Тема №6026 Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 2) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к самостоятельным работам по физике 7 класс Кирик (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА
Начальный уровень
1. Выберите правильное утверждение. Плотность меди
8900 кг/м* 123 45. Это означает, что...
A. объем 8900 кг меди будет равен 8900 м3.
Б. объем 1 кг меди будет равен 8900 м3.
B. масса 1 м3 меди составляет 8900 кг.
2. Объем сплошного алюминиевого шарика равен 10 см3.
Выберите правильное утверждение.
A. Масса шарика больше 40 г.
Б. Масса шарика меньше 30 г.
B. Если масса шарика 5 г, то его объем больше 2 см3.
3. В бидон объемом 0,01 м3 налит керосин. Выберите пра­
вильное утверждение.
A. Если бидон полон керосина, то масса керосина
в бидоне меньше 5 кг.
Б. Если в бидон налить 10 кг керосина,
то часть керосина выльется из бидона.
B. Если в бидон налить 10 кг воды, то часть воды
выльется из бидона.
4. Масса квадратной пластинки со стороной 5 см равна 35 г.
Толщина пластинки 2 мм. Выберите правильное утверж­
дение.
A. Плотность пластинки больше 8 г/см3.
Б. Плотность пластинки меньше 5 г/см3.
B. Пластинка может быть изготовлена из чугуна.
5. Объем сплошного чугунного бруска равен 70 см3. Выберите
правильное утверждение.
55
A. Плотность бруска 7,8 г/см3.
Б. Масса бруска меньше 600 г.
B. Брусок такого же объема из алюминия имел бы
большую массу.
6. Масса детали 25,5 г, а ее объем равен 3 см3. Выберите
правильное утверждение.
A. Если деталь сплошная, то она может быть изго­
товлена из меди.
Б. Если деталь полая, то она может быть изготовле­
на из серебра.
B. 1 см3 этой детали может иметь массу 7,8 г.
Средний уровень
1. В один из измерительных цилиндров налит керосин,
в другой — вода. Массы жидкостей одинаковы. Какая
жидкость находится в правом цилиндре? Ответ поясните.
-40
-30
-20
-10
2. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы
ли плотности веществ, из которых изготовлены кубики?
Ответ поясните.

56
Ж
3. На чашках весов находятся одинаковые по объему бруски
из латуни и алюминия. На какой чашке находится латун­
ный брусок? Ответ поясните.
4. В сосуд 1 налили неизвестную жидкость, а в такой же
сосуд 2 — воду такой же массы. Какая жидкость имеет
большую плотность? Какая это может быть жидкость?
1 2
5. На одной чашке весов стоит брусок из свинца, а на дру­
гой — из олова. На какой чашке находится брусок из
олова? Ответ поясните.
\
57
6. Воздух в закрытом цилиндре сжали. Изменилась ли масса
воздуха? Изменилась ли плотность воздуха под поршнем?
Ответ поясните.
Достаточный уровень
1. а) Какая из двух ложек одинаковой массы — стальная
или серебряная — имеет большие размеры?
б) Из какого металла может быть изготовлена деталь,
если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3?
2. а) В результате перемещения поршня объем воздуха
в цилиндре уменьшился в 2 раза. Как при этом измени­
лась плотность воздуха?
б) Какова масса керосина, который можно поместить
в бидон емкостью 0,02 м3?
3. а) Какой из двух брусков одинаковой массы — медный
или алюминиевый — имеет больший объем?
б) Рыболовное судно, отправляясь на промысел, берет с со­
бой 120 т нефти. Какой емкости должна быть цистерна?
4. а) Чем объяснить отличие плотности водяного пара от
плотности воды?
б) Вместимость цистерны 60 м3. Какую массу бензина
можно в нее налить?
5. а) Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и
такое же ведро, заполненное морской водой?
б) Во сколько раз объем, занимаемый ртутью, меньше
объема нефти такой же массы?
6. а) Как изменяется плотность твердых тел при нагревании?
б) Определите массу водорода, наполняющего аэростат,
объем которого 1500 м3.
58
Высокий уровень
1. Сколько штук строительного кирпича размером 250x120x65 мм
можно перевозить на автомашине грузоподъемностью 4 т?
2. Имеются два бруска одинаковой массы: серебряный и
медный. Размеры серебряного — 2x5x6 см. Длина
медного бруска 7 см, ширина 4 см. Какова его высота?
3. Медный шар имеет массу 840 г при объеме 120 см3.
Сплошной этот шар или полый?
4. Определите объем полости пробки стеклянного графина,
если при погружении в воду она вытесняет 50 г воды
и имеет массу 100 г.
5. Деревянная модель для отливки, сделанная из сосны, имеет
массу 2 кг. Какова масса чугунной детали, изготовленной
по этой модели?
6. Железная и алюминиевая детали имеют одинаковые объ­
емы. Найдите массы этих деталей, если масса железной
детали на 12,75 г больше массы алюминиевой.
7. Полый алюминиевый куб с ребром 10 см имеет массу 1 кг.
Какова толщина стенок куба?
8. Кусок сплава из свинца и олова массой 664 г имеет плот­
ность 8,3 г/см3. Определите массу свинца в сплаве. Примите
объем сплава равным сумме объемов его составных частей.
9. В чистой воде растворена серная кислота. Масса раствора
240 г, а его плотность 1,2 г/см3. Определите массу кис­
лоты, содержащейся в растворе. Примите объем раствора
равным сумме объемов его составных частей.
Ю.Сплав состоит из олова массой 2,92 кг и свинца массой
1,13 кг. Какова плотность сплава, если считать, что объем
сплава равен сумме объемов его составных частей?
Домашние экспериментальные задания
1
Средний уровень
Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольно­
го параллелепипеда, на котором обозначена его масса.
59
Проделав необходимые измерения, определите плотность
мыла.
2. Определите плотность дерева, из которого изготовлен данный
вам параллелепипед. Нужные приборы подберите самосто­
ятельно.
3. Определите плотность молока (или сметаны). Нужные
приборы подберите самостоятельно.
4. Определите плотность керосина. Нужные приборы подбе­
рите самостоятельно.
5. Определите толщину тонкой стеклянной пластинки пря­
моугольной формы, используя весы с гирьками и линейку.
Внимание! Непосредственно измерять толщину пластинки
линейкой нельзя.
6. Имея весы, гирьки, пипетку, стакан с водой, определите
среднюю массу одной капли воды. Как увеличить точность
измерения массы капли воды с помощью данных прибо­
ров?
Достаточный уровень
1. Определите среднюю плотность собственного тела. Массу
измерьте с помощью напольных весов, а объем тела — пу­
тем погружения в ванну. (При определении объема тела
не пренебрегайте помощью родителей. Голову погружать
не обязательно. Учтите, что ее объем равен примерно 4 %
объема тела.)
2. Используя стакан, весы и гирьки, определите, какое ве­
щество имеет большую плотность: вода или молоко.
3. Пользуясь мерным стаканом, бытовыми весами или само­
дельным динамометром, определите плотность картофеля,
лука, свеклы и т. д.
4. Пользуясь мерным стаканом, бытовыми весами или само­
дельным динамометром, определите плотность сахарного
песка или крупы.
5. Определите плотность стекла, из которого сделан пузырек
для лекарства. Нужные приборы подберите самостоятельно.
6. Определите емкость данного флакона с водой, используя
только весы с гирьками.
60
7. Имея мензурку и воду, определите наибольшую массу кероси­
на, который может войти в данный флакон. Ответ проверьте
взвешиванием.
8. Определите плотность камня, используя для этого весы
с гирьками, стакан с водой и пустой стакан.
Высокий уровень
1. Приготовьте насыщенный раствор поваренной соли.
Используя весы с гирьками, флакон, чистую воду, опре­
делите плотность данного раствора.
2. Приготовьте водный раствор медного купороса. Попробуйте
опытным путем определить массу медного купороса,
содержащегося в водном растворе. Плотность купороса
возьмите из таблиц справочника. Считайте, что объем
раствора равен сумме объемов его составных частей.
3. Насыпьте в стакан две горсти сахарного песка. Используя
весы с гирьками, пустой стакан, чистую воду, определите
плотность данного раствора.
4. Определите плотность неизвестной жидкости, используя
только стакан, воду и весы с гирьками.
5. Найдите стеклянную пробку от графина или флакона
с полостью. Попробуйте, не разбивая пробку, определить
объем этой полости.
6. Измерьте плотность воздуха в вашей комнате. Нужные
приборы подберите самостоятельно.
7. Возьмите моток проволоки. Экспериментально определите
длину провода, не разматывая его, имея весы с гирьками
и линейку.
8. Определите среднюю плотность сухого песка. Нужные
приборы подберите самостоятельно.

СИЛЫ В МЕХАНИКЕ. СИЛА ТЯЖЕСТИ*
Начальный уровень
1. Выберите правильное утверждение. В результате действия
силы твердое тело может...
A. увеличить свою массу.
Б. увеличить свою скорость.
B. уменьшить свою плотность.
2. На покоящееся тело действуют две силы — 10 Н и 20 Н,
направленные в противоположные стороны. Выберите
правильное утверждение.
A. Тело остается в состоянии покоя.
Б. Равнодействующая двух сил равна 30 Н.
B. Равнодействующая двух сил равна 10 Н.
3. На рисунке показаны две силы, действующие на тележку
с грузом. Выберите правильное утверждение.
*1

1__1
ГГ ^
F,
..........4>-------------<£_____________________
А. Равнодействующая двух приложенных сил на­
правлена вправо.
В задачах этого раздела можно принять g = 10 Н/кг.
62
Б. Равнодействующая двух приложенных сил боль­
ше 6 Н.
В. Если тележка вначале покоилась, она начнет дви­
гаться влево.
4. На рисунках изображены тела и действующие на них
силы. Скорость какого из этих тел изменяется?
А Б В
5. На тело в горизонтальном направлении действуют две
силы — 5 Н и 7 Н. Чему может быть равна равнодейст­
вующая этих сил? Выберите правильное утверждение.
A. 1 Н.
Б. 10 Н.
B. 12 Н.
6. На рисунках изображены тела и действующие на них
силы. Какое из этих тел может покоиться?
А Б В
7. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах
Земли? Выберите правильное утверждение.
A. Сила давления воды на дно морей и океанов.
Б. Сила атмосферного давления.
B. Сила тяготения.
63
Средний уровень
1. На тело в горизонтальном направлении действуют две
силы — 8 Н и 12 Н. Изобразите эти силы. Сколько вари­
антов рисунка вы можете сделать? Чему равна в каждом
случае равнодействующая этих сил?
2. На тело действуют две вертикально направленные силы —
10 Н и 15 Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов ри­
сунка вы можете сделать? Чему равна равнодействующая
этих сил в каждом случае?
3. Может ли равнодействующая двух — сил 2 Н и Ю Н ,
направленных вдоль одной прямой, быть равной: а) 5 Н;
б) 8 Н; в) 12 Н; г) 20 Н? Сделайте рисунки, поясняющие
ваш ответ.
4. На тело действуют две силы, равные 10 Н и 20 Н, направ­
ленные горизонтально вдоль одной прямой. Изобразите эти
силы. Сколько вариантов рисунка вы можете сделать? Чему
равна равнодействующая этих сил в каждом случае?
5. На тело действуют две силы, направленные вдоль одной
прямой: 2 Н и 5 Н. Может ли равнодействующая этих
сил быть равной: а) 10 Н; б) 8 Н; в) 7 Н; г) 5 Н; д) 3 Н;
е) 1 Н? Сделайте рисунки, поясняющие ваш ответ.
6. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные
силы Fx = 100 Н и F = 150 Н, направленные вдоль одной
прямой. Каким может быть модуль равнодействующей R
этих сил? Рассмотрите все возможные случаи и изобразите
их на рисунке.
7. Какая сила вызывает образование лавин и камнепадов
в горах?
8. Какая сила действует на гимнастку
во время прыжка?
64
9. Почему мяч, брошенный вертикально вверх, падает на
землю?
Ю.Действует ли сила тяжести на космонавта во время дви­
жения космического корабля по орбите? Поясните свой
ответ.
Достаточный уровень
1. Может ли тело двигаться вверх, если равнодействующая
всех сил, приложенных к телу, направлена вниз? Если
может, приведите пример.
2. Капля дождя движется вертикально вниз с постоянной
скоростью. Изобразите все силы, действующие на каплю.
3. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу, направ­
лена вертикально вниз. Можно ли указать направление
движения тела? Приведите пример, подтверждающий ваш
ответ.
4. Одна из двух сил, действующих на тело вдоль одной пря­
мой, равна 5 Н. Равнодействующая этих сил равна 8 Н.
Какой может быть по модулю другая сила? Как она должна
быть направлена по отношению к первой силе? Сделайте
рисунок, поясняющий ваш ответ.
5. На рисунке изображены силы, действующие на шар, пла­
вающий в воде. Чему равна равнодействующая этих сил?
Почему вы так считаете?
65
6. На рисунке изображены тело и силы, действующие на него.
Равнодействующая каких сил равна нулю? Как направ­
лена равнодействующая всех сил, действующих на тело?
7. а) Одинаковые ли силы тяжести действуют на стальной
и алюминиевый шарики одинакового диаметра вблизи
поверхности Земли?
б) Какова масса корзины с грушами, если на нее дейст­
вует сила тяжести 350 Н? К чему приложена эта сила?
Изобразите силу тяжести на чертеже.
8. а) Медный и пробковый шары имеют одинаковые массы.
Сравните силы тяжести, действующие на них.
б) Тело массой 2 кг висит на нити. Чему равна сила тя­
жести, действующая на тело? К чему приложена эта
сила? Изобразите эту силу на чертеже.
Высокий уровень
1. К телу приложены три силы по 10 Н каждая, направленные
вдоль одной прямой. Какой может быть по модулю равнодейс­
твующая этих сил? Изобразите на рисунке все возможные
случаи.
2. На тело действуют три силы, направленные вдоль одной
прямой: ЗН , 12 Н и 6 Н соответственно. Какой может
быть равнодействующая этих сил? Сделайте рисунки для
каждого из возможных случаев.
3. На тело вдоль одной прямой действуют силы 3, 4, 5 Н.
Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1, 2,
3, 4, 6, 10, 12, 15 Н? Сделайте рисунки, поясняющие ваш
ответ.
66
4. На рисунках показаны тела, которые равномерно движут­
ся в воздухе или в воде. Рядом с каждым телом указано
направление вектора его скорости. Укажите, как в каж­
дом случае направлена сила сопротивления движению.
Чему равны равнодействующие всех сил, действующих
на тела?
5. На тело действуют силы Fv F0 и Fa, направленные вдоль
одной прямой, причем F} = 3 Н, F2 = 5 Н. Чему равна
F3, если равнодействующая всех трех сил равна 10 Н?
Сколько решений имеет эта задача? Сделайте в тетради
схематические рисунки, соответствующие каждому из
решений.
6. Три силы направлены вдоль одной прямой. В зависимос­
ти от направления этих сил их равнодействующая может
быть равна 1 Н, 2 Н, 3 Н и 4 Н. Чему равна каждая из
этих сил?
7. а) Большинство спутников планет не имеют атмосферы.
Почему?
б) Какой объем воды находится в сосуде, если на нее
действует сила тяжести 150 Н? К чему приложена эта
сила? Изобразите эту силу на чертеже.
8. а) Пробковый шар с поверхности стола перенесли в сосуд с
водой. Изменилась ли при этом сила тяжести, действующая
на шар?
б) Найдите силу тяжести, действующую на стальной
отливок объемом 10 дм3. К чему эта сила приложена?
Изобразите силу тяжести на чертеже.

СИЛА УПРУГОСТИ. ВЕС.
НЕВЕСОМОСТЬ
Начальный уровень
1. В каких случаях возникает сила упругости? Выберите
правильное утверждение.
A. При падении тела.
Б. При равномерном движении тела.
B. При деформации тела.
2. К пружине подвешен груз массой 100 г. Выберите пра­
вильное утверждение.
A. Модуль силы упругости не зависит от удлинения
пружины.
Б. Если к пружине подвесить второй груз,
то жесткость пружины увеличится.
B. Если снять груз с пружины, то сила упругости,
возникшая в пружине, уменьшится.
3. От чего зависит величина силы упругости? Выберите пра­
вильное утверждение.
A. От массы тела.
Б. От скорости движения тела.
B. От величины деформации тела.
4. Как изменится сила упругости, если удлинение пружины
увеличить вдвое? Выберите правильное утверждение.
A. Останется неизменной.
Б. Увеличится вдвое.
B. Уменьшится вдвое.
В задачах этого раздела м ож но принять g = 10 Н /к г.
68
5. Сила 20 Н растягивает пружину на 4 см. Какова жесткость
пружины? Выберите правильное утверждение.
A. 5 Н/м.
Б. 80 Н/м.
B. 500 Н/м.
6. На рисунке приведены графики зависимости силы упругос­
ти от деформации для двух пружин. Выберите правильное
утверждение.
A. Жесткости обеих пружин одинаковы.
Б. Жесткость первой пружины меньше, чем жест­
кость второй пружины.
B. Жесткость первой пружины больше, чем жест­
кость второй пружины.
7. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих
на шарик и подвес. Какая из сил названа правильно?
Выберите правильное утверждение.
А Б
’ i
В
F*
> { >
A. Сила fj — сила тяжести.
Б. Сила F2 — сила упругости подвеса.
B. Сила F3 — вес шарика.
69
8. На ладони лежит гирька массой 200 г. Выберите правиль­
ное утверждение.
A. Сила тяжести, действующая на гирьку, равна 0,2 Н.
Б. Вес гирьки равен 2 Н.
B. Если гирьку бросить, то ее вес будет равен силе
тяжести, действующей на гирьку.
9. На рисунках изображены некоторые из сил, действующих
на тело и опору. Выберите правильное утверждение.
A. Сила F, — вес тела.
Б. Сила F2 — сила тяжести.
B. Сила F3 — сила реакции опоры.
А Б
f2
.... J—
В
г » * *
ё Г =■=' ; - — t — —
М ^3
Ю.На нити висит шарик массой 400 г (см. рисунок). Выберите
правильное утверждение.
■ J
A. Вес шарика равен 0,4 Н.
Б. Сила тяжести, действующая на шарик, равна 4 Н.
B. Если нить перерезать, то вес шарика будет больше
силы тяжести, действующей на шарик.
Средний уровень
1. Укажите направление силы упругости, действующей на
покоящееся тело, изображенное на рисунке. К чему при-
70
ложена сила упругости? Какова причина возникновения
сил упругости?
2. Изобразите графически силу упругости, действующую на
шар, висящий на нити. Какова причина возникновения
сил упругости?
3. Спортсменка приготовилась к прыжку в воду. Под дейст­
вием какой силы доска после прыжка спортсменки вы­
прямляется?
4. Летящий мяч ударяется о стену. Покажите на рисунке
силу упругости, действующую со стороны мяча, и силу
71
упругости, действующую со стороны стены. Какова при­
чина возникновения сил упругости?
J
5. Молотком ударяют по шляпке гвоздя. Покажите на чер­
теже возникающие при этом силы упругости. Что можно
сказать о величине и направлении этих сил?
6. Изобразите графически силу упругости, действующую на
шар, лежащий на столе. Какова причина возникновения
сил упругости?
О
7. Мяч после удара футболиста влетает в ворота. Одинаковы
ли сила тяжести, действующая на мяч, и вес мяча?
72
8. Испытывают ли спортсмены (см. рисунки) во время сорев­
нований состояние невесомости или перегрузки? Почему?
Достаточный уровень
1. Какая сила растягивает на 2 см пружину жесткостью
120 Н/м?
2. Чему равна жесткость пружины, если под действием груза
1000 Н она удлинилась на 1 мм?
3. На сколько сантиметров сила 21 Н растянет пружину жест­
костью 105 Н/м?
4. Какая сила сожмет на 4 см пружину, жесткость которой
1000 Н/м?
5. Определите удлинение пружины, если на нее действует
сила 10 Н, а жесткость пружины 500 Н/м.
6. Чему равна жесткость пружины, если сила 2 Н растянула
ее на 4 см?
7. а) Приведите примеры, когда вес тела равен нулю.
б) На ладони покоится тело массой 200 г. Чему равны
сила тяжести и вес этого тела? К чему приложена каж­
дая из этих сил? Изобразите их на чертеже. Чему будут
равны вес и сила тяжести, действующая на тело, если
ладонь быстро убрать?
8. а) Обладает ли весом дельфин,
выпрыгнувший из воды? Пояс­
ните свой ответ.
73
б) Какая сила тяжести действует на кирпич массой 2,5 кг?
Чему равен вес кирпича? К чему эти силы приложены?
Изобразите эти силы на чертеже.
9. а) Мальчик столкнул со стола стакан с водой. Чему равен
вес воды в стакане во время падения? Почему?
б) Определите массу ящика с песком, если его вес 800 Н.
К чему приложена эта сила? Изобразите эту силу на чертеже.
Ю.а) Гулливер, герой известной книги Д. Свифта, рассказы­
вает: «Орел, захватив клювом кольцо моего ящика, понес
его... Затем вдруг я почувствовал, что падаю отвесно вниз
около минуты, но с такой невероятной скоростью, что у
меня захватило дух». В каком состоянии во время дви­
жения находился рассказчик? Почему?
б) Люстра подвешена к потолку. Ее масса равна 7,5 кг.
С какой силой люстра действует на подвес? Как называ­
ется эта сила? К чему эта сила приложена? Изобразите
эту силу на чертеже.
Высокий уровень
1. При удлинении пружины на 3,5 см возникает сила упругос­
ти, равная 1,4 кН. На сколько увеличится сила упругости
пружины при удлинении еще на 2,1 см?
2. При открывании двери длина дверной пружины увеличи­
лась на 0,12 м; сила упругости пружины составила при
этом 4 Н. При каком удлинении пружины сила упругости
равна 10 Н?
74
3. Сила 30 Н растягивает пружину на 5 см. Какова сила,
растягивающая пружину на 8 см?
4. В недеформированном состоянии пружина имела длину
88 мм, в результате ее растяжения до 120 мм возникла
сила упругости, равная 120 Н. Определите длину этой
пружины в случае, когда действующая на нее сила равна
90 Н.
5. Если растягивать пружину силой 10 Н, то ее длина равна
16 см, а если растягивать ее силой 30 Н, то ее длина 20 см.
Какова длина недеформированной пружины?
6. Если растягивать пружину силой 8 Н, то длина пружины
равна 14 см, а если сжимать ее силой 8 Н, то длина пру­
жины 10 см. Какой будет длина пружины, если сжимать
ее силой 4 Н?
7. а) На поверхности реки плавает лодка. Находится ли лодка
в состоянии невесомости? Поясните свой ответ. б)
б) Какого объема алюминиевый брусок надо взять, чтобы
его вес был равен 270 Н? К чему эта сила приложена?
Изобразите эту силу на чертеже.
8. а) Медный шарик висит на прочной нити. Какова физи­
ческая природа веса шарика?
б) Сосуд объемом 20 л наполнили жидкостью. Какая это
может быть жидкость, если ее вес равен 160 Н? К чему
эта сила приложена? Изобразите эту силу на чертеже.
75
9. а) Испытывает ли парашютист состояние, близкое к со­
стоянию невесомости? Если да, то когда именно? Поясните
свой ответ.
б) Вес медного шара объемом 120 см3 равен 8,5 Н. Сплош­
ной этот шар или полый?
10.а) Вес первого тела вблизи поверхности Земли равен весу
второго тела вблизи поверхности Луны. Сравните массы
этих тел.
б) Определите, из какого материала изготовлен сплошной
кубик весом 8,6 Н, если площадь всей поверхности куба
равна 294 см2.

Самостоятельная
работа
СИЛЫ ТРЕНИЯ *1234
Начальный уровень
1. Выберите правильное утверждение. Сила трения покоя...
A. препятствует относительному движению соприка­
сающихся тел.
Б. направлена одинаково с вектором скорости движу­
щегося тела.
B. обратно пропорциональна весу груза.
2. Выберите правильное утверждение. Мы можем разогнаться
на коньках, если сила, с которой мы отталкиваемся...
A. больше силы трения скольжения.
Б. больше силы трения покоя.
B. меньше силы трения покоя.
3. Выберите правильное утверждение. Мы можем ходить,
поскольку...
A. поверхность, по которой мы идем, ровная.
Б. мы отталкиваемся от поверхности благодаря тре­
нию скольжения.
B. мы отталкиваемся от поверхности благодаря тре­
нию покоя.
4. Выберите правильное утверждение. Уменьшение трения
возможно с помощью...
A. шлифования двух соприкасающихся поверхностей.
Б. уменьшения площади соприкосновения двух тел.
B. увеличения площади соприкосновения двух тел.
77
5. Какой вид трения возникает между приводным ремнем и
шкивом при его вращении? Выберите правильное утверж­
дение.
A. Трение качения.
Б. Трение покоя.
B. Трение скольжения.
6. Брусок лежит неподвижно на наклонной плоскости (см.
рисунок). Каково направление силы трения? Выберите
правильное утверждение.
A. 1.
Б. 2.
B. 3.
Средний уровень
1. На ленте транспортера лежит груз. Изобразите силы, дейст­
вующие на груз со стороны ленты, когда он движется с
постоянной скоростью наклонно вверх.
2. Парашютист массой 80 кг равномерно опускается. Чему рав­
на сила сопротивления воздуха, действующая на парашют?
Изобразите все силы, действующие на парашютиста.
3. Действует ли сила трения на автобус, равномерно движу­
щийся по горизонтальному пути? Изобразите все силы,
действующие на автобус.
4. Тело лежит на поверхности стола. Действует ли сила тре­
ния на тело, если поверхность горизонтальна? А если она
наклонена под небольшим углом к горизонту?
5. Может ли сила трения, действующая на тело, находящееся
на наклонной плоскости, быть направлена вдоль склона
вниз? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
78
6. Зубья пилы разводят в разные стороны от плоскости пилы.
Какой пилой труднее пилить — разведенной или неразве-
денной? Почему?
Достаточный уровень
1. а) На столике в вагоне поезда лежат книга и мяч. По­
чему, когда поезд тронулся с места, мяч покатился назад
(относительно поезда), а книга осталась в покое?
б) Какая сила нужна для равномерного перемещения са­
ней по льду, если вес саней 5 кН и сила трения составля­
ет 0,04 веса саней?
2. а) Почему осенью во время листопада ехать по шоссе с
большой скоростью опасно (см. рисунок)? Поясните свой
ответ.
б) Для равномерного перемещения саней по снегу нужно
приложить силу 40 Н. Определите вес саней, если сила
трения составляет 0,04 их веса.
3. а) С какой целью гимнасты перед выступлением натирают
ладони рук (см. рисунки) специальным веществом — таль­
ком?
б) Ящик с деталями весит 500 Н. Какая сила требуется
для равномерного перемещения этого ящика по горизон­
тальному полу, если сила трения составляет 0,05 веса
ящика?
4. а) С какой целью музыканты перед выступлением нати­
рают смычок скрипки канифолью?
б) Когда ящик перемещается по горизонтальному полу,
возникает сила трения 40 Н. Определите вес ящика, если
сила трения составляет 0,5 его веса.
5. а) Зачем на шинах велосипедов, мотоциклов, автомобилей
делают глубокие насечки (см. рисунки)?
б) Вагонетка с грузом весит 3 кН. Какая сила необхо­
дима для равномерного движения вагонетки, если сила
трения составляет 0,005 веса вагонетки с грузом?
80
6. а) На рисунках показана сетчатая повязка из крупнояче­
истой хлопчатобумажной ткани (рис. а) и кусок льняной
мешочной ткани (рис. б). Что произошло бы с этими тка­
нями, если бы вдруг исчезло трение?
а б
б) Для равномерного перемещения повозки по грунтовой
дороге необходима сила тяги, равная 600 Н. Определите,
какую часть составляет сила трения от веса повозки, если
ее вес 3 кН.
Высокий уровень
1. а) Что изменяется с увеличением веса автомобиля — сила
трения или коэффициент трения?
б) Сани сдвигаются с места, если к ним приложить го­
ризонтальную силу 60 Н. Какова масса саней, если сила
трения составляет 0,03 их веса?
2. а) Пешеход, идущий по улице, ускоряет ход. Какая
сила вызывает изменение скорости движения пешехода?
Поясните свой ответ.
б) Сани сдвигаются с места, если к ним приложить гори­
зонтальную силу 90 Н. Какова масса саней, если коэффици­
ент трения между полозьями саней и дорогой равен 0,045?
3. а) Может ли сила трения покоя по своему значению пре­
вышать вес тела?
б) К вертикальной стене прижали деревянный брусок
массой 1,5 кг. Коэффициент трения бруска о стену состав­
ляет 0,3. С какой наименьшей силой необходимо прижи­
мать брусок к стене ладонью, чтобы он не скользил вниз?
Считайте, что трением между бруском и ладонью можно
пренебречь.
81
4. а) Почему головку сыра легче разрезать на куски крепкой
ниткой, чем ножом?
б) При равномерном перемещении бруска массой 3 кг по
столу динамометр показал 6 Н. Какой будет сила трения,
если на брусок поставить груз массой 4 кг?
5. а) К стене дома прислонена лестница, по которой поднима­
ется человек. В некоторый момент времени концы лестницы
начинают скользить вдоль стенки дома. Почему это может
произойти?
б) Брусок массой 1,2 кг равномерно тянут по столу с помо­
щью пружины жесткостью 40 Н/м. Чему равно удлинение
пружины, если коэффициент трения между бруском и сто­
лом равен 0,3?
6. а) Что делают спортсмены-горнолыжники, велосипедисты,
конькобежцы для уменьшения сопротивления воздуха,
снижающего их спортивные результаты?
б) С какой минимальной силой нужно прижать резино­
вый брусок массой 2 кг к вертикальной бетонной стене,
чтобы он не скользил вниз? Коэффициент трения между
резиной и бетоном равен 0,8.
Домашние экспериментальные задания
Средний уровень
1. Придумайте и проведите опыты, при помощи которых
можно показать, что действие сил может проявляться
в деформации или изменении движения тел.
2. Возьмите в руки лист бумаги и отпустите его. Про­
наблюдайте за его падением. Теперь скомкайте этот лист
82
и снова отпустите. Как изменился характер его падения?
Почему? Объясните.
3. Возьмите в одну руку металлический кружок (например,
монету), а в другую — бумажный кружок чуть меньше­
го размера. Одновременно отпустите их. Одинаковое ли
время они будут падать? Теперь возьмите в руку метал­
лический кружок и сверху на него положите бумажный.
Отпустите кружки. Почему теперь они падают одновре­
менно? Объясните.
4. Определите вес медного бруска, имея только линейку.
Правильность ответа проверьте на опыте с помощью ди­
намометра.
5. Определите вес керосина в бутылке, используя для этого
мензурку. Ответ проверьте на опыте.
6. С помощью динамометра измерьте силу трения при рав­
номерном движении данного бруска по столу. Изобразите
силу трения и силу тяги графически (в выбранном вами
масштабе).
7. Посмотрите внимательно на домашние бытовые приборы
(телевизоры, DVD-проигрыватели, музыкальные центры и
т. д.). К ножкам многих приборов приклеены резиновые
кружочки. Зачем? Объясните.
8. Попробуйте с помощью двух динамометров определить
массу данного груза, вес которого превышает предел из­
мерения каждого динамометра.
9. Трение мешает движению, и его стремятся уменьшить;
трение помогает, и его увеличивают. А вам приходилось
это делать? Когда и как? Проведите эти опыты и запишите
в таблицу. Сделайте выводы.
Трение меш ает Трение пом огает
Ю.Экспериментально проверьте, какой вид трения имеет
место:
а) когда вы ходите или бегаете;
83
б) когда держите тяжелый предмет в руках;
в) когда вы катаетесь с горы на санках;
г) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту.
Достаточный уровень
1. В непригодном теннисном или резиновом мяче проделайте
небольшое отверстие. Наполните мяч водой и подбросьте
его (не вращая) вертикально вверх. Будет ли выливаться
вода во время полета мяча? Объясните наблюдаемое яв­
ление.
2. Вам необходимо проградуировать динамометр в пределах
от 0 до 4 Н, причем цена деления должна составлять
0,2 Н. В вашем распоряжении имеется только одна гирь­
ка массой 1 кг. Как вы должны поступить? Проделайте
эксперимент.
3. Подвесьте к динамометру на легкой прочной нитке сталь­
ной шарик. Снизу к нему поднесите сильный магнит.
Проверьте, изменится ли при этом: а) масса шара; б) сила
тяжести, действующая на шар; в) объем шара; г) сила
натяжения нити.
4. Придумайте опыт, с помощью которого можно доказать,
что сила тяжести имеет вертикальное направление. Какие
вам для этого потребуются приборы?
5. В вашем распоряжении имеются: флакон, вода и динамо­
метр. Определите емкость флакона.
6. С помощью динамометра и масштабной линейки опреде­
лите удлинение данного резинового шнура под действием
силы 1, 2, 3 и 4 Н. Какой вывод можно сделать из данного
опыта?
7. Возьмите длинную резинку и набор грузов известной мас­
сы. Измерьте начальную длину резинки lQ. Подвешивая к
резинке грузы, измерьте удлинения резинки. Полученные
данные занесите в таблицу. Постройте график зависимости
-Fynp(*), где х = I - 10 — удлинение пружины. Какой вывод
можно сделать на основании этого графика?
84
Вес груза, Н
Удлинение, см
8. Используя динамометр, проверьте, зависит ли сила трения
данного бруска при движении по горизонтальной поверх­
ности стола от площади опоры, если качество поверхностей
всех граней одинаково.
9. Возьмите деревянный брусок и к одной из граней при­
клейте резиновую прокладку. С помощью динамометра
проверьте зависимость силы трения от вида соприкасаю­
щихся поверхностей.
Ю.Возьмите два бруска одинаковых размеров, один, например,
из дерева, другой — металлический. Измерьте с помощью
динамометра силу трения скольжения каждого бруска о
стол при равномерном движении и силу трения покоя.
Сравните результаты измерений. Какой вывод можно
сделать?
Высокий уровень
1. Имеются сухой песок, манная крупа, сахар, горох, дре­
весные опилки и воронка, укрепленная в штативе. Какое
из этих сыпучих тел можно насыпать горкой конической
формы наибольшей крутизны? Почему? Ответ проверьте
на опыте, насыпая каждое вещество на лист бумаги через
воронку с одинаковой высоты.
2. Имея динамометр, определите, сколько выльется воды
из отливного стакана, если в него опустить данный кусок
пластилина (плотность 1,3 г/см3). Ответ проверьте с по­
мощью мензурки.
3. Экспериментально изучите зависимость силы трения от
веса тела. В качестве тела возьмите кастрюлю, в которую
последовательно доливайте определенное количество воды
с помощью мерной кружки или другой посуды с граду­
ированной шкалой. Равномерное движение кастрюли по
поверхности кухонного стола обеспечивайте с помощью
бытовых пружинных весов. Составьте таблицу зависи-
85
мости силы трения скольжения от веса тела. Сделайте
выводы.
4. Измерьте динамометром силу трения при движении по
столу трех одинаковых брусков в двух случаях: бруски
лежат друг на друге (рис. а); бруски прицеплены друг
к другу (рис. б). Какой вывод можно сделать из опыта?
5. Попробуйте экспериментально проверить, может ли сила
трения превышать вес тела. Что вам для этого потребуется?
(Подсказка: зажмите между пальцами руки, например,
швабру...)
6. Положите на стол стопку книг. Выясните, что легче: вы­
тянуть нижнюю книгу, придерживая (но не приподнимая!)
остальные, или привести в движение всю стопку, потянув
за нижнюю книгу?
7. На фанерке, находящейся на горизонтальном столе, лежат
одна на другой четыре одинаковые пластинки. Нижняя
пластинка приклеена к фанерке. В каком случае надо
приложить большую силу: чтобы сдвинуть три верхние
пластинки вместе или чтобы вытащить вторую сверху,
придерживая остальные? Проверьте это экспериментально.
8. На горизонтальном столе лежит стопка из 5 одинаковых
книг. В каком случае надо приложить меньшую силу: чтобы
сдвинуть 4 верхние или вытянуть из стопки третью свер­
ху книгу, придерживая (но не приподнимая) остальные?
Проверьте это экспериментально.

Самостоятельная
работа
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ
Начальный уровень
1. В каком положении брусок оказывает наибольшее давле
ние на опору? Выберите правильное утверждение.
A. В положении 1.
Б. В положении 2.
B. В положении 3.
2. Два человека одинаковой массы лежат: первый — на
полу, второй — на мягком диване. Какой из них оказывает
большее давление? Выберите правильное утверждение.
A. Первый.
Б. Второй.
B. Оба оказывают одинаковое давление.
3. На фотографиях показаны зубы различных животных.
Зубы какого животного оказывают самое маленькое дав­
ление при укусе? Выберите правильное утверждение.
A. Зубы волка.
Б. Зубы пираньи.
B. Зубы лошади.
88
А Б В
4. Мальчик, загоравший лежа на камушках на берегу моря,
перелег на надувной матрас. Выберите правильное утверж­
дение.
A. Давление мальчика на матрас больше, чем когда
он лежал на камушках.
Б. Площадь опоры мальчика уменьшилась.
B. Силы давления на камушки и на матрас одинаковы.
5. Лезвие лопаты, которой вскапывали огород, затупилось.
Выберите правильное утверждение.
A. Теперь при вскапывании на лопату можно
надавливать слабее.
Б. Площадь режущей кромки лопаты увеличилась.
B. Площадь режущей кромки уменьшилась.
6. По тонкому льду безопаснее ползти, чем идти. Выберите
правильное утверждение.
A. Ползущий человек давит на лед с меньшей силой,
чем идущий.
Б. У идущего человека площадь опоры больше, чем
у ползущего.
B. Ползущий человек оказывает на лед меньшее дав­
ление, чем идущий.
89
Средний уровень
1. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа.
Какова площадь опоры ящика?
2. Определите вес книги, которая оказывает на стол давле­
ние 200 Па, если площадь ее соприкосновения со столом
4 дм2.
3. На опору какой площади надо поставить груз массой 10 кг,
чтобы он оказывал давление 105 Па?
4. Каток, работающий на укатке асфальта шоссе, оказывает
на него давление 400 кПа. Площадь опоры катка 0,12 м2.
Чему равна масса катка?
5. Лед выдерживает давление 8 кПа. Сможет ли проехать
по этому льду автомобиль массой 3 т, если площадь всей
поверхности его опоры равна 800 см2?
6. Давление, производимое коренными зубами человека во
время еды, достигает 8 МПа. Чему равна сила давления,
создаваемая одним зубом, если принять площадь его опоры
равной 0,4 см2?
Достаточный уровень
1. а) Назовите известные вам способы уменьшения давления,
б) Штормовой ветер силой 10 баллов создает давление на
преграду около 1000 Па. Определите силу давления на
стену дома высотой 5 м и длиной 10 м, если ветер дует
перпендикулярно к поверхности дома.
2. а) Назовите известные вам способы увеличения давления,
б) Какое давление оказывает на снег лыжник массой
90 кг, если длина каждой лыжи 2 м, а ширина 12 см?
3. а) Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро
удвоить свое давление на пол?
б) Площадь дна кастрюли равна 1300 см2. На сколько
увеличится давление кастрюли на стол, если в нее налить
3,9 л воды?
4. а) При скреплении деталей винтами и болтами под них
подкладывают специальные шайбы. Для чего это делают?
90
б) Принимая длину одной лыжи равной 1,5 м и шири­
ну — 10 см, определите давление, которое оказывает
мальчик массой 45 кг на снег.
5. а) Зависит ли давление, которое оказывает автомобиль на
землю, от того, как сильно накачаны его колеса? Поясните
свой ответ.
б) Трактор оказывает на почву давление 40 кПа. Опреде­
лите его массу, если известно, что площадь опоры одной
из двух его гусениц составляет 6500 см2.
6. а) Почему острым ножом легче резать хлеб?
б) Спортсмен массой 80 кг скользит на коньках. Опреде­
лите ширину лезвия конька, если длина конька 40 см,
а давление, которое оказывает спортсмен на лед, равно
333 кПа.
Высокий уровень
1. а) Лыжник оказывает на снег очень маленькое давление.
Почему же тогда ломаются сухие ветки, если они попадают
под лыжи?
б) Какое давление оказывает на грунт мраморная колон­
на объемом 6 м3, если площадь ее основания 1,5 м2?
2. а) Трактор оказывает на землю примерно такое же давле­
ние, как и человек. Почему же тогда человек легко может
стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич
раздавит?
б) Определите наибольшую высоту бетонной колонны,
которая может разрушиться под действием собственной
силы тяжести, если допустимое давление, которое может
выдержать бетон, составляет 5000 кПа.
3. а) Для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкла­
дывают под клещи железную полоску или дощечку?
б) Лист стекла оказывает на стол давление 75 Па. Какова
толщина этого листа?
4. а) Может ли тело, имеющее больший вес, чем другое тело,
оказывать на опору меньшее давление?
б) Какое давление оказывает на фундамент кирпичная
стена высотой 20 м?
91
5. а) Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его
узловатые веревки довольно жесткие?
б) На столе стоит сплошной медный куб. Какова масса
куба, если он оказывает на стол давление 8 кПа?
6. а) Начинающий факир составил для себя следующий план
подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть
лежать на 200 гвоздях, затем на 300 гвоздях и т, д., посте­
пенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого
плана?
б) Некий литературный герой, закаляя свою волю, спал
на доске, утыканной гвоздями (остриями вверх). Оцените,
из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя,
если считать, что масса героя 70 кг, площадь острия
каждого гвоздя — 0,1 мм2, а человеческая кожа может
выдерживать давление 3 МПа.

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Физика | Добавил: Админ (16.04.2016)
Просмотров: | Теги: Кирик | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar