Тема №5959 Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 3) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 8 класс Марон (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

Самостоятельные Работы
СР-1. Внутренняя энергия
Вариант 1
1. Какими двумя способами можно изменить внутреннюю
энергию тела?
2. Кусок свинца можно нагреть разными способами: ударяя по
нему молотком, помещая его в пламя горелки или в горячую
воду. Можно ли утверждать, что во всех этих случаях кусок
свинца получил количество теплоты? увеличилась его внут­
ренняя энергия?
3. Молоток будет нагреваться, когда им отбивают косу и когда
он лежит на солнце в жаркий летний день. Назовите способы
изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях.
Вариант 2
1. Два одинаковых стальных шарика упали с одной и той же
высоты. Первый упал на глину, а второй, ударившись о ка­
мень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. У ка­
кого из шариков больше изменилась внутренняя энергия?
2. Почему наружные части сверхзвуковых самолетов прихо­
дится охлаждать при помощи специальных аппаратов?
3. Как и каким способом изменяется внутренняя энергия пи­
лы при распиливании бревна?
Вариант 3
1. Изменится ли внутренняя энергия воды в море с наступле­
нием ночи?
2. Когда автомобиль больше расходует горючего: при езде без
остановки или с остановками?
3. Почему при быстром скольжении вниз по шесту или канату
можно обжечь руки?
Вариант 4
1. Объясните причину нагревания велосипедного насоса при
накачивании шины.
2. Спичка загорается при трении ее о коробок. Она вспыхива­
ет и при внесении ее в пламя свечи. В чем сходство и различие
причин, приводящих к воспламенению спички в обоих слу­
чаях?
61
3. Чем объяснить, что при забивании гвоздя его шляпка почти
не нагревается, но, когда гвоздь вбит, достаточно нескольких
ударов, чтобы шляпка сильно нагрелась?
Вариант 5
1. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверх­
ность которого более гладкая, на коньках кататься нельзя?
2. Перед тем как в стакан налить крутой кипяток, в него опус­
кают ложку. Для чего это делают?
3. В чем причина сильного нагревания и сгорания искусствен­
ных спутников Земли при вхождении в нижние плотные слои
атмосферы?
Вариант 6
1. Объясните, почему при откачивании воздуха из баллона
внутренняя энергия оставшейся части воздуха уменьшилась.
2. Почему шариковые, роликовые и игольчатые подшипники
у машин нагреваются меньше, чем подшипники скольжения?
3. Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а потом рас­
терли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара
больше? Почему?
Вариант 7
1. Каким способом изменяется внутренняя энергия детали в
следующих случаях:
а) обработка детали резцом;
б) нагревание детали в печи перед закалкой;
в) быстрое охлаждение детали в воде?
2. Одинаковая ли энергия потребуется для нагревания газа до
одной и той же температуры, если он находится в цилиндре
под легко подвижным поршнем или если поршень закреплен?
3. Два стальных бруска различной массы, находящиеся при
одинаковой температуре, опустили в стакан с горячей водой.
До одинаковой ли температуры нагреваются бруски? Одина­
ково ли изменится их внутренняя энергия?
Вариант 8
1. Почему для изготовления покрышек автомобильных колес
используется специальная резина, не размягчающаяся и не
теряющая прочности даже при температуре 100 °С и выше?
62
2. Почему коньки плохо скользят по льду в сильный мороз?
3. Часть энергии мотора автомобиля расходуется на преодоле­
ние сопротивления воздуха. В какой вид энергии она при этом
превращается?
Вариант 9
1. Почему мука из-под жерновов выходит горячей?
2. Объясните, на каком физическом явлении основан способ
добывания огня трением.
3. За счет какой энергии совершается работа по перемещению
ртути в термометре при измерении температуры тела чело­
века?
Вариант 10
1. Со дна водоема всплывает пузырек воздуха. За счет чего
увеличивается его потенциальная энергия? Меняется ли при
этом его внутренняя энергия?
2. Объясните, почему при холостом выстреле ствол пушки на­
гревается сильнее, чем при выстреле снарядами.
3. Если кусок алюминиевой проволоки быстро изгибать в од­
ном и том же месте то в одну, то в другую сторону, этот учас­
ток проволоки сильно нагревается. Объясните явление.
СР-2. Виды теплопередачи
Вариант 1
1. В каком случае нагретая деталь быстрее охладится: если ее
положить на деревянную подставку или на стальную плиту?
2. Почему подвал самое холодное место в доме?
3. Какая почва сильнее прогревается солнцем: чернозем или
песчаная? Какая почва за ночь больше охлаждается?
Вариант 2
1. Объясните, почему зимой в тесной обуви холоднее, чем в
просторной.
2. Где в холодильнике следует установить охлаждающий агре­
гат — внизу или вверху?
3. Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем в облач­
ную погоду?
63
Вариант 3
1. Почему человек не чувствует прохлады на воздухе при тем­
пературе 20 °С, а в воде зябнет при температуре 25 °С?
2. Каким способом происходит теплопередача в твердых те­
лах? в жидкостях? Почему? Может ли в вакууме происходить
теплопередача одним из этих способов?
3. Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее,
чем чистый?
Вариант 4
1. Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не
горячим воздухом?
2. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с по­
мощью труб, по которым течет охлажденная жидкость. Где
надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
3. Почему оконное стекло почти не прогревается солнечными
лучами?
Вариант 5
1. В каком доме — деревянном или кирпичном — теплее, если
толщина стен одинаковая?
2. В летний день воздух в густом лесу сильнее нагрет среди
крон деревьев, чем у поверхности земли. Ночью же темпера­
тура воздуха здесь ниже. Почему?
3. Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Резер­
вуар для ртути одного из них закопчен. Одинаковую ли темпе­
ратуру покажут термометры?
Вариант 6
1. Почему выражение «шуба греет» неверно?
2. С какой целью в верхних и нижних частях корпусов больших
электрических фонарей и киноаппаратов делают отверстия?
3. Какие участки земной поверхности нагреваются в солнеч­
ную погоду сильнее: вспаханное поле или зеленый луг, сухая
или увлажненная почва? Почему?
Вариант 7
1. П очем у в одеж де из синтетической ткани в холодную пого­
ду прохладнее, а в жару теплее, чем в шерстяной?
2. Почему зимой даже от хорошо заклеенных окон веет холодом?
3. В каком чайнике — белом или темном — горячая вода доль­
ше сохраняется? В каком чайнике она быстрее закипает?
64
Вариант 8
1. Трубы водяного отопления, проходящие через подвал, об­
вертывают асбестом или войлоком. Зачем это делают?
2. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в пе­
чах с низкими трубами?
3. Земля непрерывно излучает энергию в космическое про­
странство. Почему же Земля не «замерзает»?
Вариант 9
1. Объясните, почему почва, покрытая снегом, промерзает
меньше, чем открытая.
2. Почему сады не рекомендуется разводить в низинах?
3. Почему самая высокая температура не в полдень, а после
полудня?
Ва риа нт 1 О
1. Почему каменный пол кажется более холодным, чем дере­
вянный в одном и том же помещении?
2. Почему горячий чай остынет быстрее, если его помешивать
ложкой?
3. Какого цвета одежду следует носить зимой; летом?
СР-3. Количество теплоты. Энергия топлива
Вариант 1
1. Почему кружка молока значительно быстрее закипает на
электрической плитке, чем полная большая кастрюля?
2. Стальной резец массой 400 г при закалке нагрели от 20 до
1300 °С. Определите количество теплоты, необходимое для на­
гревания резца.
3. На сколько градусов нагреются 50 кг воды количеством
теплоты, полученным от сжигания 2 кг сухих березовых
дров? Потери тепла не учитывать.
Вариант 2
1. Д вухкопеечной м онете и килограм м овой латунной гире, на­
ходящимся при одинаковой температуре, передали одинако­
вые количества теплоты. Какой из этих предметов нагрелся до
более высокой температуры? Почему?
2. Чему равна удельная теплоемкость серебра, если для нагре­
вания 40 г серебра на 85 °С потребовалось количество теплоты
680 Дж?
65
3. Сколько килограммов воды можно нагреть на 100 °С коли­
чеством теплоты, выделившимся при сгорании 200 г кероси­
на? Потери тепла не учитывать.
Вариант 3
1. Температура пламени стеариновой свечи достигает 1500 °С.
Почему же на свече нельзя вскипятить ведро воды?
2. При обработке холодом стальную деталь массой 0,54 кг при
температуре 20 °С поместили в холодильник, температура в
котором -80 °С. Какое количество теплоты выделилось при
охлаждении детали?
3. Определите массу природного газа, которым можно заме­
нить 0,9 г водорода, чтобы получить такое же количество теп­
лоты, что и при сжигании водорода.
Вариант 4
1. На что расходуется больше энергии: на нагревание метал­
лической кастрюли или воды, налитой в нее, если их массы
одинаковы?
2. На нагревание 200 г трансформаторного масла от 24 до
40 °С потребовалось количество теплоты 5,4 кДж. Чему равна
удельная теплоемкость трансформаторного масла?
3. Воду какой массы можно нагреть на 90 °С количеством теп­
лоты, полученным при сгорании 200 г спирта? Потери тепла
не учитывать.
Вариант 5
1. Бруски, изготовленные из меди, стали и алюминия, масса­
ми 1 кг каждый, охлаждают на 1 °С. На сколько джоулей и
как меняется внутренняя энергия каждого бруска?
2. При охлаждении до 25 °С куска меди, масса которого 100 г,
О
выделилось количество теплоты 15 • 10 Дж. До какой темпе­
ратуры был нагрет кусок меди?
3. Сколько килограммов каменного угля нужно сжечь, чтобы
получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сго­
рании 4 кг бензина?
Вариант 6
1. Одна и та же масса воды была нагрета в одном случае на
20 °С, а в другом — на 50 °С. В каком случае было израсходо­
вано большее количество теплоты и во сколько раз?
66
2. Достаточно ли передать количество теплоты 12,6 МДж
стальной болванке массой 60 кг, чтобы нагреть ее на 800 °С?
3. На сколько градусов изменится температура воды массой
50 кг, если считать, что вся энергия, выделяемая при сжига­
нии 500 г древесного угля, пойдет на нагревание воды?
Вариант 7
1. В каком случае горячая вода больше охладится: если опус­
тить в стакан с водой алюминиевую ложку или серебряную
равной массы?
2. Какую массу природного газа надо сжечь, чтобы получить
440 • 107 Дж энергии?
3. На сколько градусов нагреется 200 г воды, если она получит
всю энергию, выделившуюся при остывании 2 кг меди от 100
до 40 °С?
Вариант 8
1. Для песчаных почв характерны резкие изменения темпера­
туры, что затрудняет развитие некоторых культур. Объясните
причину резкого изменения температуры.
2. Какова удельная теплота сгорания древесного угля, если ус­
тановлено, что при полном сгорании 10 кг угля выделяется
34 • 107 Дж энергии?
3. В воду массой 5 кг, взятую при температуре 7 °С, погрузили
железное тело, нагретое до 540 °С. Определите массу тела,
если температура воды стала равной 40 °С.
Вариант 9
1. Два одинаковых стальных шарика нагрели до одной и той
же температуры. Один шарик опустили в стакан с водой, дру­
гой — в стакан с керосином. Какая жидкость нагреется до бо­
лее высокой температуры? Масса воды и керосина, а также их
начальная температура одинаковы.
2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании
2,5 т нефти?
3. На нагревание кирпича массой 4 кг на 63 °С требуется та­
кое же количество теплоты, как и на нагревание воды той же
массы на 13,2 °С. Определите удельную теплоемкость кир­
пича.
67
Вариант 10
1. В кипящей воде нагрели три одинаковых цилиндра — из
свинца, олова и стали. Цилиндры поставили на лед. Под ка­
ким цилиндром растает больше льда?
2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании
200 г спирта?
3. На сколько градусов повысится температура 100 кг воды,
взятой при температуре 18 °С, если в нее влить 100 кг воды
при температуре 90 °С?
СР-4. Плавление и отвердевание
Вариант 1
1. Можно ли в медном сосуде расплавить олово? алюминий?
сталь?
2. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его на­
крыть шубой?
3. Какое количество теплоты потребуется для плавления 14 кг
меди, начальная температура которой 85 °С? Начертите при­
мерный график нагревания и плавления меди.
Вариант 2
1. Почему на Севере для измерения низких температур возду­
ха пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами?
2. Почему в теплый зимний день лыжа оставляет на свежевы­
павшем снегу тонкую ледяную корку — «лыжню»?
3. В мартеновской печи расплавили 2,5 т стального лома, взя­
того при температуре 25 °С. Какое количество теплоты для
этого потребовалось? Начертите примерный график нагрева­
ния и плавления стали.
Вариант 3
1. Почему лед не сразу тает, если его внести с мороза в натоп­
ленную комнату?
2. Почему самовар не распаивается от горячих углей, если он
наполнен водой, и распаивается, если в него забудут налить
воды?
3. Какое количество теплоты необходимо для плавления 240 г
олова, если его начальная температура 22 °С? Начертите при­
мерный график нагревания и плавления олова.
68
Вариант 4
1. С какой целью зимой при длительных остановках вылива­
ют воду из радиатора автомобиля?
2. Почему тонкая медная проволока плавится в пламени горел­
ки, а толстый медный гвоздь даже не раскаляется докрасна?
3. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации
150 г нафталина и охлаждении его до 20 °С? Начертите при­
мерный график охлаждения и кристаллизации нафталина.
Вариант 5
1. Почему тает снег на тротуаре, посыпанном солью?
2. Объясните, почему повышается температура воздуха при
снегопаде и понижается — во время ледохода.
3. Какое количество теплоты потребуется для плавления
24,5 кг алюминия, взятого при температуре 20 °С? Начертите
примерный график нагревания и плавления алюминия.
Вариант 6
1. При спаивании стальных деталей иногда пользуются мед­
ным припоем. Почему нельзя паять медные детали стальным
припоем?
2. Объясните, где сильнее стынут ноги: на заснеженном троту­
аре или на тротуаре, посыпанном солью.
3. Какое количество теплоты выделят 15 кг воды, взятой при
температуре 20 °С, превратившись в лед при температуре
0 °С? Начертите примерный график охлаждения и кристалли­
зации воды.
Вариант
1. Что больше охладит воду: кусок
воды при температуре 0 °С? Ответ
обоснуйте.
2. Почему весной, когда в воздухе
уже тепло, лед на реках и озерах
еще стоит?
3. Рассчитайте количество тепло­
ты, необходимое для процессов, со­
ответствующих участкам АВ и ВС
графика (рис. 92), приняв массу
льда равной 500 г. Назовите эти
процессы.
7
льда или такая же масса
69
Вариант 8
1. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металличе­
ским предметам и не примерзают к деревянным?
2. В начале осени в реках и озерах вода не замерзает, хотя тем­
пература воздуха на несколько градусов ниже нуля. Почему?
3. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации
и охлаждении от температуры плавления до 27 °С свинцо­
вой пластинки размером 2 х 5 х 10 см? Плотность свинца
11 300 — . Начертите примерный график кристаллизации и
охлаждения свинцовой пластинки.
Вариант 9
1. Почему олово можно расплавить на свече, а железо нельзя?
2. Почему таяние снега в лесу происходит медленнее, чем на
открытых местах?
3. Какое количество теплоты потребуется для плавления цин­
кового бруска массой 500 г, взятого при температуре 20 °С?
Начертите примерный график нагревания и плавления цин­
кового бруска.
Ва риа нт 10
1. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без са­
хара. В каком стакане чай будет холоднее?
2. При трении одного куска льда о другой лед тает. Какие пре­
вращения энергии при этом происходят?
3. Какое количество теплоты пошло на приготовление в по­
лярных условиях питьевой воды из льда массой 10 кг, взятого
при температуре -20 °С, если температура воды должна быть
15 °С? Начертите примерный график процессов, происходя­
щих со льдом и водой.
СР-5. Испарение и конденсация
Вариант 1
1. В какую погоду и почему быстрее высохнет трава — в ветре­
ную или безветренную?
2. Почему кипение происходит при постоянной температуре?
3. Какое количество теплоты потребуется для обращения в
пар 200 г воды, взятой при температуре 20 °С? Изобразите
процессы графически.
70
1. Объясните, почему при сушке нарезанные фрукты и грибы
коробятся.
2. Почему, пока жидкость не кипит, пузырьки пара, поднима­
ясь вверх, уменьшаются и исчезают?
3. Какое количество теплоты выделится при конденсации сто­
градусного водяного пара, если масса пара 2,5 кг? Изобразите
процессы графически.
Вариант 3
1. Исследования показывают, что человек начинает ощущать
перегрев тела во влажном воздухе при температуре 30 °С, а в
сухом — при температуре 40 °С. Почему в сухом воздухе легче
переносится жара?
2. Пар и полученная при его конденсации вода состоят из оди­
наковых молекул. Чем отличается водяной пар от воды?
3. Какое количество теплоты потребуется для обращения в
пар эфира, взятого при температуре 35 °С, если его масса 20 г?
Изобразите процессы графически.
Вариант 4
1. Почему в нейлоновой и капроновой одежде трудно перено­
сить жару?
2. Почему в зимнее время у человека волосы во время пребы­
вания на улице покрываются инеем?
3. Для получения раннего урожая грунт утепляют паром.
Найдите количество теплоты, которое выделит 14 кг стогра­
дусного пара при конденсации и охлаждении до 30 °С. Изо­
бразите процессы графически.
Вариант 5
1. Почему в холодных помещениях часто бывает сыро?
2. Почему, если подышать себе на руку, чувствуешь теплоту,
а если подуть, то ощущаешь прохладу?
3. В чайнике было 2 кг воды при температуре 16 °С. После то­
го как воду нагрели до кипения и часть ее испарилась, воды
осталось 1,9 кг. Определите количество теплоты, которое из­
расходовано на получение кипятка. Изобразите процессы гра­
фически.
Вариант 2
71
Вариант 6
1. Почему летом разбрызгивание воды в комнате заметно по­
нижает в ней температуру воздуха?
2. Почему кипящая в чайнике вода сразу же перестает кипеть,
как только чайник снимают с огня?
3. Сколько энергии необходимо затратить, чтобы 30 г спирта,
взятого при температуре 28 °С, нагреть до кипения и обратить
в пар? Изобразите процессы графически.
Вариант 7
1. Почему после жаркого дня вечером и ночью над рекой часто
образуется туман?
2. Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть силь­
нее. Объясните это явление.
3. Определите количество теплоты, необходимое для превра­
щения 1 кг воды, взятой при температуре 0 °С, в стоградус­
ный пар. Изобразите процессы графически.
Вариант 8
1. Если кратковременно коснуться мокрым пальцем горячего
утюга, то мы не чувствуем ожог. Почему?
2. Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воз­
дух нагрет до той же температуры?
3. Определите количество теплоты, которое необходимо для
нагревания и дальнейшего обращения в пар 1 кг ртути, взятой
при температуре 17 °С. Изобразите процессы графически.
Вариант 9
1. Почему ожоги от стоградусного водяного пара сильнее, чем
от кипятка?
2. Объясните, почему огурец всегда холоднее окружающей
среды на 1—2 °С.
3. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы
400 г воды с начальной температурой 20 °С довести до кипения
и 40 г ее превратить в пар? Изобразите процессы графически.
В а р и а н т 10
1. Почему летом на лугу после захода солнца туман сначала
появляется в низинах?
2. Для чего на морозе вспотевшую от работы лошадь покрыва­
ют попоной?
72
3. В радиаторе водяного отопления сконденсировалось 2,5 кг
водяного пара при температуре 100 °С. Вода вышла из ради­
атора при температуре 80 °С. Какое количество теплоты полу­
чила комната? Изобразите процессы графически.
СР-6. Электризация тел. Электрическое поле.
Строение атома
Вариант 1
1. Почему при быстром перематывании пленки она приобрета­
ет способность прилипать к различным предметам?
2. Каким знаком зарядятся листочки электроскопа, если к
стержню поднести, не касаясь его, положительно заряженное
тело?
3. Вокруг ядра атома кислорода движется восемь электронов.
Сколько протонов имеет ядро кислорода?
Вариант 2
1. Если в сухом помещении потереть сухой рукой надутый
воздухом резиновый детский шар и поднести его к какому-ли­
бо предмету, то он прилипает к нему и держится много часов.
Объясните явление.
2. Тело зарядилось положительно: избыток или недостаток в
нем электронов?
3. Известно, что атом лития имеет три электрона. Начертите
схемы положительного и отрицательного ионов лития.
Вариант 3
1. Можно ли при электризации трением зарядить только одно
из соприкасающихся тел?
2. Почему нижний конец молниеотвода
нужно закапывать поглубже, где слои
земли всегда влажные?
3. На рисунке 93 схематически изображены
атом и ион гелия. На каком из рисунков
изображен ион? Каков знак заряда иона?
Вариант 4
1. Почему между ремнем и шкивом, на который он надет, при
работе проскакивает искра?
2. Почему электризация трением раньше всего была замечена
на непроводящих веществах?
а) б)
Рис. 93
73
3. Металлический шарик зарядили отрицательно. Что можно
сказать о соотношении между числом протонов и электронов в
ядрах атомов шарика?
Вариант 5
1. Если поднести руку к наэлектризованному султану, то его
бумажные листочки расходятся. Почему?
2. Если комната невелика, а людей в ней много, то электриза­
ция тел путем трения, а также другие опыты по электричест­
ву плохо удаются. Почему?
3. Какие изменения произошли с атомом хлора, если он пре­
вратился в отрицательный ион?
Вариант 6
1. Почему мельчайшие капельки жидкости, разбрызгиваемой
пульверизатором, оказываются наэлектризованными?
2. Как при помощи положительно заряженной палочки опре­
делить знак заряда электроскопа?
3. Что имеет большую массу: атом лития или положительный
ион лития?
Вариант 7
1. На фабриках в процессе изготовления ткань или бумага
сильно пылятся и загрязняются. Почему?
2. Как определить знак заряда тела, имея в распоряжении эбо­
нитовую палочку, сукно и электроскоп?
3. Металлический шар, имевший отрицательный заряд, раз­
рядили, и он стал электрически нейтральным. Можно ли ска­
зать, что заряды на шаре исчезли?
Вариант 8
1. Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по вели­
чине, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их
поместить на один и тот же проводник?
2. Бывали случаи, когда очень быстро поднимающийся аэро­
стат загорался в воздухе (не от неосторожного обращения с ог­
нем). Чем это объяснить?
3. Может ли атом водорода или другого вещества лишиться
заряда, равного 0,25 заряда электрона?
74
а) б)
1. Если сухой незаряженной эбонитовой палочкой из оргстекла
провести по металлическому стержню электроскопа, то элек­
троскоп показывает заряд. Откуда же появился этот заряд?
2. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать
их в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?
3. Металлическому шарику сообщают отрицательный заряд.
Как при этом изменяется его масса?
Ва риа нт 10
1. Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка,
при трении электризоваться то положительно, то отрицатель­
но?
2. На рисунке 94 пунктиром показано перво­
начальное положение листочков электро­
скопа. Каким зарядом был заряжен электро­
скоп?
3. Почему провода электрической сети при­
крепляют к столбам при помощи фарфоро­
вых держателей, а не прямо к металличе­
ским крюкам?
СР-7. Электрический ток
Вариант 1
1. Почему тепловое движение электронов в проводнике не мо­
жет быть названо электрическим током?
2. Почему резиновые сапоги предохраняют от действия молнии?
3. Почему трудно, а иногда почти невозможно зарядить элек­
троскоп в сырой комнате?
Вариант 2
1. Почему молния чаще всего ударяет в землю в сырых мес­
тах: у берегов рек и озер?
2. Молния чаще всего ударяет в деревья, имеющие большие,
глубоко проникающие в почву корни. Почему?
3. Скорость направленного движения электронов в металличе­
ском проводнике очень мала — доли миллиметра в секунду.
Почему же лампа начинает светиться практически одновре­
менно с замыканием цепи?
Вариант 9
Рис. 94
75
Вариант 3
1. Почему при приближении грозы и по окончании приема на­
ружную антенну радиоприемника нужно обязательно зазем­
лить?
2. Песок тонкой струйкой падает в полый шар, насаженный
на стержень электроскопа. Электроскоп при этом разряжа­
ется. Можно ли говорить о наличии тока в стержне электро­
скопа?
3. Между шариками разрядника электрофорной машины про­
скакивает искра. Можно ли утверждать, что между шарика­
ми разрядника течет ток?
Вариант 4
1. Объясните, почему при ударах молнии в песчаную почву об­
разуются так называемые фульгуриты — неправильной фор­
мы куски плавленого кварца (песка).
2. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заме­
тить небольшие искорки, возникающие между рукой и
шерстью. Что при этом происходит?
3. Объясните, почему гальванометр показывает наличие тока,
если к его зажимам присоединить стальную и алюминиевую
проволоки, а вторые концы воткнуть в лимон или яблоко.
Вариант 5
1. Почему присоединение к водопроводному крану является
одним из способов заземления?
2. С каким действием электрического тока мы сталкиваемся,
когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?
3. Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим то­
ком, водой или обычным огнетушителем, а необходимо при­
менять сухой песок или пескоструйный огнетушитель?
Вариант 6
1. Как по химическому действию тока можно судить о количе­
стве прошедшего электричества?
2. Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого
напряжения соприкасается с землей, рекомендуется стоять на
одной ноге?
3. Какое действие тока используется в электрическом паяль­
нике?
76
1. Почему компас дает неправильные показания, если непода­
леку от него находится провод с электрическим током?
2. На каком действии электрического тока основано получе­
ние химически чистых металлов?
3. Получится ли гальванический элемент, если в водный рас­
твор какой-либо кислоты или соли мы опустим две пластинки
из одинакового металла (например, цинковые)?
Вариант 8
1. Почему горизонтально натянутая проволока заметно прови­
сает при наличии в ней электрического тока?
2. Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следую­
щем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источни­
ком тока, погружалась в железные опилки, то они приставали
к ней. Объясните это явление.
3. В чем различие в движении свободных электронов в метал­
лическом проводнике, когда он присоединен к полюсам источ­
ника тока и когда он отсоединен от него?
Вариант 9
1. Годность батарейки для карманного фонаря можно прове­
рить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим
полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хо­
рошая. Какое действие тока используется при этом?
2. Капля дождя в процессе падения на землю электризуется.
Можно ли говорить о существовании электрического тока
между землей и облаком в данном случае?
3. Почему в сырых помещениях возможно поражение челове­
ка электрическим током даже в том случае, если он прикос­
нется к стеклянному баллону электрической лампочки?
Вариант 10
1. В чем состоит главное отличие между током, возникающим
в металлическом проводнике, с помощью которого разряжают
электроскоп, и током в проводнике, соединяющем полюсы
гальванического элемента?
2. Какое действие оказывает ток, проходя по волоску электри­
ческой лампочки?
3. Почему при проведении опытов с электризацией человека
его ставят на изолированную скамеечку?
Вариант 7
77
СР-8. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.
Закон Ома для участка цепи
Вариант 1
1. Какой заряд протекает через катушку гальванометра,
включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?
2. При устройстве молниеотвода использовали стальной про-
9
вод площадью поперечного сечения 35 мм" и длиной 25 м. Оп­
ределите его сопротивление.
3. Определите силу тока в реостате сопротивлением 650 Ом,
если к нему приложить напряжение 12 В.
Вариант 2
1. Определите силу тока в электрической лампе, если через
нее за 5 мин проходит электрический заряд 150 Кл.
2. Сколько метров никелиновой проволоки сечением 0,1 мм2
потребуется для изготовления реостата с сопротивлением
180 Ом?
3. На цоколе электрической лампочки написано: «3,5 В;
0. 28.А». Найдите сопротивление спирали лампы.
Вариант 3
1. При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой элект­
рический заряд проходит через поперечное сечение электрода
за 5 мин?
2. Определите площадь поперечного сечения вольфрамовой
нити в электрической лампе, если длина нити 100 мм, а ее со­
противление в холодном состоянии 27,5 Ом.
3. Какое напряжение нужно создать на концах проводника со­
противлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?
Вариант 4
1. Через спираль электроплитки за 2 мин прошел заряд в
6000 Кл. Какова сила тока в спирали?
2. К аково удельное сопротивление трам вайного провода, если
р
его длина 10 км, площадь поперечного сечения 70 мм , а со­
противление 3,5 Ом?
3. Определите силу тока в лампочке, сопротивление которой
400 Ом, а напряжение на зажимах 120 В.
78
1. Сила тока в утюге 0,3 А. Какой электрический заряд прой­
дет через его спираль за 10 мин?
2. Каково сопротивление алюминиевого провода длиной
1,8 км и сечением 10 мм2?
3. Рассчитайте напряжение на клеммах амперметра, сила тока
в котором 6,2 А, если сопротивление амперметра 0,0012 Ом.
Вариант 6
1. Через поперечное сечение проводников за 2 с проходит
12 • 1019 электронов. Какова сила тока в проводнике? Заряд
электрона 1,6 • 10~19 Кл.
2. Сколько метров медного провода сечением 2 мм2 нужно
взять, чтобы его сопротивление было равно 1 Ом?
3. Сила тока в электрическом чайнике 3 А при напряжении
220 В. Чему равно сопротивление чайника?
Вариант 7
1. Одинаковые ли электрические заряды пройдут через попе­
речное сечение проводника за 3 с при силе тока 5 А и за пол­
минуты при силе тока 0,5 А?
2. Какого сечения нужно взять стальной провод длиной 5 км,
чтобы его сопротивление было равно 60 Ом?
3. Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопро­
тивлением 0,25 Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А?
Вариант 8
1. За какое время через поперечное сечение проводника прой­
дет заряд, равный 10 Кл, при силе тока 0,1 А?
л
2. Медный провод сечением 1 мм нужно заменить стальным
такой же длины, не меняя сопротивления проводника. Какого
сечения нужно взять стальной провод?
3. Какое сопротивление имеет медный провод, если при силе
тока 20 А напряжение на его концах равно 8 В?
Вариант 9
1. При прохождении заряда 10 Кл через участок цепи совер­
шается работа 5000 Дж. Каково напряжение на этом участке?
Вариант 5
79
2. Две проволоки одинакового сечения изготовлены из одного
и того же материала. Длина первой 50 см, а второй — 2 м. Ка­
кая проволока имеет меньшее сопротивление и во сколько
раз?
3. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготов­
ленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью
поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах ре­
остата равно 45 В.
Вариант 10
1. При прохождении одинакового электрического заряда в од­
ном проводнике совершена работа 80 Дж, а в другом —
200 Дж. На каком проводнике напряжение больше и во сколь­
ко раз?
2. Имеются две алюминиевые проволоки одинаковой длины
9 9 площадью поперечного сечения 2 мм и 4 мм . У какой прово­
локи сопротивление больше и во сколько раз?
3. Сколько метров нихромовой проволоки сечением 0,1 мм2
потребуется для изготовления спирали электроплитки, рас­
считанной на напряжение 220 В и силу тока 4,5 А?
СР-9. Соединение проводников
Вариант 1
1. Вольтметр VI показывает напряжение 8 В. Каковы показа­
ния амперметра и вольтметра V2 (рис. 95)?
2. Показания амперметров А и А1 соответственно равны 2,4 и
0,4 А. Определите показание вольтметра, сопротивление R2
и общее сопротивление параллельно включенных проводни­
ков (рис. 96).
= б Ом
80
Рис. 95 Рис. 96
Вариант 2
1. Вольтметр V, подключенный к точкам А и С цепи (рис. 97),
показывает напряжение 5,25 В. Каково будет показание
вольтметра, если его подключить к точкам А и В?
2. В сеть напряжением 220 В включены параллельно лампа и
электрическая плитка, сопротивления которых соответствен­
но равны 240 Ом и 60 Ом. Найдите силу тока в каждом потре­
бителе тока и в подводящих проводах.
1. Вольтметр показывает напряжение 10 В (рис. 98). Опреде­
лите силу тока в цепи и сопротивление реостата, если напря­
жение на зажимах лампы 4 В, а ее сопротивление 8 Ом.
2. Два резистора, имеющие сопротивления 7,5 и 30 Ом, соеди­
нены параллельно. Найдите силу тока в каждом из них, если в
подводящих проводах сила тока равна 7,5 А.
Вариант 4
1. Елочная гирлянда, рассчитанная на 220 В, состоит из 18 лам­
почек сопротивлением 40 Ом каждая. Определите силу тока в
гирлянде и напряжение на зажимах каждой лампочки.
2. Три проводника сопротивлением 2, 3 и 6 Ом соединены па­
раллельно и подключены к источнику тока с напряжением
12 В. Определите напряжение на каждом проводнике, силу
тока в каждом из них и в неразветвленной части цепи.
Вариант 5
1. Найдите напряжение на концах проводников R1 и R2
(рис. 99), если сила тока в цепи 2,5 А. Что покажет вольтметр,
подключенный к клеммам АВ?
^ = 4 Ом R2 = 16 Ом ^
О— | |------------Ш Г1---------о
Рис. 99
81
2. Три резистора, имеющие сопротивление 1,5; 2,5 и 3 Ом, со­
единены параллельно. Какова сила тока в каждом резисторе,
если соединение находится под напряжением 15 В?
Вариант 6
1. Напряжение на участке АВ (рис. 100) равно 100 В, а сила
тока в цепи 0,4 А. Определите сопротивление лампы.
R . = 20 Ом
- £ = □ ---------- 0 - 2
Рис. 100
R1
Рис. 101
2. Определите общее сопротивление цепи и напряжение на
клеммах цепи, если = 3 Ом, R2 = 6 Ом, = 5 Ом, показания
амперметра 2 А (рис. 101).
Вариант 7
1. Каковы показания амперметра и вольтметра V2, если
вольтметр VI показывает напряжение 36 В (рис. 102)?
2. Определите общее сопротивление цепи и силу тока в нераз-
ветвленной части, если = 30 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 30 Ом,
показания вольтметра 6 В (рис. 103).
Вариант 8
1. Вольтметр, подключенный к сопротивлению R^ = 10 Ом,
показал напряжение 17 В (рис. 104). Каково сопротивление
JR2> если подключенный к нему вольтметр показал напряже­
ние 44 В?
82
R2
2. Четыре резистора, соединенные параллельно, имеют сопро­
тивления по 4 Ом каждый. Какова сила тока в каждом резис­
торе, если в общей части цепи сила тока 50 А? Каково напря­
жение на каждом резисторе?
Вариант 9
1. Реостаты сопротивлением 20, 30 и 50 Ом соединены после­
довательно. К ним приложено напряжение 120 В. Определите
силу тока и напряжение на каждом реостате.
2. Определите общее сопротивление цепи и напряжение на
участке CD, если Ej = 4 Ом, Е2 ~ 3 Ом, Е3 = 6 Ом (рис. 105).
Ва риа нт 10
1. Четыре резистора 6, 2, 3 и 4 Ом соединены последовательно
и подключены к источнику тока, имеющему на полюсах на­
пряжение 30 В. Определите силу тока в цепи и напряжение на
концах каждого резистора.
2. Три проводника с сопротивлением 4, б и 8 Ом соединены па­
раллельно. В первом проводнике сила тока 15 А. Определите
силу тока в каждом из остальных проводников.
СР-10. Работа и мощность тока
Вариант 1
1. На электрическом утюге указано: «220 В; 600 Вт». При ка­
кой силе тока работает утюг?
2. К акое количество теплоты вы делится в проводе сопротивле­
нием 6 Ом за 20 с, если сила тока в проводнике 4 А?
3. Подошва стального утюга массой 700 г в процессе работы
нагрелась от 20 до 200 °С. Сколько времени понадобилось для
нагревания утюга, если его мощность равна 750 Вт, а КПД со­
ставляет 80% ? Удельная теплоемкость стали 460 Дж
кг
83
1. Самодельный электрический паяльник при силе тока
500 мА имеет мощность 60 Вт. На какое напряжение рассчи­
тан паяльник?
2. В проводнике сопротивлением 2 Ом сила тока 20 А. Какое
количество теплоты выделится в проводнике за 1 мин?
3. Сколько времени потребуется для нагревания 1 л воды от 20
до 100 °С в электрическом чайнике мощностью 500 Вт, если
его КПД 75% ?
Вариант 3
1. На электрической лампе указано: «220 В; 60 Вт». Какова
сила тока в лампе?
2. Какое количество теплоты выделится за 1 ч в проводнике
сопротивлением 1000 Ом при силе тока 2 мА?
3. Кипятильник нагревает 1,2 кг воды от 12 °С до кипения за
10 мин. Определите силу тока в кипятильнике, если напряже­
ние в сети 220 В, а КПД кипятильника 90%.
Вариант 4
1. Электрическая печь потребляет мощность 6 кВт при силе
тока 50 А. Определите напряжение в сети, питающей электро­
печь.
2. Электрический паяльник рассчитан на напряжение 12 В и
силу тока 5 А. Какое количество теплоты выделится в паяль­
нике за 30 мин работы?
3. Определите КПД электрического чайника, имеющего мощ­
ность 0,6 кВт, в котором за 17,5 мин 1,5 л воды нагревается от
20 до 100 °С.
Вариант 2
Вариант 5
1. На цоколе лампочки указано: «3,5 В; 0,28 А». Какой мощ­
ности ток потребляет лампочка?
2. Какое количество теплоты выделится в реостате, сопротив­
ление которого 12 Ом, если он находится под напряжением
10 В в течение 1 ч?
3. Воду какой массы можно нагреть от 20 до 100 °С, затратив
1 кВт • ч энергии, если только 60% энергии идет на нагрева­
ние жидкости?
84
1. На штепсельной розетке указано: «5 А; 250 В». Какой пре­
дельной мощности электрический прибор можно включить в
эту розетку?
2. Напряжение на реостате 20 В, его сопротивление 5 Ом. Оп­
ределите количество теплоты, выделяемое в реостате за
20 мин.
3. Определите силу тока в кипятильнике, который нагревает
1,2 л воды от 12 °С до кипения за 10 мин, если напряжение в
сети 220 В, а КПД кипятильника 90%.
Вариант 7
1. В парнике с электрическим обогревом сила тока в грунте
каждой рамы 20 А при напряжении 50 В. Какова мощность
тока?
2. Через проводник течет ток 5 А в течение 10 мин, и при этом
выделяется количество теплоты 5000 Дж. Каково сопротивле­
ние проводника?
3. Для оплавления гололеда на проводе электрической желез­
ной дороги по проводу пропущен электрический ток. Сколько
льда (0 °С) будет плавиться каждую минуту? Напряжение
в линии 600 В, сила тока 450 А, КПД электронагрева 50%.
Вариант 8
1. Какой суммарной мощностью могут обладать приборы,
включаемые одновременно в осветительную сеть, если предох­
ранитель рассчитан на силу тока 6 А, а напряжение в сети
220 В?
2. Какой силы ток применяется для сварки электрических
проводов, если сопротивление контакта концов равно
0,005 Ом, сварка длится 5 с и при этом выделяется 25 кДж
энергии?
3. Вода в аквариуме подогревается электрической лампой
мощностью 40 Вт. На сколько градусов нагреется 10 л воды в
аквариуме за 1 ч, если тепловые потери при этом составляют
75% ?
Вариант 6
Вариант 9
1. Сила тока в спирали электроплитки мощностью 600 Вт рав­
на 5 А. Определите сопротивление спирали.
85
2. Сила тока в электрической печи для плавки металла 800 А
при напряжении 60 В. Какое количество теплоты выделяется
в печи за 1 мин?
3. Через электрический кипятильник с сопротивлением 100 Ом
в течение 5 мин течет электрический ток. На сколько градусов
нагреется 1 кг воды этим кипятильником, если его КПД 80%,
а сила тока 2 А?
Вариант 10
1. Определите сопротивление нити электрической лампы по
следующим маркировочным данным: «100 Вт; 220 В».
2. Какое количество теплоты выделится в нити электрической
лампы в течение 1 ч, если сила тока в лампе равна 1 А при на­
пряжении 110 В?
3. В кастрюле емкостью 5 л вода нагревается от 10 до 100 °С за
20 мин кипятильником, КПД которого 70% . Какова сила тока
в обмотке кипятильника, если напряжение в сети 220 В?
СР-11. Электромагнитные явления
Вариант 1
1. Почему катушка с током, подвешенная
на гибких проводах, ведет себя как магнит­
ная стрелка (один конец обращен к югу, дру­
гой — к северу)?
2. Почему две железные пластинки, притя­
нувшись к магниту, расходятся свободными
концами?
3. Будет ли отклоняться магнитная стрелка,
которому течет ток, согнут вдвое (рис. 106)?
Вариант 2
1. Как вынуть стальную булавку из стеклянной бутылки, не
опрокидывая ее и не опуская внутрь каких-либо предметов?
2. Молния ударила в ящик со стальными но­
жами и разбила его. После этого ножи оказа­
лись намагниченными. Как это объяснить?
3. На тонких проводах подвешена катушка
К (рис. 107). Почему она притягивается к
магниту (или отталкивается), если по ней
пропускать электрический ток?
Рис. 106
если провод, по
86
Вариант 3
1. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?
2. Определите полюсы магнита, если известно расположение
магнитных линий (рис. 108).
3. При погрузке подъемным электромагнитным краном сталь­
ных предметов очень часто они не отпадают от электромагни­
та после выключения тока в обмотке. Что следует сделать,
чтобы предметы отпали?
1. Почему две иглы, подвешенные на нитях, отталкиваются,
если к ним поднести полюс магнита?
2. Объясните, почему поворачивается магнитная стрелка, рас­
положенная рядом с проводником, когда по нему течет ток.
3. Как будет себя вести стрелка при замыкании цепи электро­
магнита (рис. 109)?
1. Почему магниты размагничиваются, если их хранить сло­
женными одноименными полюсами?
2. Каким образом можно усилить магнитное поле катушки с
током?
3. Почему опыты с магнитами нужно делать в месте, достаточ­
но удаленном от железных предметов?
1. Каким способом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не
пользуясь амперметром?
2. Что называют магнитными аномалиями? Как можно их об­
наружить с помощью магнитной стрелки?
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Рис. 108 Рис. 109
87
3. Действует ли магнит на легкие стальные предметы (перо,
кнопку, иголку), если между ними и предметом расположить
картон, фанеру, стекло, железный лист?
Вариант 7
1. Установится ли в вакууме магнитная стрелка компаса в
плоскости магнитного меридиана Земли?
2. Как объяснить наличие магнитного поля вокруг постоян­
ного магнита на основе молекулярной теории строения веще­
ства?
3. При хранении прямых магнитов их полюса замыкают же­
лезными якорями. Почему это предохраняет магниты от раз­
магничивания?
Вариант 8
1. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс?
2. К северному полюсу магнита притянулись две булавки. По­
чему их свободные концы отталкиваются?
3. От чего зависит направление силы, действующей на провод­
ник с током, находящийся в магнитном поле?
Вариант 9
1. Какой полюс появится у заостренного конца стального гвоз­
дя, если к его шляпке поднести южный полюс магнита, не ка­
саясь гвоздя?
2. Почему стальные полосы и рельсы, лежащие на складах,
через некоторое время оказываются намагниченными?
3. Когда к компасу приблизили ножницы, стрелка компаса
отклонилась. Можно ли утверждать, что ножницы были пред­
варительно намагничены?
Ва риа нт 10
1. Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пласт­
массы и других материалов, но не из железа?
2. Почему на судах, предназначенных для изучения земного
магнетизма, не допускается наличие предметов, изготовлен­
ных из чугуна и стали?
3. Поток зерна, поступающего на жернова мельницы, пропус­
кается сначала между полюсами сильного электромагнита.
Зачем это делается?
88
CP-12. Отражение света. Плоское зеркало
Вариант 1
1. Почему тень от ног на земле резко очерчена, а тень от голо­
вы более расплывчата? При каких условиях тень всюду будет
одинаково отчетлива?
2. Лучи солнца падают на земную поверхность под углом 50°.
Под каким углом к горизонту надо поставить плоское зерка­
ло, чтобы лучи, отразившись от него, пошли горизонтально?
Вариант 2
1. Можно ли сказать, что увеличение высоты башни в степи в
несколько раз приведет к такому же увеличению ее тени?
2. Угол между падающим и отраженным лучами 30°. Каким дол­
жен быть угол отражения, если угол падения увеличится на 15°?
Вариант 3
1. Тень от штанги футбольных ворот утром и вечером длин­
нее, чем днем. Меняется ли в течение дня длина тени от пере­
кладины ворот?
2. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнеч­
ные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи
солнца падают к земной поверхности под углом 50°?
Вариант 4
1. Почему окна домов днем кажутся всегда более темными,
чем стены, даже если стены окрашены в темный цвет?
2. Солнечный луч направлен горизонтально. Как надо распо­
ложить плоское зеркало, чтобы после отражения луч шел вер­
тикально?
Вариант 5
1. В какое время дня — утром, в полдень или вечером — раз­
меры тени от облака на поверхности Земли наиболее близки к
размерам самого облака?
2. Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол между па­
дающим и отраженным лучами?
Вариант 6
1. Почему в комнате, стены которой побелены или оклеены
светлыми обоями, всегда светлее, чем при таком же освеще­
нии в комнате с темными стенами?
2. Угол между отраженным и падающим лучами составляет
60°. Под каким углом к зеркалу падает свет?
89
1. Когда классная доска отсвечивает, то написанное на ней
плохо видно. Почему?
2. Угол падения луча на плоское зеркало увеличился от 35 до 50°.
Как изменится угол между падающим и отраженным лучами?
Вариант 8
1. Почему в темной комнате видны только те предметы, на ко­
торые в данный момент направлен свет фонарика?
2. При каком угле падения отраженный луч перпендикулярен
падающему?
Вариант 9
1. Для каких целей служат плафоны: матовые, металличе­
ские?
2. В каком случае направления падающего и отраженного лу­
чей совпадают?
Вариант 7
Ва риа нт 10
1. Почему учащиеся в классе должны сидеть так, чтобы окна
были слева?
2. Луч света падает на зеркало под углом 35° к его поверхности.
Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
СР-13. Преломление света. Линзы
Вариант 1
1. Во всех ли случаях луч света преломляется при переходе из
одной среды в другую?
2. Постройте изображение предмета АВ в линзе (рис. 110).
Охарактеризуйте изображение.
А
2 F 2 F
М/
Рис. 110
3. Какова оптическая сила линзы, фокусное расстояние кото­
рой F ~ 4 см? Какая это линза?
90
Вариант 2
1. В каких случаях угол падения луча света на границу двух
сред равен углу преломления?
2. Постройте изображение предмета
АВ в линзе (рис. 111). Охарактери­
зуйте изображение.
3. Оптическая сила линзы D = 4 дптр.
Чему равно фокусное расстояние этой
линзы? Какая это линза?
В /\
—•——»■----------- ф ■
2 F А F F 2F
М/
Рис. 111
Вариант 3
1. Почему изображения предметов, получаемые при отраже­
нии их в воде, кажутся менее яркими, чем сами предметы?
2. Постройте изображение предмета
АВ в линзе (рис. 112). Охарактери­
зуйте изображение.
3. Определите фокусное расстояние
линзы, имеющей оптическую силу
D = -2 дптр. Какая это линза?
Вариант 4
1. Почему выпуклые оптические линзы называют зажигатель­
ными стеклами, а к вогнутым линзам это название не приме­
няется?
2. Постройте изображение предмета АВ в линзе (рис. 113).
Охарактеризуйте изображение.
Рис. 112
2 F
В /К
F А F 2 F
\ 1/
Рис. 113
3. Фокусное расстояние линзы F — 10 см. Какая это линза?
Какова ее оптическая сила?
91
1. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу,
плавающую невдалеке?
2. Постройте изображение предмета АВ в линзе (рис. 114).
Охарактеризуйте изображение.
Вариант 5
В v
2 Fa F F 2 F
/\
Рис. 114
3. Чем отличаются друг от друга линзы с оптическими силами
+2 дптр и -2 дптр соответственно?

 

Категория: Физика | Добавил: Админ (08.04.2016)
Просмотров: | Теги: Марон | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar