Тема №9163 Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 4) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

III вариант
Часть «А»
А1. Вирусы являются: 1) автотрофными организмами; 2) внутриклеточными
паразитами; 3) факультативными паразитами; 4) симбионтными организмами.
А2. Надцарство Эукариоты включает царства: 1) Бактерии и
Цианобактерии; 2) Вирусы и Протисты; 3) Протисты, Грибы, Растения и
Животные;
4) Беспозвоночные и Позвоночные животные;
А3. Хемосинтезирующими являются бактерии: 1) анаэробные и
гетеротрофные; 2) водородные и нитрифицирующие; 3) пурпурные и
цианобактерии; 4) гнилостные и болезнетворные.
А4. Отрицательная роль бактерий: 1) связывание атмосферного азота;
2) очистка сточных вод; 3) объект генной инженерии; 4) причина болезней
человека и животных.
А5. Светочувствительный глазок имеют: 1) амеба обыкновенная; 2)
эвглена зеленая; 3) хлорелла; 4) инфузория туфелька.
А6. У вольвокса: 1) талломная организация; 2) автотрофный тип питания;
3) одноклеточный организм; 4) гетеротрофный тип питания.
А7. По способу питания грибы являются: 1) автотрофами; 2)
гетеротрофами; 3) миксотрофами; 4) гетеротрофами и миксотрофами.
А8. Вегетативное тело большинства грибов представлено: 1) мицелием,
состоящим из тонких бесцветных нитей (гифов), с верхушечным ростом и
боковым ветвлением; 2) шляпкой и ножкой; 3) плотным сплетением гифов, на
поверхности которых образуются споры; 4) мицелием, состоящим из гифов,
шляпкой и ножкой.
А9. Систематика растений изучает: 1) процессы жизнедеятельности
растений; 2) распространение растений на Земле; 3) классификацию растений;
4) структуру растительных сообществ. 
А10. Мох фиксируется в почве: 1) ризоидами; 2) корневищем; 3) главным
корнем; 4) придаточными корнями.
А11. Заросток папоротника прикрепляется к субстрату: 1) корнями;
2) корневищами; 3) ризоидами; 4) органов прикрепления нет.
А12. Женский гаметофит у сосны образуется из: 1) женской шишки;
2) семяпочки; 3) макроспоры; 4) эндосперма.
А13. Вегетативные органы цветкового растения: 1) корень, стебель
и лист; 2) плод и побег; 3) цветок и лист; 4) плод и семя.
А14. Побег состоит из: 1) листьев, почек и корней; 2) стебля, листьев и
почек; 3) стебля, почек и корней; 4) стебля, листьев и корней.
А15. Клубень — это: 1) видоизменение бокового корня; 2) видоизменение
придаточного корня; 3) разрастание надземного побега; 4) разрастание
подземного побега.
А16. К мужской части цветка относятся: 1) рыльце и столбик пестика;
2) тычиночная нить и пыльник; 3) околоцветник; 4) завязь.
А17. Способы вегетативного размножения побегами: 1) отводками,
корневищем и усами; 2) корневыми отпрысками; 3) корнеплодами; 4) отводками
и корневыми черенками.
А18. Растения, имеющие сочные плоды: 1) капуста и черемуха; 2)
капуста и яблоня; 3) виноград и томат; 4) одуванчик и черемуха.
А19. Значение представителей семейства Мятликовые: 1) продукты
питания для человека и корм для животных; 2) сырье для пищевой
промышленности; 3) корм животным; 4) сырье для получения лекарств.
А20. Представители семейства Розоцветные: 1) арахис и рябина; 2)
яблоня и белая акация; 3) шиповник и желтая акация; 4) черемуха и боярышник.
А21. Тип плодов семейства Пасленовые: 1) ягода и коробочка; 2) яблоко
и ягода; 3) коробочка и стручок; 4) стручок и семянка.
А22. В парфюмерной промышленности используют эфирные масла
растений семейств: 1) Лилейные; 2) Сложноцветные; 3) Розоцветные; 4)
Пасленовые.
А23. Вокруг капсида некоторых вирусов (например, вируса герпеса)
образуется оболочка, состоящая из: 1) полисахаридов; 2) липопротеинов;
3) нуклеопротеинов; 4) белков.
А24. В цитоплазме бактерий находятся органеллы: 1) митохондрии;
2) комплекс Гольджи; 3) эндоплазматическая сеть; 4) рибосомы.
А25. Клубеньковые бактерии живут и размножаются: 1) в почве, возле
корней растений; 2) на поверхности почвы; 3) в клетках корней растений;
4) в клубнях картофеля.
А26. Циста протистов — это стадия: 1) бесполого размножения; 2)
накопления питательных веществ; 3) образования гамет; 4) покоя.
А27. Грибы снабжают растение: 1) органическими веществами; 2)
минеральными солями и водой; 3) витаминами и фитонцидами; 4) водой и
антибиотиками. 
А28. Съедобными пластинчатыми грибами являются: 1) белый гриб
и подосиновик; 2) перечный гриб и мухомор; 3) рыжик и лисичка; 4) бледная
поганка и ложная лисичка.
А29. Хроматофор улотрикса имеет форму: 1) спирально закрученной
ленты; 2) полукольца; 3) чаши; 4) незамкнутого кольца.
А30. Папоротник состоит из: 1) главного корня, стебля и листьев; 2)
корневища, придаточных корней и листьев; 3) прямостоячего неветвящегося
стебля; 4) стержневого корня и вечнозеленых листьев.
А31. Продолжительность жизни сосны: 1) 35–40 лет; 2) 150–300 лет;
3) 350–400 лет; 4) 300–500 лет.
А32. Укажите стадию жизненного цикла папоротника, развивающуюся
из споры: 1) фотосинтезирующий гаметофит; 2) бесхлорофилльный спорофит;
3) обоеполый спорофит; 4) листостебельное растение.
А33. Найдите соответствие между представителями протистов (1 —
эвглена зеленая; 2 — хлорелла) и их признаками (А — бесполое
размножение делением надвое; Б — неподвижна, подковообразный
хроматофор; В — стигма и жгутики отсутствуют; Г — автогетеротрофное
питание; Д — наличие жгутика и стигмы):
1) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г; 3) 1 – А, Г, Д; 2 – Б, В;
2) 1 – А, В; 2 – Г, Д; 4) 1 – Б, Г, Д; 2 – А, В.
А34. Найдите соответствие между грибами (1 — плесневые; 2 —
шляпочные) и их признаками (А — обитают на продуктах питания; Б —
образуют микоризу; В — у некоторых представителей гифы грибницы не
имеют перегородок; Г — наличие плодового тела; Д — у некоторых споры
наружного происхождения – конидии):
1) 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г; 3) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г;
2) 1 – Б, Г; 2 – А, В, Д; 4) 1 – А; 2 – Б, В, Г, Д.
А35. Найдите соответствие между тканями покрытосеменных растений
(1 — образовательные; 2 — основные) и их функциями (А — обеспечивают
рост растения; Б — обеспечивают фотосинтез и накопление питательных
веществ; В — дают начало другим тканям; Г — накапливают в клетках
влагу; Д — закрывают раневую поверхность у растений):
1) 1 – Б, Г; 2 – А, В, Д;
2) 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г;
3) 1– А, Г; 2 – Б, В, Д;
4) 1 – А, Б; 2 – В, Г, Д.
А36. Определите последовательность расположения структур цветка
растений, начиная с центральной: 1) завязь; 2) яйцеклетка; 3) нуцеллус; 4)
зародышевый мешок; 5) покровы семязачатка.
1) 2 → 4 → 3 → 5 → 1;
2) 3 → 4 → 2 → 5 → 1;
3) 5 → 1 → 2 → 4 → 3;
4) 1 → 2 → 3 → 4 → 5. 
А37.Выберите последовательность стадий жизненного цикла сосны,
начиная со спорофита: 1) споры; 2) спорофит; 3) гаметы; 4) гаметофит; 5)
зигота; 6) семя.
1) 2 → 1 → 4 → 6 → 5 → 3;
2) 2 → 1 → 4 → 3 → 5 → 6;
3) 2 → 4 → 1 → 3 → 6 → 5;
4) 6 → 5 → 4 → 1 → 2 → 3.
А38. Выберите последовательность расположения структур тела у
протистов: 1) эндоплазма; 2) плазматическая мембрана; 3) пелликула; 4)
эктоплазма.
1) 3 → 2 → 4 → 1; 3) 2 → 3 → 4 → 1;
2) 2 → 3 → 4 → 1; 4) 1 → 2 → 3 → 4.
Часть «Б»
Б1. К доклеточным формам жизни относятся вирусы и …
Б2. Генетический аппарат бактерий представлен кольцевой
молекулой …
Б3. В кишечнике человека обитают бактерии …
Б4. Светочувствительный глазок ярко-красного цвета у эвглены
зеленой называется …
Б5. Наука, изучающая грибы, называется …
Б6. Ткань, которая образуется внутри семязачатка голосеменных
растений до оплодотворения, а у покрыто семенных — после
оплодотворения, называется …
Б7. Летучие вещества антибактериального действия, выделяемые сосной,
называются …
Б8. Найдите соответствие между представителями высших растений и
их признаками:
А) выводковые почки на корнях; 1) моховидные;
Б) наличие ризоидов; 2)
папоротниковидные.
В) листья выполняют функции фотосинтеза и спороношения;
Г) стебель представлен корневищем;
Д) клетки ассимиляторы листа содержат хлорофилл.
А Б В Г Д
Б9. Найдите соответствие между классами покрытосеменных растений
и типами их плодов:
А) костянка; 1) однодольные;
Б) зерновка; 2) двудольные.
В) стручок;
Г) семянка;
Д) орех.
А Б В Г Д
Б10. Расположите органы (структуры) растений в порядке их
эволюционного возникновения: 1) ситовидные трубки; 2) хлоропласты; 3)
лист; 4) пестик; 5) антеридии; 6) соцветие.
Б11. Выберите последовательность стадий конъюгации у инфузории-
туфельки: 1) разрушение макронуклеуса; 2) соединение инфузорий в области
ротовых отверстий; 3) деление микронуклеусов; 4) слияние мигрирующего
и стационарного ядер; 5) обмен мигрирующими ядрами.
Б12. Расставьте цифры соответственно обозначенным
структурам эвглены:
— хроматофоры;
— стигма;
— сократительная вакуоль.
IV вариант
Часть «А»
А1. Бактериофаги, обязательно приводящие к лизису (разрушению)
зараженной клетки, называются: 1) вироидами; 2) фагосомами; 3)
умеренными фагами; 4) вирулентными фагами.
А2. Палочковидные бактерии называются: 1) стрептококки и
спирохеты; 2) бациллы; 3) вибрионы и вирионы; 4) диплококки.
А3. К гетеротрофным бактериям относятся: 1) клубеньковые и
нитрифицирующие; 2) железобактерии и анаэробные; 3) пурпурные и
цианобактерии; 4) гнилостные и болезнетворные.
А4. Способ обеззараживания продуктов нагреванием до 60–70 °С в
течение 20–30 мин называется: 1) стерилизацией; 2) вакуумной сушкой; 3)
дезинфекцией; 4) пастеризацией.
А5. Микронуклеус у инфузории выполняет функции: 1) регуляции
обменных процессов; 2) дыхания; 3) участвует в половом процессе; 4)
осморегуляции и пищеварения.
А6. В хроматофорах эвглены зеленой содержится: 1) хлорофилл; 2) фи-
коэритрин; 3) фикоцианин; 4) фукоксантин.
А7. Грибы размножаются: 1) шизогонией и простым делением надвое;
2) частями грибницы и спорами; 3) спорангиями и спорами; 4) делением шляпки
и ножки.
А8. Грибами-паразитами являются: 1) сморчок, строчок; 2) пеницилл,
аспергилл; 3) спорынья, головня; 4) бледная поганка, мухомор. 
А9. Физиология растений изучает: 1) процессы жизнедеятельности
растений; 2) распространение растений на Земле; 3) классификацию растений;
4) структуру растительных сообществ.
А10. Гаметофит кукушкина льна — это: 1) коробочка на длинной ножке;
2) листостебельное растение; 3) зеленая пластинка с архегониями и
антеридиями; 4) генеративная клетка микроспоры.
А11. Оплодотворение у папоротника происходит при наличии: 1)
насекомых; 2) ветра; 3) воды; 4) яркого освещения.
А12. Спорофит у сосны — это: 1) мужские шишки; 2) листостебельное
растение; 3) пыльцевые мешки; 4) женские шишки.
А13. Генеративные органы цветкового растения: 1) корень и лист;
2) стебель и корневище; 3) семя и побег; 4) цветок, плод и семя.
А14. Виды вегетативных почек: 1) придаточные и спящие; 2) цветочные
и пазушные; 3) ложные и истинные; 4) истинные и дополнительные.
А15. Порядок листорасположения: 1) перистосложное и
пальчатосложное; 2) очередное, супротивное и мутовчатое; 3) супротивное и
лопастное; 4) мутовчатое и тройчатосложное.
А16. К женской части цветка относятся: 1) рыльце пестика и пыльник;
2) тычиночная нить и пыльник; 3) пестик; 4) завязь и лепестки.
А17. Способы вегетативного размножения корнями: 1) отводками
и усами; 2) корневыми отпрысками и черенками; 3) корневищем и корневыми
черенками; 4) клубнями и корневыми отпрысками.
А18. Распространение семян и плодов в природе с помощью ветра
называется: 1) зоохория; 2) орнитохория; 3) анемохория; 4) гидрохория.
А19. Тип соцветий семейства Злаковые: 1) сложный колос и метелка;
2) кисть и простой колос; 3) щиток и головка; 4) сережка и початок.
А20. Значение представителей семейства Пасленовые: 1) ядовитые
растения и кормовые культуры; 2) кормовые и декоративные растения; 3)
продукты питания для человека и лекарственные растения; 4) масличные
культуры и сырье для химической промышленности.
А21. Вирулентность вируса — это: 1) степень сформированности вируса;
2) степень болезнетворности (патогенности) вируса; 3) процесс проникновения
вируса в бактерию; 4) способ передачи (распространения) вируса.
А22. У бактерий отсутствуют органеллы: 1) митохондрии; 2) рибосомы;
3) жгутики; 4) нуклеоид.
А23. Бактерии, не способные образовывать споры, обеззараживают
путем: 1) автоклавирования; 2) прокаливания; 3) кипячения; 4) пастеризации.
А24. К гетеротрофным протистам относятся: 1) хлорелла и эвглена
зеленая; 2) вольвокс и амеба обыкновенная; 3) хламидомонада и хлорелла; 4)
амеба обыкновенная и инфузория туфелька.
А25. Хлорелла размножается: 1) половым путем; 2) спорами; 3) гаметами;
4) цистами.
А26. Запасным питательным веществом у грибов является: 1) крахмал;
2) сахароза; 3) мочевина; 4) гликоген. 
А27. Лишайники живут около: 1) 5–10 дней; 2) 5–10 месяцев; 3) 5–10 лет;
4) 50–100 лет.
А28. Продолжительность жизни ели: 1) 35–40 лет; 2) 150–300 лет; 3) 350–
400 лет; 4) 400–500 лет.
А29. Поступление воды и минеральных солей в корневые волоски
обеспечивается: 1) осмосом и активным транспортом; 2) фагоцитозом; 3)
корневым давлением; 4) испарением воды листьями.
А30. Внутренний слой коры покрытосеменных содержит: 1) пробку
и корку; 2) камбий и трахеи; 3) лубяные волокна и ситовидные трубки; 4)
чечевички и ситовидные трубки.
А31. Функции жилок листа: 1) проведение воды и минеральных солей и
обеспечение прочности листовой пластинки; 2) фотосинтез и транспирация; 3)
запасание воды и накопление питательных веществ; 4) транспирация и газообмен.
А32. Соцветие «кисть» имеют растения: 1) укроп и вишня; 2) черемуха
и наперстянка; 3) яблоня и клевер; 4) подорожник и аир.
А33. Найдите соответствие между группами организмов (1 —
протисты; 2 — цианобактерии) и их признаками (А — наличие газовых
вакуолей; Б — содержат бактериохлорофилл; В — наличие нуклеоида и
гетероцист;
Г — наличие клеточного ядра и хроматофоров; Д — у большинства
наличие органелл передвижения):
1) 1 – Г, Д; 2 – А, В;
2) 1 – А, Б, В; 2 – Г, Д;
3) 1 – В, Г, Д; 2 – А, Б;
4) 1 – Б, В, Г; 2 – А, Д.
А34. Найдите соответствие между представителями высших растений
(1 — голосеменные; 2 — папоротниковидные) и их признаками (А — листья
вайи; Б — листья чешуи или игловидные, покрыты кутикулой; В —
наличие антеридиев; Г — пыльца переносится ветром; Д — наличие
заростка):
1) 1 – Б, В, Д; 2 – А, Г; 3) 1 – А, В; 2 – Б, Г, Д;
2) 1 – А, Б; 2 – В, Г, Д; 4) 1 – Б, Г; 2 – А, В, Д.
А35. Установите соответствие между гистологическими структурами
листа покрытосеменных растений (1 — эпидермис; 2 — ассимилирующая
паренхима; 3 — флоэма; 4 — ксилема) и их описанием (А — совокупность
крупных клеток мякоти листа, содержащих большое количество
хлоропластов; Б — один слой клеток, наружная клеточная стенка которых
часто утолщена и покрыта кутикулой; В — сложная ткань, содержащая
мертвые клетки с неравномерно утолщенными оболочками; Г — сложная
ткань, включающая клетки-спутницы и ситовидные трубки):
1) 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А;
2) 1 – А; 2 – В; 3 – Г; 4 – Б;
3) 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – В;
4) 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б. 
А36. Расположите растения в порядке их эволюционного усложнения:
1) орляк; 2) ульва; 3) секвойя; 4) дуб; 5) сфагнум.
1) 2 → 5 → 1 → 3 → 4; 3) 3 → 4 → 2 → 1 → 5;
2) 5 → 4 → 2 → 3 → 1; 4) 2 → 3 → 4 → 1 → 5.
А37. Выдерите последовательность расположения зон растущего корня:
1) всасывания; 2) деления клеток; 3) проведения; 4) корневого чехлика; 5) роста.
1) 4 → 1 → 3 → 2 → 5; 3) 3 → 4 → 5 → 1 → 2;
2) 4 → 2 → 5 → 1 → 3; 4) 5 → 4 → 3 → 1 → 2.
А38. Найдите соответствие между классами покрытосеменных
растений (1 — Однодольные; 2 — Двудольные) и типами их плодов (А —
костянка; Б — зерновка; В — стручок; Г — семянка; Д — орех):
1) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г; 3) 1 – Б, В; 2 – А, Г, Д;
2) 1 – А, Б; 2 – В, Г, Д; 4) 1 – Б; 2 – А, В, Г, Д.
Часть «Б»
Б1. Впервые описал вирусы в 1892 г …
Б2. Функции мембранных органелл в клетке бактерий выполняют
впячивания цитоплазматической мембраны — …
Б3. Бактерии, вызывающие заболевания человека, называются …
Б4. Хроматофор в виде незамкнутого пояска имеет …
Б5. Нити, составляющие тело гриба, называются …
Б6. Как называются субериновые полоски, в клеточных стенках
пропускных клеток эндосперма?
Б7. Автотрофный компонент (фикобионт) лишайников, называется ….
Б8. Установите соответствие между классами покрытосеменных
растений и их представителями:
А) яснотка белая; 1) однодольные;
Б) ландыш майский; 2) двудольные.
В) майник двулистный;
Г) зверобой продырявленный.
А Б В Г
Б9. Установите соответствие между отделами водорослей и их
представителями:
А) порфира; 1) зеленые водоросли;
Б) ульва; 2) бурые водоросли;
В) фукус; 3) красные водоросли.
Г) спирогира;
Д) ламинария.
А Б В Г Д
Б10. Выберите последовательность расположения тканей на
поперечном срезе стебля древесного растения от внутреннего к наружному:
1) сердцевина; 2) флоэма; 3) пробка; 4) ксилема; 5) кожица; 6) камбий. 
Б11. Определите последовательность появления в ходе эволюции
отделов, к которым относятся организмы: 1) ягель; 2) можжевельник; 3) дуб; 4)
хара.
Б12. Расставьте цифры соответственно структурам среза листовой
пластинки:
— устьице;
— губчатая паренхима;
— столбчатая паренхима.
V вариант
Часть «А»
А1. Вироиды — это: 1) группа вирусов,
поражающих бактерии; 2) низкомолекулярные
одноцепочечные вирусные РНК; 3) организмы,
паразитирующие на вирусах; 4) комплексы вирусной
РНК и капсомеров.
А2. Колонии шаровидных бактерий в виде
грозди винограда называются: 1) стрептококки и
стафилококки; 2) стафилококки; 3) диплококки; 4)
стрептококки.
А3. Бактерии размножаются: 1) простым бинарным делением; 2)
спорами; 3) конъюгацией; 4) копуляцией.
А4. Одноклеточные организмы, имеющие оформленное ядро,
относятся к надцарству: 1) Прокариоты; 2) Эукариоты; 3) Грибы; 4) Бактерии.
А5. Макронуклеус у инфузории выполняет функции: 1) регуляции
обменных процессов; 2) дыхания; 3) участвует в половом процессе; 4)
осморегуляции и пищеварения.
А6. Положительным фототаксисом обладает протист: 1) хлорелла;
2) эвглена монада; 3) инфузория туфелька; 4) амеба обыкновенная.
А7. К грибам, образующим микоризу, относятся: 1) пеницилл и мукор;
2) спорынья и головня; 3) трутовик и домовой гриб; 4) шляпочные грибы.
А8. Грибковые заболевания животных и человека называются: 1) лей-
шманиозами; 2) микозами; 3) гельминтозами; 4) бактериозами.
А9. Пигменты водорослей расположены в: 1) хроматофорах; 2)
лейкопластах; 3) хромопластах; 4) хлоропластах.
А10. Спорофит кукушкина льна — это: 1) коробочка на длинной ножке;
2) листостебельное растение; 3) зеленая пластинка с архегониями и
антеридиями; 4) генеративная клетка микроспоры. 
А11. Семяпочки (семязачатки) у сосны расположены: 1) на наружной
стороне чешуек мужских шишек; 2) на внутренней стороне чешуек женских
шишек; 3) на листьях; 4) в пыльцевых мешках.
А12. У сосны из зиготы образуется: 1) заросток; 2) семя; 3) эндосперм;
4) зародыш.
А13. Много мертвых клеток содержит ткань покрытосеменных: 1)
механическая и покровная; 2) ассимиляционная паренхима; 3) образовательная;
4) меристема и проводящая.
А14. Типы ветвления стебля: 1) простое и сложное; 2) супротивное и
моноподиальное; 3) дихотомическое и симподиальное; 4) мутовчатое и
моноподиальное.
А15. Типы сложных листьев: 1) цельные и тройчатосложные; 2) цельные
и пальчатосложные;3) лопастные и мутовчатые; 4) перистосложные и
тройчатосложные.
А16. Тычинка состоит из: 1) околоцветника; 2) завязи и столбика; 3)
тычиночной нити и пыльника; 4) столбика и рыльца.
А17. Истинные плоды развиваются из: 1) цветоложа; 2) основания
чашелистиков; 3) основания лепестков; 4) завязи.
А18. Распространение семян и плодов в природе с помощью птиц
называется: 1) зоохория; 2) орнитохория; 3) анемохория; 4) гидрохория.
А19. Тип плодов семейства Злаковые: 1) стручок; 2) семянка; 3)
зерновка; 4) коробочка.
А20. Тип плодов семейства Розоцветные: 1) яблоко и ягода; 2) костянка
и сборная костянка; 3) орешек и ягода; 4) ягода и костянка.
А21. Представители семейства Сложноцветные: 1) цикорий и горчица;
2) подсолнечник и цикорий; 3) ромашка и лещина; 4) подсолнечник и горчица.
А22. Из характерных признаков живого вирусу присуще: 1)
самостоятельный обмен веществ; 2) раздражимость; 3) наследственность и
изменчивость; 4) самостоятельный рост и размножение.
А23. Бактериофаг имеет: 1) цитоплазму и кариоплазму; 2) генетический
аппарат; 3) клеточную стенку; 4) жгутики и реснички.
А24. Геном вируса иммунодефицита человека представлен: 1) двумя
идентичными молекулами ДНК; 2) двухцепочечной РНК; 3) двумя молекулами
РНК; 4) одноцепочечной ДНК.
А25. Цианобактерии отличаются от настоящих бактерий: 1) наличием
ядра; 2) отсутствием органелл; 3) наличием хлорофилла; 4) наличием мезосом.
А26. Из шляпочных грибов искусственно разводят: 1) маслята и
боровики; 2) шампиньоны и вешенки; 3) лисички и сыроежки; 4) подосиновики и
грузди.
А27. Запасным питательным веществом у грибов является: 1) крахмал;
2) сахароза; 3) мочевина; 4) гликоген.
А28. Лишайники живут: 1) 5–10 дней; 2) 5–10 месяцев; 3) 5–10 лет; 4) 50–
100 лет.
А29. Из зиготы папоротника формируются: 1) спорофит; 2) гаметофит;
3) многоклеточные нити; 4) заросток. 
А30. Продолжительность жизни ели: 1) 35–40 лет; 2) 150–300 лет; 3) 350–
400 лет; 4) 400–500 лет.
А31. Укажите стадию жизненного цикла папоротника, развивающуюся
из зиготы: 1) гаплоидный спорофит; 2) гаплоидный гаметофит; 3) диплоидный
спорофит; 4) диплоидный гаметофит.
А32. Для вегетативного размножения растений используют: 1)
соцветия; 2) только подземные органы; 3) только видоизмененные подземные
органы; 4) любые вегетативные органы.
А33. Найдите соответствие между протистами (1 — эвглена зеленая;
2 — амеба обыкновенная) и их признаками (А — гетеротрофный тип
питания; Б — автотрофный тип питания; В — наличие фотосинтетических
пигментов; Г — органелла передвижения — жгутик; Д — органеллы
передвижения — псевдоподии):
1) 1 – А, Г, Д; 2 – Б, В; 3) 1 – В, Г, Д; 2 – А, Б;
2) 1 –А, Б, В, Г; 2 – А, Д; 4) 1 – А, В, Д; – 2 Б, Г.
А34. Найдите соответствие между царствами (1 — Грибы; 2 —
Животные; 3 — Растения) и характеризующими их признаками (А —
наличие клеточной стенки и хитина в ее составе; Б — в составе клеточной
стенки — целлюлоза; В — конечный продукт обмена — мочевина; Г —
подвижны, рост определенный; Д — гетеротрофы, запасное питательное
вещество — гликоген; Е — неподвижны, рост неопределенный; Ж —
отсутствие клеточной стенки):
1) 1 – Б, Д, Е; 2 – А, Г, Д; 3 – Б, В, Д;
2) 1 – Г, Д, Ж; 2 – Б, В, Е; 3 – А, В, Г;
3) 1 – А, В, Д, Е; 2 – В, Г, Д, Ж; 3 – Б, Е;
4) 1 – Б, В, Е; 2 – Б, Г, Д; 3 – А, Г, Д.
А35. Найдите соответствие между видами опыления (1 —
самоопыление; 2 — перекрестное опыление) и их характеристиками (А —
перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого
цветка в пределах одного растения; Б — повышает уровень комбинативной
изменчивости; В — повышает уровень гомозиготности растений; Г —
обеспечивает лучшую приспособленность к различным условиям внешней
среды; Д — не зависит от погодных условий и посредников; Е — сохраняет
жизнеспособность растений только в стабильных условиях среды):
1) 1 – А, Б; 2 – В, Г, Д, Е; 3) 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г, Е;
2) 1 – В, Д, Е; 2 – А, Б, Г; 4) 1 – А, Б, Г; 2 – В, Д, Е.
А36. Расположите растения в порядке их эволюционного усложнения:
1) пихта; 2) спирогира; 3) сальвиния; 4) кукушкин лен; 5) зверобой.
1) 2 → 4 → 5 → 1 → 3; 2) 2 → 4 → 3 → 1 → 5;
3) 4 → 2 → 3 → 5 → 1; 4) 1 → 2 → 3 →5 → 4.
А37. Выберите последовательность стадий конъюгации у инфузории-
туфельки: 1) разрушение макронуклеуса; 2) соединение инфузорий в области
ротовых отверстий; 3) деление микронуклеусов; 4) слияние мигрирующего
и стационарного ядер; 5) обмен мигрирующими ядрами.
1) 2 → 1 → 3 → 5 → 4; 3) 5 → 4 → 3 → 1 → 2; 
2) 2 → 1 → 4 → 5 → 3; 4) 5 → 3 → 2 → 4 → 1.
А38. Выберите последовательность стадий жизненного цикла
папоротниковидных, начиная со спорофита: 1) споры; 2) спорофит; 3)
гаметы; 4) заросток; 5) зигота.
1) 2 → 1 → 3 → 5 → 4; 3) 5 → 2 → 3 → 4 → 1;
2) 3 → 2 → 1 → 4 → 5; 4) 2 → 1 → 4 → 3 → 5.
Часть «Б»
Б1. Головня и спорынья поражают … культуры.
Б2. Рост стебля-соломина происходит за счет деления клеток …
Б3. Из семяпочки покрытосеменных после оплодотворения образуется …
Б4. С возрастом кожицу коры деревьев заменяет …
Б5. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется …
Б6. Наиболее существенным отличием замыкающих клеток устьиц от
других клеток эпидермиса является наличие у них таких органелл, как …
Б7. Восходящий ток у цветковых растений осуществляется по …
Б8. Найдите соответствие между группами организмов и
особенностями их строения:
А) наличие клеточного ядра; 1) протисты;
Б) отсутствие нуклеоида; 2) прокариоты.
В) наличие мезосом;
Г) отсутствие мембранных органелл;
Д) наличие нуклеоида.
А Б В Г Д
Б9. Найдите соответствие между типами стеблей покрытосеменных
растений и их морфологическими особенностями:
А) стебель травянистых растений; 1) соломина;
Б) хорошо развита механическая ткань; 2) древесный стебель.
В) наличие камбия;
Г) разрушение центральной части стебля;
Д) отсутствует одревеснение клеток.
А Б В Г Д
Б10. Расположите растения в порядке их эволюционного усложнения:
1) сосна; 2) улотрикс; 3) сальвиния; 4) сфагнум; 5) ромашка.
Б11. Выберите последовательность стадий жизненного цикла
моховидных, начиная со спорофита: 1) споры; 2) спорофит; 3) гаметы; 4)
заросток;
5) зигота.
Б12. Расставьте цифры соответственно обозначенным структурам: 
— ризоиды;
— сорусы;
— заросток.

Итоговое занятие № 4 по разделу
«Зоология Беспозвоночных животных»
I вариант
Часть «А»
А1. Признаки, общие для животных и растений: 1) запасное питательное
вещество — гликоген; 2) обмен веществ и раздражимость; 3) неподвижность
в вегетативном состоянии;4) запасное питательное вещество — крахмал.
А2. Только для животных характерны ткани: 1) механическая и
соединительная; 2) основная и покровная; 3) нервная и мышечная; 4)
образовательная и механическая.
А3. Признаки, характерные только для животных клеток: 1) клеточная
стенка; 2) митохондрии; 3) центральная вакуоль; 4) включения гликогена.
А4. К животным с лучевой симметрией тела относятся: 1) ресничные
черви; 2) ракообразные и паукообразные; 3) гидроидные и сцифоидные медузы;
4) малощетинковые и многощетинковые кольчецы.
А5. Энтомология изучает: 1) систематику членистоногих; 2) строение
и жизнедеятельность кишечнополостных; 3) строение и жизнедеятельность
насекомых; 4) поведение животных.
А6. Статоцисты у кишечнополостных — это: 1) статический орган;
2) орган равновесия; 3) орган зрения; 4) орган осязания.
А7. Пресноводная гидра является представителем класса: 1) Ресничные
черви; 2) Сцифоидные медузы; 3) Гидроидные; 4) Коралловые полипы. 
А8. Регенерация у гидры происходит за счет клеток: 1) эпителиально-
мускульных; 2) нервных; 3) стрекательных; 4) промежуточных.
А9. Половое размножение у гидры происходит: 1) в течение всего года;
2) весной с наступлением тепла; 3) зимой при наступлении морозов; 4) осенью
при наступлении холодов.
А10. Бесполое размножение у гидры происходит: 1) почкованием; 2)
спорами; 3) делением клеток эктодермы; 4) делением надвое.
А11. С наступлением холодов пресноводная гидра: 1) погибает, оставляя
оплодотворенные яйца; 2) образует много дочерних особей, часть из которых
доживает до весны; 3) размножается почкованием; 4) без перехода в покоящееся
состояние зимует на дне водоема.
А12. Метанефридии являются органами выделения у: 1)
кишечнополостных; 2) плоских червей; 3) кольчатых червей; 4) членистоногих.
А13. Кровеносная система имеется у: 1) планарии; 2) аскариды; 3)
дождевого червя; 4) печеночного сосальщика.
А14. Диффузная нервная система характерна для: 1)
кишечнополостных; 2) плоских червей; 3) круглых червей; 4) кольчатых червей.
А15. Брюшная нервная цепочка характерна для: 1) плоских червей;
2) кишечнополостных; 3) круглых червей; 4) кольчатых червей.
А16. Яйца развиваются в коконах у: 1) печеночного сосальщика; 2)
аскариды и острицы; 3) планарии и дождевого червя; 4) лентеца широкого.
А17. С водоемом связано развитие: 1) печеночного сосальщика; 2)
аскариды; 3) бычьего цепня; 4) свиного цепня.
А18. Особенности кровеносной системы членистоногих: 1) замкнутая,
есть сердце; 2) незамкнутая, сердце расположено над кишечником; 3)
незамкнутая, нет сердца; 4) сердце расположено под кишечником.
А19. Первые две пары конечностей головогруди паукообразных
называются: 1) усики и щупики; 2) хелицеры и педипальпы; 3) ходильные ноги;
4) щупики и жвалы.
А20. Конечности у насекомых расположены на: 1) голове и сегментах
груди с брюшной стороны; 2) голове и сегментах груди со спинной стороны;
3) передних сегментах брюшка; 4) задних сегментах брюшка.
А21. Насекомые-возбудители заболеваний — это: 1) блохи и тараканы;
2) вши и личинки оводов; 3) комары и бабочки; 4) мухи и жуки.
А22. Насекомые, полезные для человека: 1) вши и блохи; 2) медоносная
пчела и тутовый шелкопряд; 3) комары и шмели; 4) комнатная и сырная мухи.
А23. Кожно-мускульный мешок характерен для: 1) кишечнополостных;
2) плоских и кольчатых червей; 3) моллюсков; 4) членистоногих.
А24. «Головной мозг» и грибовидные тела характерны для нервной
системы: 1) кольчатых червей; 2) ракообразных; 3) паукообразных; 4)
насекомых.
А25. Для насекомых, ведущих паразитический образ жизни,
характерны признаки: 1) наличие жужжалец и сосущего ротового аппарата; 2)
отсутствие пищеварительной системы; 3) наличие колюще-сосущего ротового
аппарата и редукция крыльев; 4) редукция органов чувств. 
А26. Общими для насекомых и паукообразных являются признаки:
1) наличие четырех пар ходильных ног; 2) развиваются из двух зародышевых
листков; 3) органы выделения — мальпигиевы сосуды; 4) имеют крылья.
А27. В отличие от паукообразных для насекомых характерно наличие:
1) наружного хитинового скелета; 2) только трахейного дыхания и антенн; 3)
печени и метанефридиев; 4) мальпигиевых сосудов.
А28. Доказательствами родства членистоногих и кольчатых червей
являются: 1) строение сердца и незамкнутой кровеносной системы; 2)
сегментация тела и строение нервной системы; 3) наличие кожно-мускульного
мешка
и вторичной полости тела; 4) наличие плотных хитинизированных покровов.
А29. По сравнению с кольчатыми червями в строении нервной
системы членистоногих наблюдается: 1) увеличение числа ганглиев брюшной
нервной цепочки; 2) сильное развитие надглоточных ганглиев и слияние
ганглиев брюшной нервной цепочки; 3) появление нервной трубки; 4) появление
спинной нервной цепочки.
А30. Планктонных ракообразных, служащих пищей синим китам,
называют: 1) водяные блохи; 2) мокрицы; 3) криль; 4) мормыш.
А31. Среди паукообразных членистое брюшко имеют: 1) паук-кресто-
вик; 2) скорпион; 3) таежный клеш; 4) паук-серебринка.
А32. Легкие у пауков расположены: 1) на нижней стороне головогруди;
2) на нижней стороне брюшка; 3) на верхней стороне головогруди; 4) у
основания ходильных ног.
А33. В пищеварительной системе насекомых отсутствуют: 1) слюнные
железы; 2) желудок; 3) средняя кишка; 4) печень.
А34. Секрет слюнных желез пчел образует: 1) маточное молочко; 2) мед;
3) прополис; 4) пчелиный яд.
A35. Найдите соответствие между классами типа Кишечнополостные
(1 — Сцифоидные медузы; 2 — Гидроидные полипы; 3 — Коралловые
полипы) и особенностями их строения и жизнедеятельности (А — стадия
полипа кратковременна; Б — ведут прикрепленный образ жизни; В —
мышечные клетки обособляются образуя сплошной слой; Г — гаметы
располагаются в эктодерме; Д — гаметы располагаются на нижней стороне
зонтика медузоидной формы):
1) 1 – А, Д; 2 – Б, Г, Д; 3 – Б;
2) 1 – А, В; 2 – Б; 3 – Г, Д;
3) 1 – А, Б; 2 – В; 3 – Г, Д;
4) 1 – А, В; 3 – Б, Г, Д.
А36. Найдите соответствие между типами (1 — Круглые черви; 2 —
Плоские черви; 3 — Кольчатые черви) и особенностями выделительной
системы (А — звездчатые клетки с пучком ресничек, Б — воронки с
ресничками и отходящие от них канальцы, В — канальцы в боковых
валиках гиподермы, Г — метанефридии):
1) 1 – А; 2 – В; 3 – Б, Г; 3) 1 – Б, Г; 2 – А; 3 – В;
2) 1 – В; 2 – А; 3 – Б, Г; 4) 1 – А; 2 – Б, Г; 3 – В. 
А37. Выберите правильную последовательность миграции личинок
аскариды в теле человека: 1) печень; 2) правая часть сердца; 3) легкие; 4)
кишечник; 5) кровеносные сосуды; 6) бронхи; 7) трахея; 8) глотка.
1) 1 → 5 → 4 → 2 → 3 → 5 → 6 → 7 → 8 → 5;
2) 5 → 3 → 2 → 4 → 5 → 6 → 7 → 8 → 5 → 1;
3) 2 → 5 → 4 → 5 → 3 → 6 → 1 → 7 → 5 → 8;
4) 4 → 5 → 1 → 5 → 2 → 5 → 3 → 6 → 7 → 8.
А38. Найдите соответствие между классами (1 — Ракообразные, 2 —
Паукообразные, 3 — Насекомые) и их представителями: (А — наездники, Б
— карповые вши, В — тарантул, Г — криль, Д — чесоточный зудень, Е —
вши):
1) 1 – Б, Г; 2 – В, Д; 3 – А, Е; 3) 1 – А, Д; 2 – Б, В; 3 – Г, Е;
2) 1 – А, Б; 2 – Д, Е; 3 – В, Г; 4) 1 – В, Г; 2 – Б, Д; 3 – А, Е.
Часть «Б»
Б1. По образу жизни животные могут быть свободноживущими и …
Б2. Для развития яиц аскариды необходимы: температура 25 °С,
влажность, почва и …
Б3. Сердце речного рака расположено … стороне головогруди.
Б4. Типичным для пауков является … пищеварение.
Б5. Кладка яиц тутового шелкопряда называется …
Б6. Найдите соответствие между классами типа Плоские черви и их
представителями:
А) печеночный сосальщик; 1) ресничные;
Б) бычий цепень; 2) сосальщики;
В) планария; 3) ленточные.
Г) эхинокок.
А Б В Г
Б7. Найдите соответствие между классами членистоногих и
количеством ходильных ног у них:
А) три пары; 1) ракообразные;
Б) четыре пары; 2) насекомые;
В) пять пар. 3) паукообразные.
А Б В
Б8. Найдите соответствие между классами и их представителями:
А) каракатицы; 1) брюхоногие;
Б) малый прудовик; 2) двустворчатые;
В) перловица; 3) головоногие.
Г) осьминоги;
Д) устрицы;
Е) виноградная улитка.
А Б В Г Д Е
Б9. Выберите последовательность стадий цикла развития
невооруженного цепня, начиная с половозрелой стадии: 1) половозрелая
стадия; 2) финна; 3) онкосфера; 4) яйцо.
Б10. Выберите последовательность расположения пар конечностей
речного рака, начиная от переднего конца тела: 1) ногочелюсти; 2) верхние
челюсти; 3) нижние челюсти; 4) антеннулы; 5) ходильные ноги; 6) антенны.
Б11. Выберите последовательность появления органов выделения
в эволюции животных: 1) жировое тело; 2) протонефридии; 3) метанефридии;
4) коксальные железы; 5) зеленые железы; 6) мальпигиевы сосуды.
Б12. Расставьте цифры соответственно обозначенным структурам
брюхоногих моллюсков:
— нервный узел;
— сердце;
— желудок.
II вариант
Часть «А»
А1. Орнитология изучает: 1) хордовых; 2) моллюсков; 3) амфибий; 4) птиц.
А2. К вторичноротым животным относятся: 1) плоские и круглые черви;
2) иглокожие и хордовые; 3) губки и кишечнополостные; 4) кольчатые черви и
членистоногие.
А3. К двухслойным животным относятся: 1) плоские и круглые черви;
2) хордовые и иглокожие; 3) губки и кишечнополостные; 4) моллюски и
членистоногие.
А4. Прикрепленный образ жизни ведут: 1) гидроидные и коралловые
полипы; 2) медузы и криль; 3) двустворчатые и брюхоногие моллюски; 4)
пиявки
и сосальщики.
А5. Ядовитыми для человека являются: 1) медузы и змеи; 2) насекомые
и паукообразные; 3) земноводные и птицы; 4) раки и крабы.
А6. Обелия является представителем класса: 1) Корненожки; 2)
Сцифоидные медузы; 3) Гидроидные; 4) Коралловые полипы.
А7. Паразитические черви получают энергию путем: 1) дыхания; 2)
брожения (гликолиза); 3) дыхания и брожения; 4) ассимиляции.
А8. Всей поверхностью поглощают пищу: 1) сосальщики; 2) ленточные
черви; 3) круглые черви; 4) ресничные.
А9. Гидроскелет имеется у червей: 1) ленточных и сосальщиков; 2)
круглых и кольчатых; 3) сосальщиков и ресничных; 4) только у кольчатых.
А10. Везикула и бульбус в переднем отделе пищеварительной системы
характерны для: 1) аскариды; 2) власоглава; 3) острицы; 4) трихинеллы.
А11. Регенерация характерна для: 1) аскариды; 2) планарии; 3)
кошачьего сосальщика; 4) острицы.
А12. Число видов типа Моллюски составляет около: 1) 1000; 2) 10 000;
3) 50 000; 4) 100 000.
А13. К типу Моллюски относятся классы: 1) многощетинковые и
брюхоногие; 2) брюхоногие и головоногие; 3) головоногие и многостворчатые;
4) малощетинковые и двустворчатые.
А14. Отделы тела моллюсков: 1) голова, туловище и нога; 2) головогрудь
и брюшко; 3) голова, грудь и брюшко; 4) голова и нога.
А15. Слои раковины моллюсков: 1) хитиновый и фарфоровый; 2)
роговой, фарфоровый и перламутровый; 3) хрящевой и хитиновый; 4) роговой
и хрящевой.
А16. Кожно-мускульный мешок характерен для: 1) кишечнополостных;
2) плоских и кольчатых червей; 3) моллюсков; 4) членистоногих.
А17. Органы дыхания моллюсков: 1) жабры и легкое; 2) кожа и легкое;
3) легочные мешки и бронхи; 4) трахеи и дыхальца.
А18. Двуветвистые конечности характерны для: 1) низших раков; 2)
пауков и клещей; 3) мух и блох; 4) жуков и пауков.
А19. Конечности впервые появляются у: 1) плоских червей; 2) круглых
червей; 3) кольчатых червей; 4) членистоногих.
А20. Полость тела отсутствует у: 1) плоских червей; 2) круглых червей;
3) моллюсков; 4) членистоногих.
А21. Животные, имеющие первичную полость тела: 1) плоские черви;
2) круглые черви;3) кольчатые черви; 4) членистоногие.
А22. Анальное отверстие впервые появляется у: 1) кишечнополостных;
2) плоских червей; 3) круглых червей; 4) моллюсков.
А23. Мальпигиевы трубочки являются органами выделения у: 1)
плоских червей; 2) кольчатых червей; 3) насекомых; 4) ланцетников.
А24. Кровеносная система впервые появляется у: 1) круглых червей;
2) кольчатых червей; 3) моллюсков; 4) членистоногих.
А25. Разбросанно-узловой тип нервной системы характерен для: 1)
кишечнополостных; 2) плоских червей; 3) круглых червей; 4) моллюсков.
А26. Органы дыхания членистоногих: 1) легочные мешки и бронхи;
2) кожа и жабры; 3) жабры и трахеи; 4) кожа и легкие.
А27. В пищеварительной системе ракообразных отсутствуют: 1) зоб
и слюнные железы; 2) печеночные выросты; 3) двухкамерный желудок; 4)
кутикулярные зубцы в желудке.
А28. Органы движения осьминога: 1) отсутствуют; 2) представлены
ногой; 3) представлены теркой; 4) представлены щупальцами с присосками и
воронкой.
А29. Кишечник у двустворчатых моллюсков заканчивается: 1) клоакой;
2) анальным отверстием; 3) выводным сифоном; 4) мантийной полостью.
А30. Верхние, более длинные щупальца виноградной улитки являются:
1) носителями органа зрения; 2) органом равновесия; 3) органом осязания; 4)
органом слуха.
А31. Насекомые бывают: 1) только двукрылыми; 2) двукрылыми,
четырехкрылыми и шестикрылыми; 3) двукрылыми и четырехкрылыми; 4)
двукрылыми, четырехкрылыми, бескрылыми.
А32. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний: 1) таежный
и поселковый; 2) почвенные и собачьи; 3) чесоточный и амбарный; 4) таежный
и амбарный.
А33. Стадии развития насекомых с неполным метаморфозом: 1) яйцо –
взрослое насекомое; 2) яйцо – личинка – взрослое насекомое; 3) яйцо –
личинка – куколка – взрослое насекомое; 4) яйцо – куколка – взрослое
насекомое.
А34. Цепь последовательных безусловных рефлексов — это: 1) настия;
2) инстинкт; 3) таксис; 4) тропизм.
А35. Найдите соответствие между классами (1 — Ресничные; 2 —
Сосальщики; 3 — Ленточные) и особенностями строения и
жизнедеятельности, характерными для их представителей (А — органы
фиксации — четыре присоски; Б — отделы тела — головка, шейка и
стробила; В — органы фиксации — две присоски; Г — три ветви
кишечника; Д — личинка — онкосфера):
1) 1 – В, Г, Д; 2 – А; 3 – Б;
2) 1 – Г; 2 – Д; 3 – А, Б, В;
3) 1 – А; 2 – Б; 3 – В, Г, Д;
4) 1 – Г; 2 – В; 3 – А, Б, Д.
А36. Найдите соответствие между типами животных (1 — Кольчатые
черви; 2 — Круглые черви; 3 — Моллюски) и типом полости тела,
характерной для них (А — смешанная; Б — первичная; В — вторичная):
1) 1 – А; 2 – Б; 3 – В; 3) 1 – В; 2 – А; 3 – Б;
2) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4) 1 – В; 2 – Б; 3 – А.
А37. Найдите соответствие между классами (1 — Ракообразные; 2 —
Паукообразные; 3 — Насекомые) и их представителями (А — наездники;
Б — карповые вши; В — тарантул; Г — криль; Д — чесоточный зудень;
Е — вши):
1) 1 – Б, В; 2 – Г, А; 3 – Д, Е;
2) 1 – Б, Г; 2 – В, Д; 3 – А, Е;
3) 1 – А, Г; 2 – Д, Б; 3 – Е, В;
4) 1 – Д, Б; 2 – Е; 3 – А, Г, В. 
A38. Укажите, в какой последовательности в ходе эволюции животных
появились типы: 1) Хордовые; 2) Кишечнополостные; 3) Плоские черви;
4) Кольчатые черви; 5) Круглые черви.
1) 3 → 2 → 4 → 5 → 1; 3) 1 → 2 → 4 → 3 → 5;
2) 2 → 3 → 5 → 4 → 1; 4) 2 → 5 → 3 → 4 → 1.
Часть «Б»
Б1. В пищеварительной системе круглых червей впервые в эволюции
появляется … отдел пищеварительной системы.
Б2. Полостное пищеварение у кишечнополостных обеспечивают …
клетки энтодермы.
Б3. Для кольчецов характерна … сегментация тела.
Б4. На брюшке речного рака расположено … пар конечностей.
Б5. На голове насекомых находится … пара(ы) усиков.
Б6. Найдите соответствие между типами животных и характерными для
них признаками:
А) полость тела отсутствует, пространство
между органами заполнено паренхимой;
1) кольчатые черви;
2) круглые черви;
Б) кровеносная система; 3) плоские черви.
В) эвтелия.
А Б В
Б7. Найдите соответствие между типами ротового аппарата насекомых
и представителями, для которых они характерны:
А) муха; 1) грызущий;
Б) медведка; 2) колюще-сосущий;
В) пчела; 3) сосущий;
Г) перламутровка; 4) лижущий;
Д) вошь. 5) лакающий.
А Б В Г Д
Б8. Найдите соответствие между классами и их представителями:
А) каракатицы; 1) брюхоногие;
Б) малый прудовик; 2) двустворчатые;
В) перловица; 3) головоногие.
Г) осьминоги;
Д) устрицы;
Е) виноградная улитка.
А Б В Г Д Е
Б9. Выберите последовательность появления органов выделения в
эволюции животных: 1) жировое тело; 2) протонефридии; 3) метанефридии;
4) коксальные железы; 5) зеленые железы; 6) мальпигиевы сосуды. 
Б10. Выберите последовательность расположения пар конечностей
речного рака, начиная от переднего конца тела: 1) ногочелюсти; 2) верхние
челюсти; 3) нижние челюсти; 4) антеннулы; 5) ходильные ноги; 6) антенны.
Б11. Укажите, в какой последовательности в ходе эволюции животных
появились органы дыхания: 1) кожные жабры; 2) диффузные легкие; 3)
альвеолярные легкие; 4) глоточные жабры; 5) легкие нагнетательного типа; 6)
трахеи.
Б12. Расставьте цифры соответственно
обозначенным на рисунке клеткам
эктодермы (а) и энтодермы (б) тела гидры:
— промежуточная;
— стрекательная;
— нервная.
III вариант
Часть «А»
А1. К трехслойным животным не относятся: 1) плоские и кольчатые
черви; 2) кишечнополостные и губки; 3) хордовые и иглокожие; 4)
членистоногие и моллюски.
А2. Признаки, не характерные для животных клеток: 1) клеточная
стенка; 2) митохондрии; 3) вакуоль; 4) комплекс Гольджи.
А3. К двустороннесимметричным животным относятся: 1) брюхоногие
и двустворчатые моллюски; 2) иглокожие и хордовые; 3) кольчатые черви и
членистоногие; 4) кишечнополостные.
А4. Свободноживущими являются: 1) аскарида и власоглав; 2)
печеночный и кошачий сосальщики; 3) рыбозмей и змееяд; 4) эхинококк и
планария.
А5. К первичноротым животным относятся: 1) иглокожие; 2) хордовые;
3) личиночнохордовые; 4) кольчатые черви.
А6. Медицинское значение животных: 1) источник сырья для легкой
промышленности; 2) возбудители паразитарных заболеваний; 3) опылители
растений; 4) источник продуктов питания для человека.
А7. Места обитания кишечнополостных: 1) моря и пресные водоемы;
2) почва и подстилка леса; 3) стволы деревьев; 4) горячие источники.
А8. Органы чувств кишечнополостных: 1) равновесия и осязания; 2) вкуса
и зрения; 3) слуха и равновесия; 4) зрения и обоняния. 
А9. Переваривание пищи у кишечнополостных происходит: 1) в
кишечной полости и эпителиально-мускульных клетках эктодермы; 2) во всех
клетках энтодермы; 3) только в кишечной полости под действием соков,
выделяемых железистыми клетками; 4) в кишечной полости и эпителиально-
мускульных клетках энтодермы.
А10. Нервная система кишечнополостных: 1) разбросанно-узлового
типа; 2) стволового типа; 3) диффузного типа; 4) по типу ортогона.
А11. Статоцисты кишечнополостных — это: 1) статические органы;
2) части стрекательных клеток; 3) органы равновесия; 4) органы зрения.
А12. Бесполое размножение у гидры происходит: 1) в течение всего года;
2) весной с наступлением тепла; 3) зимой при наступлении морозов; 4) осенью
при наступлении холодов.
А13. У планарии выделение жидких продуктов обмена происходит
через: 1) рот; 2) сократительные вакуоли; 3) протонефридии; 4) метанефридии.
А14. Личинка мирацидий имеется в цикле развития: 1) эхинококка;
2) бычьего цепня; 3) власоглава; 4) печеночного сосальщика.
А15. Эфиры — это: 1) молодые сцифоидные медузы; 2) молодые гидранты;
3) особи, образующиеся в результате почкования гидры; 4) молодые актинии.
А16. Стрекательные клетки характерны для: 1) кишечнополостных;
2) ресничных червей; 3) кольчатых червей; 4) круглых червей.
А17. Тело не сегментировано у: 1) бычьего и свиного цепней; 2) аскариды
и планарии; 3) дождевого червя; 4) многощетинковых червей.
А18. Кожно-мышечный мешок, образованный одним слоем ресничного
эпителия, имеют: 1) планарии; 2) сосальщики; 3) ленточные черви; 4) круглые
черви.
А19. Животные, развивающиеся из двух зародышевых листков: 1)
кишечнополостные; 2) плоские черви; 3) круглые черви; 4) кольчатые черви.
А20. Протонефридии являются органами выделения у: 1)
кишечнополостных; 2) плоских червей; 3) кольчатых червей; 4) членистоногих.
А21. Малый прудовик является промежуточным хозяином: 1)
эхинококка; 2) печеночного сосальщика; 3) трихинеллы; 4) бычьего цепня.
А22. Псевдоцель — это: 1) полость тела, не выстланная эпителием; 2)
полость тела, выстланная эпителием; 3) смешанная полость тела 4) полость
средней кишки.
А23. Круглые черви в отличие от плоских червей: 1) гермафродиты;
2) раздельнополые; 3) имеют кровеносную систему; 4) не имеют половой
системы.
А24. Дождевой червь и пиявка относятся к: 1) одному отряду; 2) разным
отрядам одного класса; 3) разным классам одного типа; 4) разным типам.
А25. Нереида относится к классу: 1) Многощетинковые; 2) Пиявки;
3) Малощетинковые; 4) Ресничные.
А26. Мантийная полость моллюсков — это пространство: 1) между
раковиной и мантией; 2) между раковиной и телом; 3) между телом и мантией;
4) между роговыми и перламутровыми слоями раковины. 
А27. Особенности пищеварительной системы моллюсков: 1) наличие
слюнных желез, печени и терки; 2) наличие зубов; 3) отсутствие анального
отверстия; 4) все являются фильтраторами.
А28. Органы дыхания моллюсков: 1) жабры, легкое; 2) кожа; 3) трахеи;
4) легочные мешки.
А29. Головной мозг имеют: 1) виноградная улитка и шашень; 2)
перловица и каракатица; 3) кальмар и осьминог; 4) голый слизень и
жемчужница.
А30. Хитинизированная кутикула членистоногих выполняет функции:
1) дыхания; 2) опорную и защитную; 3) пищеварения; 4) внутреннего скелета.
А31. Конечности членистоногих выполняют функции: 1) захвата пищи
и движения; 2) полета и органов чувств; 3) пищеварения и дыхания; 4)
пищеварения и размножения.
А32. Слитное тело имеют членистоногие: 1) стрекозы и жуки; 2) только
клещи; 3) пауки и скорпионы; 4) дафнии и креветки.
А33. Представители класса Паукообразные: 1) паук-крестовик, вошь,
каракурт, таежный клещ; 2) паук-крестовик, скорпион, каракатица, таежный
клещ; 3) паук-крестовик, скорпион, каракурт, таежный клещ; 4) паук-крестовик,
скорпион, каракурт, лангуст.
А34. Гетерономная сегментация характерна для: 1) круглых червей;
2) кольчатых червей; 3) моллюсков; 4) членистоногих.
А35. Найдите соответствие между слоями стенки тела
кишечнополостных (1 — эктодерма; 2 — энтодерма; 3 — мезоглея) и
клетками, располагающимися в них (А — эпителиально-мускульные; Б —
эпителиально-мускульные пищеварительные; В — пигментные; Г —
стрекательные; Д — железистые; Е — клетки отсутствуют):
1) 1 – В, Д; 2 – Е, Г; 3 – А, Б;
2) 1 – А, В, Г; 2 – Б, Д; 3 – Е;
3) 1 – Б, Г; 2 – В, Д, А; 3 – Е;
4) 1 – Е, Д; 2 – Б, Г; 3 – А, В.
А36. Найдите соответствие между представителями типов (1 — Плоские
черви; 2 — Круглые черви; 3 — Кольчатые черви) и особенностями их
кожно-мускульного мешка (А — однослойный эпителий покрывает мешок
снаружи и изнутри; Б — кутикула; В — гиподерма; Г — один слой
продольных гладких мышц; Д — 2 слоя гладких мышц; Е — 3 слоя гладких
мышц):
1) 1 – Е, Г, Д; 2 – А; 3 – Б, В;
2) 1 – А, Г; 2 – Б, Д; 3 – Г, Е;
3) 1– Б, В; 2 – Г, Д; 3– А, Е;
4) 1 – Е; 2 – Б, В, Г; 3 – А,Б Д.
А37. Выберите последовательность стадий цикла развития
печеночного сосальщика, начиная с половозрелой стадии: 1) спороциста; 2)
яйцо;
3) адолескарий; 4) церкарий; 5) редия; 6) мирацидий; 7) половозрелая стадия.
1) 5 → 4 → 2 → 6 → 1 → 3 → 7; 
2) 1 → 4 → 5 → 2 → 7 → 3 → 6;
3) 7 → 2 → 6 → 1 → 5 → 4 → 3;
4) 2 → 6 → 1 → 7 → 4 → 5 → 3.
А38. Выберите последовательность стадий цикла эхинококка, начиная
с половозрелой: 1) половозрелая стадия; 2) финна; 3) онкосфера; 4) яйцо.
1) 1 → 4 → 3 → 2;
2) 2 → 4 → 3 → 1;
3) 3 → 1 → 2 → 4;
4) 4 → 2 → 1 → 3.
Часть «Б»
Б1. Личинка бычьего цепня, развивающаяся в мышцах его
промежуточного хозяина, называется …
Б2. В процессе миграции по организму хозяина личинки аскариды
проходит через органы: печень, сердце, …
Б3. Личинка многощетинковых кольчецов называется …
Б4. Для моллюсков характерен … тип нервной системы.
Б5. Для жуков характерен … тип ротового аппарата.
Б6. Найдите соответствие между типами животных и сегментацией их
тела:
А) гомономная сегментация; 1) кольчатые черви;
Б) гетерономная сегментация; 2) моллюски;
В) сегментация отсутствует. 3) членистоногие.
А Б В
Б7. Установите соответствие между группой животных и особенностью
строения пищеварительной системы характерной для ее представителей:
А) кишечнополостные; 1) сквозная кишечная трубка;
Б) плоские черви; 2) 2 отдела кишечника: передний и
средний;
В) кольчатые черви; 3) гастральная полость;
Г) круглые черви; 4) печень и слюнные железы;
Д) моллюски. 5) терка.
А Б В Г Д
Б8. Найдите соответствие между группами животных и их
характерными признаками:
А) раздельнополые, выражен половой диморфизм; 1) плоские черви;
Б) замкнутая кровеносная система; 2) круглые
черви;
В) вторичная полость тела частично редуцирована; 3) кольчатые черви; 
Г) отсутствие полости тела. 4)
моллюски.
А Б В Г
Б9. Установите последовательность миграции личинок аскариды в
теле человека: 1) печень; 2) правая часть сердца; 3) легкие; 4) кишечник; 5)
кровеносные сосуды; 6) бронхи; 7) трахея; 8) глотка.
Б10. Выберите последовательность появления органов выделения в
эволюции животных: 1) жировое тело; 2) протонефридии; 3) метанефридии;
4) коксальные железы; 5) зеленые железы; 6) мальпигиевы сосуды.
Б11. Выберите последовательность появления органов дыхания в
эволюции животных: 1) трахеи; 2) жабры; 3) легочные мешки; 4) легкие.
Б12. Расставьте цифры соответственно
обозначенным структурам:
— грудь;
— ротовой аппарат;
— усик.
 


Категория: Биология | Добавил: Админ (24.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar