Главная » Файлы » 5 класс » Русский язык

ГДЗ русский язык правописание согласных и гласных в корне слова, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1)

На данной странице вы можете бесплатно посмотреть ГДЗ русский язык правописание согласных и гласных в корне слова, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) с ответами. Надеемся что ГДЗ русский язык правописание согласных и гласных в корне слова, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) поможет вам решить все ваши проблемы. Настоятельно рекомендуем пользоваться ГДЗ русский язык правописание согласных и гласных в корне слова, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) только в целях проверки знаний. Главное – не оценка, главное – знание.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

07.02.2016, 12:54

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЛОВ
И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Упражнение 1. Выберите правильное написание, спишите, под­черкните орфограмму.

  1. Сно(п,б) сена, настоящий сно(б,п), осенняя изморо(з,с)ь, изморо(з,с)ь на траве, книги лежат впереме(ш,ж)ку с тетра­дями, бежать впереме(ш,ж)ку, чередуясь, берёзовый пру(д,т), искусственный пру(д,т), складной зон(т,д), ввести зон(т,д), хорошие ве(с,з)ти, ве(с,з)ти ребёнка за руку, ве(с,з)ти на ма­шине, беспло(т,д)ный дух, беспло(т,д)ные усилия, тё(с,з)ка дров, мой тё(с,з)ка, какой ду(ш,ж)ка (шутл. о человеке), де­ревянная ду(ш,ж)ка.
  2. Приятная ле(с,з)ть, ле(с,з)ть на дерево, сделан из во(с,з)ка, сделать три во(с,з)ки, лёгкий пло(т,д), вкусный пло(т,д), горький лу(к,г), тугой лу(к,г), цветущий лу(к,г), густой ле(с,з), ле(с,з) в окно, сто(к,г) воды, сто(к,г) сена, мо(к,г) под дождем, мо(к,г) выполнить, сиамский ко(т,д), шифровальный ко(т,д), пя(т,д)ь человек, пя(т,)дь земли, пе­реступить поро(к,г), поро(к,г) сердца, большой сосу(т,д), ко­мары сосу(т,д) кровь.

Упражнение 2. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

1. Тёплые ватру.жи, меховые варе.жи, написанная автобиография, сру.. коло..ца, сильная бомбё..ка, удачная же­нитьба, началась ко..ьба и моло..ьба, неприятные насме.жи, ве..хая изгоро..ь, убедительная про..ьба, весёлая сва..ьба, ужасный сладкое..ка, зы.жий грунт, вы..шее образование, ма­ленькая сороконо.жа, ни..ший класс, деревянная стру.жа, ху­денькая стару..ка, сытная похлё.жа, большая уса..ьба.

  1. Философский по..хо.., издер..ки производства, вкус­ная кормё..ка, лечебная ма..ь, противная пия..ка, печаль­ная развя..ка, лесная выручка, тугая застё..ка, ни..кая по- са..ка, первые заморо..ки, большое наследство, сложный пилота.., забре..жил рассвет, бесполезная зубрё..ка, краси­вая мере..ка, обтя..ка пуговиц, родительный паде.., падё.. скота, известный персона.. .
  2. Первый раун.., знаменитая конькобежка, короткая физкультминутка, ве..ти хронометра.., ве..ти в телеге, га..кий утёнок, жи..кий раствор, частые перебе..ки, свежая сма..ка, ве..хая сторо..ка, свежая ватру..ка, непрерывная бомбё..ка, при..ти поздно, лё..кий рю..зак, ре..кий ветер, местный сторо.., ро..кий малы.., ги..кий акробат.

Упражнение 3. Пользуясь орфографическим словарём, опре­делите правильное написание. Спишите, подчеркните орфограмму. Подберите свои примеры словосочетаний с аналогичной орфо­граммой.

Огромный ай..берг, новый а..фальт, бои в А..ганистане, хороший фель..шер, мас..табные бои, вкусная ве..чина, юж­ная э..зотика, о..сетная печать, та..тология в пре..ложении, новый рю..зак, новые бу..сы, а..уратный зи..заг, первый космона..т, по..чевать друзей, старая при..ча, пышная ..доба, высокий э..калипт, опытный а..текарь, приготовить бран..спойт, новый дуршла.., укрепить фла..шток, нести па- тронта.., а., тематический шла..баум, юрис..дикция и юрис..пруденция.

Упражнение 4. Вставьте непроизносимые согласные там, где это необходимо.

1. Благос(?)ный день, високос(?)ный год, влас(?)ный взгляд, горес(?)ный плач, гнус(?)ный человек, декаден(?)ство, извес(?)ный персонаж, конъю(?)ктивит, корыс(?)ный человек, фашис(?)ское наше(?)ствие, не(?)ас(?)ливый предше(?)твенник, грус(?)ный праз(?)ник, захолус(?)ный лан(?)шафт, ислан(?)с- кий юрис(?)консульт, совес(?)ливое сер(?)це, крес(?)ный ход, ненавис(?)ный намес(?)ник, рен(?)геновский снимок, челюс(?)- ная травма, прелес(?)ный ровес(?)ник.

33

 

  1. Беспреце(?)дентный договор, пакос(?)ный завис(?)ник, неумес(?)ное ше(?)ствие, ежечас(?)ный укол, ревнос(?)ный объез(?)чик, прекрас(?)ный приз, бессовес(?)ный поступок, гиган(?)ский трос(?)ник, повсемес(?)ный праз(?)ник, ско- рос(?)ной поезд, небескорыс(?)ный человек, двенадцати- перс(?)ная кишка, учас(?)ливый вопрос, вкус(?)ный пирог, уча(?)ствовать в праз(?)нике, чу(?)ствовать облегчение, не­навистный предмет, счас(?)ливый ребёнок, словес(?)ный спор, дилетан(?)ский подход.
  2. Опас(?)ный учас(?)ник, ненавис(?)ный завис(?)ник, не­лестный отзыв, беспристрас(?)ный судья, вести под уз(?)цы, повсемес(?)ная кос(?)ность, безвозмездный дар, человеконе- навис(?)нический закон, неподвлас(?)ный никому, рослый сверс(?)ник, перекрёс(?)ные ходы, прекрас(?)ный буревес(?)- ник, разномас(?)ные лошади, громоз(?)кие вещи, толпа без- мол(?)ствовала, доблес(?)ный рыцарь, захолус(?)ный полу­станок, проведённый воскрес(?)ник, ревнос(?)ный служака, предчу(?)ствие праз(?)ника, президен(?)ский пост, неумес(?)- ный вопрос, час(?)ный факт.

Упражнение 5. Пользуясь орфографическим словарём, опре­делите правильное написание. Спишите. Подчеркните орфограмму. Составьте 2—3 предложения с данными словами.

  1. Автора(?)и, и(?)юстрация, импре(?)арио, импре(?)ио- низм, караве(?)а, ко(?)едж, ко(?)ерсант, агре(?)ия, конгре(?), конгре(?)мен, ми(?)ион, апе(?)яция, а(?)оциация, а(?)ракци- он, ба(?)икада, бю(?)етень, ба(?)ада, гра(?)атика, гра(?)ота, арти(?)ерия, диску(?)ия, ди(?)ертация, инте(?)игенция, ин- те(?)ект, ми(?)иционер, пери(?)а, ре(?)ора, и(?)люминация, инте(?)игентный, иди(?)ия, а(?)и(?)етрия, а(?)люминий.
  2. Э(?)ективный, э(?)ектный, агре(?)ор, а(?)арат, а(?)ис- тент, а(?)рибут, а(?)атия, гру(?)а, гу(?)анизм, га(?)ерея, иди(?)ия, идеа(?)ист, и(?)ку(?)твенный, кла(?)ификация, коло(?)ада, па(?)ажир, а(?)имилировать, а(?)лиматизация, гри(?)ировать, непро(?)е(?)ионал, диле(?)а, инте(?)ект, и(?)ку(?)тво, кла(?)ификация, ква(?)ификация, кла(?)ицизм, ка(?)икатура, ко(?)ектив, ко(?)егия, ко(?)ичество.

34

 

  1. А(?)уратность, арти(?)ерия, програ(?)ный, аксе(?)уар, эпигра(?)а, криста(?)ический, криста(?)ьный, коми(?)ия, ко(?)ентарий, ко(?)ерция, компроми(?), э(?)егия, анте(?)а, ро(?)омаха, бизне(?)мен, пье(?)а, директри(?)а, стюарде(?)а, агре(?)ия, а(?)ордеон, а(?)ея, ко(?)идор, ма(?)овый, ми(?)ион, «Ми(?)ьон терзаний», мирово(?)рение, о(?)упация, пара(?)ель, па(?)ивный, пе(?)он, а(?)аратура, а(?)етит, а(?)ортимент, а(?)ракцион, ба(?)он, ба(?)ейн, па(?)ивность, пе(?)имизм, опти(?)изм, пре(?)а, пре(?)-служба, пре(?)инг, програ(?)а, про(?)е(?)ия.

Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы, в скобках после слов с орфограммой укажите проверочные слова.

Пя..ь человек — пя..ь земли, переступить поро.. — по- ро.. сердца, большой сосу.. — комары сосу.. кро..ь, хорошие ве..ти — ве..ти ребёнка за руку — ве..ти на машине, бес­плодный дух — бесплодные усилия, тё..ка дров — мой тё..ка, сделан из во..ка — сделать три во..ки, лё..кий пло.. — вкусный пло.., горький лу.. — тугой лу.. — цвету­щий лу.., сно.. сена — настоящий сно.., осенняя измо­рось — изморо..ь на траве, книги лежат вперемежку с тетра­дями — бежать вперемежку, чередуясь, берёзовый пру.. — искусственный пру.., складной зон.. — ввести зон.., густой ле.. — ле.. в окно, сто., воды — сто., сена, приятная ле..ть — ле..ть на дерево, мо.. под дождем — мо.. выполнить, сиам­ский ко.. — шифровальный ко..

Упражнение 7. Выпишите сначала слова с одинарной соглас­ной в корне слова, затем с двойной согласной. Подчеркните орфо­грамму.

Ва(?)а, гори(?)а, гру(?)а, гро(?)мейстер, то(?)ель, Та(?)ин, се(?)ия, пре(?)а, коло(?)ада, сгру(?)ировать, програ(?)ировать, профе(?)ионал, проце(?), су(?)огатный, телегра(?)а, те(?)ис, те(?)орист, ре(?)а(?)а, тра(?)а, те(?)ор.

Диагра(?)а, диску(?)ия, до(?)ар, дре(?)ировка, жу(?)ание, иди(?)ия, и(?)юзия, и(?)унитет, инте(?)ект, иску(?)тво, про- гра(?)ист, проце(?)ор, пье(?)са, ра(?)чёт, ра(?)читывать, ре- жи(?)ёр, репре(?)ии, су(?)огат.

35

 

Ка(?)играфия, ка(?)а, ка(?)ета, ко(?)ега, ко(?)ектив, ко(?)екция, коло(?)ок, компре(?), ко(?)еспондент, ба(?)аст, тРУ(?)а, экспре(?)ия, экспре(?)ивный, э(?)ектный, э(?)ектив- ный, э(?)игрант, и(?)игрант.

Ма(?)а, мета(?), мо(?)юск, моногра(?)а, нарци(?), о(?)упа- ция, о(?)озиция, па(?)о, па(?)ажир, по(?)ориться, прогреф, пре(?)а, профе(?)ия, режифёр, си(?)етрия, сте(?)аж, теле­графа, те(?)итория, те(?)ор, ко(?)озия, тро(?)ейбус, хо(?)ей, це(?)офан, ша(?)и, шо(?)е, экспре(?), э(?)ипс, э(?)енция, э(?)ект.

Упражнение 8. Тематические словарные диктанты. Пользуясь орфографическим словарём, подготовьтесь к письму под диктовку. Со словами любой из групп составьте текст.

Спорт: фу..бол, хо..ей, те..ис, во..ейбол, спорт..мен, баске..бол, ба..минтон, ба..ерфляй, бе.. с препятствиями, ган..бол, клю..ка, кро..овки, пры..ки с трам..лина, ре..би, скорое..ой спуск, тренировочный проце.., фехтование, хо..ьба спортивная, шве..ская стенка.

Космос: астрона..т, космона..т, атмосфера, боли.., взры.. звезды, високос(?)ный год, день весеннего равноден(?)ствия, день зимнего со(?)нцестояния, звёз..ное небо, гиган..ский ме­теорит, И..ЮЗИЯ, и..ку..твенный спутник Земли, Вселе..ая, ко..апс, космический зон.., лунохо.., лан..шафт, Маге..ановы облака, ..ферический, перегру..ка, о..серватория, ра..тояние до Со..нца, те(?)ескоп, Тума..ость Андромеды, поса..ка.

Медицина: а..ерген, а..ендикс, борода..ка, весну..ки,

ГИ..НОЗ, гиповитамино.., головной мо..г, гру..а крови, гри.., заря.жа, иску..твенное дыхание, и..унитет, капи..яры, ки- слоро.., ле..ша, кос..ная ткань, фи..культура, ма..аж сер..ца, нарко.., наследственность, но..ти, опас..ность, пеници..ин, пре..сердие, се..чатка, стре..овые ситуации, рен..ген.

Искусство: аги..бригада, аншла.., аплом.., бату.., бра- ВИ..ИМО, гри..ировать, диало.., моноло.., и..юзионист, и..итация, либре..о, опере..а, персона.., маскара.., дебю.., дре..ировщик, иску..тво, режи..ёр, праз..ник, пье..а,

а..солютный слух, а..орд, а..омпанемент, а..ордеон, ба..ада, га..а, джа.., виртуо.., звукоря.., звуковая доро..ка, ди..онанс,

36

 

кла..ика, синте.., скри..ка, фи..гармония, этю.., автопортрет, античное иску..тво, и..ку..твоведы, витра.., Рене..анс, вы- ши..ка, зодчество, и..юстрация, инс..енировка, ко..екция, кинорежи..ёр, кири..ица, ка..играфия, монта.., мультфильм, небоскрё.., подли..ик, тира.., тру..а, эски.., этю..ник.

Естествознание: а..химия, а..юминий, ди..ти..ированная вода, жи..кость, ко..аген, ко..озия, криста..изация, немета..ы, пластма..а, це..юлоза, а..умулятор, ба..истика, ди..узия, коэ..ициент, пропе..ер, ра..тояние, рен..ген.

Упражнение 9. Пользуясь толковым и орфографическим сло­варями, запишите правильно слова, объясните их значение.

А..ревиатура, а..редитив, а..умулировать, а..отация, а..ули- ровать, апе..ировать, а..амблея, а..ортимент, а..оциация, а..ес- тация, а..ракцион, ба..аст, ба..ель, бю..етень, гу..анный, депре..ия, ди..ертация, и..юзорный, и..юстрация, и..игрант,

и..унитет, инка..атор, инте..ект, инте..игенция, и..игация, КО..ИЗИЯ, ко..оквиум, коло..а, коло..ада, коми..ия, компро- ми.., ко..ентарий, диску., ия, ко..ивояжёр, ко..уникация, ко..юнике, конгре..мен, ко..упция, режи..ёр, те..итория, це..улоид, це..юлоза, экспре..ия, эми..ия.

Упражнение 10. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни.

Перел..мить, облениться, подк..птить, сп..лить, пок..я- ние, укоротить, п..строта, хв..литься, пок..заться, разв..н- тить, сл..стёна, загримировать, прит..гательный, заселён­ный, хл..стать, позв..нить, пл..скать, см..лить, тр..пать, погл..щённый, расхв..тать, см..тать, тр..петать, д..ревяшка, Т..МНО, накр..ниться, обр..нить, поб..режье, содр..гнуться, в..дить, поз..лотить, тв..рдеть, тр..ва, гн..здо, ул..вить, хл ..потливый, смела, см..гчённый, заг..дать, ч..совой, тр..стинка, подм..стерье, к..лючий, сл..зинка, см..треть, ум..лкать, в..ровать, просв..щённый, усл..жнить, обл..ко­титься, подНеВлённый, погл..щать, подсл..щённый, отк..- заться, опр..вдать, поч..сти, см..гчение, загл..дение, побр..- дить, загр..ждение, нагр..вание, г..лодание, подн..бесье, уд..вление, подразд..лить, увл..чение, пос..литься, сум..рки,

37

 

ут..лщение, священник, пол..сатый, сплочённый, св..той,

осв..щать, настр..ение, ст..на, расск..зать, упрощённый.

Упражнение 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в скоб­ках после слова с орфограммой укажите проверочное. Подчеркните орфограмму.

Вопиющий факт, едоничный случай, зав..нтить болт, зап..вала в хоре, поб..дить в б..рьбе, спл..нировать расходы, заблокировать к..лёса, зар..дить ружьё, обд..лить вн..мани- ем, перел..мить пополам.

Расп..лить на части, разв..рить к..ртофель, кр..вить ду­шой, загЛоДеться на к..ртину, прочное загр..ждение, оч..ро- ванный кр..сотой, крепкое осн..щение, пов..литься на снег,

б..льная сп..на, уд..вляться щ..дротам.

Громко засв..стеть, ук..ротить п..льто, укр..тить зверя, загл-.нуть в окно, цв..тистый пл..ток, запл..мбировать зуб, нагр..дной лист, сп..лить дуб, сп..лить дотла, раскр..шить хлеб, загр..мированный актёр.

Застр..хованный ч..ловек, тихо ш..птать, разл..чать от­тенки, см..рить раздр..жение, новая с..мволика, разгр..- ничить обязанности, сумр..чный лес, нав..вать локон, разв..вающийся флаг, разв..вается сюжет.

Упражнение 12. Выберите гласную в зависимости от контекста и спишите словосочетания. Подчеркните орфограмму, в скобках по­сле слова с пропущенной гласной укажите проверочное. Подберите 2—3 пары словосочетаний с аналогичной орфограммой.

Прим..рять пальто — прим..рять поссорившихся, развевающийся ребёнок — развеваться на ветру, зап..вать м..локом — зап..вать песню, зал..зать рану — зал..зать на дерево, разр..дить ружье — прор..дить грядки, упл..тить по счёту — упл..тнить окно, посв..тить ф..нариком — посв..тить в тайну — посв..щение в студенты, пос..деть от горя — пос..деть на ск..мейке, нак..лить докр..сна — нак..лоть дров, ч..стота пос..щений — ч..стота в комн..те, ум..лять зн..чение — ум..лять о пощаде, сп..шите с д..ски — не сп..шите уц..нять т..вар, скр..пить подписью — громко скр..петь — делать скр..пя сердце, прож..вать кусо- 38

 

чек — проживать в гор..де, об..жать слабого — об..жать все м.. газины.

Упражнение 13. Спишите слова, вставьте пропущенные орфо­граммы. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарём.

Ав..кадо, алгоритм, директория, ж..люзи, ..азис, ол..гарх,

в..н..грет, ф..соль, п..лисадник, б..клажан, д..агональ, импо­нировать, л..квидировать, с..нонимы, х..реография, акв..рель, в..рнисаж, д..кламация, интерпр..тация, м..заика.

М..тивировать, акк..мп..ниатор, д..л..тант, к..нонада, арт..ллерия, нав..ждение, об..грить, л..ловый, м..ниатюра,

м. .мориал, м..ридиан, сув..ренитет, л..боратория, скомпоно­вать, ут..лизация, загр..мождение, пан..рама, п..рспектива, в..тиеватый.

Д..ктатура, к..ламбур, н..вигация, пл..гиат, д..агональ, су- в..нир, д..спансер, инт..лл..гентный, пл..стилин, д..р..жиро­вать, юб..лейный, р..лигия, р..читатив, т..бурет, д..летант, им­понировать, в..рнисаж, г..рмоничный, инц..дент, д..ликатес.

Пер..ферия, п..рспектива, им..тировать, с..нтиментальный, аплодисменты, Компетенция, р..ферендум, об..яние, б..чёвка, Контингент, инВоСтиция, нав..ждение, ижд..венец, б..ллетень,

н. .стальгия, МоЛанхолия, уп..ение, к..мплимент, ф..йерверк,

п. .стамент, Компромисс.

Упражнение 14. Определите, на какое правило дана каждая группа слов. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, в каждой группе подчеркните исключения.

  1. Безотл-.гательный, возл..гаемый, возл..жить, доло­жить, изл..гать, сл..жение, обл..жение, отл..жение солей, подложить, пол о гать, пол ..г, предл..гать, предложение, прил..гательное, прил..жение, разл..гаться, слаг..емое.
  2. Взр..стить, возр..стной, выр..щенный, недор..сль, за-

р. .ели, отр..елевой, перер..стание, повзр..слеть, подростко­вый, прор..стать, р..стение, р..сти, р..стительный, р..стов- щик, отр..ель, ср..стись.

  1. Вск..чить, выскочить, обск..кать, переск..чить, ск..чок, уск..кать, соск..чить, ск..чйте.

39

 

  1. Возгорание, выг..реть, г..релка, г..рючий, дог..рать, заг..релый, изг..рь, обг..рать, neper..рать, пог..релец, подг..ревший, приг..рь, самовозг..рание, уг..релый, уг..реть.
  2. 3..ревой, з..ря, оз..рить, оз..рять, оз..рение, оз..рён- ность, з..рька, з..ревать, з..рница, з..ря.
  3. Кл..ниться, накл..нение, накл..нный, неукл..нность, откл..нение, покл..нение, скл..няться.
  4. Благотворительность, одухотв..рение, утв..рь, претво­рять (мечту в жизнь), стихотворение, раств..рённый, сотво­рение мира, тв..рить, тв..рец.
  5. К..сательная, к..снувшись, неукоснительно, прик..- саться, прик..сновение, соприк..саться.
  6. Бл..стеть, бл..стать, бл..стательный, вн..мательный, выж..гание, забл..стать, зад..рать, зам..рать, зан..мательный, зап..реть, отп..рать, заст..рать, отт..реть, расст..лать, подст..- лить, нерасч..тливый, обм..реть, обсч..таться, отч..тать, пе- ресч..танный, бессч..тный, проб..раться, подст..лить, расч..т, соч..таться, уст..лать, сж..гание.
  7. Вым..кать всё содерж..мое, вым..кнуть под дождём, вымоченный, м..кнуть перо в чернила, м..крица, м..крота, непром..каемый, пром..нательный, пром..кашка, см..чить.
  8. Выр..внять, зар..внять поверхность, неср..вненный, неср..внимый, подр..внять края, подр..вняться в строю, прир..внять величины, разр..внять грядку, ур..вновешенный.
  9. Выпл..вать, запл..в, пл..вать, пл..вательный, пл..ва­нне, жук-пл..вунец, пл..вучесть, пл..вец, пл..вчиха, пл..ву- ны, ПОПЛ..ВОК, пропл..вать.

Упражнение 15. Тематические словарные диктанты. Пользуясь орфографическим словарём, подготовьтесь к письму под диктовку. Со словами любой из групп составьте текст.

Философия: быти.., вс..ленная, Государство, д..мократия, заПоДники, инт..лл..генция, Коллективизм, ц..вилизация, м..ргиналы, м..раль, нац..я, н..силие, неп..вторимость, не- пред..пределённость, непр..тивление злу насилием, п..сси- мизм, пр..гресс, пространство, рац..онализм, р..волюция, р..лигия, симв..л, славянофилы, существование, Тоталита­ризм, ф..лософия, ц..вилизация.

40

 

Экономика: акционер, аукц..он, барт..р, брок..р, внешне- эк.. номический, дефицит, дивиденд, дил..р, инвестиции, ин- фляц..я, конкуренц..я, маркетинг, м..ниторинг, мон..полия, прив..тизация, рэкетир, сертификат, т..можня, ф..нансы.

История: архе..логия, б..талия, б..рестяная грамота, б..ль- шевики, ВИК..НГИ, д..кабристы, д..настия, к..питуляция, кни­гопечатание, кр..постное право, л..тописец, летосч..сление, м..нархия, ..причник, Первая м..ровая в..йна, реформация, рев..люция, р..спублика.

Психология: вн..мание, во..бражение, воспом..нание,

воспр..ятие, дисЦеПлинированность, сам..оценка, иденти­фикация, ИНДеВИДуаЛЬНОСТЬ, ..НТуИЦИЯ, М..Л..НХОЛИК, Т..М- п..рамент, н..стойчивость, об..няние, об..яние, об..бщение, остр..умие, ос..зание, отн..шение, ощ..щение, прип..мина- ние, раздр..жение, р..флексия, Тестирование, ум..заключе- ние, ур..вновешенность, х..ризма, х..рактер, Целеустремлён­ность, ..волюция, эксперимент, эмоц..и, эмпат..я.

Математика: акс..ома, алг..ритм, б..ссектриса, вект..р, ге..метрия, г..потенуза, д..агональ, д..лемма, инт..грал, к..ло- метр, лог..рифмы, мер..диан, м..ллиметр, мн..гогранник, п..р..ллелограмм, п..р..ллельный, п..риметр, перп..ндикуляр, сант..метр, т..ория.

Компьютер: авт..матический, «Всемирная п..утина», ин­терн..т-кафе, гип..рссылка, д..сплей, д..лговременная па­мять, иску(?)твенный инт..(?)ект, кибернетика, к..дировка, л.жальный, микропр..це(?)ор, мультимед..а, оперативная память, оп..рационная с..стема, нав..гация, Персональный, програ(?)а, рег..стр, серв..р.

Государство: ан..рхия, ар..стократия, непов..новение,

Декларация независимости, Демократия, д..ржава, импер..я,

к..нституция, ол..гархия, п..рламент, np..Mbep-министр, р..с- публика, св..бода, скип..тр, т..рания, тот..литаризм.

Упражнение 16. Вставьте пропущенные буквы, составьте 2—3 предложения со словами на выбор.

В..н..грет, п..лисадник, м..золь, в..рнисаж, г..рмония, ми- ни..тюра, д..ликатесы, м..мориал, пер..ферия, ст..лица, ск..-

41

 

фандр, фестиваль, фрикаделька, юб..лей, аккомпаниатор, к..ртина, к..рзина, заб..тонировать, бакл..жан.

Юв..лир, с..мулянт, абонемент, делегат, деградировать, громоздить, Доагональ, Мозаика, ж„кет, Вормишель, перс- ПоКтива, Хомелеон, Горизонт, меродиан, эстокада, обл..ч- ко, Кондитерская, сногирь, Коридор, КоЛейдоскоп.

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Перер..стание, повзр..слеть, выт..рать, подр..стковый, прор..стать, р..стение, з..ря, р..стительный, р..стовщик, предложение, з..рянка, отр..сль, ср..стись, вск..кивать, вскочить, выскочить, обск.жать, переск..чить, ск..чок, уск.жать, соскочить, переск..кать, возг..рание, сл..гаемое, зам..реть, выг..реть, г..релка, г..рючий, дог..рать, сж..гать, непром..каемый, р..внина, пл..вец, отн..мать, попл..вок, за-

г..релый, з..рница, обг..рать, перег..рать, з..ря, пог..релец, подг..ревший, приг..рь, самовозг..рание, уг..релый, з..ре- вой, оз..рить, оз..рение, скл..нение, сл..гаемое, з..рянка, поклоняться, клониться, тв..рение, ур..внение, сж..мать, спловляться (по реке), к..сательная, изб..ратели, пром..- кашка, отторать, к..снуться, р..сточек, ск..кать, Р..стов, предл..жить.

Упражнение 18. Составьте словосочетания так, чтобы был ясен выбор написания слова (форму слова можно изменять).

Выто/ачка, исся/екать, выти/есненный, приви/едение, зали/езать, присте/яжной, запи/евать, освя/ещение.

Упражнение 19. Запишите слова. Подчеркните правильное про­верочное слово.

От..пление — топит — отапливать. Отк..пать — раскоп­ки — откапывать. Разбр..сать — бросит — разбрасывать. Отк..рмить — кормит — откармливать. Ул..вить — ловит — улавливать. Подбодрить — бодрый — подбадривать. Рас- к..лоть — расколет — раскалывать. Разм..лоть — помол — размалывать.

42

 

Упражнение 20. Тематический диктант. Правильно запишите слово, при необходимости уточните его значение в словаре.

Животные: к..нгуру, б..гемот, кр..к..дил, гори..а, п..л..- кан, к..к..ду, П..НГВИН, к..ала, ш..мп..нзе, м..кака, ч..р..па­ха, ж..раф, л..опард, п..нтера, г..пард, оц..лот, к..ш..лот,

а. .игатор, ги..опотам, за..ц, к..н..рейка, л..гушка, сн..гирь,

с..бака, сок..л, с..рока.

Упражнение 21. Тематический диктант. Правильно запишите слово или словосочетание, при необходимости уточните значение слова в словаре.

Растения: абр..кос, ан..нас, ап..льсин, ..рбуз, арах..с,

б. .клажан, б..нан, семейство б..бовых, ..кация, антон..вка,

б. .рбарис, б..рёза, в..силёк, в..ноград, г..оргин, гр..нат, ж..лудь, з..мляника, к..ртофель, к..питан, клев..р, к..ло- кольчик, кр..пива, л..беда, л..мои, м..ндарин, маргаритка, м..моза, можжевельник, п..поротник, пш..ница, с..рень, с..рняк, к..лосок, топ..ль, ф..алка, цв..ток, ч..решня, чер­ника, Ч..СНОК, Ш..ПОВНИК, ябл..ня.

Упражнение 22. Тематический диктант. Правильно запишите слово или словосочетание, при необходимости уточните его значе­ние в словаре.

Политика: Конституция, гр..жданин, Политический,

Государственник, зап..дник, сл..вянофил, те..оризм, эл..кто- рат, п..рламент, ц..вилизация, гл..б..лизация, изб..ратели, ком..тет, фракц..я, д..мократия, Тоталитаризм, м..нархия, р..г..страция.

Упражнение 23. Тематический диктант. Правильно запишите слово или словосочетание, при необходимости уточните значение слова в словаре.

Медицина: алл..рген, антиб..отик, артер..я, б..ктерии, близ..рукость, б..лезнь, б..родавка, в..кцина, в..снушки,

в. .тамины, г..гиена, гри.., гр..бок, д..вление, д..ета, ж..лудок, ж..ры, б..лки, угл..воды, зак..ляться, з..рядка, зр..чок, ..ммунитет, пол..клиника, б..льница, кар..ес, к..стная ткань, фи..культура, ма..аж, обезбол..вание, м..кроскоп,

43

 

минеральный, обоняние, отравление, позв..ночник, р..нтген, ск..лет, стре.., температура, х..рург, ч..хание.

Упражнение 24. Тематический диктант. Правильно запишите слово, при необходимости уточните его значение в словаре.

Театр: ..ктёр, г..роиня, ком..к, амф..театр, п..ртер, бал­кон, ф..йе, ..нсамбль, ..нтракт, б..лаган, б..лет, м..скарад,

  1. нефис, гр..мёрка, д..бют, декламация, д..рижёр, драма­тург, др..ссировщик, ж..нглёр, иску..тво, к..рнавал, м..мика,

п..рсонаж, пр..мьера, р..жиссёр, т..атральный.

Упражнение 25. Тематический диктант. Правильно запишите слово или словосочетание, при необходимости уточните значение слова в словаре.

Музыка: акк..мпанемент, акк..рдеон, ар..я, б..лалайка,

  1. рабан, в..туроз, г..рмония, г..тара, д..рижёр, звуковая

д..рожка, кол..кол, ..ркестр, парт..я, р..яль, св..рель, ск..- морохи, ф..ртепиано.

Упражнение 26. Диктант-путаница. Даны слова, каждое из ко­торых начинается с ГОР-. Ваша задача: записать эти слова в два столбика — с чередующейся и с безударной гласной, подчеркнуть орфограмму. Для слов с безударной гласной, где это возможно, подберите проверочные слова.

Г..рбатый, г..рнолыжник, уг..реть, горячность, Гордели­вый, г..родской, Горизонтальный, разг..релся, г..рбинка,

г..рноспасатель, г..родить, г..рбушка, г..рдиться, выг..реть, г..рчичник, г..рячий, г..рюешь, подг..релый, г..рилла, г..ро- скоп, г..роховый, г..рчинка, г..рячиться, г..рихвостка, г..рицвет, г..рком, г..рластый, г..рловина, г..рнист, г..рно- заводской.

44

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ

Упражнение 27. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните орфограмму.

  1. Речи как сне.., а дела как сажа. Речи — как мё.., а де­ла — как полынь. Речи у него сла..ки, да кусают за пя..ки. Стал сы.., так взял сты... Берут зави..ки на чужие пожи..ки. В чужих руках краю.жа за коври.жу покажется. У кошечки ко..ти в рукавичках. Завис..ливому и свой хле.. не сладок. Из песка верё..ки вьёт. К скупому в го..ти и..ти — запа.. с собою не..ти. Ло..кой кормит, а сте..лем гла.. колет. Молодо­му оши..ка — ульь.ка, старому — горькая слеза. Молодость — пта.жой, старость — черепа..кой. Век доло.., да час доро... Был ду.., а стал сру... Не ленись с плу.жом, будешь с пи­ро., ком. Тру., кормит, а лень портит. Кому мир не доро.., тот нам и воро... Чтобы ры..ку съесть, надо в воду ле..ть. Сне., глубок, го., хорош. Старый дру.. лучше новых двух.
  2. Пока не поешь ка..ки из одной ча..ки, так и человека не узнаешь. Железо ржа съедает, а завис(?)ливый от завис­ти погибает. Завис(?)ливое око видит далёко. Всякое ремес­ло чес(?)но, кроме воровства. Дело учит и кормит, а праз(?)ность — добра мужа портит. Искус(?)ный плаватель и на море не тонет. Ешь пиро., с грибами, а язык держи за зубами. Сядем ря..ком, да поговорим ла..ком. Невелика беседа да чес(?)на. Есть ело..ко, как мё.., ела..ко, а есть ело..ко, как полынь горько. Коня на во(?)ах не удержишь, а слова с языка не воротишь. Молодому учиться рано, старо­му — поз..но. Корень учения горек, да пло.. его сладок. На ло..ца и зверь бежит. Один с со..кой, семеро с ло..кой. (По­словицы)

Упражнение 28*. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните орфограмму.

1. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрас(?)но, подобен изваянию, высеченному из

45

 

камня. (Ю. Фучик) 2. Гу(м,мм)анизм должен внушать не па(с,сс)ивное чу(?)ство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию. (М. Горький) 3. Удиви­тельно, что может сделать один луч со(?)нца с душой челове­ка! (Ф. Достоевский) 4. Бескорыстие создаёт криста(л,лл)ь- ную чистоту, которая гасит живую окраску цветов и дра­гоценных камней, подобно тому, как чрезмерный свет со(?)нца заставляет бледнеть яркость цветов. (А. Безант) 5. Благородно только то, что бескорыс(?)но. (Ж. де Лабрюй- ер) 6. Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочу(?)ствует. (Ф. Бэкон) 7. Товарищ — опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смер­тельной опас(?)ности. (С. Орбелиани) 8. Что такое дружба? Слово, и(л,лл)юзия, очаровывающая нас, тень, следующая за (?)астьем и исчезающая в часы не(?)астья! (О. Голдсмит) 9. Жадность до дене.., если она ненасытна, гораздо тя­гостней дружбы, ибо чем более растут желания, тем боль­шие потребности они порождают. (Демокрит) 10. При фило­софской диску(с,сс)ии больше выигрывает побеждённый — в том отношении, что он умножает знания. (Эпикур) 11. Что­бы переваривать знания, надо поглощать их с а(п,пп)етитом. (А. Франс) 12. Прогре(с,сс) знаний требует постоянного пе­реформулирования предыдущих точек зрения. (Ж. Пиаже)

  1. Инте(л,лл)игентность — это ежедневное и ежечас(?)ное несение подвига, хотя часто только потенциальное. (А. Лосев) 14. Высшая степень и(с,сс)ку(с,сс)тва говорить — умение молчать (В. Ключевский)

Упражнение 29. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните орфограмму. ^Согласны ли вы с автором? Напишите мини­сочинение по одному из высказываний.

1. Что значит инте(л,лл)игентность, культурность чело­века? Знания, эрудиция, осведомлённость? Нет! Избавьте человека от всех его сведений, лишите его памяти, но если он при этом сохранит умение понимать людей иных куль­тур, понимать широкий и разнообразный кру.. произведе­ний и(с,сс)ку(с,сс)тва, широкий кру.. чужих идей, если он 46

 

сохранит свою восприимчивость к инте(л,лл)ектуальной жизни, — вот это и будет инте(л,лл)игентный и культурный человек. (По Д.С. Лихачёву)

2. Основная задача современной жизни: сочетать разви­тие техники с гу(м,мм)анизмом. Цивилизация без души — ужас! Вторичное варварство... Накопление без цели. Ги­гантская мобилизация сре..ств для неизвес(?)ной цели. Технике должны быть даны не только тактические, но и стратегические цели. Всеобщая сытость и быстрота пере­движения скоро будут достигнуты, но дальше что? — Раз­витие культуры! (Д.С. Лихачёв)

Упражнение 30. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. *Найдите устаревшие слова, подчеркните их, составьте с ними пред­ложения.

Говорят и пишут, будто крепос(?)ное право сформирова­ло характер русских, но при этом не учитывают, что вся северная половина Российского государства никогда не знала крепос(?)ного права и что крепос(?)ное право в цен­тральной его части водворяется сравнительно поз(?)но. Раньше России крепос(?)ное право формируется в прибал­тийских и прикарпатских странах. Юрьев день, позволяю­щий крестьянам уходить от своего помещика, сдерживал жестокость крепос(?)ной зависимости, пока не был уп­разднён. Крепос(?)ное право в России отменено раньше, чем в Польше и Румынии, раньше, чем отменили ра..ство в Соединенных Штатах Америки. Жестокость крепос(?)ного права в Польше усиливалась и национальной рознью. Кре- пос(?)ные крестьяне в Польше были по преимуществу бе­лорусы и украинцы.

Полное освобождение крестьян в России подготовлялось уже при Александре I, когда были введены ограничения крепос(?)ного права. В 1802 году провозглашается закон о «вольных хлебопашцах», а ещё до этого император Павел I указом 1797 года установил вы..шую норму крестьянского труда в пользу помещиков — три дня в неделю.

47

 

Если обратиться к другим фактам, то нельзя обойти вниманием организацию Крестьянского банка в 1882 году для субсидирования покупки земли крестьянами.

Мне могут возразить: но ведь есть и противоположные факты — отрицательных действий правительства. Да, осо­бенно в революционное время 1905 и последующих годов, однако, как это ни парадоксально, положительные явления в своём идейном значении только усиливаются, когда за них приходится бороться. Значит, наро.. добивался улучшения своего существования и боролся за личную свободу.

(Д.С. Лихачёв)

Упражнение 31. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчерк­ните орфограмму. *Напишите небольшое сочинение-рассуждение на основе одной из пословиц, использованных в упражнении.

1. Пож..лев к..пейки, поплатишься рублём. 2. З..мля не ур..дит, никто не наградит. 3. Возвр..щай з..мле долг — бу­дет толк. 4. Не п..ры п..ровать, коли хл..ба зас..вать. 5. День проз..вал — урожай пот..рял. 6. Мур..вей нев..лик, да горы к..пает. 7. На чужой ст..ронушке рад св..ей в..ронушке. 8. Св..я з..мля и в г..рсти мила. 9. Русский ни с

м. .чом, ни с к..лачом не шутит. 10. Язык — стя.., дружину водит. 11. Без корня и п..лынь не р..стёт. 12. Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 13. Петь х..рошо вместе, а говорить поро..нь. 14. Чем зав..раться, лучше молча почесаться. 15. Кто г..ворит, тот сеет, кто слушает — соб..рает. 16. Ч..ста, лучиста, да и г..ворить р..чиста. 17. Сб..лтнул бы к..ток, да язык к..роток. 18. Кл..няться гора..д, а говорить не умеет. 19. Хоть г..ршком наз..ви, только в печь не ст..нови. 20. Со..нце н..зенько, так и вечер бл..зенько.

Упражнение 32. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

Мысль о замирающих силах пр..роды особенно наглядно выражается в тех знаменательных обрядах, которые ещё недавно совершались и были извес..ны в нашем н..роде под

н. .званием пох..рон Костромы, Лады и Ярилы. По всему 48

 

в..роятию, обряды эти принадлежали в ст..рину к купаль­ским игрищам. Пох..роны Костромы в Пензенской и Сим­бирской губернии совершались таким обр..зом: прежде все­го д..вицы избирали из своей ср..ды одну, которая обязана была представлять из себя Кострому; затем подх..дили к ней с покл..нами, клали её на доску и с песнями н..сли к

р..ке. Там нач..нали её купать, причём старшая из уча(?)ст- вующих в обряде сгибала из лу..ка лукошко и била в него, как в б..рабан. Напоследок возвращались в д..ревню и за­канчивали день в х..роводах и играх.

(В. Белов)

Упражнение 33. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму. Объясните значение выделенных слов.

Ещё в..сной х..лсты белят в з..ле и затем на сн..гу. Снова бучат в з..ле и белят уже летом на чистом лугу, где-нибудь около оз..ра или речки. Подростки соб..рали в г..рмошку п..тнадцатиметровый холст, м..кали его в воду и снова ров­но расстилали на з..лёной тр..ве. Иной раз, не ут..рпев и видя, что никто не заметит, пускались б..гом по этой ровной гла.жой х..лщовой доро.же.

З..ла для б..ления, или бучения, х..лстов должна быть чис­той, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, то есть хозяйственные, ст..рики в..сною нарочно х..дили в лес, чтобы нажечь ольховой з..лы для б..ления х..лстов. Выб..ленный холст был едва различим, если его расст..лить на сн..гу.

(В. Белов)

Упражнение 34. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. *Напишите продолжение тек­ста: рассказ об известном вам народном промысле.

Стр..на наша б..гата ист..иными талантами, и многие виды н..родного иску(сс,с)тва ш..роко извес(?)ны и высоко ц..нимы не только у нас, но и за рубежом. Это пал..хская и мстерская м..ниатюра, б..городская д..р..вянная игрушка, чукотская и х..лмогорская ре..ьба по дер..ву, ж..стовские подносы, ор..нбургские платки, гжельская к..рамика.

49

 

Но этим д..леко не начерпывается всё богатство художе­ственного творчества народов нашей стр..ны. Во многих её селениях, д..ревнях продолжают жить интереснейшие р..- мёсла, которые уходят к..рнями в с..дую древность. В изде­лиях народных м..стеров ож..вают обр..зы, пришедшие из л..генд, н..родного эп..са и сказок.

К ним относятся такие виды н..родного иску(сс,с)ва, как владимирский р..жок, с..ломенная кукла, тамбурная выш..вка. Каждое изделие н..родного иску(сс,с)тва — это св..еобразный пам..тник духовной жизни н..рода на про- т..жении ст..летий, это корни, которыми питается и Сегод­няшняя наша культура.

(По А. Милославскому)

Упражнение 35. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Б..рёза была и есть наше любимое дер..во. Она — как х..роший ч..ловек: и собой пр..гожа, стройна, б..лолика; и пользы от неё много. Из дер..ва б..рёзы делали самые крепкие т..порища плотницких и б..евых т..поров, гнали дёг..ть — Целебное снадобье.

Б..рёзовые др..ва в п..чи самые жаркие, а лучина в свет­це г..рит без копоти; пламя ровное, чистое. А б..рёзовые почки и листья, веники — от века лучше всех прог..няют простуду и другие б..лезни.

В..сною, в пору сокодВеЖения, вся Русь заг..товляла

б..рёзовый сок. Светлую густую влагу соб..рали в к..душ­ки, и она, засах..риваясь, до будущей в..сны д..вала лю­дям бодрость и силу. Ранним летом б..рёзу нар..жали, как н..весту, укр..шали лентами и бусами и в..дили вокруг неё х..роводы.

Из б..рёзовой коры, или б..рёсты, делали п..суду, она лучше любого терм..са хр..нила свежесть м..лины, кваса или р.-дниковой В..ДЫ.

И было такое правило в ст..рину: не брать у б..рёзы лиш­него, не дов..дить её до б..лезни и тем более не губить её до смерти. Брали у неё только сок, как м..локо у белой

50

 

к..ровушки, столько, сколько нужно, чтобы б..рёза осталась ж..ва и зд..рова.

И ст..яли, наряду с дубравами, священные берёзовые рощи по Руси, убранные, ухоженные, как дв..рцы, в благодарность за кр..соту и д..броту этого д..рева.

{По С. Романовскому)

Упражнение 36. Прочитайте стихотворение и подготовьтесь к письму по памяти.

Сл..ва умеют плакать и смеяться,

Приказывать, м..лить и закл..нать.

И, словно сер(?)це, кровью обливаться,

И равнодушно хол..дом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изм-.няя ла...

И прокл..нают, и кл..нутся словом,

Напутствуют, и славят, и ч..рнят...

{Я. Козловский)

Упражнение 37. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

Поэт Н.А. Заболоцкий п..сал о п..ртрете Александры Петровны Струйской:

Её гл..за — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её гл..за — как два ..бмана,

Покрытых мглою неудач.

Со..д..ненье двух загадок,

Полувостор.., полуиспу..,

Безумной нежности припадок, Предв..схищенье смертных мук...

Мы смотрим на п..ртрет и слышим голос очарования, пон..мая: эта женщина д..бра, чутка и смятенна. П..ртрет вызывает в пам..ти лёгкость полёта лани или серны, пре­рванного внезапно ..влением удивляющим, одновр..менно радующим и повергающим в гру..ть. Как будто Струйской в

51

 

это мгновение задали сокровенный в..прос или она выслу­шала пр..знание... Поэтому слегка приподняты её брови и выражение ласкового недоумения-беспокойства зы..кой п..леной др..жит на л..це.

(В. Липатов)

Упражнение 38. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Художник зап..ч..тлел на п..лотне гордость России — России на вечную память.

Современников поэт на п..ртрете и уд..вил: пок..зался перед нами Пушкиным, у которого пр..вычную в..сёлость заменила «некоторая пасмурность»...

Учёный А.Х. Востоков как-то ж..лал художнику: «Ты был п..этом — будь философом теперь!»

П..ртрет Пушкина п..сал ф..лософ. Поэт только-только после с., ми летней ссылки по., вился в Петербурге, «имя его повторялось»... Когда ехал в Петербург, встретил по д..роге ар..стантов. Кюхельбекер бросился к нему на гру..ь и почти пот..рял сознание. Ж..ндармы разорвали их объятия.

Когда созд..вался п..ртрет, поэт произн..сил клятву вер­ности. Он направил послание д..кабристам в С..бирь. Знал ли о том Кипренский? Но глядя на п..ртрет, вспом..наются строки «Евгения Онегина»:

Но лишь божественный гл..гол До слуха чу..кого к..снётся,

Душа поэта встреп..нётся,

Как пробудившийся орёл...

Зам..рла лира в руках ож..дающей музы. Божествен­ный гл..гол к..снулся поэта, погружена в м..гучую думу его бесстрашная душа. Ясен дальний взгля.. серо-голубых гла...

«Себя как в зерк..ле я вижу», — п..сал поэт. П..ртрет в..сел у него в р..бочем к..бинете. Вд..хновлял ли, под- держ..вал?о

(В. Липатов)

52

 

Упражнение 39. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­

черкните изучаемую орфограмму.

  1. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных ..влений! Летние гро­зы проходят над з..млёй и «заваливаются» за горизонт. В н..роде любят г..ворить, что туча не прошла, а ев..лилась.

Гром перекатывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встря­хивает землю!

(К. Паустовский)

  1. Знаете ли вы, как р..стёт тр..ва? Первые р..стки по..вля- ются ещё до н..чала спада в..ды. Всё кругом ст..новится

с..неватым, с..реневым, потом жёлтым, белым и з..лёным.

В один из Т..КИХ дней я бр..дил по бер..гу моря и так наглотался свежего ветра, что прилёг на буг..рок и уснул. Потом я встал и увидел, что буг..рок из белого стал

з..лёным. На нём ясно был виден контур моего тела.

(По В. Журавлёву-Печорскому)

Упражнение 40. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

С раннего детства я знал слово м..тель и пользовался им. Но до школы я употреблял это слово механически и не ду­мал о том, откуда оно вз..лось. В школе же я «разг..дал», что слово м..телъ происходит от слова м..тёт, зам..тает землю. Это слово как бы зан..во открылось мне, зазвучало новыми красками, приобрело ощутимый смысл.

Я тогда же сделал для себя и такой вывод, что п..сать это слово следует через е (метель, а не мятелъ, как некото­рые п..сали в то время).

Все эти мои «открытия» были довольно примитивными, но в то время они имели для меня очень б..лыпое значение.

(М. Исаковский)

Упражнение 41. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

В де..ской коми..те царя Николая Второго было много разных игрушек: полки ол..вянных с..лдатиков, лош..ди,

53

 

ружья, трубы, б..рабаны и даже г..ра песку. Но главное ме­сто в ней занимала большая железная д..рога. Она в точно­сти копировала наст..ящую. Были там и рельсы, и станционные бу..ки, и в..гоны. Маленький Николай подолгу забавлялся любимой игрушкой. А ста., взрослым, он по­строил в России немало ж..лезных доро..

(По Н. Юриной)

Упражнение 42. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

Мы пр..выкли к этому слову — натюрморт, но оно не­правильное. Всякая вещь перестаёт быть мёртвой, когда ею любуются глаза человека, когда её к..саются человеческие руки.

Художники лучше других видят кр..соту вещей, которые нас окружают. Каждая вещь ож..вает под кистью художни­ка, рассказывает о себе, о людях, которые изготовили эту вещь, которым она служит, которые просто на неё смотрят.

(Б. Порудоминский)

Упражнение 43. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­черкните изучаемую орфограмму.

Наши пре..ки, русы, радовались приходу в..сны, которая н..сла с с..бой т..пло, свет и ож..вление.

Солнечного бога они называли Ярилой, что озн..чает ра­дость. Его предстовляли в виде кр..сивого, сильного, в..сёлого ЮН..ШИ. Голову бога укр..шали жёлтые, белые и синие цв..ты, вокруг которых кружились пчёлы. Девушки Водили вокруг него х..роводы и пели песни: «Где Ярило станет н..гой, там пш..ница поднимется к..пной! Куда он посмотрит, там кол ..с зацв..тёт!»

Ни м..нуты ВоСенний бо.. не мог пост..ять на месте: уст­раивал праз(?)ники с песнями и плясками, играми и пры..ками через к..стёр. Под присмотром Ярилы парни уст­раивали состязания в ло..кости. Он и сам был не прочь по­мериться силами, да кто мо.. сравниться с богом?

(Б. Калашников)

54

 

Упражнение 44. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обо­

значьте изучаемую орфограмму.

Вы когда-нибудь см..трели на древний белокаменный с..бор скво..ь б..рёзовую рощу? Вот когда обн..руживается глубокое созвучье русской пр..роды и русского зо..чества. Эта б-.лизна, эта мя.. кость линий, уд..вительная оду- хотв..рённость... Согл..ситесь: так можно г..в..рить и о див­ном дер..ве, и о чудном храме...

(Ю. Линник)

Упражнение 45. Прочитайте текст. Устно разберите орфограм­мы. Напишите свой текст по аналогии с данным, используя как опор­ные слова с чередующимися корнями.

Пр..красные слова русского языка

  1. ря и з..рница — пр..красные слова русского языка. Оба они связаны с нашей пр..родой.

Зори бывают почти каждое утро и каждый вечер. С ут­ренней з..рёй в нашей пам..ти связаны к..ртины предрас­светной т..шины. В этот з..ревой час ни..ко над самой

з..млёй пылает утренняя зв..зда. Воздух чист, как родни­ковая в..да. На зорях тр..ва омыта р..сой, а по д..ревням пахнет п..рным м..локом.

В..чернюю з..рю мы часто путаем с закатом со(?)нца. В..черняя з..ря начинается, когда со(?)нце уже зайдёт за край земли. Тогда она овл..девает меркнущим небом, разли­вает по нему множество красок и медленно переходит в поз(?)ние сум..рки и в ночь.

  1. рницы чаще всего бывают в июле, когда созр..вают хл..ба.

(По К. Паустовскому)

Упражнение 46. Прочитайте текст. Озаглавьте и спишите его, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Старинное к..пьё состояло из ст..льного наконечника и деревянного дре..ка. Хотя дре..ко выстругивалось из самых упругих и твёрдых поро.. дер..ва, в бою оно нере..ко л..малось.

55

 

Разве нельзя было отк..вать к..пьё сплошь мета..ическое, чтобы оно не л..малось?

Можно, конечно. Однако такое к..пьё из-за тяжести было бы непов..ротливым в бою. Как быть воину, когда у него л..малось к..пьё? Тогда он обн..жал меч или брал булаву — короткую дубинку с ут..лщением на к..нце или ш..стопёр — на длинной рукоятке м..л..ток с ш..стью острыми рёбрами и вступал в ближний рукопашный бой.

У к..пья могли быть разные нак..нечники. Самый опас­ный — четырёхгранный — проб..вал бр..ню и назывался бронебойным.

К..роткое к..пьё — ростом с с..милетнего мальчика — предназн..чалось для м..тания и называлось сулица.

(По С. Романовскому)

Упражнение 47. Прочитайте текст. Озаглавьте и спишите его, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Человек, р..ждённый т..лантливым, с искрой в душе, пе­режив де..ство, нем..нуемо ст..новился подм..стерьем, а по­том уж и мастером. Плотником ли, с..пожником, г..нчаром ли, кузнечного дела, но мастером об..зательно. М..стерство перед..валось от отца к сыну, от деда к внуку. Иногда опре­делённое дело процв..тало в отдельной д..ревне и даже це­лой волости.

«Не боги делают г..ршки, а те же васьяновские (либо ча- рондские) мужики», — г..в..рилось о г..нчарах... Пословица о г..нчарах, как и все настоящие пословицы, неоднозначна. «Не боги делают горшки...» Конечно же, не боги, а люди. Но человек в стр..млении к б..жеству становился мастером, и только тогда перед ним вст..вала тайна художества.

(Б. Белов)

Упражнение 48. Прочитайте текст. Озаглавьте и спишите его, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Старинный лук — это хитрая оружейная наука. Делали его мастера из особого упругого, ровного, без сучка, без за­доринки, дер..ва.

56

 

У каждого мастера был свой с..крет: и какое дер..во по­добрать, и когда его заготовить, и каким клеем склеить. Лук н. .сили в кожаном, покрытом узорами футляре. Фут­ляр этот назывался налучье, или налуч, и н..сил его воин на левом боку.

А на правом в..сел к..лчан со стрелами. Стр..ла — это маленькое копьё. Она состояла из дре..ка, оп..рённого ор­лиными, гусиными или л..бяжьими перьями, окрашенными в красный цвет, чтобы было ле..че найти её. На другом к..нце стр..лы — ст..льной нак..нечник, который затачивал­ся перед боем.

Нат..нуть лук или арб..лет было под силу д..леко не ка­ждому. В наши дни проводятся соревнования по стр..льбе из лука. Нат..нуть его намного ле..че, чем старинный б..евой лук, и стрелы его не пробьют вражескую бр..ню. Не­обходимости в этом нет: лук предназначен для мирных со­ревнований, а не для в..йны.

(По С. Романовскому)

Упражнение 49. Прочитайте текст. Спишите, вставьте пропу­щенные буквы, подчеркните орфограмму. *Напишите продолжение- эссе: Какие мысли вызвало у вас размышление автора?

Патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм — это любовь к своему н..роду. Национализм — это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим н..родам.

Если вы любите свой н..род, вы поймёте и другие н..роды, которые любят свою пр..роду, своё иску(?)тво, своё прошлое.

Надо знать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого, надо много путеше(?)ствовать, не обязательно пе- рее..жая с места на место, из одной стр..ны в другую, но пу- теше(?)ствовать с пом..щью кни.., с пом..щью музеев, с помощью своей собственной инте(?Актуальной подвижности и ги..кости. Заинт..р..совывает в других по преимуществу непохожее на нас самих, своеобразное. Тогда и своё оце­нишь по-настоящему.

(По Д.С. Лихачёву)

57

 

Упражнение 50. Спишите, вставьте пропущенные буквы, под­

черкните изучаемую орфограмму.

М..слята — н..род исключительно дружный. Где ..дин, там и ещё п..ток. Да разве п..ток! Длинные в..р..ницы пря­чутся в з..лёной тр..ве то кр..сновато-бурые, то кр..сноватые. Пока ср..заешь ..дну в..р..ницу, увидишь новые, там, по всей ..пушке, не знаешь, на что см..треть, с чего начинать — разбегаются г л., за.

Из-под з..мли м..слята выл..зают одни из первых, уже в н..чале июня их можно соб..рать. Потом, когда начнется н..стоящее р..зногрибье, м..слятами как-то пренебр..гают, и, между прочим, зря..

М..слёнок — один из самых вкус(?)ных к..чественных гр..бов.

(В. Солоухин)

Упражнение 51. Объяснительный диктант. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы.

Грибы тоже ходят

Ос..нь глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан

з. .л..тыми м..нетками берё.. и красными м..далями ..син. В л..су ведь и в солнечный день сум..рки, а тут ещё нападала л..ства и скрывает от гла.. серые, красные и жёлтые шля..ки гр..бов.

  • Есть грибы? — спр..сил я маленькую дочь лес(?)ника.
  • Волну..ки, рыжики, м..слята.
  • А белые?
  • Есть и белые, только теперь начинает х..лоднеть, и белые переходят под ёлки. Под берё.жами и не думайте

и. .кать — все под ёлками.

  • Как же это они переходят, в..дала ли ты когда- нибудь, как гр..бы ходят?

Девочка отор..пела, но вдру.. п..няла меня и, сделав плутовскую рожицу, ответила мне:

  • Так они же ночью ходят, как их мне ночью увидеть? Этого никто не видел.

(М. Пришвин) 58

 

 
 

Категория: Русский язык | Добавил: Админ | Теги: новикова, Соловьёва
Просмотров: | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Смотрите также:

ГДЗ русский язык правописание согласных и гласных в корне слова, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) скачать бесплатно

Всего комментариев: 0
avatar