Тема №5948 Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

ТЗ-1. Путь и перемещение
1. Укажите, в каком из приведенных ниже примеров тело
можно считать материальной точкой:
а) Земля, движущаяся вокруг Солнца;
б) Земля, вращающаяся вокруг своей оси;
в) Луна, вращающаяся вокруг Земли;
г) Луна, на поверхности которой движется луноход;
д) молот, брошенный спортсменом;
е) спортивный молот, который изготавливают на станке.
2. Что определяет пассажир автобуса по цифрам на километ­
ровых столбах, установленных вдоль шоссе, — перемещение
или пройденный автобусом путь?
3. На рисунке 1 изображены траектории полета снарядов. Рав­
ны ли для этих движений пройденные снарядами пути? пере­
мещения?
4. Тело, брошенное вертикально вверх из точки А, упало в
шахту (рис. 2). Чему равны пройденный телом путь и модуль
перемещения, если АВ - 15 м, ВС — 18 м?
5. Спортсмену предстоит пробежать один круг (400 м). Чему
равен модуль перемещения, если он: а) пробежал 200 м пути;
б) финишировал? Дорожку стадиона считать окружностью.
6. Белка бежит внутри колеса, находясь на одной и той же вы­
соте относительно пола. Равны ли путь и перемещение при та­
ком движении?
7. Определите проекции вектора пере- J3
мещения на оси X и У, если в началь- х
ный момент времени координаты тела:
х 1 = 2 м, t/j = 10 м, а конечные координа­
ты х 2 = 14 м, у2 = 2 м. Выполните пояс- 1
няющий чертеж. i i
Рис. 1 Рис. 2
8. Вертолет пролетел на юг в горизон­
тальном направлении 12 км, затем по­
вернул строго на восток и пролетел
еще 16 км. Сделайте чертеж, найдите
путь и перемещение вертолета.
9. На рисунке 3 показана траектория
движения тела из точки А в точку В.
Определите координаты точек А и В,
модуль перемещения тела и пройден­
ный им путь.
У У М ;
D
Л ,
О
- 2 ■
0 2 х , м
1 3
Рис. 3
10. Катер прошел по озеру в направлении на северо-восток
2 км, а затем в северном направлении еще 1 км. Сделайте чер­
теж. Найдите модуль перемещения катера.
11. Человек прошел по аллее парка 40 м. Затем он повернул
на вторую аллею, расположенную под углом 90° к первой ал­
лее, и прошел по ней 30 м. Сделайте чертеж. Определите прой­
денный путь и модуль перемещения человека.
ТЗ-2. Прямолинейное равномерное движение
1. Автомобиль удаляется от моста, двигаясь равномерно и
прямолинейно со скоростью 72 км/ч. На каком расстоянии от
моста окажется автомобиль через 10 с, если в начальный мо­
мент времени он находился от него на расстоянии 200 м?
2. Грузовой автомобиль проехал мимо бензоколонки со скоро­
стью 54 км/ч. Через 2 ч мимо той же бензоколонки в том же
направлении проехал легковой автомобиль со скоростью
72 км/ч. Через какое время и на каком расстоянии от бензоко­
лонки легковой автомобиль догонит грузовой, если они ехали
прямолинейно с постоянной скоростью?
3. Автомобиль, двигаясь со скоростью 30 км/ч, проехал поло­
вину пути до места назначения за 2 ч. С какой скоростью он
должен продолжать движение, чтобы достигнуть цели и вер­
нуться обратно за то же время?
4. Из одного города в другой вышел пешеход. Когда он прошел
27 км, вслед выехал автомобиль со скоростью в 10 раз большей,
чем у пешехода. Во второй город они попали одновременно.
Найдите расстояние между городами.
6
5. Один автомобиль, двигаясь равномерно со скоростью 12 м/с,
за 10 с проехал такое же расстояние, что и другой за 15 с.
Какова скорость второго автомобиля?
6. По прямолинейной автостраде движутся равномерно в про­
тивоположных направлениях автобус и мотоциклист. В на­
чальный момент времени координаты автобуса и мотоциклис­
та соответственно равны 500 и -300 м, а скорости движения
72 и 36 км/ч. Напишите уравнения движения х = x(t) автобу­
са и мотоциклиста. Определите их положение через 5 с. В ка­
кой момент времени и где они встретятся? Каким будет рас­
стояние между ними через 1,5 мин после начала движения?
Рассмотрите все возможные случаи.
7. По дороге движутся равномерно и прямолинейно два тела:
автобус со скоростью 72 км/ч и велосипедист со скоростью
54 км/ч (рис. 4). Их координаты в момент начала наблюдения
равны соответственно 400 и 200 м. Напишите уравнения дви­
жения х = x(t) автобуса и велосипедиста. Определите:
а) координату автобуса через 5 с;
б) координату велосипедиста и пройденный им путь через
Ю с;
в) момент времени, когда автобус проезжал мимо дерева;
г) координату велосипедиста за 20 с до начала наблюдения.
8. Движения двух самолетов, летящих параллельными курсами,
заданы уравнениями: = 150£ и х 2 = 8400 - 250£. Чему рав­
ны скорости движения самолетов и каково их направление?
На каком расстоянии друг от друга в начальный момент вре­
мени находятся самолеты? Через какое время они встретятся?
9. За 20 с до финиша положение лыжников было таким, как
показано на рисунке 5. Определите, с какой скоростью дви-
Рис. 4
Рис. 5
гался второй лыжник, если линию финиша они пересекли од­
новременно. Движение лыжников считать равномерным.
10. По уравнениям движения двух тел х г = 201 и х 2 = 250 - Ы
определите:
а) место и время встречи этих тел;
б) координату второго тела в тот *
момент, когда первое проходило
100-й метр своего пути;
в) момент времени, когда расстоя­
ние между телами составляло 125 м.
11. Графики движения двух тел
представлены на рисунке 6. Напи­
шите уравнения движения х = x(t)
этих тел. Определите место и время
их встречи.
ТЗ-З. Относительность движения
1. Из окна движущегося вагона выпал предмет. Какова траек­
тория движения предмета для пассажира, сидящего у окна
поезда, и для человека, стоящего у полотна дороги?
2. а) Почему, глядя в окно на безоблачное небо из иллюмина­
тора самолета, мы не ощущаем скорости полета?
б) Когда самолет летит высоко над облаками, то пассажи­
рам иногда кажется, что самолет падает вниз на облака. Объ­
ясните явление.
3. Какую траекторию при движении автомобиля описывает
центр его колеса относительно прямолинейного участка доро­
ги; точки обода колеса; корпуса автомобиля?
км ,
160
120
80
40
N
\
к 1
2 \
V .
0 1 2 3 4 5 t, ч
Рис. 6
8
4. Пассажир скорого поезда смотрит в окно на вагоны встреч­
ного поезда. В момент, когда последний вагон встречного по­
езда прошел мимо его окна, пассажир ощутил, что его движе­
ние резко замедлилось. Объясните явление.
5. Почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют
наклонные прямые полосы на стеклах равномерно движуще­
гося железнодорожного вагона?
6. а) Два катера идут по реке в одну сторону с различными
скоростями. В тот момент, когда они поравнялись, с каждого
катера был сброшен в воду спасательный круг. Спустя чет­
верть часа катера повернули обратно и с прежними скоростя­
ми направились к брошенным в воду кругам. Какой катер
дойдет до круга раньше — движущийся с большей или мень­
шей скоростью?
б) Решите задачу при условии, что первоначально катера
идут навстречу друг другу.
7. По реке плывет весельная лодка и рядом с ней плот. Что
легче для гребца: перегнать плот на 10 м или на столько же от­
стать от него?
8. Пролетая над пунктом А, пилот вертолета догнал воздуш­
ный шар, который сносило ветром по курсу вертолета. Через
полчаса пилот повернул назад и встретил воздушный шар на
расстоянии 30 км от пункта А. Какова скорость ветра, если
двигатель вертолета работал, не меняя мощности?
9. Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями
54 и 72 км/ч. Пассажир, находящийся во втором поезде, заме­
чает, что первый поезд проходит мимо него в течение 14 с. Ка­
кова длина первого поезда?
10. Скорость движения теплохода относительно берега вниз по
реке 22 км/ч, а вверх — 16 км/ч. Определите скорость тече­
ния реки и скорость теплохода относительно воды.
11. Скорость течения реки 3 м/с, а рыбак может сообщить
лодке скорость 5 м/с. Ширина реки 40 м. Определите время,
необходимое рыбаку, чтобы:
а) спуститься на 40 м вниз по течению и на столько же под­
няться вверх;
б) пересечь реку и вернуться назад.
12. Два поезда длиной по 360 м каждый движутся по прямым
параллельным путям навстречу друг другу с одинаковой ско­
9
ростью 54 км/ч. Какое время пройдет после встречи поездов
до того, как разминутся последние вагоны?
13. Прогулочный катер идет против течения реки. Один из
пассажиров уронил в реку шляпу, когда катер проплывал ми­
мо неподвижного буя. Потеря была обнаружена через 15 мин.
Катер тотчас же повернул назад и нагнал шляпу под мостом,
который находился на расстоянии 900 м от буя. Полагая, что
режим работы двигателя катера во время этого плавания не
менялся, и пренебрегая временем, затраченным на поворот
катера, определите скорость течения реки.
14. Расстояние между двумя лодочными станциями моторная
лодка проходит по течению реки за 10 мин, а против тече­
ния — за 30 мин. За какое время это расстояние проплывет по
течению упавший в воду спасательный круг?
ТЗ-4. Прямолинейное равноускоренное движение
1. С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если
его скорость за 6 с увеличивается со 144 до 216 км/ч?
2. За какое время ракета приобретет первую космическую ско­
рость 7,9 км/с, если она будет двигаться с ускорением 50 м /с2?
3. Решите задачи, условия которых приведены в таблице.
Время Скорость после Ускорение, Пройден-
разгона, с разгона, км/ч м/с2 ный путь, м
Гоночный
автомобиль 3,4 100 ? ?
Автомобиль
« ВАЗ » 18 100 ? ?
Гепард 2 72 ? ?
Конькобежец-
спринтер
8,5 ?
? 50
Легкоатлет-
спринтер
? 39,6 ? 40
Велосипедист 15 ? ? 200
Во всех случаях считать движение равноускоренным, на­
чальную скорость равной нулю.
10
4. Рассчитайте длину взлетной полосы, если взлетная ско­
рость самолета 300 км/ч, а время разгона 40 с.
5. Скорость гоночного автомобиля в момент начала разгона
10 м/с, ускорение 5 м /с2. Определите путь, пройденный авто­
мобилем за 10 с после начала движения. Какова скорость ав­
томобиля в конце десятой секунды разгона?
6. Тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью
50 км/ч, равен 10 м. Чему равен тормозной путь этого же ав­
томобиля при скорости 100 км/ч?
7. Какова длина пробега самолета при посадке, если его поса­
дочная скорость 140 км/ч, а ускорение при торможении 2 м /с2?
8. Автомобиль, имея начальную скорость 54 км/ч, при торможе­
нии по сухой дороге проходит 30 м, а по мокрой — 90 м. Опре­
делите для каждого случая ускорение и время торможения.
9. При равноускоренном движении с начальной скоростью
5 м /с тело за 3 с прошло 20 м. С каким ускорением двигалось
тело? Какова его скорость в конце третьей секунды? Какой
путь оно прошло за вторую секунду?
10. Кабина лифта поднимается в течение первых 4 с равноус­
коренно, достигая скорости 4 м/с. С этой скоростью она дви­
жется 8 с, а затем 3 с — равнозамедленно до остановки. Опре­
делите путь кабины лифта за все время движения.
11. Два велосипедиста едут навстречу друг другу. Первый, имея
начальную скорость 9 км/ч, спускается с горы с ускорением
0,4 м /с2. Второй поднимается в гору с начальной скоростью
18 км/ч и ускорением 0,2 м /с2. Через какое время встретятся
велосипедисты, если начальное расстояние между ними 200 м?
12. Проекция скорости движения тела изменяется с течением
времени по закону vx = 8 + 21. Найдите проекцию начальной
скорости тела и его ускорение. Чему равны модуль перемеще­
ния тела за 10 с и скорость в конце десятой секунды?
13. Уравнение координаты тела имеет вид х = 4 + 1,5£ + £2.
Какое это движение? Напишите формулу зависимости скорос­
ти тела от времени. Чему равны скорость и координата тела
через 6 с?
14. Уравнения координат трех тел имеют вид: х х = 6 + It2,
х 2 = 5f2, #3 = 91 - 4f2. Укажите характер движения тел.
Чему равно ускорение для каждого случая? Напишите урав­
11
нения vx = для этих тел.
Постройте графики зависимос­
ти скорости от времени для
каждого случая.
15. По графикам зависимости
скорости от времени, представ­
ленным на рисунке 7, устано­
вите для каждого случая:
а) характер движения тела;
б) ускорение тела;
в) скорость тела в момент
времени t = 2 с;
г) путь, пройденный телом за интервал времени от 0 до 2 с.
Что означают точки пересечения графиков?
16. По графикам зависимости скорости от времени, приведен­
ным на рисунке 8, определите ускорения тел. Чем отличаются
эти движения? Запишите уравнения vx = vx( t ) для этих тел.
v, м/с
Рис. 8
17. По графику зависимости
скорости от времени (рис. 9)
найдите:
а) ускорение движения тела;
б) путь, пройденный телом
за 2 с, 4 с;
в) координату тела в момент
времени t = 4 с.
V, м/с
12
18. Постройте графики зависимости скорости от времени для
следующих тел: самолета при разгоне (и0 = 0, а = 1,5 м /с2),
поезда, отходящего от станции (i>0 = 0, а = 0,3 м /с2).
19. По графику зависимости ус­
корения частицы от времени
(рис. 10) постройте график зави­
симости ее скорости от времени,
считая, что начальная скорость
частицы равна нулю.
20. По графикам зависимости ско­
рости от времени (рис. 11) опреде­
лите, какое из четырех тел про­
шло наибольший путь за интер­
вал времени от = 0 до t2 = 3 с.
и, м/с
Рис. 11
ТЗ-5. Законы Ньютона
1. Когда трамвай резко трогается с места, пассажиры отклоня­
ются назад. При внезапном торможении они отклоняются
вперед. Не противоречит ли это первому закону Ньютона, ведь
никакие силы дополнительно при этом на пассажиров не дей­
ствуют?
2. Почему тяжело груженный вагон, прицепленный к пасса­
жирскому поезду, делает ход поезда более плавным?
3. Почему человек может поднять шар в руке, хотя он дейст­
вует на руку человека вниз с такой же силой, с какой рука
действует на шар вверх?
4. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно — при ударе фане­
ра прогибается. Однако гвоздь удается забить, если с противо­
13
положной стороны стенки помес­
тить массивное тело. Объясните
это явление.
5. Движущийся вагон сталкивает­
ся с неподвижным. При этом пер­
вый вагон останавливается, а вто­
рой начинает двигаться со скоростью первого вагона. Что
можно сказать о массах этих вагонов?
6. Используя график зависимости скорости тела от времени
(рис. 12), охарактеризуйте действующую на тело силу на раз­
личных участках движения.
7. По графику зависимости силы, действующей на тело, от
времени (рис. 13) определите, в какие интервалы времени те­
ло: двигалось равномерно, равноускоренно, равнозамедленно,
покоилось.
8. С одинаковым ли ускорением будет двигаться тележка мас­
сой 4 кг под действием груза весом Р = 2 Н (рис. 14, а) и силы
F = 2 Н (рис. 14, б)?
а)
Рис. 14
б)
14
9. Заполните таблицу.
т, кг F, Н а, м/с2
т1 — ? 6 2
т1 12 ?
3 т1 9 ?
1 * * 1 -? 15
3 Л
?
1,5
со
?
10. Под действием силы F тело массой т 1 движется с ускоре­
нием 2 м /с2, а тело массой т2 — с ускорением 5 м /с2. С каким
ускорением под действием этой же силы будут двигаться оба
тела, если их соединить вместе?
11. Футболист, ударяя мяч массой 700 г, сообщает ему ско­
рость 15 м/с. Считая продолжительность удара равной 0,02 с,
определите силу удара.
12. Груз массой 5 кг, привязанный к невесомой нерастяжимой
нити, поднимают вверх с ускорением 3 м /с2. Определите силу
натяжения нити.
13. Автомобиль массой 3,2 т движется по горизонтальному пу­
ти со скоростью 54 км/ч. На каком расстоянии автомобиль ос­
тановится, если при торможении сила трения равна 45 кН?
14. С какой силой давит на дно шахтной клети груз массой
100 кг, если клеть:
а) поднимается вертикально вверх с ускорением 0,2 м /с2;
б) движется равномерно;
в) опускается вниз с ускорением 0,2 м /с2?
15. Две гири соединены нитью, перекинутой через невесомый
блок. Гири движутся вертикально в противоположных на­
правлениях с ускорением 2 м /с2. Определите массу более тя­
желой гири, если масса более легкой равна 2 кг.
16. Определите коэффициент трения скольжения, если гори­
зонтальная сила 7,5 Н сообщает телу массой 1 кг ускорение
5 м /с2 в направлении действия силы.
17. Три одинаковых бруска массой т каждый связаны нитями
и положены на гладкий стол. К первому бруску приложена си­
ла, равная 100 Н. Определите силу натяжения нити, соединяю­
щей первый и второй бруски. (Силами трения пренебречь.)
15
18. Два мальчика растягивают динамометры, связанные
нитью. Каждый динамометр показывает 30 Н. Разорвется ли
при этом нить, если она выдерживает натяжение в 50 Н?
19. Каковы будут показания закрепленного динамометра, если:
а) к одному его концу приложить силу Fx = 50 Н, к друго­
му — F2 ~ 20 Н;
б) Fx= F 2 = 30 Н?
20. В знаменитых опытах О. Герике с магдебургскими полу­
шариями с каждой стороны впрягли по 8 лошадей. Изменится
ли сила тяги, если одно полушарие прикрепить к стенке, а с
другой стороны впрячь:
а) 8 лошадей;
б) 16 лошадей?
ТЗ-6. Свободное падение тел
1. Тело свободно падает из состояния покоя. Какой путь оно
пролетит за первые 5 с? за первые 10 с? Какой скорости оно
достигнет в конце 10-й секунды?
2. С вертолета, находящегося на высоте 300 м, сбросили груз.
Через какое время груз упадет на землю, если вертолет:
а) неподвижен;
б) поднимается равномерно со скоростью 5 м/с;
в) равномерно опускается со скоростью 5 м/с?
Сопротивлением воздуха пренебречь.
3. Испытатель парашюта пролетел, не раскрывая парашюта,
980 м за 20 с. Определите, на сколько секунд за счет сопротив­
ления воздуха увеличилось время падения.
4. Какой из графиков (рис. 15) соответствует зависимости ско­
рости от времени:
а) при свободном падении тела;
б) при движении тела, брошенного вертикально вверх?
а) б)
16
в)
Рис. 15
5. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На­
чертите график зависимости скорости движения данного тела
от времени. Через какое время тело упадет на землю? Какой
путь оно при этом пройдет?
6. Камень, брошенный вертикально вверх, через 4 с падает на
землю. Определите высоту подъема камня, время подъема,
время падения и скорость камня в момент падения на землю.
7. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли,
поднимается на 25 м, а затем падает на дно шахты глубиной
100 м. Через какое время от момента бросания тело достигнет
дна шахты?
8. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли со
скоростью 30 м/с, дважды побывало на высоте 40 м. Какой
промежуток времени разделяет эти два события?
9. Тело брошено с высоты 38 м вертикально вверх с начальной
скоростью 9 м/с. Какой путь пройдет тело за последнюю се­
кунду падения?
10. За последние 0,5 с свободно падающее тело пролетает 30 м.
Найдите скорость тела в момент приземления.
ТЗ-7. Закон всемирного тяготения.
Движение тела по окружности. Искусственные
спутники Земли
1. С какой силой притягиваются два вагона массой 80 т каж­
дый, если расстояние между ними 1 км?
2. а) Космический корабль поднялся на высоту, равную ради­
усу Земли. Во сколько раз при этом уменьшилась сила его
притяжения к Земле?
б) На каком расстоянии от поверхности Земли сила притя­
жения космического корабля к ней станет в 36 раз меньше,
чем на поверхности Земли?
3. Радиус Луны приблизительно в 3,7 раза меньше радиуса
Земли, а ее масса в 81 раз меньше массы Земли. Чему равно
ускорение свободного падения на поверхности Луны?
4. а) Какую скорость нужно сообщить искусственному спутни­
ку Земли, чтобы он двигался вокруг нее по круговой орбите на
высоте 630 км? Масса Земли 6 • 1024 кг, а ее радиус 6400 км.
17
б) Какую скорость нужно сообщить искусственному спут­
нику Луны, чтобы он двигался вокруг нее по круговой орбите
на высоте 100 км? Масса Луны 7,3 • 1022 кг, а ее радиус
I , 7 • 106 м.
5. С какой силой притягивается к Земле летчик-космонавт,
находящийся на высоте 400 км от ее поверхности? Масса кос­
монавта 70 кг. Радиус Земли 6400 км.
6. Два спутника вращаются вокруг Земли по круговым орби­
там на расстоянии 7600 и 600 км от ее поверхности. Определи­
те отношение скорости первого спутника к скорости второго.
7. На каком расстоянии от поверхности Земли ускорение сво­
бодного падения равно 1 м /с2?
8. Вычислите первую космическую скорость для Венеры, если
ее масса 4,9 • 1024 кг, а средний радиус равен 6100 км.
9. Космическая станция запущена на Луну. Определите, на
каком расстоянии от центра Земли станция будет притяги­
ваться Землей и Луной с одинаковой силой. Масса Луны в 81
раз меньше массы Земли, а расстояние между их центрами
равно 60 земным радиусам.
10. Вблизи планеты, радиус которой 4000 км, первая косми­
ческая скорость равна 4 км/с. Определите ускорение свобод­
ного падения на поверхности этой планеты.
II. а) Велосипедист движется по закруглению дороги ради­
усом 20 м со скоростью 36 км/ч. С каким центростремитель­
ным ускорением он проходит закругление?
б) С какой скоростью велосипедист проходит закругление
велотрека радиусом 25 м, если центростремительное ускоре­
ние при этом 4 м /с2?
в) Определите радиус кривизны закругления дороги, если
при движении автомобиля со скоростью 54 км/ч его центро­
стремительное ускорение 0,5 м /с2.
12. Найдите отношение скоростей концов минутной и секунд­
ной стрелок часов, если минутная стрелка в 3 раза длиннее се­
кундной.
13. С какой скоростью мотоциклист должен проезжать сере­
дину выпуклого моста радиусом 22,5 м, чтобы центростреми­
тельное ускорение равнялось ускорению свободного падения?
18
14. С какой минимальной скоростью нужно вращать в верти­
кальной плоскости ведро с водой, чтобы при прохождении че­
рез высшую точку вода из него не вылилась? Ведро подвешено
на веревке длиной 50 см.
ТЗ-8. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Закон сохранения энергии
1. Свободно падающее тело массой 100 кг, пройдя некоторый
путь, имело скорость 80 м/с. Определите импульс силы, сооб­
щившей телу эту скорость.
2. Мяч массой 700 г падает на горизонтальную поверхность с
высоты 5 м и отскакивает на высоту 3,2 м. Определите изме­
нение импульса мяча при ударе.
3. Сосулька массой 500 г свободно падает с крыши дома. Най­
дите ее импульс через 2 с после начала падения.
4. Мяч массой 100 г, летящий со скоростью 1,5 м/с, пойман на
лету. С какой силой мяч действует на руку, если скорость
мяча гасится до нуля за 0,03 с?
5. Два тела движутся навстречу друг другу. Масса первого
2 кг, а скорость 3 м/с. Масса второго 4 кг и скорость 2 м/с.
Определите величину полного импульса системы тел.
6. Пуля вылетает из винтовки в горизонтальном направлении
со скоростью 800 м/с. Какова скорость винтовки при отдаче,
если ее масса больше массы пули в 400 раз?
7. С лодки, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик
массой 50 кг в горизонтальном направлении в сторону, проти­
воположную движению лодки со скоростью 7м/с. Какова
скорость лодки после прыжка мальчика, если масса лодки без
мальчика 200 кг?
8. Человек, стоящий на неподвижном плоту массой 5000 кг,
пошел со скоростью 5 м /с относительно плота. Масса человека
100 кг. С какой скоростью начал двигаться плот по поверхно­
сти воды?
9. С какой скоростью следует бросить тело массой 200 г с по­
верхности земли вертикально вверх, чтобы его потенциальная
19
энергия в наивысшей точке движения была равна 0,9 Дж?
Сопротивлением воздуха пренебречь. Потенциальную энер­
гию тела отсчитывать от поверхности земли.
10. С некоторой высоты вертикально вниз бросают мяч со ско­
ростью 6 м/с. Абсолютно упруго отразившись от горизон­
тальной поверхности, мяч поднимается вверх на 4 м. С какой
высоты был брошен мяч? Сопротивлением воздуха пре­
небречь.
11. С высоты 2 м вертикально вниз бросают мяч со скоростью
4 м/с. Чему равна максимальная высота подъема мяча над
горизонтальной поверхностью, если удар мяча о поверхность
считать абсолютной упругим? Сопротивлением воздуха
пренебречь.
12. С какой высоты упало яблоко, если при ударе о землю оно
имело скорость 5 м/с?
13. Мяч бросают вверх с поверхности земли со скоростью 5 м/с.
На какой высоте его скорость станет равной 2 м/с?
ТЗ-9. Механические колебания и волны. Звук
1. Период колебаний тела равен 2 с. Определите частоту коле­
баний этого тела.
2. Частота колебаний нитяного маятника равна 10 Гц. Опреде­
лите период колебаний маятника и число колебаний в минуту.
3. По графику зависимости координаты колеблющегося тела
от времени (рис. 16) определите период и амплитуду колеба­
ний тела.
20
4. На рисунке 17 изображен график волны в определенный
момент времени. Чему равна длина волны? амплитуда колеба­
ний?
5. Верхняя граница частоты колебаний, воспринимаемых
ухом человека, для детей 22 кГц, для пожилых людей 10 кГц.
Определите длины волн, соответствующие этим частотам.
(Скорость звука в воздухе 340 м/с.)
6. Будет ли искажаться звук от громкоговорителя, установ­
ленного на берегу? Что изменяется при переходе звуковой
волны из одной среды в другую: частота звука, скорость рас­
пространения звука или длина волны?
7. а) Скорость звука была впервые измерена французским уче­
ным Био Жаном Батистом. У одного конца чугунной трубы
ударяли в колокол, у другого конца наблюдатель слышал два
звука: сначала один, пришедший по чугуну, а спустя некото­
рое время второй — по воздуху. Длина трубы была 930 м, про­
межуток времени между распространением звуков оказался
равным 2,5 с. Найдите по этим данным скорость звука в чугу­
не. Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с.
б) Определите длину звуковой волны, которая распростра­
няется в чугуне, если частота колебаний равна 4 кГц.
8. Какова частота колебаний, если длина волны, распростра­
няющейся в стали, равна 6 м? Скорость распространения зву­
ка в стали считать равной 5 км/с.
9. За какой промежуток времени распространится звуковая
волна в воде на расстояние 29 км, если ее длина 7,25 м, а час­
тота колебаний 200 Гц?
10. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если
посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был при­
нят обратно через 2,8 с? Скорость звука в воде принять равной
1500 м/с.
11. На высоте 4 км над наблюдателем пролетел реактивный
самолет со скоростью 510 м/с. На каком расстоянии от наблю­
дателя будет находиться самолет, когда наблюдатель услы­
шит звук?
12. В безветренную погоду на озере из лодки сбросили тяже­
лый якорь. От места бросания пошли волны. Стоящий на бе­
21
регу человек заметил, что волна дошла до него через 20 с, рас­
стояние между соседними гребнями волн 40 см, а за 4 с было
10 всплесков волны о берег. Рассчитайте, как далеко от берега
находилась лодка.
13. Длина звуковой волны в воде 8 м, а ее скорость 1500 м/с.
Определите длину волны при ее переходе в воздух.
14. Две волны, полученные на воде от когерентных источников,
распространяются навстречу друг другу. Усиление или ослаб­
ление волн можно наблюдать в точках, для которых разность
хода составляет: а) 2 м; б) 2,1 м? Длина волны равна 20 см.
15. На прямолинейном участке происходит наложение волн,
распространяющихся от двух когерентных источников. Ампли­
туда колебаний волн одинакова. Постройте результирующую
волну, когда разность хода налагающихся волн равна Х/2 и X.
ТЗ-10. Электромагнитное поле
1. Каковы направления токов в проводах, если силы взаимо­
действия направлены так, как показано на рисунке 18?
а) б)
Рис. 18 Рис. 19
2. Как взаимодействуют два воздушных провода трамвайной
линии — притягиваются или отталкиваются?
3. а) Определите, каково направление линий магнитного поля
проводника с током (рис. 19, а).
б) Определите направление тока в проводнике (рис. 19, б).
4. Как взаимодействуют между собой
две катушки с током (рис. 20)? + - - +
5. На рисунке 21 представлены раз­
личные случаи взаимодействия маг­
нитного поля и проводника с током.
Сформулируйте задачу для каждого
случая и решите ее. Рис. 20
1ml lorn
22
а) б) в) г)
Рис. 21 Рис. 22
6. На проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендику­
лярно линиям индукции магнитного поля, действует со сторо­
ны поля сила 0,1 Н. Сила тока в проводнике 2 А. Определите
индукцию магнитного поля.
7. В каком направлении отклонится электрон под действием
магнитного поля, если его скорость направлена так, как пока­
зано на рисунке 22?
8. Как изменится емкость плоского конденсатора при увели­
чении заряда на его пластинах в 2 раза?
9. Как изменится емкость плоского конденсатора при увели­
чении расстояния между его пластинами в 4 раза?
10. При сообщении обкладкам конденсатора заряда 10~8 Кл
напряжение между ними увеличилось на 100 В. Какова ем­
кость конденсатора?
11. Конденсатору емкостью 10 мкФ сообщили заряд 4 мкКл.
Какова энергия заряженного конденсатора?
12. Как изменится период электромагнитных колебаний в
колебательном контуре, если емкость конденсатора увеличить
в 4 раза?
13. Первая в мире радиограмма была передана А. С. Поповым
в 1896 г. на расстояние 250 м. За какое время радиосигнал
прошел это расстояние?
14. При переходе луча света из первой среды во вторую угол
падения равен 60°, а угол преломления 30°. Каков относи­
тельный показатель преломления второй среды по отношению
к первой?
15. Могут ли две звезды на небе быть когерентными источни­
ками света?
16. Как объяснить радужные полосы, наблюдаемые в тонком
слое керосина на поверхности воды?
23
17. а) Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков
и других насекомых?
б) Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его
рассматривать под разными углами?
18. Две когерентные световые волны достигают некоторой
точки с разностью хода 2 мкм. Что произойдет в этой точке:
усиление или ослабление света, если свет: а) красного цвета
(A.J = 760 нм); б) желтого цвета (Х2 = 600 нм); в) фиолетового
цвета (Х3 = 400 нм)?
ТЗ-11. Строение атома и атомного ядра
1. а) Определите массу (в а. е. м. с точностью до целых чисел)
и заряд (в элементарных зарядах) ядер атомов следующих
элементов: ^Ве, ^С, |Li.
б) Сколько электронов содержится в атомах каждого из
этих химических элементов?
2. Определите количество протонов и нейтронов, входящих
в состав ядра атома 2g|U.
3. а) На сколько единиц уменьшается зарядовое число ядра
при ос-распаде?
б) На сколько единиц уменьшается массовое число ядра при
ос-распаде?
4. Найдите отношение числа нейтронов, содержащихся в ядре
кислорода с зарядовым числом 8 и массовым числом 16, к чис­
лу нейтронов в ядре гелия с зарядовым числом 2 и массовым
числом 4.
5. В результате ядерной реакции ядро захватывает нейтрон и
испускает протон. На сколько единиц изменилось массовое
число ядра?
6. На сколько единиц изменится порядковый номер радиоак­
тивного элемента при испускании нейтрона?
7. Допишите ядерные реакции:
®Li + |Н — > ? + |Не,
fJA1 + In — > ? + |Не,
? + }Н — > f2N + J Не>
8. Рассчитайте энергию связи трития. Атомная масса трития
3,01700 а. е. м., масса протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона
1,0087 а. е. м.
24
Тесты для Самоконтроля
ТС-1. Прямолинейное равномерное движение
Вариант 1
1. Велосипедист, двигаясь равномерно, проезжает 20 м за 2 с.
Определите, какой путь он проедет при движении с той же
скоростью за 10 с.
А. 60 м. Б. 100 м. В. 150 м.
2. На рисунке 23 приведен график зависимости пути при дви­
жении велосипедиста от времени. Определите по этому графи­
ку путь, который проехал велосипедист в промежуток време­
ни от 1 до 4 с.
А. 9 м. Б. 12 м. В. 15 м.
3. По графику (см. рис. 23) определите скорость движения
велосипедиста в момент времени t = 2 с.
А. 3 м/с. Б. 6 м/с. В. 10 м/с.
4. На рисунке 24 представлены графики движения трех тел.
Какое из этих тел движется с наибольшей по модулю скоро­
стью в момент времени t = 5 с?
А. 1. Б. 2. В. 3.
5. По графику (см. рис. 24) определите скорость движения
первого тела в момент времени f = 5 с.
А. 5 м/с. Б. 0 м/с. В. 4 м/с.
6. По графику движения (рис. 25) определите время и место
встречи первого и второго тел.
А. 2 с, 5 м. Б. 4 с, 10 м. В. 5 с, 15 м.
Рис. 23 Рис. 24 Рис. 25
25
7. Запишите уравнение движения х = x(t) второго тела (см.
рис. 25).
А. х = 15 + 2t. Б. х = St. В. лс = 15.
8. Движение тела описывается уравнением х = 4 - t. На ка­
ком из графиков (рис. 26) представлена зависимость коорди­
наты этого тела от времени?
Рис. 26
9. Катер плывет против течения реки. Какова скорость кате­
ра относительно берега, если скорость катера относительно во­
ды 4 м/с, а скорость течения реки 3 м/с?
А. 7 м/с. Б. 5 м/с. В. 1 м/с.
10. Поезд прошел первые 40 км со скоростью 80 км/ч, а сле­
дующие 50 км — со скоростью 100 км/ч. Определите среднюю
скорость поезда на всем пути.
А. 95 км/ч. Б. 85 км/ч. В. 90 км/ч.
Вариант 2
1. Автомобиль, двигаясь равномерно, проехал 50 м за 2 с. Ка­
кой путь он проедет за 20 с, двигаясь с той же скоростью?
А. 500 м. Б. 1000 м. В. 250 м.
2. Определите по графику зависимости
пути от времени (рис. 27) путь, пройден­
ный телом за промежуток времени от 3
до 5 с.
А. 15 м. Б. 9 м. В. 6 м.
3. По графику (см. рис. 27) определите
скорость движения тела в момент време­
ни t = 4 с.
А. 5 м/с. Б. 3 м/с. В. 6 м/с. Рис. 27
26
Рис. 28 Рис. 29
4. На рисунке 28 представлены графики движения трех тел.
Какое из этих тел движется с наименьшей скоростью в момент
времени t = 2 с?
А.;. Б .2. В. 3.
5. По графику движения (см. рис. 28) определите скорость
движения второго тела в момент времени 6 с.
А. О м/с. Б. = 3,3 м/с. В. = 6,6 м/с.
6. По графику движения (рис. 29) определите время и место
встречи первого и второго тел.
А. 2 с, 10 м. Б. 1 с, 5 м. В. 3 с, 6 м.
7. Запишите уравнение движения х = x{t) первого тела
(см. рис. 29).
А. х = 30 + 10£. Б. х = Ы. В. х = 30 - 10£.
8. Движение тела описывается уравнением x = t. На каком из
графиков (рис. 30) представлена зависимость координаты это­
го тела от времени?
Рис. 30
9. Эскалатор метро движется вниз со скоростью 0,7 м/с. Ка­
кова скорость пассажира относительно земли, если он идет
вверх со скоростью 0,7 м /с относительно эскалатора?
А. 0 м/с. Б. 1,4 м/с. В. 1 м/с.
27
10. Автомобиль проехал первые 20 км со скоростью 50 км/ч,
а следующие 60 км — со скоростью 100 км/ч. Определите
среднюю скорость автомобиля на всем пути.
А. 90 км/ч. Б. 80 км/ч. В. 70 км/ч.
ТС-2. Прямолинейное равноускоренное движение
Вариант 1
1. Какой из графиков (рис. 31) соответствует равноускорен­
ному движению тела, при котором вектор ускорения направ­
лен противоположно вектору скорости?
А. 1. Б.2. В. 3.
2. По графику зависимости скорости от времени (рис. 32) оп­
ределите ускорение тела в момент времени t = 4 с.
А. 0,5 м /с2. Б. 4 м /с2. В. 0,8 м /с2.
3. На каком из графиков (рис. 33) представлено движение те­
ла, имеющего наибольшее ускорение?
А. 1. Б.2. В. 3.
4. Какое из приведенных ниже уравнений описывает движе­
ние, при котором скорость тела увеличивается?
A. v = 3 + 201.
Б. v = 3 - 2t.
B. v — ” 3 + t.
5. По графику зависимости скорости от
времени (рис. 34) определите модуль пе­
ремещения тела за первые 4 с его движе­
ния.
А. 24 м. Б. 48 м. В. 96 м. Рис. 34
28
6. На рисунке 35 приведен график за­
висимости скорости движения тела от
времени. Какое уравнение соответствует
этому графику?
A. v = 3 + t.
Б. v = 3 - t.
B. у = 3 - 3t.
7. Какой из графиков (рис. 36) соответ­
ствует уравнению скорости v = 2 - f?
А. 1. Ъ.2. В. 3.
8. Скорость поезда за 20 с уменьшилась
с 72 до 54 км/ч. Чему равно ускорение
поезда при торможении?
A. 1,5 м /с2.
Б. 0,5 м /с2.
B. 0,25 м /с2.
9. После старта гоночный автомобиль до­
стиг скорости 360 км/ч за 25 с. Какое
расстояние он прошел за это время?
А. 1500 м. Б. 500 м. В. 1250 м.
10. Поезд, движущийся после начала
торможения с ускорением 0,4 м /с2, че­
рез 25 с остановился. Найдите скорость
поезда в момент начала торможения.
А. 10 м/с. Б. 20 м/с. В. 15 м/с.
Вариант 2
1. Какой из графиков (рис. 37) соот­
ветствует равноускоренному движению
тела, при котором вектор ускорения сов­
падает по направлению с вектором ско­
рости?
А. 1. Ъ.2. В. 3.
2. По графику зависимости скорости от
времени (рис. 38) определите ускорение
тела в момент времени t = 2 с.
А. 2 м /с2. Б. 1 м /с2. В. 4 м /с2.
V, м/с
Рис. 35
V, м/с
Рис. 36
V, м/с
Рис. 38
29
3. На каком из графиков (рис. 39)
представлено движение тела, имеюще­
го наименьшее ускорение?
A. 1.
Б. 2.
B. 3 .
4. Какое из приведенных ниже уравне­
ний описывает движение, при котором
скорость тела уменьшается?
A. v = 5 - 2t. Б. v -= 5 21.
5. По графику зависимости скорости от времени (рис. 40)
определите перемещение тела за первые 10 с его движения.
А. 25 м. Б. 100 м. В. 50 м.
6. На рисунке 41 приведен график зависимости скорости дви­
жения тела от времени. Какое уравнение соответствует этому
графику?
A. v = -t. Б. v = t. В. v = 31.
7. Какой из графиков (рис. 42) соответствует уравнению ско­
рости v = 4 + t?
А. 1. Б.2. В. 3.
8. Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,3 м /с2.
Какую скорость приобретает велосипедист через 20 с, если его
начальная скорость равна 4 м/с?
А. 5 м/с. Б. 20 м/с. В. 10 м/с.
9. С каким ускорением должен двигаться локомотив, чтобы на
пути 250 м увеличить скорость от 36 до 54 км/ч?
А. 5 м /с2. Б. 0,25 м /с2. В. 0,5 м /с2.
Рис. 40 Рис. 41 Рис. 42
Рис. 39
В. и = 5 + 21.
30
10. Тело движется без начальной скорости с ускорением
0,6 м /с2. Какой путь оно прошло за первую секунду?
А. 0,3 м. Б. 0,6 м. В. 1 м.
ТС-3. Законы Ньютона
Вариант 1
1. При равномерном движении велосипе­
диста сумма всех сил, действующих на не­
го, равна нулю. Какой из графиков зависи­
мости скорости от времени на рисунке 43
соответствует этому движению?
2. Как будет двигаться тело массой 10 кг
под действием силы 20 Н?
A. Равномерно со скоростью 2 м/с.
Б. Равноускоренно с ускорением 2 м /с2.
B. Будет покоиться.
Рис. 43
3. На мяч, движущийся со скоростью v,
действует несколько сил, их равнодейст­
вующая Е изображена на рисунке 44, а. Ка­
кой вектор на рисунке 44, б указывает на­
правление вектора ускорения?
4. Вагон массой 30 т столкнулся с другим
вагоном. В результате столкновения пер­
вый вагон получил ускорение, равное 6 м /с2,
а второй — ускорение, равное 12 м /с2. Опре­
делите массу второго вагона.
А. 30 т. Б. 20 т. В. 15 т.
а)
б)
Б А
В
Рис. 44
5. Какова масса тела, которому сила 40 Н
сообщает ускорение 2 м /с2?
А. 20 кг. Б. 80 кг. В. 40 кг.
6. На рисунке 45 представлен график из­
менения скорости тела с течением времени.
На каком участке движения сумма всех
сил, действующих на тело, не равна нулю и
направлена в сторону скорости движения
тела? Рис. 45
31
J x .
Рис. 46
7. К концам нити прикрепили динамометры, которые тянут
два мальчика. Каждый прилагает силу 100 Н. Что покажет
каждый динамометр?
А. ОН. Б. 200 Н. В. 100 Н.
8. На рисунке 46 показаны направление и точка приложения
силы Fj, действующей на первую тележку при ее столкнове­
нии со второй тележкой. Укажите, в каком случае правильно
изображены направление и точки приложения силы F2, дей­
ствующей на вторую тележку.
9. На рисунке 47, а представ- и,
лен график изменения скорос­
ти тела с течением времени.
Какой из графиков (рис. 47, б)
показывает зависимость равно- о
действующей всех сил, при­
ложенных к этому телу, от вре­
мени?
10. Сила 40 Н сообщает телу ускорение 0,5 м /с2. Какая сила
сообщит этому телу ускорение 1 м /с2?
А. 20 Н. Б. 80 Н. В. 60Н.
Вариант 2
1. Тело движется прямолинейно с постоянной
скоростью v (рис. 48). Какой вектор указывает на­
правление равнодействующей всех сил, прило­
женных к телу?
А. 1. Б. 2. В. R = 0.
v
Рис. 48
32
2. Как будет двигаться тело массой 5 кг под действием силы
5 Н?
A. Равноускоренно.
Б. Равномерно.
B. Тело будет покоиться.
3. На рисунке 49, а изображены векторы
скорости и ускорения шара. Какой вектор
на рисунке 49, б указывает направление
вектора равнодействующей всех сил, при­
ложенных к шару.
4. При столкновении двух тележек массами т1 = 2 кг и
т2 = 4 кг первая получила ускорение, равное 1 м /с2. Опреде­
лите модуль ускорения второй тележки.
А. 0,5 м /с2. Б. 2 м /с2. В. 1,5 м /с2.
5. Определите силу, под действием которой тело массой 2 кг
движется с ускорением 0,5 м /с2.
А. 2 Н. Б. 1 Н. В. 0,5 Н.
б) АI
В Б
Рис. 49
6. На рисунке 50 представлен график изменения скорости те­
ла с течением времени. На каком участке
движения равнодействующая всех сил,
приложенных к телу, не равна нулю и на­
правлена в сторону, противоположную дви­
жению тела?
7. Два человека тянут шнур в противопо­
ложные стороны с силой 50 Н. Разорвется ли
шнур, если он выдерживает нагрузку 60 Н?
А. Нет. Б. Да. Рис. 50
8. На рисунке 51, а показаны направление
и точка приложения силы Flt действующей на пружину, к ко­
торой подвешен груз. На каком из рисунков 51,6 правильно
изображены направление и точка приложения силы Р2, дейст­
вующей на груз?
а)
2 — Марон, 9 кл. 33
9. На рисунке 52, а представлен V
график зависимости равнодей­
ствующей всех сил, приложен­
ных к телу, от времени. Какой
из графиков (рис. 52, б) пока­
зывает зависимость скорости
этого тела от времени?
10. Тело массой 1 кг под действием некоторой силы приобрело
ускорение 0,2 м /с2. Какое ускорение приобретает тело массой
5 кг под действием той же силы?
А. 0,04 м /с2. Б. 4 м /с2. В. 1 м /с2.
ТС-4. Свободное падение тел1
Вари ант 1
1. Определите глубину колодца, если упавший в него предмет
коснулся дна через 1 с.
А. 10 м. Б. 5 м. В. 20 м.
2. По условию задания 1 определите, с какой скоростью пред­
мет достиг дна колодца.
А. 10 м/с. Б. 15 м/с. В. 5 м/с.
3. Сколько времени будет падать тело с высоты 20 м?
А. 3 с. Б. 4 с. В. 2 с.
4. Стрела выпущена из лука вертикально вверх со скоростью
10 м/с. На какую максимальную высоту она поднимется?
А. 5 м. Б. 10 м. В. 3 м.
5. По условию задания 4 определите время подъема стрелы на
эту высоту.
А. 2 с. Б. 1 с. В. 5 с.
Вариант 2
1. С какой высоты был сброшен камень, если он упал на зем­
лю через 3 с?
А. 45 м. Б. 90 м. В. 60 м.
1 При решении задач принять g = 10 м /с2.
34
2. По условию задания 1 определите, с какой скоростью ка­
мень достиг поверхности земли.
А. 40 м/с. Б. 30 м/с. В. 60 м/с.
3. Мяч падает с высоты 80 м. Сколько времени длилось паде­
ние мяча?
А. 5 с. Б. 2 с. В. 4 с.
4. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На
какой высоте скорость тела станет равной нулю?
А. 20 м. Б. 40 м. В. 60 м.
5. По условию задания 4 определите время подъема тела на
эту высоту.
А. 1с. Б. 4 с. В. 2 с.
ТС-5. Закон всемирного тяготения.
Движение тела по окружности.
Искусственные спутники Земли
Вариант 1
1. Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между
телами, чтобы сила тяготения уменьшилась в 2 раза?
A. Увеличить в J2 раз.
Б. Уменьшить в J2 раз.
B. Увеличить в 2 раза.
2. Как изменится сила тяготения между двумя телами, если
массу одного из них увеличить в 4 раза?
A. Увеличится в J2 раз.
Б. Уменьшится в 4 раза.
B. Увеличится в 4 раза.
3. На каком расстоянии от Земли сила всемирного тяготения,
действующая на тело, будет в 3 раза меньше, чем на поверхно­
сти Земли? Радиус Земли принять равным 6400 км.
А. 6400 км. Б. 4480 км. В. 12 000 км.
4. Вычислите ускорение свободного падения на высоте, рав­
ной двум земным радиусам.
А. 2,5 м /с2. Б. 5 м /с2. В. 4,4 м /с2.
2* 35
5. Масса планеты в 8 раз больше массы
Земли, а ее радиус в 2 раза больше ради­
уса Земли. Чему равно отношение уско­
рения свободного падения у поверхности
планеты к ускорению свободного паде­
ния у поверхности Земли?
А. 2. Б. 8. В. 4.
6. Тело движется равномерно по окруж­
ности по часовой стрелке (рис. 53). Ка­
кой вектор указывает направление век­
тора ускорения при таком движении?
7. Автомобиль движется на повороте по
круговой траектории радиусом 40 м с по­
стоянной по модулю скоростью 10 м/с.
Чему равно центростремительное уско­
рение автомобиля?
В
А, 2,5 м /с2. Б. 5 м /с2. В, 10 м /с2.
8. Микроавтобус равномерно движется
по выпуклому мосту (рис. 54). Какое на­
правление имеет вектор равнодействую­
щей всех сил, приложенных к микроав­
тобусу?
9. Сравните центростремительные уско­
рения двух тел, которые движутся с оди­
наковыми скоростями по окружностям
радиусами Rx = R и Щ = 2R,
А. аг = 2а2. Б. ах = а2/2 . В. а1 = а2. Рис. 55
10. В какой из указанных точек траектории движения мото­
цикла (рис. 55), движущегося с постоянной по модулю скоро­
стью, центростремительное ускорение максимально?
Вариант 2
1. Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между
телами, чтобы сила тяготения увеличилась в 4 раза?
A. Уменьшить в J2 раз.
Б. Уменьшить в 2 раза.
B. Увеличить в 2 раза.
36
2. Как изменится сила тяготения между двумя телами, если
массу одного из них уменьшить в 2 раза?
A. Уменьшится в 2 раза.
Б. Уменьшится в J2 раз.
B. Увеличится в 2 раза.
3. Во сколько раз сила притяжения Землей искусственного
спутника больше на поверхности Земли, чем на высоте трех
земных радиусов над ее поверхностью?
А. В 9 раз. Б. В 25 раз. В. В 16 раз.
4. Чему равно ускорение свободного падения на высоте, рав­
ной половине радиуса Земли? Радиус Земли принять равным
6400 км.
А. ~ 4,4 м /с2. Б. ~ 9,8 м /с2. В. ~ 16,4 м /с2.
5. Два одинаковых спутника вращаются вокруг Земли по
круговым орбитам, радиусы которых в 2 и 4 раза больше ра­
диуса Земли. Найдите отношение силы притяжения между
Землей и каждым спутником.
А. 8. Б. 2. В. 4.
6. Тело движется равномерно по окружнос­
ти против часовой стрелки (рис. 56). Какой
вектор указывает направление вектора уско­
рения при таком движении?
7. Трамвайный вагон движется по закругле­
нию радиусом 50 м. Определите скорость
трамвая, если центростремительное ускоре­
ние равно 0,5 м /с2,
А. 10 м/с. Б. 25 м/с. В. 5 м/с.
8. Подвешенный на нити шарик равномерно
движется по окружности в горизонтальной
плоскости (рис. 57). Какой вектор указывает
направление вектора равнодействующей
всех сил, приложенных к шарику?
9. Сравните скорости движения двух тел,
которые движутся с одинаковыми центро­
стремительными ускорениями по окружнос­
тям радиусами Щ = R и R2 - 4R.
А. иг = 2vz. Б. v1 = vz/2. В. — v2.
Б В
37
10. В какой из указанных точек
траектории движения автомобиля
(рис. 58), движущегося с постоян­
ной по модулю скоростью, центро­
стремительное ускорение мини­
мально?
ТС-6. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Закон сохранения энергии
Вариант 1
1. Тележка массой 200 г движется равномерно по горизон­
тальной поверхности стола со скоростью 2 м/с. Чему равен ее
импульс?
А. 0,4 кг* м/с. Б. 0,2 кг* м/с. В. 4 кг* м/с.
2. Два корабля с одинаковыми массами т1 = т2 движутся со
скоростями и и 3v относительно берега. Определите импульс
второго корабля в системе отсчета, связанной с первым кораб­
лем, если корабли идут параллельными курсами в одном на­
правлении.
А. 3 mv. Б. 2 mv. В. mv.
3. Пуля массой 10 г пробивает стену. Скорость пули при этом
уменьшилась от 800 до 400 м/с. Найдите изменение импульса
пули.
А. 4 кг*м /с. Б. 40 кг* м/с. В. 2 кг* м/с.
4. С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с,
выпал груз массой 100 кг. Какой стала скорость лодки?
А. 1 м/с. Б. 0,5 м/с. В. 2 м/с.
5. Шарик массой т движется со скоростью v и сталкивается с
таким же неподвижным шариком. Считая удар абсолютно уп­
ругим, определите скорости шариков после столкновения.
A. v1 = 0; v2 = v. Б. = 0; v2 = 0. В. vx = v; v2 = v.
6. Два шара одинаковых размеров — свинцовый и деревян­
ный — свободно падают без начальной скорости с одной и той
же высоты на горизонтальную поверхность. Какой из шаров
поднимется на большую высоту после того, как они, абсо­
лютно упруго ударившись о поверхность, полетят вертикаль­
но вверх?
А В
Рис. 58
38
A. Свинцовый.
Б. Шары поднимутся на одинаковую высоту.
B. Деревянный.
Вариант 2
1. Мяч массой 500 г летит со скоростью 5 м/с. Чему равен им­
пульс мяча?
А. 0,5 кг* м/с. Б. 2,5 кг* м/с. В. 2 кг* м/с.
2. Два корабля с одинаковыми массами т1 = т2 движутся со
скоростями v и Sv относительно берега. Определите импульс
второго корабля в системе отсчета, связанной с первым кораб­
лем, если корабли идут параллельными курсами в противопо­
ложных направлениях.
А. Зти. Б. mv. В. 4mv.
3. Мяч массой 300 г движется с постоянной скоростью 2 м/с
и ударяется о стенку, после чего движется обратно с такой же
по модулю скоростью. Определите изменение импульса мяча.
А. 1,2 кг* м/с. Б. 2 кг* м/с. В. 4 кг «м/с.
4. Снаряд массой 40 кг, летящий горизонтально со скоростью
400 м/с, попадает в неподвижную платформу с песком массой
Ю т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться
платформа?
А. 20 м/с. Б. 1,6 м/с. В. 400 м/с.
5. Шарик массой т движется со скоростью v и сталкивается
с таким же неподвижным шариком. Считая удар абсолютно не­
упругим, определите скорости шариков после столкновения.
A. vx = v2 = 0.
Б. vx = v2 = 0,5v.
B. v1 = v2 = 2v.
6. Два шара одинаковых размеров — железный и деревян­
ный — свободно падают без начальной скорости с одной и той
же высоты на горизонтальную поверхность. Какой из шаров
поднимется на меньшую высоту после того, как они,
абсолютно упруго ударившись о поверхность, полетят
вертикально вверх?
A. Железный.
Б. Деревянный.
B. Шары поднимутся на одинаковую высоту.


Категория: Физика | Добавил: Админ (08.04.2016)
Просмотров: | Теги: Марон | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar