Тема №7570 Ответы к задачам по биологии Овчинников (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по биологии Овчинников (Часть 4) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по биологии Овчинников (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

 

Задача 7.42
Посевной материал состоит из 50% горошин зеленого цвета и 50% желтых гетерозиготных
горошин. Сколько процентов желтых горошин теоретически будет в четвертом поколении этой
популяции? (Г орох— самоопылитель.)
Задача 7.43
Посевной материал состоит из 50% горошин зеленого цвета и 50% желтых гетерозиготных
горошин. Сколько процентов зеленых горошин теоретически будет в четвертом поколении этой
популяции? (Г орох— самоопылитель.)
Задача 7.44
Посевной материал состоит из 50% горошин зеленого цвета и 50% желтых гетерозиготных
горошин. Сколько процентов желтых гетерозиготных горошин будет в четвертом поколении этой
популяции? (Горох— самоопылитель.)
92
Задача 7.45
Гетерозиготный по гену А горох размножался в данной местности путем самоопыления
в течение многих лет. Определите, на сколько процентов стало больше в этой популяции
гомозиготных по данному гену растений гороха в F 8 по сравнению с F 4.
Задача 7.46
Высеяны семена пшеницы краснозерной и белозерной с генотипами АА, Аа и аа в
соотношении 1:2:1. Пшеница — самоопылитель. Сколько процентов краснозерных растений
будет в этой популяции через 3 года? Выживаемость и плодовитость считать одинаковой.
Задача 7.47
Высеяны семена пшеницы краснозерной и белозерной с генотипами АА, Аа и аа в
соотношении 1:2:1. Пшеница— самоопылитель. Сколько процентов белозерных растений будет в
этой популяции через 3 года? Выживаемость и плодовитость считать одинаковой.
Задача 7.48
Высеяны семена пшеницы краснозерной и белозерной с генотипами АА, Аа и аа в
соотношении 1:2:1. Пшеница— самоопылитель. Сколько процентов краснозерных гетерозиготных
растений будет теоретически в этой популяции через 3 года? Выживаемость и плодовитость считать
одинаковой.

Задача 8.1
К ак вы знаете, виды, у которы х количество хромосом в кариотипе больш е в кратное
число раз по сравнению с гаплоидны м (п), назы ваю тся полиплоидам и. К полиплоидам
относятся многие культурные виды растений: хлопчатник, лю церна, садовая земляника
и др. О сновное гаплоидное число хромосом для пшеницы п = 7. Т вердая пш еница имеет
кариотип — 28 хром осом , а м ягкая пш еница - 42 хром осом ы . К ак вы назовете эти
пшеницы по степени плоидности? С колько хромосом в кариотипе будет у гибридной
пшеницы, полученной от скрещ ивания твердой и мягкой пшеницы?
Задача 8.2
У обычной диплоидной ржи набор хромосом равен 14. Достаточно легко получено
несколько тетраплоидных сортов ржи (4п = 28), различающихся несколькими признаками. У
ржи окраска зерен определяется по типу кумулятивной полимерии (суммирующее действие
генов) и может изменяться от красной ( А ^ А ^ ) до белой ( а д а ^ ) . Скрещены два разных
тетраплоидных сорта ржи, причем один из них гетерозиготен по генам А, и А2, а второй —
только по гену Аг Определите, какое расщепление по генотипу и фенотипу будет в F,. Какие
методы селекции нужно использовать для получения растений с интенсивно окрашенными
красными зернами? Помните, что рожь — перекрестноопыляемое растение.
Задача 8.3
Одним из примеров, подтверждающ их закон гомологичных рядов наследственной
изменчивости Н.И. Вавилова, является наличие опушенных и неопушенных растений у ржи
и пшеницы. Опушенность — доминантный признак и наследуется моногенно (одна пара
генов). Н а одном опы тном участке растет гетерозиготная пш еница (сам оопы ляем ое
растение), а на другом — гетерозиготная рожь (перекрестноопыляемое). В каком случае легче
отобрать гомозиготные опушенные растения? Докажите это с помощью генетической схемы.
Задача 8.4
При скрещивании мягкой пшеницы (2п = 42) с многолетним злаковым растением —
пыреем (2п = 14) гибриды (2п = 28) обычно бесплодны. Однако академику Н.В. Цицину
у д ало сь п о л у ч и ть п л о д о в и ты й м н о го л етн и й п ш ен и ч н о -п ы р ей н ы й ги б р и д ,
характеризующийся (2п = 56). Он был получен путем искусственного удвоения количества
хромосом с использованием мутагена колхицина. Составьте генетическую схему получения
этого растения. К аким образом будет происходить мейоз у этого гибрида и сколько
«пшеничных» и «пырейных» хромосом будет попадать в каждую его гамету?
Задача 8.5
При скрещивании твердой пшеницы (2п = 28) со злаковым растением из другого рода
— рожью (2п = 1 4 ) межродовые гибриды (2п = 21) бесплодны, так как хромосомы ржи и
пшеницы не образую т гомологичных пар при мейозе. Экспериментально удалось получить
плодовитый пшенично-ржаной гибрид — тритикале, характеризующийся (2п = 42). Он был
получен путем искусственного удвоения количества хромосом с использованием мутагена
колхицина. Составьте генетическую схему получения тритикале. К аким образом будет
происходить мейоз у этого гибрида и сколько «пшеничных» и «ржаных» хромосом будет
попадать в каждую его гамету?
Задача 8.6
Один из сортов пшеницы имеет красный колос и неполегающий стебель, а другой сорт —
белый колос и полегающий стебель. У белоколосого сорта выше содержание белков, однако
полегание затрудняет уборку комбайнами. Перед селекционерами поставлена задача получить
сорт с неполегающим стеблем и белым колосом (оба признака рецессивны). Каким образом это
сделать? Приведите соответствующие схемы скрещиваний, укажите возможные методы селекции.
Помните, что данные сорта пшениц относятся к самоопыляющимся растениям.
95
Задача 8.7
Существует три сорта роз: с красными, желтыми и белыми цветками. П ри скрещивании
красной розы с белой или красной с желтой у гибридов красные цветки. При скрещивании
ж елтой р о зы с б ело й ги б р и д ы им ею т т о л ь к о ж елты е ц ветк и . У ц в ето в о д а есть
красноцветковые и желтоцветковые растения, полученные от межсортового скрещивания.
Составьте генетическую схему по восстановлению чистых сортов роз. Какие методы селекции
растений при этом вы будете использовать?
Задача 8.8
У селекционера есть два гомозиготных сорта помидоров— желтоплодный нормального роста
и красноплодный карликовый. Каким образом с этим исходным материалом можно получить новые
сорта (группы гомозиготных организмов): красноплодный нормального роста и желтоплодный
карликовый, если желтая окраска и карликовость определяются рецессивными генами? Приведите
соответствующие схемы скрещиваний.
Задача 8.9
У помидоров красная окраска плодов доминирует над желтой, двугнездные плоды — над
многогнездными, высокий стебель — над карликовым. Селекционер имеет высокий сорт с
красными двугнездными плодами. Как практически можно определить, является ли он
гомозиготным?
Задача 8.10
У породистых скаковых лошадей есть наследственное заболевание— аномальное развитие
гортани. При быстром беге больные лошади издают характерный хрип. При скрещивании между
собой лошадей с аномалией достаточно часто рождаются здоровые жеребята. Определите,
доминантным или рецессивным геном вызывается эта болезнь. Если в небольшом табуне имеются
только больные лошади, то каким образом надо проводить скрещивание, чтобы количество больных
животных стало минимальным?

Задача 8.11
У кур признак оперенносги ног доминирует над голыми ногами, нормальный гребень — над
листовидным. Н а птицеферме имеются куры с разными сочетаниями признаков. От какого признака
птицеводам легче избавиться: от листовидного гребня или оперённости ног? Обоснуйте свой ответ
генетической схемой скрещивания.
* Задача 8.12
На ферме в стаде крупного рогатого скота, кроме нормальных коров, есть животные с двумя
видами аномалий. У некоторых коров имеется вырезка на ухе (определяется доминантным геном),
а у других — аномалия вымени (определяется рецессивным геном). В том и в другом случае
молочность животных снижается. Какие методы.селекции и типы скрещивания необходимо
применить, чтобы в кратчайшие сроки на ферме не осталось фенотипически аномальных животных?
Обоснуйте свой ответ генетическими схемами скрещивания.
Задача 8.13
Есть мексиканская порода собак— чихуахуа, у которых отсутствует шерсть и наблюдаются
аномалии зубов (плейотропное действие генов одной аллельной пары). При скрещивании этих
собак с нормальными в потомстве появляются бесшерстные и нормальные особи в отношении 1:1.
При внутрипородном разведении бесшерстных собак в потомстве также появляются с нормальной
шерстью щенки, однако их в два раза меньше, чем бесшерстных. Кроме того, рождаются и
нежизнеспособные бесшерстные щенки со значительными аномалиями внутренних органов. И
бесшерстные, и имеющие шерсть собаки оказывают определенное лечебное воздействие на
организм человека. Каким образом необходимо проводить скрещивание этих животных,
чтобы количество бесшерстных и с нормальной шерстью щенков было максимальным? Ответ
обоснуйте генетической схемой.
Задача 8.14
В ж и вотноводстве известны прим еры м еж родового скрещ ивания: в результате
скрещивания кобылы с ослом рождается мул, а при скрещивании жеребца такой же породы.
96
как и кобыла, с ослицей — рождается лошак. Мулы и лош аки бесплодны, однако мулы по
размерам и силе намного превосходят лош аков, а по выносливости — и домашних лошадей.
Чем можно объяснить значительные фенотипические различия между мулом и лошаком?
Каким образом, используя достижения современной селекции, в короткие сроки можно
получить табун мулов?
Задача 8.15
Отдаленную гибридизацию применяют в животноводстве для выведения новых пород
животных. Например, от скрещивания диких баранов архаров (2п = 54) с тонкорунными овцами
(2п = 54) селекционером-генетиком М .М . Бутариным была получена порода архаромеринос.
Животные этой породы сочетают в себе ряд хозяйственно ценных признаков и отличаются хорршей
плодовитостью. В то же время гибриды лошади (2п = 64) и осла (2п = 62) бесплодны. Как вы
объясните эти факты? Составьте схемы гаметогенеза для архаромериноса и мула.
Задача 8.16
В зоопарках, при совместном содержании тигриц и львов, часто рождаются тигрольвы
(пример межвидового скрещивания у животных). Опишите теоретически ожидаемый фенотип
тигрольва. Н а тигра или льва больше будут похожи эти гибриды? Будут ли они плодовиты и почему?
Можно ли создать искусственно породу тигрольвов? Привой яблони на груше плодовит и дает
высокие урожаи. Является ли это аналогией получения тигрольвов?
Задача 8.17
У пчел матка и рабочие пчелы развиваются из оплодотворенных яиц и имеют диплоидный
набор хромосом. Трутни (самцы в пчелиной семье) развиваются в результате партеногенеза из
неоплодотворенных яйцеклеток, и в их половых железах сохраняются исходные наборы хромосом.
Продуктивность пчел определяется двумя доминантными генами, не сцепленными между собой и
взаимодействующими по типу полимерии. М атка дигетерозиготна и может оплодотворяться
трутнями этого же поколения. Составьте план, подкрепленный генетической схемой, выведения
пчел с высоким взятком, гомозиготных по генам продуктивности.
Задача 8.18
У ценных пушных зверьков норок коричневая окраска определяется двумя доминантными,
не сцепленными между собой генами, взаимодействующими комплементарно (дикий тип). Светлая
(платиновая) окраска является результатом рецессивных мутаций этих генов. Платиновая окраска
меха ценится намного выше коричневой. На звероферму прибыли две партии платиновых норок.
Желая не допустить близкородственного скрещивания (инбридинга), скрестили норок из разных
партий. В результате в потомстве были получены только коричневые норки. Необходимо от этих
коричневых получить таких платиновых, которые бы при скрещивании с любыми другими
платиновыми не давали коричневых особей. Составьте генетическую схему выведения от этих
коричневых норок платиновых.

Задача 9.1
Исходя из теории происхождения жизни О парина-Х олдейна укажите, что явилось
первым этапом возникновения жизни на Земле. Перечислите те опыты, с помощью которых
это можно доказать.
Задача 9.2
Н а уроке обсуж далась проблема: «П очему в настоящ ее время сам опроизвольное
зарождение жизни на Земле маловероятно?» Были выдвинуты следующие объяснения:
а) низкий уровень вулканической деятельности;
б) ум еньш ение и н тен си вн о сти у л ь тр аф и о л ето в о го и злуч ен и я, д о сти гаю щ его
поверхности Земли;
в) недостаточная концентрация необходимых неорганических веществ и соединений в
воде и атмосфере;
г) отсутствие необходимого сочетания некоторых физических факторов (температура,
давление, электрические разряды и др.);
д) наличие в атмосфере больш ого количества свободного кислорода, являющегося
сильным окислителем.
Каким образом вы бы ответили на поставленный вопрос? Возможно, у вас есть своя
точка зрения, отличная от предложенных?
Задача 9.3
Согласно теории академика А.И. Опарина о происхождении жизни, первыми живыми
системами были коацерваты. Сравните их свойства со свойствами известной вам из курса
зоологии свободноживущей амебы. В виде сравнительной таблицы проанализируйте их
сходные и отличительные признаки.
Задача 9.4
Д опустим , вам удалось п р о ан ал и зи р о вать хим ический состав п р о то б и о н то в и
первичных автотрофов. Постройте сравнительную таблицу, в которой будет указана разница
между химическим составом этих живых объектов. Какие органические соединения впервые
возникли на Земле с появлением фотосинтезирующих организмов?
Задача 9.5
В первичном океане существовала достаточно высокая концентрация неорганических
и органических соединений, имелись источники свободной энергии. Поэтому, согласно
теориям некоторых ученых, появление автотрофных и гетеротрофных протобионтов -
достаточно равновероятное событие. Как вы думаете, какими были по способу питания
первичные организмы в истории Земли? Свой ответ аргументируйте.

Задача 9.6
Долгое время у живых организмов на Земле существовали только бескислородные пути
диссимиляции. На каком этапе развития жизни, по вашему мнению, возник кислородный путь
расщепления питательных веществ? Следствием чего он явился? Аргументируйте свой ответ.
Задача 9.7
В какую историческую эпоху (укажите эру и период) появились на Земле первые насекомые?
О т какой группы ж ивотны х произош ли насекомы е? Б л аго д ар я каким аром орф озам
сформировался данный класс членистоногих?
Задача 9.8
Ученик назвал характерные признаки насекомых: 1) небольшие линейные размеры тела; 2)
появление дыхательной системы трахейного типа; 3) появление крыльев; 4) ротового аппарата
грызущего типа; 5) членистых конечностей; 6) твердого и эластичного хитинового покрова; 7)
выделительных трубочек, впадающих в кишечник (мальпигиевых сосудов); 8) существование
полного и неполного метаморфоза; 9) развитие тонкого обоняния и осязания; 10) прогрессивное
развитие нервной системы, способной к выработке условных рефлексов. Согласны ли вы с тем,
что все эти особенности насекомых являются ароморфозами? Обоснуйте свою точку зрения.
Задача 9.9
В какое время (указать эру и период) появились на Земле первые земноводные? В результате
каких изменений абиотических факторов осуществился этот процесс? Какие ароморфозы
обусловили выход позвоночных на сушу?
Задача 9.10
В какое время (указать эру и период) появились на Земле первые пресмыкающиеся? Укажите
ароморфозы, благодаря которым сформировался этот класс. Почему именно в этот период
истории Земли пресмыкающ иеся приобрели существенное преимущ ество в сравнении с
амфибиями?
Задача 9.11
В какое время (указать эру и период) появились на Земле первые млекопитающие?
Совокупность каких ароморфозов привела к появлению данного класса хордовых? Были ли эти
ароморфозы у пресмыкающихся?
Задача 9.12
Первые млекопитающие появились примерно 200 млн лет назад. Они обладали целым рядом
прогрессивных признаков: теплокровность, активные дыхательные движения с участием
диафрагмы, выкармливание детенышей молоком, способность пережевывать пищу и т.д. Однако
долгое время, примерно 140 млн лет, млекопитающие оставались малочисленными мелкими
крысообразными животными, не игравшими большой роли в биогеоценозах. Затем, в конце
мелового периода, численность их многократно возросла, появились разнообразные новые виды.
Начиная с кайнозойской эры млекопитающие заняли ведущее положение в мире животных. Чем
это можно объяснить? Приведите доказательства своей точки зрения.
Задача 9.13
В какое время (указать эру и период) на Земле появились птицы? Благодаря каким
ароморфозам сформировался данный класс хордовых? Как вы думаете, какой ароморфоз сыграл
ведущую роль в завоевании птицами воздушного пространства? Приведите доказательства своей
точки зрения.
З а д а ч а 9 .1 4
В какой эре и в каком периоде появились на Земле покрытосеменные растения? Какие
ароморфозы и идиоадаптации привели к биологическому прогрессу представителей этого отдела? В
чем вы видите существенные отличия покрытосеменных от голосеменных? Укажите их.
Задача 9.15
Покрытосеменные растения, по палеонтологическим данным, существовали уже в начале
юрского периода, а широко распространились и заняли господствующее положение только в конце
мелового периода. При этом большая часть видов голосеменных растений вымерла. В результате
102
чего это произошло? М ожно ли предположить, что прогресс млекопитающих и покрытосеменных
объясняется сходными причинами, или же в этих двух случаях действовали разные факторы?
Задача 9.16
П р о ан ал и зи р у й те по учебнику раздел, посвящ ённы й и сторическом у разви ти ю
растительного и животного мира Земли. Какие наиболее значительные эволюционные изменения
(ароморфозы) происходили параллельно в отделе покрытосеменных растений и в классе
млекопитаю щ их? К ак вы думаете, чем вы звано принципиальное сходство некоторы х
ароморфозов?
Задача 9.17
П р о ан ал и зи р у й те по учебнику раздел, посвящ ённы й и сторическом у разви ти ю
растительного и животного мира Земли. В какой эре и в каком периоде появились на Земле
первые наземные растения — риниофиты? Какие наиболее значительные эволюционные
изменения (ароморфозы) обеспечили возможность обитания на суше?
Задача 9.18
П р о ан ал и зи р у й те по учебнику раздел, посвящ ённы й и сторическом у разви ти ю
растительного и животного мира Земли. В какой эре и в какой период появились на Земле первые
папоротникообразные? Какие наиболее значительные эволюционные изменения (ароморфозы)
привели их к биологическому прогрессу в каменноугольном периоде?
Задача 9.19
Дарвин в своей теории указывал на три основные формы борьбы за существование: 1)
борьба с неблагоприятными условиями среды обитания; 2) борьба с живыми организмами других
видов — межвидовая; 3) борьба между организмами в пределах одного вида — внутривидовая.
Какая форма борьбы за существование является наиболее ожесточенной по Дарвину? Приведите
не менее трех примеров, подтверждающих вашу точку зрения.
Задача 9.20
Что, по Дарвину, является первичным материалом и предпосылкой эволюционных
изменений в природе? Чем взгляды Дарвина по этой проблеме отличались от взглядов Ламарка?
Объясните появление полосатой окраски у тигра: а) с позиции Ламарка; б) с позиции Дарвина; в)
с современных научных позиций.
Задача 9.21
У домашних животных (собак, кошек, лошадей и т.д.) в большинстве случаев окраска более
разнообразна, чем у их диких предков. В чем вы видите причину таких различий? Постарайтесь
аргументировать свою точку зрения с учетом теории Дарвина об искусственном и естественном
отборе.
Задача 9.22
Щенкам собак некоторых пород (боксерам, ризеншнауцерам, ротвейлерам и др.) в раннем
возрасте купируют хвосты. Этого не делают со щенками догов, бультерьеров и овчарок. У собак
любой породы могут изредка, в результате мутаций, рождаться щенки с укороченными хвостами.
Замечено, что у боксеров и ротвейлеров это случается значительно чаще, чем у собак других
пород. Каким образом это можно объяснить?
Задача 9.23
Одним из примеров микроэволюционных процессов является направленное изменение
окраски бабочки берёзовой пяденицы. Около 150 лет тому назад среди светлоокрашенных бабочек
впервые были отмечены пяденицы с темной окраской (меланисты). В настоящее время в
промыш ленных районах более 90% бабочек — меланисты. Бабочки с темной окраской
встречаются в местности, где деревья загрязнены копотью чаще, чем светлые, потому что: а)
бабочки-меланисты откладывают яиц больше, чем светлые; б) темные бабочки более устойчивы
к загрязнению; в) темный цвет маскирует бабочек от хищников; г) птицы предпочитают светлых
бабочек по вкусовым качествам; д) под влиянием загрязнения некоторые бабочки становятся
темнее других. Выберите наиболее правильное, на ваш взгляд, суждение, постарайтесь его
аргументировать.
103
Задача 9.24
Учитывая решение предыдущей задачи, объясните возникновение приспособления у
бабочки каллимы, которая со сложенными крыльями напоминает сухой листочек. Как называется
такого рода приспособление? Результатом какой изменчивости оно является?
Задача 9.25
Растение верблюжья колючка хорошо приспособлено к жизни в пустыне: имеет длинные
корни, у него максимально снижена транспирация (испарение воды), его не употребляют многие
животные. Каким образом, с позиции эволюционной теории, можно объяснить, что верблюды
и козы его поедают?
Задача 9.26
Ниже перечислены некоторые эволюционные термины. Укажите те из них, которые
использовал в своём учении Ч.Дарвин: 1. Естественный отбор. 2. Популяционные волны. 3.
Комбинативная изменчивость. 4. Дрейф генов. 5. Экологическая изоляция. 6. Модифи-кационная
изменчивость. 7. Миграции. 8. Борьба за существование. 9. Соотносительная изменчивость. 10.
О пределенная изм енчивость. 11. Д ивергенция. 12. Н еопределённая изменчивость. 13.
Мутационная изменчивость. 14. Ароморфоз.
Задача 9.27
Что представляет собой с точки зрения эволюции появление крылышек у плодов клена и
семян-крылаток у сосны? Чем объяснить сходство приспособлений?
Задача 9.28
Что представляет собой с точки зрения эволюции появление сочной мякоти в плодах малины
и сочной шишки у можжевельника? Следствием какого эволюционного процесса является это
сходство?
Задача 9.29
Что представляет собой с точки зрения эволюции появление лазающего стебля у винограда,
лианы монстеры и плюща? Каким образом могло появиться это сходство?
Задача 9.30
Что представляет собой с точки зрения эволюционной теории утрата корней и листьев у
паразитического растения повилики и редукция пищеварительной системы у бычьего цепня?
Задача 9.31
П роанализируйте структурно-логическую схему, посвящ енную микроэволю ции, и
письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Что относится к элементарным эволюционным факторам?
2. Следствием чего может быть элементарное эволюционное явление?
3. В чем заключается результат микроэволюции?
* Задача 9.32
Всем хорош о зн аком ы ры ж ие тар ак ан ы — прусаки. Б л аго д ар я всеядности и
неприхотливости они успешно размножаются в квартирах жилых домов, хорошо себя чувствуют
и в общежитиях, служебных помещениях. Каким образом вы объясните, что на них не действуют
многие сильные инсектициды в порошках и аэрозолях, а такое средство, как боракс (на основе
борной кислоты), помогает избавиться от этих вредных насекомых?
Задача 9.33
Несколько лет тому назад в прессе появились сообщения о том, что в Москве в метро и по
лестничным маршам жилых домов спокойно разгуливают крысы фантастических размеров (со
среднюю собаку). Как вы относитесь к возможности возникновения такого вида крыс? Ваши
предложения по их истреблению? Возможно ли появление таких крыс в заброшенных шахтах?
Задача 9.34
Предположим, вы в кусте шиповника увидели лист (или несколько) с нетипичным для
данного вида строением листовой пластинки. Основываясь на эволюционной теории, ответьте
на следующие вопросы: 1) Каким образом такой лист мог появиться? 2) Сможет ли, в перспективе,
такая форма листа вытеснить исходную листовую пластинку? 3) Полезно или вредно самому
растению такое явление?
104
З а д а ч а 9 . 3 5
Существующие в настоящее время животные и растения составляют лишь небольшую
часть видов, существовавших когда-либо на Земле (всего 0,5 — 1%); большинство видов
вымерло. Например, около 10 тыс. лет тому назад вымерли мамонты, гигантские олени.
Примерно в это же время вымерли пещерные львы и саблезубые тигры. Каким образом можно
объяснить вымирание этих разных животных?
З а д а ч а 9 . 3 6
Как вы думаете, микро- или макроэволюционные процессы отражает биогенетический
закон? Аргументируйте свою точку зрения.
З а д а ч а 9 . 3 7
Весной, при распускании почек, на одном из растений вместо цветка из цветочной почки
развился зелёный побег с листьям и. К аким образом это явление мож но объяснить с
эволюционной точки зрения? Ч то является причиной этого явления с позиций генетики?
З а д а ч а 9 . 3 8
Из спор мха развиваются гаплоидные нити протонемы, похожие на нитчатые зелёные
водоросли. К акой биологический закон дает этому объяснение? Какие дополнительные
исследования вы бы провели для подтверждения своей точки зрения?
З а д а ч а 9 . 3 9
Приводим названия животных, являющихся предками лошади: эогиппус, меригиппус,
гиппарион. М ожно ли назвать их разновидностями лошади? Что представляет собой эта
группа с эволюционной точки зрения? Свой ответ обоснуйте.
З а д а ч а 9 . 4 0
У акул, ихтиозавров и дельфинов сходные очертания тела обусловлены обитанием в
водной среде. Как вы знаете, это явление называется конвергенцией. Как вы думаете, в ходе
какого эволю ционного процесса возникает конвергенция как результат направленного
действия естественного отбора?
З а д а ч а 9 .4 1
У д о м о вы х в о р о б ь ё в , о б и таю щ и х в р азл и ч н ы х п р и р о д н ы х зон ах У кр аи н ы ,
наблюдаются определенные отличия в окраске оперения и в поведении. Это дивергентные
изменения. Как вы думаете, в ходе какого эволюционного процесса возникает дивергенция
как результат направленного действия естественного отбора?
9.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — АНТРОПОГЕНЕЗ
(При решении задач используйте структурно-логическую схему №10).
З а д а ч а 9 . 4 2
При раскопках в Африке найдены остатки тазовых костей, близких по строению к
современному человеку. Их возраст оценивается в 5 млн лет. Кому они принадлежат?
З а д а ч а 9 .4 3
При раскопках в Азии обнаружен череп со следующими характеристиками: объем 1000
см3, лоб очень покатый, над глазами костный валик, лобная и височные доли развиты лучше,
чем у обезьян, челюсть без подбородочного выступа. Кому он принадлежит?
З а д а ч а 9 . 4 4
При раскопках в Азии обнаружен череп антропоида со следующими характеристиками:
объем 1200 см3, левая доля несколько больше, чем правая. Череп был обнаружен в слое золы
среди орудий из камней, костей, рогов. Кому он принадлежит?
З а д а ч а 9 . 4 5
Во врем я р аск о п о к в А ф рике бы л найден череп ан т р о п о и д а со следую щ им и
характеристиками: объем 1400 см3, низкий скошенный лоб, развитые надбровные дуги, нижняя
челюсть со слабовыраженным подбородочным выступом. Череп обнаружен среди костяных
орудий и каменных пластин. Кому он принадлежит?

Задача 9.46
П ри раскопках в А встралии найден хорош о сохранившийся череп со следующими
характерными чертами: объем 1600 см3, надглазничный валик отсутствует, подбородочный
выступ развит, зубы сходны с зубами современного человека. Какому примату принадлежит
этот череп?
Задача 9.47
В музее антропологии после ремонта утеряли таблички от экспонатов. Постарайтесь
определить, какому представителю гоминид принадлежит череп, если:
1) вместимость мозговой коробки — около 900 см3; 2) сагиттальный гребень сохранился в
виде небольшого валика на лобной кости; 3) затылочный рельеф отсутствует; 4) надглазничный
рельеф ясно выражен; 5) сосцевидный отросток хорошо развит.
Задача 9.48
В африканском тропическом лесу охотники нашли череп, напоминающий человеческий.
Постарайтесь определить, кому принадлежит череп, если: 1) вместимость мозговой коробки —
около 400 см3; 2) сагиттальный гребень отсутствует; 3) на затылочной кости сильно выражен рельеф;
4) хорошо развит надглазничный валик; 5) сосцевидный отросток не развит.
Задача 9.49
В пещере с мумифицированными остатками жертвоприношений ученые-антропологи
обнаружили хорошо сохранившийся череп с округлым отверстием в лобной кости. Кому из приматов
принадлежит череп, если: 1) вместимость мозговой коробки — около 1500 см3; 2) сагиттальный
гребень отсутствует; 3) затылочного гребня нет, однако рельеф затылочной кости достаточно хорошо
выражен; 4) надглазничный рельеф не выражен; 5) сосцевидный отросток сильно развит?
Задача 9.50
Какая из человекообразных обезьян имеет наибольшее сходство с человеком: орангутан, гиббон,
шимпанзе, горилла? Какими критериями вы воспользуетесь для доказательства своей точки зрения?
* Задача 9.51
Кому из ископаемых предков человека принадлежит череп, если: подбородочный выступ на
нижней челюсти развит сильно, лоб высокий, затылочное отверстие в середине основания черепа?
Обоснуйте свою точку зрения. Достаточно ли имеющейся информации? Какие дополнительные
исследования вы бы провели для окончательного ответа?

З а д а ч а 1 0 .2
В биоценозе совокупность живых организмов находится в различных взаимоотношениях:
пространственных, пищевых, антагонистических, мутуалистических, конкурентных и т.д. Как вы
думаете, какая форма взаимоотношений является главной?
З а д а ч а 1 0 . 3
Изменение какого абиотического фактора является для большинства животных и растений
сигналом к сезонным изменениям жизненных функций? Какие исследования вы бы провели для
подтверждения своей гипотезы? Составьте план исследований в тетради.
З а д а ч а 1 0 . 4
У мелких многоклеточных водных животных — коловраток на протяжении весны и лета
наблюдается партеногенетическое размножение. В конце лета происходит размножение с
оплодотворением. Как вы считаете, чем в первую очередь это вызвано? Постройте график
изменения общей численности и половой структуры популяции коловраток на протяжении лета.
З а д а ч а 1 0 . 5
У мелких водных ракообразных — дафний на протяжении весны и лета наблюдается
п ар т ен о ген ети ч еск о е р азм н о ж ен и е. В кон це л ета п р о и сх о д и т р азм н о ж ен и е с
оплодотворением. Как вы считаете, чем в первую очередь это вызвано? Постройте график
Ill
изменения общей численности и половой структуры популяции дафний в зависимости от
этого фактора.
Задача 10.6
У мелких насекомых тлей, питающихся соком растений, на протяжении весны и лета
наблюдается партеногенетическое размножение. В конце лета происходит размножение с
оплодотворением. Как вы считаете, чем в первую очередь это вызвано? Постройте график
изменения общей численности и половой структуры популяции тлей в зависимости от этого
фактора.
Задача 10.7
Какой из компонентов биоценоза наиболее подвержен изменениям: а) продуценты; б) консу-
менты; в) редуценты? Обоснуйте свою точку зрения, составив цепь питания.
Задача 10.8
Биомасса планктона на 1 м2 составляет 1 кг. Согласно правилу экологической пирамиды,
определите площадь (в га) соответствующего биогеоценоза, в котором сможет вырасти и
прокормиться пара судаков до массы 4 кг каждый в цепи питания: планктон— растительноядные
рыбы— судак. Из указанных значений массы планктона и рыб 40% приходится на сухое вещество.
Задача 10.9
Биомасса растительности в саванне— 750 г/м2. Согласно правилу экологической пирамиды,
определите площадь (в га) соответствующего биогеоценоза, которая может прокормить льва
массой 250 кг в цепи питания: травянистые растения — парнокопытные — лев. Из указанных
значений массы растений и животных 70% приходится на воду.
Задача 10.10
Биомасса планктона на 1 м2 составляет 400 г. Согласно правилу экологической пирамиды,
определите площадь (в га) соответствующего биогеоценоза, которая сможет прокормить
морского леопарда массой 300 кг в цепи питания: планктон — рыба — пингвин — морской
леопард. Из указанных значений биомассы 60% составляет вода.
Задача 10.11
В 5 х 106 м3 открытого океана за год развивается 200 т фито- и зоопланктона. Достаточно
ли этого объёма для существования одного кита-полосатика, если прирост его массы за это же
время составил 2 т?
Задача 10.12
С редняя ж ивая масса годовалой рыжей лисицы — 20,5 кг. П редполож им , что с
одномесячного возраста, когда масса лисёнка составляла 500 г, он перешёл на питание
исключительно куропатками (средняя масса— 800 г). Какое количество куропаток понадобилось
ему съесть для достижения массы годовалой лисы? Какой прирост биомассы продуцентов
(растений) понадобился для этого? Какая площадь (в га) достаточна для прокормления одной
лисицы, если продуктивность растительной биомассы составляет 2 т/га за год?
Задача 10.13
Одна пара чёрных стрижей (отряд Длиннокрылые), весящих по 55 г каждый, питается
различными насекомыми, в т.ч. растительноядными. Они вскармливают трёх птенцов (при
вылуплении масса птенца составляет 5 г). За 60 дней выкармливания относительная масса
растительноядных насекомых в рационе птенцов составила 75%. Основываясь на правиле
экологической пирамиды, рассчитайте, какое количество растительной биомассы сохранила одна
пара стрижей.
Задача 10.14
Средняя живая масса детёныша обыкновенной выхухоли (вид занесён в Красную книгу
Украины) при рождении — 10 г, а массы взрослой выхухоли (460 г) он достигает к 6 месяцам.
Выхухоль питается различными водными беспозвоночными и растениями, относительная масса
которых в рационе составляет соответственно 80 и 20%. За сутки взрослый зверек съедает в среднем
250 г пищи. Учитывая, что обычно самка выхухоли приносит 1 помёт в год и средняя её
плодовитость — 3 детёныша, рассчитайте минимальную площадь, необходимую для создания в
пойме реки Северский Донец заказника для 250 пар выхухолей. (Годовой прирост растительной
биомассы — 2 т/га.)
112
Задача 10.15
Ёж ушастый — небольшое животное массой до 600 г (вид занесён в Красную книгу). Эти
зверьки поедают в больших количествах жуков, других насекомых, яйца гнездящихся на земле
птиц, грызунов, ящериц и змей. Могут есть и растительную пищу — ягоды, семена, зелёные
части некоторых растений. Относительная масса животной и растительной пищи в рационе
составляет соответственно 75% и 25%. За 1 сутки взрослый ёж съедает 200 г пищи. В приплоде в
среднем 6 детенышей, которые с 1,5 месяца перестают сосать мать, а в годовалом возрасте
достигают веса взрослых особей. Зимой на 4 месяца ежи впадают в спячку. Составьте пищевую
цепь и сеть питания для ежа ушастого. Рассчитайте минимальную площадь обитания для семьи
ежей в течение одного года. (Годовой прирост растительной биомассы — 2 т/га.)
Задача 10.16
Биомасса растительных организмов в Мировом океане составляет 3,9 млрд т, а биомасса
животных— 997 млн т. Рассчитайте отношение массы продуцентов к массе консументов в морских
экосистемах. Какое общее количество биомассы находится в океане? Соблюдается ли здесь
правило экологической пирамиды? Каким образом можно объяснить отклонение от теоретически
ожидаемого соотношения?
Задача 10.17
Биомасса растений в материковых биогеоценозах составляет 1837 млрд т, а биомасса
животных— 1005 млн т. Рассчитайте отношение массы продуцентов к массе консументов. Какое
количество биомассы суммарно сосредоточено в биоценозах суши и соблюдается ли в них
правило экологической пирамиды? Учитывая данные предыдущей задачи, проанализируйте, за
счет каких организмов можно существенно увеличить суммарную биомассу Земли?
Задача 10.18
Чистый прирост растительной биомассы на 1 м2/год (в пересчете на сухое вещество)
различен в разных биогеоценозах. В пустыне он составляет 1 г, в полупустыне — 50 г, в открытом
океане — 130 г, в тундре — 140 г, в смешанных лесах умеренного пояса — 1200 г, в тропическом
лесу — 2200 г. Учитывая факторы, влияющие на интенсивность фотосинтеза, объясните, почему
продуктивность так значительно варьирует в разных биогеоценозах.
Задача 10.19
Известно, что общая чистая первичная продуктивность биосферы Земли (органические
вещества, синтезированные растениями, за вычетом части, идущей на дыхание и выделение самих
растений) составляет в год 170 млрд т. Из них продуценты Мирового океана, занимающего почти
71% поверхности земного шара, дают около 55 млрд т. Во сколько раз чистая продуктивность
растений суши больше? Как можно объяснить более высокую продуктивность наземной
растительности?
Задача 10.20
Чистая продукция— прирост живой биомассы вследствие использования солнечной энергии
— на участке влажного тропического леса составила 20 т на 1 га за год при аккумуляции 0,1°/)
солнечной энергии. Какая часть энергии Солнца используется в зарослях водорослей, где прирост
биомассы составляет 25 т на 1 га за год (интенсивность излучения считать одинаковой)?
Задача 10.21
Чистая продукция— прирост живой биомассы вследствие использования солнечной энергии
— на участке влажного тропического леса составила 20 т на 1 га за год при аккумуляции 0,1%
солнечной энергии. Какое количество составит прирост биомассы на такой же площади саванны,
где используется 0,04% энергии Солнца (интенсивность излучения считать одинаковой)?
Задача 10.22
Чистая продукция— прирост живой биомассы вследствие использования солнечной энергии
— на участке тайги составила 10 т на 1 га за год при аккумуляции 0,05% солнечной энергии.
Сколько составит прирост биомассы на такой же площади тундры, где используется 0,01 % энергии
Солнца (интенсивность излучения считать одинаковой)? Как бы вы объяснили высокую
уязвимость тундровых экосистем?
113
Задача 10.23
Чистая продукция— прирост живой биомассы вследствие использования солнечной энергии
— на участке лугостепи составила 5 т на 1 га за год, где аккумулируется 0,025% солнечной энергии.
Сколько составит прирост биомассы на такой же площади культивируемых земель, где
используется 0,05% энергии Солнца (интенсивность излучения считать одинаковой)?
Задача 10.24
Чистая продукция— прирост живой биомассы вследствие использования солнечной энергии
— на участке листопадного леса составила 12 т на 1 га за год при аккумуляции 0,06% солнечной
энергии. Какая часть энергии Солнца используется в болотных экосистемах, где прирост биомассы
составляет 20 т на 1 га за год (интенсивность излучения считать одинаковой)?
*3адача 10.25
Чистая продукция прироста биомассы на коралловых рифах в среднем составляет 2500
г/м2, что значительно выше продуктивности районов открытого океана (250 г/м2), так же
расположенных в экваториальной области. Какая часть солнечной энергии аккумулируется
биоценозами открытого океана, если продуценты коралловых рифов используют её 0,125%?
Каким образом вы объясните это явление? С какими факторами внешней среды это связано?
Предложите не менее двух способов использования данного явления в интересах человека.
10.2. УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОСИСТЕМ
Задача 10.26
В каком случае количество особей в популяции сравнительно с численностью этого же
биологического вида, который обитает в природе, будет: а) большим; б) меньшим; в) равным?
Приведите примеры и запишите их в тетради.
Задача 10.27
Какие из перечисленных ниже фактов являются свидетельством того, что конкретный
биологический вид хорошо приспособлен к условиям окружающей среды: а) постоянно большая
численность особей вида; б) значительное колебание численности вида (сезонные и годовые); в)
присутствие в популяциях большого количества мутантных особей; г) незначительное количество
популяций; д) миграционные процессы в пределах ареала вида происходят активно; е) особи
имеют хорошую защитную окраску; ж) в популяциях небольшой уровень внутривидовой
конкуренции? Какие другие показатели могут подтвердить вашу точку зрения?
Задача 10.28
П роан ал и зи р у й те предлож енную экологическую ситуацию , а затем п остройте
математическую модель, которая бы ей соответствовала. Общее количество особей в популяции
остается относительно постоянным, поскольку: а) ежегодно гибнет приблизительно одинаковое
количество особей; б) организмы размножаются более интенсивно при малой плотности
популяции и менее интенсивно при больш ой плотности; в) различны е ф акторы среды
противодействуют большому репродуктивному потенциалу популяции; г) у всех особей в
популяции прекращаются процессы, связанные с размножением после того, как численность
популяции начинает превышать средний уровень. При построении математической модели
используйте такие символы:
N и N - количество особей в популяции в определенные моменты времени;
В — рождаемость; D — смертность; М - миграционные процессы.
Задача 10.29
У каж дого вида живых организм ов состояние зимнего покоя наступает лиш ь на
определенной стадии развития. На какой стадии развития, по вашему мнению, зимует переносчик
малярии— малярийный комар? 1. Яйцо. 2. Личинка. 3. Куколка. 4. Взрослое насекомое. 5. Личинка
или куколка. Введите собственные условные обозначения и постройте графическую модель
жизненного цикла этих насекомых на протяжении одного года. Как вы думаете, в какое время
года популяция комаров наиболее устойчива?
114
Задача 10.30
У каж дого вида живых организм ов состояние зимнего покоя наступает лиш ь на
определенной стадии развития. Н а какой стадии развития, по вашему мнению, зимует
вредитель крестоцветных — бабочка-капустница? 1. Яйцо. 2.Личинка. 3. Куколка. 4. Взрослое
насекомое. 5. Яйцо или взрослое насекомое. Введите собственные условные обозначения и
постройте графическую модель жизненного цикла этих насекомых на протяжении одного
года. Как вы думаете, в какое время года популяция бабочек-капустниц наиболее устойчива?
Задача 10.31
Приводим характеристику двух биогеоценозов. Биогеоценоз А: видовое разнообразие —
10 видов растений и 5 видов животных, биомасса — 20 т на 1 га. Биогеоценоз Б: видовое
разнообразие — 20 видов растений и 10 видов животных, биомасса 20 т на 1 га. Определите,
какая из экосистем более устойчива? 1. А устойчивее Б, т.к. меньше видовое разнообразие. 2. Б
устойчивее А, т.к. больше видовое разнообразие. 3. Устойчивость равна вследствие равенства
биомассы. 4. Устойчивость равна вследствие равенства отношений растений и животных. 5.
Устойчивость Б меньше, т.к. в нем больше видов животных.
Задача 10.32
Приводим характеристику биогеоценозов А и Б. Биогеоценоз А: видовое разнообразие —
20 видов растений и 20 видов животных, биомасса 15 т. Биогеоценоз Б: видовое разнообразие —
10 видов растений и 20 видов животных, биомасса 15 т. Устойчивость какого биогеоценоза
меньше? 1. Б устойчивее А, т.к. видовое разнообразие меньше. 2. Устойчивость равна вследствие
равенства биомассы. 3. Устойчивость Б больше, т.к.соотношение видов в пользу животных. 4.
Устойчивость Б меньше, т.к. в нем меньше видов растений. 5. Устойчивость Б меньше, т.к. меньше
видовое разнообразие.
Задача 10.33
Приводим характеристику двух биогеоценозов: А и Б. Биогеоценоз А: 20 видов растений, 5
видов копытных, 15 видов растительноядных насекомых. Б: 20 видов растений, 15 видов
копытных, 5 видов растительноядных насекомых. Сравните устойчивость экосистем. 1.
Устойчивость А выше, т.к. больше видов насекомых. 2. Устойчивость равна вследствие общего
равенства видов. З.Устойчивость Б выше, т.к. в нем меньше насекомых. 4. Равна вследствие
равенства числа видов растений. 5. Устойчивость Б меньше, т.к.больше видов травоядных
копытных.
Задача 10.34
Приводим характеристику двух биогеоценозов: А и Б. Биогеоценоз А: 30 видов растений, 2
вида копытных, 10 видов растительноядных насекомых. Б: 30 видов растений, 6 видов копытных,
6 видов растительноядных насекомых. Сравните устойчивость экосистем. 1.Устойчивость А
выше, т.к. больше видов насекомых. 2. Устойчивость равна вследствие общего равенства видов.
З.Устойчивость Б выше, т.к. в нем меньше видов насекомых. 4. Равна вследствие равенства числа
видов растений. 5. Устойчивость Б меньше, т.к. больше видов травоядных копытных.

Задача 10.36
В некотором районе Z работниками санитарно-эпидемиологической станции ежегодно
летом проводится истребление при помощи инсектицидов имаго кровососущих двукрылых
насекомых (комаров, мошек). Однако заметного длительного снижения численности кровососов
не происходит. Как можно объяснить данное явление, используя экологический анализ? Каким
образом возможно снижение численности вредоносных насекомых с наименьшим уроном для
окружающей среды?
Задача 10.37
Составьте план анализа популяций кровососущих двукрылых в районе Z с целью снижения
их численности. Для этого используйте структурно-логическую схему к данному разделу.
Задача 10.38
Экологические полевые исследования показали, что в популяции кровососущих двукрылых
ранней весной присутствуют лишь личинки младшего возраста. Вспомните биологические
особенности насекомых с полным превращением и укажите, какие возрастные группы появятся
в данной популяции к лету.
Задача 10.39
Летом в природных биотопах Саудовской Аравии проводился учет численности саранчи
(имаго и преимагинальных стадий). В пределах одной генерации численность каждой возрастной
группы составила: отложенные яйца — N, = 80000; личинки (нимфы) первого возраста — N, =
24000; нимфы второго возраста — N 3 = 12000; нимфы третьего возраста — N4 = 6000; имаго —
N 5 = 1200. Определите коэффициент выживаемости при переходе из каждой возрастной группы
в последующую и общий коэффициент выживаемости для популяции в целом. Чем объясняется
разница в коэффициентах выживаемости для различных возрастных групп?
Задача 10.40
В лабораторных условиях изучалась плодовитость самок кровососущих насекомых. 100
самок, не питавшихся кровью (автогенно), отложили всего 3000 яиц, 20 самок, питавшихся кровью,
— 4000. Определите среднюю плодовитость особей в каждой группе. Объясните полученные
результаты.
Задача 10.41
Генетическая система определения пола у кровососущих насекомых предопределяет
соотношение самок и самцов 1:1. Однако в естественных биоценозах часто наблюдаются резкие
отклонения от теоретически ожидаемого. Например, в прибрежных биотопах при роении
соотношение самок к самцам достигает 1:1000, а в удалении от воды (в местах выпаса крупного
рогатого скота) — соотношение обратное. Каким образом это можно объяснить? Что вы можете
сказать о пространственной и половой структуре данной популяции насекомых?
Задача 10.42
Заяц может стать добычей волка с вероятностью 0,05, лисицы — с вероятностью 0,4,
степного орла — с вероятностью 0,1. Какая вероятность у зайца выжить и оставить потомство?
Задача 10.43
В одном из охотничьих хозяйств в природу выпустили 4000 фазанов. Егеря установили,
что 400 фазанов попали в когти ястреба, 800 — съели лисицы, 200 — бродячие собаки, а 2400
фазанов застрелили охотники. Какая вероятность у фазана выжить?

Ответы к задачам по биологии Овчинников from zoner

Категория: Биология | Добавил: Админ (12.08.2016)
Просмотров: | Теги: овчинников | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar