти явления иллюстрируют положение теории строения органических соединений А. М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ?
4. В свете представлений об индуктивном и мезомерном эффектах рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах: Подтвердите свои выводы примерами уравнений химических реакций.
Глава 3. Углеводороды. § 10. Природные источники углеводородов

1. Перечислите основные природные источники углеводородов. Какие органические вещества входят в состав каждого из них? Что общего в их составах?
2. Опишите физические свойства нефти. Почему она не имеет постоянной температуры кипения?
3. Обобщив сообщения СМИ, опишите экологические бедствия, вызванные утечкой нефти, и способы преодоления их последствий.
4. Что такое ректификация? На чем основан этот процесс? Назовите получаемые в результате ректификации нефти фракции. Чем они отличаются друг от друга?
5. Что такое крекинг? Приведите уравнения трех реакций, соответствующих крекингу нефтепродуктов.
6. Какие виды крекинга вы знаете? Что общего в этих процессах? Чем они отличаются друг от друга? В чем заключается принципиальное отличие продуктов крекинга разных видов?
7. Почему попутный нефтяной газ носит такое название? Каковы его основные компоненты и их применение?
8. Чем природный газ отличается от попутного нефтяного? Что общего в их составах? Приведите уравнения реакций горения всех известных вам компонентов попутного нефтяного газа.
9. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно получить бензол из природного газа. Укажите условия проведения этих реакций.
10. Что такое коксование? Каковы его продукты и их состав? Приведите уравнения реакций, характерных для известных вам продуктов коксования каменного угля.
11. Объясните, почему сжигание нефти, каменного угля и попутного нефтяного газа далеко не самый рациональный способ их использования.
Глава 3. Углеводороды. § 11. Алканы

1. Запишите общую формулу углеводородов гомологического ряда алканов.
2. Напишите формулы возможных изомеров гексана и назовите их по систематической номенклатуре.
3. Что такое крекинг? Какие виды крекинга вы знаете?
4. Напишите формулы возможных продуктов крекинга гексана.
5. Расшифруйте следующую цепочку превращений. Назовите соединения А, Б и В.
6. Приведите структурную формулу углеводорода С5Н12, образующего при бромировании только одно монобром-производное.
7. На полное сгорание 0,1 моль алкана неизвестного строения израсходовано 11,2 л кислорода (при н. у.). Какова структурная формула алкана?
8. Какова структурная формула газообразного предельного углеводорода, если 11 г этого газа занимают объем 5,6 л (при н. у.)?
9. Вспомните, что вам известно о применении метана, и объясните, почему утечка бытового газа может быть обнаружена по запаху, хотя его составляющие запаха не имеют.
10*. Какие соединения могут быть получены каталитическим окислением метана в различных условиях? Напишите уравнения соответствующих реакций.
11*. Продукты полного сгорания (в избытке кислорода) 10,08 л (н. у.) смеси этана и пропана пропустили через избыток известковой воды. При этом образовалось 120 г осадка. Определите объемный состав исходной смеси.
12*. Плотность по этану смеси двух алканов равна 1,808. При бромировании этой смеси выделено только две пары изомерных монобромалканов. Суммарная масса более легких изомеров в продуктах реакции равна суммарной массе более тяжелых изомеров. Определите объе
Глава 3. Углеводороды. § 12. Алкены (олефины)

1. Какие виды изомерии характерны для алкенов? Напишите формулы возможных изомеров пентена-1.
2. Из каких соединений может быть получен: а) изобутен (2-метилпропен); б) бутен-2; в) бутен-1? Напишите уравнения соответствующих реакций.
3. Расшифруйте следующую цепочку превращений. Назовите соединения А, Б, В.
4. Предложите способ получения 2-хлорпропана из 1-хлор-пропана. Напишите уравнения соответствующих реакций.
5. Предложите способ очистки этана от примесей этилена. Напишите уравнения соответствующих реакций.
6. Приведите примеры реакций, с помощью которых можно различить предельные и непредельные углеводороды.
7. На полное гидрирование 2,8 г алкена израсходовано 0,896 л водорода (н. у.). Какова молекулярная масса и структурная формула этого соединения, имеющего нормальную цепь углеродных атомов?
8. Какой газ находится в цилиндре (этен или пропен), если известно, что на полное сгорание 20 см3 этого газа потребовалось 90 см3 (н. у.) кислорода?
9*. При реакции алкена с хлором в темноте образуется 25,4 г дихлорида, а при реакции этого алкена той же массы с бромом в тетрахлорметане — 43,2 г дибромида. Установите все возможные структурные формулы исходного алкена.
Глава 3. Углеводороды. § 13. Алкины

1. Возможна ли для алкинов цис-транс-изомерия?
2. Напишите все возможные формулы изомеров углеводорода состава С5Н8, относящихся к классу алкинов.
3. Предложите способы получения ацетилена из неорганических веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций.
4. Расшифруйте следующую цепочку превращений. Назовите соединения А, Б и В.
5. С помощью каких реагентов и при каких условиях можно получить бутин-2 из бутена-2? Запишите уравнения реакций.
6*. Почему во всех работах, связанных с ацетиленом, категорически запрещено применять медь или ее сплавы в реакторах, инструментах, коммуникациях и т. д.?
7*.При сжигании 2,48 г смеси пропана, пропена и пропина образовалось 4,03 г углекислого газа (н. у.). Сколько граммов воды получилось при этом?
8*. 3,92 л (н. у.) смеси газообразных алкена и алкина, содержащих одинаковое число атомов углерода, могут присоединить 40 г брома. Образовавшаяся при этом смесь имеет массу 47,2 г. Определите качественный и количественный (в процентах по объему) состав ис
Глава 3. Углеводороды. § 14. Алкадиены

1. Какие виды алкадиенов вы знаете? Приведите примеры.
2. Напишите формулы изомеров углеводорода С6Н10, относящегося к классу алкадиенов.
3. Какие виды изомерии характерны для алкадиенов с сопряженными двойными связями? Приведите примеры.
4. При взаимодействии бутадиена-1,3 с бромом возможно образование разных соединений. Что это за соединения? Напишите уравнения соответствующих реакций.
5. Расшифруйте следующую цепочку превращений. Назовите соединения А, Б, В, Г.
6*. При полном сжигании 0,1 моль ациклического углеводорода образуется 5,4 г воды и выделяется 8,96 л (н. у.) углекислого газа. При взаимодействии этого углеводорода с эквимолярным количеством брома при 40 °С образуется преимущественно дибромалкен симметр
Глава 3. Углеводороды. § 15. Циклоалканы

1. Напишите уравнения реакций бромирования: а) циклопропана; б) циклогексана.
2. Напишите структурные формулы цис- и транс-изомеров:а) 1-метил-З-этилциклогексана;б) 1,2-диметил циклобутана.
3. Напишите структурные формулы углеводородов разных классов, отвечающих формуле С7Н14, и дайте им названия.
4*. Определите строение углеводорода, если известно, что он в два раза тяжелее азота, не обесцвечивает водный раствор перманганата калия, а при взаимодействии с водородом в присутствии платины образует смесь двух веществ.
Глава 3. Углеводороды. § 16. Ароматические углеводороды (арены)

1. Напишите формулы возможных изомеров углеводорода состава С9Н12, относящегося к ароматическому ряду.
2. Какие ароматические углеводороды могут образоваться при дегидроциклизации н-октана?
3. При хлорировании толуола в присутствии хлорида желе-за(Ш) получено два соединения с молекулярной формулой С7Н7Cl. Хлорирование толуола на свету приводит также к соединению с молекулярной формулой С7Н7Cl. Что это за соединения? Напишите уравнения соотве
4. Соединение А состава С7Н8 нитруется азотной кислотой в присутствии серной кислоты с образованием смеси соединений Б и В, имеющих общую формулу C7H7NO2. Окисление соединения А перманганатом калия в кислой среде приводит к соединению Г формулы С7Н6O2. На
5. Сколько граммов бензола прореагировало с бромом в присутствии бромида железа(Ш), если выделилось 224 мл бромистого водорода (н. у.)?
6. Сколько литров водорода (н. у.) могут присоединить в присутствии катализатора 100 г смеси, состоящей из 25% бензола, 15% толуола, 25% гексена и 35% гексана?
7. При нитровании 15,6 г бензола смесью концентрированных азотной и серной кислот выход мононитропроизводного составил 70%. Сколько граммов продукта получено?
8*. Углеводород состава С9Н8 обесцвечивает бромную воду, при окислении образует бензойную кислоту, с аммиачным раствором оксида серебра дает осадок. Установите строение углеводорода, приведите уравнения соответствующих реакций.
9*. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить стирол, используя только неорганические соединения.
Глава 4. Кислородсодержащие соединения. § 17. Спирты

1. Какие вещества называются спиртами? По каким признакам классифицируют спирты? К каким спиртам следует отнести бутанол-2? бутен-3-ол-1? пентен-4-диол-1,2?
2. Составьте структурные формулы спиртов, перечисленных в упражнении 1.
3. Существуют ли четвертичные спирты? Объясните ответ.
4. Сколько спиртов имеют молекулярную формулу С5Н12O? Составьте структурные формулы этих веществ и назовите их. Только ли спиртам может соответствовать эта формула? Составьте структурные формулы двух веществ, имеющих формулу С5Н12O и не относящихся к спир
5. Назовите вещества, структурные формулы которых приведены ниже:
6. Напишите структурную и эмпирическую формулы вещества, название которого 5-метил-4-гексен-1-инол-3. Сравните число атомов водорода в молекуле этого спирта с числом атомов водорода в молекуле алкана с таким же числом атомов углерода. Чем объясняется это
7. Сравнив электроотрицательности углерода и водорода, объясните, почему ковалентная связь О—Н более полярна, чем связь С—О.
8. Как вы думаете, какой из спиртов — метанол или 2-ме-тилпропанол-2 — будет активнее реагировать с натрием? Объясните свой ответ. Составьте уравнения соответствующих реакций.
9. Составьте уравнения реакций взаимодействия пропанола-2 (изопропилового спирта) с натрием и бромоводородом. Назовите продукты реакций и укажите условия их осуществления.
10. Смесь паров пропанола-1 и пропанола-2 пропустили над нагретым оксидом меди(II). Какие реакции могли произойти при этом? Составьте уравнения этих реакций. К каким классам органических соединений относятся их продукты?
11. Какие продукты могут образоваться при гидролизе 1,2-дихлорпропанола? Составьте уравнения соответствующих реакций. Назовите продукты этих реакций.
12. Составьте уравнения реакций гидрирования, гидратации, галогенирования и гидрогалогенирования 2-пропе-нола-1. Назовите продукты всех реакций.
13. Составьте уравнения взаимодействия глицерина с одним, двумя и тремя молями уксусной кислоты. Напишите уравнение гидролиза сложного эфира — продукта этерификации одного моля глицерина и трех молей уксусной кислоты.
14*. При взаимодействии первичного предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 8,96 л газа (н. у.). При дегидратации той же массы спирта образуется алкен массой 56 г. Установите все возможные структурные формулы спирта.
15*. Объем углекислого газа, выделившегося при сжигании предельного одноатомного спирта, в 8 раз превосходит объем водорода, выделившегося при действии избытка натрия на то же количество спирта. Установите строение спирта, если известно, что при его окисл
Ответ на вопрос 16.
Глава 4. Кислородсодержащие соединения. § 18. Фенолы

1. Назовите вещества по их структурным формулам:
2. Объясните, почему кислотные свойства фенола выражены сильнее, чем кислотные свойства воды и спиртов.
3. При пропускании углекислого газа через водный раствор фенолята натрия реакционная смесь помутнела и приобрела характерный запах. Объясните изменения и приведите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
4. Составьте уравнения реакций, соответствующих нескольким стадиям образования фенолформальдегидного полимера из тримера.
5*. Смесь непредельного спирта и гомолога фенола массой 1,37 г реагирует с 160 г 2%-ной бромной воды. Такая же смесь в реакции с избытком натрия выделяет 168 мл газа (н. у.). Определите молекулярные формулы веществ и их массовые доли в смеси.
Глава 4. Кислородсодержащие соединения. § 19. Альдегиды и кетоны

1. Сколько атомов углерода содержится в молекуле простейшего альдегида? в молекуле простейшего кетона? Назовите эти вещества. Приведите синонимы их названий.
2. Назовите вещества, структурные формулы которых следующие:
3. Составьте структурные формулы изомеров бутаналя. К каким классам относятся эти вещества? Назовите их. Составьте уравнения реакций гидрирования этих соединений и укажите названия продуктов реакций.
4. Какой объем формальдегида (н. у.) необходимо подвергнуть гидрированию для получения 16 г метилового спирта?
5. Составьте уравнение реакции гидрирования диметилкетона (ацетона). Какова молярная масса продукта реакции?
6. Запишите уравнение реакции «серебряного зеркала» с участием метаналя. Какие функциональные группы содержит молекула карбоновой кислоты — продукта этой реакции? Может ли она окисляться аммиачным раствором оксида серебра? Что может образовываться при это
7. В ходе реакции «серебряного зеркала» образовалась карбоновая кислота, имеющая относительную молекулярную массу, равную 88. Какие органические вещества могли быть реагентами в этой реакции? Используя структурные формулы, составьте возможные уравнения эт
8. Какая масса ацетальдегида необходима для восстановления 0,54 г серебра из его оксида? Какое количество гидроксида калия необходимо для нейтрализации образующейся при этом уксусной кислоты?
9. В одном из сосудов находится раствор ацетона, в другом — ацетальдегида. Предложите способы определения содержимого каждого сосуда.
10. Какие вещества образуются при нагревании гидроксида меди(II) с пропаналем? Подтвердите ответ уравнением реакции. Каковы признаки этой реакции?
11. При сгорании 4,5 г органического вещества образовалось 3,36 л (н. у.) углекислого газа и 2,7 мл воды. Определите простейшую и истинную формулу вещества, если его плотность по воздуху равна 1,035. Объясните этимологию названий этого вещества. Каковы об
12*. Составьте уравнения реакций, которые могут протекать при бромировании пропаналя на свету. Какие продукты могут образовываться при этом? Назовите их. Какие продукты образуются при взаимодействии пропаналя с подкисленной бромной водой? Назовите их.
13*. При окислении 11,6 г кислородсодержащего органического соединения образовалось 14,8 г одноосновной карбоновой кислоты, при взаимодействии которой с избытком гидрокарбоната натрия выделилось 4,48 л (н. у.) газа. Определите строение исходного соединени
14*. При окислении 1,18 г смеси муравьиного и уксусного альдегидов избытком аммиачного раствора оксида серебра образовалось 8,64 г осадка. Определите массовые доли альдегидов в смеси.
Глава 4. Кислородсодержащие соединения. § 20. Карбоновые кислоты

1. Непредельная элаидиновая кислота С17Н33СООН является транс-изомером олеиновой кислоты. Составьте структурную формулу этого вещества.
2. Составьте уравнение реакции гидрирования олеиновой кислоты. Назовите продукт этой реакции.
3. Составьте уравнение реакции горения стеариновой кислоты. Какой объем кислорода и воздуха (н. у.) потребуется для сжигания 568 г стеариновой кислоты?
4. Смесь твердых жирных кислот — пальмитиновой и стеариновой — называют стеарином (именно из него изготавливают стеариновые свечи). Какой объем воздуха (н. у.) потребуется для сжигания двухсотграммовой стеариновой свечи, если стеарин содержит равные массы
5. Решите предыдущую задачу при условии, что свеча содержит равные количества (одинаковое число молей) стеариновой и пальмитиновой кислот.
6. Для удаления пятен ржавчины их обрабатывают раствором уксусной кислоты. Составьте молекулярные и ионные уравнения происходящих при этом реакций, учитывая, что ржавчина содержит оксид и гидроксид желе-за(III) — Fe2O3 и Fe(OH)3. Почему такие пятна не уда
7. Добавляемую в бездрожжевое тесто пищевую (питьевую) соду NaHCO3 предварительно «гасят» уксусной кислотой. Проделайте дома эту реакцию и составьте ее уравнение, зная, что угольная кислота слабее уксусной. Объясните образование пены.
8. Зная, что хлор более электроотрицателен, чем углерод, расположите следующие кислоты: уксусную, пропионовую, хлоруксусную, дихлоруксусную и трихлоруксусную кислоты в порядке усиления кислотных свойств. Обоснуйте свой результат.
9. Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию «серебряного зеркала»? Составьте уравнение этой реакции. Какой газ может выделяться при этом?
10. При взаимодействии 3 г предельной одноосновной карбоновой кислоты с избытком магния выделилось 560 мл (н. у.) водорода. Определите формулу кислоты.
11. Приведите уравнения реакции, с помощью которых можно описать химические свойства уксусной кислоты. Назовите продукты этих реакций.
12. Предложите несложный лабораторный способ, с помощью которого можно распознать пропановую и акриловую кислоты.
13. Составьте уравнение реакции получения метилформиата — сложного эфира метанола и муравьиной кислоты. В каких условиях следует проводить эту реакцию?
14. Составьте структурные формулы веществ, имеющих состав С3Н6O2. К каким классам веществ их можно отнести? Приведите уравнения реакций, характерных для каждого из них.
15. Вещество А — изомер уксусной кислоты — не растворяется в воде, однако может подвергаться гидролизу. Какова структурная формула вещества А? Назовите продукты его гидролиза.
16. Составьте структурные формулы следующих веществ:а) метилацетат; б) щавелевая кислота;в) муравьиная кислота; г) дихлоруксусная кислота;д) ацетат магния; е) этилацетат; ж) этилформиат; з) акриловая кислота.
17. Назовите вещества, структурные формулы которых приведены ниже. Дайте возможные синонимы их названий.
18*. Образец предельной одноосновной органической кислоты массой 3,7 г нейтрализовали водным раствором гидрокарбоната натрия. При пропускании выделившегося газа через известковую воду было получено 5,0 г осадка. Какая кислота была взята и каков объем выде
Глава 4. Кислородсодержащие соединения. § 21. Сложные эфиры. Жиры

1. Сравните общие формулы простых и сложных эфиров. Что общего в их строении и что отличает их друг от друга?
2. Как называется реакция, обратная реакции этерификации? К каким классам веществ относятся реагенты и продукты этой реакции?
3. Каково минимальное количество атомов углерода в молекуле сложного эфира? Составьте структурную формулу этого эфира и назовите его. Определите массовые доли химических элементов в нем. При взаимодействии каких веществ может быть получен этот эфир? Приве
4. Натуральное сливочное масло содержит жиры смешанного характера, содержащие остатки как предельных, так и непредельных карбоновых кислот. Как, используя раствор перманганата калия (марганцовки), отличить маргарин от сливочного масла? (Для ускорения реак
5. Как, не используя раствор перманганата калия, отличить маргарин от сливочного масла?
6. Сколько изомеров жиров образуют при омылении глицерин и смесь стеарата и пальмитата натрия? Составьте структурные формулы, отвечающие возможным вариантам состава и строения жира. Составьте уравнение реакции омыления одного из них. Могли ли образоваться
7. Неприятный запах горелого масла и любых перегретых жиров объясняется образованием акролеина (пропеналя), который является продуктом дегидратации глицерина. Какие реакции, протекающие при жарке пищи, приводят к образованию акролеина из жиров?
8. Какой объем воздуха (н. у.) потребуется для полного окисления 1 моль спермацета? Какие массы углекислого газа и воды образуются при этом?
9. При сгорании одного моля сложного эфира образуется три моля углекислого газа, а один из продуктов гидролиза этого эфира восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра. Назовите эфир и составьте уравнения упомянутых реакций. Как называют последнюю из
10. Какие массы кислоты и спирта необходимо взять для получения 1 г изобутилацетата при выходе эфира 60% от теоретически возможного?
11*. По данным анализа, вещество содержит 48,649% углерода, 43,243% кислорода и 8,108% водорода. Сколько сложных эфиров имеют такой состав? Составьте структурные формулы этих эфиров и назовите их. Составьте уравнения реакций получения и гидролиза этих сое
12*. Для полного гидролиза 22,2 г смеси двух сложных эфиров потребовалось 168 г 10%-ного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 21,6 г осадка. Определите строение сложны
Глава 5. Углеводы. § 22. Углеводы, их классификация и значение

1. Дайте определение углеводов. Объясните этимологию этого слова.
2. Какие углеводы называют моносахаридами? полисахаридами? Почему их так называют?
3. Какова роль углеводов в природе и жизни человека?
4. С какими веществами класса углеводов вы сталкивались в своей жизни?
5. Какую массу сахарозы можно получить из 1,5 т сахарной свеклы, если массовая доля сахарозы в ней составляет 20% ?
6*. Сахарный песок первого сорта содержит (по массе) 99,7% сахарозы, 0,15% воды, 0,03% минеральных солей и 0,12% других веществ. Какую массу такого пищевого продукта можно получить из сахарной свеклы, выращенной на поле в 100 га, если урожайность его равн
Глава 5. Углеводы. § 23. Моносахариды. Гексозы. Глюкоза

1. Какие свойства глюкозы позволяют делать выводы о строении ее молекулы?
2. Используя структурную формулу глюкозы (в линейной форме), составьте уравнения реакций ее взаимодействия с аммиачным раствором оксида серебра, гидроксидом ме-ди(II), гидроксидом меди(II) при нагревании и с избытком уксусной кислоты.
3. Составьте уравнение реакции гидрирования глюкозы. В какой форме молекула глюкозы может принимать участие в этой реакции? Назовите продукт присоединения и класс органических веществ, к которому он относится.
4. Можно ли считать линейную и циклическую формы глюкозы изомерами? Объясните ответ.
5. Какие особенности строения молекулы фруктозы позволяют назвать ее кетоноспиртом?
6. Характерна ли для фруктозы реакция «серебряного зеркала»? Почему?
7. Составьте уравнения реакций спиртового и молочнокислого брожения глюкозы с использованием структурных формул. Назовите продукты реакций.
8. Расскажите о биологической роли глюкозы. На чем основано ее применение в медицине и промышленности?
9. При молочнокислом брожении 144 кг глюкозы получили 120 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного?
10. В процессе фотосинтеза зеленые растения нашей планеты ежегодно поглощают 200 млрд т углекислого газа. Какой объем кислорода выделяется в атмосферу при этом?
11. Сколько глюкозы (в мг) можно окислить аммиачным раствором оксида серебра, если он содержит: а) 20,88 мг Ag2O; б) 1,5 ммоль Ag2O?
Глава 5. Углеводы. § 24. Полисахариды. Крахмал и целюлоза

1. Из 200 кг древесных опилок, массовая доля целлюлозы в которых равна 60%, было получено 72 кг глюкозы в результате гидролиза. Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
2. Сколько целлюлозы и азотной кислоты (в кг) нужно для производства 8 т тринитроцеллюлозы, если выход ее составляет 88% от теоретически возможного?
3. Какую массу целлюлозы за сутки подвергли гидролизу, если при этом на гидролизном заводе из древесных опилок получили 150 т 96%-ного гидролизного этилового спирта?
4*. Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2% крахмала, было получено 450 л 95%-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л?
5*. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:а) крахмал → мальтоза → глюкоза → этиловый спирт → уксусноэтиловый эфир → ацетат натрия;б) целлюлоза → глюкоза → этиловый спирт &r
Глава 6. Азотсодержащие соединения. § 25. Амины

1. Приведите по три структурные формулы первичных, вторичных и третичных аминов. Назовите их.
2. Составьте структурные формулы изомеров пропилэтиламина. К каким типам органических соединений относятся эти вещества? Дайте их названия.
3. Как влияет способность образовывать водородные связи на физические свойства аминов?
4. Найдите массу 19,6%-ного раствора серной кислоты, способного прореагировать с 11,2 л метиламина (н. у.) с образованием средней соли.
5. Составьте схему получения диэтиламина из этена и неорганических веществ. Запишите уравнения реакций.
6. Объясните, почему основные свойства анилина выражены слабее, чем у аммиака и алифатических аминов.
7. При добавлении к бромной воде анилина она обесцвечивается. Объясните изменения и приведите уравнения реакций.
8*. Через смесь анилина, бензола и фенола массой 100 г пропустили сухой хлороводород. При этом образовалось 51,8 г осадка, который отфильтровали. Фильтрат обработали бромной водой, при этом получили 19,9 г осадка. Определите массовые доли веществ в исходн
9*. К смеси объемом 7 л, состоящей из углекислого газа и метиламина, добавили 5 л бромоводорода, после чего плотность газовой смеси по воздуху стала 1,942. Вычислите объемные доли газов в исходной смеси.
10*. Приведите пример реакции нуклеофильного замещения с участием первичного и вторичного аминов.
Глава 6. Азотсодержащие соединения. § 26. Аминокислоты

1. Запишите уравнения реакций аминопропионовой кислоты с серной кислотой и гидроксидом натрия, а также с метиловым спиртом. Всем веществам дайте названия по международной номенклатуре.
2. Почему аминокислоты являются гетерофункциональными соединениями?
3. Какими особенностями строения должны обладать аминокислоты, используемые для синтеза волокон, и аминокислоты, участвующие в биосинтезе белков в клетках живых организмов?
4. Чем отличаются реакции поликонденсации от реакций полимеризации? В чем их сходство?
5. Как получают аминокислоты? Запишите уравнения реакций получения аминопропионовой кислоты из пропана.
6. Определите строение α-аминокислоты, если известно, что она содержит 15,73% азота.
7*. Смесь массой 30 г, содержащая аминоуксусную кислоту и уксусный альдегид, для солеобразования требует 5,38 л хлороводорода (н. у.) или 10,08 г оксида кальция. Определите массовые доли веществ в исходной смеси.
Глава 6. Азотсодержащие соединения. § 27. Белки

1. Охарактеризуйте строение белков. Какую роль играют различные виды химических связей в формировании различных структур белковых молекул?
2. Как соотносятся между собой понятия «пептид», «полипептид», «полиамид» и «белок»?
3. Охарактеризуйте важнейшие физические и химические свойства белков.
4. С помощью каких реакций можно распознать белки?
5. Какую роль играют белки в жизни организмов?
6. Вспомните из курса общей биологии, какие белки определяют иммунные свойства организмов.
7. Расскажите о СПИДе и профилактике этого страшного заболевания.
8. Как распознать изделие из натуральной шерсти и искусственного волокна?
9. Напишите уравнение реакции гидролиза белков, имеющих общую формулу Какое значение имеет этот процесс в биологии и как он используется в промышленности?
10. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие переходы: этан → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота → полипептид.
Глава 6. Азотсодержащие соединения. § 28. Нуклеиновые кислоты

1. Сравните РНК и ДНК:а) по строению нуклеотидов;б) по строению полинуклеотидной цепи;в) по локализации в клетке;г) по выполняемой функции в процессе биосинтеза белка.
2. Используя принцип комплементарности, запишите буквенное обозначение второй половинки фрагмента двойной спирали ДНК:
3. Сравните три структуры белковых молекул с соответствующими структурами молекул ДНК. Какую роль играют водородные связи в строении этих биополимеров?
4. Какие вещества образуются при мягком гидролизе нуклеиновых кислот? А какие при полном гидролизе?
5. Почему в молекуле ДНК число пуриновых и пиримидиновых звеньев одинаково?
6. Какие виды РНК вы знаете? Какова их роль в жизнедеятельности клетки?
Глава 7. Биологически активные соединения. § 29. Витамины

1. Как соотносится термин «витамины» с функциями веществ, которые он обозначает?
2. Что такое гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы?
3. Как классифицируют витамины?
4. Охарактеризуйте авитаминозы витаминов А, В, С, D и предложите способы их лечения.
5. Расскажите о роли витамина С и его взаимосвязи с витамином Р и каротином (витамином А).
6. Как взаимосвязаны кулинарная обработка плодов и овощей и сохранность витаминов в них?
7. Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять (проконсультируйтесь с медицинскими работниками при подготовке ответа на этот вопрос)?
Глава 7. Биологически активные соединения. § 30. Ферменты

1. Что такое ферменты? Какова их химическая природа?
2. Чем отличается действие ферментов от действия неорганических катализаторов?
3. Перечислите факторы, которые влияют на скорость ферментативной реакции.
4. При какой температуре ферменты проявляют наибольшую активность: 26 °С, 36 °С, 56 °С?
5. Укажите оптимальное значение pH для действия амилазы и пепсина.
6. Как классифицируют ферменты и как образуются их тривиальные названия?
7. Назовите области применения ферментов в промышленности.
8. Лимонную кислоту в промышленности получают при микробиологическом (ферментативном) брожении раствора глюкозы согласно уравнению Сколько килограммов лимонной кислоты при выходе 62% от теоретически возможного можно получить из 520 кг 15% -ного раствора
9. Для производства молочной кислоты путем микробиологического (ферментативного) брожения в промышленности используют крахмал и кормовую патоку. Сколько килограммов молочной кислоты при выходе 75% от теоретически возможного можно получить из 640 кг кормов
10*. Скорость реакции ферментативного гидролиза сахарозы не зависит от ее концентрации и прямо пропорциональна концентрации ферментов. Для экспериментального определения этой скорости 5 мл раствора сахарозы смешали с равным объемом раствора фермента и выд
Глава 7. Биологически активные соединения. § 31. Гормоны

1. Подготовьте, предварительно проконсультировавшись у своего учителя биологии и школьного врача, небольшое сообщение об основных средствах и методах профилактики сахарного диабета. Расскажите основные идеи своего сообщения родным и близким.
2. Каким физиологическим процессам соответствует возникновение адреналиновой гипергликемии? В каких органах и тканях протекают эти процессы? Составьте уравнение реакции гидролиза гликогена и объясните связь этой реакции с адреналиновой гипергликемией.
3. Опишите процессы, на которые оказывают влияние инсулин и адреналин. Можно ли считать эти гормоны антагонистами?
4. Что называют эндокринной системой? Назовите железы внутренней секреции и вырабатываемые ими гормоны.
5. Какие процессы регулирует гидрокортизон? Что общего в физиологическом действии этого гормона и адреналина? Что отличает их влияние на организм? Приведите уравнения реакций, соответствующих биохимическим процессам, на которые влияют эти гормоны.
6. К каким негативным последствиям может привести непрерывное продолжительное повышенное содержание адреналина в крови?
7. При диабетической коме — тяжелом осложнении сахарного диабета — человек теряет сознание, возникает угроза жизни. Симптомами приближения комы является вялость, сонливость, упадок сил, резкое ухудшение самочувствия. Предложите меры первой доврачебной пом
8. К каким классам веществ можно отнести тестостерон и эстрадиол? Почему отличаются суффиксы их названий?
9. Анаболики — синтетические лекарственные препараты, которые стимулируют синтез белка и кальцификацию костной ткани. Их действие проявляется в увеличении массы скелета и скелетной мускулатуры. Сравните состав и строение метандростенолона — дианабола (фор
10. Адреналин образует ярко окрашенное (зеленое) соединение с раствором хлорида железа(Ш) FeCl3. Какими особенностями строения молекулы адреналина это можно объяснить?
11. Адреналин плохо растворим в холодной воде и значительно лучше — в соляной кислоте. Чем это вызвано?
Глава 7. Биологически активные соединения. § 32. Лекарства

1. Расскажите об «историческом пути» лекарственных средств. Назовите людей, оказавших наибольшее влияние на становление лекарственной медицины.
2. Что такое галеновые препараты? Как получали их в старину? Как получают сейчас? Приведите примеры галеновых препаратов из вашей домашней аптечки.
3. Объясните термины «наркоз», «анестезия», «алкалоид». Что значит купировать приступ болезни?
4. К какому классу органических веществ может быть отнесен нитроглицерин? Запишите уравнение гидролиза нитроглицерина и уравнение получения его из глицерина.
5. Составьте уравнения возможных реакций салициловой кислоты с раствором гидроксида натрия.
6. Составьте уравнение реакции хлороформа с хлором на свету. Каков механизм этой реакции?
7. Объясните термины «иммунитет», «вакцина», «антибиоз», «антибиотики», «абстинентный синдром», «анальгетики».
8. Составьте уравнение гидролиза салола. Укажите и объясните условия проведения этой реакции.
9. В чем отличие химиотерапии от фармакотерапии? Подтвердите свой ответ примерами.
10. На какие группы делят антибиотики по их противомикробному действию?
11. На чем основано лечебное действие антибиотиков? Каковы возможные побочные эффекты неграмотного применения этих препаратов?
12. Какие известные вам гормоны используют в качестве лечебных препаратов? С какой целью?
13. В чем заключается принципиальная разница действия наркотических и ненаркотических анальгетиков?
14. Перечислите факторы, влияющие на лечебное действие лекарств. В чем причины этого влияния?
15. В чем смысл деления антибиотиков на основные и резервные?
16. Прочтите рассказ М. Булгакова «Морфий». Каково ваше мнение о судьбе его главного героя?


Категория: Химия | Добавил: Админ | Теги: габриелян
Просмотров: | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Смотрите также:

ГДЗ по химии 10 класс Габриелян скачать бесплатно

Всего комментариев: 0
avatar