Тема №6141 Ответы к задачам по физике 10-11 класс Парфентьева (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 10-11 класс Парфентьева (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 10-11 класс Парфентьева (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1. Определите координаты материальной точки на
плоскости XOY, если радиус-вектор, определяющий
ее положение, составляет угол 30° с осью ОХ, а его
модуль равен 3 м.
2. Модуль радиус-вектора, определяющего положение
мухи, сидящей на стене, равен 5 м, а координата по
оси ОХ, проведенной из угла комнаты вдоль пола,
равна 2,5 м. Определите, на какой высоте находит­
ся муха.
3. Координаты лампы, подвешенной к потолку комна­
ты на шнуре длиной 1 м, равны л; = 3,32 м, у = 4 м,
2 — 3 м. Определите высоту комнаты, модуль радиус-
вектора, определяющего положение лампы, и угол
наклона радиус-вектора к плоскости XOY.
4. Координаты двух шаров на биллиардном столе хх =
= 1 м, у г = 2 м и х2 = 2 м, у2 = 3 м. Ось ОХ на­
правлена вдоль короткого края стола, а начало ко­
ординат совмещено с углом стола. Определите:
1) расстояние между шарами; 2) под каким углом к
оси ОХ надо направить кий, чтобы при ударе ближ­
ний шар попал в дальний.
5. Радиус-вектор, определяющий положение точки А на
плоскости XOY, составляет угол 60° с осью ОХ. Мо­
дуль вектора гА равен 5 м. Модуль радиус-вектора,
определяющего положение точки В относительно
точки А, равен 1,83 м, и его проекции на оси ОХ
и OY равны соответственно 1,83 м и 0. Определите
модуль вектора гв и угол, который он составляет с
осью ОХ.
6. На плоскости XOY проведите радиус-вектор, опреде­
ляющий положение точки А, координаты которой
равны хА= 1 м, уА — 4 м, и радиус-вектор, определя­
ющий положение точки В, координаты которой рав­
ны хв = -1 м, ув = -2 м. Определите проекции на оси
ОХ и OY радиус-вектора, проведенного из точки А в
точку В.
5
7. Сложите два вектора а и &, на- а ^
правленные соответственно вдоль
осей ОХ и OY. Модули векторов
равны 3 и 5,2 м. Определите
модуль полученного вектора и £
угол, который он составляет с ---------------►
8. На рисунке 1 изображены три
вектора а , &, с. а) Сложите век- Рис* 1
торы а и Ь. б) Сложите векторы
Ь и с . в) Сложите векторы а , Ъ и с . Определите мо­
дули полученных векторов, если \а \ = 3 м, |&| = 4 м,
|с I = 1 м.
9. Точка А имеет координаты хА = 1 м, уА = 1 м, точка
Б - х в = 4 м , !/в= - 2 м . Определите модуль вектора,
соединяющего точки А и В, его проекции на оси ОХ
и OY, а также угол, который он составляет с
осью ОХ. _ _
10. Векторы а и & проведены из начала координат и
направлены под углом 90° друг к другу, при этом
вектор а составляет с осью ОХ угол 30°. Модули
векторов равны соответственно 4 и 5 м. Определите
проекции векторов а и & на оси ОХ и OY.
11. В чем разница между составляющими вектора по
двум заданным неколлинеарным направлениям и
проекциями вектора на эти направления?
Системы отсчета. Уравнения движения.
Перемещение (§ 7, 8)
12. Мальчик бежит по прямой дорожке к карусели. На­
чертите примерные траектории движения мальчика
относительно: 1) камня на дорожке; 2) человека,
вращающегося на карусели.
13. Можно ли утверждать, что модуль перемещения
всегда равен длине пути?
14. Определите модуль перемещения конца минутной
стрелки часов за 15 мин. Длина стрелки равна 1 см.
15. Координаты мячика, движущегося по плоской по­
верхности в начальной и конечной точках, соответ­
ственно равны хх = 1 м, у г — 1 м и х2 = 4 м, у2 — 5 м.
Определите модуль перемещения мячика.
16. Турист прошел по прямому шоссе 4 км, а затем вер­
нулся назад и прошел 1 км. Определите длину пути
и перемещение туриста.
осью ОХ.
6
17. Для подъема груза рабо­
чий использует рычаг
длиной 1,5 м. Груз на­
ходится на расстоянии
0,5 м от конца А (рис. 2).
Определите перемеще­
ние и длину пути груза
и точки В рычага при
подъеме груза на высоту
h = 25 см.
18. Длина подвеса маятниковых часов
равна 15 см. Определите модуль пе­
ремещения конца маятника, а так­
же длину его пути за 5,25 с. Макси­
мальный угол отклонения подвеса
равен 15°. Учтите, что одно полное
колебание маятник совершает за од­
ну секунду.
19. Конек фигуриста делает восьмерку,
состоящую из двух окружностей ра­
диусами 1,5 и 2 м. Вначале конек
находится в точке О. Определите
длину пути и модуль перемещения в
те моменты времени, когда конек
оказывается в точках А, В, С и
опять в точке О (рис. 3).
20. Пешеход прошел 4 км строго на север, а затем 3 км
на восток. Определите длину пути и модуль переме­
щения пешехода.
21. На средней линии штрафной площадки футбольного
поля, расположенной на расстоянии 20 м от линии
ворот, находятся два игрока. Первый игрок посыла­
ет мяч вдоль поля в ворота, вратарь отбивает мяч
под углом 30° к начальной траектории, и он долета­
ет до второго игрока. Определите модуль перемеще­
ния и длину пути мяча.
Равномерное прямолинейное движение точки (§ 9, 10)
22. Запишите уравнение движения точки в векторной и
скалярной формах, если она движется в положитель­
ном направлении оси ОХ со скоростью 2 м/с. В на­
чальный момент времени точка находилась на рас­
стоянии 1 м от начала координат.
23. Координата мяча, равномерно катящегося по прямой,
совпадающей с осью ОХ, изменилась от хг = 2 м до
х2 = -4 м за время, равное 2 с. Определите скорость
их мяча.
А
Рис. 3
\ ^ ^
В
Рис. 2
7
24. Из пункта А выезжает ве­
лосипедист со скоростью
18 км/ч. Одновременно с
ним из пункта В, нахо­
дящегося на расстоянии
900 м от пункта А, выхо­
дит в том же направлении
пешеход со скоростью
9 км/ч. Через какое время
велосипедист догонит пе­
шехода? Какое расстояние
пройдет за это время пе­
шеход?
25. Постройте графики зависимости координаты х точки
от времени t, если она движется равномерно со ско­
ростью 2 м/с вдоль оси ОХ. Учтите, что при t = 0
х = 0.
26. На рисунке 4 даны графики зависимости координат
двух тел от времени. Определите скорости равномер­
ного движения тел.
27. Автомобиль и велосипедист движутся вдоль оси ОХ.
Скорость автомобиля vx = 72 км/ч, а велосипедиста
v2 = 18 км/ч. Постройте графики зависимости коор­
динат хг и х2 автомобиля и велосипедиста от време­
ни t. Учтите, что при t — 0 х х = х2 = 0.
28. Точка движется равномерно в сторону, противо­
положную положительному направлению оси ОХ,
со скоростью 4 м/с. Начальное положение точки
х0 — 20 м. 1) Напишите уравнение движения точки.
2) Постройте график зависимости ее координаты от
времени. 3) Через какой промежуток времени точка
будет находиться в начале координат?
29. На рисунке 5 представлены графики зависимости ко­
ординат двух тел от времени. 1) Определите скорос­
ти этих тел. 2) Напишите
уравнения их движения.
3) Определите момент вре­
мени, когда координаты
тел будут равны, т. е. тела
встретятся.
30. В прямой туннель одно­
временно навстречу друг
ДРУГУ въезжают два поез­
да: один со скоростью
72 км/ч, а другой со ско­
ростью 90 км/ч. Определи­
те длину туннеля, если из­
вестно, что поезда встре­
тятся через 20 мин. Рис. 5
Рис. 4
8
31. На графике (рис. 6) изо­
бражена зависимость
координаты точки от
времени. Опишите дви­
жение в промежутках
времени 0—4 с, 4—6 с
и 6—12 с. Постройте
графики зависимости
проекции скорости точ­
ки от времени и пути от
времени.
32. Пешеход 30 мин шел
Рис. 6
вперед по прямой дороге равномерно со скоростью
1,8 м/с, затем он на 10 мин остановился, а потом по­
вернул назад и шел 20 мин со скоростью 1,5 м/с.
Постройте график зависимости координат пешехода
от времени, считая, что в начальный момент време­
ни координата была равна нулю.
Мгновенная скорость. Сложение скоростей (§ 11, 12)
33. На рисунке 7 показана
траектория материаль­
ной точки, движущейся
с постоянной по моду­
лю скоростью V. Начер­
тите векторы скорости
материальной точки в
точках Б, С и D. Чему
равны проекции скорое- q
ти на оси координат в
точках С и Б?
34. При каком движении вектор мгновенной скорости
всегда параллелен траектории?
35. Материальная точка равномерно движется по окруж­
ности. На какой угол поворачивается вектор мгно­
венной скорости точки в момент времени, когда она
проходит: 1) четверть окружности; 2) половину ок­
ружности?
36. Два автомобиля движутся навстречу друг другу со
скоростями иг=15 м/с и v2 — 20 м/с относительно до­
роги. Определите скорость первого автомобиля отно­
сительно второго и скорость второго относительно
первого.
37. Пассажир сидит у окна в электричке, движущейся
со скоростью 36 км/ч. Сколько времени он будет ви­
X
Рис. 7
деть поезд длиной 100 м, движущийся в том же на­
правлении со скоростью 72 км/ч?
38. Два автомобиля движутся к перекрестку по взаимно
перпендикулярным дорогам: один со скоростью
54 км/ч, а другой со скоростью 72 км/ч. Определи­
те модуль относительной скорости автомобилей.
39. В безветренную погоду капли дождя оставляют на
боковом окне равномерно движущегося автобуса сле­
ды, направленные под углом 60° к вертикали. Чему
равна скорость автобуса, если скорость падения ка­
пель относительно земли равна 10 м/с?
40. Лодочник переправляет пассажиров через реку, ско­
рость течения которой 1 м/с. Ширина реки 100 м,
скорость лодки относительно воды 2 м/с. 1) Как ло­
дочник должен направить лодку, чтобы путь лодки
был минимальным? Сколько времени в этом случае
длится переправа? 2) Определите минимальное вре­
мя переправы. Где в этом случае окажется лодка?
41. Самолет летит строго на север со скоростью ^отно­
сительно земли. При этом дует северо-западный ве­
тер, скорость которого равна ов. Чему равна скорость
самолета относительно ветра? Под каким углом (3 к
направлению движения летчик удерживает самолет?
42. Мальчик, бегущий вдоль длинного забора, бросает
мяч и ловит его после удара о забор. Скорость маль­
чика н0, скорость мяча относительно него иотн. Под
каким углом к забору он бросает мяч?
43. Капли воды на лобовом стекле автомобиля, движу­
щегося со скоростью 36 км/ч, поднимаются со ско­
ростью 2 м/с, угол наклона стекла 60°. Определите
скорость капель относительно дороги.
44. Велосипедист и пешеход, находящиеся друг от дру­
га на расстоянии 1 км, начинают движение в одном
17 направлении со скоростями — м/с и 6 км/ч соответ-
о
ственно. Определите скорость, с которой велосипе­
дист догоняет пешехода, а также время, за которое
он его догонит.
45. Согласно закону Хаббла скорость образовавшихся
при взрыве галактик пропорциональна расстоянию г
от места взрыва: v = кг, где k = const. Докажите, что
относительная скорость галактик не зависит от рас­
стояния г, а определяется расстоянием между галак­
тиками, что тем самым делает невозможным опреде­
ление места взрыва.
46. Два автомобиля подъезжают к развилке дороги со
скоростями 72 и 54 км/ч и разъезжаются по двум
дорогам, угол между которыми
60° (рис. 8). Определите ско­
рость первого автомобиля отно­
сительно второго: 1) до развил­
ки; 2) после развилки.
47. Капли дождя падают верти­
кально со скоростью vx. С ка­
кой максимальной скоростью
umax должен двигаться человек
ростом Л, несущий над собой
зонт диаметром JD, чтобы его
одежда оставалась сухой?
При ходьбе человек наклоняет
зонт.
48. По шоссе со скоростью 10 м/с едет автобус. Человек
находится на расстоянии 100 м от шоссе и 300 м от
автобуса. В каком направлении должен идти чело­
век, чтобы выйти на шоссе раньше автобуса или од­
новременно с ним? Скорость человека 5 м/с.
Ускорение.
Движение с постоянным ускорением (§ 13—15)
49. За 10 с скорость автомобиля, движущегося по пря­
мому шоссе, изменилась от нуля до 72 км/ч. Опре­
делите среднее ускорение автомобиля.
50. Материальная точка движется равномерно по окруж­
ности со скоростью 5 м/с. За 2 с она проходит чет­
верть окружности. Определите среднее ускорение
точки. Определите также среднее ускорение точки,
когда она сделает половину оборота и целый оборот.
51. Автомобиль делает поворот за 5 с, при этом его ско­
рость изменяется от 20 до 15 м/с (рис. 9). Определи­
те среднее ускорение автомобиля.
52. Велосипедист начинает движение по прямой дороге
и за первые 2 с набирает скорость 5 м/с, а за после­
дующие 4 с его скорость увеличивается на 15 м/с.
Определите разность ускорений, с которыми ехал ве­
лосипедист в течение этих двух промежутков време­
ни, а также среднее ускорение за первые 6 с движе­
ния.
53. Тело движется по прямой вдоль
оси ОХ. Запишите зависимость
скорости тела от времени,
если в начальный момент вре­
мени скорость тела была рав­
на 2 м/с, а ускорение равно
-4 м/с2.
и
Рис. 9
11
54. На рисунке 10 показаны
графики зависимости проек­
ций скоростей трех тел от
времени. Определите на­
чальные скорости и ускоре­
ния тел.
55. Проекция скорости тела на
ось ОХ изменяется по зако­
ну их = v0x + axt , где цОх
5 м/с, а ах — -2 ,5 м/с*
Начертите графики зависи­
мости ax(t) и vx(t).
56. Проекции ускорения тела на
оси ОХ и OY равны соответ­
ственно ах= 4 м /с2, ау =
= 3 м/с2. Определите ускоре­
ние тела, а также угол а, под которым направлена
к оси ОХ его скорость, если известно, что начальная
скорость тела была равна нулю.
57. Вдоль оси ОХ тело движется с постоянной скоростью
4 м/с, а вдоль оси OY — с начальной нулевой ско­
ростью и постоянным ускорением, равным 1,5 м/с2.
Определите скорость тела через 2 с после начала дви­
жения вдоль оси OY.
58. Ускорение тела, равное 4 м/с2, постоянно и направ­
лено под углом 45° к оси ОХ, начальная скорость
равна v0 — 5 м/с и направлена под углом 60° к оси
ОХ. 1) Запишите уравнения для проекций скорости
на оси ОХ и ОУ. 2) Определите скорость тела через
5 с после начала движения.
Уравнения движения с постоянным ускорением (§ 16)
59. Запишите уравнение движения тела вдоль оси ОХ,
если известно, что проекция его скорости описыва­
ется уравнением vx = vQx + axt, где v0x = -2 м/с, а
ах = 4 м/с2. В начальный момент времени тело нахо­
дилось в начале координат. Определите координату
и скорость тела через 2 с.
60. Тело начинает движение по прямой с ускорением,
равным 2 м/с2. Через 4 с ускорение становится рав­
ным нулю и тело продолжает двигаться равномерно.
Определите расстояние, пройденное телом за 10 с.
61. Тело движется вдоль координатной оси ОХ. В на­
чальный момент времени в точке х0 = 4 м его ско­
рость равна vQx = 12 м/с, а ускорение равно -4 м/с2.
1) Определите координату тела в моменты времени
1, 2, 3, 4, 5 и 6 с, 2) Постройте графики зависимое-
12
63.
68.
Рис. 11
ти координаты тела х от време-
ни t . 3) Определите модуль пере­
мещения и путь, пройденный те­
лом за 6 с движения.
62. При торможении автомобиль
движется с ускорением 5 м/с2.
На каком минимальном расстоя­
нии от препятствия водитель
должен начать тормозить, если
скорость автомобиля: 1) 54 км/ч;
2) 72 км/ч?
На рисунке 11 показан график
зависимости координаты тела от времени. Запишите
уравнение движения тела x(t) и уравнение проекции
его скорости ux(f).
64. На рисунке 12 показан график зависимости проек­
ции скорости тела от времени. Постройте графики
зависимости проекции ускорения ах и координаты
тела х от времени £. В начальный момент времени
х0= 0.
65. Используя рисунок 12, определите модуль перемеще­
ния тела в моменты времени 2, 3, 4 и 6 с.
66. На рисунке 13 показан график зависимости коорди­
наты тела от времени. По графику определите: 1) мо­
мент времени, когда тело изменит направление дви­
жения; 2) момент времени, когда тело вернется в на­
чальную точку.
67. Используя рисунок 13, запишите уравнение движе­
ния тела x{t) и уравнение проекции скорости vx(t).
Скорость автомобиля за 2 с при торможении умень­
шилась со 108 до 36 км/ч. Определите ускорение ав­
томобиля и расстояние, которое он пройдет за этот
промежуток времени.
Рис. 12 Рис. 13
13
69. Из пункта А в пункт В, которые находятся на одной
прямой на расстоянии 6 км, выходит пешеход и идет
с постоянной скоростью 4 км/ч. Спустя 0,5 ч из
пункта А выезжает велосипедист, который в течение
20 мин движется с ускорением, затем некоторое вре­
мя равномерно, а последние 20 мин с тем же по мо­
дулю ускорением до остановки. В результате велоси­
педист прибывает в пункт В одновременно с пешехо­
дом. Определите модуль ускорения велосипедиста.
70. Используя условие задачи 69, начертите графики за­
висимости координаты и проекции скорости пешехо­
да и велосипедиста от времени.
71. При равноускоренном движении велосипедист проез­
жает за два одинаковых последовательных проме­
жутка времени, равные 3 с, расстояния 20 и 50 м.
Определите начальную скорость и ускорение велоси­
педиста.
72. Два автомобиля едут навстречу друг другу со скорос­
тями и1и v2 = 1,51^. Водители одновременно начина­
ют тормозить. Определите отношение ускорений ав­
томобилей, если они проехали с момента начала тор­
можения одинаковые расстояния.
73. Два тела начинают одновременно двигаться навстре­
чу друг другу с ускорениями аг и а2 = 2аг и при
встрече останавливаются. Начальные скорости тел
voi и v02 ~ 2и01. Определите отношение расстояний
12/119 пройденных телами до встречи.
74. По наклонной плоскости начали скользить с одина­
ковыми, направленными вниз ускорениями два тела:
одно вверх с начальной скоростью 0,5 м/с, другое
вниз из состояния покоя. Через какой промежуток
времени тела встретятся? Расстояние между телами
в начальный момент времени равно 2,5 м.
75. Точка движется в плоскости XOY вдоль оси ОХ с
постоянной скоростью vx — 0,5 м/с, при этом уравне­
ние траектории точки имеет вид у(х) = 4х+ 16;с2. Оп­
ределите зависимость координаты у и проекции ско­
рости vy от времени. Считайте, что при t = 0 точка на­
ходилась в начале координат.
Свободное падение тел (§ 17, 18)
76. Камень падает с высоты 5 м. Пренебрегая сопротив­
лением воздуха, определите время падения и конеч­
ную скорость камня.
77. Груз срывается с веревки и свободно падает с высо­
ты Л. На второй половине пути средняя скорость
груза равна 20 м/с. Чему равна высота Л?
78. На какой высоте скорость мяча, брошенного верти­
кально вверх со скоростью 4 м/с, уменьшается вдвое
(g = 10 м/сЬ)?
79. Камень падает с высоты, равной 20 м. Определите
время падения камня, а также промежутки времени,
за которые камень пролетает первую и вторую поло­
вину пути.
80. Груз свободно падает с высоты 44 м. Какие расстоя­
ния он пройдет за первую и последнюю секунды по­
лета?
81. С крыши дома падает сосулька. Определите высоту
дома, если сосулька пролетела вдоль входной двери
высотой 2 м за 0,13 с. Размерами сосульки можно
пренебречь.
82. Тело, брошенное вертикально вверх, на высоте, рав­
ной 24,5 м, побывало дважды с интервалом 3 с.
Определите начальную скорость тела.
83. Мальчик бросает в колодец два камня с интервалом
1 с. Глубина колодца 300 м. Какое расстояние про­
летит второй камень до того, как мальчик услышит
всплеск воды от падения первого? Скорость звука
300 м/с. Начальная скорость камней равна нулю.
84. С двух разных высот, равных соответственно 20 и
30 м, вертикально вниз одновременно бросают два
мяча, причем начальная скорость первого мяча рав­
на 5 м/с. С какой скоростью был брошен второй мяч,
если они достигли земли одновременно?
85. Жонглер подбрасывает вверх шарики с интервалом
0,1 с. Определите, сколько шариков одновременно
могут находиться в воздухе, если начальная скорость
шариков одинакова и равна 4 м/с.
86. Камень, брошенный горизонтально с вышки, упал на
землю на расстоянии 60 м от основания вышки. Вре­
мя падения камня равно 3 с. Определите начальную
и конечную скорости камня.
87. С башни высотой 50 м бросили горизонтально ка­
мень со скоростью 10 м/с. Определите дальность по­
лета камня и его перемещение.
88. Из одной точки с высоты 50 м бросили горизонталь­
но два тела в противоположные стороны. Начальная
скорость одного тела 10 м/с, другого — в 2 раза
меньше. Определите скорость одного тела относи­
тельно другого и расстояние между ними в момент
падения.
89. Мальчик бросает мяч горизонтально со скоростью
8 м/с из окна первого этажа, находящегося на рас­
стоянии 5 м от земли. На сколько увеличится даль­
ность полета мяча, если он бросит мяч с той же ско­
ш 14______________________________________________________
15
ростью из окна второго этажа, находящегося на 3 м
выше первого?
90. Под каким углом а к горизонту надо бросить мяч,
чтобы высота его подъема была в 2 раза меньше
дальности полета?
91. Докажите, что траектория тела, брошенного под уг­
лом к горизонту,— парабола.
92. Снаряд вылетает из пушки под углом 15° к горизон­
ту и падает на расстоянии 500 м. Какой будет даль­
ность полета снаряда, если угол, под которым он вы­
летает, увеличить на 15°?
93. Камень брошен с башни высотой 10 м под углом 30°
к горизонту со скоростью 8 м/с. Определите даль­
ность полета камня и конечную скорость.
94. С высокого берега реки, находящегося на высоте h
над поверхностью воды, бросают тело на противопо­
ложный берег, находящийся практически на уровне
воды, под углом а к горизонту. Ширина реки L
С какой минимальной скоростью нужно бросить те­
ло, чтобы оно оказалось на другом берегу?
95. Вертолет летит вдоль реки на высоте 500 м со ско­
ростью 100 м/с. Навстречу вертолету по реке дви­
жется катер со скоростью 20 м/с, на который с вер­
толета сбрасывают груз. На каком расстоянии от
вертолета должен находиться катер в момент сброса
груза?
96. Мальчик бросает мяч под углом 45° к горизонту в
вертикальную стенку, расположенную от него на
расстоянии 6 м. Перед броском мяч находится в ру­
ках у мальчика на высоте 1,5 м. Определите началь­
ную скорость мяча, если, ударившись о стенку и от­
скочив от нее, он упал к ногам мальчика. Удар счи­
тайте абсолютно упругим.
97. Теннисный мяч, поданный под углом 60° к горизон­
ту со скоростью 15 м/с, ударяется о горизонтальную
площадку и отскакивает от нее. На какой высоте на­
ходится площадка, если дальность полета мяча уве­
личивается в 1,8 раза? Удар считайте абсолютно
упругим.
98. Камень, брошенный под углом 60° к горизонту, по­
бывал на высоте 1 м дважды с интервалом 1 с. Оп­
ределите начальную скорость камня и дальность его
полета.
99. Гора образует с горизонтом угол 15°. У подножия го­
ры стоит орудие. Под каким углом к поверхности
горы нужно выпустить снаряд, чтобы дальность его
полета вдоль склона была максимальна?
100. На вершину наклонной плоскости, угол которой у
основания равен 45°, с высоты 5 м падает мяч. Дли­
на наклонной плоскости 50 м. Определите, сколько
раз мяч ударится о наклонную плоскость, прежде
чем соскочит с нее. Удары мяча о плоскость абсо­
лютно упругие.
Равномерное движение точки по окружности (§ 19)
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
Материальная точка равномерно дви­
жется по кривой (рис. 14). Определи­
те отношение радиусов кривизны тра­
ектории в точках А и В, если извест­
но, что отношение центростремитель­
ных ускорений в этих точках равно
1/4.
Угол а между скоростью и ускорени­
ем, с которыми движется материаль­
ная точка по окружности, остается постоянным и
равным л/2. Как движется точка? Что можно будет
сказать о движении точки, если угол а увеличится?
Определите отношение скоростей и центростреми­
тельных ускорений точек земного шара, находящих­
ся на экваторе и на широте 60°.
Шарик, подвешенный на нити длиной 60 см, враща­
ется, делая 120 оборотов в минуту (рис. 15), при
этом угол между нитью и осью вращения ОО' равен
30°. Определите угловую и линейную скорости ша­
рика, а также его центростремительное ускорение.
Вычислите угловую и линейную ско­
рости орбитального движения спутни­
ка Земли, если период его обращения
121,16 мин, а высота полета 1700 км.
Определите центростремительное уско­
рение материальной точки, движу­
щейся по окружности с угловой ско­
ростью 2 рад/с и линейной скоростью
4 м/с.
Скорость материальной точки за 0,5 с
после начала движения по окружно­
сти возросла до 4 м/с. Определите
полное ускорение точки в этот момент
времени, если радиус окружности 1 м. Рис. 15
17
Кинематика твердого тела
Поступательное и вращательное движение
твердых тел (§ 20, 21)
108. Изогнутая палочка (рис. 16)
вращается с постоянной
скоростью, равной 10 рад/с,
относительно оси, проходя­
щей через точку О. Длина
всей палочки равна 80 см, а
части АВ — 30 см. Опреде­
лите линейные скорости vA
и vB точек А и В.
109. Катушку тянут за нить
(рис. 17). Радиус катушки
Rx = 10 см, радиус барабана
К2 = 5 см, скорость нити
относительно земли v =
= 1,5 м/с. Определите ско­
рости центра катушки и точ­
ки А относительно земли.
110. Определите угловую и ли­
нейную скорости конца ми­
нутной стрелки ручных ча­
сов. Длина стрелки равна
1,5 см.
111. На катушку, поставленную
на стол вертикально
(рис. 18), намотаны две ни­
ти. Определите угловую
скорость вращения катуш­
ки и скорость ее центра О,
если нити разматывают со
скоростями, равными vx и
и2, при этом vx = 2v2. Ради­
ус катушки равен R.
112. Два диска радиусами Rx =
= 10 см и i?2 = 15 см плот­
но прижаты друг к другу
(рис. 19). Маленький диск
вращается с угловой ско­
ростью 1,5 рад/с. Определи­
те угловую скорость враще­
ния большого диска, если
диски вращаются без про­
скальзывания.
Рис. 16
А
В
»1
Рис. 18
Рис. 19
113. Чему равно ускорение частицы
пыли на краю диска диаметром
15 см, вращающегося со скоростью
60 рад/мин?
114. Лестница, стоящая у стены, начи­
нает падать, причем верхний конец
скользит вдоль стены (рис. 20).
Когда угол наклона лестницы к по­
лу равен 30°, скорость нижнего
конца лестницы равна 2 м/с. Опре­
делите скорость верхнего конца
лестницы в этот момент времени.
115. Два трактора вытягивают застряв­
шую машину с помощью нерастя­
жимых канатов (рис. 21). Угол
между канатами равен а, а скоро­
сти тракторов равны соответственно
г)г и и2. Определите модуль и на­
правление скорости машины и.
vi
Динамика
Законы механики Ньютона
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Масса и сила (§ 27—29)
116. Автомобиль массой 1,5 т за 5 с увеличивает скорость
своего движения на 10 м/с. Чему равна сумма сил,
действующих на автомобиль?
117. Камень массой 1 кг падает в воде с ускорением
8 м/с2. Определите силу сопротивления, действую­
щую на камень.
118. Космический корабль массой 105 кг начинает подни­
маться вверх. Сила тяги двигателей 3 • 106 Н. Опре­
делите ускорение корабля.
119. Груз массой 100 кг лежит на полу лифта. Оп-
ределите ускорение лифта, если груз давит на
пол силой 1200 Н. Примите £ = 9,8 м/с2.
120. С каким ускорением следует опускать на ве­
ревке груз массой 45 кг, чтобы она не обор­
валась? Веревка выдерживает максимальное
натяжение 400 Н. Примите £ = 9,8 м/с2.
121. По вертикально висящей веревке длиной
90 см скользит кольцо массой 20 г (рис. 22).
Определите силу сопротивления, действую­
щую на кольцо во время движения, если из- рис 22
_________________ ил
вестно, что кольцо соскользнуло за 0,6 с. Силу со­
противления считайте постоянной.
122. Два связанных нитью тела могут двигаться без тре­
ния по горизонтальной поверхности. Когда к перво­
му телу приложена горизонтальная сила, равная
30 Н, сила натяжения нити равна Ю Н. Определите
силу натяжения нити, если такую же по модулю си­
лу приложить ко второму телу.
123. Вертолет поднимает автомобиль массой 5 т с ускоре­
нием 0,6 м/с2. Определите силу натяжения троса.
124. Локомотив тянет за собой два вагона одинаковой
массы. Докажите, что при ускоренном движении на­
тяжение в сцепке локомотива с первым вагоном в
2 раза больше, чем в сцепке первого вагона со вто­
рым. Сопротивление не учитывайте.
125. В вагоне, движущемся горизонтально с ускорением
12 м/с2, висит на шнуре груз массой 200 г. Опреде­
лите силу натяжения шнура.
126. Модуль максимального ускорения, с которым может
двигаться лифт, равен 0,6 м/с2. Масса лифта равна
5 т. В каких пределах будет изменяться сила на­
тяжения троса при движении лифта? (£ = 9,8 м/с2.)
127. Воздушный шар опускается с ус­
корением 0,8 м/с , направлен­
ным вниз. Определите массу бал­
ласта, который надо сбросить,
чтобы шар начал двигаться с та­
ким же ускорением, но направ­
ленным вверх. Масса шара с бал­
ластом 200 кг. Сопротивлением
воздуха можно пренебречь.
128. Два тела одинаковой массой т
соединены нерастяжимой нитью,
перекинутой через блок. Одно из
тел без трения скользит по на­
клонной плоскости с углом у
основания а = 30° (рис. 23).Опре­
делите ускорение тел. Массы
блока и нити не учитывайте.
Примите £ = 1 0 м/с2.
129. Через блок перекинута нерастя­
жимая нить, к концам которой
привязаны два груза массами 2
и 4 кг (рис. 24). Под грузом 2
расположена подставка, удержи­
вающая грузы в равновесии. Раз­
ность высот, на которых нахо­
дятся грузы, 1 м. Подставку осто-
т
JL2
!1
Рис. 24
20
рожно убирают, и грузы начинают
двигаться. Определите скорости
грузов в тот момент, когда они
окажутся на одной высоте. Массы
блока и нити не учитывайте. При­
мите g = 9,8 м/с2.
130. Через блок перекинута нерастяжи­
мая нить, к концам которой при­
вязаны два одинаковых груза мас­
сами т = 5 кг. На один из грузов
положили шайбу массой т0 =
= 0,5 кг (рис. 25). Определите си­
лу давления шайбы на груз во вре­
мя движения системы. Массы бло­
ка и нити не учитывайте.
131. Чему равны ускорения грузов мас­
сами т1 = 3 кг и т2 = 4 кг, а так­
же сила натяжения нити в систе­
ме тел, показанной на рисунке 26?
Массы блоков и нити не учиты­
вайте.
132. Определите радиус выпуклого мос­
та, если при движении автомоби­
ля со скоростью 72 км/ч в верхней
точке сила давления на мост в
2 раза меньше силы тяжести авто­
мобиля.
133. На подвижном диске укрепили ма­
тематический маятник так, как по­
казано на рисунке 27. Длина нити
I = 0,5 м, расстояние г0 = 10 см.
При какой угловой скорости вра­
щения диска нить маятника откло­
нится от вертикали на угол 45°?
134. Маленький шарик массой 100 г
подвесили на длинной нити к по­
толку вагона, равномерно движу­
щегося по криволинейному участ­
ку пути со скоростью 72 км/ч. Че­
му равна сила натяжения нити,
если радиус кривизны участка пу­
ти 200 м?
135. С какой угловой скоростью внутри
сферы радиусом R = 20 см должен
вращаться небольшой шарик, что­
бы он все время находился на вы­
соте h = 5 см относительно нижней
точки сферы (рис. 28)? Трение не
учитывайте.
а
то
т
mlJ
Рис. 25
г,
Ь&А
1\
Рис. 26
Рис. 27
21
136. Летчик описывает на само­
лете «мертвую петлю» ради­
усом 200 м. Определите си­
лы давления летчика на си­
денье в верхней и нижней
точках траектории. Ско­
рость самолета 180 км/ч,
масса летчика 70 кг.
137. Система из двух тел масса­
ми т 1 и т 2, связанных
нитью, вращается с угловой скоростью (0
(рис. 29). Часть нити, на которой висит
груз массой т 1? остается строго вертикаль­
ной. Определите длину нити, на которой
висит вращающийся груз массой т2.
138. Шарик радиусом г (рис. 30) подвешен на
нити длиной I к вертикальному стержню,
проходящему через центр основания ци­
линдра радиусом R. Система приведена во
вращение. Определите, при какой мини­
мальной угловой скорости вращения со0
шарик перестает давить на цилиндр.
139. В аттракционе «Автомобиль на вертикальной стене»
автомобиль движется по внутренней поверхности
вертикального цилиндра в горизонтальной плоскос­
ти. Какой должна быть скорость автомобиля и, что­
бы он не падал? Коэффициент трения между шина­
ми и поверхностью цилиндра ц, радиус цилиндра R.
Рис. 30
Силы в механике
Гравитационные силы
Закон всемирного тяготения.
Первая космическая скорость (§ 33, 34)
140. Определите массу Земли, считая, что ее радиус ра­
вен 6400 км, гравитационная постоянная равна
6,67 * 10“11 Нм2/кг2 и ускорение свободного падения
равно 9,8 м/с2.
141. На какой высоте над поверхностью Земли сила при­
тяжения к ней тел уменьшается в 2 раза?
142. Искусственный спутник движется по круговой орби­
те вокруг Земли со скоростью vx. Как должна изме­
ниться его скорость, чтобы он перешел на орбиту,
радиус которой вдвое больше исходной?
143. Вокруг планеты, имеющей форму шара радиусом R,
т ____ . - ■ ■—--------------------
по круговой орбите движется спутник. Определите
радиус орбиты спутника г, считая, что ускорение
свободного падения у поверхности планеты g и пери­
од обращения спутника Т.
144. Вблизи некоторой планеты по круговой орбите вра­
щается спутник с периодом обращения, равным 10 ч.
Чему равна средняя плотность планеты? Считайте,
что высота, на которой движется спутник, много
меньше радиуса планеты.
145. Искусственный спутник Земли запущен с экватора и
вращается по круговой орбите в плоскости экватора
в направлении осевого вращения Земли. Радиус ор­
биты спутника в 2 раза больше радиуса Земли. Че­
рез какой промежуток времени спутник в первый
раз пройдет над точкой запуска?
146. Определите скорость спутника Земли при движении
его по орбите, радиус которой равен 1,5 радиуса
Земли.
147. Отношение радиусов Земли и Луны Д3/Д л = 3,7,
отношение их масс М3/М л = 81. Определите пер­
вую космическую скорость спутника Луны, зная,
что первая космическая скорость спутника Земли
= 8 км/с.
Сила тяжести и вес. Невесомость (§ 35)
148. Определите, на сколько увеличивается вес человека
массой 70 кг, находящегося в лифте, движущемся с
ускорением 0,2 м/с2, направленным вверх.
149. С каким ускорением надо опускать тело, подвешен­
ное на нити, чтобы его вес был в 2 раза меньше, чем
в случае покоя?
150. С каким ускорением движется автомобиль по гори­
зонтальной прямой дороге, если водитель давит на
сиденье силой давления, в 2 раза превышающей его
вес?
151. Летчик массой 69 кг делает «мертвую петлю» ради­
усом 250 м. 1) С какой скоростью должен лететь са­
молет, чтобы в наивысшей точке подъема летчик ис­
пытал состояние невесомости? 2) На сколько при
этой скорости увеличивается вес тела в нижней точ­
ке траектории? Примите g = 10 м/с2.
152. Чему равна средняя плотность планеты, у которой
на экваторе вес тела вдвое меньше, чем на полюсе?
Длительность суток на планете 10 ч.
153. Сила тяжести, действующая на тело на высоте h над
поверхностью планеты радиусом R, на полюсе равна
весу этого же тела на поверхности планеты на эква-
23
торе. Ускорение свободного падения у поверхности
на полюсе g. Определите период вращения планеты
вокруг своей оси. Планету считайте однородным ша­
ром.
154. Вес тела на экваторе составляет 0,97 веса этого тела
на полюсе. Планета представляет собой однородный
шар плотностью 2,5 • 103 кг/м3. Определите период
вращения планеты вокруг своей оси.
155. Космический корабль движется вокруг Земли под
действием силы тяготения по круговой орбите ради­
усом R = 2Rs. Определите, как изменится вес космо­
навта после включения торможения на тот момент,
когда скорость корабля уменьшится на 0,2и. Масса
космонавта 70 кг.
Деформация и сила упругости. Закон Гука (§ 36, 37)
156. Тело массой 2 кг подвешивают на пружине. При
этом пружина растягивается на 0,49 см. Определите
жесткость пружины.
157. Тело массой 3 кг, прикрепленное к пружине жест­
костью 103 Н/м, поднимают с ускорением а, направ­
ленным вверх (рис. 31). При этом пружина дополни­
тельно растягивается на 0,3 см. Определите ускоре­
ние а.
158. Тело массой т , прикрепленное к пружине жест­
костью k9 скользит по горизонтальной идеально
гладкой поверхности (рис. 32). Определите деформа­
цию пружины, если: 1) тело движется равномерно;
2) тело движется с ускорением а. Массу пружины не
учитывайте.
159. Тело массой т прикреплено к двум одинаковым пру­
жинам жесткостью k (рис. 33) и движется с ускоре­
нием а. Определите разность деформаций пружин.
Обе пружины растянуты. Трением можно прене­
бречь.
Силы упругости
а
v7)//////////////,
т
а
Рис. 31 Рис. 32 Рис. 33
24
160. Брусок массой 1 кг равномерно
соскальзывает с наклонной плос­
кости. К бруску прикрепляют пру­
жину и, сжимая ее, увеличивают
его скорость (рис. 34). Определи­
те деформацию пружины, при ко­
торой брусок будет двигаться с
ускорением 2 м/с2. Жесткость пру­
жины 2 • 103 Н/м.
161. К потолку лифта на двух пружи­
нах, жесткости которых kx =
= 2 • 103 Н/м и k2 = 103 Н/м,
подвешены два тела массами
тх = 1 кг и т2 = 2 кг (рис. 35).
Лифт движется вверх с ускорени­
ем а = 2 м/с2, сначала направлен­
ным вверх, а в конце пути направ­
ленным вниз. Определите дефор­
мацию пружин в обоих случаях.
Массы пружин не учитывайте.
162. Шарик массой 180 г качается на
легкой пружине жесткостью
102 Н/м (рис. 36). В нерастянутом
состоянии при горизонтальном по­
ложении длина пружины 40 см.
Определите скорость шарика в тот
момент, когда он проходит поло­
жение равновесия, если при этом
пружина растягивается на 5 см.
Силы трения
Рис. 35
Рис. 36
Силы трения и силы сопротивления (§ 39, 40)
163. Чему равна начальная скорость шайбы, пущенной по
поверхности льда, если она остановилась через 40 с?
Коэффициент трения шайбы о лед 0,05.
164. Кубик равномерно соскальзывает по наклонной плос­
кости с углом наклона а = 45°. Определите коэффи­
циент трения кубика о поверхность плоскости.
165. С каким максимальным ускорением может двигать­
ся автомобиль, если коэффициент трения между ши­
нами и дорожным покрытием равен 0,6?
166. На каком минимальном расстоянии от перекрестка
при красном сигнале светофора водитель должен на­
чать торможение, если автомобиль движется со ско­
25
ростью 90 км/ч, а коэффициент трения между ши­
нами и дорогой 0,4?
167. Брусок массой т находится на наклонной плоскос­
ти, составляющей с горизонтом угол а. Определите
силу, с которой брусок действует на наклонную
плоскость, если: 1) брусок неподвижен; 2) брусок
движется вниз с ускорением а.
168. Брусок равномерно движется вниз по наклонной
плоскости, образующей с горизонтом угол 15°. Опре­
делите ускорение, с которым будет двигаться брусок,
если угол наклона плоскости увеличится до 45°.
169. Два бруска массами т1 = 1 кг и т2 = 1,5 кг соеди­
нены пружиной жесткостью 103 Н/м (рис. 37). На
левый брусок действует сила 10 Н. Определите уско­
рение брусков и деформацию пружины. Коэффици­
ент трения брусков о поверхность 0,1.
170. Наклонная плоскость составляет с горизонтом угол
30°. Вверх по этой плоскости с начальной скоростью
начинает двигаться тело, которое, достигнув наи­
большей высоты, соскальзывает. Время спуска в
1,5 раза больше времени подъема. Определите коэф­
фициент трения тела о плоскость.
171. На горизонтальной поверхности льда лежит доска.
С каким минимальным ускорением мальчик массой
50 кг должен бежать по доске, чтобы она начала
скользить по льду? Масса доски 40 кг. Коэффициент
трения между поверхностями доски и льда равен 0,01.
172. На конце доски длиной 2 м помещен брусок длиной
20 см (рис. 38). На доску действует горизонтальная
сила 40 Н. Массы бруска и доски равны соответст­
венно 4 и 16 кг. Коэффициент трения между поверх­
ностями бруска и доски 0,01, а между доской и по­
лом 0,05. Через какой промежуток времени с момен­
та начала действия силы брусок соскочит с доски?
173. Рабочий тянет ящик массой 80 кг вверх по наклон­
ной плоскости, составляющей с горизонтом угол 30°
(рис. 39). Коэффициент трения ящика о плоскость
0,05. Определите силу натяжения веревки при рав­
номерном движении ящика, если угол между верев-
кой и плоскостью 45° (g = 9,8 м/с2).
а F*
As:
mi m<i
ШШЩ I------------------- щ F ^Гзо° Z//////////J)// ^7777777777^77777/ 777777777777777/
Рис. 37 Рис. 38 Рис. 39
т
Рис. 41
174. Два одинаковых бруска массой
160 г каждый соединены не­
растяжимой нитью, перекину­
той через блок, установленный
на вершине наклонной плос­
кости (рис. 40). Плоскость об­
разует с горизонтом угол 30°.
Коэффициент трения между
плоскостью и бруском 0,1. Оп­
ределите ускорение тел и си­
лу, действующую со стороны
нити на блок.
175. Шайба, скатываясь с ледяной
горы высотой 3 м, упруго уда­
ряется о препятствие, постав­
ленное в конце горы (рис. 41).
Определите, на какую высоту
поднимется шайба после двух
ударов о препятствие. Поверх­
ность горы составляет с гори­
зонтом угол 30°. Коэффициент
трения шайбы о ледяную гору
равен 0,15.
176. Доску массой 20 кг поднимают
вверх по наклонной плоско­
сти, действуя силой 195 Н
(рис. 42). На доске находится
брусок массой 1 кг. Определи­
те ускорения бруска и доски.
Коэффициент трения доски о
плоскость 0,2, а бруска о доску
0,1. Наклонная плоскость со­
ставляет с горизонтом угол 60°.
К плавающему в воде диску привязана нерастяжи­
мая невесомая нить. Чему равна скорость установив­
шегося движения диска, если нить тянут параллель­
но поверхности воды силой 10 Н? Сила сопротивле­
ния воды пропорциональна скорости движения
диска: Fc = kv, где k — 4 кг/с.
В сосуд с маслом бросили свинцовый шарик радиу­
сом 2 мм. Определите установившуюся скорость ша­
рика. Сила сопротивления пропорциональна скорос­
ти: Fc = kv, где Л-7,7 • 10“5 кг/с. Плотность свинца
1,13 • 103 кг/м , а плотность масла 0,9 • 103 кг/м3.
179. Шарик массой 10 г всплывает с постоянной ско­
ростью 0,2 м/с в жидкости, плотность которой в
4 раза больше плотности материала шарика. Опреде­
лите коэффициент сопротивления, считая, что сила
сопротивления пропорциональна скорости.
177.
178.
27
Законы сохранения в механике
Закон сохранения импульса
Импульс материальной точки.
Второй закон Ньютона в импульсной форме (§ 41)
180. На тело в течение 3 с действовала постоянная сила
10 Н. Скорость тела за это время изменилась на
5 м/с. Определите массу тела.
181. Автомобиль, трогаясь с места, за 5 с набирает ско­
рость 72 км/ч. Определите коэффициент трения
между колесами и дорогой.
182. Мяч массой 150 г подлетает к стенке под углом 30°
к ее поверхности со скоростью 5 м/с. Время абсолют­
но упругого удара 0,02 с. Определите среднюю силу,
с которой мяч давит на стенку во время удара.
183. Мяч подлетает к стенке под углом 45° со скоростью
10 м/с и отскакивает от нее. Скорость мяча после
удара равна 6 м/с и направлена под углом 30° к
стенке. Определите коэффициент трения между мя­
чом и стенкой.
184. Тело массой 1 кг двигалось по окружности. В неко­
торой точке скорость тела была равна 3 м/с. За од­
ну секунду тело прошло четверть окружности, и его
скорость стала равна 4 м/с. Определите значение
средней силы, действовавшей на тело.
185. Космический корабль должен изменить курс и на­
чать движение под углом 15° к начальному направ­
лению с тем же импульсом, равным 5 * 106 Н • с. На
какое наименьшее время нужно включить двигатель,
если при этом на корабль начинает действовать си­
ла, равная 105 Н?
186. Камень массой 1 кг брошен со скоростью 3 м/с под
углом 30° к горизонту. Определите изменение им­
пульса камня за время его полета.
187. Из пушки производится выстрел, при этом дальность
полета снаряда в 2 раза больше максимальной высо­
ты подъема. Импульс снаряда в начальной точке
траектории равен 1000 кг-*“ . Определите импульс
с
снаряда в наивысшей точке траектории. Сопротивле­
ние воздуха не учитывайте.
188. Мальчик бросает мяч массой 1 кг вслед грузовику,
движущемуся со скоростью 7 м/с. Мяч ударяется
перпендикулярно поверхности заднего борта грузови­
ка. Определите импульс силы, подействовавшей на
28
грузовик. Удар считайте абсолютно упругим. Ско­
рость мяча до удара 15 м/с. Чему равна скорость мя­
ча после удара?
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение (§ 42, 43)
189. Железнодорожный вагон массой 104 кг, движущийся
со скоростью 25 м/с, сталкивается с неподвижным
вагоном массой 1,5 • 104 кг. С какой скоростью по­
едут вагоны, если сработает сцепка между ними?
190. Человек массой 80 кг, бегущий со скоростью 3,25 м/с,
догоняет тележку массой 100 кг, движущуюся со
скоростью 1 м/с, и запрыгивает на нее. С какой ско­
ростью будет двигаться тележка с человеком?
191. Пушка, стоящая на гладкой горизонтальной поверх­
ности, стреляет под углом 60° к горизонту. Масса
снаряда 100 кг, его скорость при вылете из дула
300 м/с. С какой скоростью начнет откатываться
пушка, если она не закреплена? Масса пушки 104 кг.
192. Два рыбака, стоя в раз­
ных лодках и перехваты­
вая канат, протянутый
между лодками, прибли­
жаются друг к другу
(рис. 43). Массы лодок с
рыбаками соответственно
300 и 250 кг. Скорость
первой лодки 2 м/с. Оп­
ределите: 1) скорость второй лодки относительно бе­
рега; 2) скорость, с которой сближаются лодки.
193. На гладкой горизонтальной поверхности лежит дос­
ка массой тп, по ней со скоростью vQ начинает сколь­
зить шайба массой т /4. Определите скорость доски
в тот момент, когда шайба остановится. Шайба с дос­
ки не соскальзывает.
194. Лодка длиной 2 м стоит, приткнувшись носом к бе­
регу. Масса лодки 90 кг. Человек, сидящий на кор­
ме, хочет сойти на берег. На какое расстояние от бе­
рега сдвинется лодка, если человек перейдет на ее
нос? Масса человека 60 кг.
195. На конце соломинки, плавающей в озере, сидит куз­
нечик. С какой минимальной скоростью должен
прыгнуть кузнечик, чтобы оказаться на другом кон­
це соломинки? Масса кузнечика т, масса соломин­
ки М, а ее длина I.
196. Граната разрывается на два осколка, разлетающиеся
с импульсами р г и р2, направленными под углом а
друг к другу. Определите импульс гранаты до раз­
рыва.
197. Граната массой 1 кг, летевшая горизонтально со
скоростью 10 м/с, разорвалась на высоте 8 м над
землей на два осколка. Отношение масс осколков
тг : т2 = 2:3. Меньший осколок полетел вниз и
упал под местом разрыва, при этом его конечная
скорость была 25 м/с. Определите дальность полета
большего осколка.
198. Пуля массой 10 г, летящая вдоль стола высотой
1,2 м, попадает в центр шара массой 400 г, лежаще­
го на краю стола, и застревает в нем. На каком рас­
стоянии от стола упадет шар, если скорость пули
500 м/с?
199. Два человека массами 60 и 70 кг поочередно спры­
гивают со скоростью 10 м/с с подвижной платформы
массой 300 кг. 1) Какой человек должен спрыгнуть
первым, чтобы платформа начала движение с макси­
мальной скоростью? 2) Чему будет равна скорость
платформы, если оба человека спрыгнут одновре­
менно?
200. Шарик массой 10 г падает с высоты 1,8 м и упруго
отражается от установленного на неподвижной те­
лежке щита, плоскость которого наклонена к гори­
зонту под углом 45°. При этом скорость шарика
уменьшается в 2 раза. Масса тележки со щитом 90 г.
Определите ее скорость после отражения шарика.
Трение не учитывайте.

 

Категория: Физика | Добавил: Админ (23.04.2016)
Просмотров: | Теги: Парфентьева | Рейтинг: 2.3/7


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar