Тема №5195 Генетика (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Генетика (Часть 4) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Генетика (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

17. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми; 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Дано:

А – глад­кие

а – мор­щи­ни­стые

В – окра­шен­ные

b — не­окра­шен­ные

♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное рас­те­ние с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

♂ ааbb – с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

В потом­стве по­лу­ча­ем 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми (А_bb) и 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми (ааВ_) и 100 глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми (А_В_); 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми (аа bb).

Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов по­ка­зы­ва­ет, что при­зна­ки глад­кие – не­окра­шен­ные (Аb) и мор­щи­ни­стые – окра­шен­ные (аВ) сцеп­ле­ны, но не пол­но­стью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом крос­син­го­ве­ра.

 

Р1: ♀Аb//аВ х аавв

G: ♀Аb ♂ав

♀ аВ

♀АВ

♀аb

F1: Ааbb — 1490 — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — 100 — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — 110 — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

 

Ответ:

Ге­но­ти­пы потом­ства:

Ааbb — с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми

аа Вb — с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми

Аа Вb — глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми

аа bb — с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми

 

В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских груп­пы, что го­во­рит о том, что идет крос­син­го­вер.

18. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ду­ши­сто­го го­рош­ка с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми и рас­те­ния без уси­ков и с блед­ны­ми цвет­ка­ми в F1 все рас­те­ния были с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми. От скре­щи­ва­ния ги­бри­да из F1 и рас­те­ния с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми были по­лу­че­ны рас­те­ния с двумя фе­но­ти­па­ми: с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми; с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, потом­ства F1 и F2. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в F1 и F2?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

В F1 все потом­ство по­лу­чи­лось оди­на­ко­вым. Сле­до­ва­тель­но, скре­щи­ва­ли двух го­мо­зи­гот, про­явив­ши­е­ся в F1 при­зна­ки яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми.

A — усы, a — без усов

B — яркие цвет­ки, b — блед­ные цвет­ки

1) 1-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb

G АB аb

F1 АаBb

с уси­ка­ми, яркие

2) 2-е скре­щи­ва­ние:

Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb

G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab

F1 ААВВ АаBb, AaBb Aabb

по фе­но­ти­пу: 3 с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми: 1 с уси­ка­ми и блед­ны­ми цвет­ка­ми

 

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков, яв­ля­ют­ся до­ми­нант­ны­ми, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние рас­те­ний было оди­на­ко­вым и имело яркие цвет­ки и усики.

Гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, так как при 2-м скре­щи­ва­нии об­ра­зо­ва­лось толь­ко две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы.

 

При­ме­ча­ние.

Дан­ная за­да­ча ре­ша­ет­ся и без сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния, если во вто­ром по­ко­ле­нии скре­щи­ва­ем с рас­те­ни­ем с уси­ка­ми и яр­ки­ми цвет­ка­ми по ге­но­ти­пу ААВb, об­ра­зу­ет­ся две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы. Но так как ге­не­ти­ка­ми было уста­нов­ле­но, что гены, опре­де­ля­ю­щие яркие цвет­ки и на­ли­чие уси­ков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, то ре­ша­ем за­да­чу как «сцеп­лен­ное на­сле­до­ва­ние»

19. За­да­ние 40 . Среди при­зна­ков, свя­зан­ных с Х-хро­мо­со­мой, можно ука­зать на ген, ко­то­рый вы­зы­ва­ет не­до­ста­точ­ность ор­га­ни­че­ско­го фос­фо­ра в крови. В ре­зуль­та­те при на­ли­чии этого гена часто раз­ви­ва­ет­ся рахит, устой­чи­вый к ле­че­нию обыч­ны­ми до­за­ми ви­та­ми­на D. В бра­ках де­вя­ти боль­ных жен­щин со здо­ро­вы­ми муж­чи­на­ми среди детей была по­ло­ви­на боль­ных де­во­чек и по­ло­ви­на боль­ных маль­чи­ков. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния и при­чи­ну та­ко­го рас­щеп­ле­ния при­зна­ка по ге­но­ти­пам.

По­яс­не­ние.

1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей ХFХf и ХfУ;

2) ге­но­ти­пы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;

3) ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ный, сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой.

20. За­да­ние 40 . Глу­хо­та — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм – при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

По­яс­не­ние.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать - ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров - зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

 

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

 

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пен­не­та.

Воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDХD : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его ге­но­тип aaХdУ, пол — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

 

4) За­ко­ны на­след­ствен­но­сти: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком; сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой по вто­ро­му при­зна­ку.

21. За­да­ние 40 . У дро­зо­фи­лы до­ми­нант­ные гены, кон­тро­ли­ру­ю­щие серую окрас­ку тела и раз­ви­тие ще­ти­нок, ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме. Ре­цес­сив­ные ал­ле­ли этих генов, обу­слов­ли­ва­ю­щие чёрную окрас­ку тела и от­сут­ствие ще­ти­нок, на­хо­дят­ся в дру­гой, го­мо­ло­гич­ной хро­мо­со­ме. Какое по ге­но­ти­пам и фе­но­ти­пам потом­ство и в каком про­цент­ном со­от­но­ше­нии можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния ди­ге­те­ро­зи­гот­ной серой самки, име­ю­щей раз­ви­тые ще­тин­ки, с чёрным сам­цом, не име­ю­щим ще­ти­нок, при усло­вии, что у самки 50 % гамет были крос­со­вер­ны­ми?

По­яс­не­ние.

1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Га­ме­ты

АВ/, Ав, аВ, ав/ ав

2) F1 AaBв – серые с ще­тин­ка­ми

Аавв – серые без ще­ти­нок

ааВв – чёрные с ще­тин­ка­ми

аавв – чёрные без ще­ти­нок

3) От­но­ше­ние 1:1:1:1: или по 25 % осо­бей с каж­дым из ука­зан­ных фе­но­ти­пов.

22. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью по­лу­че­но потом­ство: 50% чёрных мох­на­тых и 50% чёрных глад­ких. При скре­щи­ва­нии дру­гих пар белых кро­ли­ков с мох­на­той шер­стью и чёрных кро­ли­ков с глад­кой шер­стью 50% потом­ства ока­за­лось чёрными мох­на­ты­ми и 50% — бе­лы­ми мох­на­ты­ми. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Объ­яс­ни­те, какой закон про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) 1 скре­щи­ва­ние:

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВb х чёрные глад­кие ААbb

G аВ, аb Аb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% чёрные глад­кие Ааbb;

2) 2 скре­щи­ва­ние:

Р кро­ли­ки: белые мох­на­тые ааВВ х чёрные глад­кие Ааbb

G аВ Аb, аb

F1 50% чёрные мох­на­тые АаBb, 50% белые мох­на­тые ааВb;

3) про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков

23. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые зелёные плоды, в потом­стве по­лу­чи­ли рас­те­ния с длин­ны­ми зелёными и круг­лы­ми зелёными пло­да­ми. При скре­щи­ва­нии та­ко­го же ар­бу­за с длин­ны­ми по­ло­са­ты­ми пло­да­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим круг­лые по­ло­са­тые плоды, всё потом­ство имело круг­лые по­ло­са­тые плоды. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Как на­зы­ва­ет­ся такое скре­щи­ва­ние и для чего оно про­во­дит­ся?

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) 1 скре­щи­ва­ние:

Р плоды: длин­ные по­ло­са­тые х круг­лые зелёные

ааbb АаВВ

G аb АВ, аВ

F1 плоды: длин­ные зелёные ааBb, круг­лые зелёные АаВb;

2) 2 скре­щи­ва­ние:

Р длин­ные по­ло­са­тые плоды х круг­лые по­ло­са­тые плоды

ааbb ААbb

G аb Аb

F2 круг­лые по­ло­са­тые плоды Ааbb;

3) это ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, ко­то­рое про­во­дит­ся для опре­де­ле­ния ге­но­ти­па особи с до­ми­нант­ны­ми при­зна­ка­ми

24. За­да­ние 40 . При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми (А) и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми (В) с рас­те­ни­я­ми, име­ю­щи­ми про­дол­го­ва­тые плоды и пят­ни­стые ли­стья, в потом­стве по­лу­че­но 350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 123 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми, 119 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми и 344 рас­те­ния с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потом­ства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) P АаВb × ааbb

округ­лый плод про­дол­го­ва­тые плоды, нор­маль­ные ли­стья пят­ни­стые ли­стья

G АВ, Аb, аВ, аbаb

2) Ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства:

350 рас­те­ний с округ­лы­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми – АаВb

123 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и нор­маль­ны­ми ли­стья­ми –ааВb

119 – с округ­лы­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –Ааbb

344 – с про­дол­го­ва­ты­ми пло­да­ми и пят­ни­сты­ми ли­стья­ми –ааbb.

3) При­сут­ствие в потом­стве двух групп осо­бей с до­ми­нант­ны­ми (350) и ре­цес­сив­ны­ми (344) при­зна­ка­ми при­мер­но в рав­ных долях – ре­зуль­тат сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния до­ми­нант­ных ал­ле­лей между собой и ре­цес­сив­ных ал­ле­лей между собой.

Две дру­гие фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы об­ра­зу­ют­ся при сли­я­нии гамет, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра между ал­лель­ны­ми ге­на­ми.

 


Категория: Биология | Добавил: Админ (13.01.2016)
Просмотров: | Теги: генетика | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar