Тема №9167 Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 8)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 8) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Тесты по биологии для самостоятельного решения 8 тем (Часть 8), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 по разделу
«Эволюционное учение. Антропогенез»
I вариант
Часть «А»
А1. Утверждение о стационарном состоянии Земли и жизни на ней
называется гипотезой: 1) самозарождения и панспермии; 2) биогенеза и
абиогенеза; 3) этернизма; 4) креационизма.
А2. Опыты Ф. Реди доказали: 1) возможность самозарождения плесневых
грибов и личинок мух в современных условиях; 2) невозможность
самозарождения плесневых грибов и личинок мух в современных условиях; 3) 
вечность жизни, занесение жизни на Землю из космического пространства; 4)
создание живого Творцом.
А3. Белки коацерватов приобрели ферментативные свойства после
поглощения коацерватами: 1) нуклеиновых кислот; 2) углеводов и липидов;
3) ионов металлов; 4) слабых кислот и оснований.
А4. Первые аэробы появились на Земле при концентрации кислорода
в атмосфере: 1) 1 %; 2) 3 %; 3) 5 %; 4) 10 %.
А5. Гипотезы возникновения эукариотических одноклеточных
организмов: 1) креационизма и панспермии; 2) инвагинационная и
симбиотическая; 3) гастреи и фагоцителлы; 4) абиогенеза и биогенеза.
А6. Согласно современным представлениям грибы и животные
произошли от: 1) цианобактерий; 2) колониальных фотосинтезирующих
жгутиконосцев; 3) колониальных гетеротрофных жгутиконосцев; 4) амебовидных
протистов.
А7. Эволюционная теория изучает: 1) общие закономерности и
движущие силы исторического развития органического мира; 2) строение и
функции живых систем; 3) причины и механизмы возникновения жизни на
Земле; 4) химический состав живых систем.
А8. Определенная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение
различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий; 2)
изменение одного органа влечет за собой изменения других органов; 3)
возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием
одинаковых условий; 4) наследственная.
А9. Приспособленность организмов к среде обитания по Ч. Дарвину:
1) всегда приводит к гибели малочисленных популяций; 2) усиливает шансы
в борьбе за существование; 3) является следствием стремления к
самоусовершенствованию; 4) препятствует возникновению мутаций.
А10. Эмбриология изучает: 1) зародышевое развитие организмов; 2)
ископаемые остатки организмов и общность и различия в их строении; 3)
закономерности распределения организмов на Земле; 4) возможность
объединения животных и растений в систематические группы.
А11. Признаки аналогичных органов: 1) разное строение, сходное
происхождение и функции; 2) одинаковое происхождение, сходный план
строения
и выполняют одинаковые функции; 3) разное происхождение, строение и
функции; 4) разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые
функции.
А12. Биогенетический закон сформулировали: 1) М. Шлейден и Т. Шванн;
2) Г. Мендель и Т. Морган; 3) Э. Геккель и Ф. Мюллер; 4) А. Опарин и Дж. Холдейн.
А13. Палеонтологические доказательства эволюции: 1) ископаемые
переходные формы и филогенетические ряды; 2) реликтовые формы; 3)
атавизмы
и рудименты; 4) аналогичные и гомологичные органы.
А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга p
2
означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту
встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4)
частоту встречаемости рецессивных гомозигот.
А15. Стойкие, происходящие на протяжении многих поколений
изменения генофонда популяций в одном и том же направлении,
называются:
1) движущими факторами эволюции; 2) элементарными факторами эволюции;
3) элементарным эволюционным материалом; 4) элементарным эволюционным
явлением.
А16. Факторы, изменяющие частоты генов в популяциях, называются:
1) мутагенными; 2) элементарными факторами эволюции; 3) элементарными
предпосылками эволюции; 4) элементарным эволюционным явлением.
А17. Изоляция способствует: 1) миграции особей из одной популяции
в другую; 2) расхождению признаков в пределах одного вида; 3) объединению
малых популяций в большие; 4) замедлению скорости эволюционного процесса.
А18. При постепенном изменении факторов среды в определенном
направлении наблюдаются формы отбора: 1) дизруптивный и движущий;
2) движущий; 3) стабилизирующий и дизруптивный; 4) стабилизирующий.
А19. Существование реликтовых форм является результатом действия
отбора: 1) дизруптивного; 2) стабилизирующего; 3) движущего; 4) искусственного.
А20. Эволюционную пластичность вида обеспечивают: 1) способность
мутировать; 2) поведенческие адаптации; 3) физиологические адаптации; 4)
морфологические адаптации.
А21. Аллопатрическое видообразование происходит в результате:
1) освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида;
2) естественного отбора в процессе длительного исторического развития; 3)
географической изоляции разных популяций одного вида; 4) географической
изоляции популяций разных видов.
А22. Отдаленная гибридизация может быть причиной: 1)
аллопатрического видообразования; 2) симпатрического видообразования; 3)
макроэволюции; 4) дивергенции.
А23. Явление, когда форма и окраска тела сливаются с окружающей
средой, называется: 1) мимикрией; 2) маскировкой; 3) покровительственной
окраской; 4) предупреждающей окраской.
А24. Примерами физиологических адаптаций организмов являются:
1) объединение хищников в стаи для добывания пищи; 2) теплокровность
млекопитающих и птиц; 3) синтез веществ, обеспечивающих защиту от врагов;
4) забота о потомстве у многих животных.
А25. Способ осуществления эволюционного процесса: 1)
макроэволюция; 2) конвергенция; 3) биологический прогресс; 4) ароморфоз.
А26. Катагенез — это путь эволюции организмов: 1) представляющий
собой мелкие эволюционные изменения, являющиеся приспособлением к
конкретным условиям существования; 2) представляющий собой крупные
эволюционные изменения, повышающие общий уровень их организации; 3)
представляющий собой крупные эволюционные изменения, являющиеся
приспособлением к конкретным условиям существования; 4) сопровождающийся
упрощением строения.
А27. Различные типы строения ротового аппарата у насекомых
являются примером: 1) ароморфоза; 2) атавизма; 3) дегенерации; 4)
алломорфоза.
А28. Примерами ароморфоза у растений является: 1) яркая окраска
венчика цветков у насекомоопыляемых растений; 2) разные приспособления к
распространению семян; 3) двойное оплодотворение; 4) глубокие корни у
растений сухих мест обитания.
А29. При дивергенции различие между организмами обусловлено:
1) изоляцией; 2) наличием гомологичных органов; 3) наличием аналогичных
органов; 4) разными приспособлениями к разным условиям среды.
А30. Коренное отличие Человека разумного от животных: 1)
прямохождение, наличие изгибов позвоночника и сводчатой стопы; 2) высокая
степень развития головного мозга, наличие сознания и речи; 3) способность к
изготовлению орудий труда; 4) высокая степень противопоставления большого
пальца на руке.
А31. Характерные признаки европеоидной расы: 1) узкий выступающий
нос, сильное оволосение тела; 2) плоское широкое лицо, выступающий нос;
3) широкий плоский нос, курчавые волосы; 4) жесткие прямые черные волосы,
слабое оволосение тела.
А32. Единство рас вида Человек разумный подтверждается: 1) разной
пигментацией и обволошенностью кожи у представителей всех рас; 2)
плодовитостью потомства при межрасовых браках; 3) разной окраской и формой
волос
у представителей всех рас; 4) противопоставлением большого пальца на руке
у представителей всех рас.
А33. Движущей силой эволюции органического мира по Ч. Дарвину
является: 1) наследственная изменчивость; 2) борьба за существование; 3)
внутреннее стремление организмов к самоусовершенствованию; 4) изоляция.
А34. Примером общей дегенерации является: 1) исчезновение хвоста
у головастика в процессе его превращения в лягушку; 2) отсутствие волосяного
покрова на коже дельфинов и китов; 3) отсутствие органов пищеварения у
ленточных червей; 4) разбросанно-узловой тип нервной системы моллюсков.
А35. Найдите соответствие между достижениями наук (1 —
сравнительная анатомия; 2 — эмбриология; 3 — палеонтология; 4 —
биогеография) и доказательствами эволюции (А — переходные формы и
филогенетические ряды; Б — биогенетический закон; В — закономерности
расселения организмов на Земле; Г — гомологичные органы; Д —
рудименты и атавизмы).
1) 1 – Д; 2 – ГБ; 3 – В; 4 – А;
2) 1 – В; 2 – Г; 3 – АД; 4 – Б;
3) 1 – Г; 2 – БД; 3 – А; 4 – В;
4) 1 – ГД; 2 – Б; 3 – А; 4 – В. 
А36. Найдите соответствие между критериями вида (1 —
географический; 2 — экологический; 3 — этологический; 4 —
биохимический) и их характеристиками (А — сходство в химическом
составе клеток и биохимических процессов у особей одного вида; Б —
совокупность факторов внешней среды, необходимых для существования
данного вида; В — сходство поведенческих реакций у особей одного вида; Г
— ареал, занимаемый особями одного вида).
1) 1 – А; 2 – Б; 3 – В; 4 – Г;
2) 1 – Г; 2 – Б; 3 – В; 4 – А;
3) 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А;
4) 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г.
А37. Найдите соответствие морфологических приспособлений
организмов (1 — покровительственная окраска; 2 — предупреждающая
окраска; 3 — маскировка; 4 — мимикрия) и их примеров (А — уподобление
менее защищенного организма одного вида более защищенному другого
вида; Б — форма тела и окраска сливаются с окружающей средой; В —
яркая окраска, наблюдаемая у некоторых относительно защищенных
организмов; Г — окраска, делающая незащищенные организмы менее
заметными на фоне окружающей местности).
1) 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г;
2) 1 – Г; 2 – Б; 3 – В; 4 – А;
3) 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А;
4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г.
А38. Установите последовательность появления эволюционных
преобразований в антропогенезе: 1) развитие мозга; 2) развитие руки; 3)
прямохождение; 4) членораздельная речь; 5) коллективный образ жизни.
1) 1 → 2 → 3 → 5 → 4; 3) 2 → 1 → 3 → 5 → 4;
2) 1 → 3 → 2 → 5 → 4; 4) 3 → 2 → 1 → 4 → 5.
Часть «Б»
Б1. Слившиеся комплексы органических и неорганических соединений
образовывали в первичном океане шарообразные структуры — …
Б2. Наличие костного черепа и позвоночника доказывает
принадлежность человека к подтипу …
Б3. В результате конвергенции возникают … органы.
Б4. Постоянная температура тела теплокровных животных, дающая
возможность им жить в различных климатических условиях, является
примером … адаптации.
Б5. Совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри
вида, изменяющих генетический состав популяций и приводящих к
образованию новых видов, называется …
Б6. В примитивные живые организмы смогли превратиться только те
коацерваты, которые стали способны к саморегуляции и
самовоспроизведению, то есть содержали … и нуклеиновые кислоты. 
Б7. Выберите последовательность общей схемы процесса
видообразования: 1) появление у некоторых особей прогрессирующих
приспособлений;
2) репродуктивная изоляция; 3) увеличение численности популяции,
существующей в определенной среде; 4) образование новых видов; 5)
возникновение морфологических особенностей, изменяющих отношение особей к
среде обитания.
Б8. Выберите последовательность появления ароморфозов животных
в истории развития жизни на Земле: 1) матка; 2) внутреннее оплодотворение;
3) четырехкамерное сердце; 4) органы воздушного дыхания; 5) осевые органы
хордовых;6) образование челюстей и поясов конечностей.
Б9. Найдите соответствие между человеческими расами и присущими
им морфологическими особенностями:
А) широкое лицо, косой разрез глаз; 1) европеоиды;
Б) черные курчавые волосы; 2) негроиды;
В) мягкие прямые или волнистые волосы; 3) монголоиды.
Г) широкий нос и толстые губы;
Д) жесткие черные прямые волосы.
А Б В Г Д
Б10. Найдите соответствие между видами адаптаций и
соответствующие им примеры:
А) образование глюкозы в процессе фотосинтеза;
Б) особое строение передних конечностей у птиц;
В) забота о потомстве у животных;
Г) способность быстро выводить избыток солей у
рептилий и птиц, пьющих соленую морскую воду.
1) морфологические;
2) физиологические;
3) биохимические;
4) этологические.
А Б В Г
Б11. Составьте последовательность появления признаков (органов)
животных в порядке их эволюционного возникновения в виде
последовательности цифр: 1) гомономная сегментация; 2) стрекательные
клетки; 3) протонефридии; 4) гетерономная сегментация; 5) мантийная полость;
6) задняя кишка и анальное отверстие.
Б12. Составьте последовательность появления ароморфозов растений
в истории развития жизни на Земле в виде последовательности цифр:
1) расчленение тела растений на органы; 2) образование пыльцевой трубки и
семени; 3) дифференцировка тела растений на ткани; 4) возникновение цветка
и плода; 5) появление сосудов.
II вариант
Часть «А»
А1. Утверждение о создании жизни на Земле Творцом называется
гипотезой: 1) самозарождения и панспермии; 2) биогенеза и абиогенеза; 3)
этернизма; 4) креационизма.
А2. Опыты Л. Спалланцани доказали: 1) возможность самозарождения
живого в современных условиях; 2) невозможность самозарождения живого
в современных условиях; 3) вечность жизни, занесение жизни на Землю из
космического пространства; 4) возможность выживания бактерий в
неблагоприятных условиях.
А3. Решающая роль в превращении неживого в живое, по мнению
А. И. Опарина, принадлежит: 1) нуклеиновым кислотам; 2) углеводам; 3)
липидам; 4) белкам.
А4. Первыми фотосинтезирующими организмами, использующими
воду в качестве источника водорода с выделением свободного кислорода,
были: 1) анаэробные бактерии; 2) зеленые водоросли; 3) автотрофные протисты;
4) цианобактерии.
А5. Согласно инвагинационной гипотезе возникновения
эукариотических одноклеточных организмов, они появились путем: 1)
погружения эктоплазмы в эндоплазму прокариотической клетки; 2) симбиоза
одних прокариотических клеток с другими; 3) впячивания и отшнуровывания
участков мембран
с частями цитоплазмы, содержащими ДНК, прокариотической клетки; 4)
слияния нескольких протобионтов.
А6. Согласно современным представлениям растения произошли от:
1) цианобактерий; 2) колониальных фотосинтезирующих жгутиконосцев; 3)
колониальных гетеротрофных жгутиконосцев; 4) амебовидных протистов.
А7. Основы первого учения об эволюции органического мира были
разработаны: 1) М. Ломоносовым; 2) К. Линнеем; 3) Ж.-Б. Ламарком;
4) Ч. Дарвином.
А8. Неопределенная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение
различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий;
2) возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием
одинаковых условий; 3) ненаследственная; 4) изменение одного органа влечет за
собой изменения других органов.
А9. Виды искусственного отбора по Дарвину: 1) определенный и
неопределенный; 2) движущий и соотносительный; 3) внутривидовой и
межвидовой;
4) бессознательный и методический.
А10. Сравнительная анатомия изучает: 1) зародышевое развитие
организмов; 2) ископаемые остатки организмов и закономерности распределения
организмов на Земле; 3) общность и различия в строении организмов разных
систематических групп; 4) возможность объединения животных и растений
в систематические группы.
А11. Признаки гомологичных органов: 1) разное строение и
происхождение, но выполняют одинаковые функции; 2) одинаковое
происхождение, сходный план строения, но выполняют разные функции; 3)
одинаковое происхождение, разное строение и разные функции; 4) одинаковое
происхождение
и строение и выполняют одинаковые функции.
А12. Гипертрихоз у человека — это: 1) рудимент; 2) атавизм; 3) аналог
покровам тела других млекопитающих; 4) гомолог производных эпидермиса.
А13. Биогеографические доказательства эволюции: 1) реликтовые
формы и филогенетические ряды; 2) особенности распределения животного и
растительного мира на континентах и островах; 3) переходные формы и
филогенетические ряды; 4) атавизмы и рудименты.
А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга q
2
означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту
встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4)
частоту встречаемости рецессивных гомозигот.
А15. Элементарным эволюционным материалом являются: 1)
организмы; 2) популяции; 3) модификации; 4) мутации.
А16. Роль рекомбинаций генетического материала в эволюционном
процессе: 1) стабилизируют генофонд популяций; 2) служат источником
наследственного разнообразия особей популяций; 3) способствуют выживанию
менее приспособленных особей в популяциях; 4) способствуют элиминации
более приспособленных особей в популяциях.
А17. Виды изоляции: 1) географическая и биологическая; 2) физическая и
географическая; 3) химическая и экологическая; 4) биологическая и химическая.
А18. В результате действия движущего естественного отбора норма
реакции: 1) расширяется; 2) постепенно сдвигается; 3) сужается, сохраняется ее
среднее значение; 4) разрывается, происходит дивергенция.
А19. Эволюционный фактор, не создающий новых генотипов — это:
1) миграции; 2) популяционные волны; 3) изоляции; 4) дрейф генов.
А20. Основным критерием вида является: 1) морфологическое сходство
особей; 2) сходство протекания биохимических процессов; 3) способность особей к
скрещиванию; 4) совокупность факторов среды, необходимых для существования.
А21. Примерами симпатрического видообразования могут служить:
1) три подвида большой синицы; 2) весенние, летние и осенние виды грибов;
3) пять рас майского ландыша; 4) значительные отличия улиток, населяющих
разные водоемы.
А22. Виды морфологических адаптаций организмов к среде обитания:
1) конвергенция и дивергенция; 2) покровительственная и предупреждающая
окраска; 3) конкурентоспособность и фертильность; 4) жизнеспособность и
дивергенция. 
А23. Мимикрия — это: 1) явление, когда форма и окраска тела сливаются
с окружающей средой; 2) уподобление менее защищенного организма более
защищенному; 3) яркая окраска относительно защищенных организмов; 4)
делает организмы более заметными на фоне окружающей местности.
А24. Примерами этологических адаптаций организмов являются:
1) соответствие в строении половых органов самцов и самок; 2) теплокровность
млекопитающих и птиц; 3) синтез веществ, обеспечивающих защиту от врагов;
4) забота о потомстве у многих животных.
А25. Основные направления эволюционного процесса: 1)
биологический прогресс и биологический регресс; 2) ароморфоз и параллелизм;
3) идиоадаптация и аллогенез; 4) дегенерация и биологический регресс.
А26. Аллогенез — это путь эволюции организмов: 1) представляющий
собой мелкие эволюционные изменения, не повышающие общий уровень их
организации, и являющиеся приспособлением к конкретным условиям
существования; 2) представляющий собой крупные эволюционные изменения,
повышающие общий уровень их организации; 3) представляющий собой
крупные эволюционные изменения, являющиеся приспособлением к
конкретным условиям существования; 4) сопровождающийся упрощением
строения.
А27. Большая плодовитость паразитических червей является
примером: 1) ароморфоза; 2) атавизма; 3) алломорфоза; 4) дегенерации.
А28. Возникновение покрытосеменных — это: 1) ароморфоз; 2) арогенез;
3) биологический прогресс; 4) аллогенез.
А29. В результате дивергенции в ходе эволюции возникли: 1) роющие
конечности у обыкновенного и сумчатого кротов; 2) форма тела и способы
передвижения у акулы и дельфина; 3) зубные системы у млекопитающих,
принадлежащих к разным отрядам; 4) сходное строение глаз у головоногих
моллюсков
и позвоночных животных.
А30. Социальные факторы антропогенеза были описаны: 1) Ж.-Б.
Ламарком; 2) Ч. Дарвином; 3) Н. Вавиловым; 4) Ф. Энгельсом.
А31. Принципиальные отличительные признаки рас: 1) второстепенные
морфологические наследственные признаки; 2) объем головного мозга; 3)
способность к обучению и к трудовой деятельности; 4) степень
противопоставления большого пальца на руке.
А32. Характерные признаки негроидной расы: 1) плоское широкое лицо
с выступающими скулами; 2) широкий уплощенный нос, цвет кожи черный;
3) цвет кожи желтовато-смуглый, черные курчавые волосы; 4) черные прямые
волосы, средняя степень обволошенности.
А33. Социально-экономическая предпосылка теории Ч. Дарвина: 1)
эволюционное учение Ламарка; 2) развитие социализма в Англии; 3) успехи
палеонтологии; 4) учение Смита о свободной конкуренции.
А34. Признаки подтипа Позвоночные у Человека разумного: 1) наличие
у зародыша хорды, жаберных щелей и нервной трубки; 2) парные конечности,
развитие позвоночного столба со спинным мозгом; 3) теплокровность, развитие
млечных желез и наличие волосяного покрова на теле; 4) появление черепа
и развитие коры головного мозга.
А35. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными и 2 —
гомологичными) и их примерами (А — крылья бабочки и крылья летучей
мыши; Б — жало пчелы и яйцеклад наездника; В — легочные мешки
пауков и воздушные мешки птиц; Г — глаза человека и глаза осьминога; Д
— хвост кошки и хвост ящерицы).
1) 1 – А, В; 2 – Б, Г, Д; 3) 1 – А, В, Г; 2 – Б, Д;
2) 1 – А, Г; 2 – Б, В, Д; 4) 1 – Б, Д; 2 – А, В, Г.
А36. Найдите соответствие между видами естественного отбора (1 —
движущий; 2 — стабилизирующий) и их характерными чертами (А —
происходит при постепенном изменении факторов среды; Б — происходит
при постоянстве факторов среды; В — норма реакции сужается; Г — норма
реакции сдвигается (изменяется).
1) 1 – А, Б; 2 – В, Г; 3) 1 – В, Г; 2 – А, Б;
2) 1 – Б, В; 2 – А, Г; 4) 1 – А, Г; 2 – Б, В.
А37. Найдите соответствие морфологических приспособлений
организмов (1 — покровительственная окраска; 2 — предупреждающая
окраска; 3 — маскировка; 4 — мимикрия) и их примеров (А — сходство
насекомых, живущих на коре деревьев, с лишайниками; Б — один из видов
тараканов похож на божью коровку; В — белый цвет зайца-беляка зимой;
Г — яркая окраска божьей коровки).
1) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г;
2) 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б;
3) 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б;
4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г.
А38. Выберите последовательность эволюции предков человека на
описании их образа жизни: 1) жили стадами, строили примитивные укрытия,
одевались в шкуры; 2) жили первобытными стадами в пещерах, пользовались
огнем;
3) жили на открытых местах, передвигались в полувыпрямленном положении на
двух ногах; 4) жили большими группами, умели добывать огонь; 5) жили
родовым обществом, изготавливали орудия труда, общались с помощью речи.
1) 3 → 2 → 1 → 4 → 5; 3) 5 → 2 → 4 → 3 → 1;
2) 1 → 2 → 3 → 4 → 5; 4) 2 → 3 → 1 → 4 → 5.
Часть «Б»
Б1. Большое количество борозд и извилин в коре переднего мозга,
бинокулярное зрение, противопоставление большого пальца остальным,
продолжительность беременности около девяти месяцев, сходство
кариотипов доказывают принадлежность человека к отряду …
Б2. Изоляция, основанная на различиях в расселении или во времени
размножения, называется …
Б3. В результате дивергенции возникают … органы. 
Б4. Повышение приспособленности к среде обитания, увеличение
численности особей вида, расширение ареала и образование новых
популяций, подвидов и видов — это признаки биологического …
Б5. Процесс эволюционных преобразований надвидового масштаба,
который приводит к возникновению высших систематических групп,
называется …
Б6. Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле,
использующими воду в качестве источника водорода с выделением
свободного кислорода были …
Б7. Выберите последовательность событий при аллопатрическом
видообразовании: 1) возникновение новых видов; 2) пространственная
изоляция между частями популяции; 3) расселение части особей популяции на
новые территории; 4) расхождение признаков и возникновение новых подвидов;
5) естественный отбор в новых условиях среды; 6) биологическая изоляция.
Б8. Выберите последовательность появления ароморфозов растений
в истории развития жизни на Земле: 1) расчленение тела растений на органы;
2) образование пыльцевой трубки; 3) дифференцировка тела растений на ткани;
4) возникновение околоплодника; 5) появление сосудов.
Б9. Найдите соответствие конкретных морфофизиологических
эволюционных изменений и их примеров:
А) отсутствие пищеварительной системы у ленточных
червей;
Б) появление кровеносной системы у кольчатых червей
и развитие ее у хордовых животных от пульсирующей
аорты до четырехкамерного сердца;
В) разнообразие строения клюва и крыльев у птиц.
1) ароморфозы;
2) идиоадаптации;
3) общая дегенерация.
А Б В
Б10. Найдите соответствие между достижениями наук и
доказательствами эволюции:
А) ископаемые переходные формы;
Б) закон Геккеля–Мюллера;
В) закономерности расселения организмов на Земле;
Г) аналогичные органы;
Д) рудименты и атавизмы.
1) сравнительно-
анатомические;
2) эмбриологические;
3) палеонтологические;
4) биогеографические.
А Б В Г Д
Б11. Составьте последовательность появления органов дыхания
животных в порядке их эволюционного возникновения в виде
последовательности цифр: 1) губчатые легкие; 2) альвеолярные легкие; 3)
ячеистые легкие;
4) трахеи; 5) наружные жабры; 6) жаберные щели на глотке.
Б12. Составьте последовательность появления классов организмов
в порядке их эволюционного возникновения в виде последовательности
цифр: 1) папоротниковидные; 2) покрытосеменные; 3) голосеменные; 4)
водоросли; 5) псилофиты.
III вариант
Часть «А»
А1. Утверждение о вечности жизни называется гипотезой: 1)
панспермии; 2) биогенеза; 3) этернизма; 4) абиогенеза.
А2. Опыты Л. Пастера с кипячением бульона в колбах с длинными
S-об-разными горлышками доказали: 1) возможность самозарождения
микроорганизмов в современных условиях; 2) вечность жизни, занесение жизни
на Землю из космического пространства; 3) невозможность самозарождения
микроорганизмов в современных условиях; 4) возможность выживания бактерий
в неблагоприятных условиях.
А3. Третьим этапом возникновения жизни на Земле согласно гипотезе
Опарина–Холдейна было: 1) образование мономеров и биополимеров
органических соединений; 2) формирование мембранных структур и включение
в состав коацерватов нуклеиновых кислот; 3) образование полинуклеотидов и
полипептидов; 4) формирование клеточного ядра.
А4. Выйти живым организмам на поверхность воды и сушу позволило
появление: 1) эукариотических клеток; 2) многоклеточных организмов; 3)
органоидов движения протистов; 4) озонового экрана.
А5. Согласно симбиотической гипотезе возникновения
эукариотических одноклеточных организмов, они появились путем: 1)
погружения эктоплазмы в эндоплазму прокариотической клетки; 2) симбиоза
одних прокариотических клеток (амебовидной) с другими (цианобактериями); 3)
впячивания
и отшнуровывания участков мембран с частями цитоплазмы прокариотической
клетки; 4) слияния нескольких коацерватов.
А6. Трихоплакс — это переходная форма между: 1) стегоцефалами и
современными земноводными; 2) одноклеточными и многоклеточными; 3)
стегоцефалами и рептилиями; 4) рептилиями и птицами.
А7. Работа Ч. Дарвина: 1) «Происхождение видов путем естественного
отбора»; 2) «Философия зоологии»; 3) «Роль труда в превращении обезьяны
в человека»; 4) «Система природы». 
А8. Предпосылкой эволюции по Ч. Дарвину является: 1) стремление
организмов к самосовершенствованию; 2) наследственная изменчивость; 3)
борьба за существование; 4) естественный отбор.
А9. В результате искусственного отбора человек выводит новые: 1)
типы и классы животных; 2) породы животных и сорта растений; 3) виды и
подвиды животных и растений; 4) новые семейства животных и растений.
А10. Естественный отбор сохраняет признаки: 1) полезные для человека;
2) нейтральные для человека; 3) нейтральные и полезные для вида; 4)
нейтральные и вредные для вида.
А11. Рудименты — это признаки: 1) утратившие свое первоначальное
значение и находящиеся в стадии прогрессивного развития; 2) утратившие свое
первоначальное значение и находящиеся в стадии обратного развития; 3)
являющиеся патологией для организма; 4) свойственные далеким предкам.
А12. Гомологичные органы: 1) жабры рака и жабры рыбы; 2) рука
человека и передние конечности крота; 3) крыло бабочки и крыло птицы; 4) глаз
человека и глаз паука.
А13. Палеонтология изучает: 1) общность и различия в строении
организмов; 2) закономерности распределения организмов на Земле; 3)
ископаемые останки организмов; 4) возможность объединения животных и
растений в систематические группы.
А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга р
означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту
встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4)
частоту встречаемости рецессивных гомозигот.
А15. Элементарной единицей эволюции является: 1) особь; 2)
популяция; 3) вид; 4) биоценоз.
А16. Миграции способствуют: 1) генетическому однообразию популяций;
2) ослаблению естественного отбора; 3) обмену генами между популяциями
одного вида, то есть обновлению генофонда популяций; 4) стабилизации
генофонда популяций.
А17. Основными движущими силами эволюции органического мира
являются: 1) рекомбинации, миграции и дрейф генов; 2) искусственный и
естественный отбор; 3) борьба за существование и естественный отбор; 4)
мутации, популяционные волны и изоляция.
А18. При постоянстве условий среды наблюдается форма
естественного отбора: 1) дизруптивный и движущий; 2) движущий; 3)
стабилизирующий и дизруптивный; 4) стабилизирующий.
А19. Микроэволюция — это процесс: 1) надвидовых преобразований;
2) эволюционных преобразований, протекающих внутри вида, приводящий к
образованию новых видов; 3) стабилизации генетического состава популяций;
4) приводящий к образованию крупных систематических групп.
А20. Видообразованию способствуют: 1) большая плодовитость и
широкое расселение вида в природе; 2) низкая плодовитость и ограниченное
расселение вида в природе; 3) искусственный отбор; 4) способность особей к
ненаследственной изменчивости. 
А21. Симпатрическое видообразование происходит в результате:
1) освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида;
2) естественного отбора в процессе длительного исторического развития; 3)
географической изоляции разных популяций одного вида; 4) географической
изоляции популяций разных видов.
А22. Организмы, способные к нормальному размножению, — это:
1) конкурентоспособные; 2) жизнеспособные; 3) стерильные; 4) фертильные.
А23. Предупреждающая окраска — это: 1) явление, когда форма и
окраска тела сливаются с окружающей средой; 2) делает организмы менее
заметными на фоне окружающей местности; 3) уподобление менее защищенного
организма более защищенному; 4) яркая окраска относительно защищенных
организмов.
А24. Примерами мимикрии являются: 1) зеленая окраска у певчего
кузнечика; 2) ярко-красная окраска у божьей коровки; 3) сходство в окраске
брюшка у мухи-журчалки и осы; 4) сходство в окраске и форме тела гусеницы
бабочки-пяденицы с сучком.
А25. Основной путь достижения биологического прогресса: 1)
биологический регресс; 2) конвергенция; 3) аллогенез; 4) конкуренция.
А26. Конвергенция — это: 1) схождение признаков у родственных
организмов в процессе эволюции; 2) расхождение признаков у родственных
организмов в процессе эволюции; 3) схождение признаков у неродственных
групп организмов в процессе эволюции; 4) образование изолированной группы
внутри популяции.
А27. Примерами ароморфоза у позвоночных животных является: 1)
позвоночник и череп; 2) форма и размеры тела; 3) две пары конечностей; 4)
четырехкамерное сердце.
А28. Высокая активность процессов метаболизма, приведшая к
появлению гомойотермных животных, — это: 1) арогенез; 2) алломорфоз; 3)
ароморфоз; 4) аллогенез.
А29. Независимое приобретение сходных черт родственными
организмами — это: 1) конвергенция; 2) параллелизм; 3) дивергенция; 4)
специализация.
А30. Антропогенез — это процесс: 1) эмбрионального развития человека;
2) индивидуального развития человека; 3) постэмбрионального развития
человека; 4) эволюционно-исторического формирования человека как вида.
А31. Человеческая раса — это понятие: 1) социальное; 2) биологическое;
3) генетическое; 4) экологическое.
А32. Характерные признаки монголоидной расы: 1) жесткие прямые
черные волосы, сильная обволошенность тела; 2) узкий выступающий нос, косой
разрез глаз; 3) цвет кожи черный, слабая обволошенность тела; 4) плоское
широкое лицо, цвет кожи желтовато-смуглый.
А33. Виды изменчивости по Ч. Дарвину: 1) мутационная и
комбинативная; 2) определенная и неопределенная; 3) неопределенная и
мутационная;
4) комбинативная и коррелятивная. 
А34. Признаки класса Млекопитающие у Человека разумного: 1)
теплокровность и наличие перьевого покрова; 2) отсутствие млечных, потовых и
сальных желез; 3) наличие четырехкамерного сердца и правой дуги аорты;
4) наличие четырехкамерного сердца и левой дуги аорты.
А35. Найдите соответствие между теориями и учениями (1 — теория
народонаселения; 2 — первое эволюционное учение; 3 — закон
зародышевого сходства; 4 — биогенетический закон) и их авторами (А — К.
Бэр; Б — Э. Геккель и Ф. Мюллер; В — Ж. Ламарк; Г — Т. Мальтус):
1) 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б;
2) 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А;
3) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г;
4) 1 – А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – В.
А36. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными; 2 —
гомологичными) и их примерами (А — корнеплод свеклы и клубень
картофеля; Б — чешуи на стеблях хвоща и колючки барбариса; В —
роющие конечности медведки и роющие конечности крота; Г — луковица
тюльпана
и корневые клубни георгин; Д — сережка березы и колос ржи):
1) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г;
2) 1 – В, Г; 2 – А, Б, Д;
3) 1 – В, Д; 2 – А, Б, Г;
4) 1 – Б, Г; 2 – А, В, Д.
А37. Найдите соответствие конкретных морфофизиологических
эволюционных изменений (1 — идиоадаптации; 2 — ароморфозы; 3 —
общая дегенерация) и их характеристик (А — мелкие эволюционные
изменения, приспосабливающие организмы к конкретным условиям
существования
и не повышающие общий уровень их организации; Б — эволюционные
изменения, сопровождающиеся упрощением организации; В —
эволюционные изменения, ведущие к усложнению строения и функций
организма, повышающие общий уровень его организации и
жизнеспособность):
1) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 3) 1 – А; 2 – Б; 3 – В;
2) 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б.
А38. Выберите последовательность общей схемы процесса
видообразования: 1) появление новых разновидностей; 2) появление новых
видов; 3) увеличение численности популяции, существующей в определенной
среде; 4) появление новых подвидов; 5) возникновение морфологических
особенностей, изменяющих отношение особей к среде обитания.
1) 4 → 2 → 1 → 3 → 5; 3) 5 → 3 → 4 → 1 → 2;
2) 1 → 4 → 3 → 2 → 5; 4) 3 → 5 → 1 → 4 → 2.
Часть «Б»
Б1. Плодовитость потомства при межрасовых браках доказывает …
человеческих рас. 
А.1. Б2. Наличие кожных желез, волосяного покрова,
четырехкамерного сердца и левой дуги аорты, диафрагмы, хорошо
развитой коры переднего мозга доказывают принадлежность человека к
классу …
Б3. Обязательным условием абиогенного возникновения живого на
Земле было отсутствие …
Б4. Возникновение новых видов из популяций, занимающих разные
географические ареалы, называется … видообразованием.
Б5. Совокупность факторов внешней среды, необходимых для
существования данного вида, — это … критерий вида.
Б6. Многоклеточный организм, произошедший от колониальных
жгутиковых, клетки наружного слоя которых захватывали пищевые
частицы
и погружались внутрь колонии, постепенно образуя второй слой клеток,
называется …
Б7. Выберите последовательность эволюции предков человека на
описании их образа жизни: 1) жили стадами, строили примитивные укрытия,
одевались в шкуры, пользовались огнем; 2) жили первобытными стадами в
пещерах, пользовались огнем; 3) жили большими группами, умели добывать
огонь, общались жестами и на примитивной речи; 4) жили в открытых местах,
передвигались в полувыпрямленном положении на двух ногах; 5) жили родовым
обществом, строили жилища и орудия труда, общались с помощью речи.
Б8. Выберите последовательность появления органов (структур)
растений в порядке их эволюционного возникновения: 1) зооспоры; 2)
зародышевый мешок; 3) хлоропласты; 4) лист; 5) эндосперм; 6) эпидермис.
Б9. Найдите соответствие между главными направлениями
эволюционного процесса и их особенностями:
А) уменьшение числа и разнообразия популяций; 1) биологический прогресс;
Б) образование новых популяций, подвидов и видов; 2) биологический регресс.
В) расширение ареала вида;
Г) сокращение ареала вида;
Д) увеличение численности вида.
А Б В Г Д
Б10. Найдите соответствие между систематическими категориями, к
которым относится Человек разумный и признаками, доказывающими это:
А) бинокулярное зрение, общие группы крови; 1) тип Хордовые;
Б) млечные, сальные и потовые железы; 2) подтип
Позвоночные;
В) левая дуга аорты и четырехкамерное сердце; 3) класс Млекопитающие;
Г) глотка, пронизанная жаберными щелями; 4) отряд Приматы. 
Д) череп и позвоночник.
А Б В Г Д
Б11. Составьте последовательность появления групп организмов на
ранних этапах биологической эволюции в виде последовательности цифр:
1) одноклеточные анаэробные автотрофы; 2) многоклеточные авто- и
гетеротрофы; 3) одноклеточные анаэробные гетеротрофы; 4) одноклеточные
аэробные гетеротрофы.
Б12. Составьте последовательность эволюции органов выделения
у животных в виде последовательности цифр: 1) туловищные почки; 2)
протонефридии; 3) мальпигиевы сосуды; 4) метанефридии; 5) тазовые почки; 6)
коксальные железы.
IV вариант
Часть «А»
А1. Сторонники гипотезы панспермии предполагают, что жизнь на
Земле:1) занесена из других планет; 2) создана Творцом; 3) возникала
неоднократно из неживого вещества; 4) существовала вечно.
А2. Опыты С. Миллера доказали: 1) невозможность самозарождения
жизни на Земле в современных условиях; 2) принципиальную возможность
образования простых органических веществ из неорганических; 3) возможность
занесения спор бактерий из космического пространства; 4) возможность
образования в естественных условиях биополимеров из мономеров.
А3. Первым этапом возникновения жизни на Земле согласно гипотезе
Опарина–Холдейна было: 1) образование биополимеров и мембранных
структур; 2) абиогенный синтез нуклеиновых кислот; 3) формирование
клеточного ядра; 4) абиогенный синтез простых органических соединений из
неорганических.
А4. Первые автотрофы на Земле использовали энергию солнечного
света для получения водорода: 1) при фотолизе воды; 2) окислении
сероводорода; 3) окислении аммиака; 4) разложении солей аммония.
А5. Гипотезы возникновения многоклеточных организмов: 1)
креационизма и панспермии; 2) гастреи и фагоцителлы; 3) инвагинационная и
симбиотическая; 4) абиогенеза и биогенеза.
А6. Экспериментальные доказательства возможности синтеза
биополимеров из мономеров в восстановительной атмосфере представили: 
1) А. И. Опарин и Дж. Холдейн; 2) Л. Спалланцани и Л. Пастер; 3) С. Миллер
и Дж. Оро; 4) Л. Орджел и С. Акабюри.
А7. Научные предпосылки теории Ч. Дарвина: 1) клеточная теория
и эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка; 2) развитие капитализма в Англии и
биогенетический закон; 3) учение А. Смита о свободной конкуренции и Т.
Мальтуса о народонаселении; 4) рост городов и развитие селекции в сельском
хозяйстве.
А8. Соотносительная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение
различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий;
2) возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием
одинаковых условий; 3) приобретение каждым организмом в ходе жизни
полезных признаков и передача их потомкам; 4) изменение одного органа влечет
за собой изменения других органов.
А9. Примерами межвидовой борьбы за существование могут быть:
1) конкурентная борьба сосен за свет; 2) конкурентная борьба хищников одного
вида за добычу; 3) взаимоотношения между американской и европейской
норками; 4) гибель многих животных при холодной зиме.
А10. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина: 1) всем организмам
присуще внутреннее стремление к совершенствованию; 2) в основе
преобразования видов лежат наследственность и изменчивость; 3) в природе
эпизодически происходит естественный отбор; 4) изменение органов
управляется законом упражнения и неупражнения органов.
А11. Атавизмы — это признаки: 1) утратившие свое первоначальное
значение и находящиеся в стадии обратного развития; 2) усилившие свое
первоначальное значение и находящиеся в стадии прогрессивного развития; 3)
являющиеся нормой для организма; 4) свойственные далеким предкам.
А12. Разнообразные конечности наземных позвоночных животных
— это пример: 1) аналогичных органов; 2) гомологичных органов; 3)
рудиментов; 4) атавизмов.
А13. Биогеография изучает: 1) ископаемые останки организмов; 2)
зародышевое развитие организмов и общность и различия в их строении; 3)
закономерности распределения организмов на Земле; 4) возможность
объединения животных и растений в систематические группы.
А14. В идеальных популяциях наблюдается постоянство частот
генов
и генотипов — это формулировка закона: 1) К. М. Бэра; 2) Н. И. Вавилова;
3) Г. Харди и В. Вайнберга; 4) Э. Геккеля и Ф. Мюллера.
А15. Элементарным эволюционным процессом является: 1) мутация;
2) микроэволюция; 3) конвергенция; 4) макроэволюция.
А16. Популяционные волны способствуют: 1) ослаблению
естественного отбора; 2) изменению частот генов и генотипов в популяциях; 3)
стабилизации частот генов и генотипов в популяциях; 4) замедлению
эволюционного процесса. 
А17. В настоящее время выделяют следующие формы борьбы за
существование: 1) внутривидовая и межвидовая; 2) прямая и конкурентная; 3) с
неблагоприятными факторами среды; 4) борьба с антропогенными факторами.
А18. Совокупность генов вида или популяции называется: 1)
кариотипом; 2) генотипом; 3) генофондом; 4) геномом.
А19. Макроэволюция — это процесс: 1) внутривидовых
преобразований; 2) эволюционных преобразований, протекающих внутри вида,
приводящий к образованию новых видов; 3) быстрых эволюционных изменений;
4) надвидовых преобразований, приводящий к образованию крупных
систематических групп.
А20. Движущими факторами видообразования являются: 1) мутации
и изоляции; 2) модификации и поток генов; 3) популяционные волны и дрейф
генов; 4) борьба за существование и естественный отбор.
А21. Примерами аллопатрического видообразования могут служить:
1) три подвида большой синицы; 2) весенние, летние и осенние виды грибов;
3) разные сроки нереста у лососевых рыб; 4) полиплоидные формы картофеля
и хризантем.
А22. Характерные черты приспособленных организмов: 1)
покровительственная и предупреждающая окраска; 2) конвергенция и
дивергенция; 3) маскировка и мимикрия; 4) жизнеспособность,
конкурентоспособность и фертильность.
А23. Примерами маскировки являются: 1) зеленая окраска у певчего
кузнечика и листьев у большинства растений; 2) сходство в окраске брюшка
у мухи-жур-чалки и осы; 3) ярко-красная окраска у божьей коровки; 4) сходство
в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
А24. Нахождение пищи и забота о потомстве — это адаптации: 1)
видовые; 2) организменные; 3) этологические; 4) физиологические.
А25. Основной путь достижения биологического прогресса: 1)
биологический регресс; 2) катагенез; 3) параллелизм; 4) конкуренция.
А26. Дивергенция — это: 1) расхождение признаков у неродственных
групп организмов в процессе эволюции; 2) расхождение признаков у
родственных групп организмов в процессе эволюции; 3) схождение признаков у
неродственных групп организмов в процессе эволюции; 4) развитие сходных
признаков в эволюции близкородственных групп.
А27. Примерами идиоадаптации у позвоночных животных является:
1) трех- и четырехкамерное сердце; 2) обтекаемая форма тела у водоплавающих
животных; 3) два круга кровообращения; 4) три слуховые косточки у
млекопитающих.
А28. Возрастание приспособленности к окружающей среде А. Н.
Северцов назвал: 1) прогрессивной адаптацией; 2) биологическим прогрессом;
3) арогенезом; 4) биологическим регрессом.
А29. Развитие в сходном направлении неродственных групп — это:
1) параллелизм; 2) конвергенция; 3) дивергенция; 4) специализация.
А30. Признаки подкласса Плацентарные у Человека разумного: 1)
парные конечности, развитие позвоночного столба со спинным мозгом и черепа 
с головным мозгом; 2) теплокровность, развитие млечных желез и наличие
волосяного покрова на теле; 3) развитие зародыша внутри организма матери,
питание плода через плаценту; 4) плоские ногти, сильное развитие больших
полушарий головного мозга, незамкнутость хрящевых колец трахеи.
А31. Доказательствами происхождения человека от животных
являются: 1) отличия в строении человека и животных; 2) общность
оплодотворения;
3) наличие изгибов позвоночника и сводчатой стопы; 4) наличие рудиментов
и атавизмов.
А32. Различие между расами является результатом: 1) адаптации к
факторам среды и географической изоляции; 2) конвергенции; 3) дивергенции;
4) возникновения ароморфозов.
А33. Согласно гипотезе Опарина–Холдейна для возникновения
жизни на Земле необходимо: 1) отсутствие кислорода; 2) наличие в первичном
океане сложных химических соединений; 3) наличие озонового слоя в
атмосфере;
4) наличие в атмосфере азота и кислорода; 5) отсутствие энергии.
А34. К биологическим факторам антропогенеза относится: 1)
использование огня; 2) общественный образ жизни; 3) борьба за существование;
4) половой отбор.
А35. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными; 2
— гомологичными) и их примерами (А — семена сосны и споры
папоротника; Б — столон картофеля и корневище пырея; В — початок
кукурузы и шишка сосны; Г — почечные чешуи березы и листья гороха; Д
— колючки кактуса и иглы ели).
1) 1 – А, Б, Г; 2 – В, Д;
2) 1 – В, Д; 2 – А, Б, Г;
3) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г;
4) 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г.
А36. Найдите соответствие между видами естественного отбора (1 —
движущий; 2 — стабилизирующий) и их характерными чертами (А —
норма реакции сдвигается (изменяется); Б — условия среды меняются
в неуклонно одном направлении; В — сохраняется среднее значение
признака; Г — условия среды стабильные).
1) 1 – А, Б, Г; 2 – В; 3) 1 – А, Б; 2 – В, Г;
2) 1 – В; 2 – А, Б, Г; 4) 1 – Г; 2 – А, Б, В.
А37. Найдите соответствие между способами осуществления
эволюционного процесса (1 — дивергенция; 2 — конвергенция; 3 —
параллелизм)
и их характерными признаками (А — развитие в сходном направлении
неродственных групп организмов; Б — развитие сходных признаков в
эволюции близкородственных групп; В — расхождение признаков в
эволюции родственных организмов; Г — в результате возникают
аналогичные органы; Д — в результате возникают гомологичные органы).
1) 1 – А, Г; 2 – Б, В; 3 – Д; 
2) 1 – Г, Б; 2 – В, Д; 3 – А;
3) 1 – В; 2 – А, Г; 3 – Б, Д;
4) 1 – В, Д; 2 – А, Г; 3 – Б.
А38. Выберите последовательность событий при симпатрическом
видообразовании: 1) освоение частью особей популяции новых экологических
ниш в пределах старого ареала; 2) возникновение подвидов; 3) естественный
отбор в новых условиях среды; 4) биологическая изоляция; 5) возникновение
новых видов; 6) постепенное расхождение признаков.
1) 1 → 3 → 6 → 4 → 2 → 5; 3) 4 → 2 → 3 → 1 → 5 → 6;
2) 1 → 6 → 3 → 4 → 5 → 2; 4) 6 → 2 → 5 → 4 → 3 → 1.
Часть «Б»
Б1. Факторы расогенеза: наследственная изменчивость, естественный
отбор и …
Б2. Высокая степень развития головного мозга и коры переднего
мозга, наличие второй сигнальной системы, способность к изготовлению
орудий труда, прямохождение и высокая степень противопоставления
большого пальца на руке … признаки Человека разумного.
Б3. Примеры ископаемых переходных форм животных: стегоцефалы,
археоптерикс, … ящеры.
Б4. Основные результаты эволюции: … организмов к различным
условиям обитания, многообразие видов и постепенное усложнение
организации живых существ.
Б5. Изоляция, обусловленная разрывом единого ареала вида на
разобщенные между собой части появлением новых рек, проливов и др.,
называется … изоляцией.
Б6. Многоклеточный организм, произошедший от колониальных
жгутиковых путем впячивания одного полюса внутрь колонии с
образованием внутреннего слоя клеток, получил название …
Б7. Выберите последовательность появления органов хордовых
животных в порядке их эволюционного возникновения: 1) хорда; 2) тазовые
почки; 3) спинной мозг; 4) трехкамерное сердце; 5) плавательный пузырь; 6) три
слуховые косточки в среднем ухе.
Б8. Выберите последовательность этапов возникновения жизни на
Земле: 1) образование коацерватных капель; 2) образование первичного океана; 3)
образование сложных органических веществ; 4) образование простых
органических веществ; 5) образование ферментов; 6) образование биологических
мембран.
Б9. Найдите соответствие между гипотезами происхождения
эукариотических клеток и многоклеточных организмов и их
характеристиками: 
А) прокариотическая анаэробная гетеротрофная клетка
проглатывала более мелкие клетки, которые не
переваривались, а превращались в органеллы;
Б) клетки одного полюса колониальных жгутиковых
впячивались и образовывали второй слой клеток;
1) инвагинационная;
2) симбиотическая;
3) гастреи;
4) фагоцителлы.
В) клетки наружного слоя колониальных жгутиковых поглощали пищевые
частицы и погружались внутрь колонии;
Г) впячивание и отшнуровывание мембранами участков цитоплазмы с
молекулами ДНК.
А Б В Г
Б10. Найдите соответствие между видами естественного отбора и их
примерами действия:
А) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам;
Б) гибель в популяции бабочек особей с короткими
и длинными крыльями;
В) существование реликтовых растений;
Г) господство насекомых со средним размером крыла.
1) движущий;
2) стабилизирующий.
А Б В Г
Б11. Составьте последовательность появления органов
кровообращения хордовых животных в порядке их эволюционного
возникновения в виде последовательности цифр: 1) четырехкамерное сердце;
2) пульсирующая брюшная аорта; 3) правая и левая дуги аорты; 4) двухкамерное
сердце; 5) левая дуга аорты; 6) трехкамерное сердце.
Б12. Составьте последовательность этапов развития жизни на Земле в
виде последовательности цифр: 1) эукариоты, протисты, аэробы; 2)
прокариоты, анаэробы, гетеротрофы; 3) протобионты; 4) фотосинтезирующие
автотрофы, прокариоты; 5) многоклеточные аэробы.
 


Категория: Биология | Добавил: Админ (24.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar