Тема №5186 Че­ло­век и мно­го­об­ра­зие организмов (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Че­ло­век и мно­го­об­ра­зие организмов (Часть 3) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Че­ло­век и мно­го­об­ра­зие организмов (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

19. За­да­ние 37 . Бла­го­да­ря каким осо­бен­но­стям бак­те­рии ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в био­тех­но­ло­гии? На­зо­ви­те не менее трёх при­зна­ков.

По­яс­не­ние.

1) вы­со­кая ско­рость раз­мно­же­ния;

2) спо­соб­ность син­те­зи­ро­вать био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ве­ще­ства;

3) спо­соб­ность к му­та­ци­ям и воз­мож­ность по­лу­че­ния новых вы­со­ко­про­дук­тив­ных штам­мов;

4) от­но­си­тель­но про­стые спо­со­бы вы­ра­щи­ва­ния бак­те­рий

20. За­да­ние 37 . Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра

По­яс­не­ние.

1) Ис­кус­ствен­ный отбор про­во­дит­ся че­ло­ве­ком, а есте­ствен­ный отбор про­ис­хо­дит в при­ро­де.

2) При ис­кус­ствен­ном от­бо­ре це­ле­на­прав­лен­но от­би­ра­ют­ся не­об­хо­ди­мые че­ло­ве­ку при­зна­ки, а при есте­ствен­ном от­бо­ре со­хра­ня­ют­ся при­зна­ки по­лез­ные особи и виду в целом.

3) В ре­зуль­та­те ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют новые сорта рас­те­ний и по­ро­ды жи­вот­ных, а в ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют ор­га­низ­мы, адап­ти­ро­ван­ные к опре­де­лен­ным усло­ви­ям.

21. За­да­ние 37 . Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра.

По­яс­не­ние.

1) Ис­кус­ствен­ный отбор про­во­дит­ся че­ло­ве­ком, а есте­ствен­ный отбор про­ис­хо­дит в при­ро­де.

2) При ис­кус­ствен­ном от­бо­ре це­ле­на­прав­лен­но от­би­ра­ют­ся не­об­хо­ди­мые че­ло­ве­ку при­зна­ки, а при есте­ствен­ном от­бо­ре со­хра­ня­ют­ся при­зна­ки по­лез­ные особи и виду в целом.

3) В ре­зуль­та­те ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют новые сорта рас­те­ний и по­ро­ды жи­вот­ных, а в ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют ор­га­низ­мы, адап­ти­ро­ван­ные к опре­де­лен­ным усло­ви­ям.

22. За­да­ние 37 . Как осу­ществ­ля­ют­ся ды­ха­тель­ные дви­же­ния у че­ло­ве­ка при спо­кой­ных вдохе и вы­до­хе? Ответ обос­нуй­те.

По­яс­не­ние.

1) при вдохе про­ис­хо­дит со­кра­ще­ние межрёбер­ных мышц и диа­фраг­мы, уве­ли­чи­ва­ет­ся объём груд­ной по­ло­сти;

2) лёгкие пас­сив­но рас­тя­ги­ва­ют­ся бла­го­да­ря их эла­стич­но­сти и от­ри­ца­тель­но­му дав­ле­нию в плев­раль­ной по­ло­сти, дав­ле­ние воз­ду­ха в них ста­но­вит­ся мень­ше ат­мо­сфер­но­го;

3) при вы­до­хе про­ис­хо­дит рас­слаб­ле­ние межрёбер­ных мышц и диа­фраг­мы, умень­ша­ет­ся объём груд­ной по­ло­сти и лёгких, дав­ле­ние воз­ду­ха в них уве­ли­чи­ва­ет­ся.

23. За­да­ние 37 . Что про­ис­хо­дит с мяс­ной пищей в ро­то­вой по­ло­сти, же­луд­ке и тон­кой кишке че­ло­ве­ка? Ука­жи­те не менее трёх фак­тов.

По­яс­не­ние.

1) в ро­то­вой по­ло­сти пища ме­ха­ни­че­ски об­ра­ба­ты­ва­ет­ся; фор­ми­ру­ет­ся пи­ще­вой комок;

2) в же­луд­ке на­чи­на­ет­ся рас­щеп­ле­ние бел­ков мяса под дей­стви­ем фер­мен­тов же­лу­доч­но­го сока и со­ля­ной кис­ло­ты;

3) в тон­кой кишке про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние бел­ков до ами­но­кис­лот под дей­стви­ем фер­мен­тов пи­ще­ва­ри­тель­но­го сока (трип­си­на и хи­мот­рип­си­на) под­же­лу­доч­ной же­ле­зы и их вса­сы­ва­ние в кровь

24. За­да­ние 37 . Какие осо­бен­но­сти в стро­е­нии древ­них зем­но­вод­ных поз­во­ли­ли им осва­и­вать сушу как новую среду оби­та­ния? Ука­жи­те не менее четырёх осо­бен­но­стей.

По­яс­не­ние.

1) По­яв­ле­ние ры­чаж­ных ко­неч­но­стей, не­об­хо­ди­мых для пе­ре­дви­же­ния.

2) По­яв­ле­ние од­но­го шей­но­го по­звон­ка, что поз­во­ли­ло зем­но­вод­ным по­во­ра­чи­вать и на­кло­нять го­ло­ву

3) По­яв­ле­ние лёгких как ор­га­нов ды­ха­ния кис­ло­ро­дом воз­ду­ха и ме­ха­низ­ма за­са­сы­ва­ния воз­ду­ха в них.

4) По­яв­ле­ние ма­ло­го лёгоч­но­го круга кро­во­об­ра­ще­ния и вто­ро­го пред­сер­дия.

1. За­да­ние 37 . Какие при­спо­соб­ле­ния имеют рас­те­ния к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях?

По­яс­не­ние.

1) Кор­не­вая си­сте­ма рас­те­ний глу­бо­ко про­ни­ка­ет в почву, до­сти­га­ет до грун­то­вых вод или рас­по­ла­га­ет­ся в по­верх­ност­ном слое почвы ши­ро­ким ра­ди­у­сом для мак­си­маль­но­го за­па­са­ния в пе­ри­од до­ждей.

2) У не­ко­то­рых рас­те­ний вода за­па­са­ет­ся в ли­стьях, стеб­лях и дру­гих ор­га­нах.

3) Ли­стья по­кры­ты вос­ко­вым на­ле­том, опу­ше­ны или ви­до­из­ме­не­ны в ко­люч­ки или игол­ки.

2. За­да­ние 37 . На какие клас­сы делят по­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния? Ука­жи­те ос­нов­ные при­зна­ки, по ко­то­рым про­ис­хо­дит это де­ле­ние.

По­яс­не­ние.

1) Су­ще­ству­ет два клас­са по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний — од­но­доль­ные и дву­доль­ные.

2) Од­но­доль­ные рас­те­ния имеют одну се­мя­до­лю в се­ме­ни, ду­го­вое или па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние ли­стьев, моч­ко­ва­тую кор­не­вую си­сте­му, цве­ток трех­член­ный.

3) Дву­доль­ные рас­те­ния имеют две се­мя­до­ли в cемени, сет­ча­тое жил­ко­ва­ние ли­стьев и стерж­не­вую кор­не­вую си­сте­му, цве­ток че­ты­рех или пя­ти­член­ный.

3. За­да­ние 37 . Цвет­ки мно­гих по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми. Объ­яс­ни­те, в чем про­яв­ля­ет­ся вза­им­ная поль­за пе­ре­крест­но­го опы­ле­ния для на­се­ко­мых и рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Поль­за для рас­те­ний: уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность опы­ле­ния и уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти,

2) при­об­ре­те­ния потом­ством новых при­зна­ков, что уско­ря­ет дей­ствие фак­то­ров эво­лю­ции.

3) Поль­за для на­се­ко­мых: рас­те­ния яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком пищи (пыль­ца, нек­тар) и убе­жи­щем.

4. За­да­ние 37 . На­зо­ви­те не менее 3-х осо­бен­но­стей на­зем­ных рас­те­ний, ко­то­рые поз­во­ли­ли им пер­вы­ми осво­ить сушу. Ответ обос­нуй­те.

По­яс­не­ние.

1) Воз­ник­но­ве­ние по­кров­ной ткани — эпи­дер­ми­са с устьи­ца­ми, спо­соб­ству­ю­щей за­щи­те от ис­па­ре­ния;

2) по­яв­ле­ние про­во­дя­щей си­сте­мы, обес­пе­чи­ва­ю­щей транс­порт ве­ществ;

3) раз­ви­тие ме­ха­ни­че­ской ткани, вы­пол­ня­ю­щей опор­ную функ­цию;

4) об­ра­зо­ва­ние ри­зо­и­дов, с по­мо­щью ко­то­рых они за­креп­ля­лись в почв

5. За­да­ние 37 . В ХVII веке гол­ланд­ский учёный ван Гель­монт провёл опыт. Он по­са­дил не­боль­шую иву в кадку с поч­вой, пред­ва­ри­тель­но взве­сив рас­те­ние и почву, и толь­ко по­ли­вал её в те­че­ние не­сколь­ких лет. Спу­стя 5 лет учёный снова взве­сил рас­те­ние. Его вес уве­ли­чил­ся на 63,7 кг, вес почвы умень­шил­ся всего на 0,06 кг. Объ­яс­ни­те, за счёт чего про­изо­шло уве­ли­че­ние массы рас­те­ния, какие ве­ще­ства из внеш­ней среды обес­пе­чи­ли этот при­рост.

По­яс­не­ние.

1) Масса рас­те­ния уве­ли­чи­лась за счёт ор­га­ни­че­ских ве­ществ, об­ра­зу­ю­щих­ся в про­цес­се фо­то­син­те­за;

2) в про­цес­се фо­то­син­те­за из внеш­ней среды по­сту­па­ют вода и

3) уг­ле­кис­лый газ.

6. За­да­ние 37 . Дайте пол­ный развёрну­тый ответ на во­прос. В чём про­яв­ля­ют­ся эво­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний, по срав­не­нию с па­по­рот­ни­ко­вид­ны­ми?

По­яс­не­ние.

1) По­кры­то­се­мен­ные — цвет­ко­вые рас­те­ния.

2) Боль­шин­ство видов имеют ор­га­ны: ко­рень, сте­бель, лист, цвет­ки, плоды, се­ме­на.

3) Для них ха­рак­тер­но двой­ное опло­до­тво­ре­ние.

4) Опло­до­тво­ре­ние не за­ви­сит от воды.

5) Семя на­хо­дит­ся внут­ри плода.

7. За­да­ние 37 . Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­ло­ги­че­ский про­гресс у цвет­ко­вых рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Вы­со­кая чис­лен­ность рас­те­ний.

2) Вы­со­кая пло­до­ви­тость.

3) Боль­шой ареал.

4) Хо­ро­шая адап­та­ция к усло­ви­ям среды.

8. За­да­ние 37 . В цвет­ках вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний, как пра­ви­ло, об­ра­зу­ет­ся го­раз­до боль­ше пыль­цы, чем у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых. С чем это свя­за­но?

По­яс­не­ние.

1) Пыль­ца на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний пе­ре­но­сит­ся с цвет­ка на цве­ток на­се­ко­мы­ми це­ле­на­прав­лен­но, она круп­ная, ее не­мно­го.

2) Вет­ро­опы­ля­е­мые рас­те­ния об­ра­зу­ют пыль­цы боль­ше, чтобы уве­ли­чить шанс по­па­да­ния ее на мел­кие цвет­ки.

3) Пыль­ца ино­гда уно­сит­ся вет­ром,при­би­ва­ет­ся до­ждем и толь­ко ее боль­шое ко­ли­че­ство спо­соб­ству­ет опло­до­тво­ре­нию.

9. За­да­ние 37 . В тро­пи­ках пре­об­ла­да­ют на­се­ко­мо­опы­ля­е­мые рас­те­ния, вет­ро­опы­ля­е­мые же виды встре­ча­ют­ся от­но­си­тель­но редко. По­че­му в тро­пи­че­ских лесах мало вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) В тро­пи­ках мно­гие рас­те­ния яв­ля­ют­ся веч­но­зе­ле­ны­ми.

2) Листва пре­пят­ству­ет опы­ле­нию рас­те­ний вет­ром.

3) На­се­ко­мо­опы­ля­е­мые рас­те­ния при­вле­ка­ют на­се­ко­мых и тем самым опы­ля­ют­ся.

10. За­да­ние 37 . По­че­му не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ком­плекс при­зна­ков при клас­си­фи­ка­ции рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Ос­но­вой со­вре­мен­ной си­сте­ма­ти­ки слу­жат идеи о един­стве про­ис­хож­де­ния живых ор­га­низ­мов и эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира.

2) Ру­ко­вод­ству­ясь та­ки­ми иде­я­ми, со­вре­мен­ная наука стро­ит есте­ствен­ную си­сте­му на ос­но­ве фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го род­ства (т. е. общ­но­сти про­ис­хож­де­ния, бли­зо­сти и даль­но­сти род­ствен­ных от­но­ше­ний между раз­ны­ми ви­да­ми) клас­си­фи­ци­ру­е­мых ор­га­низ­мов.

3) Сте­пень же род­ства срав­ни­ва­е­мых видов уста­нав­ли­ва­ет­ся на ос­но­ве их мор­фо­ло­ги­че­ско­го, ана­то­ми­че­ско­го, био­хи­ми­че­ско­го, ге­не­ти­че­ско­го и т. д. сход­ства и раз­ли­чия.

11. За­да­ние 37 . Ка­ко­во зна­че­ние двой­но­го опло­до­тво­ре­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се двой­но­го опло­до­тво­ре­ния про­ис­хо­дит два сли­я­ния кле­ток.

2) Один спер­мий сли­ва­ет­ся с яй­це­клет­кой и об­ра­зу­ет­ся зи­го­та.

3) Дру­гой — с круп­ной ди­пло­ид­ной цен­траль­ной клет­кой и об­ра­зу­ет­ся три­п­ло­ид­ный эн­до­сперм — пи­та­тель­ная ткань для за­ро­ды­ша. Таким об­ра­зом, в ре­зуль­та­те двой­но­го опло­до­тво­ре­ния об­ра­зу­ет­ся семя, со­сто­я­щее из за­ро­ды­ша, обес­пе­чен­но­го пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми и за­щи­щен­но­го се­мен­ной ко­жу­рой.

12. За­да­ние 37 . Школь­ни­ки для озе­ле­не­ния тер­ри­то­рии взяли мо­ло­дые ели из леса, а не из про­се­ки. По­са­ди­ли все пра­виль­но, но потом хвоя по­бу­ре­ла и осы­па­лась. По­че­му?

По­яс­не­ние.

1) Те­не­вые и све­то­вые ли­стья имеют от­ли­чия в стро­е­нии

2) при­спо­соб­ле­ны к опре­де­лен­ной осве­щен­но­сти.

3) После пе­ре­сад­ки хво­ин­ки не смог­ли быст­ро пе­ре­стро­ить­ся к яркой осве­щен­но­сти и по­гиб­ли.

13. За­да­ние 37 . По­че­му на по­верх­но­сти во­до­е­мов оби­та­ют рас­те­ния с зе­ле­ной окрас­кой, а на мор­ских глу­би­нах — крас­ной?

По­яс­не­ние.

1) На по­верх­но­сти во­до­е­мов зе­ле­ные пиг­мен­ты — хло­ро­фил­лы по­гло­ща­ют све­то­вые лучи.

2) На боль­шие глу­би­ны морей про­ни­ка­ют не все лучи све­то­во­го спек­тра, а толь­ко синие и фи­о­ле­то­вые.

3) Эти лучи по­гло­ща­ют­ся крас­ны­ми и жел­ты­ми пиг­мен­та­ми, по­это­му во­до­рос­ли при­об­ре­та­ют крас­ную окрас­ку.

14. За­да­ние 37 . Какие при­спо­соб­ле­ния для эко­ном­но­го рас­хо­до­ва­ния воды имеют жи­вот­ные суши?

По­яс­не­ние.

1) По­ве­ден­че­ские: пе­ре­ме­ще­ние в тень, рытье нор, спяч­ка в пе­ри­од жар­ко­го се­зо­на.

2) Ро­го­вые по­кро­вы пре­смы­ка­ю­щих­ся, ра­ко­ви­ны ули­ток, хи­ти­но­вый по­кров на­се­ко­мых.

3) Фи­зио­ло­ги­че­ские: на­коп­ле­ние жира — ис­точ­ни­ка внут­рен­ней воды (вер­блю­ды), умень­ше­ние по­то­от­де­ле­ния, эко­но­мия воды при вы­де­ле­нии мочи и кала.

15. За­да­ние 37 . Можно ли на­звать поч­вой смесь песка, воды, не­ор­га­ни­че­ских и ор­га­ни­че­ских ве­ществ?

По­яс­не­ние.

1) Смесь нель­зя на­звать поч­вой,

2) в ней нет живых ор­га­низ­мов,

3) почва имеет опре­де­лен­ную струк­ту­ру.

16. За­да­ние 37 . По­че­му нель­зя сжи­гать вес­ной про­шло­год­нюю траву и рас­ти­тель­ный опад?

По­яс­не­ние.

1) Могут воз­ник­нуть по­жа­ры, по­ги­ба­ют мно­гие на­се­ко­мые и бес­по­зво­ноч­ные, уни­что­жа­ют­ся се­ме­на рас­те­ний, клад­ки на­зем­но гнез­дя­щих­ся птиц, по­вре­жда­ют­ся по­бе­ги мо­ло­дых рас­те­ний, за­мед­ля­ет­ся их рост.

2) Уси­ли­ва­ет­ся эро­зия почвы.

3) На­ру­ша­ет­ся эко­ло­ги­че­ское рав­но­ве­сие, есте­ствен­ный кру­го­во­рот ве­ществ.

17. За­да­ние 37 . По­че­му рас­те­ния болот (клюк­ва, ба­гуль­ник), оби­та­ю­щие в усло­ви­ях по­вы­шен­ной влаж­но­сти, имеют ряд при­зна­ков, ха­рак­тер­ных для рас­те­ний за­суш­ли­вых мест (опу­шен­ность, вос­ко­вой налет, мел­кие ко­жи­стые ли­стья)?

По­яс­не­ние.

1) Бо­лот­ная вода хо­лод­ная,

2) плохо впи­ты­ва­ет­ся кор­ня­ми,

3) воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость умень­ше­ния ис­па­ре­ния воды.

18. За­да­ние 37 . Мо­ло­дую бе­ре­зу с весны вы­ра­щи­ва­ют в ком­нат­ных усло­ви­ях у окна, обес­пе­чи­вая весь не­об­хо­ди­мый уход. Опа­дут ли на ней ли­стья с на­ступ­ле­ни­ем осени или нет?

По­яс­не­ние.

1) Ли­сто­пад — это при­спо­соб­ле­ние к из­ме­не­нию длины све­то­во­го дня.

2) Длина све­то­во­го дня осе­нью умень­шит­ся.

3) По­сколь­ку бе­ре­зу вы­ра­щи­ва­ют при есте­ствен­ном осве­ще­нии, осе­нью ли­стья по­жел­те­ют и опа­дут.

19. За­да­ние 37 . Что про­изой­дет на Земле, если вы­мрут все ор­га­низ­мы, кроме выс­ших рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Пре­кра­тит­ся био­ло­ги­че­ский кру­го­во­рот ве­ществ в при­ро­де, т. к. не будет мик­ро­ор­га­низ­мов и ми­не­раль­ные ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые для пи­та­ния рас­те­ний не будут по­сту­пать в почву. В итоге это при­ведёт к ис­то­ще­нию почвы.

2) В ат­мо­сфе­ру резко сни­зит­ся по­ступ­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа. Рас­те­ни­ям не­об­хо­дим уг­ле­кис­лый газ для фо­то­син­те­за и по­стро­е­ния соб­ствен­но­го ор­га­низ­ма. Нет жи­вот­ных, бак­те­рий и гри­бов — нет по­ступ­ле­ния уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру.

3) Нет огра­ни­че­ния роста рас­ти­тель­но­яд­ны­ми жи­вот­ны­ми и па­ра­зи­та­ми.

4) А ре­зуль­та­те выс­шие рас­те­ния тоже по­гиб­нут.

 

При­ме­ча­ние.

Не будет про­ис­хо­дить опы­ле­ния и об­ра­зо­ва­ния семян у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых цвет­ко­вых.

 

20. За­да­ние 37 . Какие рас­те­ния от­но­сят­ся к хищ­ни­кам? По­че­му они стали хищ­ни­ка­ми?

По­яс­не­ние.

1) Ро­сян­ка круг­ло­лист­ная (на бо­ло­тах), жи­рян­ка обык­но­вен­ная, ве­не­ри­на му­хо­лов­ка, пу­зыр­чат­ка обык­но­вен­ная (оби­та­ет в воде).

2) Рас­те­ния — хищ­ни­ки обыч­но оби­та­ют на бед­ных ми­не­раль­ны­ми ве­ще­ства­ми поч­вах.

3) В ходе эво­лю­ции пе­ре­шли к хищ­ни­че­ству, имеют при­спо­соб­ле­ния для при­вле­че­ния и улав­ли­ва­ния на­се­ко­мых, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ос­нов­ном ис­точ­ни­ком таких пи­та­тель­ных ве­ществ, как азот и фос­фор.

21. За­да­ние 37 . Ка­ко­вы пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки при­ме­не­ния гер­би­ци­дов про­тив сор­ня­ков?

По­яс­не­ние.

1) ПОЛЬ­ЗА: умень­ша­ют за­тра­ты руч­но­го труда,

2) сни­жа­ют число кон­ку­рен­тов куль­тур­ных рас­те­ний,

3) по­вы­ша­ют уро­жай­ность.

4) НЕ­ДО­СТАТ­КИ: ядо­ви­ты для жи­вот­ных, по­лез­ных на­се­ко­мых и че­ло­ве­ка,

5) до­ро­гое про­из­вод­ство,

6) дей­ству­ют толь­ко на од­но­лет­ние сор­ня­ки, а кор­не­ви­ща мно­го­лет­них оста­ют­ся,

7) при не­од­но­крат­ном ис­поль­зо­ва­нии у сор­ня­ков вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся устой­чи­вость.

22. За­да­ние 37 . По­че­му в черте го­ро­да у де­ре­вьев за­бо­ле­ва­е­мость боль­ше, а про­дол­жи­тель­ность жизни мень­ше?

По­яс­не­ние.

1) По­вы­шен­ное со­дер­жа­ние вред­ных ве­ществ в ат­мо­сфе­ре и почве,

2) силь­ная за­пы­лен­ность, ухуд­ша­ю­щая фо­то­син­тез;

3) на­ру­ше­ние воз­ду­хо­об­ме­на и во­до­об­ме­на при стро­и­тель­стве дорог и про­кла­ды­ва­нии ас­фаль­та и вы­тап­ты­ва­ния;

4) за­со­лен­ность почвы;

5) ме­ха­ни­че­ские по­вре­жде­ния де­ре­вьев;

6) от­сут­ствие в почве нуж­но­го ко­ли­че­ства пи­та­тель­ных ве­ществ из-за на­ру­ше­ния кру­го­во­ро­та ве­ществ (опав­шая листва не гниет , а со­би­ра­ет­ся и вы­но­сит­ся).

23. За­да­ние 37 . По­че­му ель чув­стви­тель­на даже к ни­зо­вым по­жа­рам, когда горит толь­ко мох хвоя, трава?

По­яс­не­ние.

1) У ели кор­не­вая си­сте­ма рас­по­ло­же­на на по­верх­но­сти,

2) ниж­ние ветки — близ­ко к земле,

3) по­это­му по­вре­жда­ют­ся корни и хо­ро­шо горят смо­ли­стые ве­ще­ства на вет­ках.

24. За­да­ние 37 . На пло­ща­ди 10 кв. мет­ров из 700-900 мо­ло­дых ело­чек через 20 лет оста­ет­ся 2-3 ели. Ка­ко­вы при­чи­ны сни­же­ния чис­лен­но­сти и био­ло­ги­че­ское зна­че­ние по­доб­но­го яв­ле­ния?

По­яс­не­ние.

1) При­чи­ны ги­бе­ли: кон­ку­рен­ция внут­ри­ви­до­вая и меж­ви­до­вая, по­еда­ние жи­вот­ны­ми, по­вре­жде­ние па­ра­зи­та­ми, не­бла­го­при­ят­ные кли­ма­ти­че­ские усло­вия.

2) Био­ло­ги­че­ское зна­че­ние: «из­бы­ток» потом­ства страху­ет вид от вы­ми­ра­ния,

3) оста­ют­ся наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ные к дан­ным усло­ви­ям особи.

25. За­да­ние 37 . Ка­ко­ва роль опу­ше­ния стеб­лей, ли­стьев, пло­дов и семян рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Во­лос­ки на ли­стьях и стеб­лях за­щи­ща­ют от вы­сы­ха­ния, от­ра­жая свет, умень­ша­ют ра­ди­а­цию, умень­ша­ют ис­па­ре­ние, со­зда­вая по­лу­за­мкну­тый слой воз­ду­ха.

2) Жест­кие во­лос­ки и жгу­чие во­лос­ки могут за­щи­щать от по­еда­ния (кра­пи­ва).

3) Опу­шен­ные плоды и се­ме­на легко при­креп­ля­ют­ся к шер­сти жи­вот­ных или уно­сят­ся вет­ром (оду­ван­чик, то­поль и др. )

26. За­да­ние 37 . Хо­ро­шо из­вест­но, что при со­став­ле­нии бу­ке­тов нель­зя в одну вазу по­ме­щать розы и гвоз­ди­ки, нар­цис­сы и не­за­буд­ки, розу и ре­зе­де (цветы вянут, те­ря­ют аро­мат). Лан­ды­ши в бу­ке­тах губят мно­гие рас­те­ния. Объ­яс­ни­те по­че­му? Ка­ко­во зна­че­ние этого яв­ле­ния в жизни рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Рас­те­ния вы­де­ля­ют фи­тон­ци­ды.

2) Это ле­ту­чие ве­ще­ства, угне­та­ю­щие или гу­би­тель­но воз­дей­ству­ю­щие на дру­гие ор­га­низ­мы.

3) Это поз­во­ля­ет им вы­иг­ры­вать в кон­ку­рен­ции.

27. За­да­ние 37 . По­че­му в ав­гу­сте в хвой­ном лесу под де­ре­вья­ми можно уви­деть много опав­шей хвои, а в лист­вен­ном лесу про­шло­год­них опав­ших ли­стьев почти нет? Как это от­ра­жа­ет­ся на пло­до­ро­дии почвы?

По­яс­не­ние.

1) Хвоя со­дер­жит много смо­ли­стых ве­ществ, за­труд­ня­ю­щих их раз­ло­же­ние мик­ро­ор­га­низ­ма­ми.

2) Кроме того, в хвой­ном лесу в усло­ви­ях тени тем­пе­ра­ту­ра более низ­кая и ско­рость раз­ло­же­ния низ­кая.

3) Из-за мед­лен­но­го раз­ло­же­ния и вы­мы­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ почва в хвой­ном лесу со­дер­жит мало пе­ре­гноя.

28. За­да­ние 37 . К каким эко­ло­ги­че­ским по­след­стви­ям может при­ве­сти вы­руб­ка тро­пи­че­ских лесов Земли?

По­яс­не­ние.

1) К из­ме­не­нию со­ста­ва воз­ду­ха, по­вы­ше­нию со­дер­жа­ния уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре, это может при­ве­сти к пар­ни­ко­во­му эф­фек­ту;

2) сни­же­нию би­о­раз­но­об­ра­зия;

3) сни­же­нию уров­ня грун­то­вых вод, об­ме­ле­нию рек;

4) уси­ле­нию эро­зии, ис­су­ше­нию и опу­сты­ни­ва­нию почвы.

29. За­да­ние 37 . Какой вид из­мен­чи­во­сти про­яв­ля­ет­ся у рас­те­ний в ре­зуль­та­те их под­корм­ки?

По­яс­не­ние.

1) Мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость — из­ме­не­ние ор­га­низ­мов под дей­стви­ем фак­то­ров среды.

2) Эта из­мен­чи­вость не за­тра­ги­ва­ет гены ор­га­низ­ма. На­след­ствен­ный ма­те­ри­ал не из­ме­ня­ет­ся.

3) Из­мен­чи­вость все­гда кон­тро­ли­ру­ет­ся ге­но­ти­пом.

30. За­да­ние 37 . Объ­яс­ни­те, какой вред рас­те­ни­ям на­но­сят кис­лот­ные дожди. При­ве­ди­те не менее трех при­чин.

По­яс­не­ние.

1) не­по­сред­ствен­но по­вре­жда­ют ор­га­ны и ткани рас­те­ний;

2) за­гряз­ня­ют почву, умень­ша­ют пло­до­ро­дие;

3) по­ни­жа­ют про­дук­тив­ность рас­те­ний.

31. За­да­ние 37 . Какие осо­бен­но­сти пси­ло­фи­тов поз­во­ли­ли им пер­вы­ми осво­ить сушу? Ответ обос­нуй­те. Ука­жи­те не менее 4 при­зна­ков.

По­яс­не­ние.

1) по­яв­ле­ние по­кров­ной ткани – эпи­дер­ми­са с устьи­ца­ми, спо­соб­ству­ю­щей за­щи­те от ис­па­ре­ния;

2) на­ли­чие слабо раз­ви­той про­во­дя­щей си­сте­мы, обес­пе­чи­ва­ю­щей транс­порт ве­ществ;

3) раз­ви­тие ме­ха­ни­че­ской ткани, вы­пол­ня­ю­щей опор­ную функ­цию;

4) диф­фе­рен­ци­а­ция тела и по­яв­ле­ние ор­га­нов ( сте­бель, ли­стья).

 

--------

Дуб­ли­ру­ет за­да­ние 11041.

32. За­да­ние 37 . Какие при­спо­соб­ле­ния имеют рас­те­ния к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях?

По­яс­не­ние.

1) кор­не­вая си­сте­ма рас­те­ний про­ни­ка­ет в почву, до­ста­ет до грун­то­вых вод или рас­по­ла­га­ет­ся в по­верх­ност­ном слое почвы;

2) у не­ко­то­рых рас­те­ний вода во время за­су­хи за­па­са­ет­ся в ли­стьях, стеб­лях и дру­гих ор­га­нах;

3) ли­стья по­кры­ты вос­ко­вым на­ле­том, опу­ше­ны или ви­до­из­ме­не­ны в ко­люч­ки или игол­ки.

33. За­да­ние 37 . Как про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние ело­во­го леса после пол­ной его вы­руб­ки? При­ве­ди­те не менее трех эта­пов и обос­нуй­те их.

По­яс­не­ние.

1) ель — те­не­вы­нос­ли­вое рас­те­ние, по­это­му пер­вый год вы­руб­ку будет за­се­лять све­то­лю­би­вые, быст­ро рас­ту­щие травы, ку­стар­ни­ки и де­ре­вья;

2) под по­ло­гом под­ро­ста све­то­лю­би­вых де­ре­вьев будут хо­ро­шо раз­ви­вать­ся всхо­ды ели. Под­рост за­щи­ща­ет их от из­быт­ка сол­неч­ных лучей и ве­сен­них за­мо­роз­ков.

3) мо­ло­дые ели успеш­но кон­ку­ри­ру­ют со све­то­лю­би­вы­ми де­ре­вья­ми, а при до­сти­же­нии верх­не­го яруса вы­тес­ня­ют их.

34. За­да­ние 37 . Объ­яс­ни­те, какой вред рас­те­ни­ям на­но­сят кис­лот­ные дожди. При­ве­ди­те не менее трёх при­чин.

По­яс­не­ние.

1) не­по­сред­ствен­но по­вре­жда­ют ор­га­ны и ткани рас­те­ний;

2) за­гряз­ня­ют почву, умень­ша­ют пло­до­ро­дие;

3) по­ни­жа­ют про­дук­тив­ность рас­те­ний.

35. За­да­ние 37 . Объ­яс­ни­те, какой вред рас­те­ни­ям на­но­сят кис­лот­ные дожди. При­ве­ди­те не менее трех при­чин.

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны:

1. Вы­мы­ва­ние из почвы каль­ция, на­трия и дру­гих пи­та­тель­ных ве­ществ.

2. Ослаб­ле­ние де­ре­вьев и уси­ле­ние их под­вер­жен­но­сти бо­лез­ням, на­се­ко­мым, за­су­хам, гри­бам и мхам, ко­то­рые про­цве­та­ют в кис­лой среде.

3. За­мед­ле­ние роста куль­тур­ных рас­те­ний, таких, как по­ми­до­ры, соя, фа­соль, табак, шпи­нат, мор­ковь, ка­пу­ста-брок­ко­ли и хло­пок.

4. Кис­лот­ный реч­ной сток может по­гу­бить мно­гие формы жизни в озе­рах и реках.

36. За­да­ние 37 . В чём за­клю­ча­ет­ся вы­го­да от­но­ше­ний между во­до­рос­лью зо­охло­рел­лой и амёбой, в ко­то­рой по­се­ля­ет­ся во­до­росль?

По­яс­не­ние.

1) Амёба за­щи­ща­ет зо­охло­рел­лу от внеш­них усло­вий и по­став­ля­ет ей не­об­хо­ди­мый для пи­та­ния азот.

2) Жи­вот­ное по­лу­ча­ет от во­до­рос­ли сахар, об­ра­зо­ван­ный в про­цес­се фо­то­син­те­за. (Амёба про­зрач­на и фо­то­син­тез идёт нор­маль­но).

3) Кроме того, при фо­то­син­те­зе во­до­росль вы­де­ля­ет кис­ло­род, и жи­вот­ное ис­поль­зу­ет его для ды­ха­ния.

1. За­да­ние 37 . Какую роль иг­ра­ют обо­лоч­ки глаза че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) Бе­лоч­ная обо­лоч­ка — за­щи­та внут­рен­них струк­тур глаза от по­вре­жде­ния, а также роль кар­ка­са.

2) Ро­го­ви­ца — све­то­пре­лом­ле­ние, за­щи­та внут­рен­них струк­тур глаза от по­вре­жде­ния.

3) Со­су­ди­стая обо­лоч­ка — кро­во­снаб­же­ние глаза.

4) Ра­дуж­ная обо­лоч­ка — ре­гу­ля­ция по­сту­па­ю­ще­го через зра­чок света.

5) Сет­ча­тая обо­лоч­ка (сет­чат­ка) — вос­при­я­тие света и цвета, воз­ник­но­ве­ние им­пуль­сов.

2. За­да­ние 37 . Пред­ло­жи­те, каким об­ра­зом можно до­ка­зать пред­по­ло­же­ние о том, что сек­ре­ция пи­ще­ва­ри­тель­но­го сока под­же­лу­доч­ной же­ле­зой ре­гу­ли­ру­ет­ся и нерв­ным, и гу­мо­раль­ным пу­тя­ми.

По­яс­не­ние.

1) Не­об­хо­ди­мо по­ста­вить экс­пе­ри­мент, ко­то­рый бы про­ве­рил ги­по­те­зу о двух путях ре­гу­ля­ции.

2) Чтобы до­ка­зать су­ще­ство­ва­ние нерв­ной ре­гу­ля­ции не­об­хо­ди­мо раз­дра­жать нервы ин­нер­ви­ру­ю­щие ту часть же­ле­зы, ко­то­рая вы­де­ля­ет пи­ще­ва­ри­тель­ный сок. Если сек­ре­ция уси­лит­ся, то нерв­ная ре­гу­ля­ция су­ще­ству­ет.

3) Чтобы до­ка­зать су­ще­ство­ва­ние гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции, не­об­хо­ди­мо сти­му­ли­ро­вать сек­ре­цию пи­ще­ва­ри­тель­но­го сока пищей, но в от­сут­ствие нерв­ной ре­гу­ля­ции. Для этого можно пе­ре­ре­зать

опре­де­лен­ные нервы. И если при по­па­да­нии пищи в две­на­дца­ти­перст­ную кишку сек­ре­ция сока уве­ли­чит­ся, можно го­во­рить о гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции.

4. За­да­ние 37 . По дан­ным ста­ти­сти­ки, ку­ря­щие люди зна­чи­тель­но чаще стра­да­ют хро­ни­че­ски­ми сер­деч­но-со­су­ди­сты­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, чем не­ку­ря­щие. Объ­яс­ни­те, какое вли­я­ние ока­зы­ва­ют ядо­ви­тые ве­ще­ства (угар­ный газ, ни­ко­тин), со­дер­жа­щи­е­ся в та­бач­ном дыме, на эрит­ро­ци­ты крови и кро­ве­нос­ные со­су­ды ку­риль­щи­ка?

По­яс­не­ние.

1) Про­ис­хо­дит рез­кое суже­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов, по­вы­ша­ет­ся дав­ле­ние

2) Сни­жа­ет­ся эла­стич­ность кро­ве­нос­ных со­су­дов, что может при­ве­сти к ин­фарк­ту при по­вы­ше­нии дав­ле­ния.

3) На стен­ках со­су­дов могут от­кла­ды­вать­ся вред­ные и ядо­ви­тые ве­ще­ства.

4) Про­ис­хо­дит вза­и­мо­дей­ствие угар­но­го газа с ге­мо­гло­би­ном эрит­ро­ци­тов, в ре­зуль­та­те резко сни­жа­ет­ся их спо­соб­ность пе­ре­но­сить кис­ло­род, на­сту­па­ет кис­ло­род­ное го­ло­да­ние всего ор­га­низ­ма, на­ру­ша­ет­ся обмен ве­ществ.

5. За­да­ние 37 . Ка­ко­вы функ­ции пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) ме­ха­ни­че­ская (из­мель­че­ние, пе­ре­ти­ра­ние) и хи­ми­че­ская об­ра­бот­ка пищи;

2) вса­сы­ва­ние пи­та­тель­ных ве­ществ, воды, солей в кровь и лимфу;

3) пе­ре­дви­же­ние пе­ре­ва­ри­ва­е­мой массы и уда­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ной части.

6. За­да­ние 37 . Ка­ко­во зна­че­ние крови в жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) транс­порт ве­ществ (пи­та­тель­ных и не­нуж­ных) и газов (кис­ло­ро­да и уг­ле­кис­ло­го газа);

2) за­щит­ная (бла­го­да­ря лей­ко­ци­там (в том числе, лим­фо­ци­там), ан­ти­те­лам);

3) ре­гу­ля­тор­ная (участ­ву­ет в гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции про­цес­сов);

4) тер­мо­ре­гу­ля­тор­ная (участ­ву­ет в под­дер­жа­нии по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела).

7. За­да­ние 37 . Опи­ши­те путь ко­то­рый прой­дет ле­кар­ствен­ный пре­па­рат, вве­ден­ный в вену на левой руке, если он дол­жен воз­дей­ство­вать на го­лов­ной мозг?

По­яс­не­ние.

1) По венам боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния ле­кар­ство по­сту­пит в пра­вое пред­сер­дие, а далее в пра­вый же­лу­до­чек.

2) Из пра­во­го же­лу­доч­ка по ма­ло­му кругу (ле­гоч­ные ар­те­рии и ле­гоч­ные вены) по­сту­пит в левое пред­сер­дие.

3) Затем, из ле­во­го пред­сер­дия в левый же­лу­до­чек, далее по аорте и сон­ной ар­те­рии боль­шо­го круга по­сту­пит в го­лов­ной мозг.

8. За­да­ние 37 . По­че­му про­ис­хо­дит свер­ты­ва­ние крови в по­вре­жден­ных со­су­дах?

По­яс­не­ние.

1) В них тром­бо­ци­ты раз­ру­ша­ют­ся.

2) В ре­зуль­та­те мно­же­ства ре­ак­ций рас­тво­ри­мый белок плаз­мы фиб­ри­но­ген пре­вра­ща­ет­ся в не­рас­тво­ри­мый ни­те­вид­ный белок фиб­рин.

3) Об­ра­зу­ет­ся тромб, ко­то­рый за­ку­по­ри­ва­ет место по­вре­жде­ния.

9. За­да­ние 37 . Что пред­став­ля­ют собой ви­та­ми­ны, ка­ко­ва их роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) ви­та­ми­ны — био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые в не­боль­ших ко­ли­че­ствах;

2) они вхо­дят в со­став фер­мен­тов, участ­вуя в об­ме­не ве­ществ;

3) по­вы­ша­ют со­про­тив­ля­е­мость ор­га­низ­ма к не­бла­го­при­ят­ным воз­дей­стви­ям внеш­ней среды, сти­му­ли­ру­ют рост, раз­ви­тие ор­га­низ­ма, вос­ста­нов­ле­ние тка­ней и кле­ток.

10. За­да­ние 37 . Чем от­ли­ча­ет­ся ске­лет го­ло­вы че­ло­ве­ка от ске­ле­та го­ло­вы че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян? Ука­жи­те не менее че­ты­рех от­ли­чий.

По­яс­не­ние.

1) моз­го­вой отдел пре­об­ла­да­ет над ли­це­вым

2) не вы­ра­же­ны над­бров­ные дуги

3) хо­ро­шо раз­вит под­бо­ро­доч­ный вы­ступ (что ука­зы­ва­ет на фор­ми­ро­ва­ние чле­но­раз­дель­ной речи)

4) ниж­няя че­люсть менее мас­сив­ная, чем у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян

5) Череп че­ло­ве­ка не имеет кост­ных греб­ней и сплош­ных над­бров­ных дуг

6) лоб вы­со­кий, че­лю­сти сла­бые, клыки ма­лень­кие

11. За­да­ние 37 . Какую роль иг­ра­ют слюн­ные же­ле­зы в пи­ще­ва­ре­нии у мле­ко­пи­та­ю­щих? Ука­жи­те не менее трех функ­ций.

По­яс­не­ние.

1) сек­рет слюн­ных желез сма­чи­ва­ет и обез­за­ра­жи­ва­ет пищу;

2) слюна участ­ву­ет в фор­ми­ро­ва­нии пи­ще­во­го комка;

3) фер­мен­ты слюны спо­соб­ству­ют рас­щеп­ле­нию крах­ма­ла.

12. За­да­ние 37 . Какое зна­че­ние имеет кровь в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка? Оха­рак­те­ри­зуй­те не менее 3-х функ­ций.

По­яс­не­ние.

1) вы­пол­ня­ет транс­порт­ную функ­цию: до­став­ка кис­ло­ро­да и пи­та­тель­ных ве­ществ к тка­ням и клет­кам ор­га­низ­ма, уда­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа и про­дук­тов об­ме­на;

2) вы­пол­ня­ет за­щит­ную функ­цию бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти лей­ко­ци­тов и ан­ти­тел;

3) участ­ву­ет в гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма.

13. За­да­ние 37 . Что пред­став­ля­ют собой ви­та­ми­ны, ка­ко­ва их роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) ви­та­ми­ны — био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, не­об­хо­ди­мые в не­боль­ших ко­ли­че­ствах;

2) они вхо­дят в со­став фер­мен­тов, участ­вуя в об­ме­не ве­ществ;

3) по­вы­ша­ют со­про­тив­ля­е­мость ор­га­низ­ма к не­бла­го­при­ят­ным воз­дей­стви­ям внеш­ней среды, сти­му­ли­ру­ют рост, раз­ви­тие ор­га­низ­ма, вос­ста­нов­ле­ние тка­ней и кле­ток.

 

--------

Дуб­ли­ру­ет за­да­ние 11354.

14. За­да­ние 37 . В чём за­клю­ча­ет­ся нерв­но-гу­мо­раль­ная ре­гу­ля­ция ра­бо­ты серд­ца в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, ка­ко­во её зна­че­ние в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма?

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

 

1) нерв­ная ре­гу­ля­ция осу­ществ­ля­ет­ся за счёт ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мы (па­ра­сим­па­ти­че­ская си­сте­ма за­мед­ля­ет и ослаб­ля­ет со­кра­ще­ние серд­ца, а сим­па­ти­че­ская уси­ли­ва­ет и уча­ща­ет со­кра­ще­ние серд­ца);

 

2) гу­мо­раль­ная ре­гу­ля­ция осу­ществ­ля­ет­ся через кровь: ад­ре­на­лин, соли каль­ция уси­ли­ва­ют и уча­ща­ют сер­деч­ные со­кра­ще­ния, а соли калия ока­зы­ва­ют про­ти­во­по­лож­ное дей­ствие;

 

3) нерв­ная и эн­до­крин­ная си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ют са­мо­ре­гу­ля­цию всех фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов в ор­га­низ­ме.

 

15. За­да­ние 37 . Какую роль иг­ра­ют услов­ные ре­флек­сы в жизни че­ло­ве­ка? Ка­ко­вы их от­ли­чия от без­услов­ных?

По­яс­не­ние.

1) Услов­ные ре­флек­сы обес­пе­чи­ва­ют на­уче­ние че­ло­ве­ка и воз­мож­ность быст­ро при­спо­саб­ли­вать­ся к ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям среды.

2) Услов­ные ре­флек­сы ин­ди­ви­ду­аль­ны, не­по­сто­ян­ны, не пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству, при­об­ре­та­ют­ся в те­че­ние жизни

3) При фор­ми­ро­ва­нии услов­но­го ре­флек­са вре­мен­ная связь об­ра­зу­ет­ся в коре боль­ших по­лу­ша­рий; а у без­услов­но­го ре­флек­тор­ная дуга про­хо­дит через спин­ной мозг или ствол го­лов­но­го

 

16. За­да­ние 37 . Чем ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ави­та­ми­но­зы A, D, С? Как пре­ду­пре­дить ави­та­ми­но­зы?

По­яс­не­ние.

1. Ави­та­ми­ноз А при­во­дит к ку­ри­ной сле­по­те, ше­лу­ше­нию кожи.

2. Ави­та­ми­ноз D вы­зы­ва­ет рахит у детей, на­ру­ше­ния об­ме­на каль­ция и фос­фо­ра.

3. Ави­та­ми­ноз С при­во­дит к вос­па­ле­нию и кро­во­то­чи­во­сти дёсен (цинге).

4. Для пре­ду­пре­жде­ния ави­та­ми­но­зов нужен ра­ци­он, в ко­то­ром со­дер­жат­ся все не­об­хо­ди­мые ви­та­ми­ны.

 

17. За­да­ние 37 . Какие функ­ции вы­пол­ня­ют в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка раз­ные от­де­лы ана­ли­за­то­ра?

По­яс­не­ние.

Ана­ли­за­тор – это си­сте­ма ней­ро­нов, вос­при­ни­ма­ю­щих раз­дра­же­ния, про­во­дя­щих нерв­ные им­пуль­сы и обес­пе­чи­ва­ю­щих пе­ре­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции. Каж­дый ана­ли­за­тор со­сто­ит из трех ча­стей.

1) Пе­ри­фе­ри­че­ский отдел — это ре­цеп­то­ры. Ре­цеп­тор вос­при­ни­ма­ет раз­дра­же­ние и пре­вра­ща­ет его в нерв­ный им­пульс, воз­буж­да­ет чув­стви­тель­ный ней­рон.

2) Про­вод­ни­ко­вый отдел — это нервы и про­во­дя­щие пути. Они про­во­дят воз­буж­де­ние к цен­траль­ной нерв­ной си­сте­ме.

3) Цен­траль­ный, рас­по­ло­жен­ной в коре боль­ших по­лу­ша­рий — окон­ча­тель­ный ана­лиз ин­фор­ма­ции, воз­ник­но­ве­ние об­ра­за.

 

 

 

 


Категория: Биология | Добавил: Админ (13.01.2016)
Просмотров: | Теги: организм | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar