Тема №9564 Ответы к задачам по астрономии олимпиада 10, 11 класс 2016-2017
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по астрономии олимпиада 10, 11 класс 2016-2017 из предмета Астрономия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по астрономии олимпиада 10, 11 класс 2016-2017, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10–11 классы
1
Ответы и критерии оценивания
Задание 1 (викторина)
В заданиях а, б и в продолжите список, дополнив его ещё двумя именами или
символами:
а) Ari, Tau, Gem, Cnc, Leo...
Ответ: Vir, Lib – сокращённые латинские названия зодиакальных созвездий.
б) Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот...
Ответ: Мицар, Бенетнаш (вариант названия – Алькаид) – названия звёзд
Ковша Большой Медведицы.
в) O, B, A, F, G...
Ответ: К, М – спектральные классы звёзд.
г) Название какого из месяцев года переводится как «десятый»? Какой он по
счёту в нашем календаре и почему?
Ответ: декабрь; название пришло из латинского языка; в римском календаре
первым месяцем года был март.
д) Какой из терминов лишний в этом ряду и почему: галактический год,
световой год, астрономическая единица, парсек?
Ответ: галактический год – промежуток времени среди единиц расстояния.
Критерии оценивания: в пунктах а, б, в по 1 баллу за каждое правильное
название или символ; в пунктах г, д за полный ответ – 2 балла, частичный –
1 балл.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 2 (словарик)
Перечислите все известные Вам астрономические термины, начинающиеся
с буквы Э. Объясните, что они означают.
Возможные ответы (список избыточен):
экватор небесный – большой круг небесной сферы, плоскость которого
перпендикулярна оси мира;
экзопланета – планета, принадлежащая иной, не Солнечной планетной системе;
экзосфера – самая внешняя часть верхней атмосферы Земли (и других планет);
эклиптика – видимый путь Солнца на небесной сфере в течение года; 
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10–11 классы
2
эклиметр – прибор для измерения высоты светила;
эксцентриситет – число, характеризующее форму орбиты небесного тела;
эллипс – одна из возможных траекторий небесного тела в гравитационном поле
(или: геометрическое место точек на плоскости, сумма расстояний от которых
до двух заданных точек (фокусов) одинакова; кривая второго порядка; одно из
конических сечений);
элонгация – угловое расстояние между планетой и Солнцем на небесной сфере
для земного наблюдателя;
эфемерида – таблица предвычисленных положений небесных тел;
эпицикл – вспомогательная окружность, используемая для описания движения
планет в системе мира Птолемея.
Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильно написанный термин и
по 1 баллу за его объяснение (хотя бы своими словами), но не более 10 баллов.
Если ученик указал менее распространённый термин, не указанный выше,
проверьте его значение по справочнику.
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 3 (галерея)
Какие космические тела изображены на фотографиях?
а б
в г
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10–11 классы
3
Ответы:
а) карликовая планета Плутон;
б) туманность Ориона (М42);
в) спутник Юпитера Ио;
г) Луна в растущей фазе, виден пепельный свет.
Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 4
Космический корабль будущего находится на полпути с Земли к звезде Сириус
(α Большого Пса). В каком созвездии космонавты видят Солнце? Считать, что
скорость корабля много меньше скорости света.
Ответ: Сириус – одна из ближайших к Солнечной системе звёзд. На полпути
к ней видимое расположение на небесной сфере большинства звёзд
практически не изменится, поэтому можно ориентироваться по привычным нам
созвездиям. Искажением формы созвездий из-за релятивистских эффектов,
по условию, можно пренебречь.
Найдём на карте Сириус и определим его координаты: прямое восхождение
6h 40m, склонение –17°. Космонавты увидят Солнце в противоположном
направлении: прямое восхождение 18h 40m, склонение +17°. По карте
определим, что эта точка находится в созвездии Геркулеса.
Критерии оценивания: за правильный ответ с полным обоснованием – 4 балла;
за правильный ответ без записи координат противоположной точки (на основе
чертежа небесной сферы или по аналогии с географическими координатами) –
3 балла; за правильный ответ с интуитивным обоснованием типа «нашёл на карте
противоположную точку» – 2 балла; за правильный ответ без обоснования –
1 балл.
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 5
На рисунке показана, с соблюдением пропорций, орби-
та искусственного спутника Земли. Воспроизведите
этот рисунок и дополните его, начертив (в одинаковом
масштабе) векторы ускорений спутника в точках 1, 2 и
3. Подсказка: двигатели спутника выключены.
Ответ: движение спутника происходит под
действием одной силы – силы тяжести (орбита
спутника является достаточно высокой, атмосфера на
такой высоте отсутствует). Поэтому вектор ускорения
во всех точках траектории должен быть направлен к центру Земли. Модуль
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10–11 классы
4
ускорения обратно пропорционален квадрату расстояния до центра Земли. Т. к.
расстояния в точках 1, 2 и 3 относятся как 1 : 1,5 : 2, то длины векторов
ускорений на чертеже должны относиться как 4 : 16/9 : 1.
Критерии оценивания: за рассмотрение действующих на спутник сил –
1 балл; за правильное направление векторов в точках 1 и 3, приблизительное
отображение соотношения длин векторов – 1 балл; за правильное направление
вектора в точке 2 – 1 балл; за точное отображение соотношения длин векторов с
использованием закона всемирного тяготения – 1 балл.
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 6
Ускорение свободного падения на Марсе и на Меркурии примерно одинаковое
– 3,7 м/с
2
. Однако Меркурий в 1,4 раза меньше Марса по диаметру. Сравните
плотности планет.
Ответ: ускорение свободного падения на поверхности планеты зависит от её
массы и радиуса: g = GM/R2
. Так как ускорения одинаковы, M1/R1
2 = M2/R2
2
.
Массу планеты можно выразить через радиус и среднюю плотность:
М = 4R3
/3. После подстановки массы в предыдущее равенство получаем
1R1 = 2R2. Следовательно, плотность Меркурия больше плотности Марса
в 1,4 раза.
Критерии оценивания: за правильный ответ, рациональное решение – 4 балла;
за правильный ответ, нерациональное решение – 3 балла; за запись формул для
ускорения свободного падения и массы (с использованием объёма шара) – по
1 баллу.
Максимум за задание – 4 балла.
Задание 7
Статистика наблюдений полярных сияний показывает, что на широте Москвы
(56о с. ш.) они бывают гораздо реже, чем на той же географической широте на
юге Канады. Почему?
Ответ: полярные сияния – результат взаимодействия солнечного ветра
с магнитным полем Земли. Магнитные полюса Земли не совпадают
с географическими. Арктический магнитный полюс располагается в Западном
полушарии. Москва расположена значительно дальше от магнитного полюса,
чем южные области Канады.
Критерии оценивания: за правильный ответ с полным обоснованием – 4 балла;
за указание на связь полярных сияний с магнитным полем Земли и солнечным
ветром – 2 балла; за указание на несовпадение магнитных полюсов
с географическими – 1 балл.
Максимум за задание – 4 балла.
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10–11 классы
5
Задание 8
Каждый год происходит хотя бы одно полное солнечное затмение с полосой
полной фазы длиной 10 000 км и шириной 200 км (в среднем). Исходя из этого,
оцените, как часто полное затмение происходит в определённом пункте Земли.
Ответ: площадь полосы полной фазы – 10 000 км × 200 км = 2 · 106 кв. км.
Площадь земной поверхности 4 × 3,14 × (6400 км)
2 = 514 · 106 кв. км. Разделив
второе на первое, получим 257. Если считать, что затмения во всех точках
Земли равновероятны, то через конкретный пункт полоса полной фазы
проходит в среднем один раз за 257 лет. С учётом оценочного характера
задачи корректный ответ – раз в 200–300 лет.
Критерии оценивания: за полное решение с корректным ответом – 4 балла; за
превышение точности, вычислительную ошибку и отсутствие указания на
одинаковую вероятность затмений снимается по 1 баллу; расчёт площади
полосы полной фазы и площади земной поверхности оценивается в 1 балл.
Максимум за задание – 4 балла.
Всего за работу – 44 балла. 

 

Категория: Астрономия | Добавил: Админ (06.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar