Тема №5188 Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 1) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1. За­да­ние 38 . Какие из­ме­не­ния про­изо­шли в раз­мно­же­нии цвет­ко­вых рас­те­ний, по срав­не­нию с па­по­рот­ни­ко­об­раз­ны­ми, в про­цес­се эво­лю­ции?

По­яс­не­ние.

1) У по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний по­явил­ся цве­ток — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный орган, при­спо­соб­лен­ный к по­ло­во­му раз­мно­же­нию.

2) Двой­ное опло­до­тво­ре­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го об­ра­зу­ет­ся семя.

3) Се­ме­на на­хо­дят­ся в пло­дах, ко­то­рые имеют раз­ные при­спо­соб­ле­ния к раз­мно­же­нию.

 

При­ме­ча­ние

В пунк­те 3) более пра­виль­нее ука­зы­вать в пло­дах, ко­то­рые имеют раз­ные при­спо­соб­ле­ния к рас­се­ле­нию (рас­про­стра­не­нию). На­при­мер, кры­лат­ки клена; яркий око­ло­плод­ник вишни и т.д.

2. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ет­ся кон­вер­гент­ное сход­ство кро­ко­ди­ла, ля­гуш­ки и бе­ге­мо­та?

По­яс­не­ние.

1) Эти жи­вот­ные имеют сход­ную среду оби­та­ния, к ко­то­рой воз­ник­ли оди­на­ко­вые при­спо­соб­ле­ния.

2) Сход­ное рас­по­ло­же­ние глаз и нозд­рей на го­ло­ве (на воз­вы­шен­но­сти), ко­то­рое яв­ля­ет­ся при­спо­соб­ле­ни­ем к луч­ше­му об­зо­ру и ды­ха­нию.

3) Об­те­ка­е­мая форма тела.

3. За­да­ние 38 . По­че­му чис­лен­ность про­мыс­ло­вых рас­ти­тель­но­яд­ных рыб может резко со­кра­тить­ся при уни­что­же­нии в во­до­е­ме хищ­ных рыб?

По­яс­не­ние.

1) Уни­что­же­ние хищ­ни­ков при­ве­дет сна­ча­ла к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти рас­ти­тель­но­яд­ных рыб.

2) Из-за этого между ними уси­ли­ва­ет­ся кон­ку­рен­ция.

3) Быст­ро рас­про­стра­ня­ют­ся за­бо­ле­ва­ния, что при­во­дит к со­кра­ще­нию их чис­лен­но­сти.

4. За­да­ние 38 . Какие из­ме­не­ния био­ти­че­ских фак­то­ров могут при­ве­сти к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции слиз­ня, оби­та­ю­ще­го в лесу?

По­яс­не­ние.

1) Уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти рас­те­ний;

2) со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти хищ­ни­ков — жаб, ежей;

3) со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти бо­лез­не­твор­ных мик­ро­ор­га­низ­мов, па­ра­зи­тов.

5. За­да­ние 38 . До­ка­жи­те, что клет­ка яв­ля­ет­ся от­кры­той си­сте­мой.

По­яс­не­ние.

1) Клет­ка участ­ву­ет в по­сто­ян­ном об­ме­не ве­ществ и энер­гии с окру­жа­ю­щей сре­дой.

2) Клет­ка от­ве­ча­ет на сиг­на­лы внеш­ней среды и воз­вра­ща­ет­ся к ис­ход­но­му со­сто­я­нию. Ее ре­ак­ции об­ра­ти­мы.

3) Клет­ка спо­соб­на к ре­гу­ля­ции сво­е­го хи­ми­че­ско­го со­ста­ва.

6. За­да­ние 38 . Чем рас­ти­тель­ная клет­ка от­ли­ча­ет­ся от жи­вот­ной?

По­яс­не­ние.

1) Клет­ки рас­те­ний со­дер­жат кле­точ­ную стен­ку из цел­лю­ло­зы.

2) Клет­ки рас­те­ний со­дер­жат пла­сти­ды, хло­ро­филл.

3) Клет­ки рас­те­ний со­дер­жат ва­ку­о­ли с кле­точ­ным соком.

7. За­да­ние 38 . Общая масса ми­то­хон­дрий по от­но­ше­нию к массе кле­ток раз­лич­ных ор­га­нов крысы со­став­ля­ет: в под­же­лу­доч­ной же­ле­зе — 7,9%, в пе­че­ни — 18,4%, в серд­це — 35,8%. По­че­му в клет­ках этих ор­га­нов раз­лич­ное со­дер­жа­ние ми­то­хон­дрий?

По­яс­не­ние.

1) Ми­то­хон­дрии яв­ля­ют­ся энер­ге­ти­че­ски­ми стан­ци­я­ми клет­ки, в них син­те­зи­ру­ют­ся и на­кап­ли­ва­ют­ся мо­ле­ку­лы АТФ;

2) для ин­тен­сив­ной ра­бо­ты сер­деч­ной мышцы не­об­хо­ди­мо много энер­гии, по­это­му со­дер­жа­ние ми­то­хон­дрий в ее клет­ках наи­бо­лее вы­со­кое;

3) в пе­че­ни ко­ли­че­ство ми­то­хон­дрий по срав­не­нию с под­же­лу­доч­ной же­ле­зой выше, так как в ней идет более ин­тен­сив­ный обмен ве­ществ.

8. За­да­ние 38 . Из­вест­но, что ап­па­рат Голь­д­жи осо­бен­но хо­ро­шо раз­вит в же­ле­зи­стых клет­ках (над­по­чеч­ни­ков, слюн­ных желез, под­же­лу­доч­ной же­ле­зы). Объ­яс­ни­те этот факт, ис­поль­зуя зна­ния о функ­ци­ях этого ор­га­но­и­да в клет­ке.

По­яс­не­ние.

1) В клет­ках желез син­те­зи­ру­ют­ся фер­мен­ты, ко­то­рые на­кап­ли­ва­ют­ся в по­ло­стях ап­па­ра­та Голь­д­жи;

2) в ап­па­ра­те Голь­д­жи фер­мен­ты упа­ко­вы­ва­ют­ся в виде пу­зырь­ков;

3) из ап­па­ра­та Голь­д­жи фер­мен­ты вы­но­сят­ся в про­ток желез.

9. За­да­ние 38 . По­че­му клет­ку счи­та­ют струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей жи­во­го?

По­яс­не­ние.

1) Живые си­сте­мы со­сто­ят из кле­ток.

2) Клет­ка может быть ча­стью мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма или са­мо­сто­я­тель­ным ор­га­низ­мом.

3) Живые си­сте­мы раз­ви­ва­ют­ся из одной клет­ки.

10. За­да­ние 38 . Каким об­ра­зом про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние ри­бо­сом в клет­ках эу­ка­ри­от?

По­яс­не­ние.

1) В клет­ках эу­ка­ри­от ри­бо­со­мы фор­ми­ру­ют­ся в яд­рыш­ке.

2) На ДНК син­те­зи­ру­ет­ся р-РНК, к ко­то­рой затем при­со­еди­ня­ют­ся белки.

3) Суб­ча­сти­цы ри­бо­со­мы вы­хо­дят из ядра в ци­то­плаз­му, и здесь за­вер­ша­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние пол­но­цен­ных ри­бо­сом.

11. За­да­ние 38 . Какие осо­бен­но­сти хро­мо­сом обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­да­чу на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции?

По­яс­не­ние.

1) Со­дер­жат ДНК, в ко­то­рой за­ко­ди­ро­ва­на на­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция,

2) спо­соб­ны само удва­и­вать­ся за счёт ре­пли­ка­ции ДНК,

3) спо­соб­ны рав­но­мер­но рас­пре­де­лять­ся между до­чер­ни­ми клет­ка­ми, обес­пе­чи­вая пре­ем­ствен­ность при­зна­ков.

12. За­да­ние 38 . Какие черты сход­ства ми­то­хон­дрий с про­ка­ри­о­та­ми поз­во­ли­ли вы­дви­нуть сим­био­ти­че­скую тео­рию про­ис­хож­де­ния эу­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки?

По­яс­не­ние.

1) Имеют две пол­но­стью за­мкну­тые мем­бра­ны. При этом внеш­няя сход­на с мем­бра­на­ми ва­ку­о­лей, внут­рен­няя — бак­те­рий.

2) Раз­мно­жа­ют­ся би­нар­ным де­ле­ни­ем (при­чем де­лят­ся ино­гда не­за­ви­си­мо от де­ле­ния клет­ки).

3) Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал — коль­це­вая ДНК, не свя­зан­ная с ги­сто­на­ми, имеют свой ап­па­рат син­те­за белка — ри­бо­со­мы и др. Ри­бо­со­мы про­ка­ри­о­ти­че­ско­го типа.

13. За­да­ние 38 . По­че­му ми­то­хон­дрии, хло­ро­пла­сты и дру­гие ор­га­но­и­ды клет­ки нель­зя счи­тать струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей жи­во­го?

По­яс­не­ние.

1) Обмен ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии — ос­но­ва жизни в об­ме­не ве­ществ участ­ву­ют все ор­га­но­и­ды.

2) От­дель­ный ор­га­но­ид не обес­пе­чи­ва­ет всего об­ме­на ве­ществ.

3) Ор­га­но­ид нель­зя счи­тать еди­ни­цей жи­во­го.

14. За­да­ние 38 . По­че­му ми­то­хон­дрии на­зы­ва­ют «си­ло­вы­ми стан­ци­я­ми» кле­ток?

По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ в ми­то­хон­дри­ях осво­бож­да­ет­ся энер­гия.

2) Эта энер­гия ис­поль­зу­ет­ся на син­тез АТФ и за­па­са­ет­ся в них.

3) Энер­гия АТФ ис­поль­зу­ет­ся на все жиз­нен­ные про­цес­сы.

15. За­да­ние 38 . Ка­ки­ми пу­тя­ми ве­ще­ства по­сту­па­ют в клет­ку? Каков ме­ха­низм их по­ступ­ле­ния?

По­яс­не­ние.

Для по­ступ­ле­ния ве­ществ в клет­ку су­ще­ству­ют сле­ду­ю­щие пути:

1) Фа­го­ци­тоз — по­гло­ще­ние,за­хва­ты­ва­ние твер­дых ча­стиц кле­точ­ной мем­бра­ной и по­сле­ду­ю­щее их пе­ре­ва­ри­ва­ние.

2) Пи­но­ци­тоз — по­гло­ще­ние жид­ко­стей кле­точ­ной мем­бра­ной;

3) Диф­фу­зия и осмос про­цес­сы по­ступ­ле­ния ве­ществ из об­ла­сти с боль­шей кон­цен­тра­ци­ей, в об­ласть с мень­шей кон­цен­тра­ци­ей. Част­ным слу­ча­ем ос­мо­са яв­ля­ет­ся про­ник­но­ве­ние ве­ществ через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну.

4) Ак­тив­ный транс­порт — пе­ре­нос ве­ществ про­тив гра­ди­ен­та кон­цен­тра­ции,про­ис­хо­дя­щий с за­тра­та­ми энер­гии.

16. За­да­ние 38 . В чем про­яв­ля­ет­ся сход­ство фо­то­син­те­за и энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на ве­ществ?

По­яс­не­ние.

1) Про­цес­сы про­те­ка­ют в двух­мем­бран­ных ор­га­но­и­дах (хло­ро­пла­сты, ми­то­хон­дрии).

2) В обоих про­цес­сах про­ис­хо­дит син­тез АТФ.

3) Про­цес­сы идут при уча­стии био­фер­мен­тов.

17. За­да­ние 38 . В чем сход­ство и раз­ли­чие про­цес­сов фо­то­син­те­за и хе­мо­син­те­за?

По­яс­не­ние.

1) Сход­ство: в ре­зуль­та­те этих про­цес­сов син­те­зи­ру­ет­ся глю­ко­за.

2) Раз­ли­чия: фо­то­син­тез про­ис­хо­дит в клет­ках рас­те­ний, в хло­ро­пла­стах, а хе­мо­син­тез — в клет­ках хе­мо­син­те­зи­ру­ю­щих бак­те­рий (азото-, серо-, же­ле­зо­бак­те­рий) на мем­бран­ных струк­ту­рах.

3) В ре­зуль­та­те фо­то­син­те­за вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род, а в ре­зуль­та­те хе­мо­син­те­за — нет.

18. За­да­ние 38 . В чем сход­ство био­син­те­за белка и фо­то­син­те­за?

По­яс­не­ние.

1) Про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

2) Про­цес­сы про­ис­хо­дят с за­тра­той энер­гии АТФ.

3) Про­цес­сы идут при уча­стии фер­мен­тов.

19. За­да­ние 38 . Ка­ко­ва вза­и­мо­связь между пла­сти­че­ским и энер­ге­ти­че­ским об­ме­ном ве­ществ? Ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ.

По­яс­не­ние.

1) Для ре­ак­ций пла­сти­че­ско­го об­ме­на (для син­те­за ве­ществ) нужна энер­гия АТФ, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на.

2) А для ре­ак­ций энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на (для рас­па­да ве­ществ) нужны ве­ще­ства, ко­то­рые син­те­зи­ру­ют­ся в ре­зуль­та­те пла­сти­че­ско­го об­ме­на.

3) В ре­зуль­та­те пла­сти­че­ско­го об­ме­на (био­син­те­за бел­ков) об­ра­зу­ют­ся фер­мен­ты, ко­то­рые участ­ву­ют в ре­ак­ци­ях энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на.

20. За­да­ние 38 . По­че­му ре­ак­ции био­син­те­за белка на­зы­ва­ют мат­рич­ны­ми?

По­яс­не­ние.

1) Мат­ри­ца, это объ­ект, с ко­то­ро­го сни­ма­ет­ся копия.

2) Уча­сток мо­ле­ку­лы ДНК яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для син­те­за и-РНК,

3) мо­ле­ку­ла и-РНК яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для сбор­ки мо­ле­ку­лы белка.

21. За­да­ние 38 . В чем про­яв­ля­ет­ся вза­и­мо­связь энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на и био­син­те­за белка?

По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се био­син­те­за белка ис­поль­зу­ет­ся энер­гия мо­ле­кул АТФ, син­те­зи­ру­е­мых в про­цес­се энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на.

2) В ре­ак­ци­ях энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на участ­ву­ют фер­мен­ты, об­ра­зо­ван­ные в ре­зуль­та­те био­син­те­за белка.

3) Про­цесс рас­па­да бел­ков до ами­но­кис­лот яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ным эта­пом энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на.

22. За­да­ние 38 . Чем стро­е­ние мо­ле­ку­лы ДНК от­ли­ча­ет­ся от стро­е­ния мо­ле­ку­лы иРНК?

По­яс­не­ние.

1) ДНК по­стро­е­на по типу двой­ной спи­ра­ли, и-РНК — од­но­це­по­чеч­ная.

2) В нук­лео­ти­дах ДНК уг­ле­вод дез­ок­си­ри­бо­за и азо­ти­стое ос­но­ва­ние тимин

3) В нук­лео­ти­дах и-РНК — ри­бо­за и ура­цил.

 

 

ДНК хра­нит и пе­ре­да­ет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию, и-РНК — пе­ре­да­ет ин­фор­ма­цию на ри­бо­со­мы.

23. За­да­ние 38 . Чем от­ли­ча­ет­ся стро­е­ние тРНК от ри­бо­ну­кле­и­но­вых кис­лот дру­гих типов?

По­яс­не­ние.

1) Транс­порт­ная РНК (тРНК) со­став­ля­ет около 10% всей РНК. Она имеет ко­рот­кую цепь нук­лео­ти­дов.

2) Форму три­лист­ни­ка. На одном конце три­лист­ни­ка на­хо­дит­ся три­плет нук­лео­ти­дов (ан­ти­ко­дон), ко­ди­ру­ю­щий опре­де­лен­ную ами­но­кис­ло­ту. На дру­гом конце три­плет нук­лео­ти­дов, к ко­то­ро­му при­со­еди­ня­ет­ся ами­но­кис­ло­та.

3) На­хо­дит­ся в ци­то­плаз­ме и пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ты к месту син­те­за белка.

24. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ет­ся био­ло­ги­че­ский смысл ми­то­за?

По­яс­не­ние.

1) Митоз обес­пе­чи­ва­ет точ­ную пе­ре­да­чу на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции от ма­те­рин­ской клет­ки к до­чер­ним.

2) Лежит в ос­но­ве роста тка­ней, ор­га­нов.

3) Яв­ля­ет­ся спо­со­бом раз­мно­же­ния не­ко­то­рых од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов.

25. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ет­ся био­ло­ги­че­ский смысл мей­о­за?

По­яс­не­ние.

1) Это спо­соб об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток.

2) Умень­ше­ние вдвое на­бо­ра хро­мо­сом в га­ме­тах поз­во­ля­ет при опло­до­тво­ре­нии вос­ста­но­вить двой­ной набор хро­мо­сом, ха­рак­тер­ный для вида.

3) Пе­ре­крест и обмен участ­ка­ми го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом уве­ли­чи­ва­ет раз­но­об­ра­зие потом­ства.

26. За­да­ние 38 . Что на­зы­ва­ет­ся зи­го­той?

По­яс­не­ние.

1) Зи­го­та — это опло­до­тво­рен­ная яй­це­клет­ка.

2) Со­дер­жит ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом.

3) Слу­жит для об­ра­зо­ва­ния за­ро­ды­ша.

27. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ет­ся сход­ства и раз­ли­чия яй­це­кле­ток ля­гуш­ки и че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) Сход­ства: со­дер­жат оди­нар­ный набор хро­мо­сом, вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в яич­ни­ках, са­мо­сто­я­тель­но не спо­соб­ны к пе­ре­дви­же­нию, имеют округ­лую форму.

2) Раз­ли­чия: в раз­ме­рах (у че­ло­ве­ка не­ви­ди­мая про­стым гла­зом), в ка­ри­о­ти­пе (раз­ное ко­ли­че­ство , раз­ме­ры, формы хро­мо­сом), в со­дер­жа­нии пи­та­тель­ных ве­ществ, в рас­по­ло­же­нии (у ля­гуш­ки — в от­кла­ды­ва­е­мых в воду ик­рин­ках, у че­ло­ве­ка — внут­ри ор­га­низ­ма).

28. За­да­ние 38 . Ка­ко­во зна­че­ние ин­тер­фа­зы в жизни клет­ки?

По­яс­не­ние.

1) Ин­тер­фа­за это пе­ри­од между двумя де­ле­ни­я­ми клет­ки.

2) В ней про­ис­хо­дит уси­лен­ный син­тез ве­ществ и их на­коп­ле­ние, уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства ор­га­но­и­дов, на­коп­ле­ние АТФ.

3) Про­ис­хо­дит удво­е­ние мо­ле­кул ДНК.

29. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ют­ся пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки бес­по­ло­го и по­ло­во­го раз­мно­же­ний?

По­яс­не­ние.

1) Пре­иму­ще­ства бес­по­ло­го раз­мно­же­ния: поз­во­ля­ет быст­ро уве­ли­чить чис­лен­ность осо­бей при бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях и рас­про­стра­нять­ся.

2) Не­до­стат­ки бес­по­ло­го раз­мно­же­ния: так как потом­ство оди­на­ко­во, при не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях все особи могут по­гиб­нуть, не­эф­фек­тив­но про­ис­хо­дит про­цесс есте­ствен­но­го от­бо­ра.

3) Пре­иму­ще­ства по­ло­во­го раз­мно­же­ния: более эф­фек­тив­но про­ис­хо­дит есте­ствен­ный отбор из-за раз­но­об­ра­зия потом­ства, быст­рее про­ис­хо­дит при­об­ре­те­ние при­спо­соб­ле­ний, услож­не­ние ор­га­ни­за­ции, боль­ше шан­сов для со­хра­не­ния вида.

4) Не­до­стат­ки: тре­бу­ет­ся время для до­сти­же­ния по­ло­возре­ло­сти, нужны опре­де­лен­ные усло­вия (на­ли­чие воды для спо­ро­вых рас­те­ний, на­ли­чие пи­ще­вых ре­сур­сов для вы­карм­ли­ва­ния потом­ства и т. д. ), тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­ные энер­го­за­тра­ты для пе­ре­ме­ще­ния на места раз­мно­же­ний, для со­зда­ния пар, для по­стро­е­ния гнезд, нор и т. д.

30. За­да­ние 38 . Чем от­ли­ча­ют­ся клет­ки пе­че­ни осла от кле­ток пе­че­ни ло­ша­ди?

По­яс­не­ние.

Клет­ки от­ли­ча­ют­ся ка­ри­о­ти­пом:

1) ко­ли­че­ством,

2) раз­ме­ра­ми,

3) фор­ма­ми хро­мо­сом.

31. За­да­ние 38 . По­че­му для со­хра­не­ния цен­ных ге­те­ро­зи­гот­ных осо­бей ис­поль­зу­ют ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние?

По­яс­не­ние.

1) Ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние — это спо­соб бес­по­ло­го раз­мно­же­ния,

2) в потом­стве со­хра­ня­ют­ся все при­зна­ки ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма и

3) не про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ния при­зна­ка, как при по­ло­вом раз­мно­же­нии.

32. За­да­ние 38 . Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в ядре клет­ки в ин­тер­фа­зе?

По­яс­не­ние.

1) В G1-пе­ри­од (пре­син­те­ти­че­ский пе­ри­од) идет син­тез РНК: иРНК — тран­скрип­ция, рРНК, тРНК — не­об­хо­ди­мых для био­син­те­за белка), идёт под­го­тов­ка к удво­е­нию мо­ле­кул ДНК.

2) В S-пе­ри­о­де — про­ис­хо­дит удво­е­ние ДНК (ИЛИ ре­пли­ка­ция ДНК)

3) В G2-пе­ри­од (пост­син­те­ти­че­ский пе­ри­од) на­чи­на­ет­ся свя­зы­ва­ние нитей ДНК с бел­ка­ми ги­сто­на­ми, на­чи­на­ет­ся спи­ра­ли­за­ция ДНК (ко­то­рая зан­чи­ва­ет­ся в про­фа­зу)

 

33. За­да­ние 38 . Рас­крой­те ме­ха­низ­мы, обес­пе­чи­ва­ю­щие по­сто­ян­ство числа и формы хро­мо­сом в клет­ках ор­га­низ­мов из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние?

По­яс­не­ние.

1) Митоз обес­пе­чи­ва­ет по­сто­ян­ство числа хро­мо­сом в со­ма­ти­че­ских клет­ках и за счет него ор­га­низм рас­тет.

2) Мейоз об­ра­зу­ет га­ме­ты с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом.

3) При опло­до­тво­ре­нии ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом, ха­рак­тер­ный для вида, вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся.

34. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­ло­вом раз­мно­же­нии по­яв­ля­ет­ся более раз­но­об­раз­ное потом­ство, чем при ве­ге­та­тив­ном.

По­яс­не­ние.

1) У потом­ства при по­ло­вом раз­мно­же­нии ком­би­ни­ру­ют­ся при­зна­ки обоих ро­ди­те­лей;

2) при­чи­на ком­би­на­тив­ной из­мен­чи­во­сти — крос­син­го­вер и слу­чай­ное со­че­та­ние гамет при опло­до­тво­ре­нии;

3) при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии по­том­ки сход­ны друг с дру­гом, имеют боль­шое сход­ство с ро­ди­тель­ским ор­га­низ­мом, из со­ма­ти­че­ских кле­ток ко­то­ро­го они фор­ми­ру­ют­ся.

35. За­да­ние 38 . Оха­рак­те­ри­зуй­те функ­ции по­ло­вых кле­ток жи­вот­ных и че­ло­ве­ка.

По­яс­не­ние.

1) Обес­пе­чи­ва­ют пре­ем­ствен­ность по­ко­ле­ний;

2) обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­да­чу на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции и ком­би­на­цию при­зна­ков;

3) яй­це­клет­ка обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие за­ро­ды­ша за счет пи­та­тель­ных ве­ществ, а боль­шое число спер­ма­то­зо­и­дов по­вы­ша­ет ве­ро­ят­ность опло­до­тво­ре­ния, у не­ко­то­рых жи­вот­ных из не опло­до­тво­рен­ных яй­це­кле­ток раз­ви­ва­ет­ся потом­ство (яв­ле­ние пар­те­но­ге­не­за).

36. За­да­ние 38 . Яй­це­клет­ка кро­ли­ка в 3000 раз мень­ше яй­це­клет­ки ля­гуш­ки, со­дер­жит мало пи­та­тель­ных ве­ществ. По­че­му за­ро­дыш кро­ли­ка не по­ги­ба­ет от не­до­стат­ка пи­та­тель­ных ве­ществ?

По­яс­не­ние.

1) Ля­гуш­ка — пред­ста­ви­тель клас­са зем­но­вод­ных. Раз­ви­тие их ли­чи­нок про­ис­хо­дит в окру­жа­ю­щей среде (воде) за счет пи­та­тель­ных ве­ществ опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки.

2) Кро­лик — пред­ста­ви­тель клас­са мле­ко­пи­та­ю­щих, для ко­то­рых ха­рак­тер­но внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие.

3) Во время раз­ви­тия за­ро­дыш мле­ко­пи­та­ю­щих на­хо­дит­ся в матке и пи­та­ет­ся за счет пи­та­тель­ных ве­ществ ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма.

37. За­да­ние 38 . Какие осо­бен­но­сти хро­мо­сом обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­да­чу на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции?

По­яс­не­ние.

1) Со­дер­жат ДНК, в ко­то­рой за­ко­ди­ро­ва­на на­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция;

2) спо­соб­ны к са­мо­удво­е­нию за счет ре­пли­ка­ции ДНК;

3) спо­соб­ны рас­пре­де­лять­ся в клет­ках, обес­пе­чи­вая пре­ем­ствен­ность при­зна­ков.

38. За­да­ние 38 . По­че­му од­но­яй­це­вые близ­не­цы имеют оди­на­ко­вый ге­но­тип?

По­яс­не­ние.

1) В про­цес­се дроб­ле­ния зи­го­ты об­ра­зу­ют­ся пер­вые бла­сто­ме­ры,

2) пер­вые клет­ки дроб­ле­ния ор­га­низ­ма (бла­сто­ме­ры) оди­на­ко­вы, они­от­де­ля­ют­ся друг от друга,

3) из каж­дой раз­ви­ва­ет­ся новый ор­га­низм с оди­на­ко­вым ге­но­ти­пом.

39. За­да­ние 38 . В чем про­яв­ля­ет­ся связь между ми­то­зом, мей­о­зом и опло­до­тво­ре­ни­ем?

По­яс­не­ние.

1) Мейоз — ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния гамет с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом.

2) Об­ра­зо­ва­ние зи­го­ты с ди­пло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния.

3) Де­ле­ние кле­ток путем ми­то­за — ос­но­ва роста до­чер­не­го ор­га­низ­ма.

Таким об­ра­зом митоз, мейоз и опло­до­тво­ре­ние — ос­но­ва со­хра­не­ния по­сто­ян­ства числа и формы хро­мо­сом в клет­ках.

40. За­да­ние 38 . Что про­изой­дет в био­це­но­зе сме­шан­но­го леса, если из него ис­чез­нут все виды на­се­ко­мых?

По­яс­не­ние.

1) На­се­ко­мо­яд­ныe птицы оста­нут­ся без корма.

2) Резко сни­зит­ся чис­лен­ность на­се­ко­мо­яд­ных, а затем и хищ­ных птиц.

3) Резко упа­дет пло­до­ви­тость на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний.

4) На­ру­шит­ся пи­ще­вая цепь в ряду про­ду­цен­ты — кон­су­мен­ты 2-го — 3-го

по­ряд­ков.

41. За­да­ние 38 . Ка­ко­вы ос­нов­ные фак­то­ры-огра­ни­чи­те­ли для рас­те­ний, для жи­вот­ных, мик­ро­ор­га­низ­мов?

По­яс­не­ние.

1) Для рас­те­ний: не­хват­ка света, воды, ми­не­раль­ных солей, уг­ле­кис­ло­го газа.

2) Для жи­вот­ных: не­хват­ка пи­ще­вых ре­сур­сов, воды, не­бла­го­при­ят­ные кли­ма­ти­че­ские усло­вия, па­ра­зи­ты, враги (кон­ку­рен­ты, хищ­ни­ки).

3) Для мик­ро­ор­га­низ­мов: не­хват­ка пи­ще­вых ре­сур­сов, не­бла­го­при­ят­ные усло­вия (тем­пе­ра­тур­ный, вод­ный, га­зо­вый режим, хи­ми­че­ские ве­ще­ства (ан­ти­био­ти­ки для па­ра­зи­тов).

42. За­да­ние 38 . По­че­му су­ще­ству­ют ред­кие и ис­че­за­ю­щие виды, если любой ор­га­низм спо­со­бен к бес­пре­дель­но­му росту чис­лен­но­сти?

По­яс­не­ние.

1) Дей­ству­ют фак­то­ры — огра­ни­чи­те­ли, ко­то­рые не поз­во­ля­ют вос­ста­но­вить их чис­лен­ность.

2) Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ста­вит под угро­зу су­ще­ство­ва­ние мно­гих видов.

3) Из­ме­не­ние среды оби­та­ния.

43. За­да­ние 38 . В чем сущ­ность за­ко­на огра­ни­чи­ва­ю­ще­го фак­то­ра?

По­яс­не­ние.

Из всех фак­то­ров, дей­ству­ю­щих на ор­га­низм, наи­бо­лее важен тот, зна­че­ние ко­то­ро­го боль­ше всего от­кло­ня­ет­ся от оп­ти­маль­но­го (т. е. наи­бо­лее угне­та­ю­щий фак­тор).

44. За­да­ние 38 . По­че­му силь­ное «цве­те­ние» воды часто при­во­дит к за­мо­ру рыбы и ги­бе­ли дру­гих оби­та­те­лей во­до­е­ма?

По­яс­не­ние.

1) После быст­ро­го раз­мно­же­ния рас­те­ния от­ми­ра­ют, и при гни­е­нии ис­поль­зу­ет­ся кис­ло­род во­до­е­ма.

2) Это при­во­дит к кис­ло­род­но­му го­ло­да­нию и ги­бе­ли его оби­та­те­лей.

3) Не­ко­то­рые сине-зе­ле­ные во­до­рос­ли вы­де­ля­ют ядо­ви­тые ве­ще­ства при бес­кис­ло­род­ном раз­ло­же­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ: вы­де­ля­ют­ся метан, ам­ми­ак, се­ро­во­до­род, ко­то­рые гу­би­тель­ны для всех оби­та­те­лей.

45. За­да­ние 38 . Какие ор­га­низ­мы с ка­ки­ми могут в при­ро­де всту­пить в сим­би­оз: пчела, под­бе­ре­зо­вик, ак­ти­ния, дуб, бе­ре­за, рак-от­шель­ник, осина, сойка, кле­вер, под­оси­но­вик, липа, клу­бень­ко­вые бак­те­рии?

По­яс­не­ние.

1) Пчела — липа,

2) под­бе­ре­зо­вик — бе­ре­за,

3) ак­ти­ния — рак-от­шель­ник,

4) осина — под­оси­но­вик,

5) сойка — дуб,

6) кле­вер — клу­бень­ко­вые бак­те­рии.

46. За­да­ние 38 . Какие ре­сур­сы от­но­сят­ся к ис­чер­па­е­мым и не­воз­об­но­ви­мым?

По­яс­не­ние.

1) Нефть,

2) при­род­ный газ,

3) уголь,

4) раз­ные виды руд (же­лез­ные, мед­ные, по­ли­ме­тал­ли­че­ские и дру­гое).

 

При­ме­ча­ние.

Не­воз­об­но­ви­мы­ми чис­лят­ся ре­сур­сы зем­ных недр. Стро­го го­во­ря, мно­гие из них могут воз­об­нов­лять­ся в ходе гео­ло­ги­че­ских цик­лов, но дли­тель­ность этих цик­лов, опре­де­ля­е­мая сот­ня­ми мил­ли­о­нов лет, не­со­из­ме­ри­ма с эта­па­ми раз­ви­тия об­ще­ства и ско­ро­стью рас­хо­до­ва­ния ми­не­раль­ных ре­сур­сов. К не­воз­об­но­ви­мым ре­сур­сам от­но­сит­ся: по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, топ­ли­во, ме­тал­ли­че­ское ми­не­раль­ное сырье, не­ме­тал­ли­че­ское ми­не­раль­ное сырье.

Не­воз­об­но­ви­мые энер­го­ре­сур­сы: Нефть, При­род­ный газ, Уголь, Ре­ак­ция ядер­но­го де­ле­ния и т. д.

47. За­да­ние 38 . По­че­му вре­ди­те­ли оби­та­ют боль­ше на ста­рых, боль­ных де­ре­вьях сосны?

По­яс­не­ние.

1) На мо­ло­дых де­ре­вьях вы­де­ля­ет­ся много смолы,

2) в со­ста­ве смолы есть ски­пи­дар, от­пу­ги­ва­ю­щий вре­ди­те­лей.

3) Ста­рые де­ре­вья яв­ля­ют­ся более удоб­ным убе­жи­щем.

48. За­да­ние 38 . Зная пра­ви­ло 10 про­цен­тов (пра­ви­ло эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды), рас­счи­тай­те сколь­ко по­на­до­бит­ся фи­то­планк­то­на, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пи­ще­вая цепь: фи­то­планк­тон---зоо­планк­тон---кит)

По­яс­не­ние.

150 000 х 10 х 10= 15 000 000 кг (15 000 тонн)

49. За­да­ние 38 . Если в лесу на пло­ща­ди 1 га взве­сить от­дель­но все рас­те­ния, всех жи­вот­ных по от­дель­но­сти (на­се­ко­мых, зем­но­вод­ных, реп­ти­лий, птиц , мле­ко­пи­та­ю­щих), то пред­ста­ви­те­ли какой груп­пы сум­мар­но будут са­мы­ми тя­же­лы­ми и са­мы­ми лег­ки­ми?

По­яс­не­ние.

1) Ис­хо­дя из за­ко­на пи­ра­ми­ды био­масс,

2) са­мы­ми тя­же­лы­ми будут рас­те­ния,

3) са­мы­ми лег­ки­ми — хищ­ные по­зво­ноч­ные (т. е. те кто на­хо­дит­ся на по­след­них зве­ньях цепей пи­та­ния).

50. За­да­ние 38 . Какие эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы можно счи­тать гло­баль­ны­ми для че­ло­ве­че­ства?

По­яс­не­ние.

1) Уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Земли,

2) за­гряз­не­ние Ми­ро­во­го оке­а­на,

3) ава­рии на АЭС,

4) «озо­но­вые дыры»,

5) за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры, пар­ни­ко­вый эф­фект (из­ме­не­ние кли­ма­та пла­не­ты),

6) све­де­ние лесов (осо­бен­но тро­пи­че­ских),

7) опу­сты­ни­ва­ние,

8) со­кра­ще­ние энер­ге­ти­че­ских ре­сур­сов.

51. За­да­ние 38 . Какие пре­иму­ще­ства и не­до­стат­ки имеют аль­тер­на­тив­ные ис­точ­ни­ки энер­гии — сол­неч­ная, вет­ро­вая, энер­гия при­ли­вов и от­ли­вов, элек­три­че­ская?

По­яс­не­ние.

1) Пре­иму­ще­ства: они бес­плат­ные, не­скон­ча­е­мые, не на­но­сят вреда окру­жа­ю­щей при­ро­де.

2) Не­до­стат­ки: не могут удо­вле­тво­рить все энер­ге­ти­че­ские по­треб­но­сти,

3) не на всех тер­ри­то­ри­ях их можно ис­поль­зо­вать, так как за­ви­сят от кли­ма­та и мест­но­сти.

52. За­да­ние 38 . Зимой на до­ро­гах ис­поль­зу­ют соль, чтобы не было го­ло­ле­да. К каким из­ме­не­ни­ям в во­до­е­мах и почве это при­во­дит?

По­яс­не­ние.

1) Соль смы­ва­ет­ся с дорог в во­до­е­мы и в почву,

2) из-за уве­ли­че­ния их за­со­ле­ния рас­те­ния и поч­вен­ные ор­га­низ­мы обез­во­жи­ва­ют­ся, что при­во­дит к их ги­бе­ли.

3) Почвы и во­до­е­мы ста­но­вят­ся без­жиз­нен­ны­ми.

53. За­да­ние 38 . Нефть не­рас­тво­ри­ма в воде и сла­бо­ток­сич­на. По­че­му же за­гряз­не­ние вод неф­те­про­дук­та­ми счи­та­ет­ся одним из самых опас­ных?

По­яс­не­ние.

1) Тон­кая неф­тя­ная плен­ка пре­пят­ству­ет га­зо­об­ме­ну между водой и ат­мо­сфе­рой,

2) из-за кис­ло­род­но­го го­ло­да­ния стра­да­ют все оби­та­те­ли во­до­е­ма, осо­бен­но оби­та­ю­щие на по­верх­но­сти.

3) По­кры­вая перья во­до­пла­ва­ю­щих птиц, она пре­пят­ству­ет по­ле­ту, птицы по­ги­ба­ют.

54. За­да­ние 38 . В чем пре­иму­ще­ство за­мкну­тых тех­но­ло­гий по срав­не­нию с са­мы­ми со­вер­шен­ны­ми очист­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми?

По­яс­не­ние.

1) Самые со­вер­шен­ные очист­ные со­ору­же­ния до конца не могут очи­стить ка­на­ли­за­ци­он­ные и про­мыш­лен­ные стоки вод.

2) В за­мкну­тых тех­но­ло­ги­ях вода, ис­поль­зу­е­мая в про­из­вод­стве, не по­па­да­ет в окру­жа­ю­щую среду,

3) по­это­му не за­гряз­ня­ет ее.

55. За­да­ние 38 . Сплав де­ре­вьев по рекам эко­но­ми­че­ски очень вы­го­ден (не надо стро­ить до­ро­ги, тра­тить топ­ли­во на транс­пор­ти­ров­ку). Объ­яс­ни­те, по­че­му эко­ло­ги про­тив такой транс­пор­ти­ров­ки, осо­бен­но, если де­ре­вья не свя­за­ны в плоты, а сплав­ля­ют­ся по­оди­ноч­ке?

По­яс­не­ние.

1) При такой транс­пор­ти­ров­ке часть де­ре­вьев тонет, за­гро­мож­да­ет бе­ре­га, осе­да­ет на из­лу­чи­нах рек, на дно реки по­па­да­ет боль­шое ко­ли­че­ство коры и ча­стей бре­вен.

2) За­то­нув­шие де­ре­вья гниют с по­треб­ле­ни­ем боль­шо­го ко­ли­че­ства кис­ло­ро­да и вы­де­ле­ни­ем раз­ных ядо­ви­тых ве­ществ.

3) Это при­во­дит к мас­со­вой ги­бе­ли рыб и дру­гих оби­та­те­лей (осо­бен­но в лет­нее время).

56. За­да­ние 38 . По­че­му сбор ме­тал­ло­ло­ма и ма­ку­ла­ту­ры счи­та­ет­ся важ­ным при­ро­до­охран­ным ме­ро­при­я­ти­ем?

По­яс­не­ние.

1) Вто­рич­ное ис­поль­зо­ва­ние сырья умень­ша­ет изъ­я­тие его из при­ро­ды,

2) в ре­зуль­та­те сни­жа­ет­ся от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние на при­ро­ду, свя­зан­ное с до­бы­чей сырья, эко­но­мит­ся само сырье, энер­гия, че­ло­ве­че­ский труд,

3) умень­ша­ет­ся за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды от­хо­да­ми.

57. За­да­ние 38 . Уче­ные счи­та­ют, что пе­ре­вы­пас скота, ча­стые по­жа­ры в степ­ных и по­лу­пу­стын­ных рай­о­нах Земли слу­жат ос­нов­ной при­чи­ной опу­сты­ни­ва­ния этих тер­ри­то­рий. Объ­яс­ни­те, по­че­му?

По­яс­не­ние.

1) Ча­стые по­жа­ры уни­что­жа­ют рас­ти­тель­ный по­кров, а ор­га­ни­че­ские и ми­не­раль­ные ве­ще­ства почвы пе­ре­хо­дят в га­зо­об­раз­ное со­сто­я­ние и уно­сят­ся с вет­ром, а это обед­ня­ет почву.

2) При пе­ре­вы­па­се скота рас­те­ния не успе­ва­ют воз­об­нов­лять­ся и ого­ля­ет­ся почва. Эти тер­ри­то­рии рас­ши­ря­ют­ся, уси­ли­ва­ет­ся вод­ная и вет­ро­вая эро­зия.

3) От­кры­тые тер­ри­то­рии быст­рее на­гре­ва­ют­ся, уси­ли­ва­ет­ся ис­па­ре­ние, что ис­то­ща­ет под­зем­ные воды и уве­ли­чи­ва­ет за­со­ле­ние почвы. На от­кры­тых тер­ри­то­ри­ях из­ме­ня­ет­ся на­прав­ле­ние воз­душ­ных масс, умень­ша­ют­ся осад­ки, уско­ря­ет­ся про­цесс опу­сты­ни­ва­ния.

58. За­да­ние 38 . Близ­ко­род­ствен­ные виды часто оби­та­ют вме­сте, хотя при­ня­то счи­тать, что между ними су­ще­ству­ет наи­бо­лее силь­ная кон­ку­рен­ция. Объ­яс­ни­те, по­че­му в этих слу­ча­ях не про­ис­хо­дит пол­но­го вы­тес­не­ния одним видом дру­го­го. Про­ти­во­ре­чит ли это пра­ви­лу кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния?

По­яс­не­ние.

1) Вы­тес­не­ния не про­ис­хо­дит по сле­ду­ю­щим при­чи­нам: близ­кие виды за­ни­ма­ют раз­ные эко­ло­ги­че­ские ниши в одном и том же со­об­ще­стве (раз­ная пища, спо­соб до­бы­ва­ния корма, ак­тив­ность в раз­ное время суток);

2) из­бы­ток ре­сур­са;

3) огра­ни­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность более силь­но­го кон­ку­рен­та тре­тьим видом;

4) усло­вия среды со­зда­ют рав­но­ве­сие из-за того, что ста­но­вят­ся бла­го­при­ят­ны­ми то для од­но­го, то для дру­го­го. По­это­му от­сут­ствие пол­но­го вы­тес­не­ния не про­ти­во­ре­чит пра­ви­лу кон­ку­рент­но­го ис­клю­че­ния.

59. За­да­ние 38 . Какие фак­то­ры спо­соб­ству­ют ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти вол­ков в эко­си­сте­ме?

По­яс­не­ние.

1) Ан­тро­по­ген­ные фак­то­ры: от­стрел, в том числе бра­ко­ньер­ство; уни­что­же­ние лесов.

2) Био­ти­че­ский фак­тор: не­до­ста­ток тра­во­яд­ных (пищи), бо­лез­не­твор­ные ор­га­низ­мы, внут­ри­ви­до­вая и меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция.

 

При­ме­ча­ние.

3) Абио­ти­че­ский фак­тор: глу­би­на снеж­но­го по­кро­ва зимой.

60. За­да­ние 38 . Ка­ко­вы при­чи­ны по­яв­ле­ния влаж­но­го смога в круп­ных го­ро­дах?

По­яс­не­ние.

1) Влаж­ный смог — это со­че­та­ние ту­ма­на с при­ме­сью дыма и га­зо­вых от­хо­дов про­из­вод­ства.

 

2) При­чи­на влаж­ная без­вет­рен­ная по­го­да.

ИЛИ, смог на­блю­да­ет­ся обыч­но сла­бом ветре или штиле. ИЛИ, чаще всего об­ра­зу­ют­ся в без­вет­рен­ные ночи зимой ино­гда и днём.

 

3) В ре­зуль­та­те ин­тен­сив­но­го из­лу­че­ния тепла зем­ной по­верх­но­стью, при­во­дит к охла­жде­нию как её самой, так и при­ле­га­ю­ще­го слоя воз­ду­ха со­дер­жа­ще­го боль­шой про­цент за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, пыли и дыма.

 

61. За­да­ние 38 . Для борь­бы с на­се­ко­мы­ми — вре­ди­те­ля­ми че­ло­век при­ме­ня­ет хи­ми­че­ские ве­ще­ства. Объ­яс­ни­те, как может из­ме­нить­ся жизнь дуб­ра­вы в слу­чае, если в ней хи­ми­че­ским ме­то­дом будут уни­что­же­ны все рас­ти­тель­но­яд­ные на­се­ко­мые.

По­яс­не­ние.

1) Рас­ти­тель­но­яд­ные на­се­ко­мые в боль­шин­стве яв­ля­ют­ся опы­ли­те­ля­ми, их уни­что­же­ние при­ве­дет к рез­ко­му со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний.

2) Это может при­ве­сти к со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти или ис­чез­но­ве­нию кон­су­мен­тов 2-го по­ряд­ка (на­се­ко­мо­яд­ных).

3) Хи­ми­че­ские ве­ще­ства, по­пав­шие в почву могут при­ве­сти к на­ру­ше­нию жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний, ги­бе­ли поч­вен­ной мик­ро­фло­ры и фауны. Все это может при­ве­сти к се­рьез­ным на­ру­ше­ни­ям эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия и даже к ги­бе­ли дуб­ра­вы.

62. За­да­ние 38 . В ре­зуль­та­те лес­но­го по­жа­ра вы­го­ре­ла часть ело­во­го леса. Объ­яс­ни­те, как будет про­ис­хо­дить его са­мо­вос­ста­нов­ле­ние.

По­яс­не­ние.

1) Пер­вы­ми раз­ви­ва­ют­ся тра­вя­ни­стые све­то­лю­би­вые рас­те­ния.

2) Потом по­яв­ля­ют­ся всхо­ды бе­ре­зы, осины, сосны, се­ме­на ко­то­рых по­па­ли с по­мо­щью ветра, об­ра­зу­ет­ся мел­ко­лист­вен­ный лес.

3) Под по­ло­гом све­то­лю­би­вых де­ре­вьев раз­ви­ва­ют­ся те­не­вы­нос­ли­вые ели, ко­то­рые впо­след­ствии пол­но­стью вы­тес­ня­ют дру­гие виды де­ре­вьев.

63. За­да­ние 38 . Что слу­жит ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния раз­но­об­раз­ных сетей пи­та­ния в эко­си­сте­мах?

По­яс­не­ние.

1) Сеть пи­та­ния об­ра­зу­ет­ся из мно­го­об­ра­зия вза­и­мо­свя­зан­ных цепей пи­та­ния,

2) в ос­но­ве ее раз­но­об­ра­зия лежит раз­но­об­ра­зие видов,

3) на­ли­чие среди них про­ду­цен­тов, кон­су­мен­тов, ре­ду­цен­тов и раз­но­об­ра­зие их пищи (ши­ро­кая пи­ще­вая спе­ци­а­ли­за­ция).

64. За­да­ние 38 . Ка­ко­вы свой­ства био­гео­це­но­за?

По­яс­не­ние.

1) Био­гео­це­ноз — от­кры­тая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся си­сте­ма, об­ла­да­ю­щая устой­чи­во­стью, спо­соб­ная к об­ме­ну ве­ществ и энер­гии.

2) Био­гео­це­ноз — часть био­сфе­ры. Она со­сто­ит из абио­ти­че­ской и био­ти­че­ской со­став­ля­ю­щей, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся, про­дук­тив­но­стью, био­мас­сой, плот­но­стью по­пу­ля­ций, его со­став­ля­ю­щих, раз­но­об­ра­зи­ем видов.

3) Жи­вы­ми ком­по­нен­та­ми био­гео­це­но­за яв­ля­ют­ся про­ду­цен­ты, кон­су­мен­ты и ре­ду­цен­ты, бла­го­да­ря ко­то­рым в нем про­ис­хо­дит не­пре­рыв­ный кру­го­во­рот ве­ществ и пре­вра­ще­ния энер­гии.

 

 

 


Категория: Биология | Добавил: Админ (13.01.2016)
Просмотров: | Теги: Эволюция | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar