Тема №8765 Ответы к задачам по физике 27 глав (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 27 глав (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 27 глав (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

 1.3. Какое значение имеет проекция вектора на координатную ось, если вектор перпендикулярен к этой оси?
     1.4. Чему равна проекция вектора на координатную ось,
если вектор параллелен координатной оси? 
1.5. Определите среднее значение «косой сажени» в сантиметрах и максимальное отклонение от него для группы
из 5 человек в вашем классе. Сравните полученное вами
значение с величиной «косой сажени», которая была
принята в России в 1835 г. и равнялась 213,36 см. Примечание. «Косая сажень» — это расстояние от пальцев
левой ступни до кончиков пальцев поднятой вверх правой руки.
     1.6. Решая задачи, ученик получил формулы для расчетов.
Проверьте, совпадают ли единицы правой и левой частей выражений:
а) давление столба жидкости высотой h на дно сосуда:
p g = ρ h ;
б) скорость движения тела в момент падения на землю:
v g = 2 h ;
в) сила, с которой пластилиновый шарик давит на стену
в момент удара: F m= vt .
      1.7. Для каких из приведенных в скобках величин (сила F,
заряд q, работа А, мощность N, плотность ρ , частота ν ,
давление р, концентрация частиц n) используються такие же единицы измерения, как и для выражений: Fv ,
mv2
2 , mg , mn ?
1.8. Длина класса составляет приблизительно 12 м. Одна
группа учеников измеряет эту длину с помощью рулетки длиной 15 м с сантиметровыми делениями, другая — с помощью линейки длиной 50 см с миллиметровыми делениями. У какой группы относительная погрешность измерения будет меньшей? Почему?
     1.9. Измеряя длину стола, ученики получили такие результаты: x1 =1 5, 5 м; x2 =1 5, 0 м; x3 =1 4, 5 м; x4 =1 5, 0 м.
Какую длину имеет стол? Какими были случайная, абсолютная и относительная погрешности измерений?
     1.10. Ученик, определяя массу цилиндра с помощью весов,
выполнил взвешивание три раза и получил следующие
результаты: m1 =149 5, г; m2 =148 9, г; m3 =149 1, 5 г.
Какова масса цилиндра? Определите абсолютную и относительную погрешности измерений. Результат запишите в таком виде: m m= ±с ∆m . 
1.11. В таблице приведены результаты измерения времени t скатывания шарика с наклонной плоскости высотой
H (длина наклонной плоскости неизменна). Постройте график зависимости этого времени от высоты H.
Можно ли утверждать, что время скатывания шарика
линейно уменьшается с ростом высоты наклонной плоскости?
Н, см 5 0, , ± 0 5 10, , 0 0 ± 5 15, , 0 0 ± 5 20, , 0 0 ± 5 25, , 0 0 ± 5
t, c 0 6, , 4 0± 10 0 4, , 6 0 ± 10 0 3, , 6 0± 10 0 3, , 2 0 ± 10 0 2, , 6 0 ± 10
2-й уровень сложности
1-й уровень сложности
? 5.1. Как определить пройденный телом путь, если известна
траектория его движения?
? 5.2. Значение какой физической величины измеряет счетчик на спидометре автомобиля — пройденного пути или
перемещения?
2-й уровень сложности
?      5.3. Автомобиль совершает правый поворот. Одинаковыми
ли будут: а) перемещение его правых и левых колес?
б) пройденные правыми и левыми колесами пути?
?      5.4. Два тела, двигаясь прямолинейно, осуществили одинаковые
перемещения. При каком условии пройденные
ими пути также одинаковы?
?      5.5. По эскалатору метро поднимаются два пассажира:
один стоит на движущемся эскалаторе, а другой идет
по эскалатору вверх. Для каждого пассажира сравните его путь и перемещение: а) относительно платформы
метро; б) относительно эскалатора.
      5.6. На движущемся вверх эскалаторе метро находятся два
пассажира: один стоит, а другой идет вниз со скоростью, которая по модулю равна скорости эскалатора.
Одинаковы ли пройденный каждым из пассажиров путь
и его перемещение: а) относительно платформы метро;
б) относительно эскалатора?
?      5.7. По эскалатору метро, движущемуся вниз, спускаются
два пассажира: один стоит, а другой идет в направлении движения эскалатора. Одинаковы ли перемещение каждого из пассажиров и пройденный им путь:
а) относительно платформы метро; б) относительно
эскалатора?
     5.8. Лодка на подводных крыльях плывет прямолинейно
по озеру из пункта А до пункта В, расстояние между
которыми 40 км, а потом возвращается в пункт A. Какими будут перемещение и пройденный путь лодки?
     5.9. Автомобиль, двигаясь по прямому шоссе, отъехал от
населенного пункта на 600 м, потом повернул назад
и, преодолев 700 м, остановился. Определите путь,
пройденный автомобилем, и его перемещение.
     5.10. Мяч, брошенный вертикально вверх, достиг высоты
16 м от точки броска и затем упал в ту же самую точку. Какой путь прошел мяч? Чему равняется его перемещение?
     5.11. Стрела, выпущенная из лука вертикально вверх с обрыва
высотой 5 м, поднялась на 6 м над обрывом и упала к его подножию. Определите путь и перемещение
стрелы за время полета.
5.12. Велосипедист, двигаясь по кольцевому велотреку, преодолел полукруг. Какое перемещение осуществил велосипедист, если пройденный им путь равняется 157 м?
Сделайте пояснительный рисунок. 
     5.13. Преодолев четверть круга, мотоциклист осуществил
перемещение 70 м. Какой путь он прошел? Сделайте
пояснительный рисунок.
     5.14. Лошадь, двигаясь по арене цирка, пробегает круг диаметром 14 м за 40 с. Определите путь и модуль перемещения лошади: а) за 40 с движения; б) за 20 с движения; в) за 60 с движения; г) за 10 с движения. Сделайте пояснительные рисунки.
5.15. Мостовой кран поднял груз на 2,5 м и одновременно переместил его на 5 м в горизонтальном направлении. Найдите модуль перемещения груза за время движения.
     5.16. Мать с сыном, прогуливаясь в парке, прошли по прямой аллее парка 40 м, потом повернули на другую аллею, которая пересекает первую под углом 90°, и прошли по ней еще 30 м. Определите пройденный ими путь
и модуль перемещения.
     5.18. Тело переместилось из точки А с координатами
xA = −10 км и yA = 40 км в точку В с координатами
xB = 60 км и yB = −20 км. Изобразите вектор перемещения, определите его модуль и проекции на координатные
оси. 
5.19. Тело переместилось из начала координат так, что проекции его перемещения на координатные оси представляют sx = 4 м и sy = 3 м. Постройте вектор перемещения и определите его модуль.
     5.20. Велосипедист, двигаясь по прямолинейному участку
шоссе, проехал 25 км. Постройте вектор его перемещения, если известно, что проекция вектора перемещения на ось ОХ составляет 20 км, а координаты поселка, из которого велосипедист стартовал, равняются
x0 = 50 км и y0 = 30 км.
3-й уровень сложности
5.21. Шар-зонд поднялся на высоту 800 м, а западный ветер
переместил его на 600 м. Найдите модуль перемещения
шара относительно точки запуска. Под каким углом видно шар из точки его запуска? Решите задачу аналитически и графически.
     5.22. Группа туристов прошла на север 15 км, а затем
повернула на запад и прошла еще 20 км. Найдите
путь, пройденный группой, модуль и направление ее
перемещения. Решите задачу аналитически и графически.
5.23. Во время игры в шахматы тура из левого нижнего относительно шахматиста угла переместилась сначала на
5 клеточек вперед, затем на 4 клеточки вправо, а следующим ходом еще на 2 клеточки вперед. Начертите траекторию движения туры и обозначьте ее перемещение
в выбранном вами масштабе. Определите пройденный
турой путь и модуль осуществленного ею перемещения, если 1 клеточка шахматной доски соответствует
2 см.
     5.24. Заяц, путая следы, прыгнул на 1,5 м вперед, затем
на 50 см вправо и еще на 2 м в направлении, противоположном первому прыжку. Изобразите вектор перемещения, определите его модуль и проекции на
координатные оси.
6.     РАВНОМЕРНое ПРЯМОЛИНЕЙНое
ДВИЖЕНИЕ
1-й уровень сложности
? 6.1. Во время движения вдоль прямой улитка каждую секунду совершала перемещение, равное 1 мм. Можно ли
считать ее движение равномерным?
?      6.2. Мотоциклист, двигаясь равномерно прямолинейно, на
преодоление двух одинаковых участков дороги потратил разное время. Сравните скорости его движения на
этих участках. 
?      6.3. Автомобиль, двигаясь равномерно прямолинейно, два
одинаковых участка дороги преодолел с разными
скоростями. Сравните время его движения на этих
участках.
      6.4. Турист, двигаясь с неизменной скоростью, на преодоление двух участков пути потратил разное время. Сравните длины этих участков.
6.5. Автобус, движущийся со скоростью 90 км/ч, обгоняет
грузовик, скорость движения которго 15 м/с. Постройте в одной координатной плоскости графики скоростей
движения обоих тел.
     6.6. Мотоциклист и велосипедист движутся равномерно
прямолинейно навстречу друг другу со скоростями соответственно 72 км/ч и 5 м/с. Постройте на одной координатной плоскости графики скоростей движения мотоциклиста и велосипедиста.
 6.7. На рисунке изображены графики движения двух автобусов. Что общего между движениями автобусов? Чем
они отличаются?
?      6.8. На рисунке изображены графики движения двух туристов. Что общего между движениями туристов? Чем они
отличаются?
    6.11. Уравнение движения тела имеет вид: x t = − 15 3 . Охарактеризуйте движение, укажите его параметры, постройте график движения.
     6.12. Уравнение движения автомобиля имеет вид:
x t = −500 + 20 . Охарактеризуйте движение, укажите
его параметры, постройте график движения.
     6.13. Уравнение движения поезда имеет вид: x t = + 250 100 .
Охарактеризуйте движение, укажите его параметры
и постройте график движения, учитывая, что координата измеряется в километрах, а время в часах.
2-й уровень сложности
?      6.14. Можно ли считать движение тела равномерным прямолинейным, если оно за любые равные промежутки времени совершает одинаковые по модулю перемещения?
6.15. Скорость распространения радиоволн 300 000 км/с. Кто и
на сколько раньше услышит певца: слушатели, сидящие
на расстоянии 50 м от него в концертном зале в Киеве,
или телезрители, которые смотрят прямую трансляцию
концерта в Харькове, на расстоянии 480 км? Скорость
звука в воздухе считайте равной 340 м/с. Технические
задержки телетрансляции можно не учитывать.
     6.16. На каком расстоянии находится радиослушатель,
который слышит прямую трансляцию концерта на
195 мс раньше, чем слушатель в концертном зале, 
сидящий на расстоянии 68 м от сцены. Скорость распространения радиоволн 300 000 км/с, а скорость звуковых
волн в воздухе 340 м/с. Технические задержки телетрансляции не учитывайте.
6.17. На прямолинейном участке дороги скорость движения
автомобиля составляла 90 км/ч. Запишите уравнение
его движения для двух случаев: а) в начальный момент времени положение автомобиля совпадало с началом координат; б) в начальный момент времени координата автомобиля равнялась –200 м. Считайте, что
вектор скорости направлен так же, как и ось OX.
     6.18. По прямому шоссе равномерно двигался автобус со скоростью 72 км/ч. Запишите уравнение его движения для
двух случаев: а) в начальный момент времени положение автобуса совпадало с началом координат; б) за начало отсчета времени принят момент пребывания автобуса на расстоянии 2 км от начала координат в направлении оси OX. Считайте, что вектор скорости направлен
против направления оси OX.
6.19. Уравнение движения лыжника имеет вид: x t = −10 + 5 .
Охарактеризуйте движение, укажите его параметры
и определите: а) координату лыжника через 4 с от начала наблюдения; б) координату лыжника за 2 с до начала наблюдения; в) промежуток времени от начала наблюдения, через который лыжник будет на расстоянии
20 м от начала координат. Решите задачу аналитически и графически.
     6.20. Уравнениями x t 1 = 20 и x t 2 = + 700 6 заданы соответственно движение автобуса и движение велосипедиста. Охарактеризуйте движение каждого из них, а также определите: а) место и время, когда автобус догонит
велосипедиста; б) координаты автобуса и велосипедиста
через 25 с от начала наблюдения; в) промежуток времени от начала наблюдения, через который расстояние
между ними будет составлять 140 м. Решите задачу аналитически и графически.
     6.21. Радостная собака встречает своего хозяина. Уравнения движения собаки и хозяина имеют вид: x t 1 =11,5
и x t 2 = − 800 соответственно. Охарактеризуйте дви­
жение каждого из них, а также определите: а) место
их встречи и время, через которое произойдет встреча;
б) координаты собаки и хозяина через 10 с от начала
наблюдения; в) промежуток времени от начала наблюдения, через который расстояние между хозяином и собакой будет составлять 200 м.
6.22. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 216 км,
навстречу друг другу движутся мотоциклист и велосипедист со скоростями 72 км/ч и 10 м/с соответственно.
Где и когда они встретятся?
     6.23. Из Киева на юг отправился товарный поезд со скоростью 54 км/ч, а через 2 ч в том же направлении отправился экспресс со скоростью 99 км/ч. За какое время и на каком расстоянии от Киева экспресс догонит
товарный поезд?
     6.24. Легковой и грузовой автомобили движутся равномерно прямолинейно в одном направлении со скоростями
72 км/ч и 54 км/ч соответственно. Определите, на каком расстоянии от своего начального положения легковой автомобиль догонит грузовик, если в начальный момент времени он отставал от грузовика на 1 км. Сколько
времени ему понадобится? Решите задачу аналитически и графически.
      6.25. Моторная лодка равномерно плывет против течения по прямолинейному участку реки из пункта А
в пункт В и возвращается назад в пункт A. Постройте
приблизительные графики зависимости перемещения
и пути лодки от времени.
      6.26. Почтальон равномерно прямолинейно едет на велосипеде в село и возвращается назад на почту. Постройте
приблизительные графики зависимости пути и модуля
перемещения почтальона от времени, если в течение всей
поездки дул постоянный ветер в направлении села.
 6.27. Два автомобиля движутся равномерно прямолинейно
в одном направлении, причем скорость первого втрое
больше скорости второго. Чем отличаются графики:
а) их перемещений; б) путей; в) скоростей? Проверьте
свои соображения построением соответствующих графиков.
      6.28. Два поезда движутся равномерно прямолинейно навстречу друг другу, причем скорость первого вдвое больше скорости второго. Чем отличаются графики: а) их
координат; б) путей; в) скоростей? Проверьте свои соображения построением соответствующих графиков.
     6.32. По графику движения автобуса (см. рисунок) определите: а) направление его движения; б) начальную координату автобуса; в) время, через которое он будет на расстоянии 100 км от начала координат; г) положение автобуса 
через t = 3 ч от начала движения; д) скорость движения
автобуса; е) его перемещение с момента t1 =1 ч до момента t2 = 3 ч; ж) уравнение движения автобуса.
3-й уровень сложности
6.35. С какой скоростью должна двигаться нефть в трубопроводе с площадью поперечного сечения 100 см2, чтобы за
час по трубопроводу протекало 18 м3 нефти?
     6.36. Поток воды, приводящий в движение колесо мельницы,
течет со скоростью 0,5 м/с по каналу, ширина которого 1,5 м, а глубина — 0,6 м. Сколько воды падает на
колесо мельницы каждую секунду?
6.37. Из города с интервалом в 4 мин в одном направлении
выехали два велосипедиста с одинаковой скоростью,
равной 15 км/ч. Определите скорость туриста, который
шел им навстречу, если он встретил велосипедистов
с интервалом в 3 мин.
     6.38. Автомобиль за 45 мин обогнал два рейсовых автобуса,
которые двигались с интервалом 30 мин, со скоростью
60 км/ч. С какой скоростью двигался автомобиль?
     6.39. Интервал между встречами пассажирского экспресса,
движущегося со скоростью 120 км/ч, с двумя электропоездами,
которые ехали навстречу ему с одинаковой скоростью 80 км/ч, составил 20 мин. Определите
интервал движения электропоездов.
6.41. Движение тела можно описать в плоскости ХОY уравнениями: x t = + 4 3 , y t = − 5 6 . Запишите уравнение траектории движения этого тела, т. е. зависимость y от х.
     6.42. Движение велосипедиста в плоскости ХОY изменяется согласно уравнениям x t = −5 и y t = + 8 2 . Запишите
уравнение траектории движения велосипедиста и постройте траекторию его движения. 
6.43. На рисунке представлены графики скоростей движения
двух катеров. Постройте графики движения этих катеров, по которым определите место и время их встречи, если известно, что в начальный момент времени
координаты катеров имели значения 0 м и 75 м соответственно.

    
7.     ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИя
1-й уровень сложности
? 7.1. Пассажир сидит в закрытой каюте теплохода, который
движется по озеру равномерно прямолинейно. Сможет
ли пассажир, не выходя из каюты (с помощью механических опытов), определить направление движения теплохода?
? 7.2. По вагону поезда в направлении его движения идет человек. Какое из двух тел — вагон или человек — имеет большую скорость относительно земли? 
?      7.3. Экспресс движется на юг. В каком направлении относительно поверхности земли летит вертолет, если пассажиру вертолета кажется, что поезд неподвижен?
?      7.4. В фильме «Скорость» пассажиров автобуса эвакуируют
на автоплатформу, движущуюся рядом с автобусом.
В каком направлении и с какой скоростью движется
автоплатформа относительно поверхности земли?
7.5. По реке против течения, скорость которого 0,5 м/с,
плывет лодка, скорость движения которой относительно воды 4,5 м/с. Определите скорость движения лодки
относительно берега. Какой путь относительно берега
она преодолеет за 5 мин?
     7.6. По реке по течению, скорость которого 3 м/с, плывет
пароход, скорость движения которого относительно берега 36 км/ч. Определите скорость движения парохода относительно воды. За какое время пароход пройдет
относительно берега 70 м?
2-й уровень сложности
7.7. Мальчик переплывает реку, ширина которой 75 м,
со скоростью 1,5 м/с относительно воды, причем он
плывет перпендикулярно к течению, скорость которого 2 м/с. Определите скорость движения мальчика относительно берега. На сколько метров ниже по течению
мальчик выйдет из воды? Какое перемещение он осуществит за это время?
     7.8. Мостовой кран в течение 10 с поднимает груз со скоростью 15 м/мин и одновременно перемещает его в горизонтальном направлении со скоростью 0,3 м/с. Определите
перемещение груза относительно земли.
7.9. Между двумя пунктами, расположенными на расстояния 100 км друг от друга, по реке курсирует катер, преодолевающий это расстояние за 4 ч, если плывет по течению, и за 10 ч — если против течения. Определите
скорость течения и скорость движения катера относительно воды. 
     7.10. Пароход по реке преодолевает расстояние между двумя городами за 6 ч, когда движется по течению, и за
8 ч — когда против течения. За какое время преодолеет расстояние между этими городами плот?
     7.11. За 1,5 ч катер преодолевает расстояние между двумя
пристанями, которое составляет 18 км. За какое время он пройдет обратной путь, если скорость течения
3 км/ч?
7.12. Эскалатор метро движется со скоростью 0,75 м/с.
За какое время пассажир поднимется по эскалатору
длиной 50 м, если он идет в направлении его движения со скоростью 0,25 м/с относительно ленты
эскалатора?
     7.13. Пассажир поднимается пешком по неподвижному
эскалатору за 2,5 мин, а если идет по подвижному —
за 50 с. За какое время эскалатор поднимет пассажира, который стоит на нем?
     7.14. Эскалатор метро поднимает неподвижного пассажира за
1,5 мин. Пассажир по неподвижному эскалатору поднимается за 2,5 мин. За какое время поднимется пассажир, идущий по подвижному эскалатору?
7.15. Велосипедист обгоняет армейскую колонну длиной
300 м, двигаясь со скоростью 18 км/ч. За какое время
он осуществит обгон, если колонна движется со скоростью 4,5 км/ч?
     7.16. Пассажирский поезд, скорость движения которого
108 км/ч, и товарный, который движется со скоростью
54 км/ч, едут по параллельным колеям в одном направлении. За какое время состоится обгон, если длина поездов равняется соответственно 120 м и 180 м?
     7.17. Два поезда движутся навстречу друг другу. Пассажир первого замечает, что второй поезд, длина которого 150 м, проходит мимо него за 6 с. С какой скоростью движется второй поезд, если скорость первого
36 км/ч? 
3-й уровень сложности
? 7.18. Водитель, садясь в автомобиль с откидным верхом, выяснил по наклону деревьев, что ветер дует с севера. Когда же он поехал на юг, то вскоре ощутил, что ветер дует
ему в лицо. Как это объяснить, учитывая, что направление ветра не изменилось?
? 7.19. От пристани в противоположных направлениях одновременно отплывают лодка и плот. Через 15 мин лодка мгновенно разворачивается и плывет назад. Сколько времени ей понадобится, чтобы догнать плот?
7.20. Плот длиной 16 м плывет по реке со скоростью 0,8 м/с.
Вдоль плота равномерно движется человек, который за
20 с проходит его от одного края до другого и возвращается назад. Найдите скорость движения, перемещение и пройденный человеком путь: а) относительно плота; б) относительно берега.
7.21. Плот шириной 12 м плывет по реке со скоростью
1,5 м/с. Поперек плота равномерно движется человек,
который за 16 с проходит его от одного края до другого и возвращается назад. Найдите скорость движения,
перемещение и пройденный человеком путь: а) относительно плота; б) относительно берега.
7.22. Два тела движутся равномерно прямолинейно навстречу
друг другу. При этом расстояние между ними каждые
3 с уменьшается на 240 м. На сколько будет увеличиваться расстояние между ними каждые 4 с, если тела
будут двигаться в одном направлении? Известно, что
скорость движения одного из тел 50 м/с.
7.23. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 500 м,
навстречу друг другу по прямой дороге идут два брата
с одинаковой скоростью 5 км/ч. От одного брата к другому бежит их собака, которая, добежав, немедленно
поворачивает и мчится к первому брату. Это повторяется, пока братья не встретятся. Определите перемещение собаки и пройденный ею путь, если скорость движения собаки 20 км/ч.
8.     СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ
НЕРАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИя
1-й уровень сложности
? 8.1. Может ли средняя путевая скорость движения тела по
модулю равняться средней скорости перемещения?
8.2. Вагон, двигаясь под уклон, преодолел 120 м за 10 с.
Скатившись с горки, он прошел до полной остановки
еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость
движения вагона.
     8.3. В течение 12 с велосипедист двигался со скоростью
18 км/ч, в течение следующих 25 с — со скоростью
4 м/c. Какой была средняя скорость его движения?
2-й уровень сложности
8.6. Расстояние между городами составляет 6000 км. Самолет, преодолев 4000 км со скоростью 800 км/ч, совершил вынужденную посадку на промежуточном аэродроме.
Через 3 ч он вылетел с этого аэродрома и за 4 ч
долетел до пункта назначения. Определите среднюю
скорость перемещения самолета. 
     8.7. Расстояние между пунктами А и В составляет 360 км.
Автобус проехал первые 120 км за 2 ч; остаток пути он
ехал со скоростью 80 км/ч. Какой была средняя скорость движения автобуса?
     8.8. Велосипедист, двигаясь со скоростью 24 км/ч, успел проехать 36 км, прежде чем его велосипед сломался. Час
он пытался отремонтировать велосипед, а когда из этого
ничего не вышло, отправился домой. Пройдя 10 км со
скоростью 5 км/ч, он остановил попутную машину и за
полчаса возвратился домой. Определите среднюю путевую скорость движения велосипедиста.
     8.9. Поднимаясь на гору, лыжник прошел 3 км со средней
скоростью 5,4 км/ч, а отдохнув на горе 15 мин, спустился по другому склону, преодолев 1 км со средней
скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость движения лыжника на всем пути.
8.10. Во время соревнований велосипедист проехал первый
круг со скоростью 25 км/ч, а второй — со скоростью
30 км/ч. Какой была средняя скорость движения велосипедиста на всем пути?
     8.11. Первую половину беговой дорожки спортсмен пробежал
со скоростью 27 км/ч. С какой скоростью он двигался
на второй половине дистанции, если средняя скорость
его движения составила 18 км/ч?
     8.12. Треть пути экспресс двигался со скоростью 90 км/ч, следующую треть пути — со скоростью 150 км/ч, а последнюю треть скорость его движения составляла 120 км/ч.
Какой была средняя скорость движения экспресса?
     8.13. Треть пути турист двигался со скоростью 5 км/ч, а остаток
пути скорость его движения составляла 4 км/ч. Определите среднюю скорость движения туриста на всем пути.
8.14. Треть времени поезд двигался со скоростью 72 км/ч, следующую треть времени — со скоростью 50 км/ч, а последнюю треть скорость его движения составляла 58 км/ч.
Какой была средняя скорость движения поезда?
     8.15. Четверть всего затраченного времени турист шел со скоростью 5 км/ч, а остаток времени ехал на лошади со
скоростью 20 км/ч. Определите среднюю скорость движения туриста. 
3-й уровень сложности
8.16. Во сколько раз отличаются средние скорости движения
автомобиля на одном и том же участке пути в двух случаях: в одном случае первую половину затраченного
времени он ехал со скоростью 40 км/ч, а вторую половину времени — со скоростью 60 км/ч; во втором случае
автомобиль проехал первую и вторую половины пути
с теми же самыми скоростями, что и в первом случае?
9.     РАВНОУСКОРЕННое ДВИЖЕНИЕ
1-й уровень сложности
9.1. Поезд отправляется от станции метро. За какое время
он достигнет скорости 72 км/ч, если разгоняется с ускорением 1 м/с2?
     9.2. Реактивный самолет совершает посадку на аэродром,
имея скорость 324 км/ч. Сколько времени пройдет до
его остановки, если самолет движется с ускорением
9 м/с2?
     9.3. Мотоциклист при торможении движется с ускорением 0,5 м/с2 и останавливается через 20 с после начала торможения. Какой была начальная скорость движения мотоциклиста?
9.4. Определите положение велосипедиста через 0,5 мин после старта, если велосипедист движется с ускорением
0,25 м/с2.
     9.5. Байдарка, двигаясь равномерно прямолинейно, плыла
со скоростью 6 м/с. После прохождения финиша
спортсмены опустили весла, и дальше байдарка двигалась с постоянным ускорением 0,5 м/с2. На каком расстоянии от линии финиша байдарка окажется через 4 с?
9.6. Троллейбус, двигавшийся со скоростью 18 км/ч, остановился за 4 с. Определите ускорение его движения
и тормозной путь троллейбуса.
     9.7. Самолет за 14 с увеличил свою скорость со 108 км/ч до
360 км/ч. Какими при этом были ускорение его движения и перемещение, если самолет двигался равноускоренно прямолинейно?
9.8. Зависимость скорости движения тела от времени имеет вид: v t x = + 2 1 5, . Охарактеризуйте движение тела
и определите параметры этого движения.
     9.9. Скорость движения тела изменяется согласно уравнению v t x = − 50 4 . Охарактеризуйте движение тела
и определите параметры этого движения.
9.10. Координата движущегося тела изменяется согласно
уравнению x t = + 4 1 5t
2 , . Охарактеризуйте движение
тела, определите параметры этого движения и запишите
уравнение зависимости скорости движения от времени.

9.15. Космический корабль разгоняется из состояния покоя
до скорости 11 км/с, преодолев 200 км. С каким ускорением он движется?
     9.16. С какой максимальной скоростью должен зайти на посадку самолет, чтобы приземлиться на полосе длиной
850 м, если тормозное ускорение равно 4 м/с2?
     9.17. Автомобиль движется равномерно по горизонтальному
участку дороги со скоростью 36 км/ч. Включив другую
передачу, водитель через 525 м увеличил скорость до
90 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль на
этом участке?
     9.18. Пуля, летящая горизонтально со скоростью 400 м/с, попадает в деревянный бруствер и застряет в нем на глубине 10 см. Сколько времени двигалась пуля в бруствере? На какой глубине ее скорость уменьшилась вдвое
против начальной? Считайте движение пули в бруствере равноускоренным.
9.19. Лыжник спускается с горы, длина которой 108 м,
с начальной скоростью 6 м/с и ускорением 0,5 м/с2.
Сколько времени длился спуск? Какой скорости достиг
лыжник в конце спуска?
     9.20. Поезд в начале спуска длиной 340 м имел скорость
54 км/ч и спустился за 20 с. С каким ускорением двигался поезд и какую скорость развил в конце спуска?
9.21. Двигаясь равноускоренно из состояния покоя, грузовик
на некотором расстоянии приобрел скорость 36 км/ч.
Какую скорость он имел посредине этого пути?
     9.22. Шарик из состояния покоя скатывается с горки длиной L за время t. Во сколько раз отличается мгновенная
скорость движения шарика посередине горки от средней скорости движения шарика на всей горке?
     9.23. Санки из состояния покоя съезжают с гладкой горки
длиной L за время t. Во сколько раз средняя скорость
движения санок меньше скорости их движения в конце горки? 
9.24. Зависимость скорости движения автомобиля от времени
выражается уравнением v t x = − 20 2 5, . Охарактеризуйте
движение автомобиля, определите начальную скорость
и ускорение его движения, постройте график скорости.
     9.25. Скорость движения велосипедиста зависит от времени
согласно уравнению v t x = −5 3− . Охарактеризуйте движение велосипедиста, определите начальную скорость и
ускорение его движения и постройте график скорости.
     9.26. Охарактеризуйте движение тел, зависимости скорости которых от времени заданы уравнениями: v t x = 4
и v t x = − 8 2 . Постройте графики скоростей движения
этих тел.
9.27. За 5 с скорость движения мотоциклиста увеличилась
от 36 км/ч до 54 км/ч. С каким ускорением он двигался? Запишите формулу зависимости скорости от времени и постройте соответствующий график, если мотоциклист двигался равноускоренно.
     9.28. За 8 с показания спидометра автомобиля изменились со
108 км/ч до 72 км/ч. Определите ускорение, с которым
двигался автомобиль. Запишите уравнение, согласно которому изменялась скорость его движения, и постройте график скорости.
9.33. Уравнение движения имеет вид: x t = + 5 + t
2 . Охарактеризуйте движение тела, определите параметры движения данного тела, запишите уравнение зависимости
скорости от времени и постройте график этой зависимости.
     9.34. Уравнение движения тела имеет вид: x t = − 100 15 + 2t
2 .
Охарактеризуйте движение тела, определите параметры
этого движения и постройте график движения
тела.
9.35. Движения двух автомобилей описываются уравнениями: x t t 1
2 = + 5 2 и x t 2 = − 80 7 . Определите: а) где и когда они встретятся; б) расстояние между автомобилями
через 5 с после начала движения. Решите задачу аналитически и графически.
     9.36. Уравнения движения двух тел имеют вид: x t t 1
2 = + 8 0,5 ,
x t t 2
2 = −4 2+ . Определите место и время их встречи. Каким будет расстояние между телами через 4 с после начала движения? Решите задачу аналитически и графически.
3-й уровень сложности
9.37. Тело, двигаясь равноускоренно из состояния покоя,
за 4 с преодолело 48 м. Какой путь оно прошло за четвертую секунду?
     9.38. Двигаясь равноускоренно из состояния покоя, автомобиль за пятую секунду прошел 18 м. С каким ускорением двигался автомобиль и какой путь он прошел за
4 с?
     9.39. С каким ускорением движется автобус, если за шестую
секунду своего равноускоренного движения он прошел
11 м? Начальная скорость движения автобуса равна
нулю.
     9.40. Отходящий от станции поезд проходит за третью секунду 2,5 м, двигаясь равноускоренно. Определите перемещение, которое осуществил поезд за седьмую секунду.
     9.41. При посадке самолет касается поверхности со скоростью 288 км/ч и начинает торможение с постоянным
ускорением. За седьмую секунду самолет проходит путь
28 м. Определите ускорение и скорость движения самолета в конце седьмой секунды.
9.42. Снизу вверх вдоль наклонной плоскости толкнули шарик. На расстоянии 80 см от начала движения шарик оказывается дважды: через 1 с и через 4 с после
начала движения. Определите ускорение и начальную скорость движения шарика, считая его движение
равноускоренным.
9.43. Снизу вверх вдоль наклонной плоскости толкнули шарик. В точке А шарик оказывается дважды: через 1 с
и через 3 с после начала своего равноускоренного движения. Какая скорость была придана шарику, если расстояние от верхней точки его траектории до начальной
точки составляет 1 м?
9.44. Два катера плывут по озеру навстречу друг другу из
пунктов А и В, расстояние между которыми 150 м. Через какое время и на каком расстоянии от пункта А они
встретятся, если начальные скорости их движения соответственно равны 14,4 км/ч и 21,6 км/ч, а ускорения
одинаковы по модулю и имеют значение 0,5 м/с2?
     9.45. Навстречу друг другу движутся два поезда, начальное
расстояние между которыми 1 км. Первый поезд движется равноускоренно в направлении координатной оси
с начальной скоростью 36 км/ч и ускорением 2 м/с2.
Второй поезд, начальная скорость движения которого
54 км/ч, тормозит с постоянным ускорением, модуль
которого 1 м/с2. Где и когда встретятся поезда?
     9.46. От автовокзала в одном направлении отправляются
два автобуса. Один из них выезжает на 20 с позднее.
Ускорения, с которыми движутся автобусы, одинаковы
и равняются 0,4 м/с2. Через какое время после начала
движения первого автобуса расстояние между ними будет составлять 240 м?
10. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ
1-й уровень сложности
10.1. Тело свободно падает на поверхность Земли с высоты
245 м. В течение какого времени оно будет падать?
     10.2. Тело с высоты 80 м за 10 с упало на поверхность Луны.
Определите ускорение свободного падения на Луне. 
     10.3. Во время свободного падения тело достигло поверхности
Земли за 5 с. Определите скорость движения тела в момент падения и высоту, с которой оно упало. Ускорение свободного падения g = 9 8, м/c2.
10.4. Шарик бросили вертикально вверх со скоростью 25 м/с.
На какую максимальную высоту относительно точки
броска он поднимется?
     10.5. Струя воды из брандспойта, направленного вертикально вверх, достигла высоты 16,2 м. С какой скоростью
вытекает вода из брандспойта?
2-й уровень сложности
10.6. Из вертолета, который равномерно спускался со скоростью 6 м/с, сбросили пакет. Через 8 с тот упал на
поверхность Земли. Определите высоту, с которой был
сброшен пакет.
     10.7. С воздушного шара, который равномерно поднимался со
скоростью 5 м/с, на высоте 200 м сбросили груз. Как
долго он будет падать?
10.8. Мяч бросили вертикально вниз с высоты 150 м. С какой скоростью его бросили, если мяч упал через 5 с?
Ускорение свободного падения g = 9 8, м/c2.
     10.9. Тело свободно падает с высоты 10 м. Одновременно
с высоты 20 м вертикально вниз бросают другое тело.
На землю оба тела упали одновременно. С какой начальной скоростью бросили второе тело? Ускорение свободного падения g = 9 8, м/c2.
10.10. Тело свободно падает с высоты 80 м. Какой путь пройдет это тело за последнюю секунду падения?
     10.11. Камень свободно падает с высоты 100 м. Какой путь он
преодолеет за последние 2 с падения?
     10.12. Тело свободно падает с высоты 196 м. Какой путь преодолело это тело за вторую половину времени полета?
     10.13. Тело упало с высоты 45 м. За какое время тело преодолело
последний метр?
     10.14. Камень падает в ущелье глубиной 150 м. Сколько времени происходило падение камня на второй половине
пути?
10.15. Мяч, который бросили с поверхности земли вертикально вверх, упал через 3 с. С какой скоростью бросили
мяч и на какую высоту он поднялся?
     10.16. Тело, брошенное с поверхности земли вертикально
вверх, упало через 6 с. На какую максимальную высоту
оно поднялось?
     10.17. Тело, которые бросили вертикально вверх, возвратилось к уровню броска со скоростью 20 м/с. На какую
максимальную высоту относительно этого уровня поднималось тело? Сколько времени оно находилось в полете?
10.18. С какой начальной скоростью следует бросить мяч вертикально вверх, чтобы через 8 с он падал вниз со скоростью 20 м/с?
     10.19. Снаряд, выпущенный из пушки вертикально вверх со
скоростью 850 м/с, достиг цели через 4 с. На какой
высоте находилась цель и какую скорость имел снаряд
в момент ее достижения?
10.20. Тело бросили вертикально вверх с начальной скоростью 25 м/с. Через сколько секунд тело будет на высоте
20 м? Ответ поясните.
     10.21. С каким интервалом времени побывало на высоте 35 м
тело, брошенное с поверхности земли вертикально вверх
со скоростью 40 м/с?
10.22. Мяч бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с.
Сколько времени понадобится для того, чтобы мяч преодолел путь 30 м?
10.23. Над колодцем глубиной 20 м бросают вертикально
вверх камень со скоростью 15 м/с. Через сколько секунд он достигнет дна колодца?
3-й уровень сложности
10.24. С каким промежутком времени оторвались от карниза
две капли, если через 2 с после начала падения второй
капли расстояние между каплями составляло 25 мг?
10.25. Тело бросили с высоты 200 м с начальной скоростью
2 м/с. В течение какого времени падало это тело?
10.26. С какой высоты упало тело, если за последнюю секунду падения оно преодолело 50 м?
10.27. Аэростат начинает подниматься с поверхности земли
вверх с ускорением 2,5 м/с2. Через 4 с после начала
движения из аэростата выпадает предмет. В течение какого времени он будет падать?
10.28. С высоты 100 м начал падать камень. Одновременно
с поверхности земли навстречу ему бросили вертикально вверх мяч со скоростью 40 м/с. Через какой промежуток времени и на какой высоте над поверхностью
земли они встретятся?
11. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОго
ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ
2-й уровень сложности
11.1. Мяч бросили под углом 30° к горизонту со скоростью
20 м/с. На какую максимальную высоту он поднимется? На каком расстоянии от точки броска мяч упадет?
     11.2. Во время полива цветов струя воды вытекает из шланга со скоростью 8 м/с под углом 60° к горизонту. На
каком расстоянии от шланга расположена клумба?
     11.3. На полигоне проводятся учебные стрельбы из пушек.
Какова наименьшая высота безопасного полета бомбардировщиков над полигоном, если начальная скорость вылета пушечных снарядов составляет 800 м/с?
Снаряды вылетают под углом 15° к горизонту.
     11.4. Под каким углом к горизонту бросили камень с начальной скоростью 20 м/с, если он упал через 3 с на расстоянии 30 м от места броска?
11.5. Шарик, брошенный под углом 45° к горизонту с начальной скоростью 30 м/с, через 2 с достиг крыши дома.
Определите высоту дома и расстояние до него от места
броска шарика.
     11.6. Из башни, высота которой 40 м, с начальной скоростью 15 м/с бросили вверх тело под углом 30° к горизонту. Через какое время и на каком расстоянии от башни тело упадет на поверхность земли?
11.7. Под каким углом к горизонту следует бросить мяч,
чтобы дальность его полета равнялась максимальной
высоте подъема?
     11.8. Под каким углом к горизонту необходимо бросить с поверхности земли тело, чтобы его максимальная высота
подъема была в 4 раза меньше дальности полета?
11.9. Из самолета, который летит горизонтально со скоростью 144 км/ч, на высоте 500 м сбросили груз для полярников на расстоянии 400 м от места их расположения. Попал ли груз по месту назначения? В течение
какого времени падал груз?
     11.10. Вертолет летит горизонтально на высоте 8 км со скоростью 180 км/ч. За сколько километров до цели летчик
должен сбросить груз?
     11.11. Тело бросили в горизонтальном направлении со скоростью 15 м/с так, что дальность его полета равна высоте,
с которой было брошено тело. Определите, с какой
высоты бросили тело.
      11.12. Тело бросают в горизонтальном направлении с определенной
высоты. Как следует изменить скорость движения тела, чтобы дальность его полета увеличилась
втрое?
?      11.13. Как следует изменить высоту, с которой бросают тело
в горизонтальном направлении, чтобы дальность полета возросла вдвое (начальная скорость тела остается неизменной)? 
11.14. С крутого берега реки высотой 20 м в горизонтальном
направлении бросают камень со скоростью 15 м/с. Через какое время, с какой скоростью и под каким углом
камень упадет в воду?
     11.15. С моста, высота которого над водой составляет 75 м,
в горизонтальном направлении бросили камень со скоростью 15 м/с. С какой скоростью и под каким углом
к воде упадет камень?
3-й уровень сложности
11.16. Мяч бросили под углом 60° к горизонту с начальной
скоростью 20 м/с. На расстоянии 15 м от точки броска
мяч упруго ударился о стену. На каком расстоянии от
стены мяч упадет на поверхность земли?
12. КРИВОЛИНЕЙНое ДВИЖЕНИЕ.
РАВНОМЕРНое ДВИЖЕНИЕ
ПО окружности
1-й уровень сложности
12.1. Диск за 10 с сделал 40 оборотов. Определите период
и частоту его вращения.
     12.2. За какое время тело совершит 60 оборотов, если период его обращения составляет 2 с?
     12.3. Мальчик вращает шарик, привязанный к нитке, с частотой 5 об/с. Определите период обращения шарика.
12.4. Определите угловую скорость, с которой движется секундная стрелка механических часов.
     12.5. Горизонтальная платформа вращается вокруг вертикальной оси, совершая 2 оборота за 1 с. Определите
угловую скорость вращения платформы.
     12.6. С какой частотой вращается материальная точка, если
угловая скорость ее вращения составляет 31,4 рад/с?
12.7. Автомобиль движется по закругленному участку шоссе радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью
72 км/ч. Найдите центростремительное ускорение движения автомобиля на этом участке.
     12.8. Самолет на скорости 360 км/ч выполняет «мертвую петлю» радиусом 400 м. Определите центростремительное
ускорение, с которым движется самолет.
     12.9. Трамвайный вагон движется по закруглению радиусом
50 м. Определите скорость движения трамвая, если его
центростремительное ускорение составляет 0,5 м/с2.
12.10. Определите центростремительное ускорение, с которым
движутся крайние точки карусельного станка,
отдаленные от оси вращения на 2 м, если угловая скорость вращения составляет 1,5 рад/с.
     12.11. Во время вращения вала радиусом 10 см центростремительное ускорение для точек на его поверхности составляет 10 м/с2. Определите угловую скорость вращения вала.
2-й уровень сложности
12.12. Тело движется по окружности радиусом 20 см. Найдите
путь и модуль его перемещения за промежуток времени, которое равняется: а) периоду вращения тела; б) половине периода; в) четверти периода.
     12.13. Велосипедист движется равномерно по кругу радиусом
150 м, делая 0,25 об/мин. Определите путь и перемещение велосипедиста за: а) 60 с; б) 120 с.
12.14. Угловая скорость вращения лопастей вентилятора
15π рад/с. Определите, сколько оборотов совершил вентилятор за 6 с.
     12.15. За какое время колесо, вращаясь с угловой скоростью
15π рад/с, осуществит 150 оборотов?
     12.16. Колесо велосипеда имеет диаметр 80 см. С какой скоростью движется велосипедист, если колесо велосипеда совершает 150 оборотов в минуту? С какой угловой
скоростью вращается колесо?
12.17. Найдите максимальную скорость, с которой может
вращаться шлифовальный круг диаметром 30 см, если
допустимая частота вращения для него составляет
1800 об/мин.
     12.18. Точильный круг имеет диаметр 350 мм. Линейная
скорость точек его рабочей поверхности не может
превышать 31,5 м/с. Можно ли насадить этот круг на вал
электродвигателя, который совершает: а) 1450 об/мин;
б) 2000 об/мин?
12.19. Колесо радиусом 80 см катится по горизонтальной дороге без проскальзывания. Какой путь оно пройдет, сделав 20 полных оборотов?
     12.20. Диск диаметром 30 см катится по горизонтальной поверхности. Сколько оборотов сделает диск, преодолев
путь 90 м?
12.21. С какой линейной скоростью движутся точки земной
поверхности на экваторе в процессе суточного вращения Земли? Радиус Земли считайте равным 6400 км.
     12.22. Найдите линейную скорость суточного вращения точек
земной поверхности на широте Харькова (50°).
      12.23. Во сколько раз изменится скорость движения спутника
по орбите, если радиус его орбиты увеличится в 3 раза,
а период обращения — в 6 раз?
?      12.24. Секундная стрелка часов в 2 раза короче минутной. Конец какой из них имеет большую линейную скорость?
?      12.25. Сравните угловые скорости вращения часовой и секундной стрелок настенных часов.
      12.26. Сравните угловые скорости вращения точек на ободе шкивов генератора 1, вентилятора 2 и двигателя 3
(см. рисунок).
      12.27. Сравните линейные скорости движения точек на ободе шкивов генератора 1, вентилятора 2 и двигателя 3
(см. рисунок).
2 3
К задачам 12.26, 12.27
     12.28. Два шкива радиусами 10 см и 15 см соединены между
собой ременной передачей. Частота вращения большего
шкива 90 об/мин. Определите скорость движения ремня и период обращения меньшего шкива.
12.29. Рассчитайте центростремительное ускорение вращения
льва, спящего у экватора нашей планеты.
     12.30. Земля совершает один оборот вокруг Солнца за один
год. Определите центростремительное ускорение движения Земли относительно Солнца, если расстояние от
Земли до Солнца составляет 150 млн км, считая, что
Земля движется равномерно по круговой орбите.
     12.31. Грузик, подвешенный на нитке длиной 1,25 м, отклоняют так, что нить располагается горизонтально, и отпускают.
Определите центростремительное ускорение,
с которым грузик проходит положение равновесия, если
скорость его движения в этой точке составляет 5 м/с.
3-й уровень сложности
12.32. Линейная скорость вращения точек на ободе маховика
составляет 6 м/с, а точек, которые лежат на 10 см ближе к оси,— 4 м/с. Определите радиус маховика и угловую скорость его вращения.
     12.33. Определите диаметр колеса, если известно, что линейная скорость вращения точек на ободе колеса в 2 раза
больше линейной скорости вращения точек, лежащих
на 4 см ближе к оси вращения.
12.34. Диск вращается с угловой скоростью 3 рад/с. Относительно диска по радиусу движется тело со скоростью
0,4 м/с. Найдите скорость движения этого тела относительно Земли, когда оно будет на расстоянии 10 см
от оси вращения.
     12.35. Вдоль радиуса вращающегося диска ползет муха со скоростью 0,03 м/с относительно диска. В тот момент, когда муха находится на расстоянии 5 см от оси вращения
диска, скорость ее движения относительно Земли составляет 5 см/с. Определите частоту вращения диска.
12.36. Вертолет начал снижаться вертикально с ускорением
0,2 м/с2. Лопасти его винта имеют длину 5 м и вращаются с частотой 300 об/мин. Сколько оборотов сделает
винт за время снижения вертолета на 40 м? Определите
также линейную скорость и центростремительное ускорение для концов лопастей винта относительно корпуса вертолета.
     12.37. Сколько оборотов сделает юла, которая вращается с частотой 251,2 рад/с, за время ее свободного падения с высоты
5 м?
     12.38. На диск, который вращается с частотой 45 об/мин,
с высоты 70 см падает шарик. За время его падения
диск успевает повернуться на 102°. Определите по этим
данным ускорение свободного падения шарика.
12.39. Мальчик вращает в вертикальной плоскости камень,
привязанный к бечевке длиной 60 см, совершая 4 об/с.
Бечевка обрывается в тот момент, когда скорость движения камня направлена вертикально вверх. На какую
высоту от точки отрыва поднялся камень? Ускорение
свободного падения g = 9 8, м/c2.

 

 

Категория: Физика | Добавил: Админ (11.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar