Тема №7587 Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
1. Используя масштабную линейку, определить объем
пяти кусков сахара-рафинада. Положить сахар в мензурку с
водой и полностью растворить. Сравнить, на сколько делений должна была подняться вода и на сколько она поднялась
фактически. Объяснить разницу.
2. Как надо изменить форму стиральной резинки, чтобы
расстояние между молекулами в одном месте увеличилось,
в другом уменьшилось? Показать.
3. Имеются учебные весы, чистый металлический кружок
с крючком в центре и блюдце с водой. Показать на опыте, что
между молекулами воды и металла существуют силы сцепления.
4. Имеются два стакана с одинаковым количеством в одном горячей, в другом холодной воды. Если в стаканы бросить одинаковые по размеру кусочки марганцовки, то постепенно без перемешивания вся вода в стаканах окрасится.
В каком стакане вода окрасится быстрее? Почему? Проверить
опытом.
5. Нашатырный спирт содержит газ аммиак, который окрашивает лакмус. Аммиак легче воздуха и потому поднимается вверх. Если на дно стакана положить лакмусовую бумагу, а сверху стакан накрыть промокательной бумагой,
смоченной нашатырным спиртом, то через некоторое время
лакмусовая бумага окрасится. Показать это на опыте и объяснить явления.
6. Взять сырую картофелину и разрезать ее пополам.
В центре среза поместить кусочек марганцовки и соединить
обе половины, через некоторое время разъединить их. Назвать наблюдаемое явление и объяснить его.
7. Показать на опыте, что сухие листы бумаги не прили-
паютдруг к другу, а смоченные водой прилипают. Как объяснить это?
15
8. Как проверить, что воздух занимает весь предоставленный ему объем, имея накачанную и ненакачанную волейбольные камеры? Показать опыт. (Патрубок накачанной камеры закрыт зажимом, и в него вставлен кусок стеклянной
трубки.)
9. Как, имея стакан с водой, показать, что в резиновой
груше (в стеклянной колбе) есть воздух? Проделать опыт.
10. Имеются масштабная линейка; укрепленная в штативе вертикально, и велосипедный насос с хорошо подогнанным
поршнем. Отверстие для шланга закрыто. Поставить насос
на стол вертикально и с возможно большей силой нажать на
ручку поршня. Определить, во сколько раз уменьшится
объем воздуха под поршнем. Как объяснить это явление?
Что произойдет с поршнем, если убрать руку с ручки?
Почему?
11. Как, имея дощечку, молоток, два гвоздя, спиртовку
и пинцет, показать, что при нагревании размеры пятикопеечной монеты увеличиваются? Проделать опыт. Объяснить
наблюдаемое явление.
12. Имеются колба, закрытая пробкой с пропущенной через нее трубкой, стакансводой, спиртовка, штатив с лапкой,
мензурка. Как с помощью данных приборов показать, что
воздух при нагревании расширяется? Как определить объем,
на который увеличился воздух в колбе при этом нагревании?
13. В пробирку с водой насыпать смесь мелкого и крупного песка и взболтать. Какие крупинки осядут на дно
быстрее? Сделать опыт и объяснить его.
2. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ. СКОРОСТЬ
14. С помощью ручного секундомера установить такую
длину нитяного маятника, чтобы время одного колебания
было равно 1 сек. Пользуясь этим маятником, измерить
время движения шарика по наклонному желобу.
15. Пользуясь установкой
(рис. 1), показать относительность движения: а) малая тележка движется относительно
стола и большой тележки с одинаковой скоростью; б) большая
тележка движется относительно
Рис. 1 стола и малой тележки с оди16
наковой скоростью; в) малая и
большая тележки движутся относительно стола в противоположные стороны с одинаковой
скоростью; г) скорость малой тележки относительно стола больше, чем скорость большой тележки относительно стола.
16. Пользуясь масштабной
линейкой и секундомером, определить скорость движения
алюминиевого цилиндра в стеклянной трубке с водой или маслом при вертикальном и наклонном положениях трубки
(рис. 2). Как убедиться, что движение цилиндра в трубке
равномерное? Проделать опыт.
17. Установить длинный желоб с таким наклоном, чтобы
шарик по нему катился равномерно. Как, имея метроном и
масштабную линейку, проверить, что шарик движется равномерно? Показать это.
3. НЕРАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ
18. Определить на опыте
среднюю скорость движения шарика по длинному наклонному
желобу, используя для этого
метроном и измерительную ленту (рис. 3).
19. Определить на опыте
среднюю скорость движения заводной тележки от начала ее движения до остановки, используя
измерительную ленту и секундомер.
20. Используя рулетку и секундомер, определить среднюю
скорость движения ученика вдоль
класса.
21°. На столе стоит демонстрационный секундомер или метроном и собрана установка (рис.
4). На одном штативе укрепле-
17
на модель ворота с ручкой, на
другом — блок на стержне. Через большой шкив ворота и через блок перекинут бесконечный
шнур, к которому прикреплены
красный и синий флажки. При
вращении ручки шкива шнур и
флажки движутся. Определить
средние скорости движения каждого флажка отдельно (задание
выполняют одновременно два ученика). Чем отличаются
друг от друга скорости флажков?
22. На столе собрана установка из двух желобов (рис. 5).
Пустить шарик из точки А и остановить в точке В. Определить среднюю скорость движения шарика на пути АВ.
Чем различаются движения шарика на участках АС и
СВ?
23. Имеются длинный наклонный желоб, секундомер и
измерительная линейка (лента). На середине желоба поставлена метка. Определить средние скорости шарика при скатывании его с наибольшей высоты отдельно на каждой половине
желоба и на всем желобе. Сравнить полученные скорости.
4. МАССА ТЕЛА. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА
24. На столе наклонно установлен короткий желоб, к
нему приставлен длинный горизонтальный, являющийся его
продолжением (рис. 6). Сравнить массы двух шаров путем
взаимодействия с третьим, масса которого принята за единицу.
25. На столе собрана установка из трех желобов (рис. 7).
Как будут двигаться после столкновения два шара, пущенные навстречу друг другу с одинаковой высоты, если массы
шаров одинаковые? если разные? Ответы проверить опытом.
«5;
±_с
^ £
aZL к ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Х
— =П____________ _____
Рис. 6 Рис. 7
18
26. Имея весы, разновес, пипетку, стакан с водой, определить среднюю массу одной капли воды. Как увеличить
точность измерения массы капли воды с помощью данных
приборов?
27. Имея весы, разновес и коробку с дробью, определить
среднюю массу одной дробинки. Подсчитать, сколько дробинок будет в 20 г. Ответ проверить опытом.
28. Определить плотность дерева, из которого изготовлен данный параллелепипед. Нужные для решения приборы
подобрать самому.
29. Определить плотность данной жидкости. Нужные
для решения приборы подобрать самому.
30. Определить плотность камня, используя для этого весы, разновес, отливной стакан с водой и порожний
стакан.
31. Имеются коробка с фарфоровыми роликами, весы,
разновес и мензурка с водой. Определить плотность фарфора.
Какое значение имеет при этом число взятых для опыта роликов?
32. Даны два куска дерева одинаковой плотности — один
в виде параллелепипеда, другой неправильной геометрической формы, весы, разновес, масштабная линейка. Определить объем кускадереванеправильной геометрической формы.
33 °. Имея коробку с одинаковыми стальными шариками,
определить: а) среднюю массу одного шарика с помощью
мензурки; б) объем одного шарика с помощью весов. Ответ в
обоих случаях проверить на опыте.
34. Имея масштабную линейку, определить массу медного
бруска. Ответ проверить с помощью весов.
35 °. Имеются весы, разновес, флакон, чистая вода. Определить плотность данного раствора поваренной соли.
36. Определить массу данного количества керосина,
пользуясь только мензуркой. Ответ проверить путем взвешивания.
37. Определить объем латунной гири массой 200 г. Ответ
проверить с помощью мензурки.
38°. Имея весы, разновес и мензурку, определить емкость
порожнего флакона, не открывая пробки. Ответ проверить
опытом. (Плотность стекла — 2,6 г!см3.)
39. Имея мензурку и воду, определить, какая наибольшая масса керосина может войти в данный флакон. Ответ
проверить взвешиванием.
40°. Определить емкость данного флакона с водой, используя только весы и разновес.
19
41. Отлить из бутылки в стакан 120 г керосина, пользуясь только мензуркой.
42°. Используя весы, разновес и мензурку, проверить,
есть ли внутри данной стеклянной пробки (или пластилинового шара) воздушная полость или она состоит сплошь из
стекла. (Плотность стекла — 2,6 г/смг.)
43. Определить среднюю толщину данной железной пластинки, используя весы, разновес и миллиметровую бумагу.
44. Определить среднюю плотность сухого песка. Приборы для решения задачи подобрать самому.
45. Используя весы и разновес, определить, на сколько
данный кусок железа имеет больший объем, чем данный кусок свинца. Ответ проверить, используя мензурку.
46. В двух одинаковых по массе стаканах налито в одном
150 см3 керосина, в другом 150 см3 воды. Определить и проверить взвешиванием, на сколько масса стакана с водой больше массы стакана с керосином.
47°. Определить длину проволоки в мотке, не разматывая
его, имея весы, разновес и масштабную линейку.
5. СИЛА УПРУГОСТИ. ДИНАМОМЕТР
48. Собрать установку, изображенную на рисунке 8.
Используя набор грузов, определить удлинение данной
пружины под действием силы в 2, 4, 6 н. Какой вывод
можно сделать из опыта?
49. С помощью динамометра
и масштабной линейки определить удлинение данного резинового шнура под действием силы
в 1, 2, 3, 4 н. Какой вывод можно сделать из данного опыта?
50. На доске между двумя
гвоздями натянут резиновый
шнур. Имея динамометр, измерить силу упругости шнура при
данном растяжении.
51. Нужно измерить силу тяги при движении бруска от три-
бометра по поверхности стола с
разным числом грузов, используя для этого резиновый шнур,
масштабную линейку и груз 100 г.
20
52. Под действием силы в 1 н пружина от ведерка Архимеда растягивается на 20 мм. Чему будет равна сила упругости этой пружины при растяжении ее на 40,60 мм? Ответ проверить с помощью динамометра и линейки.
53. Имеются различные виды школьных динамометров.
Измерить силу тяги при движении бруска по столу каждым
из этих динамометров. Результаты записать с указанием полученной точности измерения.
54. С помощью динамометра определить силу, при которой хлопчатобумажная нить (№ 40) разрывается.
55. С помощью динамометра измерить среднюю силу, с
которой самодвижущаяся тележка тянет прицеп при разном
числе грузов на нем.
56. Выяснить на опыте, какая из сил больше и во сколько
раз: вес данного бруска или сила тяги при равномерном его
движении по поверхности стола.
57. Закрыв шкалу демонстрационного динамометра,
укрепленного вертикально в штативе, положить на его столик гирю массой 500 г. Рассчитать, какую величину показывает динамометр. Ответ проверить, открыв шкалу.
6. СИЛА ТЯЖЕСТИ. ВЕС
58. Как с помощью данных приборов (фотокювета с водой, отвеса, угольника) проверить, что сила тяжести имеет
вертикальное направление? Проделать опыт.
59. Имеются два бруска, из алюминия и стали, равных
объемов. Определить, масса какого бруска и во сколько раз
больше. Ответ проверить взвешиванием. Вес какого бруска
и во сколько раз больше? Ответ проверить с помощью динамометра. Какой вывод можно сделать?
60°. Имея мензурку с водой, определить, какой из данных кусков, алюминиевый или железный, весит больше и во
сколько раз. С помощью какого прибора и как можно проверить правильность ответа? Проделать опыт.
61. Определить вес керосина в бутылке, используя для
этого мензурку. Ответ проверить на опыте.
62. Сосуд от калориметра наполнен водой. Определить
вес этой воды, используя только масштабную линейку и миллиметровую бумагу. Толщину стенок сосуда не учитывать.
Проверить правильность ответа с помощью мензурки.
63. Определить вес алюминиевого бруска, имея только
масштабную линейку. Правильность ответа проверить опытом с помощью динамометра.
21
64°. Имея динамометр, определить, сколько выльется
воды из отливного стакана, если в него опустить данный
кусок пластилина (плотность — 1,3 г1смг). Ответ проверить
с помощью мензурки.
65. Имеются флакон, вода и динамометр. Определить емкость этого флакона.
66. С помощью динамометра определить вес данного бруска и силу тяги при равномерном его движении по поверхности стола. Сравнить измеренные силы.
67. На столике демонстрационного динамометра, укрепленного в штативе вертикально, стоит гиря массой 500 г.
Шкала динамометра закрыта. Рассчитать показание динамометра и проверить правильность вычислений, открыв шкалу.
7. СЛОЖЕНИЕ СИЛ
68. Вычислить, какое значение силы покажет демонстрационный динамометр, если на его столик поставить гирю
0,2 кг, а к нижнему крючку подвесить гирю 0,5 кг (рис. 9).
Ответ проверить опытом.
69. На столе собрана установка, изображенная на рисунке 10. Масса гири — 1 кг. Динамометр Бакушинского показывает силу 3,8 н. Шкала демонстрационного динамометра
закрыта. Сначала вычислить его показание, а потом убедиться в правильности ответа, открыв шкалу.
70. На столе собрана установка (рис. И). Шкала динамометра закрыта. Определить, какую силу показывает
22
динамометр, открыв шкалу, проверить ответ. Что покажет
динамометр, если поменять местами гири? Ответ проверить
опытом.
71. На столе собрана установка (рис. 12). Определить
вес груза Л, если вес лабораторного динамометра равен 0,3 я.
Ответ выразить с точностью до 0,5 я.
72. На столе собрана установка (рис. 13). Шкалы всех
динамометров закрыты. Массы грузов указаны на рисунке. Вычислить показание каждого динамометра, если лабораторный весит 0,3 я. Проверить
полученные ответы, открыв шкалы.
73. Имея два динамометра
Бакушинского, определить массу
данного груза, вес которого
превышает предел измерения
каждого динамометра.
8. ТРЕНИЕ. СИЛА
ТРЕНИЯ
74. С помощью динамометра
измерить силу трения при движении данного бруска по столу.
Изобразить силу трения и силу
тяги графически.
23
75. Используя динамометр,
проверить, зависит ли сила трения данного бруска при движении по горизонтальной поверхности стола от площади опоры,
если качество поверхностей всех
граней одинаково.
76. Измерить динамометром
силу трения при движении по
столу трех одинаковых брусков
в двух случаях: бруски прицеплены друг к другу, лежат друг
на друге (рис. 14). Какой вывод можно сделать из опыта?
77. Имеются деревянный брусок, к одной из граней которого прибита резина, и динамометр. Проверить зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей.
78. Имеются два бруска одинаковых размеров, один из
дуба, другой из железа, и динамометр. Измерить силу
трения скольжения каждого бруска о стол при равномерном
движении и силу трения покоя. Результаты сравнить.
79. Имеются гиря с проволочной петлей, динамометр,
нить, штатив с укрепленным на нем стержнем диаметром
8—12 мм, вазелин. Собрать установку, изображенную на
рисунке 15. Определить силу трения нити о неподвижный
стержень при равномерном подъеме гири. Вес нити не учитывать. Показать на опыте роль смазки.
Рис. 14
24
80. Имеется такая же установка, как в задаче 79 (рис.
15), но на стержень надета трубка, которая легко вращается
на нем. Определить силу трения при подъеме той же самой
гири и выяснить, изменилась ли величина силы трения в
сравнении с предыдущей задачей. Почему?
81. Имеются штатив с закрепленным на нем стержнем диаметром 8—12мм, нить, набор грузов, динамометр. Собрать
установку, показанную на рисунке 16. Вес обоих грузов
должен быть одинаков. Измерить силу трения нити о стержень при движении грузов и силу трения покоя. Как изменится сила трения нити о стержень при увеличении веса
каждого груза вдвое? Ответ проверить опытом.
82. Имеются сухой песок, манная крупа, горох, древесные опилки и воронка, укрепленная в штативе. Какое из
данных сыпучих тел можно насыпать горкой конической
формы наибольшей крутизны? Почему? Ответ проверить опытом, насыпая каждое вещество на лист бумаги через воронку
с одинаковой высоты.
9. СИЛА ДАВЛЕНИЯ. ДАВЛЕНИЕ
83. Используя масштабную линейку, определить давление кирпича на горизонтальную поверхность стола для каждого из трех положений. Плотность кирпича— 1,5 г/см3.
84. Какой гранью надо положить данный железный брусок на горизонтальную поверхность стола, чтобы давление
его на стол было наименьшим? наибольшим? Определить
эти давления, используя масштабную линейку.
85. На столе лежит стеклянная пластинка прямоугольной формы, на ней — кусок свинца. Имеются мензурка и
масштабная линейка. Определить среднее давление стеклянной пластинки на поверхность стола. (Плотность стекла —
2,6 г/см3.)
86. Даны табурет и масштабная линейка. Определить, во
сколько раз давление табурета на пол больше, когда он стоит на ножках, чем давление, когда табурет лежит вверх ножками.
87. Ученик стоит на полу и держит груз массой
12 кг. Определить среднее давление ученика на пол,
имея миллиметровую бумагу. Как увеличить это давление
вдвое?
88. Имеются два одинаковых по массе, размерам и пло"
ности бруска, динамометр и масштабная линейка. Me'
взаимное расположение брусков, получить шесть различных
средних давлений их на поверхность стола. Определить эти
давления.
89. Имеются деревянная доска, примерно 50 х 20 см,
масштабная линейка и миллиметровая бумага. Определить,
во сколько раз и как изменится давление на пол, если ученик
будет стоять сначала на полу, а потом встанет на доску. Вес
доски не учитывать.
90. Имеются два куба одинаковых размеров из разных
материалов известной плотности. Определить, во сколько
раз давление одного куба на стол больше, чем другого. Для
проверки правильности ответа решить эту задачу, используя
динамометр и масштабную линейку.
10. ЗАКОН ПАСКАЛЯ.
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС
91. С помощью стеклянной трубки получить мыльный
пузырь. Объяснить, почему он шарообразный.
92. Какую форму примет детский резиновый шар, если в
него накачать воздух? если в него налить воды? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
Рис. 18
93. Имея штангенциркуль,
определить, с какой силой будет выбрасываться вода из отверстия велосипедного насоса,
расположенного горизонтально,
если на ручку давить с силой
15 н (рис. 17).
94. Имеются установка (рис.
18) и насос. Как перелить воду
из сосуда в стакан, не вынимая
пробки и не поднимая сосуда?
26
Ответ обосновать. Проделать
опыт.
95. Определить, на сколько
увеличится давление воздуха
в накачанной и закрытой волейбольной камере, если на нее поставить гирю (рис. 19). Имеется
только масштабная линейка.
96. Как увеличить (уменьшить) давление воздуха в колбе,
соединенной с открытым жидкостным манометром? Показать
на опыте.
97. Имеется сосуд с водой
(рис. 20). Как, используя насос
и не вынимая пробки, вылить
воду из сосуда? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
98. На столе собрана установка (рис. 21). Что надо сделать,
чтобы из левой длинной трубки
бил фонтан. Ответ обосновать и
подтвердить опытом.
99. Определить давление на
стенки бутылки, наполненной
до горлышка водой, если на
пробку действовать с силой 8 н.
Вес воды и трение не учитывать.
Имеется только штангенциркуль.
100. Определить, какую силу сжатия можно получить
на школьном гидравлическом прессе, если на малый поршень действовать силой 30 н. Имеется штангенциркуль.
Трение не учитывать.
Рис. 21
И . ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ.
СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ
101. Имея масштабную линейку, определить давление
керосина на дно стакана. Изменится ли и как давление на
дно данного стакана, если вместо керосина в него налить такой же объем воды? спирта? ртути? молока? Определить
эти давления.
27
102. Имеются два цилиндрических сосуда разного диаметра, один с водой. Используя масштабную линейку, определить давление воды на дно первого сосуда. Как и во сколько раз изменится давление на дно, если эту воду перелить
в другой сосуд?
103. Имеются стакан с водой и масштабная линейка.
Определить давление на дно этого стакана, если в воде будет
растворено 20 г соли.
104. Изменится ли и как давление воды на дно сосуда,
если на воду положить кусок дерева? Ответ проверить с помощью прибора для демонстрации давления внутри жидкости.
105. Пользуясь масштабной линейкой, определить, на
какую величину изменится давление воды на дно стакана,
если в воду полностью погрузить чугунную гирю массой
500 г. Ответ проверить опытом.
106. В одном стакане налиты вода и керосин. Имея масштабную линейку, определить давление обеих жидкостей
вместе на дно стакана.
107°. В стакан с водой на некоторую глубину опущен металлический брусок, подвешенный на нити (рис. 22). Используя масштабную линейку, определить, с какой силой вода
давит на верхнюю и отдельно на нижнюю грани бруска.
Чему равна масса вытесненной телом воды?
108°. В одно колено U-образной трубки налита вода, в
другое такая же масса керосина. Найти вычислением отношение высот столбов жидкостей в обоих коленах, ответ проверить с помощью масштабной линейки.
109°. В U-образную трубку налита вода. Какова будет разность уровней в коленах трубки, если в одно из них налить
23
столбик керосина 10 см? Вычисленный ответ проверить с помощью масштабной линейки.
110°. В одно колено U-образ-
ной трубки налить керосин,
в другое раствор поваренной
соли. Используя масштабную
линейку, определить плотность
этого раствора.
111. Два сообщающихся сосуда соединены резиновой трубкой, закрытой зажимом. В левом
сосуде вода, в правом — керосин.
Уровень жидкостей в обоих сосудах одинаков (рис. 23). Определить, будет ли переливаться
по резиновой трубке жидкость,
если открыть зажим. Если будет,
то в каком направлении и почему? Ответ проверить опытом.
112. Определить уровень воды в сосуде с непрозрачными
стенками (рис. 24). Вычислить давление воды на дно и на
стенки на уровне отверстия, имея масштабную линейку (толщину дна не учитывать).
113. Имеются две изогнутые стеклянные трубки, одна с
водой, другая с керосином (рис. 25). Определить давление
каждой жидкости на пробку, используя масштабную линейку.
12. НАСОСЫ И МАНОМЕТРЫ
114. На столе собрана установка (рис. 26). Как изменится уровень воды в каждом колене стеклянной трубки, если
сжимать стенки резиновой груши? Почему? Ответ проверить
опытом.
115. На столе собрана установка из двух одинаковых
жидкостных манометров с водой и керосином (рис. 27). Шкала последнего закрыта. Сжать слегка грушу. Каково показание манометра с керосином? Проверить, открыв шкалу.
116. Проградуировать наклонный водяной манометр в
сантиметрах водного столба, имея вертикальный водяной
29
Рис. 26
манометр, грушу и троиник.
Объяснить, почему у наклонного манометра расстояние между
делениями шкалы больше, чем
у вертикального (рис. 28).
117. Нанести деления на шкалу открытого манометра с керосином так, чтобы одно деление
соответствовало давлению 1 см
вод. cm. Правильность градуировки проверить с помощью водяного манометра, тройника и
груши (рис. 27).
118. Имеется сосуд (рис. 29).
Нужно с помощью манометра
и насоса Шинца проверить герметичность этого сосуда. Показать и объяснить, как это сделать.
119. Нужно перекачать воду
из одной бутылки в другую,
имея насос Шинца, две пробки
с двумя отверстиями в каждой,
стеклянные и резиновые трубки,
зажим. Показать два способа и
объяснить каждый.
120. Имеются два сосуда, насос Шинца, резиновые трубки
(рис. 30). Необходимо получить
фонтан из сосуда с водой, причем
фонтан должен бить плавно, а не
рывками. Показать, как это сделать.
121. Почему не удается выкачать воздух из стеклянного флакона с помощью насоса Шинца и
тонкостенной резиновой трубки?
Придумать такой способ, чтобы
при выкачивании воздуха можно
было использовать имеющуюся
трубку. Показать опыт.
122. На столе все виды манометров, имеющихся в физическом кабинете. Определить цену деления и пределы измерения каждого из них. Показать на примерах, для чего
30
Рис. 29
и как может быть использован
каждый манометр. С какой точностью можно измерить давление каждым манометром?
13. АТМОСФЕРНОЕ
ДАВЛЕНИЕ
123. Используя барометр-анероид и масштабную линейку, определить, с какой силой атмосфера давит на крышку стола, табурета, на тетрадь.
124. Будет ли выливаться вода из бутылки, если, зажав ее
горлышко пальцем, перевернуть
бутылку и погрузить горлышко в
воду? Дать объяснение и проверить ответ на опыте (рис. 31).
125. Стакан, полный воды,
накрыт блюдцем. Выльется ли
вся вода из стакана, если его
вместе с блюдцем быстро перевернуть? Ответ проверить на
опыте и объяснить.
126. Имеются бутылка, внутри которой находится пробирка, закрытая пробкой, и детский воздушный шар с завязанным отверстием и небольшим
количеством воздуха (рис. 32).
Какие изменения можно наблюдать при выкачивании воздуха
из бутылки? Ответ объяснить и
проверить опытом.
127. В большую пробирку
с водой вставить малую и перевернуть их вверх дном (рис.
33). Почему по мере вытекания воды малая пробирка втягивается в большую? Проделать опыт и обосновать ответ.
128. На столе собрана установка (рис. 34). Какие изменения можно наблюдать, если из сосуда через трубку А вы
31
качивать воздух? если накачивать? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
129. На столе собрана установка (рис. 35). Имея
масштабную линейку и барометр, определить давление
воздуха на пробку, когда закрытое колено выше открытого,
ниже. Изменится ли решение задачи, если диаметр трубок будет разный? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
130. На столе собрана установка (рис. 36). Имея барометр-
анероид, определить давление воздуха на внутренние стенки
шара в нш 2, немного подогрев его руками.
131. Показать принцип действия медицинских банок.
Зажженную бумагу подержать внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставить его открытым концом на поверхность слабонакачанной резиновой камеры и
немного прижать. Объяснить наблюдаемое явление.
32
132. Имея масштабную линейку, определить давление
воды на дно каждого сосуда (рис. 37). Решение обосновать.
133. Как с помощью резиновой трубки перелить воду в
стакан (рис. 38). Ответ обосновать и подтвердить опытом.
134. Сколько воды выльется из трубок, если открыть
пробки (рис. 39). Обосновать ответ и подтвердить опытом.
14. АРХИМЕДОВА СИЛА.
ПЛАВАНИЕ ТЕЛ
135. На столе собрана установка (рис. 40). Используя
масштабную линейку, определить величину и направление
силы давления воды на верхнюю и нижнюю грани бруска.
Чему равна и как направлена равнодействующая этих
сил? Правильность ответа проверить с помощью динамометра.
зз
136. Имея динамометр и стакан с водой, показать, что при
погружении данного тела в воду на него действует выталкивающая сила. Определить величину и направление этой силы
при полном погружении тела в
воду. Зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела? Ответ подтвердить
опытом.
137. Имея два бруска, из
меди и алюминия, одинакового
объема и динамометр, проверить, зависит ли выталкивающая сила от материала и веса
брусков, и сделать соответствующие выводы.
138. Имея динамометр, стакан с водой и металлический
брусок, проверить, зависит ли
величина выталкивающей силы
при полном погружении тела в
воду от положения бруска в
жидкости (горизонтальное, вертикальное, наклонное).
139. Используя динамометр и кусок пластилина, проверить, зависит ли величина архимедовой силы от формы погруженного в жидкость тела при постоянном его объеме.
140. С помощью динамометра определить архимедову
силу при погружении данного тела в воду. Чему будет равна архимедова сила при погружении этого тела в керосин?
Ответ проверить опытом.
141. Имея мензурку с водой, определить архимедову силу, которая будет действовать на данный кусок металла при
погружении его в воду. Ответ проверить опытом с помощью
динамометра.
142. Определить выталкивающую силу, действующую на
картофелину при полном погружении ее в воду, имея масштабную линейку, гирю массой 50 г, резиновый шнурок,
стакан с водой, штатив.
143. На весах уравновешены свинцовое и алюминиевое
тела. На какую чашку весов и почему надо добавить груз,
чтобы при полном погружении обоих тел в воду весы снова
привести в равновесие? Ответ проверить опытом.
Рис. 40
Рис. 41
34
144. В каком случае уровень воды в сосуде поднимется
больше: когда в него опускают связанные ниткой кусок
свинца и дерева, так чтобы они плавали, или когда эти тела
не связаны друг с другом (рис. 41)? Ответ проверить опытом.
145. Имея масштабную линейку, определить силу, удерживающую данный пробковый брусок (плотность —
0,24 г/см3) под водой. Ответ проверить опытом, используя
разные грузы и динамометр.
146. На столе собрана установка (рис. 42). Останутся ли
весы в равновесии, если в воде растворить 20 г соли, а на
чашку весов с разновесом положить гирьку 20 г? Ответ
обосновать и проверить опытом.
147. Волейбольная камера, слабо накачанная воздухом,
уравновешена на весах. Нарушится ли их равновесие,
если воздух из камеры выпустить? Ответ проверить на
опыте.
148. К крючку демонстрационного динамометра подвешено ведерко Архимеда, полное воды. Изменится ли показание динамометра, если в ведерко положить кусок дерева? Ответ обосновать и проверить опытом.
149. Стакан с водой уравновешен на весах. Опустить в
воду груз известного объема до полного погружения, так
чтобы он не касался дна и стенок стакана (рис. 43). Нарушится ли и почему равновесие весов? Определить, какого веса
г ири и на какую чашку надо добавить, чтобы весы снова
пришли в равновесие. Ответ проверить опытом.
150. Используя динамометр и латунную гирю массой
200 г, определить плотность данной жидкости.
151. С помощью масштабной линейки определить вес
данного железного бруска в воздухе, воде и в керосине.
Ответы проверить, используя динамометр.
35
152°. С помощью динамометра определить, до какого
уровня поднимется вода в мензурке, если в нее опустить данный кусок парафина. Ответ проверить опытом.
153°. Имея динамометр и стакан с керосином,определить:
а) объем данного камня. Ответ проверить с помощью мензурки; б) плотность данного камня.
154. ° Имея кусок алюминия и динамометр, определить
плотность данного раствора соли. Правильность ответа проверить с помощью ареометра.
155. Как узнать, у какого из двух деревянных кубиков
плотность больше, имея стакан с водой? Показать опыт.
156°. Выяснить, утонет ли данный брусок в воде, имея динамометр и масштабную линейку. Ответ проверить опытом.
157. Как узнать, больше или меньше плотность данных
веществ, чем плотность чистой воды, имея стакан с водой.
Показать.
158°. Пробирка с кусочком пластилина внутри плавает
в воде. Изменится ли и как глубина ее погружения, если
этот кусочек пластилина приклеить ко дну пробирки снаружи? Ответ обосновать и проверить опытом.
159. Определить вес данного куска парафина, используя
мензурку с водой. Ответ проверить с помощью динамометра.
160°. Определить, на какую глубину погрузится в воду
прямоугольная жестяная коробка с песком, имея динамометр
и масштабную линейку. Сколько гирек надо положить в
коробку, чтобы она погрузилась еще глубже до заранее
проведенной линии? Ответы проверить опытом.
161. В бутылке вверх дном плавает маленькая пробирка
(рис. 44). Изменится ли и как глубина ее погружения, если
с помощью груши увеличить давление воздуха внутри бутылки? Ответ обосновать и проверить опытом.
162. Дана установка (рис. 45). Шарики по весу и размеру
точно одинаковы. В левом стакане керосин, в правом вода.
Нарушится ли равновесие рычага и как, если оба шарика одновременно вынуть из жидкостей? Ответ проверить опытом.
163°. Имеется отливной стакан и мензурка. Определить
вес, массу и плотность куска дерева, не вмещающегося в
мензурку.
164. Определить, есть ли в данном пластилиновом шаре
полость или он сплошной, имея динамометр и стакан с водой.
Решение объяснить. Разрезав шар, убедиться в правильности ответа. (Плотность пластилина — 1,3 г/см*.)
165°. В стеклянном, закрытом пробкой пузырьке имеется вода и воздух. Определить, какой объем в пузырьке
36
занят воздухом, имея динамометр. Плотность стекла — 2,6
г!см3. В воде пузырек тонет. Ответ проверить с помощью мензурки.
166. В мензурке с водой плавает пробирка с песком. Определить вес и массу песка в пробирке.
167. Останутся ли уровни
жидкости в сообщающихся сосудах одинаковыми, если в один
из них бросить кусок дерева? кусок металла? Ответ проверить
опытом.
168. Налить в стакан с керосином воды. Как расположатся
относительно друг друга данные жидкости? Почему? Показать
на опыте.
Горлышко колбы опустить
в стакан с водой и стенки ее подогреть руками. Описать наблюдаемое явление. В каком направлении движутся пузырьки воздуха в воде? Почему?
Какой вывод можно сделать из этих двух опытов? Как можно объяснить причину конвекции в жидкостях и газах?
Почему дым движется кверху, а туман стелется по земле?
15. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА
169. Перемещая данный брусок с помощью динамометра,
совершить работу в 5 дж. Каковы возможные траектории
движения бруска при этом? Показать на опыте.
170. Сколько надо по весу насыпать в мешочек песку,
чтобы при подъеме его с пола на стол совершить работу в
10 дж? Для решения использовать динамометр и измерительную ленту.
171. Используя динамометр и измерительную ленту, определить на опыте работу по перемещению данного мешочка с
песком: при подъеме на высоту 1 м> при передвижении по
столу волоком на 1 м, при перевозке на тележке на расстояние 1 м.
37
172. Используя динамометр
и измерительную ленту, определить работу по перемещению
мешочка с песком из точки А в В
(рис. 46).
173. Определить работу «двигателя» заводной тележки при
равномерном перемещении ее на
2 м. Силу тяги измерить динамометром.
174. На столе рядом лежат
пять брусков. Какую работу необходимо совершить, чтобы уложить их в одну стопку?
Имеются динамометр и масштабная линейка.
175. На столе лежит стержень от штатива. Какую работу надо совершить, чтобы поставить его вертикально? Для
решения использовать динамометр и масштабную линейку.
176°. На дне сосуда с водой лежит металлический брусок.
Изобразить график, выражающий зависимость силы, применяемой при подъеме бруска из воды, от высоты подъема.
По графику определить величину совершенной работы. Имеются динамометр и масштабная линейка.
177. Имеются динамометр и масштабная линейка. Построить график, выражающий зависимость силы растяжения
пружины от ведерка Архимеда при удлинении ее на 20 см.
По графику определить величину совершенной работы.
178°. Используя масштабную линейку, определить работу, которую совершает подъемная сила при подъеме деревянного бруска со дна мензурки с водой. Плотность дерева известна.
179. Какую работу нужно совершить, чтобы с помощью мерной кружки известного веса перелить воду из
стакана, находящегося на столе, в мензурку, которая
стоит на подъемном столике. Имеется масштабная линейка. Какую работу совершит сила тяжести, если с
помощью сифона воду перелить из верхнего сосуда в
нижний.
16. МОЩНОСТЬ
180. Определить среднюю мощность, развиваемую учеником, отдельно при передвижении им груза по столу и при
подъеме этого груза с пола на стол, имея динамометр, секундомер и измерительную ленту.
3 8
181. Определить среднюю
мощность, развиваемую двигателем самодвижущейся тележки, имея динамометр, секундомер и измерительную ленту. Трением в двигателе пренебречь.
182. С помощью модели ворота, укрепленной на штативе,
ученик поднимает гирю на некоторую высоту. Определить среднюю мощность, развиваемую учеником при подъеме груза. Необходимые измерительные инструменты Еыбрать самому.
183. Имеются игрушечный
электродвигатель, укрепленный
на штативе, гирька массой 20 г
с ниткой, измерительная лента,
секундомер. Как определить
мощность данного двигателя при
подъеме гирьки? Показать опыт.
184. Как определить механическую мощность мотора электропроигрывателя, используя
гирю массой 500 г с ниткой,
блок, штатив, измерительную
ленту и секундомер или метроном? Показать опыт.
185. Определить среднюю
мощность, развиваемую учеником при медленном и быстром
подъеме по вертикальному шесту или канату. Б распоряжении имеются рулетка и секундомер. Свой вес ученик
знает.
186. Определить среднюю мощность, развиваемую
учеником при медленной, быстрой ходьбе и при беге,
если за каждый шаг он совершает работу в среднем
25 дж. Необходимые измерительные приборы подобрать
самому.
187. Определить среднюю мощность струи воды при выходе ее из резиновой трубки (рис. 47), имея мензурку,
секундомер и масштабную линейку. Трение в трубке не
учитывать. Какая сила в этом случае производит
работу?
Рис. 48
3 9
188. Определить мощность на*
coca (из школьного набора к универсальному электродвигателю),
развиваемую при перекачивании воды из нижнего сосуда в
верхний (рис. 48). В распоряжении имеются секундомер, метр
с делениями и мензурка.
17. РЫЧАГИ
189. На штативе установлен
демонстрационный рычаг, на одном конце которого висит гиря,
другой поддерживается рукой.
В какой точке этого конца рычага надо подвесить данную гирю, чтобы рычаг был в равновесии? Ответ проверить опытом.
190. К концам легкой однородной деревянной рейки
подвешены гири разной массы. Используя масштабную
линейку, найти точку подвеса рейки-рычага при его равновесии. Ответ проверить, подвесив рейку в выбранной точке
к штативу.
191. На столе собрана установка (рис. 49). Определить
силу давления рычага на ось опоры. Ответ проверить с помощью динамометра.
192. На столе собрана установка (рис. 50). Определить
вес каждого груза, имея масштабную линейку. Правильность
ответа проверить с помощью динамометра.
193. На столе собрана установка (рис. 51). Имеется масштабная линейка. Какие величины сил покажет динамометр,
если груз массой 500 г подвешивать в точках Л, Б, С. Ответы проверить опытом, открыв шкалу.
Рис. 49
4 0
Р и с . 50 Р и с . 51
194°. Метровая линейка с делениями уравновешена упругой силой резинового шнура динамометра без шкалы и
гирькой массой 100 г, которая может передвигаться по линейке (рис. 52). Проградуировать динамометр так, чтобы каждое
деление шкалы соответствовало 1 н. Правильность градуирования проверить с помощью образцового динамометра.
195°. Можно ли уравновесить данную метровую линейку-
рычаг грузом массой 100 г? Показать.
196. Имеются ножницы разных видов, кусачки (рис. 53),
масштабная линейка. Определить, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш
в силе при пользовании данными
инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где
удобно держать инструмент.
197. К доске одним гвоздем
прибит брусок (рис. 54). Имеются динамометр и масштабная
линейка. В какой точке надо
приложить и как направить силу, чтобы легче оторвать брусок
от доски? Определить силу трения покоя, с которой гвоздь
удерживается в доске, имея динамометр и масштабную линейку. Вес бруска не учитывать.
198. ° С помощью метровой
линейки с делениями нужно
Рис. 54
41
Рис. 56
Рис. 57
поднять гирю массой 2 кг на высоту 1—2 см, прилагая силу
4 н. Как это сделать, чтобы вес
линейки не влиял на результат
опыта? Показать, используя динамометр.
199°. Имеются штатив с муфтами, спиртовка, гвоздь. Как, используя деревянную рейку длиной 50—70 см, сделать хорошо
видимым малое удлинение алюминиевой проволоки при ее нагревании?
200. ° Метровая линейка с делениями лежит одним концом
на столе, другим на руке ученика. На линейке стоит гиря.
Вес линейки дан. Определить
силу давления линейки на руку.
Ответ проверить с помощью динамометра.
201. Груз можно поднять на
заданную высоту с помощью метровой линейки двумя способами (рис. 55). В обоих случаях расстояние А В должно
быть одинаковым. В каком случае выигрыш в силе будет больше? Ответ проверить с помощью динамометра. Вес линейки
не учитывать.
202. К левому плечу уравновешенного рычага подвешены в
разных точках два равных по
весу груза, к правому — гиря
известной массы. Используя линейку, определить вес одного
груза.
203. На столе собрана установка (рис. 56). Определить
вес груза, имея масштабную линейку. На какую высоту
поднимется груз, если сила, приложенная к динамометру,
совершит работу 5 дж? Проделать опыт.
204. В тисках в вертикальном положении закреплен болт
Рис. 58
42
с наЕинченной на него гайкой.
Имеются гаечный ключ, масштабная линейка и динамометр.
Определить силу трения между
гайкой и болтом.
205. На рычаге уравновешены два груза, из алюминия и железа, равных объемов (рис. 57).
Нарушится ли и как равновесие
рычага, если оба тела одновременно опустить в воду? Ответ
проверить опытом.
206. На столе собрана установка (рис. 58), в которой использована модель ворота. Имея
масштабную линейку, определить, какую силу надо приложить в точке В, чтобы ворот
был в равновесии. Ответ проверить, используя динамометр. На
какую высоту поднимется груз,
если точка В опустится на 10 см?
Ответ проверить опытом.
207. На столе собрана установка (рис. 59), в которой использована модель ворота с рукояткой. Шкала динамометра
закрыта. Определить показание
динамометра, имея масштабную
линейку, и проверить его, открыв шкалу.
208. На столе собрана установка дифференциального
ворота (рис. 60). Какую силу надо приложить к рукоятке ворота для равномерного подъема груза, если трение не учитывать? Ответ проверить опытом, используя динамометр.
18. БЛОКИ
209. Собрать установку, с помощью которой можно поднять гирю массой 500 г, пользуясь подвижным блоком, штативом и бечевкой. Какую силу при этом надо приложить к
бечевке? Трение не учитывать. Ответ проверить с помощью
динамометра.
4 3
210. Используя динамометр Бакушинского, подвижный
блок, штатив, бечевку, определить вес и массу груза (мешка
с песком массой 600—700 г).
211. Имеются штатив, блок с крючком, блок на стержне,
бечевка, масштабная линейка, динамометр. Определить на
опыте всю совершенную работу при равномерном подъеме
мешочка с песком на высоту 20 см сначала с помощью неподвижного, потом с помощью подвижного блока. Объяснить
полученную разницу в величинах работы. Для чего применяются неподвижный и подвижный блоки?
212. Собрать установку по рисунку 61. В ведерко насыпать столько песка, чтобы система была в равновесии. Определить вес ведерка с песком. Нарушится ли равновесие,
если в ведерко и к гире добавить равные грузы? Почему?
Ответы проверить опытами, используя динамометр.
213. Собрать установку по рисунку 62. Подсчитать, какую силу надо приложить к концу нити Л, чтобы поднять
тело массой 1 кг, подвешенное к крючку первого блока.
Ответ проверить опытом. С помощью данной установки и
динамометра определить вес мешочка с песком.
Подсчитать, на какую высоту надо опустить динамометр,
чтобы груз поднялся на высоту 15 см. Ответ проверить опытом, используя масштабную линейку. Трение не учитывать.
214. Собрать установку по рисунку 63. Шкала динамометра закрыта. Определить, какую силу показывает динамометр. Открыв шкалу, убедиться в правильности ответа.
Повторить задание, если динамометр помещен так, как пока-
Рис. 61 Рис. 62
44
зано на рисунках 64 и 65. Играет ли роль и какую трение?
215. На столе собрана установка (рис. 66). Определить
величину и направление силы натяжения нити в точке А.
Изменится ли величина этой силы, если правый участок нити будет занимать горизонтальное положение? Ответы проверить с помощью динамометра.
216°. На столе собрана установка (рис. 67). Зная длину
всего рычага, определить расстояние АО, когда рычаг находится в равновесии и занимает горизонтальное положение, а все три груза имеют одинаковую массу. Нарушится
Рис. 66
43
Рис. 67 Рис. 68
ли равновесие системы, если в точках А и В подвесить
равные по весу перегрузки? Ответ проверить опытом.
217°. Имеется установка (рис. 68). Шкала динамометра
закрыта. Какую силу показывает динамометр, если вес каждого груза 0,5 я? Какую силу покажет динамометр, если
грузы подвесить в точке Л? Ответ проверить.
218. Имеется установка (рис. 69). Шкалы обоих динамометров закрыты. Какую силу показывает каждый из них?
Ответ проверить, открыв шкалы. Каковы будут показания
46
динамометров, если вместо двух грузов подвесить четыре
таких же груза?
219°. Собрать установку по рисунку 70. Насыпать
в ведерко столько песку, чтобы рычаг был в равновесии
и занимал горизонтальное положение. Определить вес
ведерка с песком. Нарушится ли равновесие, если к ведерку и к гире добавить равные грузы? Ответы проверить
опытом.
220°. Собрать установку по рисунку 71. Одинаковы ли
будут показания динамометра при равномерном подъеме и
опускании груза с учетом силы трения? Почему? Определить
силу трения в блоке и вес груза. Изменится ли показание
динамометра, если направление движения динамометра
будет горизонтальное? вертикальное? Почему? Ответы проверить опытами.
22Г. Собрать установку по рисунку 72. В ведерко насыпать столько песка, чтобы оно уравновесило чугунную гирю
массой 500 г, полностью погруженную в воду (не касаясь дна
и стенок). Определить вес ведерка с песком. Нарушится ли
равновесие, если к гире в воде и к ведерку добавить одинаковые перегрузки по 100 г? Ответы проверить, используя
динамометр. Трение не учитывать.
222. Ответить на вопросы, рассмотрев рисунок 73:
а) одинакова ли будет скорость равномерного движения груза и точки А, если нить тянуть так, как показано стрелкой
(отдельно для каждого случая)? б) Какова сила натяжения
нити в точке А для каждого случая при равномерном подъеме
47
груза, при опускании груза и при равновесии? Собрать по очереди каждую установку и проверить ответы
опытом.
223°. Имея штатив, рычаг демонстрационный, набор грузов, два блока с крючками, собрать установку, с помощью
которой можно уравновесить мешочек с песком (600 г) грузом массой 100 г, сила которого должна быть направлена
вертикально вниз. За счет применения блока надо получить
выигрыш в силе в 2 раза, рычага — в 3 раза. Трение не учитывать. Проделать опыт и с помощью динамометра убедиться
в правильности ответа.
224°. Как велик наибольший груз, который можно поднять с помощью данной нити, используя один подвижный
блок и штатив? один неподвижный блок и штатив? Трение
не учитывать. Предварительно определить силу разрыва
нити и вес подвижного блока с помощью динамометра.
19. НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
225. Какую силу надо приложить, чтобы данную тележку известного веса равномерно поднимать по данной наклонной плоскости (имеется масштабная линейка)? Ответ
проверить с помощью динамометра.
226. Подобрать такой наклон данной доски, чтобы при
равномерном подъеме тележки по этой доске можно было
получить выигрыш в силе в три раза (имеется масштабная
линейка). Проверить опытом, используя динамометр. Трение не учитывать.
48
227. Подобрать такой наклон
доски, чтобы брусок равномерно
соскальзывал с нее. Имея масштабную линейку, определить
силу трения бруска о доску,если вес бруска дан.
228. Имея масштабную линейку, определить, какой длины
надо взять доску, чтобы с помощью ее поднять груженую тележку (масса дана) на подъемный столик, используя силу 4 н. Ответ проверить на опыте, используя динамометр.
229. Используя динамометр равномерно поднимают мешочек с песком по наклонной плоскости. Определить силу
трения мешочка о плоскость, имея масштабную линейку.
Больше или меньше будет сила трения при движении этого
мешочка с песком по горизонтальной плоскости? Ответ подтвердить опытом.
230. На столе собрана установка (рис. 74). Масса тележки с грузом и блоком дана. Используя масштабную линейку,
определить, какую силу надо приложить в точке В, чтобы
удержать тележку на наклонной плоскости. Трение не учитывать. Ответ проверить с помощью динамометра.
20. К. П. Д. МЕХАНИЗМА
231. Пользуясь железным стерждем от штатива, поднимают гирю на некоторую высоту (рис. 75). Имея динамометр и
масштабную линейку, определить к. п. д. механизма при
подъеме груза.
232. Используя динамометр и масштабную линейку,
определить к. п. д. рычага, с помощью которого поднимают
мешочек с песком на подъемный столик (рис. 76). Зависит ли
Рис. 76
49
к. п. д. данного рычага от веса
поднимаемого груза? Проверить
опытом.
233. В тисках зажаты ножницы по металлу (рис. 77).
Используя масштабную линейку и динамометр, определить
к. п. д.
234. Имеются блок на стержне и блок с крючком, динамометр, масштабная линейка и бечевка. Определить к. п. д. при
подъеме данного груза отдельно
с помощью неподвижного и подвижного блоков. Как объяснить
разницу в полученных значениях к. п. д.? Как увеличить к. п. д.
при пользовании блоком? Зависит ли к. п. д. данного блока от
веса поднимаемого груза? Проверить опытом.
235. Собрать установку по
рисунку 78. Пользуясь динамометром и масштабной линейкой, определить к. п. д. установки при подъеме данного груза.
Зависит ли и как к. п. д. установки от числа используемых
блоков? Почему?
236°. Используя динамометр
и масштабную линейку, определить к. п. д. установки (рис.
79) при подъеме груза в 20 я на
некоторую высоту. Как увеличить к. п. д. путем изменения положения рычага в установке?
Можно ли получить к. п. д. установки 100%?
237°. Имеются динамометр на
40 я, масштабная линейка, штангенциркуль. Определить к. п. д. школьного гидравлического пресса. При определении силы, поднимающей большой цилиндр, использовать показания манометра.
238. Имея масштабную линейку и динамометр, опредеРис. 79
60
лить к. п. д. при подъеме по данной наклонной плоскости
мешочка с песком.
239. Используя динамометр и масштабную линейку,
определить к. п. д. наклонной плоскости для пяти разных
углов наклона при подъеме по ней одного и того же груза.
Сделать вывод: зависит ли и как к. п. д. от угла наклона
плоскости.
21. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ И КИНЕТИЧЕСКАЯ
ЭНЕРГИЯ
240. На подъемном столике лежат различные предметы.
Имеются динамометр и масштабная линейка. Определить
потенциальную энергию каждого предмета относительно
поверхности стола и пола.
241. Используя мензурку с водой, определить, какое тело
обладает большей потенциальной энергией относительно
стола и во сколько раз: кусок
свинца или кусок алюминия,
лежащие на одном подъемном
столике. Для проверки решить
задачу, используя весы, разновес
и масштабную линейку. Какой
ответ более точен? Почему?
242. Имеются два тела разной массы и динамометр. Определить, во сколько раз одно тело надо поднять выше другого,
чтобы они обладали равной потенциальной энергией относительно стола? относительно пола?
243. Имеется установка (рис.
80) . Используя динамометр и
масштабную линейку, определить, на какую высоту должен
подняться груз за счет потенциальной энергии сжатой пружины, если трение не учитывать.
Ответ проверить опытом.
244. Имеются установка (рис.
81) и масштабная линейка. На
сколько джоулей изменится по-
51
тенциальная энергия груза, если
динамометр опустить на 15 см?
Ответ проверить, измерив вес
груза и высоту подъема.
245. Железный брусок, подвешенный на нитке, опущен в
стакан с водой до полного погружения. Используя масштабную линейку, определить потенциальную энергию бруска относительно дна стакана. Для проверки решить эту задачу, пользуясь динамометром.
246. С некоторой высоты падает мяч. Используя динамометр
и измерительную ленту, определить кинетическую энергию мяча
в момент достижения им пола.
Сопротивление воздуха не учитывать.
247. Имеется установка (рис. 82). Шарик, пущенный по
наклонному желобу, развивает скорость и, ударившись о
брусок, передвинет его. Совершенная при этом работа может
быть определена с помощью динамометра и масштабной линейки. Определить кинетическую энергию шарика в момент столкновения с бруском. Проверить зависимость кинетической энергии шарика от его массы и скорости движения по горизонтальному желобу.
248. Имеется установка из двух одинаково наклоненных
желобов (рис. 83). Опустившись по одному желобу, шарик
будет подниматься по другому. Определить на опыте уменьшение энергии шарика при этом повторяющемся движении.
Почему это происходит? Зависит ли величина уменьшения
энергии от массы шарика при постоянной скорости? Проверить на опыте.
249. Как надо положить на стол кирпич, чтобы он имел
наибольшую потенциальную энергию относительно поверхности стола? наименьшую? Показать опыты.
250. Имеются тележка, движущаяся под действием падающего груза (рис. 84), динамометр и масштабная линейка.
Определить, на какую величину уменьшается потенциальная
энергия груза при его падении до уровня платформы, какая
работа при этом совершается по передвижению тележки и
каков к. п. д. данной установки.

Ответы к задачам по физике Антипин from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (12.08.2016)
Просмотров: | Теги: Антипин | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar