Тема №5190 Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 3) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Эво­лю­ция и эко­ло­ги­че­ские закономерности (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

127. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния пре­тер­пел ске­лет со­вре­мен­ной ло­ша­ди при пе­ре­хо­де её пред­ков к жизни на от­кры­тых про­стран­ствах.

По­яс­не­ние.

Ана­лиз фи­ло­ге­не­ти­че­ско­го ряда ло­ша­ди по­ка­зы­ва­ет:

1) уве­ли­че­ние раз­ме­ров тела, удли­не­ние ко­неч­но­стей

2) от­сут­ствие клю­чи­цы в связи с бегом

3) ре­дук­ция паль­цев, сред­ний палец удли­ня­ет­ся, утол­ща­ет­ся и по­кры­ва­ет­ся ко­пы­том

 

До­пол­ни­тель­но.

 

Из­ме­не­ние формы и стро­е­ния зубов — пи­та­ние жест­кой рас­ти­тель­ной пищей

 

128. За­да­ние 38 . На теле зебры, оби­та­ю­щей в аф­ри­кан­ских са­ван­нах, че­ре­ду­ют­ся тёмные и свет­лые по­ло­сы. На­зо­ви­те тип её за­щит­ной окрас­ки, объ­яс­ни­те её зна­че­ние, а также от­но­си­тель­ный ха­рак­тер при­спо­соб­лен­но­сти.

По­яс­не­ние.

1) Тип её за­щит­ной окрас­ки — рас­чле­ня­ю­щая по­кро­ви­тель­ствен­ная окрас­ка.

2) Зна­че­ние — легче спря­тать­ся от хищ­ни­ков, в са­ван­нах не­зна­чи­тель­ная рас­ти­тель­ность, тень и солн­це дают блики свет­лых и тем­ных тонов, что де­ла­ет зебр менее за­мет­ны­ми на таком фоне.

3) От­но­си­тель­ность — когда за­су­ха мень­ше лист­вы на фоне са­ван­ны ярко окра­шен­ные зебры хо­ро­шо за­мет­ны и более уяз­ви­мы.

До­пол­ни­тель­но.

Такая окрас­ка пря­чет от хищ­ни­ка ре­аль­ные кон­ту­ры жи­вот­но­го (не­по­нят­но, где кон­ча­ет­ся одна зебра и на­чи­на­ет­ся дру­гая),по­лос­ки не дают хищ­ни­ку точно опре­де­лить на­прав­ле­ние дви­же­ния и ско­рость зебры.

 

129. За­да­ние 38 . Гу­се­ни­цы ба­боч­ки реп­ной бе­лян­ки имеют свет­ло-зелёную окрас­ку и не­за­мет­ны на фоне ли­стьев кре­сто­цвет­ных. Объ­яс­ни­те на ос­но­ве эво­лю­ци­он­ной тео­рии воз­ник­но­ве­ние по­кро­ви­тель­ствен­ной окрас­ки у этого на­се­ко­мо­го.

По­яс­не­ние.

1) Ли­стья кре­сто­цвет­ных имеют свет­ло-зелёную окрас­ку.

2) Ма­те­ри­а­лом для от­бо­ра слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, на­коп­лен­ная в по­пу­ля­ци­ях. По­пу­ля­ции ба­боч­ки реп­ной бе­лян­ки при­спо­со­би­лись к из­ме­нив­шим­ся внеш­ним усло­ви­ям бла­го­да­ря на­коп­ле­нию му­та­ций свет­ло-зелёной окрас­ки.

3) В про­цес­се есте­ствен­но­го от­бо­ра на­се­ко­мо­яд­ные птицы уни­что­жа­ют гу­се­ниц дру­го­го цвета, сле­до­ва­тель­но от­би­ра­ют­ся зе­ле­ные. Его по­том­ки, ко­то­рые уна­сле­ду­ют эту окрас­ку, будут более мно­го­чис­лен­ны. Их доля в по­пу­ля­ции ста­нет боль­ше.

Таким об­ра­зом, за счет вза­и­мо­дей­ствия дви­жу­щих фак­то­ров эво­лю­ции (на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и есте­ствен­но­го от­бо­ра) у гу­се­ниц воз­ник­ла свет­ло-зе­ле­ная мас­ки­ру­ю­щая окрас­ка.

 

До­пол­ни­тель­но.

Сна­ча­ла у одной из гу­се­ниц воз­ник­ла му­та­ция, ко­то­рая поз­во­ли­ла ей при­об­ре­сти ча­стич­но зе­ле­ную окрас­ку. Такие гу­се­ни­цы чуть менее за­мет­ны на зе­ле­ных ли­стьях, по­это­му чуть реже, чем обыч­ные гу­се­ни­цы, уни­что­жа­лись пти­ца­ми. Они чаще вы­жи­ва­ли и да­ва­ли потом­ство (про­ис­хо­дил есте­ствен­ный отбор), по­это­му по­сте­пен­но ко­ли­че­ство ба­бо­чек, име­ю­щих зе­ле­ных гу­се­ниц, уве­ли­чи­ва­лось.

Затем у одной из ча­стич­но зе­ле­ных гу­се­ниц про­изо­шла му­та­ция, ко­то­рая поз­во­ли­ла ей стать еще более зе­ле­ной. Такие гу­се­ни­цы за счет мас­ки­ров­ки чаще, чем осталь­ные гу­се­ни­цы, вы­жи­ва­ли, пре­вра­ща­лись в ба­бо­чек и да­ва­ли потом­ство, ко­ли­че­ство ба­бо­чек с еще более зе­ле­ны­ми гу­се­ни­ца­ми уве­ли­чи­ва­лось.

 

130. За­да­ние 38 . В ре­зуль­та­те дли­тель­но­го при­ме­не­ния ядо­хи­ми­ка­тов на полях ино­гда на­блю­да­ет­ся рез­кий рост чис­лен­но­сти вре­ди­те­лей. Ука­жи­те не менее трёх при­чин, спо­соб­ству­ю­щих уве­ли­че­нию их чис­лен­но­сти.

По­яс­не­ние.

1) Дли­тель­ное при­ме­не­ние ядо­хи­ми­ка­тов при­во­дит к тому, что по­ги­ба­ют хищ­ни­ки, пи­та­ю­щи­е­ся этими на­се­ко­мы­ми, по­сколь­ку в конце пи­ще­вой цепи на­кап­ли­ва­ет­ся вы­со­кая кон­цен­тра­ция ядо­хи­ми­ка­тов.

2) Воз­дей­ствие ядо­хи­ми­ка­тов при­во­дит к вы­жи­ва­нию осо­бей на ко­то­рых яд не дей­ству­ет, сле­до­ва­тель­но вы­жи­вут и дадут потом­ство, у ко­то­рых му­та­ция они не вос­при­им­чи­вы к яду.

3) На­се­ко­мые, при­об­рет­шие устой­чи­вость к ядо­хи­ми­ка­ту, на­хо­дят­ся в очень хо­ро­ших усло­ви­ях (оби­лие пищи, от­сут­ствие кон­ку­рен­тов и хищ­ни­ков), по­это­му про­ис­хо­дит рез­кий рост их чис­лен­но­сти.

 

 

131. За­да­ние 38 . Ба­боч­ка пав­ли­ний глаз имеет яркие глаз­ча­тые пятна толь­ко на верх­ней сто­ро­не кры­льев. На­зо­ви­те тип её окрас­ки, объ­яс­ни­те зна­че­ние окрас­ки, а также от­но­си­тель­ный ха­рак­тер при­спо­соб­лен­но­сти.

По­яс­не­ние.

1) Тип окрас­ки – по­кро­ви­тель­ствен­ная, ми­мик­рия.

Ниж­няя сто­ро­на кры­льев этой ба­боч­ки имеют по­кро­ви­тель­ствен­ную окрас­ку. Но если к ба­боч­ке при­бли­зит­ся какая-ни­будь птица, то, по­чув­ство­вав опас­ность, пав­ли­ний глаз рас­кры­ва­ет кры­лья, и птица, уви­дев вдруг по­явив­ши­е­ся «глаза», в не­до­уме­нии оста­нав­ли­ва­ет­ся.

2) Зна­че­ние окрас­ки: Под­ра­жа­ют гла­зам более круп­но­го жи­вот­но­го (хищ­ник может при­нять глаз­ча­тые пятна на кры­льях ба­боч­ки за глаза дру­го­го, более круп­но­го хищ­ни­ка).

3) От­но­си­тель­ность при­спо­соб­лен­но­сти: яркая окрас­ка де­ла­ет ба­боч­ку за­мет­ной для хищ­ни­ков, мо­ло­дые жи­вот­ные могут при­нять за вкус­ное ла­ком­ство и съесть, хищ­ник может не ис­пу­гать­ся глаз­ча­то­го ри­сун­ка на кры­льях ба­боч­ки, воз­мож­но слу­чай­ное уни­что­же­ние.

 

До­пол­не­ние

 

 

132. За­да­ние 38 . Ско­рость фо­то­син­те­за за­ви­сит от фак­то­ров, среди ко­то­рых вы­де­ля­ют свет, кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа, воду, тем­пе­ра­ту­ру. По­че­му эти фак­то­ры яв­ля­ют­ся ли­ми­ти­ру­ю­щи­ми для ре­ак­ций фо­то­син­те­за?

По­яс­не­ние.

1) Свет —ис­точ­ник энер­гии для све­то­вых ре­ак­ций фо­то­син­те­за; при его не­до­стат­ке ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за сни­жа­ет­ся;

2) СО2 и Н2О — ос­нов­ные ком­по­нен­ты ре­ак­ций син­те­за глю­ко­зы (уг­ле­во­дов); при их не­до­стат­ке ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за сни­жа­ет­ся.

3) все ре­ак­ции фо­то­син­те­за осу­ществ­ля­ют­ся при уча­стии фер­мен­тов, ак­тив­ность ко­то­рых за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры.

 

До­пол­ни­тель­но.

Ли­мит­ру­ю­щие фак­то­ры — фак­то­ры, ко­то­рые при опре­де­лен­ном на­бо­ре усло­вий окру­жа­ю­щей среды огра­ни­чи­ва­ет какое-либо про­яв­ле­ние жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов.

 

Ско­рость фо­то­син­те­за воз­рас­та­ет ли­ней­но, или прямо про­пор­ци­о­наль­но уве­ли­че­нию ин­тен­сив­но­сти света.

В об­ла­сти ли­ми­ти­ро­ва­ния све­том ско­рость фо­то­син­те­за не из­ме­ня­ет­ся при умень­ше­нии кон­цен­тра­ции СО2.

 

Вода — до­став­ля­ет ми­не­раль­ные ве­ще­ства от корня; обес­пе­чи­ва­ет ис­па­ре­ние и рас­тво­ре­ние ве­ществ;

Тем­пе­ра­ту­ра — по­ни­же­ние или по­вы­ше­ние — ведет к де­на­ту­ра­ции фер­мен­тов — за­мед­ля­ет про­цесс

 

133. За­да­ние 38 . Что слу­жит ос­но­вой устой­чи­во­сти эко­си­стем? Ука­жи­те не менее трёх при­чин их устой­чи­во­сти.

По­яс­не­ние.

1) Био­ло­ги­че­ское раз­но­об­ра­зие, раз­но­об­ра­зие пи­ще­вых сетей

2) За­мкну­тый (пол­ный кру­го­во­рот ве­ществ), на­ли­чие всех ком­по­нен­тов (про­ду­цен­тов, кон­су­мен­тов, ре­ду­цен­тов)

3) Са­мо­ре­гу­ля­ция (за счет био­ти­че­ских свя­зей ко­ли­че­ство всех видов под­дер­жи­ва­ет­ся на по­сто­ян­ном уров­не)

 

 

134. За­да­ние 38 . Ука­жи­те не менее трёх ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей, от­ли­ча­ю­щих пи­о­нер­ные эко­си­сте­мы от кли­макс­ных (устой­чи­вых).

По­яс­не­ние.

1) Не­боль­шое ко­ли­че­ство видов.

2) Не­раз­ветвлённые пи­ще­вые цепи и малое их ко­ли­че­ство.

3) Пре­об­ла­да­ние видов с R-стра­те­ги­ей ИЛИ Пре­об­ла­да­ние видов с вы­со­ким ре­про­дук­тив­ным по­тен­ци­а­лом и

за­бо­той о потом­стве

 

135. За­да­ние 38 . Ука­жи­те не менее трёх ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стей, от­ли­ча­ю­щих кли­макс­ные (устой­чи­вые) эко­си­сте­мы от пи­о­нер­ных.

По­яс­не­ние.

1) Боль­шое мно­го­об­ра­зие видов.

2) Раз­ветвлённые пи­ще­вые сети.

3) Пре­об­ла­да­ние видов с К-стра­те­ги­ей. ИЛИ Пре­об­ла­да­ние видов с низ­ким ре­про­дук­тив­ным по­тен­ци­а­лом и за­бо­той о потом­стве.

 

136. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те с точки зре­ния за­ко­но­мер­но­стей эво­лю­ции по­яв­ле­ние рас­чле­ня­ю­щей окрас­ки у по­ло­са­той рыбы-ба­боч­ки.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) в ис­ход­ной по­пу­ля­ции воз­ник­ли му­та­ции, ве­ду­щие к по­яв­ле­нию окрас­ки, рас­чле­ня­ю­щей кон­тур жи­вот­но­го;

2) рас­чле­ня­ю­щая окрас­ка де­ла­ла жи­вот­но­го не­за­мет­ным на фоне окру­жа­ю­щей среды и по­вы­ша­ла шанс вы­жи­ва­ния в борь­бе за су­ще­ство­ва­ние;

3) в ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра му­та­ция за­кре­пи­лась, рас­про­стра­ни­лась бла­го­да­ря раз­мно­же­нию в по­пу­ля­ции, что при­ве­ло к из­ме­не­нию ее ге­но­фон­да.

 

137. За­да­ние 38 . Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гео­гра­фи­че­ский спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния? Ука­жи­те не менее трёх эле­мен­тов.

По­яс­не­ние.

1) Воз­ни­ка­ет изо­ля­ция. Гео­гра­фи­че­ское ви­до­об­ра­зо­ва­ние может осу­ществ­лять­ся двумя ос­нов­ны­ми пу­тя­ми: путем ми­гра­ции; путем фраг­мен­та­ции аре­а­ла ма­те­рин­ско­го вида (из-за воз­ник­но­ве­ния внеш­них усло­вий — об­ра­зо­ва­ние гор­ных мас­си­вов, пу­стынь, схода лед­ни­ка с гор).

2) Затем воз­ни­ка­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция — ста­но­вит­ся не­воз­мож­ным обмен ге­на­ми.

Особи в об­ра­зо­вав­ших­ся новых усло­ви­ях на­чи­на­ют при­об­ре­тать новые при­зна­ки.

3) В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра новые, по­лез­ные для вы­жи­ва­ния при­зна­ки пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, особи раз­ных аре­а­лов ста­но­вят­ся все более раз­лич­ны.

 

При­ме­ча­ние.

Ти­пич­ное ви­до­об­ра­зо­ва­ние за­клю­ча­ет­ся в раз­де­ле­нии (ди­вер­ген­ции) пер­во­на­чаль­но еди­но­го вида на два или более новых в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем меж­по­пу­ля­ци­он­ных изо­ля­ци­он­ных ба­рье­ров и углуб­ле­ни­ем раз­ли­чий под дей­стви­ем есте­ствен­но­го от­бо­ра вплоть до пре­вра­ще­ния ге­не­ти­че­ски от­кры­тых внут­ри­ви­до­вых по­пу­ля­ци­он­ных си­стем в ге­не­ти­че­ски за­кры­тые ви­до­вые си­сте­мы.

 

По­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий при гео­гра­фи­че­ском ви­до­об­ра­зо­ва­нии:

Рас­се­ле­ние на новые тер­ри­то­рии → гео­гра­фи­че­ская изо­ля­ция между по­пу­ля­ци­я­ми → отбор в новых усло­ви­ях среды → воз­ник­но­ве­ние под­ви­дов→ воз­ник­но­ве­ние видов

138. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те, как осу­ществ­ля­ет­ся ре­гу­ля­ция чис­лен­но­сти на­се­ко­мых, на­се­ко­мо­яд­ных и хищ­ных птиц в эко­си­сте­ме сме­шан­но­го леса, если чис­лен­ность на­се­ко­мых воз­рас­та­ет.

По­яс­не­ние.

1) при уве­ли­че­нии чис­лен­но­сти на­се­ко­мых уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность на­се­ко­мо­яд­ных птиц

 

2) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ко­мо­яд­ных птиц при­во­дит к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти хищ­ных птиц

 

3) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти хищ­ных птиц при­во­дит к со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти на­се­ко­мо­яд­ных птиц и воз­рас­та­нию чис­лен­но­сти на­се­ко­мых.

139. За­да­ние 38 . Какие осо­бен­но­сти среды оби­та­ния внут­рен­них па­ра­зи­тов обес­пе­чи­ва­ют их вы­жи­ва­ние? На­зо­ви­те не менее трёх осо­бен­но­стей.

По­яс­не­ние.

1) Оби­лие лег­ко­усво­я­е­мой пищи (прак­ти­че­ски не­огра­ни­чен­ные пи­ще­вые ре­сур­сы)

2) За­щи­щен­ность от не­по­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия фак­то­ров внеш­ней среды (от­но­си­тель­ная ста­биль­ность усло­вий)

3) За­щи­щен­ность от внеш­них вра­гов

 

При­ме­ча­ние к пунк­ту 2.

Внут­ри хо­зя­и­на его со­жи­те­ли прак­ти­че­ски не встре­ча­ют­ся с угро­зой вы­сы­ха­ния, рез­ки­ми ко­ле­ба­ни­я­ми тем­пе­ра­тур, зна­чи­тель­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми со­ле­во­го и ос­мо­ти­че­ско­го ре­жи­мов и т. п.

140. За­да­ние 38 . Ка­ко­вы ос­нов­ные этапы эво­лю­ции хор­до­вых, обес­пе­чив­шие их рас­цвет и жизнь на суше? Ука­жи­те не менее четырёх эта­пов.

По­яс­не­ние.

1) об­ра­зо­ва­ние ро­го­вых по­кро­вов, пе­рьев и шер­сти;

2) воз­ник­но­ве­ние яче­и­стых лёгких и двух кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния с пол­ным раз­де­ле­ни­ем крови на ве­ноз­ную и ар­те­ри­аль­ную;

3) раз­мно­же­ние на суше;

4) об­ра­зо­ва­ние ры­чаж­ных ко­неч­но­стей;

5) фор­ми­ро­ва­ние слож­ной нерв­ной си­сте­мы.

141. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те ме­ха­низм по­яв­ле­ния по­пу­ля­ций на­се­ко­мых-вре­ди­те­лей, устой­чи­вых к ядо­хи­ми­ка­там.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) в ис­ход­ной по­пу­ля­ции име­ют­ся еди­нич­ные особи с му­та­ци­я­ми, обу­слов­ли­ва­ю­щи­ми устой­чи­вость к ядо­хи­ми­ка­там;

2) устой­чи­вые му­тант­ные особи со­хра­ня­ют­ся есте­ствен­ным от­бо­ром и дают потом­ство, уве­ли­чи­ва­ет­ся их чис­лен­ность;

3) через не­сколь­ко по­ко­ле­ний об­ра­зу­ет­ся новая по­пу­ля­ция, устой­чи­вая к ядо­хи­ми­ка­там.

142. За­да­ние 38 . Опи­ши­те со­став пер­вич­ной ат­мо­сфе­ры Земли и усло­вия, при ко­то­рых, со­глас­но ре­зуль­та­там опыта Мил­ле­ра и Юри, про­ис­хо­дил абио­ген­ный син­тез пер­вых ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Какие ве­ще­ства син­те­зи­ро­ва­ли Мил­лер и Юри в своём

экс­пе­ри­мен­те?

По­яс­не­ние.

1. Пер­вич­ная ат­мо­сфе­ра Земли со­дер­жа­ла во­дя­ной пар, ам­ми­ак, во­до­род и метан.

ИЛИ

Пер­вич­ная ат­мо­сфе­ра Земли со­дер­жа­ла H2O, NH3, H2 и CH4.

2. Усло­ви­я­ми для син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ были вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра и элек­три­че­ские раз­ря­ды (мол­нии).

3. В ре­зуль­та­те опыта у Мил­ле­ра и Юри по­лу­чи­лись не­сколь­ко ами­но­кис­лот и уг­ле­во­дов.

143. За­да­ние 38 . Пе­ре­чис­ли­те (с по­яс­не­ни­я­ми) ос­нов­ные этапы пер­вич­ной эво­лю­ции со­глас­но тео­рии Опа­ри­на-Хол­дей­на, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния пер­вич­но­го бу­льо­на и за­кан­чи­вая по­яв­ле­ни­ем ав­то­тро­фов.

По­яс­не­ние.

1. Пер­вич­ный бу­льон со­дер­жал ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.

2. В пер­вич­ном бу­льо­не об­ра­зо­ва­лись ко­ацер­ват­ные капли, со­сто­я­щие из нук­ле­и­но­вых кис­лот и бел­ков, окружённых ли­пид­ны­ми мем­бра­на­ми. Они дали на­ча­ло ге­те­ро­троф­ным про­ка­ри­о­там.

3. По мере ис­то­ще­ния пер­вич­но­го бу­льо­на часть про­ка­ри­от стала ав­то­тро­фа­ми.

144. За­да­ние 38 . При­ве­ди­те при­ме­ры эм­брио­ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных и объ­яс­ни­те зна­че­ние этих до­ка­за­тельств.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты пра­виль­но­го от­ве­та:

1) у всех эм­бри­о­нов хор­до­вых жи­вот­ных есть за­чат­ки жа­бер­ных дуг и хво­сто­вой отдел по­зво­ноч­ни­ка;

2) также у них есть двух­ка­мер­ное серд­це и один круг кро­во­об­ра­ще­ния;

3) все клас­сы хор­до­вых про­хо­дят ста­дии зи­го­ты, бла­сту­лы, га­стру­лы

145. За­да­ние 38 . Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие — про­цве­та­ю­щая груп­па по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Объ­яс­ни­те, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ли­ли им до­стичь био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. Ука­жи­те не менее четырёх при­зна­ков.

По­яс­не­ние.

1) четырёхка­мер­ное серд­це и пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови;

2) на­ли­чие во­ло­ся­но­го по­кро­ва;

3) вы­со­кая и по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела, ме­ха­низ­мы тер­мо­ре­гу­ля­ции;

4) жи­во­рож­де­ние и вы­карм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком;

5) вы­со­кий уро­вень ор­га­ни­за­ции цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, слож­ные формы по­ве­де­ния (раз­ви­тая кора го­лов­но­го мозга)

146. За­да­ние 38 . По­че­му ши­ро­ко­лист­вен­ный лес счи­та­ют более устой­чи­вой эко­си­сте­мой, чем раз­но­трав­ный луг? При­ве­ди­те не менее трёх до­ка­за­тельств.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) в ши­ро­ко­лист­вен­ном лесу боль­шее раз­но­об­ра­зие видов, чем на лугу;

2) мно­го­ярус­ность и боль­шое раз­но­об­ра­зие эко­ло­ги­че­ских ниш;

3) раз­ветвлённые сети пи­та­ния обес­пе­чи­ва­ют более пол­ный кру­го­во­рот ве­ществ

147. За­да­ние 38 . Чем можно объ­яс­нить тот факт, что ча­сто­та встре­ча­е­мо­сти на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний в ма­лень­ких, обособ­лен­ных об­щи­нах на­мно­го выше, чем обыч­но?

По­яс­не­ние.

1) В ма­лень­ких об­щи­нах рас­про­стра­не­ны род­ствен­ные браки.

2) Род­ствен­ные браки ведут к по­вы­ше­нию го­мо­зи­гот­но­сти людей по ряду при­зна­ков.

3) Пе­ре­ход ре­цес­сив­ных му­та­ций в го­мо­зи­гот­ное со­сто­я­ние ведёт к раз­лич­но­го рода за­бо­ле­ва­ни­ям, ко­то­рые, как пра­ви­ло, не про­яв­ля­ют­ся в ге­те­ро­зи­гот­ном со­сто­я­нии в по­пу­ля­ци­ях, где род­ствен­ные браки не при­ня­ты.

148. За­да­ние 38 . У мно­гих па­у­ко­об­раз­ных есть же­ле­зы, по­лу­жид­кие вы­де­ле­ния ко­то­рых пре­вра­ща­ют­ся на воз­ду­хе в па­у­тин­ные нити. Для чего па­у­ти­на ис­поль­зу­ет­ся па­у­ка­ми? При­ве­ди­те не менее трёх зна­че­ний.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) из па­у­ти­ны пауки пле­тут лов­чие сети, ко­то­ры­ми жи­вот­ные ловят до­бы­чу;

2) самки па­у­ков опле­та­ют па­у­ти­ной от­ло­жен­ные яйца, предо­хра­няя их от внеш­них не­бла­го­при­ят­ных усло­вий;

3) длин­ные па­у­тин­ные нити ис­поль­зу­ют мо­ло­дые пауки для пе­ре­ме­ще­ния в про­стран­стве, что спо­соб­ству­ет их рас­се­ле­нию.

149. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те, ка­ко­вы при­чи­ны устой­чи­во­сти дуб­ра­вы. На­зо­ви­те не менее трёх при­чин.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) ви­до­вое раз­но­об­ра­зие: био­це­ноз дуб­ра­вы со­став­ля­ет более сотни видов рас­те­ний и не­сколь­ко тысяч видов жи­вот­ных; об­ра­зо­ва­ние яру­сов леса;

2) вы­со­кая био­ло­ги­че­ская про­дук­тив­ность дуб­ра­вы;

3) раз­ветвлённые цепи и сети пи­та­ния: бо­гат­ство и раз­но­об­ра­зие рас­те­ний яв­ля­ет­ся при­чи­ной раз­ви­тия мно­го­чис­лен­ных по­тре­би­те­лей из мира жи­вот­ных (рас­ти­тель­но­яд­ные, пло­то­яд­ные). Все виды слу­жат ис­точ­ни­ком пи­та­ния и сре­дой оби­та­ния для мно­го­чис­лен­ных па­ра­зи­ти­че­ских ор­га­низ­мов (на­руж­ных и внут­рен­них). Вы­па­де­ние ка­ко­го-то од­но­го вида жи­вот­но­го су­ще­ствен­но не на­ру­ша­ет всю си­сте­му;

4) за­мкну­тый кру­го­во­рот ве­ществ: вы­со­кая про­дук­тив­ность рас­те­ний при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ли­сто­во­го опада. С опа­дом в почву воз­вра­ща­ет­ся боль­шая часть по­треблённых рас­те­ни­я­ми ми­не­раль­ных ве­ществ и азота.

150. За­да­ние 38 . Фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов:

 

ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ

 

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на иРНК, ан­ти­ко­до­ны со­от­вет­ству­ю­щих тРНК и по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка, ко­ди­ру­е­мом ука­зан­ным фраг­мен­том ДНК, ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те бе­рет­ся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда, вто­рой – из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий – из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.

По­яс­не­ние.

1) ДНК – ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ

иРНК – ААУ ЦУУ АУА ГУЦ ЦУГ

2) тРНК – УУА ГАА УАУ ЦАГ ГАЦ

3) фраг­мент мо­ле­ку­лы белка АСН– ЛЕЙ – ИЛЕ – ВАЛ - ЛЕЙ

151. За­да­ние 38 . Фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов:

 

ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ

 

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на иРНК, ан­ти­ко­до­ны со­от­вет­ству­ю­щих тРНК и по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка, ко­ди­ру­е­мом ука­зан­ным фраг­мен­том ДНК, ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

 

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те бе­рет­ся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда, вто­рой – из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий – из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.

По­яс­не­ние.

1) ДНК – ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ

иРНК – ААУ ЦУУ АУА ГУЦ ЦУГ

2) тРНК – УУА ГАА УАУ ЦАГ ГАЦ

3) фраг­мент мо­ле­ку­лы белка АСН– ЛЕЙ – ИЛЕ – ВАЛ - ЛЕЙ

152. За­да­ние 38 . Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие – про­цве­та­ю­щая груп­па по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. Объ­яс­ни­те, какие аро­мор­фо­зы в стро­е­нии ор­га­нов поз­во­ли­ли им до­стичь био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. Ука­жи­те не менее четырёх при­зна­ков.

По­яс­не­ние.

1) четырёхка­мер­ное серд­це и пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови;

2) аль­вео­ляр­ные лёгкие;

3) на­ли­чие во­ло­ся­но­го по­кро­ва;

4) на­ли­чие трёх видов кож­ных желёз: саль­ных, по­то­вых, млеч­ных;

5) на­ли­чие матки, во время раз­ви­тия эм­бри­о­на в матке – пла­цен­ты;

6) раз­ви­тие коры боль­ших по­лу­ша­рий.

153. За­да­ние 38 . Какие аро­мор­фо­зы обес­пе­чи­ли рас­цвет мле­ко­пи­та­ю­щих на Земле? Ука­жи­те че­ты­ре кри­те­рия.

По­яс­не­ние.

1) воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шёрст­но­го по­кро­ва;

2) жи­во­рож­де­ние и за­бо­та о потом­стве;

3) раз­ви­тие коры го­лов­но­го мозга;

4) диф­фе­рен­ци­ров­ка зубов.

 

Могут быть ука­за­ны и дру­гие аро­мор­фо­зы: аль­вео­ляр­ные лёгкие, со­вер­шен­ная тер­мо­ре­гу­ля­ция, вскарм­ли­ва­ние детёнышей мо­ло­ком, пла­цен­тар­ное раз­ви­тие плода.

154. За­да­ние 38 . На­зо­ви­те не менее четырёх при­чин перелётов птиц.

По­яс­не­ние.

1) Перелёты птиц – при­мер ин­стинк­тив­но­го по­ве­де­ния.

2) Сиг­на­лом к перелёту слу­жит умень­ше­ние длины све­то­во­го дня и умень­ше­ние ко­ли­че­ства при­выч­но­го корма.

3) Не­ко­то­рые птицы летят к ме­стам сво­е­го гнез­до­ва­ния.

4) Ле­до­вый по­кров водоёмов пре­пят­ству­ет сво­бод­но­му пе­ре­дви­же­нию во­до­пла­ва­ю­щих птиц и по­ис­ку пищи.

5) Снеж­ный по­кров де­ла­ет пищу не­до­ступ­ной или труд­но­до­ступ­ной

155. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те по­яв­ле­ние ми­мик­рии у мухи жур­чал­ки, сход­ной по окрас­ке и форме тела с пче­лой. Ответ обос­нуй­те.

По­яс­не­ние.

1) В ис­ход­ной по­пу­ля­ции мух могли воз­ник­нуть му­та­ции, обес­пе­чи­ва­ю­щие фе­но­ти­пи­че­ское сход­ство (че­ре­до­ва­ние тёмных и свет­лых полос) с пчёлами.

2) Это сход­ство спа­са­ло от хищ­ни­ков, по­вы­шая шанс на вы­жи­ва­ние в борь­бе за су­ще­ство­ва­ние.

3) В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра эта му­та­ция за­кре­пи­лась и рас­про­стра­ни­лась в по­пу­ля­ци­ях, что при­ве­ло к из­ме­не­нию их ге­но­фон­да.

1. За­да­ние 38 . Гу­се­ни­цы ба­боч­ки зим­ней пя­де­ни­цы пи­та­ют­ся мо­ло­ды­ми ли­стья­ми дуба и за­кан­чи­ва­ют своё раз­ви­тие до того, как ли­стья дуба ста­нут жёстки­ми и не­при­год­ны­ми в пищу. Объ­яс­ни­те, как из­ме­нит­ся чис­лен­ность по­пу­ля­ции

ба­бо­чек, если вы­луп­ле­ние гу­се­ниц: 1) сов­падёт с рас­пус­ка­ни­ем почек и ро­стом мо­ло­дых ли­стьев; 2) про­изойдёт до рас­пус­ка­ния почек в слу­чае хо­лод­ной весны; 3) про­изойдёт через не­сколь­ко не­дель после рас­пус­ка­ния

лист­вы.

По­яс­не­ние.

1) сов­падёт с рас­пус­ка­ни­ем почек и ро­стом мо­ло­дых ли­стьев — чис­лен­ность ба­бо­чек будет вы­со­кой, т.к. гу­се­ни­цам было до­ста­точ­но еды.

2) про­изойдёт до рас­пус­ка­ния почек в слу­чае хо­лод­ной весны — чис­лен­ность ба­бо­чек будет сни­же­на, т.к. гу­се­ни­цам нечем будет пи­тать­ся, и зна­чи­тель­ная часть гу­се­ниц по­гиб­нет до окук­ли­ва­ния.

3) про­изойдёт через не­сколь­ко не­дель после рас­пус­ка­ния лист­вы — чис­лен­ность ба­бо­чек будет сни­же­на, т.к. в опре­де­лен­ный мо­мент ли­стья сна­нут жест­ки­ми, не­при­год­ны­ми к пище - гу­се­ни­цам (ку­кол­кам) не хва­тит пи­та­тель­ных ве­ществ, чтобы за­вер­шить ме­та­мор­фоз..

2. За­да­ние 38 . Ука­жи­те ос­нов­ные свой­ства био­гео­це­но­зов и крат­ко объ­яс­ни­те их. Ука­жи­те не менее трёх свойств.

По­яс­не­ние.

1) са­мо­вос­про­из­ве­де­ние, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит спо­соб­ность ор­га­низ­мов к раз­мно­же­нию;

2) устой­чи­вость, спо­соб­ность вы­дер­жи­вать из­ме­не­ния, вы­зван­ные раз­лич­ны­ми фак­то­ра­ми;

3) са­мо­раз­ви­тие, т. е. вос­ста­нов­ле­ние, смена со­об­ществ.

1. За­да­ние 38 . Какие ор­га­низ­мы яв­ля­ют­ся сим­бион­та­ми че­ло­ве­ка, их роль в ор­га­низ­ме?

По­яс­не­ние.

1) Бак­те­рии и про­стей­шие в ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка,

2) по­мо­га­ют пе­ре­ва­ри­ва­нию клет­чат­ки,

3) вы­ра­ба­ты­ва­ют не­ко­то­рые ви­та­ми­ны. При их от­сут­ствии на­ру­ша­ет­ся пи­ще­ва­ре­ние.

2. За­да­ние 38 . По­че­му людей раз­ных рас от­но­сят к од­но­му виду?

По­яс­не­ние.

1) Люди всех рас от­но­сят­ся к виду че­ло­век ра­зум­ный, по­то­му что имеют оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство и форму хро­мо­сом в со­ма­ти­че­ских клет­ках,

2) от меж­ра­со­вых бра­ков рож­да­ют­ся пло­до­ви­тое потом­ство,

3) они сход­ны по стро­е­нию, жиз­не­де­я­тель­но­сти, ум­ствен­но­му раз­ви­тию.

3. За­да­ние 38 . В чем за­клю­ча­ет­ся био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) Че­ло­век яв­ля­ет­ся био­ло­ги­че­ским су­ще­ством, по­то­му что, как и все живые ор­га­низ­мы, спо­соб­но к об­ме­ну ве­ществ, росту, раз­ви­тию, раз­мно­же­нию и т. д.

2) Но в то же время, он яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ным су­ще­ством, так как он живет и раз­ви­ва­ет­ся в об­ще­стве.

3) Его ста­нов­ле­ние как че­ло­ве­ка воз­мож­но толь­ко в про­цес­се вос­пи­та­ния и обу­че­ния в об­ще­стве.

4. За­да­ние 38 . Ка­ко­вы био­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­ные фак­то­ры ан­тро­по­ге­не­за?

По­яс­не­ние.

1) Био­ло­ги­че­ские: есте­ствен­ный отбор, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, изо­ля­ция , дрейф генов.

2)Со­ци­аль­ные: речь, труд, аб­стракт­ное мыш­ле­ние,об­ще­ствен­ный образ жизни.

5. За­да­ние 38 . Чем до­ка­зы­ва­ет­ся при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щих?

По­яс­не­ние.

1) Вы­карм­ли­ва­ет потом­ство мо­ло­ком,

2) кожа мно­го­слой­ная с раз­лич­ны­ми же­ле­за­ми, имеют ро­го­вые об­ра­зо­ва­ния – во­ло­сы,

3) за­ро­дыш раз­ви­ва­ет­ся в матке,

4) боль­шие по­лу­ша­рия по­кры­ты корой мозга,

5) на­ли­чие ушных ра­ко­вин.

6. За­да­ние 38 . По­че­му в ред­ких слу­ча­ях у от­дель­ных людей по­яв­ля­ют­ся ата­виз­мы?

По­яс­не­ние.

1) При­зна­ки древ­них пред­ков (ата­виз­мы) за­ло­же­ны в ге­но­ме че­ло­ве­ка;

2) в про­цес­се эво­лю­ции не­ко­то­рые древ­ние при­зна­ки утра­чи­ва­ют своё зна­че­ние и кон­тро­ли­ру­ю­щие их гены не про­яв­ля­ют­ся в фе­но­ти­пе;

3) в ред­ких слу­ча­ях эти гены на­чи­на­ют функ­ци­о­ни­ро­вать и про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­ма, про­яв­ля­ют­ся при­зна­ки древ­них пред­ков.

7. За­да­ние 38 . При­ве­ди­те не менее трех про­грес­сив­ных био­ло­ги­че­ских при­зна­ков че­ло­ве­ка, ко­то­рые он при­об­рел в про­цес­се дли­тель­ной эво­лю­ции.

По­яс­не­ние.

1) уве­ли­че­ние мозга и моз­го­во­го от­де­ла че­ре­па;

2) пря­мо­хож­де­ние и со­от­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в ске­ле­те;

3) осво­бож­де­ние и раз­ви­тие руки, про­ти­во­по­став­ле­ние боль­шо­го паль­ца всем осталь­ным.

8. За­да­ние 38 . Объ­яс­ни­те, по­че­му не вся энер­гия, по­сту­пив­шая с пищей, рас­хо­ду­ет­ся на рост жи­вот­но­го. При­ве­ди­те не менее трёх обос­но­ва­ний.

По­яс­не­ние.

1) часть энер­гии пре­вра­ща­ет­ся в теп­ло­вую и рас­се­и­ва­ет­ся в про­стран­стве

2) часть по­гло­щен­ной энер­гии рас­хо­ду­ет­ся на про­цес­сы био­син­те­за

3) часть энер­гии тра­тит­ся на дру­гие про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти (ды­ха­ние, дви­же­ние, и тд)

 

При­ме­ча­ние

1) часть пищи не пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся и вы­во­дит­ся из ор­га­низ­мов в виде экс­кре­мен­тов;

2) часть энер­гии тра­тит­ся на ум­ствен­ную де­я­тель­ность

9. За­да­ние 38 . Край­не редко встре­ча­ют­ся слу­чаи рож­де­ния людей с мно­же­ствен­ны­ми сос­ка­ми, ко­то­рые до­ка­зы­ва­ют жи­вот­ное про­ис­хож­де­ние че­ло­ве­ка. Как на­зы­ва­ет­ся такое яв­ле­ние? Объ­яс­ни­те, по­че­му этот при­знак утра­тил своё зна­че­ние у че­ло­ве­ка, по­че­му не раз­ви­ва­ет­ся у всех пред­ста­ви­те­лей вида. При­ве­ди­те ещё два при­ме­ра дру­гих по­доб­ных яв­ле­ний.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) ата­визм — воз­врат к при­зна­кам пред­ков;

2) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка утра­ти­ла своё зна­че­ние, так как у него прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет мно­го­пло­дие;

3) ген этого при­зна­ка за­бло­ки­ро­ван спе­ци­аль­ны­ми фак­то­ра­ми (бел­ка­ми-ре­гу­ля­то­ра­ми);

4) при­ме­ры ата­виз­ма: чрез­мер­ная во­ло­са­тость тела, на­ли­чие хво­ста и др.

 

 

 

 


Категория: Биология | Добавил: Админ (13.01.2016)
Просмотров: | Теги: Эволюция | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar