Тема №6025 Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ.
НАБЛЮДЕНИЕ И ОПЫТ
Начальный уровень
1. Какое из приведенных ниже слов относится к понятию
«физическое тело»? Выберите правильный ответ.
A. Капля воды.
Б. Молния.
B. Эхо.
2. Какое из приведенных ниже слов относится к понятию
«вещество»? Выберите правильный ответ.
А. Радуга.
Б. Мяч.
В. Мед.
3. Какое из приведенных ниже слов относится к понятию
«явление»? Выберите правильный ответ.
A. Часы.
Б. Выстрел.
B. Ртуть.
4. Какое из перечисленных ниже явлений относится к фи­
зическим? Выберите правильный ответ.
A. На лужайке распустился подснежник.
Б. В бутылке прокисло молоко.
B. Прозвенел звонок с урока.
5. Какое из перечисленных ниже явлений относится к ме­
ханическим? Выберите правильный ответ.
A. Горение спички.
Б. Падение мяча.
B. Замерзание воды.
к
6. Какое из перечисленных ниже явлений относится к теп­
ловым? Выберите правильный ответ.
A. Заржавел стальной нож.
Б. Выпала роса.
B. Светит Луна.
7. Пластмассовая расческа притягивает кусочки бумаги.
К какому физическому явлению относится этот опыт?
Выберите правильный ответ.
A. Магнитному явлению.
Б. Электрическому явлению.
B. Тепловому явлению.
8. Выберите правильный ответ. Смена времен года — это...
A. опыт.
Б. гипотеза.
B. закономерность.
Средний уровень
1. Приведите примеры физических тел, состоящих из одного
и того же вещества, и физических тел одинакового назва­
ния и назначения, состоящих из различных веществ.
2. Выпишите из приведенных ниже явлений только физичес­
кие: а) таяние снега; б) солнечный луч отражается от зеркала;
в) кипение воды; г) гниение картофеля; д) выпадение дождя;
е) почернение серебряной монеты.
3. Какие из приведенных явлений являются звуковыми:
а) кипение воды; б) щебетание птиц; в) горение свечи;
г) мерцание звезды?
4. Назовите какое-либо известное вам вещество. Приведите
названия по крайней мере пяти физических тел, изготов­
ленных из этого вещества.
5. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили
внимание на то, что гром слышен всегда только после
удара молнии. Какое предположение можно сделать на
основании этого наблюдения?
6. Приведите примеры механических, звуковых, тепловых
и оптических явлений, с которыми вы встречаетесь у себя
дома.
7. Понаблюдайте за различными механическими явлениями
дома и на улице. Какие закономерности в этих явлениях
вам удалось заметить?
8. Приведите примеры закономерностей в явлениях природы.
Достаточный уровень
1. Предлагаемую таблицу начертите в тетради и впишите
слова, которые обозначают физическое тело, вещество и
явление: сок, молния, закат, капля воды, Луна, выстрел,
транспортир, ртуть, мед, наводнение, молоко, авторучка,
лед, таяние льда, вьюга, вода.
Ф изическое тело Вещ ество Явление
2. Предлагаемую таблицу начертите в тетради и впишите
словосочетания, относящиеся к механическим, тепловым,
звуковым, электрическим, световым и магнитным явлениям:
падает капля воды, плавится лед, горит свеча, слышны
звуки музыки, тает снег, светит лампочка, поет канарей­
ка, кипит вода, плывет лодка, летит самолет, произошел
разряд молнии, булавка притянулась к магниту, мерцают
звезды, шелестит листва, электрический ток течет в про­
воде, работает компьютер.
М ехани­
ческие
Т епловы е Звуковы е Электри­
ческие
С ветовы е М агнит­
ные
3. Приведите примеры, когда знание законов природы поз­
воляет управлять природными явлениями.
4. Какие наблюдения вы проводили в природных условиях?
Какие физические явления наблюдали? Приходилось
ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак,
отличающий опыт от наблюдения?
5. Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На
наружной поверхности специально охлаждаемого метал­
лического сосуда тоже получены капельки влаги. В каком
случае явление образования росы изучалось путем наблю-
8
дения, а в каком — путем постановки опыта? Обоснуйте
ваш ответ.
6. Проведите рукой по столу — вы почувствуете, что рука
ощущает сопротивление. Можно высказать гипотезу: сопро­
тивление объясняется зацеплением мельчайших зазубрин
на поверхностях тел. Придумайте опыт, позволяющий
проверить эту догадку.
7. Что проверял на опыте Галилей, бросая пулю и ядро с Пи­
занской башни? Какое предположение ученого подтвердил
этот опыт?
8. Какие открытия ученых значительно расширили наше
представление о Вселенной?
Высокий уровень
1. Назовите примеры физических тел, которые мы не можем
видеть.
2. Влияет ли, по-вашему, назначение предмета на выбор
вещества, из которого этот предмет изготовлен?
3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и
специальных пластиков. Какие, по-вашему, достоинства и
недостатки имеет обувь каждого вида? Какой обувью следу­
ет воспользоваться: а) в дождливый день; б) в солнечную,
теплую погоду; в) зимой?
4. Какие из приведенных явлений одновременно являются
механическими и тепловыми: а) остывает горячий чай;
б) автомобиль резко тормозит; в) электрический камин обог­
ревает комнату; г) древний человек добывает огонь трением?
5. Лодки изготавливают из дерева, легких сплавов, стек­
лопластика или резины (надувные лодки). Назовите до­
стоинства и недостатки таких лодок. В какой из них вы
отправились бы в водное путешествие: а) по озеру; б) по
быстрой, порожистой реке?
6. Какие из приведенных явлений одновременно являются
электрическими и оптическими: а) во время грозы на
небе вспыхнула молния; б) комнату освещает лампочка
накаливания; в) астроном с помощью телескопа наблю­
дает далекую звезду; г) при выключении электрического
прибора возникают искры?
Q
Существует лишь то, что можно измерить.
Макс Планк
Самостоятельная
работа
ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Начальный уровень
1.
2.
3.
4.
5.
Какое из приведенных ниже слов относится к понятию
«физическая величина»? Выберите правильный ответ.
A. Термометр.
Б. Скорость.
B. Секунда.
Какое из приведенных ниже слов относится к понятию «еди­
ница физической величины»? Выберите правильный ответ.
A. Скорость автомобиля.
Б. Линейка.
B. Килограмм.
Какова цена деления линейки, изображенной на рисунке?
Выберите правильный ответ.
П Т т
3
т
4
т
5 Ti A. 1 мм.
Б. 1 см.
B. 0,5 см.
В банку налили 200 см3 воды. Каков объем воды в литрах?
Выберите правильный ответ.
А. 2 л. Б. 0,2 л. В. 0,02 л.
На рисунках показано, как длину одного и того же брус­
ка измерили с помощью двух разных линеек. Выберите
правильный ответ.
А. Цена деления первой линейки 1 см.
Б. Длина бруска меньше 4 см.
10
В. В случае, показанном на рисунке б, получен более
точный результат измерения.
6. В каком случае объем жидкости измеряют с помощью
измерительного цилиндра (см. рисунки) правильно? Вы­
берите правильный ответ.
А. В первом. Б. Во втором. В. В третьем.
Средний уровень
1. Определите цену деления каждого из измерительных ци­
линдров и объем воды в них.
2. Определите цену деления
термометров (рис. а, б, в) и
температуру, которую пока­
зывает каждый термометр.
—10 —1 20 - »
°с
а б в
3. Чтобы измерить диаметр проволоки, ученик намотал
30 витков на линейку так, как показано на рисунке.
Определите диаметр проволоки.
11
4. На рисунке изображены кремлевские
часы. Определите цену деления для
часовой и минутной шкал.
5. По приведенным рисункам объясните, как с помощью
измерительного цилиндра можно измерить объем гирьки.
6. На рисунке изображен циферблат
часов. Определите цену деления для
минутной и секундной шкал.
Достаточный уровень
1. Используя рисунок, определите объем одного шарика.
Выразите ответ в кубических миллиметрах.
2. Ученик опустил в измерительный
цилиндр 50 канцелярских скрепок.
Определите объем одной скрепки.
12
3. На рисунке изображены шкалы
двух термометров. Какой из тер­
мометров вы выбрали бы для того,
чтобы как можно точнее измерить
температуру? Свой выбор обоснуйте.
4. Взгляните на рисунок. Вы видите
две мензурки, в каждой из которых
налито некоторое количество жид­
кости. Можно ли утверждать, что
в правой мензурке налито большее
количество жидкости? Обоснуйте
свой ответ.
5. На листе бумаги начертите два квадрата так, чтобы сторона
первого квадрата была втрое больше, чем второго. Во сколь­
ко раз площадь этого квадрата больше площади второго?
6. В чем состоит сходство и различие
шкал мензурки и измерительного
цилиндра, изображенных на рисун­
ке? Каким из этих сосудов можно
точнее измерить объем? Почему?
Высокий уровень
1. Толщина стенок полого цилиндра равна 5 мм, а внутренний
диаметр равен 3 см. Каков внешний диаметр цилиндра?
2. Представьте себе, что куб с длиной ребра 10 см разрезали
на маленькие кубики с длиной ребра 1 мм и, поставив все
13
эти кубики один на другой, «построили» башню. Какую
высоту имела бы такая башня?
3. Кафельная плитка имеет форму квадрата со стороной
15 см. Сколько плиток потребуется для укладки кафелем
стены площадью 5 м2?
4. Сколько потребовалось бы времени для того, чтобы уло­
жить в ряд кубики объемом 1 мм3 каждый, взятые в таком
количестве, сколько содержится их в 1 м3? Примите время
укладки одного кубика равным 1 с.
5. Какой длины будет полоса, состоящая из квадратиков
площадью 1 см2, вырезанных из листа площадью 1 м2?
6. Представьте себе, что лист миллиметровой бумаги разме­
рами 20x30 см разрезали на отдельные миллиметровые
квадратики. Какую длину будет иметь полоска шириной
1 мм, выложенная из этих квадратиков?
Домашние экспериментальные задания
Средний уровень
1. Определите длину линии АВ. В вашем распоряжении
имеются нитка и школьная линейка.
2. Определите площадь плоской фигуры. Объясните, как вы
это сделали.
А
14
3. Воспользовавшись бумагой в клетку, определите площадь
своей ладони.
4. Рассмотрите устройство медицинского термометра для
измерения температуры тела человека. Определите и запи­
шите цену деления шкалы термометра, верхний и нижний
пределы шкалы термометра. Измерьте температуру своего
тела. Назовите физическое явление, на котором основано
действие термометра.
5. Возьмите кастрюлю вместимостью 2 л, трехлитровую бан­
ку с водой и чайник. Как можно наиболее точно отлить
в чайник из ведра воду объемом 1 л?
6. Определите длину окружности головки винта или болта
один раз способом, изображенным на рисунке, другой
раз — измеряя диаметр и умножая его на число к. Сравните
результаты измерений.
Достаточный уровень
1. Измерьте толщину листа книги, на котором напечатана
эта задача.
2. Обведите контур своей стопы на листе бумаги. Определите
ее площадь. Чем определяется размер обуви — площадью
поверхности стопы или ее длиной? Как вы считаете?
3. Из крана на кухне капает вода. Сможете ли вы, пользуясь
подручными средствами, которые есть у вас дома, опре­
делить объем одной капли?
4. Возьмите коробку канцелярских кнопок. Измерьте с по­
мощью мензурки объем одной кнопки.
5. Возьмите коробку канцелярских кнопок. Измерьте с по­
мощью домашних весов массу одной кнопки.
6. В вашем распоряжении имеются мензурка, стакан с водой
и пипетка. Попробуйте определить средний объем одной
капли из пипетки.
15
7. Попробуйте с помощью линейки определить средний диа­
метр одинаковых швейных иголок.
8. Определите средний диаметр зернышка пшена. Какие
приборы вам для этого понадобятся?
9. Предложите способ определения толщины нитки. Какое
оборудование для этого потребуется?
Ю.Определите толщину тонкой медной проволоки. Какое
оборудование для этого потребуется?
11.Определите толщину монеты при помощи линейки.
12. Литровую банку заполните дробью. Придумайте способ
определения объема куска свинца, пошедшего на изго­
товление дроби.
13. Измерьте диаметр футбольного мяча с помощью обычной
школьной линейки.
14. Возьмите моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь
в клетку. Определите примерно площадь поперечного се­
чения проволоки.
Высокий уровень
1. Как приблизительно подсчитать число букв в этой книге?
Проведите такой подсчет и сравните свой результат с тем,
который получит при подсчете ваш товарищ.
2. Попробуйте определить объем тела неправильной формы,
если оно растворяется в воде.
3. Попробуйте определить (примерно), сколько зерен риса
помещается в стакане. Что вам для этого понадобится?
4. Тело неправильной формы не входит в мензурку. Есть два
цилиндрических сосуда различного диаметра, вода и мен­
зурка. Предложите способ определения объема тела.
5. Определите площадь фигуры, вырезанной из картона, если
имеются весы с разновесом, ножницы, полоска бумаги ши­
риной 1 см.
6. Попробуйте определить, какую долю объема песка занимают
сами песчинки, а какую — воздух. Какое оборудование
вам для этого потребуется?

АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ
Начальный уровень
1. С ветки дерева свисает ледяная сосулька
(см. рисунок). Выберите правильное утверж­
дение.
A. Ветка и сосулька состоят из оди­
наковых молекул.
Б. Из молекул состоит только со­
сулька.
B. Все молекулы льда одинаковы.
2. Утром на листочках образовалось несколько капелек воды.
Выберите правильное утверждение.
18
A. Расстояние между соседними молекулами воды
в капельке намного больше размеров самих молекул.
Б. Если капельки сольются, общий объем воды уве­
личится.
B. Молекулы воды в капельках одинаковы.
3. На поверхность воды капнули капельку масла (см. рисунок).
Выберите правильное утверждение.
A. Толщина масляной пленки на поверхности воды
может быть сколь угодно малой.
Б. Толщина масляной пленки не может быть меньше
размера молекулы масла.
B. Диаметр молекулы масла может быть равен 0,01 мм.
4. Образовавшаяся на асфальте после летнего дождя лужа вскоре
высохла. Выберите правильное утверждение.
A. Молекулы воды исчезли.
Б. Вода превратилась в пар.
B. Расстояния между молекулами воды уменьшились.
19
5. Сжать воздух в шаре намного легче, чем воду в сосуде.
Выберите правильное утверждение.
A. Это объясняется сильным притяжением между
молекулами газа.
Б. Это объясняется тем, что молекулы газа легко
сжать.
B. Это объясняется большими расстояниями между
молекулами газа.
6. Стальной шарик нагрели на огне. Как вы считаете, что изме­
нилось во внутреннем строении шарика? Выберите правильное
утверждение.
A. Расстояние между молекулами.
Б. Размеры молекул.
B. Состав молекул.
20
1. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме
объемов его молекул?
2. Одинаковы ли молекулы воды в кипятке и в газированной
воде?
3. Можно ли разделить молекулу на более мелкие частицы?
4. Приведите примеры нескольких молекул, о которых вам
известно, из каких атомов они состоят.
5. Является ли атом неделимым? Объясните свой ответ.
6. Как изменяется объем твердых тел при нагревании и ох­
лаждении? Почему?
Достаточный уровень
1. а) Почему все тела кажутся нам сплошными?
б) Почему рельсы не кладут вплотную друг к другу,
а оставляют зазоры между ними?
2. а) Между молекулами каких веществ есть промежутки?
б) Чем отличается расположение молекул в кристаллах
и аморфных телах?
3. а) Капля нефти растекается по поверхности воды, образуя
тонкую пленку. Как связана наименьшая толщина такой
пленки с размером молекул, из которых состоит нефть?
б) Одинаковы ли объем и состав молекул горячей и хо­
лодной воды?
4. а) Зачем между плитами бетонного шоссе делают зазоры?
б) Почему мел оставляет след на классной доске?
5. а) Почему молекулы газа при соударениях разлетаются,
а не слипаются?
б) Как влияет изменение температуры на протекание
диффузии? Какой вывод отсюда следует?
6. а) Приведите примеры опытов, доказывающих, что молекулы
вещества находятся в непрерывном хаотическом движении
и между молекулами существуют промежутки.
б) Чем объясняется способность жидкостей сохранять
свой объем?
Средний уровень
21
1. а) Опишите опыт, доказывающий, что частицы вещества
очень малы.
б) Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
в) Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на
притяжении молекул твердого тела и жидкости?
2. а) В компрессоре воздух подвергается сильному сжатию.
Что происходит при этом с молекулами воздуха, находя­
щегося в компрессоре?
б) Можно ли, ударяя молотком по детали, сделать ее как
угодно малой? Почему?
в) Бывает ли когда-нибудь бутылка действительно пус­
той, если из нее не выкачивать воздух?
3. а) Если между двумя поверхностями полированного стекла
попадается вода, эти поверхности очень тяжело оторвать
друг от друга. Почему?
б) Один кувшин с молоком поставили в холодильник,
другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быст­
рее и почему?
в) Если налить в измерительный цилиндр 20 см3 спирта,
а потом 20 см3 воды, то общий объем смеси будет меньше
40 см3. Куда же «подевалась» часть объема жидкости?
4. а) Почему свежие жирные пятна на рубашке легче уда­
лить, чем давние?
Высокий уровень
б) Полированные поверхности металлических брусков
слипаются друг с другом и довольно крепко удержива­
ются. Почему это происходит?
22
в) Почему твердые тела и жидкости не распадаются на
отдельные молекулы, несмотря на то что молекулы раз­
делены промежутками и находятся в непрерывном бес­
порядочном движении?
5. а) В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком
или твердом) вода образует туман?
б) Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на
весах. Почему со временем равновесие весов нарушается?
О чем свидетельствует этот факт?
в) Почему мел оставляет на поверхности доски белый
след, а кусок белого мрамора — царапину?
6. а) Опираясь на свой жизненный опыт, скажите, какое
вещество расширяется при нагревании сильнее — ртуть или
стекло?
б) Почему фигурки, которые лепят дети из сырого песка,
не рассыпаются?
в) Чем можно объяснить, что вокруг гвоздя, забитого в сы­
рую доску, со временем появляется красноватый налет?

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА
Начальный уровень
1. Вода в чайнике закипела. Выберите правильное утверждение.
A. Чайник, вода и водяной пар состоят из одинако­
вых молекул.
Б. Вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул.
B. Молекулы воды и пара отличаются.
2. Если зимой озеро полностью покроется льдом, рыба в озере
может погибнуть. Выберите правильное утверждение.
24
A. Это происходит из-за переохлаждения воды.
Б. Рыба дышит кислородом, который образуется
из молекул воды.
B. Воздух попадает в воду вследствие явления диффузии.
3. На рисунке приведена сделанная с помощью микроскопа
фотография, которая иллюстрирует открытие английского
ботаника Роберта Броуна. На этой фотографии отрезками
соединены последовательные положения твердой частицы,
помещенной в жидкость, через 1 мин. Выберите правильное
утверждение.
A. Наблюдения показывают, что броуновское движе­
ние прекращается при повышении температуры.
Б. Причина броуновского движения заключается
в непрерывном движении молекул той жидкости,
в которой находятся крупинки твердого тела.
B. На рисунке мы видим хаотическое движение мо­
лекул жидкости.
4. Солнышко пригрело, снег и растаял. Выберите правильное
утверждение.
25
A. Размеры молекул, из которых состоит снег, не из­
менились.
Б. Размеры молекул, из которых состоит снег, уве­
личились.
B. Размеры молекул, из которых состоит снег,
уменьшились.
5. Смешав 100 мл воды и 100 мл подкрашенного спирта, по­
лучили смесь объемом около 190 мл. Выберите правильное
утверждение.
A. Уменьшение объема жидкости обусловлено
диффузией.
Б. Уменьшение объема жидкости обусловлено тем,
что более мелкие молекулы воды размещаются в про­
межутках между более крупными молекулами спирта.
B. Уменьшение объема жидкости вызвано взаимо­
действием молекул.
6. Молекулы находятся на близком (по сравнению с разме­
рами самих молекул) расстоянии в определенном поряд­
ке, и каждая молекула колеблется около определенного
положения равновесия. В каком состоянии находится
вещество? Выберите правильное утверждение.
A. В жидком.
Б. В твердом кристаллическом.
B. В газообразном.
Средний уровень
1. а) Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости,
б) В какой воде — горячей или холодной — быстрее рас­
творится сахар? Почему?
26
2. а) Чем можно объяснить увеличение длины проволоки
при ее нагревании?
б) Происходит ли диффузия между твердым и жидким
веществом? Приведите примеры.
3. а) Чем объясняется уменьшение объема газа при сжатии?
б) В каком рассоле — горячем или холодном — быстрее
засолятся огурцы? Почему?
4. а) Можно ли газом наполнить половину пустой закрытой
банки?
б) Какой физический процесс способствует попаданию
кислорода и азота в листья растений?
5. а) Могут ли быть в газообразном состоянии кислород, азот?
б) Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
6. а) Почему не рекомендуют наливать молоко, бензин и дру­
гие жидкости в цистерну доверху?
б) Из-за какого физического явления ткань, окрашенную
недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоя­
нии держать вместе со светлым бельем?
Достаточный уровень
1. а) Если в толстостенном стальном цилиндре сжимать мас­
ло, то при очень больших значениях давления капельки
масла выступают на внешних стенках цилиндра. Как можно
объяснить этот факт?
б) Почему газы не имеют собственной формы и постоян­
ного объема?
2. а) Почему трудно стянуть с руки мокрую перчатку?
б) Как можно объяснить, что твердые тела сохраняют собст­
венную форму?
3. а) Почему сжимаемость жидкостей мало отличается от
сжимаемости твердых тел?
б) Почему дым от костра, поднимаясь вверх, постепенно
перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
4. а) Открытый сосуд с эфиром уравновесили на весах и ос­
тавили в покое. Через некоторое время равновесие весов
нарушилось. Почему?
27
б) От чего, кроме химического состава молекул, зависят
свойства вещества?
5. а) Почему нельзя утверждать, что объем воздуха в комна­
те равен сумме объемов молекул, составляющих воздух?
б) Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
6. а) Твердое тело в течение длительного времени сохраняет
свою форму. Обязательно ли оно имеет кристаллическое
строение?
б) Какое значение имеет диффузия для процессов дыха­
ния человека и животных?
Высокий уровень
1. а) Почему детский резиновый шарик, наполненный теплым
воздухом, через несколько часов уже не поднимается
вверх?
б) Почему нельзя соединить две деревянные линейки в од­
ну, плотно прижав их друг к другу?
в) Почему при резком ударе ладонью по поверхности
воды ощущение такое, будто ударили по железу?
2. а) Почему не рекомендуется перевозить в одном автомобиле
продукты вместе с керосином или бензином?
б) Может ли медь быть жидкой, а ртуть — твердой? При
каких условиях?
в) Чем отличалось бы движение данной молекулы в воз­
духе от ее движения в вакууме?
3. а) Как можно доказать, что между атомами существуют
промежутки?
б) Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно
засаливать в холодном помещении. Почему?
в) Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Как вы
можете ее обосновать? Какие ваши собственные наблю­
дения убеждают в ее справедливости? Можно ли считать
гипотезу доказанной современной наукой?
4. а) Почему не рекомендуется хранить в холодильнике ря­
дом с молочными продуктами чеснок или нарезанный лук?
б) Объясните на основе молекулярной теории, чем отли­
чается холодная вода от теплой.
28
в) Почему в помещении, в котором часто курят, одежда
и вещи пахнут дымом?
5. а) Для чего при складывании полированных стекол между
ними кладут бумажные ленты?
б) Лед расплавили и превратили в воду. Эту воду нагре­
ли до кипения и полностью испарили. Изменялись ли
молекулы воды в этих превращениях? Что изменилось
в характере движения и взаимодействия молекул?
в) Переверните стакан вверх дном и медленно погружай­
те его в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за изменени­
ем объема воздуха в нем при погружении. Какие выводы
можно сделать? Как объяснить наблюдаемое?
6. а) Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молеку­
лы перестали притягиваться друг к другу? отталкиваться
друг от друга?
б) Сравните жидкое и газообразное состояния вещества.
Что общего и в чем различия этих состояний?
в) Почему при склеивании и паянии применяют жидкий
клей и расплавленный припой?
Домашние экспериментальные задания
Средний уровень
1. Наполните стакан доверху водой. Осторожно и медленно
всыпьте столовую ложку соли. При этом вода из стакана
не выливается. Объясните этот факт.
2. На дно стакана положите несколько крупинок марганцов­
ки* и осторожно налейте сверху немного холодной воды.
Понаблюдайте, как меняется цвет воды. Какое явление
вы наблюдали?
3. Проведите тот же опыт, что и в предыдущей задаче, но
марганцовку залейте горячей водой. Что изменится в на­
блюдении данного явления? Почему?
4. Проверьте, что происходит с воздухом при его нагревании.
Для этого пустой воздушный шарик наденьте на горлышко
Традиционное название перманганата калия.
29
бутылки (рис. 1). Подержите эту бутылку в течение ми­
нуты в тазике с горячей водой (рис. 2). При этом шарик
надувается (рис. 3). А теперь поставьте бутылку под струю
холодной воды (рис. 4). Объясните результаты проведен­
ных опытов.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
5. Возьмите тарелку, налейте в нее воды и сразу слейте. За­
тем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, поверните
несколько раз и поднимите вверх. При этом с мылом под­
нимется и тарелка (см. рисунок). Почему?
6. Проверьте опытным путем, что сухие листы бумаги не
прилипают друг к другу, а смоченные водой прилипают.
Объясните это явление.
Достаточный уровень
1. Разбрызгайте в углу комнаты несколько капель духов.
Зафиксируйте, через какое время вы услышите запах духов
в противоположном углу комнаты. Объясните почему это
время достаточно велико (ведь скорость движения молекул
в воздухе достигает нескольких сотен метров в секунду).
2. Переверните стакан вверх дном и медленно погружайте его
в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за объемом воздуха
в стакане при погружении. Какие выводы можно сделать?
Объясните наблюдаемое явление.
30
3. Вставьте воронку в пустую бутылку, плотно прижмите
воронку к стенке горлышка бутылки. Попытайтесь напол­
нить бутылку водой. Почему вам это не удастся? Объясните
наблюдаемое явление.
4. Возьмите сырую картофелину и разрежьте ее пополам.
В центр среза капните несколько капель марганцовки
и соедините обе половинки. Через некоторое время разъеди­
ните их. Назовите наблюдаемое явление и объясните его.
5. Понаблюдайте, где в домашних условиях используется
явление диффузии. От чего зависит скорость диффузии?
Как можно ускорить диффузию? Как домохозяйки ведут
борьбу с вредными проявлениями диффузии? Каждый
пример запишите в тетрадь и объясните.
6. Возьмите две прямоугольные стеклянные пластинки
небольших размеров, хорошо вымойте их и просушите.
Приложите плотно друг к другу. Легко ли их разъеди­
нить? То же самое проделайте с мокрыми пластинками.
Объясните наблюдаемое явление.
Высокий уровень
1. Вам надо установить, зависит ли скорость диффузии
в жидкостях от температуры. Как вы поставите опыт?
Проведите опыт и проверьте, действительно ли такая за­
висимость существует.
2. Придумайте и продемонстрируйте несколько опытов, при
помощи которых можно показать, что между молекулами
твердых тел имеются промежутки.
3. Воспользовавшись линейкой, определите объем нескольких
кусочков сахара-рафинада. Опустите сахар в мензурку с
водой и растворите его. Определите, на сколько делений
вода должна была бы подняться и на сколько делений она
поднялась фактически. Объясните разницу. В какой воде
(теплой или холодной) опыт проходит быстрее? Почему?
4. Возьмите две или три пары различных жидкостей (напри­
мер, раствор медного купороса и воду и др.). Исследуйте,
зависит ли скорость диффузии от свойств соприкасаю­
щихся жидкостей. Для этого вы можете в стеклянный
31
сосуд налить до половины воды. Возьмите воронку с длин­
ным горлышком и опустите ее в сосуд так, чтобы конец
горлышка доходил до дна. Затем осторожно наливайте в
сосуд другую жидкость. Жидкости в сосуде разделятся
на два слоя с резко выраженной границей между ними.
Наблюдение за жидкостями проводите в течение несколь­
ких часов. Сделайте выводы из наблюдаемых явлений.
5. Возьмите невысокую банку из-под консервов, проколите
изнутри в дне отверстия диаметром 1—2 мм. Расплавьте
парафин и обмакните в него дно банки. Если парафиновая
пленка затянет отверстия, то осторожно проколите их
вновь. Налейте в банку воды слоем 7—10 мм. Объясните,
почему вода не выливается из банки.
6. Поставьте стакан, наполненный водой, на подставку, а вто­
рой, пустой, — на стол. Попробуйте с помощью полос­
ки сукна или другой материи перелить воду из верхнего
стакана в нижний. Где подобное явление используется на
практике?
7. Утверждение, что жидкость «не имеет своей формы»,
а всегда принимает форму сосуда, не совсем правильно.
Капните водой на тарелку, смазанную любым жиром (на­
пример, сливочным или растительным маслом). Вы уви­
дите, что капли не растекаются, а принимают примерно
шарообразную форму. Такую же форму имеют и капельки
росы на траве и листьях (см. рисунок). Почему же капли
шарообразные? Объясните.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.
ТРАЕКТОРИЯ И ПУТЬ
Начальный уровень
1. Корабль подплывает к пристани. Относительно каких тел
пассажиры, стоящие на пристани, движутся? Выберите
правильное утверждение.
A. Палуба корабля.
Б. Пристань.
B. Берег.
2. Велосипедист поднимается по прямой дороге в гору,
крутя педали. Какие детали из перечисленных движутся
относительно седла велосипеда? Выберите правильное
утверждение.
A. Рама.
Б. Педали.
B. Руль.
3. Автобус только что отъехал от остановки, на которой остал­
ся один человек. Выберите правильное утверждение.
34
A. Автобус движется, а человек неподвижен.
Б. Автобус неподвижен, а человек движется.
B. Правильное утверждение можно выбрать только
после выбора тела, относительно которого рассматри­
вают движение других тел.
4. Велосипедист едет по прямой дороге. Какая из линий,
изображенных на рисунке, представляет движение кнопки,
воткнувшейся в шину колеса велосипеда, относительно
дороги?
Б Г^) А W
Б >—-------ч .
/
5. Выберите правильное утверждение. Линию, которую опи­
сывает тело при своем движении, называют...
A. прямой линией.
Б. пройденным путем.
B. траекторией.
6. Выберите правильное утверждение. Длину траектории на­
зывают...
A. пройденным путем.
Б. прямой линией.
B. скоростью.
Средний уровень
1. Книга лежит на столе. Укажите, по
отношению к какому телу книга:
а) покоится; б) движется.
35
2. Буксир по реке толкает баржу. Относительно каких тел
изменяется положение баржи? Относительно какого тела
ее положение не меняется?
3. Когда говорят о скорости автомобиля или поезда, обычно
не указывают, по отношению к какому телу рассматрива­
ется движение. Как вы считаете, по отношению к каким
телам изменяется положение движущегося автомобиля
или поезда?
4. Укажите тело отсчета для следующих случаев движения:
а) полет воздушного шара; б) движение плота по реке;
в) движение Земли вокруг Солнца.
5. Зависит ли форма траектории от того, относительно какого
тела рассматривают движение данного тела? Приведите
примеры.
6. Относительно Земли Луна движется по траектории, близ­
кой к окружности (см. рисунок), но находящийся на Луне
космонавт будет считать, что Луна покоится. Почему?
36
Достаточный уровень
1. Пассажир движущегося троллейбуса видит в окно рядом
с трамваем легковой автомобиль, который то опережает
трамвай, то отстает от него, то некоторое время кажется
неподвижным. Как объяснить то, что наблюдает пасса­
жир?
2. Два автомобиля движутся по прямолинейному шоссе так,
что некоторое время расстояние между ними не изменя­
ется. Укажите, относительно каких тел в течение этого
времени каждый из них находится в покое и относительно
каких тел они движутся.
3. Мимо пешехода движется колонна автомобилей с одина­
ковой скоростью. Движется ли каждый из автомобилей
относительно другого? Движется ли пешеход относительно
одного из автомобилей? Ответ поясните.
4. По отношению к какому телу рассматривают движение
тела, когда говорят: а) бревно плывет по реке; б) моторная
лодка может идти со скоростью 10 км/ч?
5. Движутся или покоятся относительно друг друга пасса­
жиры метро, находящиеся на двух эскалаторах: а) дви­
жущихся в одном направлении; б) движущихся в разных
направлениях?
6. Укажите, относительно какого тела рассматривают дви­
жение, когда говорят: а) автомобиль едет со скоростью
60 км/ч; б) пассажир идет по вагону со скоростью 1 м/с.
Высокий уровень
1. Два автомобиля движутся навстречу друг другу. В ка­
ком случае скорость автомобилей больше — когда их
движение рассматривается относительно Земли или от­
носительно друг друга? Почему?
2. Корабль совершает за полгода кругосветное путешествие.
Будет ли его траектория замкнутой, если рассматривать
движение корабля: а) относительно Земли; б) относительно
Солнца? Объясните свой ответ.
3. Вдоль минутной стрелки больших башенных часов ползет
улитка. Нарисуйте примерный вид траектории движения
улитки относительно циферблата, если она доползла от
центра часов до конца стрелки за два часа.
4. Турист прошел 3 км на север, повернул направо и про­
шел еще 4 км. Начертите в тетради траекторию туриста в
масштабе в 1 см 1 км. Найдите путь, пройденный турис­
том, и расстояние от начальной точки его траектории до
конечной.
5. В кино показывают следующий трюк. Поезд идет со ско­
ростью 20 м/с, а по платформе поезда едет мотоциклист
так, что при этом он покоится относительно телеграфных
столбов на обочине дороги. Сколько времени может про­
должаться такой «покой», если длина вагона 20 м?
6. Автомобиль делает поворот налево по дуге окружности.
Нарисуйте двумя различными цветами траекторию левого
и правого передних колес при таком движении (размером
самих колес можно пренебречь). Какое колесо прошло
больший путь?

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
Начальный уровень
1. Какое из перечисленных ниже движений можно считать
равномерным? Выберите правильное утверждение.
A. Движение автомобиля при торможении.
Б. Спуск пассажира на эскалаторе метрополитена.
B. Движение самолета при взлете.
2. Выберите правильное утверждение. Прямолинейным рав­
номерным движением называют...
A. движение, при котором модуль скорости тела ос­
тается неизменным.
Б. движение, при котором за любые равные проме­
жутки времени скорость изменяется на одинаковую
величину.
B. движение по прямой в одном направлении, при
котором тело за любые равные промежутки времени
проходит равные пути.
3. Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 30 мин про­
шел путь 30 км. Какова скорость поезда? Выберите правильное
утверждение.
A. 30 км/ч.
Б. 60 м/с.
B. 60 км/с.
4. Мотоциклист движется со скоростью 36 км/ч. Какой путь
он пройдет за 20 с? Выберите правильное утверждение.
A. 200 м.
Б. 360 км.
B. 180 м.
39
5. На рисунке представлен график зависимости скорости
равномерного движения от времени. Какой путь прошло
тело за 3 с?
А. 4 м. i
Б. 18 м. О
В. 36 м.
I Z
а
..J > г t, '...
6.
A. 0,5 м/с.
Б. 2 м/с.
B. 20 м/с.
На рисунке представлен график зависимости пути равно­
мерного движения от времени. Какова скорость движения
тела?
Средний уровень
1. Охотничья собака бежит со скоростью 16 м/с, а убегающий
заяц — со скоростью 60 км/ч. Сможет ли собака догнать
зайца?
2. Самолет летит со скоростью 900 км/ч. Является ли этот
самолет сверхзвуковым? Скорость звука примите равной
330 м/с.
3. Человек идет, делая 2 шага в секунду. Длина шага 75 см.
Выразите скорость человека в метрах в секунду и в кило­
метрах в час.
4. Какое расстояние пролетает самолет за 1,5 мин, если он
летит со скоростью 800 км/ч?
40
5. Дельфин может развивать скорость до 15 м/с. Сможет ли
дельфин проплыть 0,5 км за 10 мин?
6. Скорость улитки 1,4 мм/с. За какое время она преодолеет
расстояние в 1 м?
Достаточный уровень
1. Автомобиль за 10 мин проехал 9 км. Какой путь он прой­
дет за 0,5 ч, двигаясь с такой же скоростью?
2. Велосипедист за 40 мин проехал 10 км. За какое время
он проедет еще 25 км, двигаясь с такой же скоростью?
3. Автомобиль ехал 0,5 ч со скоростью 90 км/ч. С какой
скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать
тот же путь за 1 ч 30 мин?
4. Один велосипедист в течение 12 с двигался со скоростью
6 м/с, а второй проехал этот же путь за 9 с. Какой была
скорость второго велосипедиста?
5. Чтобы успеть отбежать от места взрыва заряда, применяют
бикфордов шнур, по которому пламя медленно движется
к заряду. Какой длины надо взять шнур, чтобы после
его загорания успеть отбежать на расстояние 300 м?
Скорость бега 5 м/с, а скорость распространения пламени —
0,8 см/с.
6. На рисунке изображен график, характеризующий полет
птицы. Сколько времени летела птица? В течение какого
41
времени птица отдыхала? С какой скоростью летела птица
до остановки?
1. Поезд длиной 240 м, двигаясь равномерно, въезжает на мост.
С того момента, когда локомотив въехал на мост, до мо­
мента, когда с моста съехал последний вагон, прошло
2 мин. Какова скорость поезда, если длина моста 360 м?
2. По параллельным путям в одну сторону движутся два
электропоезда. Скорость первого поезда 54 км/ч, а второ­
го — 10 м/с. Сколько времени будет продолжаться обгон,
если длина каждого поезда 150 м?
3. Человек полпути проехал на велосипеде со скоростью 25 км/ч,
а остаток пути прошел со скоростью 5 км/ч. Сколько вре­
мени он шел, если весь путь занял 3 ч?
4. Поезд проходит мимо наблюдателя в течение 10 с, а по мосту
длиной 400 м — в течение 30 с (считая с момента, когда на
мост въехал локомотив, до момента, когда с моста съехал
последний вагон). Определите длину и скорость поезда.
5. Автоколонна длиной 200 м и встречный автомобиль имеют
равные скорости. С какой скоростью движется автомобиль,
если находящийся в нем пассажир отметил, что мимо ко­
лонны автомобиль двигался 10 с?
6. Сколько времени мимо мотоциклиста, едущего со скоростью
63 км/ч, будет проезжать встречная колонна автомобилей
длиной 300 м, имеющая скорость 45 км/ч?
42
7. На рисунке изображен график, характеризующий движение
зайца. С какой скоростью двигался заяц до остановки? В
течение какого времени заяц отдыхал? Какой путь прошел
заяц за первые 30 с? Постройте график зависимости ско­
рости от времени.
8. Два автомобиля выехали одновременно из города и двигались
по одной и той же прямой дороге. На рисунке приведены
графики зависимости пути от времени для этих автомоби­
лей. Определите:
а) в какие интервалы времени автомобили удалялись
друг от друга, а в какие — сближались?
б) в какой интервал времени расстояние между автомоби­
лями оставалось неизменным? Каким было это расстояние?
в) какой была наибольшая скорость каждого из автомоби­
лей? наименьшая?

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ НЕРАВНОМЕРНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
Начальный уровень
1. Какое из перечисленных ниже движений является нерав­
номерным? Выберите правильное утверждение.
A. Течение равнинной реки.
Б. Спуск парашютиста в безветренную погоду.
B. Движение поезда метро между двумя станциями.
2. На рисунке представлены графики зависимости скорости дви­
жения трех тел от времени. Какой из графиков соответствует
равномерному движению? Выберите правильный ответ.
А Б В
3. Автомобиль проехал 60 км за 1 ч, а затем еще 240 км
за 5 ч. Какова средняя скорость на всем пути? Выберите
правильное утверждение.
A. 40 км/ч.
Б. 50 км/ч.
B. 150 км/ч.
44
4 .
5.
6.
Какой путь проедет велосипедист за 20 мин, если его
средняя скорость равна 18 км/ч? Выберите правильное
утверждение.
A. 3,6 км.
Б. 6 км.
B. 9 км.
Пешеход шел 1 ч со скоростью 4 км/ч, а потом 1 ч ехал
на велосипеде со скоростью 16 км/ч. Какова средняя ско­
рость на всем пути? Выберите правильное утверждение.
A. 8 км/ч.
Б. 10 км/ч.
B. 20 км/ч.
Велосипедист проехал 30 км со скоростью 10 км/ч, а по­
том еще 20 км со скоростью 20 км/ч. Какова средняя ско­
рость на всем пути? Выберите правильное утверждение.
A. 12,5 км/ч.
Б. 15 км/ч.
B. 17,5 км/ч.
Средний уровень
1. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следую­
щие 12 км — за 18 мин. Определите среднюю скорость
автобуса на каждом участке пути и на всем пути.
2. На горизонтальном участке пути автомобиль ехал со ско­
ростью 72 км/ч в течение 10 мин, а затем проехал подъ­
ем со скоростью 36 км/ч за 20 мин. Чему равна средняя
скорость на всем пути?
3. На рисунке изображен гра­
фик зависимости пути от вре­
мени для некоторого тела.
Определите среднюю скорость
тела на всем пути. Какой была
бы скорость этого тела, если
бы оно не останавливалось?
45
4. Вагон, двигаясь равномерно под уклон, проходит 120 м за
10 с. Скатившись с горки, он проходит до полной останов­
ки еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость
вагона за все время движения.
5. На рисунке представлен график зависимости скорости
движения автомобиля от времени. Определите среднюю
скорость автомобиля за все время движения.
6. Автомобиль проехал 200 км за 7 ч, а затем 5 ч ехал со
скоростью 80 км/ч. Определите среднюю скорость авто­
мобиля на всем пути.
Достаточный уровень
1. Турист за 25 мин прошел 1,2 км, затем полчаса отдыхал,
а потом пробежал еще 800 м за 5 мин. Какова была его
средняя скорость на всем пути? Какой была бы его средняя
скорость, если бы он не отдыхал?
2. Первые 800 м поезд метрополитена прошел со скоростью
36 км/ч, следующие 900 м — со скоростью 54 км/ч, оставшие­
ся до станции 500 м поезд шел со скоростью 36 км/ч. Опре­
делите среднюю скорость движения поезда на всем пути.
3. За первые 3 ч пешеход прошел 12 км, в следующие 2 ч его
скорость составляла 3 км/ч, последний час он двигался со
скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость движения
пешехода на всем пути.
46
4. Теплоход «Метеор» на подводных крыльях может разви­
вать скорость до 70 км/ч. Теплоход вышел из Нижнего
Новгорода в 9 ч 00 мин и в 18 ч 10 мин прибыл в Ярославль.
По пути он сделал 10 остановок общей продолжительностью
50 мин. Расстояние между городами по Волге составляет
396 км. Определите среднюю скорость движения тепло­
хода: а) с учетом времени остановок; б) без учета времени
остановок.
5. Турист ехал на велосипеде 1 ч со скоростью 10 км/ч, за­
тем 0,5 ч отдыхал, потом за 1,5 ч прошел 7,5 км пешком.
Найдите среднюю скорость туриста на всем пути.
6. На рисунке изображен график зависимости скорости от
времени для некоторого тела. Определите среднюю ско­
рость этого тела на всем пути.
47
Высокий уровень
1. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со ско­
ростью 60 км/ч, обратный путь был им проделан со скоро­
стью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста
за все время движения.
2. Автомобиль двигался первую половину пути со скоростью
20 м/с, а вторую — со скоростью 30 м/с. Найдите среднюю
скорость автомобиля на всем пути.
3. Поезд двигался на подъеме со средней скоростью 60 км/ч,
а на спуске его средняя скорость составила 100 км/ч.
Определите среднюю скорость поезда на всем участке пути,
если учесть, что спуск в два раза длиннее подъема.
4. Велосипедист проехал первую половину пути со скоростью
12 км/ч, а вторую половину пути — с другой скоростью.
Какова эта скорость, если известно, что средняя скорость
движения велосипедиста на всем пути равна 8 км/ч?
5. Мотоциклист полпути ехал со скоростью 80 км/ч, а остаток
пути — со скоростью 60 км/ч. Какой была средняя ско­
рость мотоциклиста на всем пути?
6. Первую половину пути автомобиль шел со скоростью в 8 раз
большей, чем вторую. Средняя скорость автомобиля на всем
пути равна 16 км/ч. Определите скорость автомобиля на
второй половине пути.
Домашние экспериментальные задания
1. С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего
шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и опре­
делите пройденный вами путь. На листе бумаги в клетку
изобразите примерную траекторию своего движения в вы­
бранном вами масштабе.
2. Определите среднюю скорость движения автобуса (троллей­
буса), в котором вы едете в школу, имея часы с секундной
стрелкой и наблюдая за телеграфными или километровы­
ми столбами. (Расстояние между телеграфными столбами
равно 50 м.)
48
3. Определите среднюю скорость, с которой вы можете про­
бежать 100 м.
4. Если у вас дома есть игрушечный заводной автомобиль, то,
сделав необходимые измерения, найдите среднюю скорость,
с которой он перемещается.
5. Рассмотрите спидометры мотоцикла, автомобиля. С какой
целью их устанавливают? Какую скорость они показыва­
ют — среднюю или мгновенную? О чем говорят колебания
стрелок спидометров при движении?
6. Проследите за движением качелей. В каких точках траек­
тории скорость наибольшая; наименьшая; увеличивается;
уменьшается?
7. Установите длинный желоб с таким наклоном, чтобы ша­
рик катился по нему равномерно. Используя секундомер
(или метроном) и линейку, убедитесь, что шарик движется
равномерно.
8. Определите среднюю скорость неравномерного движения
шарика по длинному наклонному желобу, используя для
этого секундомер (или метроном) и измерительную ленту.
Укажите, зависит ли скорость от угла наклона плоскости.
От чего зависит точность получаемого вами результата?
9. Попробуйте опытным путем определить конечную скорость,
приобретаемую шариком, скатывающимся по наклонной
плоскости.
Ю.Используя стакан цилиндрической формы, штангенцир­
куль и секундомер, определите скорость вытекания воды
из водопроводного крана.

ЗАКОН ИНЕРЦИИ. МАССА ТЕЛА
Начальный уровень
1. Футболист ударяет ногой по мячу. Выберите правильное
утверждение.
A. Скорость мяча при ударе не меняется.
Б. При ударе мяч с некоторой силой действует
на ногу футболиста.
B. Во время удара мяч движется равномерно.
2. Выберите правильное утверждение. Явление сохранения
скорости тела при отсутствии действия на него других тел
называют...
A. механическим движением.
Б. инерцией.
B. свободным падением.
3. Стоящий в автобусе пассажир непроизвольно наклонился
вперед. Чем это вызвано? Выберите правильное утверж­
дение.
50
A. Автобус сделал разворот.
Б. Автобус уменьшил свою скорость.
B. Автобус увеличил свою скорость.
4. Из артиллерийского орудия произведен выстрел. Выберите
правильное утверждение.
A. Сила действия газов на снаряд во время выстрела
значительно больше силы их действия на ствол орудия.
Б. Во сколько раз скорость снаряда больше скоро­
сти орудия при отдаче, во столько раз масса снаряда
меньше массы орудия.
B. Чем меньше масса тела, тем труднее изменить его
скорость.
5. Куда отклоняются пассажиры относительно автобуса,
когда он резко поворачивает влево? Выберите правильное
утверждение.
A. Вправо.
Б. Прямо по ходу движения автобуса.
B. Влево.
6. При выстреле из винтовки скорость пули равна 500 м/с,
а скорость отдачи винтовки в противоположную сторо­
ну — 1,25 м/с. У какого тела масса больше и во сколько
раз? Выберите правильное утверждение.
A. У винтовки больше в 40 раз.
Б. У пули больше в 625 раз.
B. У винтовки больше в 400 раз.
Средний уровень
1. Из ствола орудия, масса которого 1 т, вылетает снаряд со
скоростью 600 м/с. Какова масса снаряда, если скорость
отдачи орудия в противоположную сторону — 12 м/с?
2. Первоначально неподвижная тележка массой 20 кг, с кото­
рой совершен прыжок, приобрела скорость 1,2 м/с. Какую
скорость при этом получил прыгун, если его масса 60 кг?
Прыжок был сделан в горизонтальном направлении.
3. Фигурист массой 60 кг, стоя на коньках на льду, бросил
вперед кусок льда со скоростью 3 м/с. Найдите массу этого
51
куска, если в момент броска фигурист откатился назад со
скоростью 40 см/с.
4. Между тележками помещена сжатая с помощью нити
пружина. На левой тележке лежит кубик из железа, на
правой — еловый кубик такого же объема. Кубики одина­
кового размера. Если нить пережечь, то тележки придут в
движение. Какая тележка приобретет большую скорость?
Во сколько раз большую? Массой тележек пренебречь.
5. При взаимодействии двух покоящихся вначале тележек
они приобрели скорости 20 см/с и 60 см/с. Масса большей
тележки 600 г. Чему равна масса меньшей тележки?
6. Две тележки удерживаются сжатой пружиной. Когда они
пришли в движение, то их скорости оказались равными
4 см/с и 60 см/с. Во сколько раз отличаются их массы?
Достаточный уровень
1. а) Почему на поворотах водитель уменьшает скорость?
б) Тело перенесли с поверхности Земли в открытый кос­
мос. Изменилась ли при этом масса тела?
2. а) Сильно надуйте шарик и, не завязывая его, отпустите.
Почему он, сдуваясь, улетает?
б) Изменится ли масса гирьки, если ее со стола перело­
жить в стакан с водой?
3. а) Всадник быстро скачет на лошади. Почему он может
перелететь через голову лошади, если лошадь споткнется?
б) Изменилась ли масса воздуха в баллоне, если кран от­
крыли и часть воздуха вышла из баллона?
4. а) Сидевшая на ветке птица вспорхнула и улетела. Куда
и в какой момент отклонилась ветка? Почему?
52
б) Изменилась ли масса хлопка в контейнере, когда хло­
пок спрессовали в тюки?
5. а) Почему капли при резком встряхивании слетают с
мокрой одежды?
б) Тело переместили с Земли на Луну. Изменилась ли
при этом масса тела?
6. а) Автомобиль разгоняется, отталкиваясь от дороги. А от
чего отталкивается ракета, разгоняясь в космосе?
б) Изменилась ли масса воздуха в герметичном цилиндре
под поршнем, если поршень передвинули так, что газ
стал занимать объем в два раза меньше первоначального?
Высокий уровень
1. а) К потолку каюты равномерно идущего теплохода подве­
шен шар. Какое изменение произойдет в положении шара,
если: а) скорость теплохода будет увеличиваться; б) теплоход
повернет в сторону; в) теплоход внезапно остановится?
б) Небольшая лодка канатом притягивается к теплоходу.
Почему мы не замечаем, что теплоход движется навстре­
чу лодке?
2. а) Подголовник, прикрепленный к спинке сиденья авто­
мобиля, удерживает голову человека от отклонения назад.
В каких аварийных ситуациях помогает этот подголовник?
б) С помощью двух одинаковых воздушных шаров под­
нимают из состояния покоя разные тела. По какому при­
знаку можно заключить, у какого из этих тел большая
масса?
53
3. а) Кирпич кладут на ладонь и ударяют по нему молот­
ком. Почему рука, держащая кирпич, не ощущает резкого
удара?
б) Из овечьей шерсти скатали валенки. Сравните массы
шерсти и валенок, если отходов не было. Что изменилось?
4. а) Почему пуля, вылетевшая из ружья, не открывает
деревянную дверь, а пробивает ее насквозь?
б) В стакане находится смесь воды и снега. Изменится ли
масса содержимого в стакане, если снег растает?
5. а) Движущийся вагон сталкивается с неподвижным ва­
гоном. При этом первый вагон останавливается, а второй
приходит в движение со скоростью первого вагона. Что
можно сказать о массах этих вагонов?
б) Могут ли два неподвижных вначале тела в результате
взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по
модулю скорости? Ответ обоснуйте.
6. а) Лисица, убегая от преследующей ее собаки, часто
спасается тем, что делает резкие внезапные движения
в сторону как раз в тот момент, когда собака готова схва­
тить ее зубами. Почему собака при этом промахивается?
б) В печи сгорели дрова, превратившись в кучу легкого
пепла. Куда «исчезла» масса дров?


Категория: Физика | Добавил: Админ (16.04.2016)
Просмотров: | Теги: Кирик | Рейтинг: 1.0/1


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar