Главная » Файлы » 5 класс » Русский язык

ГДЗ русский язык правописание приставок, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1)

Здесь вы найдете ГДЗ русский язык правописание приставок, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1). В данной книги изложены ответы и решения, которые помогут вам спрвиться с домашним заданием. Используйте ГДЗ русский язык правописание приставок, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) только в качестве дополнительной проверки ваших ответов. ГДЗ русский язык правописание приставок, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) поможет ответить на вопросы задач и упражнений которые вам остались не понятными.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

07.02.2016, 12:41

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЛОВ
И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Упражнение 1. Найдите среди данных слов такие, внутри кото­рых находится приставка, подчеркните их, графически обозначьте приставки.

Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, светоза- темнение, сумасшествие, накопительство, мировоззрение, очковтирательство, доброжелательство, свежезаморожен­ный, благословение, благоприобретённый, драгоценность, водопроводчик, свежеиспечённый, сногсшибательный, же­лезнодорожный, благоразумный, путешествующий, вечно­зелёный, деревообрабатывающий, благородный, дноочисти­тельный, добаловаться, живородящий, светопреставление, добросердечный, безысходный.

Упражнение 2. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.

Уехать — ..., унести — ..., завернуть — ..., развязать — ..., застенчивый — ..., подойти — ..., войти — ..., прилететь — ..., приносить — ..., отбежать — ..., смотать — ..., приползти — ..., закрыть — ..., внести — ..., вкрутить — ..., отплыть — ... .

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы; обо­значьте приставки.

П. .сеять рожь, о..бросить врага, надстройка дома, по..кле­ить карту, предчувствовать неприятности, предшествовать эк­заменам, сложная о..становка, подтвердить решение, о..дать предписание, тщательно п..р..работать, представить доку­менты, законспектировать статью, ..держать обещание, ото­слать корреспонденцию, под..брать иллюстрации, п..н..ехать от..всюду, новый с..трудник, мой пр..дедушка.

Упражнение 4. Продолжите ряд примеров:

В- (во ) — войти,

взо--- взобраться,

вы---- вынести,

до----- дочитать,

за----- зажечь,

изо--- изображение,

на---- написать,

недо----- недоумевать,

о--- одышка,

об----- обсчитать,

от---- отрывать,

пере----- пересмотреть,

по----- поиск,

вое--- воевода,

пра--- прабабушка,

пред----- предприниматель,

предо---- предотвратить,

разо----- разогреть,

с---- сбежать,

со----- соскучиться,

Упражнение 5. Вставьте орфограммы и объясните (устно) вы­бор буквы 3 или С в начале слова.

..дача, ..бить, ..жать, ..дание, ..делыцина, ..десь, ..жимать, ..бежать, ..давать, ..ковать, ..бор, ..бросить, ..даваться, ..доровье, ..держаться, ..держивать, ..двинуть, ..горяча, ..дравница, ..гинуть, не видно ни ..ги, ..дёрнуть, ..гореть.

Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выде­лите приставку С-.

..борник песен, ..жатое изложение, старинное ..дание, ..дать в аренду, ..жечь обломки, ..густить краски, ..беречь энергию, ..гладить противоречия, ..гинуть навсегда, ..дешний климат, ..дравые мысли, провозгласить ..дравицу, путёвка в ..дравницу, ..дельная оплата.

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по двум группам: 1) с орфограммой в приставке; 2) с орфограммой в корне. Выделите морфемы. Добавьте 3—4 своих примера в каждую группу.

Ни..ходить, низший, близкий, безмолвный, ..дешний, ..делка, ре..кий, ..горбиться, ни ..ги, в..мывать, ни..ложить, ..дравие, ра..жигать, ..жигать, создать, ..дравствуйте, ..дво­ить, ра..двоиться, ВЯ..КИЙ, ра..стелить, ра..жать, ..жать, ..дание, ВЫ..ШИЙ, ..гибать, во..торг, сколь..кий, ..добный, ..десь, ..делать, и..морозь, и..кусство, ра..тение, ..чёт, ..до- рово, ..губить.

Упражнение 8. Вставьте орфограммы и объясните (устно) пра­вописание приставок.

Бе..ценный, бе..сердечный, бе..человечный, бе..формен- ный, бе..конечный, бе..костный, бе..численный, бе..цере­монный, бе..вкусный, бе..толковый, бе.. грамотный, бе..- цельный, бе..дарный, бе..покойный, бе..нгумно, бе..смысленно, бе. .болезненно.

В..лететь, в..бешённый, в..дремнуть, в ..тревоженный, Взвизгнуть, в..тавить, Взбодрить.

Возрождение, воздействие, во..хождение, во..звание, ми­ровоззрение, во..любить, во..кликнуть, во..парить, во..сла- вить, во..стание, во ..препятствовать.

И..гнание, и..целение, и..полнение, Избежать, и..пуган- ный, и..тратиться, и..черпать, и..жарить, и..царапать, и..пор- тить, и..держки, и..давна, и..подлобья.

Ни..падать, ни..провержение, ни..вергать, ни..ринуться, ни..послать.

Ра..продажа, ра..двоение, ра..сердить, ра..чесать, ра..щед- риться, ра..громить, ра..биться, ра..щелина, ра..свет, ра..- пространить, ра..толочь, ра..чётливый, ра..пороть, ра..чер- тить, ра..крутить.

Чере..чур, чре..мерный, чере..полосица.

Упражнение 9. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Израсходовать, и..подлобья, и..п..дтишка, неизмеримый, бе..выездный, бе..ра..судство, переиздавать, пр..дразСветный,

п..ра..сказать, непревз..йдённый, пр..дп..ложение, пр..дра..су- док, п..бе..покоить, перераспределение, п..дн..жать, ра..пр..- пагандировать, ра..пр..странение, ра..п..ложение, неи..ся- каемый, ун..следованный, нес..ра..мерный.

Упражнение 10. Замените данные слова синонимами с пристав­ками на -3 и -С.

Бесконечно — ...; напрасно — ...; спокойный — ...; при­каз — ...; влезать — ...; возглас — ...; волнение — ...; жес­токий — ...; необозримый — ...; простой — ...; пробо­вать — ...; противоречить — ...; постоянно — ...;

неведомый — ...; разумно — ...; равнодушный — ...; сла­бый — ...; спасти — ...; слишком — ...; справедливо — ...; тихий — ...; ярость — ... .

Упражнение 11. Подберите разнокорневые антонимы к данным словам. Выделите приставки.

Собрать — ..., сэкономить — ..., трусливый — ..., доб­рый — ..., гуманный — ..., затворить — ..., гаснуть — ..., покой — ..., спорить — ... .

Упражнение 12. Вставьте согласную или гласную в приставку. Выделите приставку.

Ра..писание, о..делить, ..гореть, и..вергаться, ..доба, бе..полезный, во..питание, бе..заботный, п..р..писать, по..го- товка, низходить, бе..молвный, ..дешний, ..делка, ..дру­житься, ра.. дружиться, бе..звучный, на..пись, ..губить, о..гадать, и..пользовать, ни..падать, мировоззрение, ни..ло- жить, ..дравие, ра..жигать, ..жигать, пре..сказание, по..пись, и..поведь, низходящий, бе..помощный, чре..мерный, во..вы- шаться, ра..жать, ..жать, ..дание, бе..чувственный, ..гибать, во..торг, чере..чур, и..зябнуть, ..дача, бе..правный, во..с- тание, бе..мятежный, со., дать, ..дравствовать, ра..стелить, о-.числения, ..деланный, ра..смешить, в., лететь, бе..жиз­

ненный, надстроить, ..жечь, низвергнуть, во..паление, бе..конечный, ра..чесать, ..губить, ра..чёт, ра..читать, че­респолосица.

Упражнение 13. Существительные с предлогами замените прила­гательными с приставками. Запишите по образцу.

Образец: жизнь без забот — беззаботная жизнь.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 14. Образуйте и запишите слова с приведёнными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вое- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 15. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трём группам: 1) с приставками, не меня­ющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на -3 и -С; 3) с приставкой С-. Выделите морфемы. Добавьте по 3—4 своих при­мера в каждую группу.

Подтверждённые факты, бе..следно и..чезнуть, ..держать слово, точный ра..чет, странное происшествие, министерст­во просвещения, явное пре..почтение, короткое п..р..мирие, Доверенное лицо, гю..ставить под удар, п..слать заявку, ..становить машину, чере..чур ра..горячиться, ..делать за­явление, бе..причинно обидеться, ..бережения населения, провести ра..следование, и..дательская деятельность, и..би- рательная кампания, ра..считать доходы, чре..вычайное происшествие, ра..следовать причины аварии, ..жатое изло­жение, ..густить краски, ..шитое платье.

Упражнение 16. Сопоставьте слова. От чего зависит написание гласной в приставке? Спишите, вставив пропущенные буквы, обо­значьте орфограмму.

Р..звалить — р..звальни, р..зыскать — р..зыск,

р..зыграть — р..зыгрыш, р..списать — роспись, рассы­пать — р..ссыпь, рассказать — р..сказни, распустить — р..спуск, р..зливать — р..злив.

Упражнение 17. Подберите однокоренную пару для каждого слова так, чтобы в ней была приставка Р03/Р0С.

Рассыпать — ...; распускать — ...; расписание — ...; рас­сказ — ...; развалиться — ...; разыграть — ...; раздать — ...; разыскать — ... .

Упражнение 18. Вставьте пропущенные согласные — буквы Д или Т. Спишите. Выделите приставки в словах. С 2—3 словами со­ставьте предложения.

О..цедить, по..садить, о..грузить, о..цепить, подкрепить, о..жимание, о..сохнуть, по..тягивание, о..дача, подключить, предпосланный, предприятие, о..делка, о..греметь, подсказ­ка, предстартовый, по..сматривать, предпраздничный, под­скочить, по..шить.

Упражнение 19. Вставьте пропущенные согласные — буквы 3 или С. Спишите. Выделите приставки в словах. С 2—3 словами со­ставьте предложения.

И..жечь, и..чахнуть, низвергнуть, ниспосланный, ни..- шедший, ра..щепление, и..жога, бли..сидящий, ни,.ходя­щий, чре..вычайный, чере..чур, ..дание, бе..винный, без­временье, бе..перебойный, ни ..ги, ..дороваться, пере..дать, и..щипать, ни..провержение, обе..покоиться, прои..шествие, прои..текший, чере..полосица, и..черна-синий, несдобро­вать, чере..седельник, ..битень, чре..мерный, ..дравница, ..балансированный, сближение, ..жиженный, бе..дыханный, ..горяча, ..грузить, бесплановый, бе..письменный, бестол­ковый, возвестить, возбраняться, сбываться, воспламенять­ся, во..жёгший, возбуждение, ..брошенный, ..жалиться, бе..культурье, бе..плодность, ..зади, ..дружиться, ..дунуть,

..даваться, ..гущённый, бесклассовый, бе..компромиссный, и..веданный, и..гладить, и..вестить, и..калечить, и..пещ- рить, и..менник, и..покон (веков), и..польщина, разбрызгать, ра..ветвлённый, разграфить, расформировать, ра..цвет, ра..квартировать, ра..хвалить, ра..писка, расцен­ка, ра..жать, ра..чёска, во..палённый, бе..челюстной, бе..вкусица, и..чезать, и..подтишка, и..подлобья, и..коле- сить, восшествие.

Упражнение 20. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Спишите. Выделите корни и приставки в словах.

Беззвучно, обес..лавить, под..анный (России), под..ан- ный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пят­но, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда),

с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступни­ка), Ссудить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), разориться, позориться, с..уда, беззе­мельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, восстание, воз..вание, вос..лавить, вос..ход, воз..реть, рас..екреченный, рас..ольник, рас..читанный, рас..чёт, рас..красавец, раз..адорить, рас..казать, рассортировать, рассыпаться, рас..хвалить, рос..писи, рос..казни, рос..ыпи, рас..чётный, бес..чётный, о..бивка (для кресел), раз..евать- ся, (народные) под..елки, под..ержать (законопроект), раз..евать (рот), под..разнивать (друга), под..ержанные (вещи), под..елать (паспорт).

Упражнение 21. Вставьте Е или И в приставках ПРЕ-, ПРИ-. Под­черкните слова, в которых нет приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Пр..стройка, пр..милый, пр..морский, пр..казать, пр..- ключение, пр..бытие, пребывание, пр..вивка, пр..града, пр..сутствовать, пр..рода, пр..сесть, пр..важный, прези­дент, пр..знаваться, пр..ложить, непр..ложный, пр..колоть, пр..скакать, пр..одолеть, пр..вязываться, пр..красный, пр..школьный, преследовать, пр..вередливый, непр..ступ- ный, пр..ступник, пр..гореть, пр..умолкнуть, пр..ятный,

приусадебный, мера пресечения, приоткрыть, радиопр..- ёмник, преемник традиций, пр..рогатива, пр..гласить, препятствия, преКлеить, преТащиться, преудивительный, прервать, прешедший, превстал, преЧудливый, препро­водить, предатель, превратник, превращение, преЗнать, преШить, пренадлежать, преГласить, прецедент, претво­рить (мечту), премчаться, презирать (труса), презреть (си­роту), преСутствовать.

Упражнение 22. Сопоставьте слова. От чего зависит написание гласной в приставке? Спишите, вставив пропущенные буквы, обо­значьте орфограмму. Дополните ряд своими примерами (4—5 сло­восочетаний).

Пр..клонить колена перед памятью павших, пр..кло­нить ветку, пр..ходящий момент, пр..ходящие трудности, пр..ходящий вовремя, пр..ткнуться о камень, пр..ткнуться в угол, пр..емник традиций, новый пр..ёмник, преемствен­ность поколений, пр..емлемый вариант, пр..творить в жизнь, пр..творить окно, пр..зирать трусов, пр..зреть страх, пр..зреть человека, новое пр..станище, бе..пр..стан- но, пр..бывать в неведении, пр..бывать по ра..писанию, пр..скорбный факт, пр..светлый образ, старинные пр..да- ния, пр..дание формы изделию, пр..дание силы, предан­ный человек, пр..данный командованию, пр..дел в доме, пр..дел терпению.

Упражнение 23. Запишите словосочетания, вставьте буквы в приставках и корнях слов, выделите приставки. Устно объясните вы­бор буквы в приставках.

Пр..одолеть пр..граду, не пр..кословить в ответ, бе..пре- кословный человек, пр..небрежение к людям, пресмыкать­ся перед кем-то, непр..одолимое препятствие, пре..сло- вутый текст, пр..нять пр..сягу, пр..вередничать в еде, пр..вередливый малыш, пр..мирить врагов, непр..миримый человек, пр..урочить к празднику, пр..стижная профессия, пр..красная пр..людия, непр..хотливый в быту, пр..оритет образования, пр..вилегии для детей, пр..вилегированный

коллектив, примитивный рассказ, приукрасить событие, прекрасная пр..рода, прискорбный факт, причина болезни, пр..вести пр..мер, пр..чудливая пр..чёска, приличный вид, причудливый препарат, большое преимущество, высказать претензию, сесть в президиум, наш президент, очередная премьера, эффективный препарат, знаки препинания, царский престол, преклонный возраст, непреступная крепость, камень преткновения, непреложный закон, непреходящее значение, превратности судьбы.

Упражнение 24. Запишите словосочетания, вставьте буквы в приставках, выделите их. Устно объясните выбор буквы в при­ставках.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь раз­говоры, пр..восходить числом, пр..бить полку, пр..глушить звук, пр..вокзальный бульвар, пр..высить скорость, пр..- светлый образ, пр..окские дали, пр..непр..ятный разговор, пр..рываемый аплодисментами, пр..вязанный к забору, непр..миримый боец, пр..дать форму, пр..брежный плес, по­езд пр..бывает, пр..бывать в унынии, пр..клонить голову не­где, пр..клонить колени, пр..городные электропоезда, креп­ко пр..клеить, пр..сесть на минуту, непр..одолимая пр..гра- да, пр..дел желаний, пр..дел храма, пр..емник поэта, новый радиопр..ёмник, пр..данья старины, непр..клонная воля, немного пр..уменьшить, пр..терпеться к трудностям, пре­дать лицу пр..смешное выражение, преобразовать эконо­мику, пр..гвоздить накрепко, пр..ворожить человека, пребывание делегации за рубежом.

Упражнение 25. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (ПРЕ-, ПРИ-).

Пр..бывать в неведении — пр..бывать по расписанию; старинное пр..дание — пр..дание силы; пр..данный патриот — пр..данный командованию; пр..емник традиций — пр..ёмник «Турист-2» — пр..емственность поколений — пр..емлемый вариант; пр..зрение к смерти — пр..зрение сироты — пр..зор; пр..зирать угрозы — пр..зреть сирот;

преображённый — пр..обретённый; пр..творить в жизнь — претворить дверь; преткнуться о камень — преткнуться в уголок; преуменьшать значение открытия — преуменьшать рас­ходы ради экономии;

преходящий момент — преходящий медработник; предел в храме — предел всему; преклонить ветви — преклонить колена; препадать к земле — преподать урок; пре скорбный факт — пре светлый образ.

Упражнение 26. Спишите. Обозначьте у прилагательных при­ставки и подчеркните у существительных сходные предлоги; устно объясните правописание.

  1. В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. — Мы спим при открытой форточке. 2. На этот раз обошлись без толкового словаря. — Я не встречал такого бестолкового че­ловека. 3. Без посадочного талона в вагон не пустили. — Совершён беспосадочный перелёт. 4. Здесь не чувствуется придорожной пыли. — Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5. Декорации меняли при поднятом занавесе. — Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 27. Замените обороты словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поко­ление; склонности, ставшие обычными, постоянными; обра­тить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоя­щий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Упражнение 28. Творческий диктант с заменами. Спишите пред­ложения, заменив выделенные словосочетания словами с пристав­ками ПРЕ- или ПРИ-.

Космический корабль благополучно достиг Земли. Спутник скоро достигнет Луны.

Мой щенок очень милый.

Наша маленькая сестрёнка очень забавная.

Гром гремел не переставая.

Наш город весной очень изменился.

В комнате чуть-чуть открыто окно.

Мы дружно начали работать.

Он сильно увеличил опасность, рассказывая о переходе через горы.

Упражнение 29. Объяснительный диктант. Запишите словосо­четания, вставьте пропущенные буквы в приставках, объясните свой выбор.

Преступить к работе, пр..колоть значок, пр..соединиться к друзьям, пр..большой торт, пр..ходить вовремя, пр..ехать на каникулы, непр..одолимые трудности, пр..лепить к сте­не, пр..крепить к доске, пр..встать со стула, пр..градить путь, пр..лечь на диван, пр..думать загадку, пр..поднять чемодан, пр..нести продукты, пр..винтить к двери, пр..шить к костюму.

Упражнение 30. Запишите слова, запомните их написание путём придумывания собственных мнемонических приёмов.

Причудливый, преследовать, преобразовать, присмиреть, знаки препинания, беспрекословный, пресловутый, при­скорбный факт, пресветлый образ, мера пресечения, препят­ствие, примадонна.

Упражнение 31. Запишите слова, запомните их написание, вы­делите корни с начальными ПРЕ-, ПРИ-.

Прелестный, примерный, президиум, природа, прелю­дия, прибор, привилегия, примитивный, приоритет, преам­була, презент, президент, премировать, премьера, препарат, препона, претендент, претензия.

Упражнение 32.

1. Прочитайте текст. Спишите, вставьте пропущенные орфо­граммы, приготовьтесь устно объяснить их.

Сказки Андерсена пр..ходят к нам в дом в раннем детст­ве. Мы присаживаемся к столу и внимательно пр..слуши-

ваемся к голосу мамы, которая читает нам эти удивитель­ные истории. Прекрасный, удивительный мир пр..откры­вается нам.

Пр. .смотритесь и вы к его героям. Вот пр..лестная Руса­лочка. Вот пр..данная Герда. Вот маленькая-пр..маленькая Дюймовочка. А теперь перед нами стойко преодолевающий все препятствия оловянный солдатик.

Их пр..ключения учат нас мужеству, стойкости в пре­одолении трудностей, пр..вязанности в дружбе и любви. (Л. Новикова ).

  1. Словарный диктант с дополнительным заданием. Запишите словосочетания. Объясните выбор гласных в приставках. Определи­те, на какую тему даны словосочетания. Устно составьте рассказ на тему, заданную словосочетаниями.

Лодка не пр..вязана, пр..бить течением к берегу, старая- пр..старая женщина, пр..миленькое личико, пр..чёсывала волосы гребнем, приглаживала их, гуляла по превосход­ному саду, рассматривала пр..красные цветы, приглядыва­лась к цветам, прислушивалась к шорохам, пр..помнила ро­зы на окнах.

  1. Найдите слова с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-», устно объясните их написание.

Разбойники преградили путь карете, придирчиво осмот­рели вещи Герды и прибрали к рукам самое лучшее.

Упражнение 33. Творческая работа. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Проверьте методом взаимопроверки. Устно составьте текст на тему сказки Андерсена «Снежная короле­ва», используя словосочетания.

Олень приостановил свой бег; её предупреждали о труд­ностях; прекрасный дворец; пр..чудливые очертания; силь- ная-пр..сильная метель; пр..одолеть многочисленные препят­ствия; пр..близить к тронному залу; пр..сесть на корточки; пр..кладывал друг к другу ледышки-буквы; пр..тронулась к руке; обжигающее пр.жосновение; пр..жала к себе; холод- ный-пр..холодный; бежали впр..прыжку.

Упражнение 34. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Превратить, презирать, призреть, преодолеть, претво­рить, притворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, придел, предел.

Упражнение 35. Вставьте пропущенные орфограммы и объяс­ните правописание. Выделите приставки. Подчеркните слова, в ко­торых нет приставок.

Раз..скать, раз..грать, меж..нститутский, сверх..ндуст- риальный, предыдущий, сверх..нтересный, меж..ррига- ционный, меж..здательский, пред..стория, безыдейный, без..сходный, из..сканный, пред..юльский, сверх..мпуль- сивный, субынспектор, контр..гра, транс..орданский, без..г- лый, дез..нфекция, супер..нтересный, пост..мпрессионизм, спорт..нвентарь, сам..здат, супер..гра, меж..нтернатский,

  1. скать, мед..нститут, сверх..зобретательный, без..мян- ный, контр..ск, с..змала, фин..нспектор, пред..стория, сверХыЗысканный, небез..нтересный, пред..нфарктный, постынфарктный, пан..сламизм, с..знова, воз..меть, без..н- вентарный, под..тожить, роз..грыш, вз..скать, меж..гровой, дез-.нформация, небез..звестный, сверх..скусный, транс..н- дийский, беЗыМпульсный, Сымпровизировать, без..скусный,
  1. грать, изымать, пед..нститут, глав..здат, под..мать, безынициативный, спорт..гра, с..грать.

Упражнение 36. Надпишите над местоимениями цифру 1, а над наречиями — цифру 2.

Нечто, некуда, ничья, никакой, неоткуда, нечего, неко­гда, не во что, никак, нисколько, незачем, никогда, ни о чём, не с кем, негде, некий, нигде, ни за что.

Упражнение 37. Образуйте слова по образцу: кто — никто, некто.

Выделите приставку, проставьте ударение. Если невозможно об­разовать слово по предложенному образцу, поставьте прочерк.

Что, какой, кого, как, когда, куда, сколько, зачем, чей.

Упражнение 38. Е или И?

Н..кому не известно, н..где не видно, н..чем не измерить, некогда не предполагал, н..чего не пойму, н.. с чем не со­глашусь, н..как не удавалось преодолеть, неоткуда взять,

н.. за что не берусь, н..чего не хочу, н..чуть не боюсь, нисколько не страшно, н.. о чем заботиться, н..где играть, н.. с кем дружить, н.. у кого не был, н..как не пойму, неоткуда взять.

Упражнение 39. Составьте предложения с данными словосоче­таниями, графически обозначьте орфограмму.

(Н..) кто иной, как — (н..) кто иной, кроме.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ

Упражнение 40. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте орфограммы. *Напишите мини-сочинение — рассказ, рас­крывающий смысл одной из пословиц1.

Бе..убому каша — папаша, а кисель — брат родной. Время красит, бе..временье старит. Молодость ушла — не простилась, старость пришла — не п..здоровалась. Ста­рый конь борозды не и..портит, да и не в..пашет. Что ми­нуло, то ..гинуло. Без болезни и ..доровью не рад. Год пр..жить — не лукошко ..шить. Как ручки ..делают, так спинка и..носит.

Упражнение 41. Вставьте пропущенные буквы, спишите, обо­значьте орфограммы.

1. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур ни..кого о других. (М. де Мон тень) 2. Лишь добро одно бе(с,сс)мертно, зло п..долгу не живёт! (Ш. Руставели) 3. Притягивая руку друзьям, не надо ..жимать пальцы в кулак. (Диоген Минопский)

  1. Дружба не только не..ценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже ка­жется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же. (Аристотель) 5. Подлинная дружба созревает медлен­но и ра..цветает только там, где люди действительно д..казали её друг другу. (Ф. Честерфилд) 6. Голова, Исполненная о..рывочными, бе(с,сс)вязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в бе..порядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой во всех ящиках есть на..писи, а в ящиках пусто. (К. Ушинский) 7. Особенность

1 Задания повышенной трудности отмечены знаком *.

знания с..стоит не в том, чтобы видеть или доказывать, а в том, чтобы и..толковывать. (П. Фуко)

Упражнение 42. Вставьте пропущенные буквы, спишите, обо­значьте орфограммы.

1. В глубочайшей черноте горели бе..численные звёзды. (И. Ефремов) 2. Бе..страстный голос п..р..водчика продол­жал звучать. (И. Ефремов) 3. Он ра..стегнул планшет, вы­нул карту, ..гляделся, на чём бы её ра..стелить. (А. Ча- ковский) 4. Комиссия строга. Бракует бе..чётно. (В. Авде­ев) 5. Воробьи широко и молча ра..зевали свои клювы. (Я. Хелемский) 6. Скворцов р..з..шёлся и самым бе..жа- лостным образом ра..пёк просителя. (А. Чехов) 7. Бе..ко- нечные войны во..высили Наполеона; они же ни..вергли его. (Н. Чернышевский) 8. Брови его ..двинулись, по лбу п..шли морщины. (А. Н. Толстой) 9. Ни п..шевелиться он не может, ни ра..жать рук он не может. (И. Тургенев) 10. Всё было ра.-бросано и в беспорядке, в особенности детское бельё. (Ф. М. Достоевский) 11. Перед ним ра..сту- пились, и меня п..р..стали бить. (М. Горький) 12. И не требовал этот царь от своих по..данных ни пр..клонения, ни чре..мерного уважения к себе. (В. Гончаров) 13. Н..пря­жение поля стало в два раза выше ра..чётного. (И. Еф­ремов) 14. Оба конца улицы з..городили ..двинутыми во­зами. (А. Н. Толстой) 15. Нянька кинула на меня серди­тый, подавляющий взгляд и что-то ворчала бе..зубым шамкающим ртом. (В. Короленко) 16. Мне страстно хоте­лось ра.. говориться с нею, ра..спросить её. (В. Гар­шин) 17. Она с беспокойством вглядывалась в бе..страст- ное лицо механика. (А. Рыбаков) 18. И н..какой ра..чёт, и

н. .какая жалость не удержали ..дичалых рук. (М. Иса­ковский) 19. Он не желает и..пользовать пр..вилегию сво­его иностранного по..данства. (Н. Лесков) 20. Марфинь- ка, глядя на неё, и..по..тишка п..смеивалась. (И. Гонча­ров) 21. Ра..суждения этого по..ростка з..бавляли её. (А. Рыбаков) 22. Мужик в красной рубашке, стоя в лодке,

о. .талкивался длинным шестом от берега. (Ф. Гладков)

Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Спишите. Выделите приставки.

Километрах в трёх от нашего села протекала глубокая, омутистая речка Снежедь. Она причудливо извивалась сре­ди обширных заливных лугов. Весной все луга покрывала вода, и они превращались в сплошное море, а летом луга тоже казались зелёным морем трав и цветов. В ветреный день травы колыхались и по лугам прибегали волны, о..давая лица речной свежестью и тонким, едва ..ловимым запахом цветущей земли. Этот огромный луг притянулся на много километров и назывался Бежин луг. (По Г. Скре- бицкому)

Упражнение 44. Перепишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначьте изучаемую орфограмму.

1. Новый ... работал от батареек. Президент банка гото­вил себе ... (приёмник, преемник). 2. Всё ..., а музыка вечна. Дежурный по станции отмечал время ... поезда (преходя­щий, приходящий). 3. С утра строители ... к работе. Мы не должны ... закон (преступать, приступить). 4. Мы гордимся ... подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Ежедневные тренировки — ... условие победы в соревнова­ниях (непременный, беспримерный). 5. Преступников необ­ходимо ... суду. Доказательства помогут ... вес вашим словам (придать, предать). 6. Поезд ... по расписанию. Мы ... в этом городе нелегально (прибывать, пребывать). 7. Тихонько ... за собой дверь. Я обязательно ... свою мечту в жизнь (притво­рить, претворить).

Упражнение 45. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте орфограммы. *Напишите мини-сочинение — рассказ, рас­крывающий смысл одной из пословиц.

Не больной привередлив — боль. В хороший год хорош и пр..плод. Год на год не преходится. Пр..летели белые мухи. Снегу надует — хлеба пр..будет, вода разольётся — сена на­берётся. Февраль три часа дня пр..бавит. Где кто родился, там и пр..годился. Счастье не птица, само не пр..летит. Ка­

ков пр..вет, таков и ответ. Правда не солнце, её ладонью не прикроешь. Как пр..шло, так и ушло. Опытному воину река не пр..града.

Упражнение 46. Вставьте пропущенные буквы, спишите, обо­значьте орфограммы.

1. Мелочи человеческой жизни преодолеваются велико­душием. (М. Пришвин) 2. Друзей приобретай не спеша, а приобретённых не отвергай. (Солон) 3. Дружба не только неоценима, но и пр..красна; мы восхваляем того, кто лю­бит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же. (Аристотель) 4. Твой истинный друг, кто укажет в пути препятствия все и помо­жет пройти. Льстецов пр..числять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям. (Саади) 5. Пр..я- тели — не всегда друзья. (М. Ю. Лермонтов) 6. У богача есть сотрапезники и пр..хлебатели, у человека могущест­венного — пр..дворные, у человека действия — товарищи, они же — и его друзья. (А. Моруа) 7. Знания — это убе­жище и пр..ют, удобные и необходимые нам в пр..клонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца. (Ф. Честертон)

Упражнение 47. Перепишите текст, вставляя недостающие ор­фограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих н..пал на след прекрасной горной козы и, пр..следуя её, о..стал от своей охотничьей свиты на большое ра..стояние.

Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись

п..гоней, что ..скоре не стало слышно даже их лая. Между тем незаметно ..гущался вечер, и н..ступила ночь. Тут ко­роль понял, что з..блудился. И..дали д..носились призыв­ные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шёл к ним, тем слабее звучали рога. С досадой

в..помнил Генрих о том, как ..бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский п..р..смеш- ник — горное эхо. Но было уже поздно. Предстояло п..р..- ночевать в лесу. (По А. Куприну)

Упражнение 48. Приготовьтесь писать текст под диктовку. Най­дите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-, объясните их написание.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на верёвочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и ви­жу, что мангуста прыгнула на полку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и гля­нула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стену, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к ба­нанам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ух­ватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пре­красный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову)

Упражнение 49. НЕ или НИ нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

  1. (Не, ни)где не видно жилья. 2. (Не, ни)чем не изме­рить простора полей. 3. (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни)чего (не, ни)испугаюсь, (не, ни) с чем не соглашусь. 4. (Не, ни)как (не, ни) удавалось тронуться с места. 5. Пи­сем ждать было (не, ни)откуда. 6. Ум — одежда, которая (не, ни)когда не износится, знание — родник, который (не, ни)когда не исчерпаешь. 7. Языком и туда и сюда, а делами не годится (не, ни)куда. 8. Приходится вертеться, если (не, ни)куда деться. 9. Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (не, ни)откуда. 10. Но (не, ни)как не ожидал, что мне с ним будет интересно. 11. Она

(не, ни)как не походила на свою сестру. 12. Вот отец вы­бежал на просеку, которую (не, ни)когда сам прорубил.

Упражнение 50. Спишите, вставляя пропущенные буквы и рас­крывая скобки. Устно объясните написание местоимений.

1. (Н..)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. 2. Пилат повернулся и пошёл к помосту, назад к ступеням, не глядя (н..)(на) что, кроме разноцветных ша­шек настила под ногами, чтобы не оступиться. 3. Но (н..)какого Коровьева так и не нашли и (н..)какого Коровье­ва (н..)кто в доме не знал и не видел. 4. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н..)(к)каким разговорам не пригоден. 5. Больше (н..)что не тревожило друзей. 6. Пастух клялся потом, что зверь шёл через лес, (н..)(на)кого не об­ращая внимания. 7. Настоящую нежность не спутаешь (н..)(с)чем, и она тиха. 8. Скучен день до вечера, коли де­лать (н..)чего. 9. (Н..)(с)кем мне поговорить и (н..)кого послушать. 10. Но (н..)кому мне шляпой поклониться, (н..)(в)чьих глазах не нахожу приют. 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто иной, предводительствовал отважными злодеями. 12. Ей казалось, что (н..)кто, кроме него, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести. 13. (Н..)что не нарушало тишины. 14. В Мещёр­ском крае нет (н..)каких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. 15. Больному мог по­мочь только хирург и (н..)кто другой. 16. Этот цветок (н..)что иное, как нарцисс. 17. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н..)чем иным.

Упражнение 51. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Н..когда не забудет русский народ имени Василия Анд­реевича Жуковского. Н.. у кого не вызывает сомнений, что Жуковский — выдающийся поэт девятнадцатого века. Н..кто из современных ему поэтов не мог с такой искрен­ностью раскрыть мир своей души, н..чьи произведения так не волновали, н..где не находил читатель такого музы­кального, певучего стиха. Нисколько не умаляя значение

других поэтов пушкинской поры, мы уверены: н..кто не смог оказать на поэта большего влияния, чем его старший друг.

Упражнение 52*. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, устно объясните свой выбор. Слова с приставками подчеркните.

Озеро Кара-Куль расположено в безмолвном районе на высоте 3954 м, то есть н..много выше, чем Иссык-Куль. Это менее и..вестное высокогорное озеро, или, как его иногда называют, озеро-море Средней Азии. Кара-Куль в п..р..воде на русский язык означает: чёрное озеро. Действительно, его и..синя-чёрные воды разительно контрастируют со светлыми песками берегов.

Исследователи озера выявили, что оно имеет свое..браз- ные очертания: состоит из двух резко выраженных частей. Западную, более длинную, о..деляют от восточной части большой остров, который пр..тянулся в меридиональном Исправлении почти п..средине озера, и ещё более ..бширный полуостров, который выдаётся с юга н..встречу острову. Между берегами и островом ..стаются лишь небольшие ру­кава воды. Но ра..деление озера на две части не Исчерпыва­ется только его конфигурацией: западный, больший бассейн ЗсПолняет глубокую котловину; восточная часть озера зна­чительно мельче.

Исследования п..казали, что восточная часть з..нимаемой ныне озером котловины была когда-то з..полнена леднико­выми ..тложениями. После Исчезновения ледников котлови­на озера пр..должала з..полняться н..носами. Различаются между собой и берега озера: с запада они обрывистые, а с востока Пслогие и песчаные. На восточных берегах озера не­глубоко под ПсВерхностью почвы расположены большие толщи льда. Пр..и..хождение этого по..почвенного льда до настоящего времени точно не установлено.

Уровень озера в течение года не остаётся п..стоянным: всего выше он в период н..иболее сильного таяния снегов в горах и по..почвенного льда у озера. Вода озера несколько солоновата и для питья непр..годна.

Гидрометеорологическая станция систематически ведёт наблюдения за состоянием озера и ..бегающих в него рек. (В. Ященко)

Упражнение 53. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, устно объясните свой выбор. Слова с приставками подчеркните.

В бе.-вестных ущельях, у бурно ..бегающих с гор рек, в бе..молвных высокогорных долинах Памира ра..бросаны многочисленные отряды геологов — людей, ..владевших искусством п..знания недр земли. Геологи занимаются ..десь беспрерывными изысканиями, бе..страшно прини­кая в ра..гцелины бе..лесных гор, бе..плодных с виду, ра..капывая и ра..секая горные п..роды, разыскивая полезные и..копаемые.

Отсутствие геологической карты Памира являлось серь­ёзным препятствием для научного изучения как самого Па­мира, так и пр..летающих к нему горных областей.

Для с..ставления карты были пр..и..ведены многочис­ленные съёмки в самых отделённых районах. Бе..заветно пр..данные своему делу, и..следователи бе..боязненно, бе..страшно пр..никают туда, где на каждом шагу челове­ка по..стерегает опасность: частые обвалы, бе..численные лавины, ра..свирепевшие горные реки. Н..что не может во..препятствовать бе..предельной н..стойчивости молодых Геологов. Шаг за шагом пр..одолевая трудности, коллек­тив молодых Исследователей составил карту Памира. (Н. Лавров )

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ТЕСТ 1

ПРАВОПИСАНИЕ НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ПРИСТАВОК

  1. В каком слове нет приставки АРХИ-?
  1. архибыстро 2) архиважный

3) архитектор 4) архиплут

  1. В каком слове нет приставки ПОДО-?
  1. подогнать 2) подозвать

3) подорвать 4) пододеяльник

  1. В каком слове на стыке корня и приставки пишется уд­военная согласная?
  1. по(д, дд)ать (жару)
  2. детская по(д, дд)елка
  3. по(д, дд)ать (платок)
  4. по(д, дд)аться (куда глаза глядят)
  1. В каком слове пишется буква С?
  1. не..доровится 2) ..дание

3) нев..любить 4) ..жать

  1. В каком слове пишется буква 3?
  1. ..бросить 2) ..жать

3) ..качать 4) ..десь

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква С?

  1. ..бросить, ..дешний
  2. ..дать, пере..дать
  3. ..дравия желаю, ..жалиться
  4. ..гущённый, ..дороваться
  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква — 3 или С?
  1. ..дравница, переедать
  2. ..бавленный, ..дороваться
  3. ..борный, ..брошенный
  4. ..битень, ..дешний
  1. В каком ряду на месте пропусков нужно писать букву С?
  1. ..балансированный, ..ближенный
  2. ..группированный, ..дороваться
  3. не видно ни ..ги, ..гореть
  4. ..жалиться, ..доровье
  1. В каком слове вместо пропусков нужно писать букву 3?
  1. ..дравоохранение 2) ..жиженный газ

3) ..зади 4) ..жаренный

  1. В каком слове на месте пропусков нужно писать букву 3?
  1. ..дружиться 2) ..бываться

3) ..дравствующий 4) ..шить

  1. В каком ряду вместо пропусков нужно писать букву 3?
  1. ..брошюровать, со..дание
  2. ..десь, ..болтнуть
  3. для ..доровья, ..борщик мебели
  4. ..дороваться, ..дешний
  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
  1. предпочтение, о..бросить
  2. преддверие, предрасположенный
  1. пр..дедушка, ..тцепить

4) заоблачный, проамериканский

  1. В каком слове встретилась иноязычная приставка?
  1. допетровская
  2. дезинформация
  3. преддипломная
  4. праотец
  1. В каком ряду во всех словах пропущена удвоенная буква?
  1. пре..ипломный, предмет
  2. предлинный, предсказать
  3. пре..верие, пре..оговорной
  4. предместье, предварительный
  1. В каком слове встречается приставка ПО-?
  1. подошва 2) погорелец
  1. подметки 4) пододеяльник
  1. В каком ряду следующий порядок пропущенных в ело вах букв С, 3, 3, С ?
  1. ..бросить, ..вание, не..дешний, ..молоть
  2. ..бываются, ..брошенный, создание, создатель
  3. ..дание, ..валить, ..печь, ..лостный
  4. ..начительный, ..варить, ..ковырнуть, ..крытный
  1. В каком ряду следующий порядок пропущенных в при ставках букв: С, Д, Т, С?
  1. ..мочить, подбросить, о..цепить, поздороваться
  2. ..жаться, по..бежать, по..цепить, ..дать
  3. ..мести, по..тянуть, по..строить, по..ровнять
  4. ..плести, по..ержать, о..рубить, ..даться
  1. В каком слове пишется удвоенная согласная?
  1. о (б, бб)ить стены тканью
  2. по(д, дд)ержать в руках книгу
  3. по(д, дд)ать пакет
  4. (в, вв)едение машины
  1. В каком слове пишется одинарная согласная?
  1. по(д, дд)ержать в беде
  2. по(д, дд)ержанный на выборах
  3. по(д, дд)ержанный костюм
  4. по(д, дд)анный королевства
  1. В каком слове пишется удвоенная согласная?
  1. по(д, дд)анный к столу
  2. по(д, дд)аться уговорам
  1. по(д, дд)аться куда-нибудь
  2. (в, вв)ернуть книгу

21. Выпишите из текста слова, в которых встретились при

ставки,

не зависящие от произношения.

 

Никаких не допускай уступок, Даже в малом будь самим собой, Побеждает именно поступок, Зорко управляющий судьбой.

(Я. Хелемский)

22. Выпишите из текста слова, в которых встретились при

ставки,

не зависящие от произношения.

 

Снова надеждой сердца их полны. И не зима в просторах наших, — То в небесах крылами машет Белая лебедь — подруга весны.

(Л. Дербенёв )

23. Выпишите из текста слова, в которых встретились при

ставки,

не зависящие от произношения.

 

В час ранней, утренней прохлады Вперял он любопытный взор На отдаленные громады Седых, румяных, синих гор.

(А. Пушкин)

24. Выпишите из текста слова, в которых встретились при

ставки,

не зависящие от произношения.

 

И золотые облака Из южных стран, издалека Его на север провожали;

И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой, Следя мелькающие волны...

(М. Ю. Лермонтов)

  1. Выпишите из текста слова, в которых встретились при­ставки, не зависящие от произношения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А. Пушкин)

  1. Найдите «четвёртое лишнее».
  1. светотень 2) свешать

3) свеча 4) светлый

  1. Найдите «четвёртое лишнее».
  1. сбросить 2) сброшюровать

3) сбить 4) сдоба

  1. Найдите «четвёртое лишнее».
  1. подхалим 2) подтасовка

3) подсчёт 4) подшивка

  1. Найдите «четвёртое лишнее».
  1. отказать 2) откупорить

3) откушать 4) отек

  1. Найдите «четвертое лишнее».
  1. подозрение 2) подогревание

3) подопечный 4) подожжённый

 
 

Категория: Русский язык | Добавил: Админ | Теги: новикова, Соловьёва
Просмотров: | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Смотрите также:

ГДЗ русский язык правописание приставок, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) скачать бесплатно

Всего комментариев: 0
avatar