Тема №5957 Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

Тепловые явления
ТЗ-1. Внутренняя энергия
1. Скорость движения молекул любого тела связана с его тем­
пературой. Можно ли считать тепловым движение какой-либо
одной молекулы тела?
2. а) Изменяется ли внутренняя энергия при деформации тела?
при изменении температуры тела? при подъеме тела над землей?
б) При деформации тела изменилось только взаимное распо­
ложение молекул. Изменилась ли при этом температура тела?
3. а) Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы
холодной и горячей воды? Почему?
б) Вода и водяной пар, имея равную температуру, напри­
мер 100 °С, отличаются расположением молекул. Одинакова
ли внутренняя энергия пара и воды? Почему?
4. В одинаковых сосудах находится газ равной массы, но раз­
ной температуры (рис. 1). В каком из сосудов газ обладает
большей внутренней энергией? Какая часть внутренней энер­
гии — энергия движения частиц или энергия их взаимодейст­
вия — играет главную роль при сравнении?
5. Увеличивается ли внутренняя энергия тел в следующих
случаях:
а) при трении корпуса движущегося самолета о воздух;
б) при обработке заготовки на токарном станке;
в) при соприкосновении холодного воздуха с нагретым
предметом?
6. В двух одинаковых сосудах при одной и той же температу­
ре заключены равные массы газа (рис. 2). В каком из сосудов
газ обладает большей внутренней энергией? Почему?
100 °С 200 °С
Рис. 1 Рис. 2
к
7. а) Если в сугроб вылить в одном месте ведро теплой воды, а
в другом — стакан кипятку, то в каком случае растает больше
снега и почему?
б) Из баллона откачивают воздух. Как будет меняться при
этом внутренняя энергия оставшейся в баллоне части возду­
ха? Почему?
8. Почему иногда крышка чайника, в котором кипит вода,
подпрыгивает, а иногда — нет?
9. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых
предметов или теплых перчаток?
10. Почему после сильного шторма вода в море становится
теплее?
11. Для резки стали используют фрикционную пилу (диск без
зубьев). Вращаясь с большой скоростью, такой диск режет ме­
талл. Объясните этот процесс.
12. Почему при вхождении в плотные слои атмосферы боль­
шинство метеоритов сгорает?
13. Объясните, почему происходит изменение внутренней
энергии: а) при нагревании воды в кастрюле; б) при сжатии и
расширении воздуха; в) при таянии льда; г) при сжатии и рас­
тяжении резины.
14. В каком месте водопада температура воды выше?
15. а) Почему выскакивают искры при ударе кремня о сталь?
б) Почему от вращающегося точильного камня летят иск­
ры, если прижать к нему кусок стали?
ТЗ-2. Виды теплопередачи
1. а) Какой кирпич — обыкновенный или пористый — обес­
печит лучшую теплоизоляцию здания?
б) Почему не замерзает картофель, зарытый на зиму в
яму?
2. а) В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем си­
дя на месте. Чем это можно объяснить?
б) Почему в холодную погоду многие животные спят, свер­
нувшись в клубок?
3. а) Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда
смазывают жирным кремом?
б) Каково назначение толстого слоя подкожного жира у
китов, тюленей и других животных, обитающих в водах по­
лярных морей?
4. Почему на морозе металлические предметы кажутся более
холодными, чем дерево или пробка? При какой температуре
дерево и металл на ощупь будут казаться одинаково нагреты­
ми? При какой температуре металлические предметы будут
казаться сильнее нагретыми?
5. Как поступить, чтобы кофе быстрее остыл: сразу влить в
него сливки или дать кофе немного остыть, а затем налить
сливки?
6. а) Почему при варке варенья предпочитают пользоваться
деревянной мешалкой?
б) Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает
губы, а фарфоровая чашка нет?
7. а) Чем дольше находится в употреблении эмалированный
чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?
б) Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чу­
гунных сковородках, а не на алюминиевых?
8. Чай сохраняется горячим в термосе. Можно ли сохранить
в нем холодный морс?
9. Почему в пустынях очень большая суточная амплитуда
температуры?
10. Почему небольшую стеклянную палочку, накаленную с
одного конца, можно держать за другой конец, не обжигая
пальцев, а железный прут нельзя?
11. а) С какой целью зимой на радиаторы автомобилей надева­
ют утеплительный чехол?
б) Зачем ствол винтовки покрывают деревянной наклад­
кой?
12. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время
сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?
13. Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обиль­
ный снег или бесснежная зима?
14. а) Почему радиаторы водяного или парового отопления
ставят чаще всего внизу комнаты?
б) Объясните, каким образом охлаждается воздух в комна­
те зимой при открытой форточке.
15. Листы бумаги поднесены к свече сбоку и сверху (рис. 3).
Почему первый лист не загорается, а второй быстро воспламе­
няется?
16. а) Объясните, как образуются бризы.
б) Когда парусным судам удобнее входить в гавань — днем
или ночью?
17. а) В какой трубе лучше образуется тяга — в кирпичной
или металлической, если они имеют одинаковую высоту?
б) Когда тяга в трубах лучше — зимой или летом?
в) Почему, в то время когда в комнате начинает топиться
печь, наблюдается понижение температуры?
18. а) Планер может довольно высоко подниматься вверх, не­
смотря на то что у него нет двигателя. Объясните, как это по­
лучается.
б) Известен случай, когда парашютист с раскрытым пара­
шютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался
вверх. Как это могло случиться?
19. Почему, если трубу поднести к пламени, как показано на
рисунке 4, а, то пламя разгорается сильнее, а если поставить,
как показано на рисунке 4, б, то пламя гаснет?
20. Почему в искусственных спутниках Земли и космических
кораблях необходима принудительная циркуляция воздуха?
21. а) Почему вентиляторы для очистки воздуха обычно поме­
щают у потолка?
б) Почему в холодных помещениях прежде всего мерзнут
ноги?
22. Почему в утренние и ночные часы полет на самолете про­
исходит спокойнее — меньше болтает и укачивает?
Рис. 3 Рис. 4
О
23. Если в весенний солнечный день выйти в поле и посмот­
реть вдоль поверхности вспаханного участка земли, то все
предметы за ним кажутся нам колеблющимися. Объясните
причину наблюдаемого явления.
24. Для чего поверхность стеклянного баллона термоса покры­
вают слоем серебра? Зачем выкачивают воздух между двой­
ными стенками баллона?
25. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники
разводят костры, дающие много дыма, обволакивающего рас­
тения. Зачем?
26. Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и ды­
мом, получают меньше солнечной энергии?
27. Рабочие горячих цехов и кочегары носят комбинезоны, по­
крытые металлическими блестящими чешуйками. Почему
они хорошо защищают человека от жары?
28. С помощью тепловизора (так называемого прибора «ночно­
го видения») можно обнаружить различные тела, даже незна­
чительно нагретые, причем независимо от того, освещены эти
тела или находятся в полной темноте. Какое физическое явле­
ние используется в этих приборах?
29. Почему в летний день температура воды в водоемах ниже
температуры песка на берегу? А как бывает ночью?
30. Полоска бумаги, плотно обмотанная вокруг медного
стержня и внесенная на короткое время в пламя горелки, не
загорается и не обугливается. Если же вместо медного взять
деревянный стержень, то бумага быстро воспламеняется. Объ­
ясните причину наблюдаемого явления.
31. а) Почему угли костра долго сохраняются в раскаленном
состоянии, а разбросанные гаснут быстро?
б) Раскаленный уголь, положенный на металлическую
пластинку, быстро гаснет, а на деревянной доске продолжает
тлеть. Почему?
ТЗ-З. Количество теплоты
1. Почему вода в пол-литровой кружке закипает на плите
скорее, чем в большом чайнике?
2. Для придания необходимых свойств инструменты (резцы,
зубила, сверла) нагревают до высокой температуры (700—
1000 °С) и затем охлаждают (закаливают) в воде, машинном
масле или воздухе. В какой среде охлаждение идет быстрее?
3. В кипяток опустили алюминиевую и серебряную ложки
равной массы и температуры. Какой из них потребуется боль­
шее количество теплоты для нагревания до одной и той же
температуры? Почему?
4. Медной и железной гирькам равной массы, находящимся
при одинаковой температуре, сообщили одинаковое количе­
ство теплоты. Какая из гирек нагреется до более высокой тем­
пературы?
5. Два ртутных термометра имеют резервуары для ртути раз­
ного диаметра и, следовательно, различное количество ртути
в них. Одинаковую ли температуру покажут термометры, ес­
ли их погрузить в сосуд с горячей водой? Одинаковые ли ко­
личества теплоты получают они от воды?
6. а) Почему близость водоемов влияет на температуру воздуха?
б) Какая почва нагревается солнцем быстрее: влажная или
сухая?
7. С одинаковой высоты упали медное и железное тела одина­
ковой массы. Какое из этих тел при ударе сильнее нагреется?
8. На рисунке 5 приведены графики зависимости количества
теплоты, полученной алюминиевым чайником и водой, от
времени их нагревания. Какой график соответствует воде,
а какой — чайнику, если их массы одинаковы?
9. Почему климат островов более мягкий, чем климат внут­
ренних частей материков?
10. Что эффективнее использовать в качестве грелки — 2 кг
воды или 2 кг песка при той же температуре?
11. На одинаковых горелках нагрели воду, медь и железо рав­
ной массы. Укажите, какой из графиков (рис. 6) соответствует
10
изменению температуры с течением времени воды, меди и же­
леза.
12. Если ударить несколько раз молотком по кускам стали и
свинца, имеющим равные массы, то свинец нагреется больше,
чем сталь. Почему?
13. Почему тормозные колодки самолетов делают из материа­
лов с высокой температурой плавления и большой удельной
теплоемкостью?
14. Если опустить одну руку в холодную воду, а другую —
в теплую, потом, вынув их, опустить обе в воду, имеющую про­
межуточную температуру, то рука, которая была в холодной
воде, будет чувствовать теплоту, а другая — холод. Почему?
15. Почему железные печи быстрее нагревают комнату, чем
кирпичные, но не так долго остаются теплыми?
16. Какое количество теплоты требуется для нагревания
стальной детали массой 400 г от 15 до 1215 °С?
17. В алюминиевом чайнике массой 300 г нагревается 2 л воды
от 16 до 100 °С. Какое количество теплоты затрачено на нагре­
вание воды? чайника?
18. Какое количество теплоты выделилось при охлаждении
чугунного утюга массой 3,2 кг от 80 до 15 °С?
19. Какое количество теплоты потребуется для нагревания на
16 °С воздуха в комнате, размер которой 4 х 5 х 3 м? Воду ка­
кой массы можно нагреть на 16° С этим количеством теплоты?
Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
20. Для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до
40 °С потребовалось 5,3 • 106 Дж теплоты. Найдите удельную
теплоемкость бетона.
21. До какой температуры остынет 2 л кипятка, выделив в ок­
ружающее пространство количество теплоты 504 кДж?
22. Нагреется ли 2,5 л воды от 20 °С до кипения, если ее внут­
ренняя энергия увеличится на 500 кДж?
23. В ванне смешали 120 л воды при температуре 10 °С со
160 л воды при температуре 70 °С. Какова температура обра­
зовавшейся смеси?
24. В аквариум налили 20 л воды при температуре 14 °С.
Сколько воды (по объему) при температуре 40 °С надо до­
11
бавить в аквариум, чтобы в нем установилась температу­
ра 20 °С?
25. Для определения удельной теплоемкости железа в воду
массой 200 г при температуре 18 °С опустили железную гирю
массой 100 г, температура которой 98 °С. Температура воды
стала 22 °С. Какова удельная теплоемкость железа по данным
опыта?
ТЗ-4. Энергия топлива
1. На основе молекулярной теории строения вещества объяс­
ните, почему при горении топлива выделяется энергия.
2. В каком случае выделится больше количества теплоты:
при сгорании 10 кг бензина или 10 кг каменного угля?
3. а) Удельная теплота сгорания спирта примерно в 2 раза
больше, чем удельная теплота сгорания торфа. Что это значит?
б) Почему удельная теплота сгорания сырых дров меньше
удельной теплоты сгорания сухих той же породы?
4. а) Сосновые и березовые дрова имеют примерно одинако­
вую удельную теплоту сгорания. Почему выгоднее использо­
вать березовые дрова, чем сосновые?
б) Почему порох невыгодно использовать как топливо?
5. Почему при помощи одной спички древесную лучину за­
жечь можно, а крупное полено нельзя?
6. Керосин какой массы надо сжечь, чтобы при полном его
сгорании выделилось 10 кДж энергии? Сколько необходимо
сжечь спирта, чтобы получить такое же количество теплоты?
7. Какое количество теплоты выделится при полном сгора­
нии 1 т каменного угля? Найдите массу торфа, которой можно
заменить этот уголь.
8. Чему равна удельная теплота сгорания авиационного керо­
сина, если при полном сгорании 25 г этого топлива выделяет­
ся 1700 кДж теплоты?
9. При полном использовании в атомных реакторах 1 кг ура­
на выделяется столько же энергии, сколько при сжигании
2000 т каменного угля. Какова величина этой энергии?
10. Какое количество теплоты выделится при полном сгора­
нии спирта массой 200 г? Воду какой массы можно нагреть на
80 °С этим количеством теплоты?
12
11. На сколько изменится температура воды массой 22 кг, ес­
ли ей передать всю энергию, выделившуюся при полном сго­
рании керосина массой 10 г?
12. Определите массу спирта, который потребуется, чтобы до­
вести до кипения 200 г воды, взятой при температуре 25 °С.
КПД спиртовки 25%.
13. Смешали бензин массой 2 кг и керосин массой 3 кг. Какое
количество теплоты выделится при полном сгорании получен­
ного топлива?
ТЗ-5. Закон сохранения и превращения энергии
1. Сначала ударили молотком по куску стали — молоток от­
скочил, затем так же ударили молотком по куску свинца —
молоток отскочил на меньшую высоту. Какому металлу при
этом было передано больше энергии? (Кинетическую энер­
гию молотка в момент удара считать в обоих случаях одина­
ковой.)
2. Два одинаковых железных шарика упали с одной и той же
высоты. Первый упал в вязкий грунт, а второй, ударившись о
камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте.
Какие превращения энергии происходят в каждом случае?
Который из шариков больше нагрелся и почему?
3. Часть энергии, потребляемой двигателем автомобиля, рас­
ходуется на преодоление сопротивления воздуха. В какой вид
энергии она при этом превращается?
4. Почему автобусам, работающим с частыми остановками,
увеличиваются нормы расхода горючего? Какие превращения
энергии происходят при торможении автобуса?
5. Какие превращения энергии происходят: а) при выстреле
из пневматического ружья; б) при вылете пробки из пробирки
с кипящей водой; в) при ударе молота по наковальне?
6. На втором этаже здания потенциальная энергия вязанки
дров больше, чем на первом. Будет ли энергия, полученная от
сжигания дров на втором этаже, больше энергии, которая бы­
ла получена при их сжигании на первом этаже?
7. Какие превращения энергии происходят: а) при обработке
детали на токарном станке; б) при трении обода колеса о тор­
мозную колодку; в) при трении гоночного автомобиля о воздух?
13
8. Одинаковое ли количество теплоты необходимо для нагре­
вания газа в сосуде до одной и той же температуры, если он
находится: а) под легко подвижным поршнем; б) под непо­
движным поршнем?
Изменение аг регатных состояний вещества
ТЗ-6. Плавление и отвердевание
1. Почему космические корабли и ракеты снабжаются об­
шивкой из тугоплавких металлов?
2. а) Назовите, какие вещества будут плавиться, если их
опустить в кипящую воду.
б) Расплавится ли небольшой кусочек олова, если его бро­
сить в тигель с расплавленным свинцом?
3. Чтобы электролампа светилась, ее спираль должна нагре­
ваться до высокой температуры. Какой из металлов надо
взять для изготовления спирали: сталь, медь или вольфрам?
4. При спаивании стальных деталей иногда пользуются мед­
ным припоем. Почему нельзя паять медные детали стальным
припоем?
5. Почему ствол орудия не плавится при выстреле, несмотря
на то что температура плавления стали 1400 °С, а при сгорании
пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600 °С?
6. Почему зимой при длительных остановках выливают воду
из радиатора автомобиля?
7. Распространенный способ защиты ракет от перегрева при
полете состоит в том, что их обшивку покрывают слоем мате­
риала, который легко плавится. Почему это уменьшает нагрев
корпуса ракеты?
8. а) В холодильник, в котором поддерживается температура
0 °С, поместили две бутылки — одну с водой, другую с моло­
ком. Замерзнет ли какое-нибудь из этих веществ? Почему?
б) Одну из бутылок с водой положили на лед при темпера­
туре 0 °С, вторую — опустили в воду при температуре 0 °С. За­
мерзнет ли вода в какой-нибудь из них?
9. Объясните на основе молекулярной теории строения веще­
ства, почему у тела не изменяется температура в момент плав­
ления и кристаллизации.
14
10. При сильных морозах для восстановления гладкости льда
каток заливают горячей водой. Почему?
11. а) Почему не следует оставлять на морозе бочку, наполнен­
ную водой?
б) Объясните, почему зимой в лесу во время сильных моро­
зов трещат деревья.
12. Какое значение в природе имеет большая удельная теплота
плавления льда?
13. В пламени газовой горелки температура распределяется
следующим образом: в нижней части пламени 500 °С, в сред­
ней и в верхней частях — около 1540 °С. Укажите, в каких
слоях пламени будет плавиться тонкая проволочка, изготов­
ленная из: алюминия; меди; свинца.
14. На рисунке 7 приведен график нагревания и плавления
олова. Каким процессам соответствуют участки графика АВ,
ВС и CD? Как изменяется внутреннее строение олова в тече­
ние всего времени наблюдения? Сколько времени длился про­
цесс плавления?
15. На рисунке 8 приведен график кристаллизации вещества.
Какое это вещество? Каким процессам соответствуют участки
графика АВ, ВС и CD? Как изменяется внутреннее строение
вещества в течение всего времени наблюдения?
16. На сколько джоулей отличается внутренняя энергия 5 кг
льда от внутренней энергии 5 кг воды, взятой при температу­
ре 5 °С? Почему?
17. Замерзнет ли вся вода массой 100 г, взятая при температу­
ре 0 °С, если она передаст окружающим телам энергию, рав­
ную 34 кДж? Ответ обоснуйте.
15
18. Какое количество теплоты потребуется для плавления
200 г свинца, имеющего температуру 17 °С?
19. Болванки из меди и стали массой по 100 кг нагреты до тем­
пературы их плавления. Для плавления какого из этих тел по­
требуется большее количество теплоты? Во сколько раз?
20. Куску льда массой 4 кг при температуре 0 °С передали ко­
личество теплоты 1480 кДж. Расплавится ли весь лед? Какая
при этом установится температура льда?
21. В 1 л воды при температуре 18 °С вылили 300 г расплав­
ленного олова, имеющего температуру 232 °С. На сколько гра­
дусов при этом нагрелась вода?
22. В бочку с водой опустили 2 кг льда при температуре 0 °С.
Найти массу воды, налитой в бочку, если после таяния льда ее
температура уменьшилась от 20 до 18 °С.
ТЗ-7. Испарение и конденсация
1. Проделайте опыты.
а) Намочите один палец водой, а другой — одеколоном. Ка­
кой палец быстрее станет сухим? ощущает большее пониже­
ние температуры? Почему?
б) Оберните резервуар со ртутью термометра ваткой, смо­
ченной одеколоном, и наблюдайте за показаниями термомет­
ра. Подуйте на ватку. Опишите свои наблюдения.
в) Если слегка подышать на зеркало, то оно запотевает.
Почему?
2. Часть обшивки ракет иногда делают из пористого матери­
ала, к которому подводят под давлением легкоиспаряющуюся
жидкость. Почему это предохраняет корпус от перегрева?
3. Для охлаждения режущего инструмента иногда охлаж­
дающую жидкость распыляют потоком воздуха на мелкие
капли. Почему такой метод более эффективен, чем охлажде­
ние сплошным потоком жидкости?
4. Почему белье сохнет медленно, если оно сложено в кучу?
5. а) Летом в открытых водоемах температура воды почти
всегда ниже температуры окружающего воздуха. Объясните
причину этого явления.
б) Почему вода в закрытой кастрюле нагревается быстрее,
чем в открытой?
16
6. Почему водой можно погасить костер? Кипятком или хо­
лодной водой можно погасить костер быстрее?
7. Пресную воду из морской можно получить двумя способа­
ми: вымораживанием и выпариванием. Какой способ с точки
зрения физики выгоднее и почему?
8. а) Почему при одинаковом размере помещений радиатор
парового отопления имеет меньше секций, чем радиатор водя­
ного отопления?
б) Пар, поступающий в радиатор парового отопления, име­
ет ту же температуру, что и вода, покидающая радиатор. Про­
исходит ли при этом обогрев комнаты?
9. Стоматологи для исследования иногда используют зер­
кальце. При этом его предварительно нагревают до температу­
ры выше 37 °С. Зачем?
10. а) Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами
пар?
б) Почему зимой в доме оконные стекла потеют, если в
комнате много людей?
в) Почему роса обильнее после жаркого дня?
11. Почему нельзя погасить воспламенившийся бензин или
керосин, заливая пламя водой?
12. Чтобы скорее высушить пол, на который пролита вода, во­
ду растирают по полу. Почему?
13. Когда лучше срезать листья салата, чтобы они были более
сочными: рано утром или вечером после жаркого дня?
14. В кипящую воду можно налить растительное масло; если
же в кипящее масло капнуть водой, то оно разбрызгивается.
Почему?
15. Объясните, почему продолжительность варки картофеля,
начиная с момента кипения, не зависит от мощности нагрева­
теля.
16. а) Нагреется ли вода до более высокой температуры, если
она будет дольше кипеть?
б) Почему, пока жидкость не кипит, пузырьки пара, обра­
зующиеся у горячего дна сосуда, поднимаясь вверх, снова
уменьшаются в размере?
в) Можно ли вскипятить воду, подогревая ее паром, имею­
щим температуру 100 °С?
17
17. Почему ожоги кипящим маслом всегда сильнее, чем ожоги
кипящей водой?
18. Когда чайник с кипящей водой стоит на газовой горелке,
то над ним почти не видно пара. Но стоит только выключить
горелку, как на некоторое время пар становится видимым.
Объясните наблюдаемое явление.
19. а) Почему кастрюля прогорает лишь после того, как вода
выкипит?
б) Будет ли кипеть вода в стакане, плавающем в сосуде с
кипящей водой?
20. Первые гигрометры представляли собой слабо натянутую
горизонтальную веревку длиной 3—4 м. Как и почему меня­
лась длина веревки при изменении влажности воздуха?
21.0ба термометра в психрометре показывают одинаковую
температуру. Какова относительная влажность воздуха?
22. Когда стакан с холодной водой мы вносит в теплую комна­
ту, он покрывается каплями воды. Почему? Объясните, поче­
му эти капли через некоторое время исчезают.
23. Почему в холодных помещениях часто бывает сыро?
24. В какую погоду зимой быстрее сохнет белье: в морозную
или в оттепель? Почему?
25. Зимой в вагонах трамвая
иней образуется на стеклах и на
металлических частях. Поче­
му?
26. На рисунке 9 показано изме­
нение со временем температуры
при нагревании и охлаждении
воды. Какому состоянию воды
соответствуют участки графика
АВ, ВС и CD? Объясните, поче­
му участок ВС параллелен оси
времени.
27. На рисунке 10 приведен график нагревания жидкости.
а) Какая это жидкость?
б) Сколько времени кипела жидкость?
в) Какое количество теплоты необходимо для превраще­
ния в пар 0,4 кг этой жидкости?
18
t, °c t, °C a
100
40 I-
30
20
10
0 2 4 6 8 1012 t, мин
Рис. 10
28. На рисунке 11 приведен график конденсации пара и ох­
лаждения жидкости.
а) Какая это жидкость?
б) Сколько времени длился процесс конденсации?
в) Какое количество теплоты выделится за 20 мин, если
масса пара 0,5 кг?
29. Какое количество теплоты необходимо для обращения в
пар воды массой 10 г, спирта массой 2 г, эфира массой 8 г, ес­
ли каждая жидкость нагрета до температуры кипения?
30. Определите, сколько энергии потребуется сообщить 10 г
воды, взятой при температуре 0 °С, для того чтобы нагреть ее
до температуры кипения и испарить.
31. Водяной пар массой 2 кг, находящийся при температуре
100 °С, конденсируется, и полученная вода охлаждается до
0 °С. Какое количество теплоты выделится при этом?
32. Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда мас­
сой 2 кг, взятого при температуре 10 °С, получить стоградус­
ный пар?
33. Для нагревания 3 л воды от 18 до 100 °С в воду впускают
стоградусный пар. Определите массу пара.
34. Воду какой массы при температуре 9 °С можно довести до
кипения и затем обратить в пар теплотой, выделенной при
полном сгорании 3 кг каменного угля? Потери тепла не учи­
тывать.
35. Кусок льда, взятого при температуре 0 °С, расплавился.
При этом ему сообщили такое количество теплоты, которое
выделилось при конденсации 8 кг стоградусного водяного па­
ра. Определите массу льда.
19
Электрические явления
ТЗ-8. Электризация тел. Электрическое поле.
Строение атома
1. а) Объясните причину того, что ворсинки, мелкие бумаж­
ки и пыль прилипают к одежде при ее чистке щеткой. Поче­
му, если щетка влажная, этого не происходит?
б) Может ли при электризации получить заряд только одно
из соприкасающихся тел?
в) Для чего к цистерне автомашины, перевозящей нефте­
продукты, прикреплена металлическая цепь, конец которой
волочится по земле? Почему к железнодорожным цистернам,
предназначенным для перевозки горюче-смазочных материа­
лов, металлические цепи не прикрепляют?
2. а) Почему при расчесывании волос пластмассовой расче­
ской чистые волосы прилипают к ней? Наблюдается ли это яв­
ление, если пластмассовую расческу заменить металличе­
ской?
б) Если человек прикоснется рукой к наэлектризованным
шарикам электрофорной машины, то у него волосы поднимут­
ся вверх. Почему?
3. а) Почему расходятся листочки, если дотронуться до ша­
рика электроскопа заряженным телом?
б) Почему кусочки бумаги, притянувшись к наэлектризо­
ванной палочке, затем от нее отталкиваются?
4. Как правило, уличная пыль, поднимаясь в воздухе, заря­
жается положительно. Каким электрическим зарядом должна
обладать краска, чтобы препятствовать оседанию пыли на сте­
нах зданий?
5. а) Если через узкую воронку просыпать
песка поднести наэлектризованную палоч­
ку, то струйка будет отклоняться. Почему?
Всегда ли струйка при поднесении различ­
ных наэлектризованных тел отклоняется в
одну сторону?
б) Ватку, подвешенную на нити, поднес­
ли к одному из наэлектризованных шари­
ков электрофорной машины. Объясните,
почему ватка будет совершать колебатель­
ные движения (рис. 12).
песок и к струйке
20
6. а) Почему в сырую погоду заряженные проводники быстро
разряжаются, несмотря на наличие у них изолирующих (на­
пример, стеклянных) ручек или подставок?
б) Почему оставленный заряженным электроскоп со време­
нем разряжается?
в) Почему огнеопасные объекты, например пороховые скла­
ды, иногда покрывают металлической заземленной сеткой?
7. а) Как при помощи положительно заряженного предмета
сообщить электроскопу отрицательный электрический заряд?
б) Почему рекомендуется в опытах по электричеству раз­
личные наэлектризованные тела подвешивать на шелковых
нитях?
8. а) Сколько электронов и протонов имеет атом водорода?
б) Может ли атом водорода потерять заряд, равный 1,5 за­
ряда электрона?
в) В каком случае атом водорода превращается в положи­
тельный ион?
9. а) Используя периодическую систему химических элемен­
тов Д. И. Менделеева, определите состав атома гелия.
б) Во сколько раз масса атома углерода больше массы ато­
ма гелия? (Массой электронов пренебречь.)
в) Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его
ядра обращается один электрон?
10. а) Телу сообщили положительный заряд. Как изменится
при этом его масса? Почему?
б) Изменится ли масса отрицательно заряженного шарика,
если его коснуться рукой? Если изменится, то как?
в) Два одинаковых шарика заряжены разноименно. Их
привели в соприкосновение, а затем вернули в первоначаль­
ное положение. Изменились ли при этом заряды и массы ша­
риков?
11. Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, ес­
ли его шар покрыт пылью?
ТЗ-9. Электрический ток
1. На рисунке 13 изображены различные виды движения
электрических зарядов: а) молния между облаком и Землей;
б) тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле;
в) поток электронов, вызывающих изображение на экране те-
21
левизора. Укажите, в каком случае движение электронов
представляет собой электрический ток.
2. а) Пойдет ли ток по проводнику, соединяющему заряжен­
ные электроскопы (рис. 14, а и б)? Если да, то какие заряжен­
ные частицы, почему и в каком направлении будут переме­
щаться по проводнику?
б) Будут ли двигаться электроны по проводнику, если им
соединить электроскопы, наэлектризованные так, как показа­
но на рисунке 15, а и б? Если да, то в каком направлении?
3. а) Почему человек, оказавшийся в зоне падения высоко­
вольтного провода на землю, должен маленькими шагами вы­
ходить из опасной зоны?
б) Почему птицы могут безопасно сидеть на проводах высо­
ковольтных линий электропередачи?
4. а) Почему при заземлении электролинии один конец метал­
лического каната сначала заземляют, а затем второй конец на­
брасывают на провода линии? Можно ли поступить наоборот?
б) Почему для обмывки изоляторов линий электропереда­
чи используют прерывистую струю воды? Зачем заземляют
корпус брандспойта?
в) Почему при проведении опытов с электризацией челове­
ка он должен стоять на изолированной скамеечке?
а ) б)
Рис. 14
22
5. а) Является ли электрическим током молния, возникаю­
щая между облаком и Землей? между облаками?
б) Молния чаще всего ударяет в деревья, имеющие боль­
шие, глубоко проникающие в почву корни. Почему?
в) Почему молния может служить причиной пожаров?
6. а) В квартире погас свет. При осмотре проволочки предох­
ранителя было обнаружено, что ее конец расплавлен в месте
разрыва. На каком действии тока было основано применение
этого предохранителя?
б) Какое действие тока используется в электрическом па­
яльнике?
7. а) Какие превращения энергии происходят при работе
гальванического элемента?
б) Какие превращения энергии происходят при зарядке и
разрядке аккумулятора?
в) Получится ли гальванический элемент, если в водный
раствор какой-либо кислоты или соли мы опустим две плас­
тинки из одинакового металла (например, цинковые)?
8. Почему в сырых помещениях возможно поражение челове­
ка электрическим током даже в том случае, если он прикос­
нется к стеклянному баллону электрической лампочки?
9. а) Почему при возникновении пожара в электроустановках
нужно немедленно отключить рубильник?
б) Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим
током, водой или обычным огнетушителем, а необходимо при­
менять сухой песок или пескоструйный огнетушитель?
10. а) Всегда ли электрический ток представляет собой упорядо­
ченное движение электронов, а не каких-либо других частиц?
б) В чем различие в движении свободных электронов в ме­
таллическом проводнике, когда он присоединен к полюсам ис­
точника тока и когда он отсоединен от него?
t I
23
ТЗ-10. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.
Закон Ома для участка цепи
1. Через поперечное сечение проводника в 1с проходит
б • 1019 электронов. Какова сила тока в проводнике? Заряд
электрона 1,6 • 10~19 Кл.
2. Определите силу тока в электрической лампе, если через
нее за 10 мин проходит электрический заряд, равный 300 Кл.
3. Какой электрический заряд протекает за 5 мин через ам­
перметр при силе тока в цепи 0,5 А?
4. На участке цепи при прохождении электрического заря­
да 25 Кл совершена работа 500 Дж. Чему равно напряжение
на этом участке?
5. Напряжение на концах проводника 220 В. Какая будет со­
вершена работа при прохождении по проводнику электриче­
ского заряда, равного 10 Кл?
6. При напряжении на резисторе
НОВ сила тока в нем 4 А. Какое
напряжение следует подать на ре­
зистор, чтобы сила тока в нем уве­
личилась до 8 А?
7. Определите по графику (рис. 16)
силу тока в проводнике при напря­
жении 15 В. При каком напряже­
нии сила тока равна 0,5 А? Какая
физическая величина остается по­
стоянной при изменении силы тока и напряжения на концах
проводника? Чему равно сопротивление проводника?
8. Имеются две проволоки одинакового сечения и материала.
Длина первой 10 см, а второй — 50 см. Какая проволока имеет
большее сопротивление и во сколько раз? Почему?
9. Имеются две проволоки одинаковой длины и материала.
Площадь поперечного сечения одной проволоки 0,2 см , а дру-
а
гой — 5 мм . Сопротивление какой проволоки больше и во
сколько раз?
10. Почему реостаты изготавливают из проволоки с большим
удельным сопротивлением? Каким недостатком обладал бы
реостат с обмоткой из медной проволоки?
24
11. Определите сопротивление медного провода с площадью
поперечного сечения 2,5 мм и длиной 40 м.
12. Проволока длиной 120 м и площадью поперечного сечения
0. 5.мм2 имеет сопротивление 96 Ом. Найдите удельное сопро­
тивление материала проволоки.
13. Напряжение в сети 220 В. Определите силу тока в спирали
электроплитки, имеющей сопротивление 44 Ом.
14. Сварочный аппарат присоединяют в сеть медными провода-
л
ми длиной 100 м и площадью поперечного сечения 50 мм . Оп­
ределите напряжение на проводах, если сила тока в них 125 А.
15. На рисунке 17 приведены графики зависимости силы тока
от напряжения для двух проводников. Какой из проводников
имеет большее сопротивление?
16. На рисунке 18 приведен график зависимости силы тока от на­
пряжения. Определите силу тока на участке цепи при напряже­
нии 5, 10, 12 В. Чему равно сопротивление этого участка цепи?
ТЗ-11. Соединение проводников
1. Участок цепи состоит из двух последовательно соединен­
ных проводников сопротивлением 2 и 3 О м. Начертите схем у
соединения проводников. Какова сила тока в каждом из этих
проводников, если напряжение на концах цепи 4,5 В? Найди­
те напряжение на концах каждого проводника.
2. Вольтметр, подключенный к лампочке, показывает напря­
жение 4 В (рис. 19). Определите показания амперметра и на­
пряжение на концах участка цепи АВ.
25
Рис. 19
3. Цепь состоит из трех последовательно соединенных провод­
ников сопротивлением 2, 3 и 5 Ом. Начертите схему этой цепи.
Найдите силу тока в цепи и напряжение на концах каждого
проводника, если напряжение на зажимах всей цепи 20 В.
4. Вольтметр VI (рис. 20) показывает напряжение 8 В. Опре­
делите показания амперметра и вольтметра V2.
5. Три проводника сопротивлением 10, 20 и 30 Ом соединены
последовательно. Какое напряжение на концах этой цепи, ес­
ли сила тока в ней 0,2 А? Каковы показания вольтметров,
подключенных к концам каждого проводника?
6. Кусок проволоки сопротивлением 100 Ом разрезали на че­
тыре равные части и полученные части соединили параллель­
но. Определите общее сопротивление этого соединения.
7. Проводники сопротивлением 8 и 12 Ом соединены парал­
лельно. Вычислите общее сопротивление соединения.
8. На рисунке 21 изображена схема соединения проводников,
где Rl = 3 Ом, R2 = 6 Ом, =-- 4 Ом. Определите сопротивле­
ние всей цепи.
9. Сила тока, протекающего через проводник R1, равна 2 А
(рис. 22). Каково сопротивление проводника R2, если R^~ 4 Ом,
а показания амперметра 3 А?
10. Два проводника сопротивлением 5 и 10 Ом присоединены
параллельно к источнику тока напряжением 20 В. Начертите
26
Рис. 21 Рис. 22
схему соединения проводников.
Определите силу тока в каждом
проводнике и общую силу тока в
цепи.
11. Амперметр А (рис. 23) пока­
зывает силу тока 1,6 А при напря­
жении £7^ = 12 В. Сопротивле- Рис. 23
ние резистора Щ = 10 Ом. Определите сопротивление резис­
тора R2 и показания амперметров А1 и А2.
ТЗ-12. Работа и мощность тока
1. а) Почему нить накала в электрической лампочке делают
из вольфрама?
б) В каких лампах тоньше нить: в более или менее мощ­
ных? Почему?
2. а) Как изменилась мощность тока в электроплитке, если
при ремонте проволоку ее нагревательного элемента укороти­
ли?
б) Почему при сборке электрической цепи в местах плохо­
го контакта выделяется большое количество теплоты?
3. Имеются две одинаковые лампы мощностью 25 и 75 Вт,
рассчитанные на одинаковое напряжение. Сопротивление ка­
кой лампы больше и во сколько раз?
4. Покупателю нужна спираль мощностью 600 Вт. В продаже
имеются спирали мощностью 300 Вт, рассчитанные на то же
напряжение. Покупатель приобретает две спирали, решив со­
единить их последовательно для получения мощности 600 Вт.
Можно ли таким способом получить желаемый результат?
5. а) Почему спираль электроплитки (и других нагреватель­
ных приборов) делают из металла с большим удельным сопро­
тивлением?
б) Почему недопустимо на место перегоревшего предохра­
нителя ставить толстую медную проволоку?
в) Почему в предохранителях используют проволоку из
легкоплавких металлов?
6. Определите силу тока в обмотке электропаяльника мощно­
стью 120 Вт и ее сопротивление, если паяльник рассчитан на
напряжение 220 В.
27
7. Сколько энергии потребляет электрическая плитка каж­
дую секунду при напряжении 120 В, если сила тока в спирали
5 А?
8. Зарядка аккумуляторной батареи производится 8 ч при
напряжении 2,5 В и силе тока 4 А. Каков запас электроэнер­
гии в аккумуляторе?
9. На электрическом счетчике указано: «220 В, 5 А». Выйдет
ли счетчик из строя, если в квартире одновременно включить:
холодильник (120 Вт), пылесос (360 Вт), утюг (600 Вт) и две
лампочки (по 100 Вт)?
10. Сила тока в электрической печи «Чудо» равна 2,2 А, ее со­
противление 100 Ом. Определите мощность тока и израсходо­
ванную электроэнергию за 5 ч работы печи.
11. Определите мощность, потребляемую второй лампой
(рис. 24).
12. Найдите мощность, потребляемую третьей лампой (рис. 25),
если амперметр показывает 1 А.
Рис. 24
R, = 10 Ом
Я0 = 2 Ом
'H g H g H
Я4 = 5 Ом
R2 = 5 Ом
Рис. 25
13. Электродвигатель работает при напряжении 200 В и силе
тока 40 А. Механическая мощность двигателя 6,4 кВт. Каков
КПД электродвигателя?
14. Какова сила тока, который должен протекать через сопро­
тивление 100 Ом, опущенное в воду, чтобы за 1 мин превра­
тился в пар 1 г кипящей воды?
T3-13. Электромагнитные явления
1. Катушка подвешена на тонких проволоках (рис. 26). Если
по катушке пропустить ток, то она притягивается к магниту.
Объясните наблюдаемое явление.
28
2. а) Что произойдет с магнитной стрелкой, если цепь замк­
нуть ключом К (рис. 27)? Зачем в цепь включена лампа Л?
б) Изменится ли поведение магнитной стрелки, если на­
правление тока в цепи изменить?
3. Почему магнитное действие катушки, по которой идет ток,
усиливается, когда в нее вводят железный сердечник?
4. Если магнит дугообразный, то железный гвоздь одним
концом притягивается к одному полюсу, а другим — к друго­
му. Почему?
5. Если замкнуть цепь ключом К (рис. 28), то алюминиевый
стержень М придет в движение (покатится). Объясните на­
блюдаемое явление.
6. Почему обыкновенные магнитные компасы практически
непригодны вблизи магнитных полюсов Земли?
7. К северному полюсу магнита притянулись гвозди. Почему
гвозди отпадают, если к этому концу прикладывают южный
полюс другого магнита?
29
а)
О
б)
Рис. 29
8. В каких случаях исправный компас, установленный на са­
молетах или судах, может давать неверные показания?
9. Можно ли изготовить полосовой магнит так, чтобы на кон­
цах его были одноименные полюсы?
10. Укажите полюсы магнитов, изображенных на рисунке 29.


Категория: Физика | Добавил: Админ (08.04.2016)
Просмотров: | Теги: Марон | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar