Тема №6703 Основные формы научного знания
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Основные формы научного знания из предмета Философия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Основные формы научного знания, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

На основе эмпирического и теоретического исследований в каждой отрасли науки формируются различные формы знания: эмпирические факты, проблема, гипотеза, теория.

Эмпирическиефакты - это действительные, реально существующие события, свойства и отношения объектов мира и процессы их изменений, которые стали известны в результате наблюдения и эксперимента и вошли в сферу человеческого познания, стали предметом человеческой деятельности.

В идеалистических учениях факты сводятся к ощущениям, восприятиям и переживаниям субъекта, то есть к явлениям сознания. Такое понимание факта было распространено, например, в позитивизме. О.Конт задачу исследователя видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении, и отказывался от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой.

В действительности же задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения того или иного явления, выявить его существенные свойства и связи.

В науку факты входят не как сами события или объекты, а как их описания, как эмпирические знания, зафиксированные с помощью языка. О фактах как объективных событиях можно лишь утверждать, существуют они или не существуют, а о том, являются они истинными или ложными можно говорить только том случае, если они выступают в форме предложений, в которых описываются имевшие место события.

Факты являются наиболее достоверной частью научного знания, одним из наилучших и надежных аргументов как для доказательства, так и опровержения научных гипотез и теорий. Но при этом важно правильно собрать факты, установить связь между ними. Необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, без единого исключения, чтобы не возникло подозрения в том, что факты выбраны произвольно.

Структуру построения и развития научного знания на теоретическом уровне можно представить состоящей из таких компонентов, как проблема, гипотеза и теория.

Проблема – это объективно возникающие в процессе познания трудности, сформулированные в виде упорядоченной совокупности вопросов. Порядок постановки вопросов, образующих структуру проблемы, предопределяет направление и последовательность ее будущего решения. Решение проблемы понимается как замена вопросов ответами. Необходимым условием успешного нахождения ответа является умение правильно поставить проблему.

Постановка проблемы есть процесс осознания недостаточности и неупорядоченности информации по вопросу, требующего решения. Процесс упорядочения недостаточной информации с целью выявления структуры проблемы называется анализом проблемы. Следующий этап – это поиск решения проблемы, который можно рассматривать как процесс накопления информации и выявления всех возможных способов разрешения противоречий, лежащих в основе проблемы. Собственно решение проблемы осуществляется путем выбора оптимального решения из массива возможных.

Не на все вопросы могут быть сразу даны однозначные ответы, поэтому нередко ответы принимают форму предположений, допущений, догадок. Такую форму знания называют гипотезой.

Гипотеза – это предположение о каких-то свойствах, сторонах, закономерностях действительности, которое нуждается в доказательстве.Гипотезаявляется универсальной формой развития науки, предвестником великих научных открытий. Гипотезой некогда была идея атомного строения материи, как гипотеза возникла теория эволюции органического мира, гипотеза лежала в основе обнаружения планеты Нептун и т.д. Любая сфера научного познания содержит множество гипотез, относящихся как к единичным фактам, так и к некоторым закономерным связям. Кроме того, в утвердившихся, общепризнанных научных теориях имеется множество гипотетических элементов, выраженных в форме проблемных суждений. С этой точки зрения гипотеза может быть охарактеризована как показатель динамики научного познания, становления нового, связи известного с неизвестным.

Важнейшими этапами разработки гипотезы являются ее выдвижение, обоснование и проверка. Сначала выдвигается основное предположение о том, что подлежит объяснению. Затем оно аргументируется посредством уже известных фактов и определенных теоретических соображений. Связь предположения с его аргументами осуществляется по правилам и законам логики. Таким образом, гипотеза обосновывается строго логически.

Завершающий этап – проверка гипотезы. Результатом проверки может стать опровержение данной гипотезы, и тогда она уступает место другим гипотезам. Проверка может привести к изменению степени вероятности гипотезы, что также имеет существенное познавательное значение, поскольку в своей практической деятельности человек вынужден опираться не только на достоверные, но и на вероятностные знания. И, наконец, проверка может означать доказательство гипотезы, то есть установление ее истинности.

Выделяют два основных способа доказательства гипотезы: эмпирический и теоретический. Эмпирическое доказательство осуществляется непосредственной проверкой гипотезы путем подтверждения ее фактами опыта, в особенности экспериментом. Теоретическое доказательство представляет собой интеллектуальную операцию установления истинности некоторого суждения посредством его выведения из других суждений, истинность которых полагается уже установленной.

Проверенная и доказанная гипотеза становится теорией. В отличие от гипотезы, теория представляет собой достоверное знание.

Теория - это высшая форма организации научного знания, которая дает целостное отображение объективных законов и других существенных связей действительности. Открытие законов является главной задачей научного познания.

Законом называется общая необходимая и устойчивая связь между объектами и явлениями или их сторонами. Познанные наукой законы составляют основу научного объяснения и предвидения. Зная те или иные законы, можно получить достаточно надежный прогноз, предвидеть поведение объектов в наличных или изменяющихся условиях, доказать существование ранее неизвестных объектов, возникновение качественно иных явлений и процессов и т.д. На основе законов физической и химической теорий, например, рассчитывают и предвидят ход химических реакций, возможность открытия новых химических элементов и их природных соединений, пути создания новых веществ и материалов, которых нет в природе.


Категория: Философия | Добавил: Админ (25.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar