Главная » Файлы » 6 класс » Русский язык

ГДЗ русский язык правописание суффиксов различных частей речи, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1)

Здесь вы найдете ГДЗ русский язык правописание суффиксов различных частей речи, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1). В данной книги изложены ответы и решения, которые помогут вам спрвиться с домашним заданием. Используйте ГДЗ русский язык правописание суффиксов различных частей речи, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) только в качестве дополнительной проверки ваших ответов. ГДЗ русский язык правописание суффиксов различных частей речи, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) поможет ответить на вопросы задач и упражнений которые вам остались не понятными.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

07.02.2016, 13:02
 

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЛОВ
И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Упражнение 1. Запишите слова, выделите суффиксы.

Строитель, дирижёр, стартовать, почётный, беловатый, соловьиный, бревенчатый, сетчатый, искристый, игристый, котёнок, москвич, ленинградец, рязанец, волжанин, специа­лизация, коллективизация, ивушка, красота, комический, двоечник, селенье, стартовый, лебединый, журавлиный, жу­равлёнок, студентка, варенье, сухарница, доброта, практи­кант, жеребёнок, отличник, костромич, сменщик, урбаниза­ция, музыкант, точило, молоток, сменщик, сахарница, красавица, твердоватый, телёнок, механизация, музыкант, каменщик, горловина, сахарница, жадина, кривизна, силач, малыш, сибиряк, бетонщик, кормилица, пудреница.

Упражнение 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите придуманные автором географические названия. Каков смысл этих придуманных слов? Разберите их по составу.

Метаморфоза

Детство — это село Краснощ.жово, Не..мышлёново, Вс..излазово,

Скок-Поскок..во, чуть Ж..СТОКОВО,

Но Бе..злобнино, но Чист..глазово.

Юность — это село Н..деждино,

Нера..пашкино, Оболыц..ньино,

Ну а если немножко Н..веждино,

Всё равно оно Обещ..ньино...

(Е. Евтушенко)

Упражнение 3. Выборочный диктант. Выпишите из текста ска­зочные географические названия и имена малышей — героев сказ­ки. Устно объясните, как они образованы. Выделите суффиксы. Ка­кое из выписанных вами слов образовано приставочным способом?

28

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестна­дцать малышей-коротышек. Самым главным из них был ма­лыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги... В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень ум­ным. Поэтому все его слушались и очень любили....

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, ко­торый лечил всех коротышек от всех болезней. Он всегда хо­дил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточ­кой.

Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сироп­чик, который прославился тем, что очень любил газирован­ную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и по отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком.

Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него было ружьё, которое стреляло пробками. Жили и другие малыши: Торо- пыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ни­чего не знал.

(Я. Носов)

Упражнение 4. Вспомните правописание суффиксов существи­тельных. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте суф­фикс.

  1. Горош..к, горош..нка, груз..ик, двоечн..к, отличи..к, донос..ик, директри(с,сс)а, жад..на, завал..нка, солом..нка, зенит..ик, извоз..ик, здоровь..чко, здоровь..це, картофел..на, крап..нка, краснодеревщик, лавочн..к, неж..нка, пере- беж..ик, пересказ..ик, платы.це, платы.шко, плеч..ко, по- эте(с,сс)а, стюарде(с,сс)а, принце(с,сс)а, работница, па..нька, за..нька, смаз..ик, смен..ик, созданы.це, свиданы.це, бо­лотце, та..нство, фонар..ик, шарман..ик, канатоход..ц, пальт..цо, страдал..ц, кузн..ц, луж..ца, масл..це, кузн..ца, ружы.цо, молод..ц, молод..ца, письм..цо, книж..ца,

29

здань..це, красавец, красав..ца, страдал..ца, хлеб..ц, туне­ядец, луков..ца, живопис..ц, гололед..ца.

  1. Разведчик, налад..ик, бомбардиров..ик, дрессировщик, вкладчик, доклад..ик, объезд, .ик, обид..ик, перевод..ик, свар..ик, заговор..ик, водопровод..ик, обход..ик, проход..ик, приём..ик, подряд..ик, перебеж..ик, атом..ик, рассказ..ик, постанов..ик, воз..ик, заказ..ик, смаз..ик, извоз..ик, бара­бан..ик, груз..ик, перепис..ик, асфальт..ик, подпис..ик, раз­нос..ик, счёт..ик, инструменталь..ик, захватчик, передат..ик, прокат..ик, автоматчик, текстиль..ик, газет..ик, бан..ик, от­вет..ик, лёт..ик, переплёт..ик, точиль..ик, зенит..ик, по- пут..ик, прогуль..ик, добыт..ик.

Упражнение 5. Употребляя необходимые суффиксы, выполни­те следующие задания:

  1. скажите ласково о следующих предметах. Суффиксы выделите.

Рука, берёза, ива, рябина, ночь, вода, ветер, солнце, голо­ва, сердце, дорога, шапка, платье, стол, стул, скамья;

  1. назовите эти же предметы, но только маленького раз­мера. Суффиксы выделите.

Нос, палец, глаз, дом, мышь, хомяк, птенец, кот, стул, лес, роща, звезда, щётка, зеркало, мыло, дерево, птицы, ко­лос, зверь;

  1. назовите следующие предметы так, чтобы они стали большими. Суффиксы выделите.

Рука, нога, кулак, глаза, дом, голос, торт, букет, стог, нож;

  1. скажите с оттенком пренебрежительности о следую­щих предметах. Суффиксы выделите.

Корова, шапка, шинель, портфель, бумага, пальто, комна­та, старушка.

Упражнение 6. От данных слов с помощью суффиксов обра­зуйте существительные.

  1. -ЕК-, -ИК-, -ЧИК-: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, ёж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларёк, 30

ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, со­вок, соболёк.

  1. -ЕЦ-, -ИЦ-(А): Гвинея, Голландия, гололёд, доход, ка­ша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер.
  2. -ЕЦ-(О), -ИЦ-(Е), -Ц-(-Е): бельё, здоровье, именье, ко­пьё, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, сча­стье.
  3. -ЕЧК-, -ИЧК- (ИЦ- + К): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, ум­ница.
  4. -ЕНК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-, -ИНК-, -К-: басня, башня, бе­рёза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яб­лоня.

Упражнение 7. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, пла­тье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 8. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -ЧИК-, -ЩИК-, -ЛЬЩИК. Какое значение они прида­ют вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, гру­зить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, ре­зать, фонарь.

Упражнение 9. От данных слов с помощью суффиксов обра­зуйте существительные.

  1. -ЕК-, -ИК-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василёк, гвоздь.
  2. -ЕЦ-, -ИЦ-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, ка­питал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружьё, письмо, масло.

31

  1. -ИН-, -ИЗН-, -ЕТ-, -ЕСТЬ-, -ЕСТВ-: нищий, купец, това­рищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
  2. -ЧИК-, -ЩИК-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказы­вать, перевозить, грузить, возить, переводить, учёт, шифро­вать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, перепле­тать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
  3. -ЕНЬК-,-ОНЬК : заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Ве­ра.

Упражнение 10. Образуйте от данных корней с помощью при­ставок и суффикса -EHM(j)-, -AHH(j)- имена существительные. Вы­делите морфемы в записанных словах.

-Един-, -влеч-, -дал-; -слав- (-славл-), -драж-, -дрож-.

Упражнение 11. От данных прилагательных с помощью суф­фиксов образуйте существительные. Выделите в записанных словах корень и суффиксы.

  1. -ОТ-(а): чистый, высокий, острый, чёрный, добрый, мелкий;
  2. -ИЗН-: крутой, голубой, кривой, жёлтый.

Упражнение 12. Продолжите ряд имён существительных, обра­зуя слова с помощью

  1. суффикса -АЧ-

Лицо по преобладающему признаку: силач, ...;

предмет, который служит для выполнения действия: тя­гач, ....

  1. суффикса -ЕТ-(-ОТ-)

Отвлечённый признак: быстрота, ...;

совокупность лиц: беднота, ...;

действия с общим значением шума: грохот, ....

  1. суффикса -ЕСТВ-(-СТВ-)

Союз, объединение лиц, которые названы в исходном сло­ве: братство, ...;

значение учреждения: посольство, ...;

отвлечённый признак: лукавство, ...;

лицо, наделённое признаком: божество, ....

32

  1. суффикса -ЕЦ-

Лицо по принадлежности к стране, территории, городу, где оно проживает или откуда происходит: испанец,

лицо, характеризующееся каким-либо свойством: мудрец, предмет или явление, характеризующееся признаком или действием: резец, ....

  1. суффикса -ИЗН- Отвлечённый признак: белизна, ...;

имя существительное со значением действия: укоризна,....

  1. суффикса -ИК- (-НИК-)

Лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию: целинник, ...;

предмет, предназначенный для чего-либо: чайник, ...; предмет, обозначающий книгу или сочинение: задачник,...; пространство или территорию, покрытые чем-то или со­держащие что-то: ельник, ....

  1. суффикса -ИН-

Виды рыбы и мяса: осетрина, ...; один предмет из ряда одинаковых: горошина, ...; отвлечённые признаки: глубина, ...; результат или орудия действия: перекладина,...; название жителя или уроженца какой-либо страны: гру­зин, ....

  1. суффикса -НИК-

Лицо по роду занятия, профессии: подводник... предметы, приспособления: будильник- названия кушаний: курник... названия дней недели: понедельник...

Упражнение 13. Е или И? Запишите слова, вставив необходи­мую букву, определите род имён существительных.

  1. Заведень..це, пальт..цо, бездел..ца, здань..це, кур..ца, письм..цо, мокр..ца, здоровь..це, положены.це, масл..це, рож..ца, кресл..це, окол..ца, поленн..ца, варены.це, рас- тены.це, первоклассница, свиданы.це, ружы.цо, метел..ца, собраны.це, событы.це, ящер..ца, белы.цо, модн..ца, соз­даны.це, бездел..ца, луж..ца, состояны.це, печень..це, разн..ца, стихотворены.це, строены.це.

33

  1. Всевид..ц, блокады..ца, вдохновительница, хлеб..ц, рож..ца, окол..ца, безбилетн..ца, безвкус..ца, голландец, красав..ца, выдвижен..ц, метел..ца, част..ца, баловн..ца, су- воров..ц, страны..ца, великомучен..ца, велогонщ..ца, кра­сив..ц, глуп..ц, бездел..ца, безработ..ца, бесприданн..ца, ле­нив..ц, метел..ца, ящер..ца, десятибор..ц, детдомовец, добровол..ц, ветлечебн..ца, восьмиклассн..ца, всадн..ца, ев- ропе..ц, единобор..ц, горнолыжн..ца, живописец, голо­лед..ца, жил..ц, дачевладел..ца, дачн..ца.

Упражнение 14. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объ­ясните графически выбор суффиксов -ЧИК-, -ЩИК-.

  1. Объезд..ик, прокат..ик, груз..ик, разнос..ик, пере- беж..ик обой..ик, фонар..ик, танцов..ик, прицеп..ик, съём..ик, извоз..ик, обход..ик (путей), прессов..ик, рез..ик (по кости), обруб..ик, груз..ик, разведчик, съём..ик (дачи), смаз..ик, перебеж..ик, уклад..ик, формов..ик, камен..ик, стеколь..ик, паркет..ик, электросварщик, бетон..ик, экскава­тор..ик, кранов..ик, водопровод ..ик, сбор..ик, шарман..ик, свар..ик, заказ..ик, совет..ик, попут..ик.
  2. Опытный перевод..ик, компьютер..ик, интересный рассказ..ик, болель..ик «Спартака», злостный прогульщик, разно..ик газет, набор..ик типографии, корабельный сиг- наль..ик, перенос..ик болезни.

Упражнение 15. Образуйте слова с помощью суффиксов -ЧИК- или -ЩИК-. Устно объясните свой выбор.

  1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник — ...
  2. Рабочий, специалист по бетонным работам — ...
  3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь, — ...
  4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной клад­ке — ...
  5. Рабочий по проходке горных выработок — ...
  6. Рабочий, специалист по типографскому набору — ...
  7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь, — ...
  8. Тот, кто занимается сваркой, — ...
  9. Тот, кто делает съёмку местности, — ...
  10. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь, — ...
  11. Работник бани, обслуживающий посетителей, — ...

34

  1. Разведывающий данные о противнике — ...
  2. Солдат, обслуживающий пулемёт, — ...
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь, — ...
  4. Работник, который занимается приёмом чего- нибудь, — ...
  5. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание, — ...
  6. Рабочий, работающий посменно с другим, — ...

Упражнение 16. -ЧИК- или -ЩИК-? Запишите слова, вставьте необходимые суффиксы. В каких случаях возможно двоякое обра­зование в зависимости от значения?

Камен.., водопровод.., барабан.., полиров.., сбор.., газет.., рассказ.., стеколь.., бетон.., вагон.., перевод.., буриль.., раз­нос.., портфель.., пулемёт.., уголь.., набор.., компьютер.., за- бастов.., зачин.. .

Упражнение 17. Кто или что? Образуйте слова с заданным зна­чением. Запишите эти слова, выделите суффиксы.

Женщина-повар — ...

Жена генерала — ...

Болтливая девочка — ...

Качество доброжелательного человека — ...

Детёныш зайца — ...

Детёныш коровы — ...

Детёныш волка — ...

Гриб, растущий под березами, — ...

Специалист по химии — ...

Детёныш орла — ...

Что-то новое — ...

Синоним слова стройка — ...

Гриб, растущий под осинами, — ...

Момент бросания мяча — ...

Стебель соломы — ...

Зёрнышко в стручке гороха — ...

Свойство доброго человека — ...

Берёзовая роща — ...

Свойство отзывчивого человека — ...

35

Упражнение 18. От данных ниже существительных образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, назы­вающее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите эти слова, выделите суффиксы.

Музыкант, играющий на трубе, — ...

Смелый человек — ...

Музыкант, играющий на скрипке, — ...

Житель Тулы — ...

Хитрый человек — ...

Тот, кто любит шутить, — ...

Тот, кто богат на выдумки, — ...

Тот, кто любит озорничать, — ...

Обучающийся в школе — ...

Собирающий коллекцию — ...

Любящий мечтать — ...

Любитель собирать марки — ...

Житель Воронежа — ...

Играющий в футбол — ...

Участник игры — ...

Строящий дома — ...

Тот, кто живёт в селе — ...

Житель Киева — ...

Житель Томска — ...

Упражнение 19. От данных слов образуйте существительные со значениями

  1. лица, производящего действие, или
  2. устройства для произведения того или иного действия.

Суффиксы выделите.

Грузить, рубить, выключать, сортировать, настроить, слушать, водить, нагревать, двигать, взрывать, кипятить, ис­кать, спасать, любить, просить, паять, будить.

Упражнение 20. Спишите, вставляя пропущенную букву в суф­фиксе. Выделите суффиксы.

1. Горош.ж, кирпич..к, дружоч.ж, ножич-.к, шалаш..к, лесоч.ж, камеш.ж, подароч.ж, птенч.ж, ореш..к, докладчик, корабл.ж, хвост..к, смаз..ик, груз..ик, диванч.ж, пере- пис..ик, букет..к, ветх..сть, мелк..та, бел..зна, глуб..на.

36

2. Редкий ельнич..к, кудрявый бараш..к, забавный хвост..к, красивый карманч..к, забавный котёноч..к, зелёный стебелёч..к, душистый горош..к, жёлтый песоч..к, острый ножич..к, заросший овраж.ж, кусоч..к пирога, яркий зонт..к.

Упражнение 21. Спишите, вставляя пропущенные буквы в суф­фиксах разносклоняемых существительных. Подберите 2—3 своих фразеологизма с орфограммой в суффиксах разносклоняемых су­ществительных.

1. Без роду и плем..ни. 2. Гореть синим плам..нем. 3. Под брем..нем забот. 4. От одного сем..ни. 5. До поры до врем..ни.

  1. Называть вещи своими именами. 7. Времени в обрез.

Упражнение 22. Вспомните правописание суффиксов прилага­тельных. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте суф­фикс.

  1. Эскимос(?)ий, киргиз(?)ий, ураль(?)ий, канад(?)ий, горняц(?)ий, голланд(?)ий, казац(?)ий, шотланд(?)ий, сель(?)ий, фламанд(?)ий, астрахан(?)ий, бедняц(?)ий, курд(?)ий, кон(?)ий, кандидат(?)ий, босяц(?)ий, посоль(?)ий, гигант(?)ий, сибир(?)ий, почтамт(?)ий, бурлац(?)ий, лейте- нант(?)ий, оккупант(?)ий, португаль(?)ий, январ(?)ий, диле- тант(?)ий, богатыр(?)ий, сентябрь(?)ий, адъютант(?)ий, ка- бац(?)ий, декабрь(?)ий, позитивист(?)ий, грец(?)ий, большевист(?)ий, турец(?)ий, писар(?)ий, субъективист(?)ий, звер(?)ий, день-ден(?)ской, пропагандист(?)ий, середняц(?)ий, ткац(?)ий, пацифист(?)ий, абхаз(?)ий, рыцар(?)ий, му- жиц(?)ий, калмыц(?)ий, черкес(?)ий, пермяц(?)ий, мат- рос(?)ий, монастыр(?)ий.
  2. Алюминиевый, льст..вый, фланел..вый, правд..вый, натри..вый, цел ..вой, кали..вый, щел..вой, никел..вый, ми­лостивый, стил..вой, бол ..вой, спес..вый, гост..вой, нулевой, пить..вой, гречн..вый, сол..вой, эмал..вый, незлоб..вый, тен..вой, марл..вый, игр., вый, каракулевый, крас ..вый, гут- таперч..вый, брон..вой, горноста..вый, юрод..вый, учт..вый, со..вый, коричневый, стержн..вой, корн..вой.
  3. Опрометч..вый, придирч..вый, заносч..вый, приве- редл..вый, причудл..вый, прожорл..вый, кокетл..вый, рас- чётл..вый, разговорчевый, предприимч..вый, навязч..вый,

37

находчивый, обидч..вый, отзывчивый, жалостливый, со- вестл..вый, уживч..вый, забывчивый.

Упражнение 23. -К- или -СК-? Запишите слова, вставьте необ­ходимые суффиксы, устно объясните свой выбор.

Молодец..ий бой, брат..ая помощь, скользкая дорога, француз..ий язык, матрос..ий танец, рыбац..ая хижина, анг- лий..ие духи, ткац..ий станок, узбек..ий плов, близкий друг, новосибир..ий вокзал, уз..ий проход, гигант..ий размер, ян- вар., ое солнце, рыбац..ий посёлок, мужиц..ий кафтан, чеш..ий язык, узбек..ий хлопок, деревен..ий пастух, ка­зан..ий собор, рус..ий рубль, казах..ие степи, ноябрь..ие дож­ди, сель..ий житель, бурлац..ий труд, звер..ий аппетит.

Упражнение 24. От приведённых ниже слов образуйте имена прилагательные с суффиксами -ЕВ-, -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-.

Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, ненависть, вече, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плюш, ус­тупать.

Упражнение 25. Вставьте пропущенные буквы.

Во..вой, беж..вый, дар..витый, дел..вой, дом..витый, за­ботливый, занося..вый, красн..ватый, луг..вой, прыщ..ватый, угл..ватый, угр..ватый, щеголеватый, глянцевый, ковш..вый, пальц..вой, парч..вый, рыж..ватый, сланц..вый, СВИНЦ..ВЫЙ, старуш..чий, кош..чий.

Упражнение 26. От приведённых ниже слов образуйте имена прилагательные с суффиксами -К- или -СК-.

Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, ка­бак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель.

Упражнение 27. От данных слов с помощью суффиксов обра­зуйте прилагательные.

1. -К-, -СК-: кандидат, гигант, лейтенант, горняк, рыбак, турок, Урал, посол, Астрахань, конь, богатырь, январь, Поле­сье, матрос, дилетант, Елец, Норвегия, казах, казак, словак, бедняк.

38

  1. -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ИВ-, -ЕВ-: придира, отзыв, обида, эмаль, правда, расчёт, дождь, привереда, непоседа, причуда, забы­вать, уживаться, каракуль, марля, соя, корень, находить, стиль, стержень, предпринимать, разговор, калий, магний, красота, доля, лесть, нуль, грязь, совесть, кокетничать, спесь, тень, играть, зависть, жалость.
  2. -ОВАТ-, -ЕВАТ-: белый, крючок, ноздри, синий, розо­вый, молодец, слабый, тёмный, сладкий, грубый, рыжий.
  3. -ОНБК-, -ЕНЬК- : хороший, плохой, высокий, жалкий, мелкий, глубокий, чёрный, слабый, свежий, сладкий, кис­лый, дешёвый, красивый, молодой, старый, худой, лёгкий, сухой, родной, мягкий.
  4. -ЧАТ-: брусок, решётка, клетка, сетка, чешуйка, коле­но, крупица, веснушка.

Упражнение 28. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обо­значая суффиксы прилагательных.

Честолюбивый человек, льст..вая улыбка, пол..вые цветы, вол..вой характер, отраслевые интересы, навязч..вые идеи, уклончивый ответ, талантливый режиссёр, приветливая хо­зяйка, клетч..тая ткань, половинч..тое решение, дощ..тый за­бор, дымч..тые очки, добр..кий человек, стар..кое пальто, скромн..нький костюмчик, сер..нький зайчишка, пёстр..нький платоч..к, уз..нький коридорч..к.

Упражнение 29. Выборочный диктант. Выпишите из текста

  1. имена существительные, в которых есть суффиксы, выделите суффиксы;
  2. имена прилагательные, в которых есть суффиксы, выделите суффиксы.

Волга-матушка

Так звали в старину, да и сегодня зовут великую русскую реку, нашу кормилицу и поилицу, нашу песенную красавицу. На карте она ветвится синим могучим деревом со множеством ветвей -притоков.

39

По берегам Волги и её притоков вместе с русскими издрев­ле жили разные народы: татары, чуваши, удмурты, марийцы, башкиры, мордва, калмыки. В старинных сказаниях и песнях этих народов Волга наречена солнышком. У мордовского на­рода Волга издавна зовётся рава — река-солнышко. За свет её родниковых вод. За то, что по ним можно ездить далеко и вес­ти торговлю со многими странами. За обилие целебной рыбы, что водилась только в волжских водах и кормила людей досы­та и целила их до глубокой старости.

(По С. Романовскому)

Упражнение 30. Выборочный диктант. Выпишите из текста

  1. имена существительные, в которых есть суффиксы, выделите суффиксы;
  2. имена прилагательные, в которых есть суффиксы, выделите суффиксы.

Весенние ручейки

Весенние ручейки говорят, говорят...

У каждого ручья свой голосок. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пеньке у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

— Я лесной ручей, из лесного снега рождён. Топтали этот снег рогатые лоси да зубастые волки, трусоватые зайцы- беляки по снегу прыгали, тетерева и рябчики под снегом спа­ли. Теперь все следы растаяли, в звонкие капельки преврати­лись...

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои интереснейшие рассказы. Хочешь лесные, полевые и бо­лотные тайны узнать, — сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

{По Н. Сладкову)

Упражнение 31. Выборочный диктант. Выпишите из текста имена прилагательные и причастия, в которых есть суффиксы; вы­делите суффиксы.

Город Змеёвка был расположен на пляже, возле реки. Де­ревья здесь не росли, поэтому на улицах было не так красиво, 40

как на улицах Зелёного города. Зато повсюду росло много цветов, как в Цветочном городе. Дома здесь были очень кра­сивые. Над каждой крышей возвышался шпиль, украшенный сверху либо деревянным петухом, который поворачивался в разные стороны в зависимости от направления ветра, либо беспрестанно вертевшейся игрушечной ветряной мельницей. Многие из этих мельниц были снабжены деревянными тре­щотками, которые беспрерывно трещали. Над городом там и сям реяли бумажные змеи. Запускать змеев было самым лю­бимым развлечением жителей, отчего город и получил своё название.

(Я. Носов)

Упражнение 32. Распишите глаголы по группам в зависимости от суффикса: -ОВА-, -ЕВА- и -ЫВА-, -ИВА-. Выделите суффиксы.

Бесед..вать, подглядывать, допытываться, навед..ваться, совет..вать, запрят..вать, команд..вать, обусловл..вать, про­вед..вать, треб..вать, расстёг..вать, экзамен..вать, разве..вать, отвед..вать, гор..вать, навьюч..вать, танц..вать, испо- вед..вать, потч..вать, завед..вать, буш ..вать, вывед..вать.

Упражнение 33. Образуйте формы глагола по образцу. Запи­шите, выделите суффиксы.

Усп-е-ва-ть — усп-е-ть.

Обв..вать (шарф вокруг шеи) — ..., одол..вать — ..., изд..вать — ..., расш..вать — ...,

зап..вать (лекарство водой) — ..., разб..вать — ..., обв..вать (ветром) — ..., выс..вать — ..., расп..вать (песни) — ..., забол..вать — ..., одол..вать — ..., вызр..вать — ..., согр..вать — ...,

41

Упражнение 34. Продолжите словосочетания так, чтобы полу­чились пары, различающиеся по смыслу и написанию суффиксов глаголов.

Обезводеть... — обезводить...

Обезлюдеть... — обезлюдить...

Обескроветь... — обескровить...

Обессилеть... — обессилить...

Упражнение 35. Составьте словосочетания с данными глагола­ми прошедшего времени. Выделите в глаголах суффикс. В скобках после каждого глагола укажите его инфинитив.

Обид..л, се..л, завис..л, послыш..лся, наде..лся, кле..л, слыш..л, выеме., л, вид., л, выздоров..л, ненавид..л, вы- ровн..л, леле..л, та..л, бле..л, преумножал, ла..л.

Упражнение 36. Образуйте формы глагола по образцу. Запи­шите, выделите суффиксы и окончания.

Вид-е-ть — вид-е-л — вид-ит,

ненавидеть — ..., зависеть — ..., реять — ..., веять — ..., таять — ..., лаять — ..., зависеть — ..., обидеть — ..., маяться — ..., надеяться — ..., затеять — ..., слышать — ..., строить — ....

Упражнение 37. Распишите наречия в два столбика: с приста­вочным и приставочно-суффиксальным способом образования. До­бавьте по 2—3 своих примера в каждый столбик.

Досрочно, свежо, запросто, искренне, наново, испытанно, влево, направо, крепко, доходчиво, начисто.

42

Упражнение 38. Вспомните правописание суффиксов наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте изучаемую ор­фограмму.

Сначал.., справ.., изредк.., довольн.., издавн.., некое.., направ.., вправ.., снов.., занов.., нанов.., досух.., насух.., до- чист.., наглух.., воедин.., набел.., наскор.., надолг.., слев.., налев.., в лев.., зажив.., заведом.., запроет.., досыт.., на­чнет.., затемн.., дотемн.., намертв.., сызнов.., добел.., до- красн.., сгоряч.., направ.. .

Упражнение 39. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.

Шагнуть влев..; справ., обгоняет грузовик; уйти засветл..; задолг.. до приказа; добраться затемн..; вытереть досух..; из­редк..; интересоваться; начать занов..; засидеться допоздн..; вылизать дочист..; наскор.. перекусить; надолг.. запомнить.

Упражнение 40. Вставляя пропущенные буквы, спишите глаго­лы и причастия. Какую закономерность вы заметили? Выделите окончания глаголов и суффиксы причастий.

Скач..т — скач..щий всадник, кле..т — кле..щий каран­даш, отмеча..м — отмечаемый повсеместно, празднуем — празднуемый всеми;

маж..т — маж..щий хлеб, исследу..м — исследу..мая про­блема, ненавид..м — ненавид..мый врагами, удержива..м — удержива..мое первенство;

плач..т — плач..щая девочка, терп..т — терп..щий бедст­вие, боле..т — боле..щий спортсмен, пряч..т — пряч..щийся в комнате;

сыпл..тся — сыпл..щийся мусор, отвлека..м — отвле­каемый вопросами, крич..т — крич..щий от страха, вид..м — ВИД..МЫЙ вдалеке;

движется — движ..щаяся цель, реж..т — реж..щий инст­румент, чист..т — ЧИСТ..ЩИЙ порошок, съеда..м — съеда..мый на завтрак;

паш..т — паш..щий землю, леч..т — леч..щий врач, свищ..т — громко СВИЩ..ЩИЙ, дикту..м — дикту..мый текст, колебл..т — колебл..щийся маятник;

43

трат..т — трат..щий деньги, стел..т — стелющийся туман, бре..т — бре..щийся по утрам, верт..т — вертящиеся колеса;

КЛОКОЧ..Т — клокоч..щее море, мо..т — мо..щий порошок, спе..т — спе..щий виноград, маш..т — маш..щий рукой;

репетиру..м — репетиру..мая песня, рекомендуем — ре- коменду..мая книга, кол..т — кол..щий орехи, муч..т — муч..щий вопросами, брезж..т — брезж..щий рассвет;

плещ..тся — плещущиеся в ванне малыши, хлопоч..т — хлопоч..щая хозяйка, возрожда..м — возрождаемый из руин;

стро..т — стро..щееся кафе, трепещ..т — трепещ..щее зна­мя, посыла..м — посыла..мое письмо, колыш..т — ко- лыш..щиеся на ветру;

ГОТОВ..Т — готов..щийся к зачёту, слынь.т — слыш..щийся гудок, мерца..т — мерца..щие звёзды;

пыш..т — пыш..щий жаром, слав..т — слав..щийся тра­дициями, сто..т — дорогостоящие товары, ла..т — ла..щая со­бака;

завис..т — зависящий от обстоятельств, жажд..т — жажд..щий общения, бор..тся — бор..щиеся с непогодой.

Упражнение 41. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте изучаемую орфограмму.

  1. Бре..щийся по утрам, верт..щиеся колеса, клокоч..щее море, МО..ЩИЙ порошок, спе..щий виноград, маш..щий рукой, репетиру..мая пьеса, рекоменду..мая книга, дремл..щий в тишине, КОЛ..ЩИЙ орехи, муч..щий вопросами, брезж..щий рассвет, плещ..щийся в озере, хлопоч..щая хозяйка, рас- кле..вший афиши, возрожда..мый из руин, немысл..мый по­ступок, стро..щееся кафе, увид..вший вдалеке, трепещ..щее знамя, посыла..мое письмо, колыш..щиеся на ветру, го­тов..щийся к зачёту, зате..вший спор, слыш..щийся гудок, мерца..щие звёзды, выдава..мый частями, пыш..щий жаром, слав..щийся традициями, дорогостоящие товары, ла..щая со­бака, выдерж..вший экзамены, завис..щий от обстоятельств, жажд..щий общения, бор..щиеся с непогодой.
  2. Украш..нная ёлка, насто..нный чай, выпущ..нный на дорогу, наперч..нный суп, начерч..нный заново, по-

44

краш..нный краской, вылеченный врачом, посаж..нное дере­во, намасленный блин, проДеНный товар, оплаченный счёт, найденный выход, выстреленный в упор, застреленная пти­ца, потеренное время, занавешенные окна, завешенные кар­тинами стены дома, плохо навешенная дверь, навешенные настены картины, пущенная стрела, обвешенная в магазине покупательница, обвешенный оружием, развешенное на порции масло, развешенное на верёвке бельё, заученный наизусть, взвешенный товар, удостоенный награды, вы- слушенные замечания, застроенные окраины, увешенное плодами дерево, перемешенные карты, перемешенная глина, засе..нное поле, замешенное тесто, замешенный в преступле­нии, наброСеНные вещи, выкаченная на позиции пушка, вы- каченная из подвала вода, смешенная с сиропом вода.

  1. Скач..щий всадник, закле..вший разрез, кле..щий ка­рандаш, отмеча..мый повсеместно, праздну..мый всеми, обещ..нный подарок, выглаженный костюм, заброш..нный сад, брош..нная на дороге вещь, обид..вший друга, обес- СИЛ..ВШИЙ после болезни, маж..щий хлеб, вид..вший всё, ис­следуемая проблема, ненавидимый пацифистами, удержи - ва..мое первенство, свар..нный борщ, плач..щая девочка, терпящий бедствие, болезнь, обессил..вшая спортсмена, прячущийся в комнате, раста..вший снег, вырубл..нные де­ревья, выброш..нный на улицу, сыплющийся мусор, отвле­каемый вопросами, ла..вшая собака, крич..щий от страха, вид..мый вдалеке, движ..щаяся цель, реж..щий инструмент, ЧИСТ..ЩИЙ порошок, съеда..мый на завтрак, паш..щий землю, леч..щий врач, громко свищ..щий, дикту..мый текст, ко- лебл..щийся маятник, трат..щий деньги, стел..щийся туман.

Упражнение 42. От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 43. Распишите словосочетания в два столбика: действительные причастия настоящего времени и страдательные причастия прошедшего времени. Отдельно выпишите оставшиеся причастия. Выделите суффиксы причастий.

45

Кле..щие игрушки дети, купленная книга, гон..щий табун лошадей пастух, стелющийся плющ, борющийся со стихией человек, разгруженная баржа, пристрел..иное ружьё, на- тошь.нная печь, посаж..нное дерево, брезж..щий рассвет, развешанные сети, завеш..нная коврами квартира, ко­леблемые ветром травы, замеш..нное тесто, застро..нные до­мами окраины, выслуШеНное замечание, намасл..нные бли­ны, мел..щая кофе машинка, леч..щий врач, пыш..щий здоровьем человек, удосто..нный награды фронтовик, вы- суш..нное бельё, реж..щий предмет, приемл..мое решение.

46

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ

Упражнение 44. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте изучаемую орфограмму. *По одной из пословиц напишите сочинение-миниатюру.

Злой плачет от зав..сти, а добрый от жал..сти.

Земелька чёрная, а хлеб, .ц белый родит.

Земля — кормильца.

В марте кур..ца из лужи напьётся.

Каков добыт..ик, такова и добыча.

Просо ред..нько, дакаш..ца жид..нька.

Золотые руки у того, кто выуч..лся хорошо.

Кто завистл..в, тот и обидч..в.

Дупл..стое дерево скрипит да стоит.

Не больной привередл..в — боль.

Упражнение 45. Вставьте пропущенные буквы, спишите, обо­значьте орфограммы.

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. Сидит кружевн..ца перед подуш- кой-вал..ком, набитой опилками или сеном. А на вал..ке за­креплён скол..к — лист плотной бумаги, на который нанесён рисунок будущего круж..ва. В его линиях и точках не сразу и разберёшься. Но для мастер..цы они — как маршрутная карта для путешеств..(н,нн)ика. Она знает, куда переставлять многочислен,нн)ые булавки с навитыми нитями, спле­тя..щими круж..во. Выплетают круж..во с помощью пар гладких деревянных палочек — коклюш..к. Коклюшки име­ют специальные углубления на концах, на которые намот..ны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюш..к требуется, иногда используют до нескольких сотен пар.

(Из энциклопедии «Я познаю мир: история ремесла»)

47

Упражнение 46. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте изучаемую орфограмму.

Лечебные растения на Руси называли одолень-травой, по­тому что они помогали одол..вать, или побеждать, болезни.

Первыми среди них считались жёлтая кувшинка и белая лилия.

Кто из них красивее, я не знаю. Кувшинка креп..нькая, тугая, и посреди венч.жа из лепестков — кувшинч.ж с золо­тыми сливками-сем..нами. А лилия нежная, как большая ба­бочка с белыми крыльями. Растут они по озёрам, тихим реч­ным заводям и затонам, на чистых водах. Рядом растут, как родные сёстры. Только одна сестра — крестьянка-жница. А другая — княжна-кружевн..ца.

Кувшинка-крестьянка и лилия-княжна очищают воды и дают приют рыбам. Их толстые мучн...стые корни в голод­ные годы немало людей спасли от голода. Корни высушивали, перемал..вали в муку и пекли из неё лепёшки. Так что сёстры- красавицы не бездельн..цы, а тружен..цы и кормильцы.

За красоту и пользу их почитали на Руси цветком священ­ным.

(По С. Романовскому)

Упражнение 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

(1)На перекрёсток из-за рощ..цы колонна выползет боль­шая. Мадонна и регулировщица стоят друг другу не мешая. (Е. Долматовский) (2)Стеколыц..к некий неб..са и лес пере­крестил безжалостным алмазом. (В. Шефнер) (3)Ты не гляди, что очкар.ж, голова у него работает как электронная машина. (В. Чивилихин) (4)Скромн..ца, но кипит весь — к настоящему делу рвётся. (В. Чивилихин) (5)Огонь полыхал в кедровн.жах с незапамятных времён. (В. Чивилихин) (6)Тебя я знал бы вплать..цах из ситца. (Б. Ручьев) (7)Вот Лис..нька моя, охо­тясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом. (С. Михалков) (8)Чем я своих подруж.ж хуже? (С. Михалков) (9)Постоял..ц прибьётся к дому, да хозя..н не постучится. (П. Шубин) (10)Но, судьбы моей большая ноша, всё же ты, как пёр..шко, легка. (М. Алигер) (11)Письм..цо долгожданное из лазарета. (А. Недогонов)

48

Упражнение 48. Запишите текст стихотворения, найдите в нём слова, обозначающие лица по профессии, выделите суффиксы -ЧИК-, -ЩИК-, с помощью которых образованы некоторые их этих слов. Подчеркните существительные, образованные по иной модели.

Вот за праздничным столом Все, кто строил этот дом:

Экскаватор..ик, бетон..ик,

Камен..ик, шофёр, маляр,

Слева — кровель..ик, стеколь..ик,

Справа — плотник и столяр.

Я не зря их усадил на почётном месте,

Что не сделает один — сделаем все вместе.

{В. Данько)

Упражнение 49. Разученный диктант с дополнительным зада­нием. Выучите стихотворение, запишите его по памяти. Выделите суффиксы в словах, обозначающих профессии, укажите, каким спо­собом они образованы.

Суздаль

Мы были в Суздале!

Вблизи да издали Мы вдосталь видели.

Красы и удали Сильно содружество.

Ценимы в Суздале Талант и мужество.

Здесь жили исстари Молвой хранимые Умельцы истые,

Незаменимые.

По камню резчики,

Ещё —

Чеканщики,

Краснодеревщики и оловянщики...

Не город, а история,

Как хлеб ржаной, насущная.

История,

49

Которая

Устремлена в грядущее.

(Л. Татъяничева)

Упражнение 50. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

(1) Все охоты..ки — люди утренние, все танц..ры — ноч­ные, вечерние существа. (М. Пришвин) (2)У разных деревь­ев— разные подшефные: подберёз..в..ки прячутся под берё­зами, под осин., в., ки — под осинами, а сосны и ёлки скрывают квартиру рыж..ка, маслёнка или мох..в..ка. Чтобы не повре­дить грибницу, срезай гриб под корень нож..ком. (Я. Надеж­дина) (3)В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельн..цы всё ещё шумела. (В. Короленко) (4)Терешка-куч..р никогда ниче­го лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была со­хранена более чем полудюжиной заговор..иков. (А Пушкин)

  1. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылет..ла: этого не пожелал громоверж..ц Зевс. (if. Кун)
  2. Ноги Зевса, одетые в сандалии, поко..лись на скаме..чке, поддержива..мой по краям золотыми львами. (Т. Дроздова)
  3. Охотный ряд получил своё название ещё в те врем ..на, ко­гда здесь разреш..но было торг..вать дичью, приносимой под­московными охотнеками. На мост..вой перед палатками сно­вали пирожн..ки, блинн..ки, торговцы гречнев..ками, жаренными на постном масле. Сбитенщ..ки разл..вали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда ме­довый напит..к, согр..вавший извоз..ков и служащих, замер­завших в холодных лавках. (В. Гиляровский) (8)Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трёх широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн..цей, ведущей со всех четырёх сторон к храму. Тридцать стройных, осле­пит ..льно белых колонн окружали святил..ще храма и несли его пирамидальную крышу. (Т. Дроздова) (9)Однажды бало­ванный кот кабатч..цы, хитрый сластёна и подхалим, золото­глазый любим..ц всего двора, притащил из сада скворца. (М. Горький) (Ю)Когда-то, ещё в крепостные врем..на, на Лу- бян..ой площади появился деревянный балаган с немудрёным зверинцем и огромным слоном. Теперь на этом месте находит­ся Политехнич..кий музей. (В. Гиляровский) (И)Болыние во- 50

рота медленно открылись, и путн..ки вошли в сводч..тую комнату. (А. Волков) (12)Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, обращён был в некош..ный луг.. (А. Пушкин) (13)В гостиную втащили большую ёлку.

(14)Дерево наконец подн..ли, и оно оказалось так выс..ко, что нежно-зелёная верхуш..чка согнулась под потолком. (15)Иг- руш..к оказалось мало. (16)Пришлось опять сесть кле..ть фунт..ки, золотые орехи, привязывать к прян..кам и крым­ским яблокам серебряные верёв..чки. (А. Толстой) (17)Венч..ки трав качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью. (К. Паустовский) (18)С нами был маленький мальч..к. Он был выдумщ..к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (К. Паустовский)

Упражнение 51. Спишите, вставляя пропущенные буквы в суф­фиксах разносклоняемых существительных. Подберите 2—3 своих пословицы с орфограммой в суффиксах разносклоняемых сущест­вительных.

  1. Кто врем..нем не дорожит, у того всегда убытки.
  2. Большого плам..ни не задуешь. 3. Нет тяжелее брем..ни, чем безделье. 4. От доброго сем..ни — добрый восход. 5. Меняются врем..на, меняются и люди. 6. Не о лице думай, думай об им..ни.

Упражнение 52. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Найдите слова, которые образованы с помощью уменьшительно­ласкательных суффиксов, разберите их по составу.

У пах..ря была м..тафора,

Луну он называл с..рпом.

Сл..весность у него распах..на,

Засе..на живым з..рном.

Он лошадь называл — л..шадушка,

Овцу он в..личал — овеч..шка,

Жену приветствовал:

— Душа моя,

Скаж.. мне доброе словеч..шко!..

(В. Боков)

51

Упражнение 53. Разученный диктант. Запишите текст по памя­ти, названия жителей городов разберите по составу. С помощью ка­ких суффиксов они образованы? Графически выделите суффиксы.

Кто б ты ни был —

Ленинградец иль москвич,

Иль из Мурманска ты прибыл,

Или с Волги — костромич,

Может, вырос ты в станице,

Любишь Дона берега,

Но тебе Москва-столица Бесконечно дорога.

Узнаёшь про этот город С самых первых, детских дней,

Древний Кремль тебе так дорог —

Сердце родины твоей.

(Н. Кончаловская)

Упражнение 54. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обо­значьте изучаемую орфограмму.

  1. В каждой избе знали, как месить и закваш..вать, то есть ставить, хлеб. Из века в век перед..валось: хлеб — бат..шка, вод..ца — мат..шка. Такова жизненная мудрость. СЕ. Осетров)
  2. У славян отец-небо получил название Сварога. Он вер­ховный владыка вселенной, родоначальник прочих светлых богов. Даждьбог, упоминаемый Нестором, «Словом о полку Игореве» и другими памяти..ками в числе славянских богов, есть солнце, сын неба.. Другой сын Сварога-неба был отец- молния. На новых богов, рождённых отцом-небом, переносят­ся его различные атрибуты и признаки; вместе с этим им при­сваивается и владычество над миром. (А. Афанасьев)
  3. Специалисты устан..вили, что в старинном немец(к, ск)ом городе Иоахимстале (ныне город в Чехословакии) неко­гда чекан..лась крупная серебр..ная монета. Её называли иоа- химсталер. Однако слово было длинным и в то же время весь­ма употребит..льным. Эти внутренние противоречия прив..ли 52

к усечению слова в талер. Из него впоследствии и об­разовалось слово доллар. (М. Горбаневский)

Упражнение 55. Прочитайте стихотворение, устно разберите известные вам орфограммы. Приготовьтесь к письму по памяти.

И потому мне кажется жела(н,нн)ой Различность и причудл..в..сть умов.

Ум англи..ский — и светлый и тума(н,нн)ый,

Как море вкруг не(с,сс)чётных островов.

Бе(с,сс)тыдный ум француза, ум немец(к,ск)ий, — Строит..льный, ТЯЖ..ЛЫЙ и тупой,

Ум русский — и(с,сс)туплё(н,нн)о-молодец(к,ск)ий,

Ум скандинава — вещий и слепой.

Испанский ум, как будто весь багря(н,нн)ый,

Горячий, как р..скошный цвет гвоздик,

Ум итальянский — сла..кий, как обманы, Утонче(н,нн)ый, как у мадонны лик.

Как меч(?), как влас(?)ный голос — ум латинский,

Ум эллинский — язык (полу)богов,

Индийский ум, кошмарно-исполинский, —

Свод радуги, бога..ство всех тонов.

(К. Бальмонт)

Упражнение 56. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий. Выделите суффиксы причастий.

(1)Вслушайтесь в дальний рокоч..щий шум. (Л. Толстой) (2)Кое-где в ложбинах ещё видны остатки та..щего снега. (Л. Толстой) (3)Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на чёрные не­большие точки шлюпок, движ-.щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окраш..нные розовыми лучами утреннего солнца, видне..щиеся на той стороне, и на далёкий неприятельский флот, маяч..щий на хрустальном горизонте моря, и на пен..щиеся струи, в которых прыгают соляные пу­зырьки, поднима..мые вёслами. (Л. Толстой) (4)Вдруг стран­ный, едва СЛЫШ..МЫЙ звук привлёк наше внимание. (Л. Тол­стой) (5)Я заметил особый вид можжевельника, стел..щегося

53

по земле длинными плетями. (Б. Арсеньев) (б)Печорин — че­ловек решительный, алч..щий тревог и битв. (В. Белинский) (7)Троекуров мало заботился о выигрыше зате..иного им дела. (А Пушкин) (8)Калиныч провёл нас в избушку, увеш..ную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев) (9)Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы. (М. Шолохов)

Упражнение 57. Спишите, образуя от глаголов в скобках при­частия настоящего времени. Выделите суффиксы причастий.

(1)Через некоторое время его можно было видеть (подъез­жать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непо­средственной близости от великого храма. (М. Булгаков) (2)Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (М. Булгаков) (З)Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошёл лазить по снегу; пошёл в одну сторону, пошёл в другую. {Л. Толстой) (4)Пьесы Гоголя — это поэзия в действии, а под поэзией я по­нимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи ра­циональной речи. (В. Набоков) (5)Рано утром, когда в дачном посёлке все ещё спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребёнка, глазами. (В. Бианки)

Упражнение 58. Запишите текст, вставьте пропущенные орфо­граммы; выделите суффиксы, которые вызывают трудности написа­ния, устно объясните свой выбор гласной или согласной в суффиксе.

Непростая задач., испеч.. хорошие пир..ги! Самым из- вес..ным и любимым считался рыбн..к с начинкой из свеж..го леща, судака, щ..ки, которые пропитывали тесто своим со­ком. Нач..няли пирог и б..раниной, и с..лёным сви..ым салом, и рублевыми яйцами. Нередко зап..кали в тесте давле..ую свежую ч..рнику, получ..лся ягодник. Если ничего под рукой не было, п..кли луков..ки, а иногда и солон..ки — обма..ые пироги, посыпа..ые солью. Посыпушками называли п..роги, 54

политые см..таной, посыпа..ые крупой и после печи обильно помаза..ые маслом. Нал..тушками назывались п..роги, поли­тые разведё..ой на молоке к..ртошкой и см..таной. Тесто, ис- печё..ое без всякой начинки, называли мякушкой. П..роги, выпече..ые перед от..ездом кого-либо из дому, назывались подорожниками. Самым непопулярным порогом считался г..роховик, испечё..ый из Гороховой муки, но кисель из той

же муки любили г..роховый кисель льн-.ным маслом.

многие. В холодном виде застывш..й разр..зали нож..м и обильно пол..вали

(В.И. Белов)

55

 
 

Категория: Русский язык | Добавил: Админ | Теги: новикова, Соловьёва
Просмотров: | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Смотрите также:

ГДЗ русский язык правописание суффиксов различных частей речи, 5-9 класс, Новикова, Соловьёва 2015 (Часть 1) скачать бесплатно

Всего комментариев: 0
avatar