Тема №5194 Генетика (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Генетика (Часть 3) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Генетика (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

53. За­да­ние 40 . Тыкву, име­ю­щую жёлтые плоды дис­ко­вид­ной формы, скре­сти­ли с тык­вой, у ко­то­рой были белые ша­ро­вид­ные плоды. Все ги­бри­ды от этого скре­щи­ва­ния имели белую окрас­ку и дис­ко­вид­ную форму пло­дов. Какие при­зна­ки до­ми­ни­ру­ют? Ка­ко­вы ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства? Рас­те­ние с каким ге­но­ти­пом надо вы­брать, чтобы по­ста­вить ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние? Какое при этом будет рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу и фе­но­ти­пу в F2?

По­яс­не­ние.

1) А — белые плоды, а — жёлтые плоды,

В — дис­ко­вид­ные плоды, b — ша­ро­вид­ные плоды

Белый цвет пло­дов до­ми­ни­ру­ет над жёлтым, дис­ко­вид­ная форма пло­дов — над ша­ро­вид­ной.

2) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ааВВ х AAbb Ге­но­ти­пы потом­ства: АаВЬ

3) Надо взять рас­те­ние с ге­но­ти­пом aabb.

В потом­стве по­лу­чит­ся 1:1 АаВЬ (белая окрас­ка и дис­ко­вид­ная форма): aabb (жёлтые ша­ро­вид­ные плоды).

54. За­да­ние 40 . У собак чёрный цвет шер­сти до­ми­ни­ру­ет над ко­фей­ным, а ко­рот­кая шерсть — над длин­ной. Обе пары генов на­хо­дят­ся в раз­ных хро­мо­со­мах. Охот­ник купил чёрную с ко­рот­кой шер­стью со­ба­ку и хочет быть уве­рен, что его со­ба­ка чи­сто­по­род­на. Ка­ко­го партнёра по скре­щи­ва­нию ему нужно по­до­брать, чтобы убе­дить­ся в чи­сто­те по­ро­ды? На­пи­ши­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы со­ба­ки охот­ни­ка и воз­мож­ные ва­ри­ан­ты рас­щеп­ле­ния по ге­но­ти­пу и фе­но­ти­пу при скре­щи­ва­нии, с по­мо­щью ко­то­ро­го Вы бу­де­те про­ве­рять её ге­но­тип.

По­яс­не­ние.

1) А — чёрная шерсть, а — ко­фей­ная шерсть В — ко­рот­кая шерсть, b — длин­ная шерсть Воз­мож­ные ге­но­ти­пы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.

2) Скре­стить надо с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той по обоим генам (длин­но­шерст­ная со­ба­ка с шер­стью ко­фей­но­го цвета). Это будет ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние.

3) Толь­ко в том слу­чае, когда в потом­стве е будет при­зна­ков рас­щеп­ле­ния можно го­во­рить о чи­сто­по­род­но­сти при­об­ре­тен­ной со­ба­ки

AABB х aabb

F1 AaBb

100% чёрные ко­рот­ко­шерст­ные

 

Осталь­ные три ва­ри­ан­та го­во­рят о том, что со­ба­ка не «чи­стая линия»

— АаВЬ х aabb

По­лу­чит­ся 1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные ко­рот­ко­шерст­ные : чёрные длин­но­шерст­ные : ко­фей­ные ко­рот­ко­шерст­ные : ко­фей­ные длин­но­шерст­ные)

— AaBB x aabb

По­лу­чит­ся 1:1 AaBb : aaBb (чёрные ко­рот­ко­шерст­ные : ко­фей­ные ко­рот­ко­шерст­ные)

— AABb x aabb

По­лу­чит­ся 1:1 AaBb : Aabb (чёрные ко­рот­ко­шерст­ные : чёрные длин­но­шерст­ные)

 

55. За­да­ние 40 . У дро­зо­фил серая окрас­ка тела (А) до­ми­ни­ру­ет над чёрной, а нор­маль­ная форма кры­льев (В) — над скрю­чен­ной (не­ал­лель­ные гены рас­по­ло­же­ны в раз­ных ауто­со­мах). При скре­щи­ва­нии серых мух с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми с се­ры­ми му­ха­ми со скрю­чен­ны­ми кры­лья­ми одна чет­верть потом­ства имела чёрное тело. При этом в потом­стве 50% осо­бей имели нор­маль­ные кры­лья, а 50 % — скрю­чен­ные. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства, сот­но­ше­ние видов фе­но­ти­пов осо­бей дан­но­го потом­ства. Какой тип на­сле­до­ва­ния при­зна­ков про­яв­ля­ет­ся в дан­ном скре­щи­ва­нии?

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: P ♀ АаBb, ♂ Ааbb;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1AABb: 1AAbb: 2АаBb: 2Aabb: 1aaBb: 1 aabb

Рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 3/8 серое тело нор­маль­ные кры­лья; 3/8 серое тело и скрю­чен­ные кры­лья; 1/8 — чер­ное тело и нор­маль­ные кры­лья; 1/8 чёрное тело и скрю­чен­ные кры­лья

3) так как гены не сцеп­ле­ны, то про­яв­ля­ют­ся за­ко­но­мер­но­сти не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков.

Для ре­ше­ния за­да­чи ис­поль­зу­ет­ся пра­ви­ло еди­но­об­ра­зия ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния и ана­ли­зи­ру­ю­ще­е­скре­щи­ва­ние.

 

56. За­да­ние 40 . В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих при­зна­ков не сцеп­ле­ны. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой.

У детей «ис­че­за­ют» при­зна­ки ро­ди­те­лей – го­лу­бые глаза и ле­во­ру­кость, зна­чит дан­ные при­зна­ки ре­цес­сив­ные.

А – карие глаза, a – го­лу­бые глаза

B – пра­во­ру­кость , b — ле­во­ру­кость.

Го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту b от отца, сле­до­ва­тель­но её ге­но­тип ааBb

Ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту аb от ма­те­ри и его ге­но­тип ♂ АаВb

 

2) Р ♀ ааBb х ♂ АаВb

G ♀аB ♂АВ

♀ аb ♂Аb

♂ аB

♂ аb

 

F1

АаВВ – карие глаза пра­во­ру­кость

2 АаВb – карие глаза пра­во­ру­кость

ааВВ – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

2 ааВb – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

Ааbb – карие глаза ле­во­ру­кость

aabb – го­лу­бые глаза ле­во­ру­кость

 

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ре­бен­ка – левши 1/8 (12,5 %)

3) Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков.

57. За­да­ние 40 . Ку­ри­ца с го­ро­хо­вид­ным греб­нем и рябой окрас­кой опе­ре­ния была скре­ще­на с пе­ту­хом та­ко­го же фе­но­ти­па. Один цыплёнок от этого скре­щи­ва­ния по­лу­чил­ся с ли­сто­вид­ным греб­нем и чёрной окрас­кой опе­ре­ния. Ал­ле­ли гена формы греб­ня рас­по­ло­же­ны в ауто­со­ме; ал­ле­ли гена окрас­ки опе­ре­ния — в Х-хро­мо­со­ме. Самки птиц яв­ля­ют­ся ге­те­ро­га­мет­ным полом. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те все воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы цып­лят. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1)

P              ♀ АaXВY                ×                ♂ АаXВXb

               го­ро­хо­вид­ный гре­бень,                го­ро­хо­вид­ный гре­бень,

               рябая окрас­ка опе­ре­ния               рябая окрас­ка опе­ре­ния

G             АXВ, аXВ, АY, аY                     АXВ, АXb, аXВ, аXb

 

2) ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­ных цып­лят:

го­ро­хо­вид­ный гре­бень, рябая окрас­ка опе­ре­ния — ААXВXВ, АаXВXВ, ААXВXb, АаXВXb, ААXВY, АaXВY

го­ро­хо­вид­ный гре­бень, чёрная окрас­ка опе­ре­ния — ААXbY, АaXbY

ли­сто­вид­ный гре­бень, рябая окрас­ка опе­ре­ния — ааXВXВ, ааXВXb, ааXВY

ли­сто­вид­ный гре­бень, чёрная окрас­ка опе­ре­ния — ааXbY;

 

3) закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и на­сле­до­ва­ния при­зна­ков, сцеп­лен­ных с полом. (воз­мож­на иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не из­ме­ня­ю­щая смыс­ла за­да­чи)

58. За­да­ние 40 . В семье у резус-по­ло­жи­тель­ных здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся резус — от­ри­ца­тель­ный ребёнок с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз. Резус-фак­тор (R) у че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся ауто­сом­ным геном, а ген от­сут­ствия по­то­вых желёз сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этом браке детей с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1)

P              ♀ RrXВXb                ×                ♂ RrXВY

             

G             RXВ, rXВ, RXb, rXb                     RXВ, rXВ, RY, rY

 

2) воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

RRXВXВ, 2 RrXВXВ, RRXВXb, 2 RrXВXb, RRXВY, 2 RrXВY — резус-по­ло­жи­тель­ные здо­ро­вые

rrXВXB, rrXВXb, rrXВY — резус-от­ри­ца­тель­ные здо­ро­вые

RRXbY, 2 RrXbY — резус-по­ло­жи­тель­ные с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз

rrXbY — резус-от­ри­ца­тель­ные с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз;

 

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этом браке детей с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз со­став­ля­ет 25%. (воз­мож­на иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не из­ме­ня­ю­щая смыс­ла за­да­чи).

59. За­да­ние 40 . Про­банд – жен­щи­на, уме­ю­щая сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну, ко­то­рый не умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку. У них ро­ди­лись сын и дочь, оба умеют сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку. Мать про­бан­да умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, а отец – не умеет.

Брат про­бан­да умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку.

У про­бан­да есть и сест­ра, ко­то­рая не умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, она два­жды вы­хо­ди­ла замуж за муж­чин, ко­то­рые умеют сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку. Сын от пер­во­го брака не умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, дочь от пер­во­го брака и сын от вто­ро­го брака умеют сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку. Ба­буш­ка по ма­те­рин­ской линии не умела сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, а де­душ­ка — умеет. Опре­де­ли­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния при­зна­ка (уме­ние сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку) и ука­жи­те ге­но­ти­пы про­бан­да и её сест­ры.

По­яс­не­ние.

1. При­знак «уме­ние сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку» яв­ля­ет­ся до­ми­нант­ным ауто­сом­ным, т. к. про­яв­ля­ет­ся в каж­дом по­ко­ле­нии. Если из двух ро­ди­те­лей толь­ко один умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку, то при­знак про­яв­ля­ет­ся.

С оди­на­ко­вой ве­ро­ят­но­стью встре­ча­ет­ся и у муж­чин и у жен­щин (не сцеп­лен с Х-хро­мо­смой).

2. Ге­но­тип про­бан­да: Аа, т. к. отец про­бан­да не умел сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку и имеет ге­но­тип аа, а до­ми­нант­ную ал­лель (А) про­банд по­лу­ча­ет от ма­те­ри.

3. Ге­но­тип сест­ры про­бан­да: аа, т. к. она не умеет сво­ра­чи­вать язык в тру­боч­ку – ре­цес­сив­ный при­знак про­яв­ля­ет­ся толь­ко в го­мо­зи­гот­ном со­сто­я­нии.

 

При­ме­ча­ние.

Схема за­да­чи (не тре­бу­ет­ся, т. е не обя­за­тель­на, при ре­ше­нии)

за­да­ча про язык. JPG

60. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми все ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имели глад­кие окра­шен­ные се­ме­на. От ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скре­щи­ва­ния ги­бри­дов F1 по­лу­че­но: 3800 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми; 150 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми; 4010 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми; 149 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства, по­лу­чен­но­го в ре­зуль­та­те пер­во­го и ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скре­щи­ва­ний. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп в ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии.

По­яс­не­ние.

1) Пер­вое скре­щи­ва­ние:

P ААBB × ааbb

G AB × ab

F1 AaBb

2) Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние:

P AaBb × ааbb

G AB, Ab, aВ, ab × ab

 

АаBb — глад­кие окра­шен­ные се­ме­на (3800);

Ааbb — глад­кие не­окра­шен­ные се­ме­на (149);

ааBb — мор­щи­ни­стые окра­шен­ные се­ме­на (150);

ааbb — мор­щи­ни­стые не­окра­шен­ные се­ме­на (4010);

3) при­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми и ре­цес­сив­ны­ми при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях (3800 и 4010) объ­яс­ня­ет­ся за­ко­ном сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков. Две дру­гие фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы (149 и 150) об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра между ал­лель­ны­ми ге­на­ми.

61. За­да­ние 40 . У льви­но­го зева крас­ная окрас­ка цвет­ка не­пол­но до­ми­ни­ру­ет над белой. Ги­брид­ное рас­те­ние имеет ро­зо­вую окрас­ку. Узкие ли­стья ча­стич­но до­ми­ни­ру­ют над ши­ро­ки­ми (у ги­бри­дов ли­стья имеют сред­нюю ши­ри­ну). Какое потом­ство по­лу­чит­ся от скре­щи­ва­ния рас­те­ния с крас­ны­ми цве­та­ми и сред­ни­ми ли­стья­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим ро­зо­вые цвет­ки и сред­ние ли­стья? На­пи­ши­те ге­но­ти­пы и га­ме­ты ро­ди­те­лей и ис­поль­зуй­те решётку Пен­не­та для ре­ше­ния за­да­чи.

По­яс­не­ние.

1. A – крас­ные цвет­ки; a – белые цвет­ки; B – узкие ли­стья; b – ши­ро­кие ли­стья. Ро­ди­те­ли: AABb (крас­ные цвет­ки, сред­ние ли­стья) и AaBb (ро­зо­вые цвет­ки, сред­ние ли­стья).

2. Га­ме­ты ро­ди­те­лей: AB и Ab у пер­во­го ро­ди­те­ля и AB, Ab, aB и ab у вто­ро­го.

 

 

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

AABb

AaBB

AaBb

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

 

3. Потом­ство:

1/8 с крас­ны­ми цве­та­ми и уз­ки­ми ли­стья­ми,

1/4 с крас­ны­ми цве­та­ми и сред­ни­ми ли­стья­ми,

1/8 с крас­ны­ми цве­та­ми и ши­ро­ки­ми ли­стья­ми,

1/8 с ро­зо­вы­ми цве­та­ми и уз­ки­ми ли­стья­ми,

1/4 с ро­зо­вы­ми цве­та­ми и сред­ни­ми ли­стья­ми,

1/8 с ро­зо­вы­ми цве­та­ми и ши­ро­ки­ми ли­стья­ми.

62. За­да­ние 40 . У шорт­горн­ской по­ро­ды скота цвет шер­сти на­сле­ду­ет­ся по про­ме­жу­точ­но­му типу: ген R обу­слов­ли­ва­ет крас­ную масть, ген r – белую; ге­но­ти­пы Rr имеют чалую шерсть. Ко­мо­лость (А) до­ми­ни­ру­ет над ро­га­то­стью (а). Белая ро­га­тая ко­ро­ва скре­ще­на с го­мо­зи­гот­ным крас­ным ро­га­тым быком. Какой фе­но­тип и ге­но­тип будет иметь их потом­ство? Какое по­лу­чится потом­ство от скре­щи­ва­ния осо­бей F1 между собой? Ис­поль­зуй­те решётку Пен­не­та для опре­де­ле­ния ге­но­ти­пов и фе­но­ти­пов F2.

По­яс­не­ние.

1. Ге­но­ти­пы ко­ро­вы ♀ rraa и быка ♂ RRaa

2. Ге­но­тип в F1: Rraa, фе­но­тип 100% чалые ро­га­тые

3. Особи F1 дают га­ме­ты: Ra, ra

Со­став­ля­ем ре­шет­ку Пен­не­та

 

Ra

ra

Ra

RRaa

крас­ный, ро­га­тый

Rraa

чалый, ро­га­тый

ra

Rraa

чалый, ро­га­тый

rraa

белый, ро­га­тый

В ре­зуль­та­те скре­щи­ва­ния в F2 по­лу­ча­ем 25% крас­ных, ро­га­тых; 50% чалых, ро­га­тых; 25 % белых, ро­га­тых.

Между пер­вым и вто­рым при­зна­ком — не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние; по пер­во­му при­зна­ку (цвет) на­сле­до­ва­ние по про­ме­жу­точ­но­му типу.

63. За­да­ние 40 . По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те и обос­нуй­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, по­том­ков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под ли в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.

 

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: отец — ХаY, мать — ХАХА; при­знак ре­цес­сив­ный, сцеп­лен с полом (Х-хро­мо­со­мой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у муж­чин, и не в каж­дом по­ко­ле­нии;

2) дочь (1) — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хро­мо­со­му от отца; её сын (7) — ХаY, при­знак про­явил­ся, так как на­сле­ду­ет Ха-хро­мо­со­му от ма­те­ри; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны ли её ге­но­тип ХАХа, то 25% (толь­ко маль­чи­ки); если её ге­но­тип ХАХА, то 0%.

(До­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка)

64. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии серых (А) самок мух дро­зо­фил, име­ю­щих нор­маль­ные кры­лья (В), с чёрными (а), ко­рот­ко­кры­лы­ми (в) сам­ца­ми в потом­стве были не толь­ко серые мухи с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и чёрные с ко­рот­ки­ми кры­лья­ми, но также не­ко­то­рое ко­ли­че­ство осо­бей с серым телом и уко­ро­чен­ны­ми кры­лья­ми, а также с чёрным телом и нор­маль­ны­ми кры­лья­ми. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства, если из­вест­но, что до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные при­зна­ки по­пар­но сцеп­ле­ны. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния и объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

Самка АаВв. Га­ме­ты АВ и ав; самец - аавв. Га­ме­ты - ав;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: АаВв - серое тело, нор­маль­ные кры­лья, аавв - чёрное тело, ко­рот­кие кры­лья, Аавв - серое тело, ко­рот­кие кры­лья, ааВв - чёрное тело, ко­рот­кие кры­лья;

3) по­яв­ле­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп обу­слов­ле­но крос­син­го­ве­ром при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых кле­ток у самки и об­ра­зо­ва­ни­ем до­пол­ни­тель­ных гамет - Ав и аВ.

65. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии без­усой ко­рот­ко­но­гой мыши-самки и мыши-самца ди­ко­го типа (уса­то­го с нор­маль­ной дли­ной ног) было по­лу­че­но потом­ство толь­ко ди­ко­го типа. Во вто­ром по­ко­ле­нии от ги­бри­дов F1 было по­лу­че­но 16 по­том­ков в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Г. Мен­де­ля. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов во вто­ром по­ко­ле­нии, тип скре­щи­ва­ния и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния при­зна­ков при усло­вии, что гены не сцеп­ле­ны. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: самка – аавв (га­ме­ты ав), самец ди­ко­го типа – ААВВ (га­ме­ты АВ);

2) F1 – AaBв. Га­ме­ты АВ, Ав, аВ, ав;

3) ге­но­ти­пы потом­ства в F2:

9A_B_ – нор­маль­ные усы и нор­маль­ные ноги

3A_вв – нор­маль­ные усы, ко­рот­кие ноги

3ааВ_ – без­усые, нор­маль­ные ноги

1 аавв – бе­су­сые, ко­рот­кие ноги

от­но­ше­ние по фе­но­ти­пам 9:3:3:1;

4) закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков, ди­ги­брид­ное скре­щи­ва­ние.

66. За­да­ние 40 . У кур ал­ле­ли гена окрас­ки кожи рас­по­ло­же­ны в ауто­со­мах; до­ми­нант­ный ал­лель рябой окрас­ки опе­ре­ния - в Х-хро­мо­со­ме. Самки яв­ля­ют­ся ге­те­ро- га­мет­ным полом; самцы - го­мо­га­мет­ным. Тем­но­ко­жая с рябым опе­ре­ни­ем ку­ри­ца скре­ще­на с тем­но­ко­жим с чёрным опе­ре­ни­ем пе­ту­хом. В потом­стве по­яви­лись свет­ло­ко­жие ку­ри­цы с чёрным опе­ре­ни­ем. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

P ♀ АaXВY × ♂ AaXbXb

тем­но­ко­жая, рябое опе­ре­ние тем­но­ко­жий, чёрное опе­ре­ние

G AXВ, аXВ, АY, аY ; AXb, aXb

2) Ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства:

F1 AАXВXb, AaXВXb – пе­ту­хи тем­но­ко­жие рябые;

аaXВXb – пе­ту­хи свет­ло­ко­жие рябые;

ААXbY, АаXbY – куры тем­но­ко­жие чёрные;

аaXbY – куры свет­ло­ко­жие чёрные.

3) За­ко­ны не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и на­сле­до­ва­ния при­зна­ков, сцеп­лен­ных с полом.

1. За­да­ние 40 . Ка­ко­ва сущ­ность хро­мо­сом­ной тео­рии на­след­ствен­но­сти Т. Мор­га­на?

По­яс­не­ние.

1) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.

2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.

3) Число групп сцеп­ле­ния равно га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру хро­мо­сом.

4) На­ру­ше­ние сцеп­ле­ния генов про­ис­хо­дит в про­цес­се крос­син­го­ве­ра, ча­сто­та ко­то­ро­го за­ви­сит от рас­сто­я­ния между ге­на­ми — чем боль­ше рас­сто­я­ние между ге­на­ми, тем боль­ше ча­сто­та крос­син­го­ве­ра.

2. За­да­ние 40 . У су­пру­гов Анны и Павла, име­ю­щих нор­маль­ное зре­ние, ро­ди­лись два сына и две до­че­ри. У пер­вой до­че­ри зре­ние нор­маль­ное, но она ро­ди­ла 3 сы­но­вей, 2 из ко­то­рых даль­то­ни­ки. У вто­рой до­че­ри и ее пяти сы­но­вей зре­ние нор­маль­ное. Пер­вый сын Анны и Павла — даль­то­ник. Две его до­че­ри и два сына видят нор­маль­но. Вто­рой сын Анны и Павла и чет­ве­ро его сы­но­вей также имеют нор­маль­ное зре­ние. Ка­ко­вы ге­но­ти­пы всех ука­зан­ных род­ствен­ни­ков?

По­яс­не­ние.

1) Анна ХdXD, Павел XDY

2) Пер­вая дочь Анны и Павла ХdXD,

3) Вто­рая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сы­но­вей имеют нор­маль­ное

зре­ние.

4) Пер­вый сын XdY , его до­че­ри ХdXD , а его сы­но­вья XDY.

5) Вто­рой сын Анны и Павла и его дети имеют ге­но­ти­пы ХDУ.

3. За­да­ние 40 . У су­пру­же­ской пары, в ко­то­рой оба су­пру­га об­ла­да­ли нор­маль­ным зре­ни­ем, ро­ди­лись: 2 маль­чи­ка и 2 де­воч­ки с нор­маль­ным зре­ни­ем и сын-даль­то­ник. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ные ге­но­ти­пы всех детей, ро­ди­те­лей,а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы де­ду­шек этих детей.

По­яс­не­ние.

1) Ро­ди­те­ли с нор­маль­ным зре­ни­ем: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.

2) Га­ме­ты ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.

3) Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей — до­че­ри ХdХ или ХХ; сы­но­вья: даль­то­ник

ХdУ и сын с нор­маль­ным зре­ни­ем ХУ.

4) Де­душ­ки или оба даль­то­ни­ки — ХdУ, или один ХУ, а дру­гой ХdУ.

4. За­да­ние 40 . У ма­те­ри, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена ге­мо­фи­лии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца ро­ди­лись 2 до­че­ри и 2 сына. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей, если ген ге­мо­фи­лии яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

 

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХD ХD и ХdУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХD Хd и ХDУ;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вы.

5. За­да­ние 40 . У здо­ро­вых ро­ди­те­лей сын болен ге­мо­фи­ли­ей. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, их сына, ве­ро­ят­ность рож­де­ния боль­ных детей и но­си­те­лей гена ге­мо­фи­лии у этих ро­ди­те­лей, если ген ге­мо­фи­лии (h) яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ным и сцеп­лен с полом.

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХН Хh, отца — ХHУ;

2) ге­но­тип сына — ХhУ;

3) ве­ро­ят­ность по­яв­ле­ния боль­ных детей — 25% (сы­но­вья), 25% сы­но­вей — здо­ро­вы, до­че­ри — здо­ро­вы (ХН ХH, ХН Хh), но по­ло­ви­на до­че­рей — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии.

6. За­да­ние 40 . Муж­чи­на с нор­маль­ным зре­ние же­нил­ся на жен­щи­не-даль­то­ни­ке (ре­цес­сив­ный ген d сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов и ге­но­ти­пов в потом­стве.

 

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: ма­те­ри — ХdХd, отца ХDУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства: все до­че­ри яв­ля­ют­ся но­си­тель­ни­ца­ми гена даль­то­низ­ма — ХDХd, все сы­но­вья — даль­то­ни­ки — Хd У;

3) со­от­но­ше­ние боль­ных и здо­ро­вых детей — 1:1 или 50%:50%.

7. За­да­ние 40 . У кур встре­ча­ет­ся сцеп­лен­ный с полом ле­таль­ный ген (а), вы­зы­ва­ю­щий ги­бель эм­бри­о­нов, ге­те­ро­зи­го­ты по этому гену жиз­не­спо­соб­ны. Скре­сти­ли нор­маль­ную ку­ри­цу с ге­те­ро­зи­гот­ным по этому гену пе­ту­хом (у птиц ге­те­ро­га­мет­ный пол — жен­ский). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, пол и ге­но­тип воз­мож­но­го потом­ства и ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ро­ди­те­лей: ХА Ха, ХА У,

2) ге­но­тип потом­ства — ХА У — ку­роч­ка, ХА Ха , ХА ХА — пе­туш­ки, Ха У — ку­роч­ка не­жиз­не­спо­соб­ная,

3) ве­ро­ят­ность вы­луп­ле­ния ку­ро­чек от об­ще­го числа жиз­не­спо­соб­но­го потом­ства — 33%.

8. За­да­ние 40 . Жен­щи­на, но­си­тель­ни­ца ре­цес­сив­но­го гена ге­мо­фи­лии, вышла замуж за здо­ро­во­го муж­чи­ну. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а у ожи­да­е­мо­го потом­ства — со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов и фе­но­ти­пов.

 

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХН Хh и ХHУ;

2) ге­но­ти­пы потом­ства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­ца гена ге­мо­фи­лии, здо­ро­вая а сы­но­вья — здо­ров, болен ге­мо­фи­ли­ей.

9. За­да­ние 40 . В семье, где ро­ди­те­ли имеют нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, сын – даль­то­ник. Гены нор­маль­но­го цве­то­во­го зре­ния (D) и даль­то­низ­ма (d) рас­по­ла­га­ют­ся в Х – хро­мо­со­ме. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, сына – даль­то­ни­ка, пол и ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей – но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

По­яс­не­ние.

1) Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — ХDХd, отец ХDУ;

2) ге­но­тип сына – даль­то­ни­ка — ХdУ;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния но­си­те­лей гена даль­то­низ­ма (ХDХd) — 25%.

10. За­да­ние 40 . У здо­ро­вой ма­те­ри, не яв­ля­ю­щей­ся но­си­те­лем гена ге­мо­фи­лии, и боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей отца (ре­цес­сив­ный при­знак — h) ро­ди­лись две до­че­ри и два сына. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства, если при­знак свер­ты­ва­е­мо­сти крови сцеп­лен с полом.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать ХH ХH (га­ме­ты: ХH) и отец Хh Y(га­ме­ты: Хh и Y);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: до­че­ри ХH Хh, сы­но­вья ХH Y;

3) до­че­ри — но­си­тель­ни­цы гена ге­мо­фи­лии, а сы­но­вья — здо­ро­вые.

11. За­да­ние 40 . Скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­ных сам­цов мух дро­зо­фил с серым телом и нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (при­зна­ки до­ми­нант­ные) с сам­ка­ми с чер­ным телом и уко­ро­чен­ны­ми кры­лья­ми (ре­цес­сив­ные при­зна­ки). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F1, если до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные гены дан­ных при­зна­ков по­пар­но сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых кле­ток не про­ис­хо­дит. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);

2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;

3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1 : 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)

12. За­да­ние 40 . У че­ло­ве­ка на­сле­до­ва­ние аль­би­низ­ма не сцеп­ле­но с полом (А – на­ли­чие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи, а – от­сут­ствие ме­ла­ни­на в клет­ках кожи – аль­би­низм), а ге­мо­фи­лии – сцеп­ле­но с полом (XН – нор­маль­ная свёрты­ва­е­мость крови, Xh – ге­мо­фи­лия). Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы, пол и фе­но­ти­пы детей от брака ди­го­мо­зи­гот­ной нор­маль­ной по обеим ал­ле­лям жен­щи­ны и муж­чи­ны аль­би­но­са, боль­но­го ге­мо­фи­ли­ей. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М)AAXHXH (га­ме­ты AXH); (О)aaXhY (га­ме­ты aXh, aY);

2) ге­но­ти­пы и пол детей: (М)AaXHXh; (О)AaXHY;

3) фе­но­ти­пы детей: внеш­не нор­маль­ная по обеим ал­ле­лям де­воч­ка, но но­си­тель­ни­ца генов аль­би­низ­ма и ге­мо­фи­лии; внеш­не нор­маль­ный по обеим ал­ле­лям маль­чик, но но­си­тель гена аль­би­низ­ма.

13. За­да­ние 40 . У че­ло­ве­ка ген карих глаз до­ми­ни­ру­ет над го­лу­бым цве­том глаз (А), а ген цве­то­вой сле­по­ты ре­цес­сив­ный (даль­то­низм – d) и сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой. Ка­ре­гла­зая жен­щи­на с нор­маль­ным зре­ни­ем, отец ко­то­рой имел го­лу­бые глаза и стра­дал цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за го­лу­бо­гла­зо­го муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этой семье детей — даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми и их пол.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­тип ма­те­ри — AaXDXd (га­ме­ты: AXD, aXD, AXd, aXd), ге­но­тип отца — aaXDY (га­ме­ты: aXD , aY);

2) ге­но­ти­пы детей: де­воч­ки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, маль­чи­ки — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с ка­ри­ми гла­за­ми: 12,5% AaXdY — маль­чи­ки.

14. За­да­ние 40 . У че­ло­ве­ка ка­та­рак­та (за­бо­ле­ва­ние глаз) за­ви­сит от до­ми­нант­но­го ауто­сом­но­го гена, а их­ти­оз (за­бо­ле­ва­ние кожи) – от ре­цес­сив­но­го гена, сцеп­лен­но­го с Х-хро­мо­со­мой. Жен­щи­на со здо­ро­вы­ми гла­за­ми и с нор­маль­ной кожей, отец ко­то­рой стра­дал их­ти­о­зом, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну, стра­да­ю­ще­го ка­та­рак­той и со здо­ро­вой кожей, отец ко­то­ро­го не имел этих за­бо­ле­ва­ний. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

По­яс­не­ние.

Отец жен­щи­ны стра­дал их­ти­о­зом, зна­чит Xb она по­лу­чи­ла от него; отец муж­чи­ны не имел ка­та­рак­ты, зна­чит по пер­во­му при­зна­ку муж­чи­на аа.

Мама — ааXВXb; папа — AaXВY

 

Р: ааXВXb x AaXВY

 

G: aXВ AXВ

aXb aXВ

AY

aY

 

F1: AaXВXВ — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

АаХВХb — де­воч­ка с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВХВ — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

aaXВXb — де­воч­ка с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

 

АаХВY — маль­чик с ка­та­рак­той и нор­маль­ной кожей

ааХВY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и нор­маль­ной кожей

AaXbY — маль­чик с ка­та­рак­той и их­ти­о­зом

aaXbY — маль­чик с нор­маль­ным зре­ни­ем и их­ти­о­зом

 

В этой за­да­че про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и при­зна­ка, сцеп­лен­но­го с полом.

15. За­да­ние 40 . Го­мо­зи­гот­ную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) сам­цом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потом­ство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вме­сте. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы рас­щеп­ле­ние, если бы при­зна­ки не были сцеп­ле­ны? Объ­яс­ни­те ответ.

По­яс­не­ние.

1) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.

2) Так как гены сцеп­ле­ны, у ги­бри­дов F1 об­ра­зу­ет­ся два сорта гамет АВ и ав.

3) По­это­му в F2 рас­щеп­ле­ние будет по ге­но­ти­пу 1ААВВ : 2АаВв:1аавв, а по фе­но­ти­пу 75% потом­ства серые с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми мухи и 25% — чёрные с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми.

4) При не­сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии рас­щеп­ле­ние про­изо­шло бы в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Мен­де­ля о не­за­ви­си­мом на­сле­до­ва­нии при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 9:3:3:1, так как в этом слу­чае скре­щи­ва­ют­ся две особи

с ге­но­ти­па­ми АаВв.

16. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства.

Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Дано:

А – вы­со­кие

а – кар­ли­ко­вые

В – округ­лые

b — гру­ше­вид­ные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округ­лы­ми пло­да­ми

♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (А_bb) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми (ааВ_) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов по­ка­зы­ва­ет, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные (Аb) и кар­ли­ко­вые – округ­лые (аВ) сцеп­ле­ны, но не пол­но­стью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом крос­син­го­ве­ра.

 

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми

аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

Ответ:

Ге­но­ти­пы потом­ства:

Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми

Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми

аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.


Категория: Биология | Добавил: Админ (13.01.2016) Просмотров: | Теги: генетика | Рейтинг: 0.0/0

Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar