Тема №5950 Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 3) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике 9 класс Марон (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

СР-7. Законы Ньютона1
Вариант 1
1. Под действием какой постоянной силы тело массой 300 г в
течение 5 с пройдет путь 25 м? Начальная скорость тела равна
нулю.
2. С каким ускорением падает тело массой 3 кг, если сила со­
противления воздуха 12 Н?
Вариант 2
1. Из орудия вылетел снаряд массой 10 кг со скоростью
600 м/с. Определите среднюю силу давления пороховых га­
зов, если снаряд движется внутри ствола орудия 0,005 с.
2. Определите силу, действующую на стрелу подъемного кра­
на, если груз массой 800 кг двигается в начале подъема с уско­
рением 2 м /с2.
Вариант 3
1. Под действием постоянной силы 0,003 Н шарик в первую
секунду прошел 15 см. Определите массу шарика.
2. Определите силу сопротивления движению, если вагонетка
массой 1 т под действием силы тяги 700 Н приобрела ускоре­
ние 0,2 м /с2.
Вариант 4
1. На тело массой 200 г действует постоянная сила, сообщаю­
щая ему в течение 5 с скорость 1 м/с. Определите силу, дейст­
вующую на тело.
1 При решении задач принять g = 10 м /с2.
71
2. Вагон массой 50 т столкнулся с другим вагоном. В результа­
те столкновения первый вагон получил ускорение, равное
6 м /с2, а второй — ускорение, равное 12 м /с2. Определите мас­
су второго вагона.
Вариант 5
1. Поезд массой 500 т двигался со скоростью 10 м/с. Под дей­
ствием тормозящей силы 125 кН он остановился. Определите,
какой путь прошел поезд до остановки.
2. Подвешенное к динамометру тело массой 400 г поднимают
вертикально. Какую силу покажет динамометр при подъеме
тела с ускорением 3 м /с2?
Вариант 6
1. Автомобиль массой 1800 кг, двигаясь из состояния покоя
по горизонтальному пути, через 10 с от начала движения до­
стигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя.
2. Трос выдерживает нагрузку 2,5 кН. С каким наибольшим
ускорением с помощью троса можно поднимать вверх груз
массой 200 кг?
Вариант 7
1. Какую начальную скорость получит наковальня массой
250 кг от удара силой 500 Н в течение 0,01 с?
2. Какую силу развивают двигатели самолета при разгоне перед
взлетом, если длина разбега 500 м, взлетная скорость 40 м/с,
масса самолета 17 т, а сила сопротивления движению 4400 Н?
Вариант 8
1. В течение 30 с человек шестом отталкивает от пристани
баржу, прилагая усилие 400 Н. На какое расстояние отойдет
от пристани баржа, если ее масса 300 т?
2. Автомобиль массой 5 т движется со скоростью 36 км/ч.
Определите силу трения шин автомобиля о поверхность доро­
ги, если тормозной путь равен 10 м.
Вариант 9
1. Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость
10 м/с, останавливается через 40 с после окончания спуска.
Определите силу сопротивления его движению.
72
2. Тело массой 100 кг, подвешенное на канате и движущееся
вертикально вниз со скоростью 6 м/с, останавливается через
4 с. Определите силу натяжения каната при торможении.
Вариант 10
1. На автомобиль массой 2 т действует сила торможения
16 кН. Какова начальная скорость автомобиля, если тормоз­
ной путь равен 50 м?
2. Подвешенное к тросу тело массой 10 кг поднимают верти­
кально. С каким ускорением движется тело, если сила натя­
жения троса 118 Н?
СР-8. Свободное падение тел
Вариант 1
1. Тело свободно падает с высоты 245 м. Сколько времени па­
дало тело и какова его скорость в момент падения на землю?
2. Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 40 м/с. На ка­
кой высоте окажется мяч через 2 с?
Вариант 2
1. Камень свободно падает в течение 6 с. С какой высоты пада­
ет камень и какую скорость он будет иметь в момент падения
на землю?
2. Определите скорость воды, выбрасываемой насосом верти­
кально вверх, если она достигает высоты 20 м.
Вариант 3
1. Свободно падающее тело в момент удара о землю достигло
скорости 40 м/с. С какой высоты тело упало? Сколько време­
ни длилось падение?
2. Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На ка­
кой высоте он окажется через 2 с?
Вариант 4
1. Предмет свободно падает с высоты 490 м. Определите время
падения и его скорость в момент падения на землю.
2. Из пружинного пистолета был произведен выстрел верти­
кально вверх шариком, который поднялся на высоту 5 м. Оп­
ределите начальную скорость шарика.
73
Вариант 5
1. Какова высота здания, если капля дождя падала с его кры­
ши в течение 2 с? Какую скорость имела капля в момент паде­
ния на землю?
2. Стрела выпущена из лука вертикально вверх со скоростью
30 м/с. Определите, на какую максимальную высоту она под­
нимется.
СР-9. Закон всемирного тяготения.
Искусственные спутники Земли
Вариант 1
1. Два тела равной массы находятся на расстоянии 1 м. Какой
должна быть масса этих тел, чтобы они притягивались с силой
1 Н?
2. Определите, с каким ускорением падают тела на поверх­
ность Луны, если ее масса 7,3 • 1022кг, а радиус 1760 км.
Вариант 2
1. Определите силу всемирного тяготения между Землей и
Солнцем, если их массы соответственно равны 6 • 1024 и
2 • 1030 кг, а расстояние между ними 1,5 • 1011 м.
2. Определите ускорение свободного падения тела на высоте
600 км над поверхностью Земли. Радиус Земли 6400 км.
Вариант 3
1. Определите силу притяжения между телами, предполагая,
что они имеют сферическую форму и их массы соответственно
равны 60 и 50 кг, а расстояние между их центрами масс 1 м.
2. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Лу­
ны для того, чтобы он обращался вокруг нее по круговой орби­
те на высоте 40 км? Ускорение свободного падения для Луны
на этой высоте равно 1,6 м /с2, а радиус Луны 1760 км.
Вариант 4
1. С какой силой притягиваются друг к другу два корабля мас­
сой 10 000 т каждый, если расстояние между ними 1 км?
2. На какой высоте над поверхностью Земли скорость искусст­
венного спутника, движущегося по круговой орбите, должна
74
составлять 7,75 км/с? Радиус Земли принять равным 6400 км;
считать на поверхности Земли g = 10 м /с2.
Вариант 5
1. Определите силу взаимного притяжения между Луной и
Землей, если масса Земли 6 • 1024 кг, масса Луны 7,3 • 1022 кг и
расстояние между их центрами 384 000 км.
2. Какую скорость должен иметь искусственный спутник, что­
бы обращаться по круговой орбите на высоте 1700 км над
поверхностью Земли. Радиус Земли принять равным 6400 км;
считать на поверхности Земли g = 10 м /с2.
СР-10. Движение тела по окружности
Вариант 1
1. Определите скорость трамвайного вагона, движущегося по
закруглению радиусом 12,5 м, если центростремительное уско­
рение 0,5 м /с2.
2. Тело, масса которого 20 г, движется по окружности ради­
усом 0,2 м со скоростью 90 м/с. Определите силу, действую­
щую на тело.
Вариант 2
1. Велосипедист движется со скоростью 10 м/с по закруглению
радиусом 30 м. Определите центростремительное ускорение.
2. Железнодорожный вагон массой Ю т движется по закругле­
нию радиусом 250 м со скоростью 36 км/ч. Определите силу,
действующую на вагон.
Вариант 3
1. Автомобиль делает поворот при скорости 43,2 км/ч по дуге,
радиус которой равен 60 м. Определите центростремительное
ускорение.
2. Самосвал массой 15 т движется со скоростью 36 км/ч по за­
круглению радиусом 50 м. Определите силу, действующую на
самосвал.
Вариант 4
1. Мотоциклист движется по окружности радиусом 50 м со
скоростью 5 м/с. Определите центростремительное ускорение
мотоциклиста.
75
2. Трамвайный вагон массой 6 т идет со скоростью 18 км/ч по
закруглению радиусом 100 м. Определите силу, действующую
на вагон.
Вариант 5
1. Какова скорость тела, движущегося равномерно по окруж­
ности радиусом 3 м, если центростремительное ускорение рав­
но 12 см /с2?
2. Автомобиль массой 1 т движется по закруглению радиусом
100 м. Определите силу, действующую на автомобиль при ско­
рости 36 км/ч.
Вариант 6
1. Определите центростремительное ускорение поезда, движу­
щегося по закруглению радиусом 500 м со скоростью 54 км/ч.
2. С какой скоростью должен ехать велосипедист по средней
части выпуклого моста с радиусом кривизны 10 м, чтобы не
оказывать давления на мост?
Вариант 7
1. Радиус одного колеса 10 см, а другого — 20 см, а скорости
точек на ободе колес соответственно равны 2 и 4 м/с. Опреде­
лите, у какого колеса и во сколько раз центростремительное
ускорение точек на ободе колеса больше.
2. Определите минимальную скорость самолета при выполне­
нии «мертвой петли* радиусом 150 м, при которой пилот в
верхней точке петли не отрывается от сиденья.
Вариант 8
1. При постоянной скорости 900 км/ч самолет описывает вер­
тикальную петлю. При каком радиусе петли центростреми­
тельное ускорение не превысит 5g?
2. Какова скорость автомобиля при движении по выпуклому
мосту радиусом 40 м, если в верхней точке моста пассажир на­
ходится в состоянии невесомости?
Вариант 9
1. Луна движется вокруг Земли на расстоянии 384 000 км от
нее, совершая один оборот за 27,3 сут. Вычислите центростре­
мительное ускорение Луны.
76
2. С какой скоростью должен двигаться мотоциклист по вы­
пуклому мосту радиусом 10 м, чтобы вес мотоциклиста на се­
редине моста оказался равен половине действующей на него
силы тяжести?
Вариант 10
1. Определите ускорение конца минутной стрелки часов на
Спасской башне Кремля, если он находится на расстоянии
4,5 м от центра вращения.
2. Автомобиль массой 5 т проходит по выпуклому мосту со
скоростью 21,6 км/ч. С какой силой он давит на середину мос­
та, имеющего радиус кривизны 50 м?
СР-11. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Закон сохранения энергии
Вариант 1
1. Мяч массой 300 г, летящий со скоростью 10 м/с, после уда­
ра о пол движется вверх с такой же по модулю скоростью.
Найдите изменение импульса мяча.
2. Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально со скоростью
500 м/с, попадает в вагон с песком массой Ю т и застревает
в нем. Какую скорость приобретет вагон, если он двигался
навстречу снаряду со скоростью 10 м/с?
Вариант 2
1. Определите изменение импульса автомобиля массой 2,5 т
при увеличении его скорости от 54 до 90 км/ч.
2. Два шара массами т1= 100 г и т 2= 2 0 0 г движутся на­
встречу друг другу. С какой скоростью будут двигаться эти
шары и в какую сторону, если после удара они движутся как
единое целое? Скорости шаров до удара соответственно равны
vt = 4 м /с и v2 = 3 м/с.
Вариант 3
1. Мяч массой 400 г, летящий со скоростью 60 м/с, был оста­
новлен вратарем. Определите силу удара, если время останов­
ки мяча 0,1 с.
2. Мальчик массой 30 кг, стоя на коньках, горизонтально бро­
сает камень массой 1 кг. Начальная скорость камня 3 м/с.
Определите скорость мальчика после броска.
77
1. Скорость парашютиста массой 70 кг во время раскрытия
парашюта уменьшилась от 50 до 10 м/с. Определите среднюю
силу удара при раскрытии парашюта, если время торможения
0. 4.с.
2. Человек массой 70 кг, бегущий со скоростью 6 м/с, дого­
няет тележку массой 100 кг, движущуюся со скоростью 1 м/с,
и вскакивает на нее. Определите скорость тележки с человеком.
Вариант 5
1. На автомобиль массой 1,4 т действует в течение 10 с сила
тяги 4200 Н. Определите изменение скорости автомобиля.
2. Чему равна скорость отдачи ружья массой 4 кг при вылете
из него пули массой 5 г со скоростью 300 м/с?
Вариант 6
1. Спортсмен массой 70 кг, прыгая в высоту, приобретает во
время толчка за 0,3 с скорость 6 м/с. Определите силу толчка.
2. Железнодорожный вагон массой 10 т, движущийся по гори­
зонтальному пути со скоростью 20 м/с, сталкивается с непо­
движной платформой массой 5 т. С какой скоростью будут дви­
гаться вагон и платформа после того, как сработает автосцепка?
Вариант 7
1. В момент удара на волейбольный мяч массой 300 г подейст­
вовали силой 300 Н в течение 0,05 с. Определите приобретен­
ную мячом скорость.
2. Снаряд массой 30 кг, летящий горизонтально со скоростью
300 м/с, попадает в вагонетку с песком массой 1,2 т и застре­
вает в песке. С какой скоростью будет двигаться вагонетка, ес­
ли до попадания снаряда она двигалась со скоростью 2 м/с в
направлении движения снаряда?
Вариант 8
1. Футболист ударяет по мячу массой 500 г, летящему на него
со скоростью 14 м/с. Столкновение длится 0,02 с. Определите
среднюю силу, действующую на мяч во время удара.
2. Снаряд, летящий со скоростью 500 м/с, разорвался на два
осколка. Скорость первого осколка массой 5 кг возросла на
Вариант 4
78
200 м /с в направлении движения снаряда. Определите ско­
рость второго осколка, если его масса 4 кг.
Вариант 9
1. Мяч массой 100 г, имеющий скорость 20 м/с, ударяется о
стенку. Найдите среднюю силу, действующую со стороны
стенки на мяч, если мяч соприкасался со стенкой в течение
0. 2.с. Считайте удар абсолютно упругим.
2. Стрела выпущена из лука со скоростью 10 м/с под углом 45°
к горизонту. Какова скорость стрелы на высоте 3,2 м? Сопро­
тивлением воздуха пренебречь.
Вариант 1 0
1. Пловец массой 100 кг способен оттолкнуться от края бас­
сейна с силой 2,5 кН. Какую максимальную скорость можно
приобрести при таком толчке за 0,1 с?
2. Тело массой 10 кг свободно падает с высоты 20 м из
состояния покоя. На какой высоте кинетическая энергия в
3 раза больше потенциальной? Сопротивлением воздуха
пренебречь.
СР-12. Механические колебания
Вариант 1
1. При опытном определении ускорения свободного падения
учащийся за 5 мин насчитал 150 колебаний маятника. Какое
значение ускорения он получил, если длина маятника 1 м?
2. Почему солдатам приказывают идти не в ногу, когда они
проходят через мост?
Вариант 2
1. Математический маятник длиной 99,5 см за 2 мин совер­
шил 60 колебаний. Определите период колебаний этого маят­
ника и ускорение свободного падения в том месте, где нахо­
дится маятник.
2. При некоторой скорости вращения швейной машины стол,
на котором она стоит, иногда сильно раскачивается. Почему?
79
Вариант 3
1. В покоящейся ракете маятник колеблется с периодом 1 с.
При движении ракеты вертикально вверх период колебания
уменьшился вдвое. Определите ускорение ракеты.
2. Для какой цели «чечевица» маятника часов не закрепляет­
ся неподвижно на его стержне, а надевается на него таким об­
разом, что ее можно передвигать по этому стержню вверх и
вниз и закреплять на любой высоте?
Вариант 4
1. За 2 мин маятник совершил 120 колебаний. Когда длину
маятника увеличили на 74,7 см, то он за то же время совер­
шил 60 колебаний. Найдите начальную и конечную длины ма­
ятника и ускорение свободного падения в этом месте.
2. Для чего все вибрирующие установки (моторы, генераторы
и др.) ставятся на специальные амортизаторы?
Вариант 5
1. Маленький шарик подвешен на нити длиной 1 м к потолку
вагона. При какой скорости вагона шарик будет особенно
сильно колебаться под действием ударов колес о стыки рель­
сов? Длина рельса 12,5 м.
2. В ведре несут воду. После того как сделано несколько ша­
гов, вода начинает расплескиваться. Почему?
Вариант 6
1. Маятниковые часы идут правильно при длине маятника,
равной 55,8 см. На сколько секунд отстанут часы за сутки, ес­
ли удлинить маятник на 0,5 см?
2. Изменится ли период колебаний качелей, если вместо одно­
го человека сядут двое?
СР-13. Механические волны. Звук
Вариант 1
1. Если перед открытым роялем играть на скрипке, то рояль
звучит. Объясните это явление.
2. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоро­
стью 2,5 м/с. Определите период колебаний лодки, если рас­
стояние между ближайшими гребнями волн равно 8 м.
80
1. Почему на открытом воздухе музыка, пение и речь звучат
менее громко, чем в помещении?
2. Чему равна скорость звука в воде, если источник звука, ко­
леблющийся с периодом 2 мс, возбуждает в воде волны дли­
ной 2,9 м?
Вариант 2
Вариант 3
1. Объясните, в каком случае легче передать звуковой сигнал:
на высокой горе или у ее основания.
2. Скорость распространения волны равна 15 м/с. Определите
частоту колебаний источника, если длина волны равна 50 см.
Вариант 4
1. Почему, когда мы прикладываем руку к уху, усиливается
воспринимаемый звук?
2. Человек услышал эхо звука, посланного в водоем, через 4 с.
Какова глубина водоема? Скорость звука в воде принять рав­
ной 1450 м/с.
Вариант 5
1. Какой кирпич — пористый или обыкновенный — обеспечи­
вает лучшую звукоизоляцию? Почему?
2. Чему равна длина волны, если скорость ее распространения
340 м/с, а частота 200 Гц?
Вариант 6
1. Почему в многоэтажном доме с хорошей звукоизоляцией
разговор в соседних квартирах почти не слышен, а звук от
удара по батареям центрального отопления быстро распрост­
раняется почти по всему дому?
2. Определите скорость звука в воздухе, если наблюдатель, на­
ходящийся на расстоянии 4 км от орудия, услышал звук вы­
стрела через 12 с после вспышки.
Вариант 7
1. Почему, если звучащий камертон поставить на деревянный
ящик, звук усилится?
81
2. Посланный ультразвуковым эхолотом сигнал возвратился
обратно через 0,4 с. Какова глубина моря в данной точке, если
скорость распространения ультразвука 1500 м/с?
Вариант 8
1. Объясните причину того, что перед закипанием воды непол­
ный чайник шумит сильнее, чем полный.
2. Период свободных колебаний морского судна при боковой
качке равен 10 с. Длина морской волны 70 м. При какой ско­
рости распространения волн возможен резонанс колебаний
судна и волны?
Вариант 9
1. Если ударить молотком по одному концу длинной металли­
ческой трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит
двойной удар. Почему?
2. Теплоход, движущийся со скоростью 5,5 м/с, дал гудок, звук
которого услышали на мосту через 3 с. Спустя 3 мин теплоход
прошел под мостом. Определите скорость звука в воздухе.
Вариант 1 0
1. Почему в заполненном публикой зале музыка звучит менее
громко, чем в пустом?
2. По одному из концов медной трубы длиной 366 м стукнули
молотком. При этом звук, распространяясь по металлу, до­
стиг другого конца трубы на 1 с раньше, чем по воздуху. Како­
ва скорость звука в меди? Температура воздуха 20 °С.
СР-14. Электромагнитное поле
Вариант 1
1. На прямолинейный проводник длиной 50 см, расположен­
ный перпендикулярно линиям индукции магнитного поля,
действует сила 5 Н. Определите магнитную индукцию этого
поля, если сила тока в проводнике 20 А.
2. Определите направление силы, действующей на проводник
с током, помещенный в магнитное поле так, как показано на
рисунке 114.
3. Электростанции вырабатывают переменный
ток частотой 50 и 60 Гц. Вычислите периоды
колебаний этих токов. Рис. 114
©и
82
1. Определите силу тока в проводнике с активной длиной
10 см, находящемся в магнитном поле с индукцией 1 Тл, если
на него действует сила 1,5 Н. Проводник расположен перпен­
дикулярно линиям индукции магнитного поля.
Вариант 2
2. Укажите направление силы, действующей
на проводник с током, помещенный в магнит­
ное поле так, как показано на рисунке 115.
3. Чему равна длина волны радиостанции, ра­
ботающей на частоте 1,5 МГц?
Рис. 115
Вариант 3
1. Определите силу, с которой магнитное поле индукцией
1,3 Тл действует на проводник, если активная длина провод­
ника 20 см, а сила тока в нем 10 А. Проводник расположен
перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.
2. Укажите направление силы, действующей на проводник с
током, помещенный в магнитное поле так, как показано на
рисунке 116.
Рис. 116
3. По графику (рис. 117) определите период, частоту и ампли­
туду колебаний силы переменного тока.
Вариант 4
1. Прямолинейный проводник длиной 88 см
расположен перпендикулярно линиям индук­
ции магнитного поля. Чему равна магнитная
индукция этого поля, если на проводник дей­
ствует сила 1,6 Н при силе тока в нем 23 А?
2. Определите направление тока в кольце на
рисунке 118, если оно отталкивается от маг­
нита.
83
3. В радиоприемнике один из коротковолновых диапазонов
может принимать передачи, длина волны которых 24—26 м.
Найдите частотный диапазон.
Вариант 5
1. В магнитном поле с индукцией 2,5 Тл находит­
ся проводник длиной 40 см, расположенный пер­
пендикулярно силовым линиям. Какая сила дей­
ствует на проводник, если сила тока в нем 4 А?
2. В каком направлении будет перемещаться маг­
нит, подвешенный над соленоидом, при включе­
нии тока (рис. 119)?
3. Радиостанция ведет передачу на частоте 75 МГц
(УКВ). Найдите длину волны. Рис. 119
Вариант 6
1. На проводник длиной 30 см, расположенный перпендику­
лярно линиям магнитной индукции, действует сила 0,6 Н.
Найдите силу тока в проводнике, если индукция магнитного
поля равна 0,4 Тл.
2. Параллельные провода, по кото­
рым идут токи в одном направле­
нии, притягиваются. Объясните
это, применяя правило буравчика
и правило левой руки. Сделайте
пояснительный чертеж.
3. По графику (рис. 120) определи­
те период, частоту и амплитуду ко­
лебаний силы переменного тока.
Вариант 7
1. В однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл находит­
ся прямой проводник длиной 0,2 м, концы которого подклю­
чены к источнику тока. Определите силу тока в проводнике,
если известно, что при расположении его перпендикулярно
линиям индукции магнитного поля сила тяжести проводни­
ка, равная 40 мН, уравновешивается силой, действующей на
проводник со стороны поля.
84
2. Положительно заряженная частица вле­
тает с некоторой скоростью в однородное
магнитное поле перпендикулярно вектору
магнитной индукции (рис. 121). По какой
траектории будет двигаться эта частица в
магнитном поле? Объясните почему.
© - £
В '
Рис. 121
3. Какие частоты колебаний соответствуют крайним красным
(к = 0,76 мкм) и крайним фиолетовым (Л. = 0,4 мкм) световым
лучам?
Вариант 8
1. Какая сила действует на электрон, влетающий в однородное
магнитное поле с индукцией 10 мТл перпендикулярно лини­
ям индукции со скоростью 3 • 10б м/с? Модуль заряда электро­
на 1,6* 10_19Кл, масса электрона 9,1 • 10“31 кг.
2. В каком направлении будет перемещаться
кольцо относительно электромагнита, изо­
браженного на рисунке 122?
3. Радиопередатчик в космическом корабле
работает на частоте 20 МГц. Найдите длину
волны.
Вариант 9
1. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией
0,2 мТл перпендикулярно линиям магнитной индукции со
скоростью 106м/с. Определите радиус окружности, по кото­
рой будет двигаться электрон. Модуль заряда электрона
1,6 • 10 19 Кл, масса электрона 9,1*10 31 кг.
2. На рисунке 123 показана рамка с током,
расположенная в магнитном поле. В какую
сторону повернется рамка? Что нужно сде­
лать, чтобы рамка повернулась в противопо­
ложную сторону?
+ -
Рис. 123
3. Определите период колебаний зарядов в антенне, излу­
чающей радиоволну длиной 3 км.
Вариант 10
1. На заряженную частицу, влетающую в однородное магнит­
ное поле с индукцией 0,1 Тл со скоростью 10 м /с перпендику­
85
лярно линиям магнитной индукции, действует со стороны по­
ля сила в 1 мН. Определите заряд частицы.
2. Параллельные провода, по которым идут токи в противопо­
ложном направлении, отталкиваются. Объясните это, приме­
няя правило буравчика и правило левой руки. Сделайте пояс­
нительный чертеж.
3. Определите длину волны радиолокационной станции при
частоте колебаний 3 • 109 Гц.
СР-15. Строение атома и атомного ядра
Вариант 1
1. Каков состав ядра ^fNa?
2. Напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбарди­
ровке изотопа бора 19В нейтронами, при которой из образовав­
шегося ядра выбрасывается а-частица.
3. Рассчитайте энергию связи ядра атома лития |Li. Масса
протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., масса
изотопа лития 7,01601 а. е. м.
Вариант 2
1. Определите состав ядра ^Li.
2. Напишите ядерную реакцию а-распада изотопа плутония
2ЦРи.
3. Рассчитайте энергию связи ядра атома гелия |Не. Масса
протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., масса
изотопа гелия 4,00260 а. е. м.
Вариант 3
1. Каков состав ядра XgC?
2. При бомбардировке изотопа алюминия ^А1 а-частицами об­
разуется изотоп фосфора ^Р. Напишите ядерную реакцию. 3
3. Рассчитайте энергию связи ядра изотопа бериллия 9Ве.
Масса протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м.,
масса изотопа бериллия 9,01219 а. е. м.
86
Вариант 4
1. Каков состав ядра 13AI?
2. При бомбардировке изотопа азота нейтронами образует­
ся изотоп бора ^В. Какая при этом испускается частица? На­
пишите ядерную реакцию.
3. Рассчитайте энергию связи ядра изотопа бора *!?В. Масса
протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., масса
изотопа бора 10,01294 а. е. м.
Вариант 5
1. Каков состав ядра х|0?
2. При обстреле атома лития ^Li протонами получается гелий.
Напишите ядерную реакцию.
3. Рассчитайте энергию связи ядра изотопа водорода ^Н. Мас­
са протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., мас­
са ядра дейтерия 2,0141 а. е. м.
Вариант 6
1. Каков состав ядра ^ Р о ?
2. Допишите ядерную реакцию:
!§F+ ... — ► + *Не.
3. Чему равна энергия связи ядра изотопа fH? Масса протона
1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., масса ядра три­
тия 3,017 а. е. м.
Вариант 7
1. Определите состав ядра ^Mg.
2. Допишите ядерную реакцию:
ЦА\ + 12С — ► + ...
3. Рассчитайте энергию связи ядра изотопа углерода 1|С. Мас­
са протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., мас­
са изотопа углерода 12,00 а. е. м.
Вариант 8
1. Каков состав ядра ^fNa?
2. При бомбардировке нейтронами изотопа азота испуска­
ется протон. В ядро какого изотопа превращается ядро азота?
Запишите ядерную реакцию.
87
Вариант 9
1. Каков состав ядра ^ A g ?
2. Напишите ядерную реакцию сс-распада изотопа урана 2j^U.
3. Рассчитайте энергию связи ядра изотопа кислорода *gO.
Масса протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м.,
масса изотопа кислорода 15,99491 а. е. м.
Вариант 10
1. Определите состав ядра 2|^Ra.
2. Напишите ядерную реакцию (3-распада изотопа свинца
2™РЬ.
3. Какова энергия связи ядра изотопа бора *|В? Масса протона
1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м., масса изотопа
бора 11,00931 а. е. м.
3. Определите энергию связи ядра изотопа алюминия ||А1.
Масса протона 1,0073 а. е. м., масса нейтрона 1,0087 а. е. м.,
масса изотопа алюминия 26,98146 а. е. м.
Контрольные Работы
КР-1. Прямолинейное равноускоренное движение
Вариант 1
I 1. С каким ускорением должен затормозить автомобиль,
движущийся со скоростью 36 км/ч, чтобы через 10 с оста­
новиться?
2. За какое время велосипедист проедет 30 м, начиная
движение с ускорением 0,75 м /с2?
3. Какую скорость приобретает троллейбус за 5 с, если он
трогается с места с ускорением 1,2 м /с2?
II 4. Поезд через 10 с после начала движения приобретает
скорость 0,6 м/с. Через какое время от начала движения
скорость поезда станет равна 9 м/с? Какой путь пройдет
поезд за это время?
5. Автомобиль, двигаясь равномерно, проходит путь 20 м
за 4 с, после чего он начинает тормозить и останавливает­
ся через 10 с. Определите ускорение и тормозной путь ав­
томобиля.
6. В момент падения на сетку акробат имел скорость 9 м/с.
С каким ускорением происходило торможение, если до
полной остановки акробата сетка прогнулась на 1,5 м?
III 7. На железнодорожной станции во время маневров от
равномерно движущегося поезда был отцеплен последний
вагон, который стал двигаться равнозамедленно, пока не
остановился. Докажите, что пройденный отцепленным
вагоном путь в 2 раза меньше пути, пройденного поездом
за то же время.
8. Во время гонки преследования один велосипедист стар­
товал на 20 с позже другого. Через какое время после
старта первого велосипедиста расстояние между ними бу­
дет 240 м, если они двигались с одинаковым ускорением
0,4 м /с2?
9. За какую секунду от начала равноускоренного движе­
ния путь, пройденный телом, втрое больше пути, прой­
денного в предыдущую секунду?
89
Вариант 2
I 1. Поезд подходит к станции со скоростью 36 км/ч и оста­
навливается через минуту после начала торможения.
С каким ускорением двигался поезд?
2. Определите, какую скорость развивает мотоциклист за
15 с, двигаясь из состояния покоя с ускорением 1,3 м /с2.
3. Какой должна быть длина взлетной полосы, если из­
вестно, что самолет для взлета должен приобрести ско­
рость 240 км/ч, а время разгона самолета равно примерно
30 с?
II 4. Спортсмен съехал на лыжах с горы длиной 40 м за 5 с.
Определите ускорение движения и скорость спортсмена у
подножия горы.
5. Тормоз легкового автомобиля считается исправен, если
при скорости движения 8 м/с его тормозной путь равен
7,2 м. Каково время торможения и ускорение автомо­
биля?
6. Велосипедист и мотоциклист начинают одновременно
движение из состояния покоя. Ускорение мотоциклиста в
2 раза больше, чем велосипедиста. Во сколько раз боль­
шую скорость разовьет мотоциклист: а) за одно и то же
время; б) на одном и том же пути?
III 7. Автомобиль движется равноускоренно с начальной
скоростью 5 м/с и ускорением 2 м /с2. За какое время он
проедет 150 м пути? Какова будет его скорость?
8. Пассажирский поезд при торможении движется с уско­
рением 0,15 м /с2. На каком расстоянии от места включе­
ния тормоза скорость поезда станет равной 3,87 м/с, если
в момент начала торможения его скорость была 54 км/ч?
9. При скорости 15 км/ч тормозной путь автомобиля
равен 1,5 м. Каким будет тормозной путь автомобиля
при скорости 60 км/ч? Ускорение в обоих случаях одно и
то же.
90
Вариант 3
I 1. За какое время от начала движения велосипедист про­
ходит путь 20 м при ускорении 0,4 м /с2?
2. Санки скатились с горы за 60 с. С каким ускорением
двигались санки, если длина горы 36 м?
3. Определите тормозной путь автомобиля, если при ава­
рийном торможении, двигаясь со скоростью 72 км/ч, он
остановился через 5 с.
II 4. Определите, какую скорость развивает велосипедист за
время, равное 10 с, двигаясь из состояния покоя с ускоре­
нием 0,3 м /с2. Какое расстояние он пройдет за это время?
5. Тепловоз, двигаясь равноускоренно из состояния покоя
с ускорением 0,1 м /с2, увеличивает скорость до 18 км/ч.
За какое время эта скорость достигнута? Какой путь за
это время пройден?
6. Определите ускорение автомобиля, если при разгоне за
15 с он приобретает скорость 54 км/ч. Какой путь он за
это время проходит?
III 7. Мотоциклист, начав движение из состояния покоя,
едет с постоянным ускорением 0,8 м /с2. Какой путь он
пройдет за седьмую секунду своего движения?
8. Снаряд, летящий со скоростью 1000 м/с, пробивает
стенку блиндажа за 0,001 с, после чего его скорость ока­
зывается равной 200 м/с. Считая движение снаряда рав­
ноускоренным, определите толщину стенки.
9. Два мотоциклиста движутся навстречу друг другу —
один с начальной скоростью 54 км/ч и ускорением 0,5 м /с2,
а второй с начальной скоростью 36 км/ч и ускорением
0,3 м /с2. Через какое время встретятся мотоциклисты
и какое расстояние до встречи пройдет каждый из них,
если вначале расстояние между ними было 250 м?
91
Вариант 4
I 1. За 3 с от начала движения автобус прошел 13,5 м. Ка­
ково ускорение автобуса на этом пути?
2. Начав торможение с ускорением 0,5 м /с2, поезд про­
шел до остановки 225 м. Определите время торможения.
3. Вагонетка в течение 0,5 мин катится под уклон с уско­
рением 5 см /с2. Какой путь она пройдет за это время? На­
чальная скорость вагонетки равна нулю.
II 4. За 15 с от начала движения трактор прошел путь
180 м. С каким ускорением двигался трактор и какой
путь он пройдет за 30 с?
5. Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, ударяется в зем­
ляной вал и проникает в него на глубину 40 см. С каким
ускорением и сколько времени двигалась пуля внутри
вала?
6. Длина разбега при взлете самолета равна 1215 м, а ско­
рость отрыва от земли 270 км/ч. Длина пробега при по­
садке этого самолета 710 м, а посадочная скорость
230 км/ч. Сравните ускорения, время разбега и посадки
самолета.
III 7. Во сколько раз скорость лыжника в конце горы боль­
ше, чем на ее середине?
8. С каким ускорением движется тело, если за восьмую
секунду с момента начала движения оно прошло 30 м?
9. Первый автомобиль движется равномерно со скоростью
57,6 км/ч. В момент прохождения им пункта А из этого
пункта выезжает второй автомобиль в том же направле­
нии с постоянным ускорением 2 м /с2. Через какое время
второй автомобиль догонит первый? На каком расстоя­
нии от пункта А это произойдет? Какова будет скорость
второго автомобиля в этот момент?
92
КР-2. Законы Ньютона
Вариант 1
I 1. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный
самолет массой 50 т, если сила тяги двигателей 80 кН?
2. Чему равна сила, сообщающая телу массой 3 кг ускоре­
ние 0,4 м /с2?
3. Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска ско­
рость 36 км/ч, остановился через 40 с после окончания
спуска. Определите силу сопротивления его движению.
II 4. Пуля массой 7,9 г вылетает под действием пороховых
газов из канала ствола длиной 45 см со скоростью 54 км/ч.
Вычислите среднюю силу давления пороховых газов. Тре­
нием пули о стенки ствола пренебречь.
5. Определите силу сопротивления движению, если ваго­
нетка массой 1 т под действием силы тяги 700 Н приобре­
ла ускорение 0,2 м /с2.
6. При трогании с места железнодорожного состава элек­
тровоз развивает силу тяги 700 кН. Какое ускорение он
при этом сообщит составу массой 3000 т, если сила сопро­
тивления движению 160 кН?
III 7. Через блок перекинута нить, к концам которой подве­
шены две гири массами 2 и 6 кг. Найдите силу натяже­
ния нити при движении гирь. Массой блока пренебречь.
8. Груз массой 120 кг при помощи каната равноускоренно
опускается вниз и проходит путь 72 м за 12 с. Определи­
те вес груза.
9. Тепловоз массой 100 т тянет два вагона массой по 50 т
каждый с ускорением 0,5 м /с2. Найдите силу тяги тепло­
воза, если коэффициент трения равен 0,006.
93
Вариант 2
I 1. Вагонетка массой 200 кг движется с ускорением
0,2 м /с2. Определите силу, сообщающую вагонетке это ус­
корение.
2. Чему равно ускорение, с которым движется тело мас­
сой 3 кг, если на него действует сила 12 Н?
3. Порожний грузовой автомобиль массой 3 т начал дви­
жение с ускорением 0,2 м /с2. Какова масса этого автомо­
биля вместе с грузом, если при той же силе тяги он трога­
ется с места с ускорением 0,15 м /с2?
II 4. Порожнему прицепу тягач сообщает ускорение 0,4 м /с2,
а груженому — 0,1 м /с2. Какое ускорение сообщит тягач
обоим прицепам, соединенным вместе? Силу тяги считать
во всех случаях одинаковой.
5. Автомобиль массой 2 т, движущийся со скоростью
90 км/ч, останавливается через 3 с после нажатия водите­
лем педали тормоза. Чему равен тормозной путь автомо­
биля? Каково его ускорение? Чему равна сила торможе­
ния?
6. Трос выдерживает максимальную нагрузку 2,4 кН.
С каким наибольшим ускорением с помощью этого троса
можно поднимать груз массой 200 кг?
III 7. Лифт телебашни разгоняется до скорости 7 м/с в тече­
ние 15 с. Столько же времени занимает и остановка лиф­
та. Найдите изменение веса человека массой 80 кг в нача­
ле и в конце движения лифта.
8. Два тела массами 1 и 3 кг соединены нитью, перекину­
той через невесомый блок. Определите ускорение при
движении тел. Трением в блоке и его массой пренебречь.
9. Автомобиль массой 1,5 т через 20 с после начала дви­
жения развил скорость 90 км/ч. Определите силу тяги ав­
томобиля, если коэффициент трения равен 0,02.
94
Вариант 3
I 1. Какова масса автомобиля, движущегося при тормо­
жении с ускорением 1,5 м /с2, если сила, действующая на
него, равна 4,5 кН?
2. Под действием некоторой силы тело массой 10 кг при­
обрело ускорение 2 м /с2. Какое ускорение приобретет те­
ло массой 5 кг под действием такой же силы?
3. Тело движется с ускорением 2 м /с2 под действием силы
10 Н. Найдите ускорение тела, если эту силу увеличить
на 2 Н.
II 4. На автомобиль массой 2 т действует сила трения 16 кН.
Какова начальная скорость автомобиля, если его тормоз­
ной путь равен 50 м?
5. Паровоз толкнул вагон массой 30 т, стоящий на гори­
зонтальном пути, после чего вагон начал двигаться со
скоростью 0,5 м/с. Определите силу удара, если его дли­
тельность 1 с.
6. Динамометр вместе с прикрепленным к нему грузом
сначала поднимают вертикально вверх, затем опускают.
В обоих случаях движение равноускоренное с ускорением
5 м /с2. Определите массу груза, если разность показаний
динамометра равна 30 Н.
III 7. Груз, подвешенный на нити, один раз поднимают,
а другой раз опускают с одинаковым ускорением 8 м /с2.
Найдите отношение сил натяжения нити при подъеме и
опускании груза.
8. Шайба скользит по поверхности с ускорени­
ем 2 м /с2. Определите коэффициент трения
между шайбой и поверхностью.
9. Через неподвижный блок перекинута нить,
на которой подвешены три одинаковых груза
массой 2 кг каждый (рис. 124). Найдите уско­
рение системы. Рис. 124
95
Вариант 4
I 1. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, при­
обретает скорость 10 м/с. Определите среднюю силу
удара.
2. Столкнулись две тележки. При этом тележка массой
0,5 кг получила ускорение 4 м /с2. Какое ускорение полу­
чила вторая тележка массой 0,8 кг?
3. Сравните ускорения легкового автомобиля массой 2 т и
грузового массой 8 т, если сила тяги легкового автомоби­
ля в 2 раза меньше, чем грузового.
II 4. Покоящееся тело массой 400 г под действием силы 8 Н
приобрело скорость 36 км/ч. Какой путь при этом про­
шло тело?
5. Груз массой 5 кг, привязанный к невесомой нерастя­
жимой нити, поднимают вертикально вверх с ускорением
3 м /с2. Определите силу натяжения нити.
6. Мальчик массой 50 кг, скатившись на санках с горки,
проехал по горизонтальной дороге до остановки путь 20 м
за 10 с. Чему равна сила трения, действующая на санки?
III 7. Космическая ракета при старте с поверхности Земли
движется вертикально вверх с ускорением 20 м /с2. Каков
вес космонавта в кабине, если его масса 90 кг?
8. Два груза, соединенных нитью, движутся по гладкой
поверхности. Когда сила 100 Н была приложена к право­
му грузу, сила натяжения нити была равна 30 Н. Какой
будет сила натяжения нити, если эту силу приложить к
левому грузу?
9. Трамвай массой 20 т, отходя от остановки, на расстоя­
нии 50 м развивает скорость 8 м/с. Определите силу тяги
двигателей трамвая, если коэффициент трения равен
0,036.
 


Категория: Физика | Добавил: Админ (08.04.2016)
Просмотров: | Теги: Марон | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar