Тема №7588 Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 2) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Антипин (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

251. На подъемном столике
стоит мензурка с водой, на стол е — порожний стакан (рис. 85).
Имея масштабную линейку, определить, на какую величину
уменьшится потенциальная энергия воды, если с помощью сифона ее перелить в стакан. Можно
ли сказать, что эта энергия исчезла?
252. Используя масштабную
линейку, определить, на сколько джоулей изменится потенциальная энергия кирпича относительно поверхности стола, если
его из горизонтального положения перевести в вертикальное
(плотность кирпича — 1,5 г/см3).
253. Стальной шарик скатывается по наклонному желобу.
Имея Бесы и масштабную линейку, определить потенциальную энергию шарика относительно поверхности стола в начале движения и кинетическую
энергию в конце движения без
учета трения. В какой точке желоба кинетическая энергия
будет равна потенциальной? Определить потенциальную
энергию в этой точке.
7
класс
22. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
254. С помощью химического термометра измерить температуру воды в стакане, воздуха в комнате, песка в сосуде
и температуру своего тела. С какой точностью выражены
результаты измерения?
255. На столе различные виды термометров. Определить
цену деления шкалы и пределы измерения каждого из них
и каждым измерить температуру воды в стакане. Записать
результаты с указанием точности измерения.
256. В стакан с холодной водой осторожно долить горячей. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вывод? Как правильно измерять температуру жидкости?
257. В два стакана с холодной водой долить горячей
воды. В одном воду перемешать и на дно обоих стаканов одновременно опустить термометры. Одинаковы ли их показания? Проверить на опыте, объяснить.
258. Один комнатный термометр поместить на солнце,
другой — недалеко от первого, но в тени. Через 3—4 мин
сравнить показания термометров. Какой вывод можно сделать из опыта? Какой термометр покажет действительную
температуру воздуха?
259. Проверить правильность градуировки химического
термометра, имея тающий лед, спиртовку, химический стакан с чистой водой, штатив, асбестовую сетку.
260. Имея стакан горячей воды (около 100° С), термометр
и часы, построить график изменения температуры при
охлаждении воды. Когда вода остывала быстрее, в начале
или в конце опыта? Объяснить почему.
23. ТЕПЛОПЕРЕДАЧА
261. Имеются два куска медной и железной проволоки
одинаковых размеров. Используя спиртовку, определить на
ощупь, который из металлов лучше проводит тепло.
54
262. Когда перемешивание воды произойдет быстрее:
если в горячую воду наливать холодную или в холодную наливать горячую в той же пропорции? Ответ объяснить, проверить опытом, используя термометр.
263. В стакан с горячей водой опущены две пробирки,
одна с песком, другая с древесными опилками (рис. 86).
Используя термометры и секундомер, сравнить теплопроводность песка и опилок, древесных опилок в рыхлом и
уплотненном состоянии. Почему теплопроводность зависит
от плотности опилок?
264. Имеется установка, состоящая из теплоприемника и
открытого жидкостного манометра (рис. 87). Если на тепло-
приемник положить исследуемую пластинку, а на нее поставить стакан с горячей водой, то по скорости увеличения давления воздуха в теплоприемнике можно судить о теплопроводности материала пластинки. Указанным способом
сравнить теплопроводность резины, меди, дерева, войлока,
бумаги и т. д. Пластинки должны быть одинаковой толщины
и площади.
265. Если над пламенем спиртовки подержать деревянный цилиндр (от трибометра), завернутый в бумагу, то
бумага быстро обугливается. Этого не происходит, если в
бумагу завернуть металлическую гирю. Объяснить это явление и проверить опытом (рис. 88).
266. Собрать установку из двух одинаковых металлических пластин (рис. 89). Имея спиртовку и два одинаковых
парафиновых шарика, проверить зависимость скорости передачи тепла от нагретой пластины к ненагретой от площади
их соприкосновения. Результаты опыта объяснить молекулярной теорией.
55
267. Имеются два одинаковых термометра, у одного баллон со ртутью смазан вазелином, стакан с теплой водой и
секундомер. Показать, что вазелин плохо проводит тепло.
Где используется это свойство вазелина в жизни?
268. Сравнить по ощущению температуру деревянного и
алюминиевого тела одинаковой массы до погружения в горячую воду и после (воду осушить промокашкой). Объяснить причину ощущения разной температуры для обоих
случаев.
269. С помощью установки (рис. 90), в которой использованы две картонные или стеклянные трубки диаметром 5 см.
56
длиной 30 и 60 сл, проверить, зависит ли тяга от длины трубы. Объяснить эту зависимость и рассказать о ее практическом применении.
270. В каком месте надо нагревать пробирку с водой,
чтобы вся вода быстрее закипела, в середине или у дна?
Ответ проверить опытом, используя спиртовку и часы.
271. Как, используя пламя спиртовки или кусок льда,
вывести из равновесия весы, не касаясь их? Ответ обосновать и подтвердить опытом.
272. Имеются теплоприемник, укрепленный на штативе
и соединенный с жидкостным манометром, сосуд от прибора по теплоемкости с горячей водой и часы. Проверить:
а) что темная поверхность теплоприемника поглощает тепловые лучи больше, чем светлая (за одинаковое время);
б) что темная поверхность сосуда с горячей водой испускает тепла больше, чем светлая; в) как зависит передача
тепла лучами от расстояния между сосудом с водой и те-
плоприемником; г) как влияют на прохождение тепловых
лучей оконное стекло и картон,
помещенные между сосудом с водой и теплоприемником.
273. Две пробирки с одинаковым количеством тающего льда
подвешены внутри бутылок,
третья — на штативе (рис. 91).
Из одной бутылки воздух выкачан. В какой пробирке лед растает быстрее? Объяснить почему и проверить на опыте.
274. Кусок никелевой спирали нагрет током от трансформатора до ярко-красного накаБ7
ла (рис. 92). Изменится ли накал спирали, если ее обдувать воздухом, погрузить в воду? Ответы проверить опытами и объяснить.

24. КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ.
ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА
275. Имеются термометр, мензурка и электроплитка.
Рассчитать, до какой температуры нагреется данная масса
воды в калориметре, если в нее опустить чугунную гирю
массой 500 г, предварительно нагретую в кипящей воде.
Полученный ответ проверить, проделав опыт. Объяснить
несовпадение результатов.
276°. Имея термометр, рассчитать, какая температура
смеси установится, если смешать одинаковые массы холодной
и горячей воды, находящиеся в алюминиевых стаканах одинаковой массы. Влияет ли способ сливания воды (холодную
воду вылить в стакан с горячей водой или горячую в стакан
с холодной) на результат опыта? Ответы проверить опытами.
277°. Имея весы, разновес и термометр, рассчитать температуру граненого стакана, взятого при комнатной температуре, при вливании в него 50 г горячей воды (60—70° С). Ответ проверить опытом. Определить потери тепла на нагревание окружающего воздуха.
278. В один из стаканов с горячей водой опустить свинцовое, в другой алюминиевое тела равных масс и температуры (температура и масса воды в стаканах одинаковы).
В каком стакане через 2—3 мин температура окажется ниже?
Проверить ответ опытом. Какое тело получит от воды
больше энергии?
279°. Определить, до какой температуры была нагрета на
электроплитке латунная гиря, имея термометр и калориметр
со 150 г керосина. Потери тепла на калориметр не учитывать.
280. Если чугунную гирю взять в руку, то она кажется
холоднее окружающего воздуха. Как можно проверить,
имея термометр, калориметр с водой и мензурку, так ли
это? Проделать опыт.
281. Воду в алюминиевом стакане массой 44 г подогрели
с помощью полностью сгоревшего бруска сухого спирта массой 7 г. Имея мензурку и термометр, определить на опыте,
сколько тепла ушло на нагревание окружающего воздуха
и сосуда. Теплота сгорания сухого спирта — 7000 кал}г.
Б8
282. Имея весы и разновес,
определить, сколько (по массе)
надо сжечь данных сосновых
брусков, чтобы получить столько же тепла, сколько выделится
его при сгорании данного куска
каменного угля. Теплота сгорания угля —7000 кал]г, дерев а — 3000 кал]г.
283. В толстостенном железном стакане на электроплитке
нагреть воду. Имея весы, разновес и термометр, определить на
опыте, на что пошло тепла больше и во сколько раз: на нагревание воды или сосуда.
284. Имеются термометр, весы, разновес, электроплитка. Рассчитать, сколько надо в данный стакан с холодной
водой добавить горячей воды при 100° С, чтобы получить
смесь с температурой 50° С. Ответ проверить опытом. Если
будут расхождения, то объяснить их.
285°. Имеется картонная или пластмассовая трубка длиной 2 м, диаметром 4—5 см (рис. 93). Внутри трубки насыпан
1 кг свинцовой дроби. Рассчитать, на сколько градусов нагреется дробь, если трубку перевернуть 50 раз так, чтобы
каждый раз дробь падала с высоты 1 м. Ответ проверить опытом. Объяснить разницу между расчетным и опытным результатом.
286. Имея термометр и мензурку с керосином, определить, можно ли вскипятить на примусе данное количество
воды в алюминиевом сосуде известной массы при полном
сжигании имеющегося керосина. К. п. д. примуса — 50%.
Ответ проверить опытом.
287. Имея термометр, рассчитать, сколько надо сжечь
спирта в спиртовке, чтобы данную массу воды нагреть
до кипения. К. п.д. спиртовки — 40%. Ответ проверить
опытом.
25. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ
СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА
288. В пробирке находится расплавленный парафин. Какую форму примет его поверхность при затвердевании? Проверить опытом, объяснить.
5 9
289. Проверить, будет ли
плавать кусок льда в воде. На
основании опыта ответить на вопросы: а) плотность воды или
льда больше? б) как меняется
объем воды при ее замерзании?
290°. Изменится ли уровень
воды в мензурке, если весь лед,
плавающий в этой воде, растает?
Ответ обосновать и проверить
опытом.
291°. Рассчитать, растает ли полностью данная масса льда,
взятого при 0°С, в данном количестве воды при охлаждении ее
до 0° С, имея мензурку и термометр. Ответ проверить опытом.
292°. Определить на опыте, имея весы, разновес, термометр и калориметр с горячей водой, начальную температуру
льда, принесенного с мороза.
293°. Имеются весы с разновесом, термометр. Рассчитать,
расплавится ли полностью данный кусок нафталина в данном
количестве горячей воды (95 —100° С). Ответ проверить
опытом. Точка плавления нафталина — 80° С, теплота плавления—36 кал!г, удельная теплоемкость—32 кал](г • град).
294°. Имея весы, разновес, термометр, стакан с водой,
определить, сколько надо сжечь спирта в спиртовке, чтобы
данный кусок льда, взятого при 0° С, полностью расплавить
и нагреть воду, полученную из льда, до кипения. К. п. д.
спиртовки — 40%. Ответ проверить на опыте.
295. Если шарики одинаковой массы из свинца, меди
и стали вынуть из горячей воды и положить на парафиновую
пластинку, то под каким шариком парафина расплавится
больше? Ответ объяснить и проверить опытом.
296. Приготовить охладительную смесь, смешивая примерно одну весовую часть соли с тремя частями снега. Измерить ее температуру. Заморозить воду в пробирке с помощью охладительной смеси.
297. Изменится ли температура воды и как, если в ней
растворить поваренную соль? Проверить и объяснить данное явление.
298. В банку налить несколько граммов спирта и уравновесить ее на весах (рис. 94). Проверить на опыте, останутся
ли весы в равновесии через 5—10 мин. Явление объяснить.
299. Имея весы и разновес, показать, что испаряются не
только жидкости, но и твердые тела, например нафталин
(лучше в порошке).
6 0
300. Имея три термометра, два из которых обернуты тонкой мокрой материей в один слой, проверить опытом, что
скорость испарения жидкости с поверхности тела зависит:
а) от его температуры; б) от движения воздуха над испаряющейся жидкостью. Объяснить наблюдаемые явления с молекулярной точки зрения.
301. Имеются две пробирки с одинаковым количеством
воды. Одна обернута марлей, смоченной водой, вторая —
спиртом или эфиром. Проверить с помощью термометров,
одинакова ли температура воды в обеих пробирках. Ответ
объяснить.
302. Если на холодную и нагретую металлические пластинки поместить по 3—4 капли воды, то с которой из них вода испарится быстрее? Объяснить почему и проверить на
опыте.
303. В два широких сосуда налить поровну горячей воды
одной и той же температуры. На поверхность воды одного из
них поместить 3—4 капли масла. Проверить с помощью
термометра, одинаковая ли будет температура воды в этих
сосудах через некоторое время.
304°. Собрать установку по рисунку 95. В пробирку и
стакан налить воду. Закипит ли вода в пробирке, если в стакане она будет кипеть? Ответ объяснить и проверить опытом.
305. Собрать установку по рисунку 96. Изменится ли
процесс кипения воды, если сжать резиновую грушу и тем
увеличить давление воздуха на веду? Проверить опытом и
объяснить явление.
306. На столе собрана установка (рис. 97). В обеих колбах масса и начальная температура воды одинаковы. В какой
61
из них вода закипит быстрее, если включить электроплитку в сеть? Почему? Проверить на опыте. Где в жизни
используется эта зависимость?
307. Используя установку (рис. 98), весы, разновес и
термометр, определить удельную теплоту парообразования,
сравнить ее с табличным значением и объяснить расхождение. Какое явление будем наблюдать, если, не вынимая
трубки из воды в калориметре, потушить спиртовку и охладить стенки колбы мокрой тряпкой. Ответ объяснить и проверить опытом.
26. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ
308. Убедиться на опыте, что при ударе или трении эбонитовой палочки о резиновую трубку оба тела электризуются
разноименными зарядами. Для этого использовать два
электрометра, стеклянную палочку и шелк.
309. Имеются два одинаковых разноименно заряженных
металлических шара на изолирующих штативах, электрометр, разрядник, эбонитовая палочка, шерсть. Проверить
опытом, какого знака заряд на каждом шаре и где величина
заряда больше. Объяснить свои действия.
310. Проделать опыт по рисунку 99 и объяснить его. С помощью эбонитовой палочки проверить род заряда на электрометре.
311. С помощью электрометра, эбонитовой палочки и
меха проверить, зарядилась ли и каким зарядом полоса сухой газетной бумаги, по которой несколько раз провели ладонью.
312. Имея эбонитовую палочку и мех, проверить, заряжены ли и какими по знаку зарядами два легких шарика, подвешенные на шелковых нитях.
62
313. Показать на опыте, как зарядить электрометр,
пользуясь только эбонитовой палочкой. Показать, как
можно увеличить заряд на электрометре.
314. Как, пользуясь эбонитовой палочкой и мехом, определить знак заряда получаемого на расческе при трении ее
о волосы и о полиэтиленовую пленку? Показать и объяснить.
315°. Наэлектризовать эбонитовую палочку ударом о резиновую трубку. Отклонится ли стрелка электрометра с полым шаром на стержне, если: а) палочку и трубку внести
внутрь шара вместе (рис. 100); б) палочку убрать, трубку
оставить в полости шара? Ответы проверить опытами и дать
им объяснение.
316. Пользуясь двумя электрометрами, эбонитовой палочкой и мехом, проверить, какие из данных предметов
(шпагат, нитки, проволока, деревянная палочка и др.)
являются проводниками, (плохими проводниками) и изоляторами. Выполнитьэто задание, пользуясь лишь одним электрометром. Проверить, будет ли проводить электричество
стеклянная палочка (резиновая трубка, нитка и др.), если
по ее поверхности провести сырой тряпкой.
317. Можно ли и как (показать) наэлектризовать концы
эбонитовой палочки зарядами разных знаков? Можно ли сделать то же самое с латунной трубкой на изолируюшей ручке?
Ответ проверить и объяснить.
318. Как будут взаимодействовать две гильзы, подвешенные на тонких проволоках к одному заряженному кондуктору электрофорной машины (рис. 101)? к двум? Проверить
опытом и объяснить явление.
319. Проверить с помощью легкой сухой деревянной рейки, подвешенной на тонкой нити, что около заряженного
6 3
шара на изолирующем штативе
существует электрическое поле.
Показать, как зависит действие
электрических сил на рейку от
расстояния до заряженного шара.
320. Показать, как уменьшить величину заряда на металлическом шаре, одетом на
стержень электрометра, в два
раза, используя другой, таких же размеров незаряженный
шар из металла. Можно ли выполнить это задание, если
шары будут из стекла?
321°. Как зарядить электрометр отрицательным электричеством, используя палочку из оргстекла и мех. Объяснить
опыт электронной теорией. Изменится ли показание электрометра, если к его стержню поднести, не касаясь, руку?
Объяснить почему и проверить на опыте.
322. Один электрометр заряжен положительно, другой —
отрицательно. Как изменятся показания каждого электрометра, если к их стержням, не касаясь, поднести заряженную эбонитовую палочку (заряженную стеклянную)? Каждый ответ проверить опытом и дать объяснение на основании электронной теории. Проверить, что произойдет, если
электрометры соединить проводником, объяснить.
323. Определить на опыте, которая из двух эбонитовых
палочек, подвешенных на изолирующих штативах, заряжена, если ничего другого в распоряжении нет.
324. Как, используя электрическое поле около заряженной палочки, заставить кусочек ваты парить в воздухе?
Показать опыт и дать ему объяснение.
27. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ
325. Собрать гальванический элемент, вставив железную
и цинковую пластинки в сырую картофелину (рис. 102).
С помощью гальванометра определить знаки полюсов элемента. Проверить, как зависит угол отклонения стрелки
гальванометра от глубины погружения пластин.
326. Собрать цепь из элемента Вольта, ключа, одновольтовой лампы (рис. 103). Проверить, как зависит накал лампы от глубины погружения пластин. Объяснить эту зависимость. Превращение каких видов энергии здесь происхо-
дит?
Рис. 101
64
327. Собрать цепь из аккумулятора, ключа, лампы и начертить схему этой цепи с указанием направления тока. Изменится
ли накал лампы, если выключатель перенести в другое место цепи? Ответ подтвердить опытом.
328. Собрать цепь из батареи
КБС, ключа и игрушечного электродвигателя. Начертить схему
цепи, стрелкой показать направление тока. Проверить, что изменится, если изменить направление тока в цепи. Какие превращения энергии происходят в источнике тока и в потребителе?
329. Начертить схему цепи,
состоящей из звонка, батареи
аккумуляторов, кнопки, затем
собрать эту цепь и проверить ее
работу. Включить в цепь вторую
кнопку так, чтобы при нажатии
любой из них работал звонок.
Начертить схему этой цепи и
собрать, показав действие звонка от каждой кнопки. Каковы
преимущества и недостатки кнопки перед обычным выключателем?
330. Проделать следующие опыты и рассказать, какие
действия тока при этом наблюдаются: а) в очищенную сырую картофелину воткнуть два оголенных конца провода,
соединенных с батареей аккумуляторов; б) собрать цепь из
батареи аккумуляторов, клю-
Р и с . 105
65
Рис. 106
ча и звонка, стрелку компаса расположить рядом с катушкой звонка, цепь замкнуть (рис. 104). Изменить направление тока в цепи; в) вместо звонка включить в цепь
тонкую железную проволоку диаметром 0,3 мм, длиной
20—30 см, натянутую на дощечке между двумя гвоздями
(рис. 105).
331. По углам листа белой жести поставлены батарея аккумуляторов, электрозвонок и две лампы на подставках
(рис. 106). Соединить данные приборы в электрическую цепь
так, чтобы вторым проводом, подводящим ток к каждому потребителю, был лист жести, подобно тому как в автомашине
одна клемма у всех приборов соединена с «массой». Для соединения приборов с батареей использовать три изолированных, а с «массой» — четыре голых провода. Начертить схему
цепи. В чем преимущество использования в цепях «массы»?
332. Собрать цепь из источника, однополюсного рубильника-переключателя (рис. 107),
Л а ^ т - т гх r)^ э r^ т J ^ s a т о т / ттгг/'^£лт_т
npi
Р и с . 107 Р и с . 108
6 6
ключателл загоралась лампа, при другом — работал звонок.
Начертить схему цепи.
333. Начертить схему цепи, состоящую из лампы, двух
рубильников-переключателей и источника тока, так, чтобы
можно было включать и выключать лампу из двух разных
мест. Собрать цепь по данной схеме. Где на практике можно
применить такую схему цепи?
334. Собрать цепь по схеме, изображенной на рисунке 108. В стакане налита дистиллированная (дождевая) вода. Объяснить, почему не горит лампа при замыкании цепи.
Сделать воду электропроводной. Ответ обосновать и проверить опытом.
28. СИЛА ТОКА И НАПРЯЖЕНИЕ
335. Выполнить следующие задания, имея различные
амперметры, миллиамперметры, микроамперметры, шкалы с
подвижными стрелками (рис. 109): а) определить цену деления и предел измерения каждого прибора; б) с какой точностью можно измерить силу тока данными приборами;
в) поставить подвижную стрелку на середину шкалы и рассчитать, сколько кулонов проходит через амперметр за 5 сек
при таком значении тока; г) какой из данных приборов надо взять, чтобы точнее измерить силу тока в лампе, на
цоколе которой написано 0,28 а; д) нарисовать шкалу
амперметра с пределом измерения 3 а и ценой деления
0,2 а.
336. С помощью демонстрационного амперметра на 3 а
измерить силу тока в лампе, когда источником является
один аккумулятор, батарея аккумуляторов, и выяснить,
одинакова ли сила тока в этих случаях. Когда через лампу
проходит в каждую секунду большее количество электричества и во сколько раз?
337. К одной клемме миллиамперметра на 5 ма присоединить через провод железный
гвоздь, к другой — медный стержень. Проверить на опыте, как
будет изменяться сила тока, если
гвоздь и стержень медленно погружать в раствор поваренной
соли, и какой электрод будет
заряжен отрицательно.
67
338. Собрать цепь по схеме (рис. 110), в которой взяты
одна лампа 6,3 в, другая 3,5 в. С помощью миллиамперметра
измерить силу тока в лампах и сделать вывод. Рассчитать
количество электричества, которое пройдет за 5 сек через
каждую лампу.
339. Собрать цепь с двумя одинаковыми лампами по схеме (рис. 111) и измерить в ней силу тока, замкнув ключ 1.
Как изменится показание прибора и накал лампы, если замкнуть ключ 2? Какую силу тока покажет прибор, если его
подключить к клеммам ключа /, когда он разомкнут? Ответы проверить опытом.
340. Одинаковую ли силу тока покажут измерительные
приборы, если их включить в цепь так, как показано на
рисунке 112? Какой из них покажет силу тока более точно? Ответ обосновать.
341. Выполнить следующие задания, имея батарею КБС
и сухие элементы разных марок с хорошо сохранившимися
этикетками: а) прочитать все надписи и объяснить, что означает каждая из них; б) сколько времени будет нормально
работать каждый элемент (новый), если его включить в цепь,
сила тока в которой 0,3 а? в) Сколько времени будет гореть
лампа (0,28 а) от новой батареи КБС? г) Сколько элементов
надо соединить последовательно в батарею, чтобы данная
лампа горела нормальным накалом?
342. Выполнить следующие
задания, имея различные вольтметры: а) определить цену деления и предел измерения шкалы
каждого прибора; б) с какой
точностью можно произвести измерение каждым прибором? в)
Подобрать вольтметр и измеРис. 112 рить с возможно большей точ-
63
Рис. ИЗ
% - % —|
6,36 3,56
М Н
Рис. 114
ностью напряжение батареи КБС и гальванического элемента; г) нарисовать две шкалы вольтметров — одну с
пределом измерения 10 б и ценой деления 0,2 в, вторую — 4 б и 0,05 в\ д) проверить с помощью вольтметра
правильность обозначения полюсов у имеющихся на столе
источников тока.
343. С помощью лабораторного вольтметра определить
знаки полюсов батареи КБС (надписи стерлись) и измерить
напряжение. Проверить на опыте, зависит ли напряжение
гальванического элемента от его размеров. Для чего элементы делают различных размеров?
344. Собрать цепь (рис. 113). Измерить напряжение на
клеммах лампы. Подсчитать работу, совершаемую при
прохождении одного кулона электричества через лампу.
Что покажет вольтметр, присоединенный к клеммам выключателя, когда он замкнут и разомкнут? Ответ проверить
опытом.
345. Собрать цепь (рис. 114), в которой лампа 1 на 6,3 в,
0,28 а, а лампа 2 на 3,5 б, 0,28 а. С помощью лабораторного
вольтметра измерить напряжение на каждой лампе и на
клеммах источника тока. Определить работу, совершаемую
при прохождении одного кулона электричества через каждую лампу. Какая лампа дает больше света? Почему?
346. Собрать цепь (рис. 115), в которой А В — кусок ни-
хромовой проволоки от электроплитки длиной 130—150 см.
С помощью лабораторного вольтметра измерить напряжение на
участках АВ, АС, ВС (АС =
= ВС). Как будет изменяться показание вольтметра, если свободные концы подводящих к нему проводников перемещать к
точке С? Ответ проверить опытом и объяснить. Р и с . 115
69
347°. Собрать цепь (рис. 116),
в которой участок А В является
раствором поваренной соли с опущенными в него медными электродами. Свободные концы проводов от вольтметра опустить в
раствор соли и двигать от электродов к середине. Проследить
по вольтметру, как при этом изменяется напряжение. Будет ли
отклоняться стрелка вольтметра,
если концы проводов расположить в плоскости перпендикулярной прямой, соединяющей середины пластин? Объяснить почему и проверить опытом. Каково отличие природы тока в электролитах и металлах?
348°. Измерить напряжение
на клеммах источника тока напряжением 10— 12 а, имея два
вольтметра с пределами измерения до 6 в.
349. Собрать цепь (рис. 117), замкнуть ее и записать
показания приборов. Каковы будут показания приборов, если поменять их местами? Снова замкнуть цепь и
объяснить: а) почему не горит лампа; б) что показывает
каждый прибор; в) чем отличается амперметр от
вольтметра и почему первый всегда надо включать
последовательно с потребителем, а второй — параллельно
ему.
350. Отобрать приборы для измерения силы тока в электродвигателе и напряжения, под которым он работает. Начертить схему цепи, собрать эту цепь, снять показания
приборов, объяснить, почему выбрали именно эти измерительные приборы.
29. ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ
351. Собрать цепь (рис. 118), замкнуть ее, заметить накал лампы и показание амперметра. Изменится ли и как
накал лампы и показание амперметра, если провод, соединяющий лампу с амперметром, заменить куском тонкой ни-
70
хромовой проволоки? Проверить
опытом. Объяснить данное явление.
352. Собрать цепь (рис. 119),
замкнуть ее, записать показания
приборов. Как изменится сила
тока в цепи, если вместо одного
взять два одинаковых аккумулятора, соединенных последовательно. Ответ проверить опытом
и сделать вывод.
Вольтметр присоединить к
участку АС, записать показания приборов и объяснить, не
противоречат ли результаты этого опыта выводу, сделанному из
первого.
353. Собрать цепь (рис. 120),
замкнуть ее, записать показание вольтметра. Рассчитать силу
тока в цепи и проверить полученный ответ с помощью амперметра. В каком месте цепи его надо включить? Как изменятся показания амперметра и вольтметра, если уменьшить
число аккумуляторов в батарее? Ответ проверить опытом.
Начертить схему и указать на ней направление тока.
354. Собрать цепь (рис. 121), замкнуть ее, записать показание амперметра. Рассчитать напряжение на концах спирали и проверить полученный ответ с помощью вольтметра.
Как изменятся показания приборов, если спираль на 2 ом
заменить спиралью на 4 ом, двумя на 2 и 4 ом, соединенными последовательно? Ответы проверить опытом. Для каждого из них начертить схему цепи с указанием направления тока.
Р и с . 121
71
355. Отобрать приборы из имеющихся на столе, необходимые для измерения сопротивления на основе закона Ома:
а) данной лампы при нормальном накале; б) лабораторного
электродвигателя во время его работы; в) звонка в работающем состоянии. Собрать соответствующие цепи. По данным
измерений определить сопротивление каждого потребителя.
356. Начертить схему цепи для проверки правильности
надписи на резисторе. Подобрать нужные приборы и произвести необходимые измерения и вычисления.
357. Имея аккумулятор, амперметр, вольтметр и ключ,
определить опытным путем длину куска данной проволоки
сопротивлением 1 ом.
358. Имея аккумулятор и школьный авометр, определить
сопротивление электропаяльника, электроплитки, различных ламп на 220 б, утюга (всех в холодном состоянии). Предварительно начертить схему цепи, в которой будут производиться необходимые измерения.
359. Имея амперметр, миллиамперметр, аккумулятор,
вольтметр, определить сопротивление всей спирали от
электроплитки. Выпрямить конец спирали длиной 20—
30 см и определить сопротивление этого участка проволоки.
Рассчитать с помощью этих данных и масштабной линейки
длину всей спирали, не растягивая ее.
360. Собрать цепь (рис. 122). Пользуясь только вольтметром, определить силу тока в лампе. Результат проверить
с помощью амперметра.
361. На столе собрана цепь (рис. 123) из батареи аккумуляторов, демонстрационных амперметра, вольтметра и
магазина сопротивлений. Замкнуть цепь, записать показания приборов. Закрыв их шкалы, увеличить сопротивление магазина в два раза. Каковы показания приборов
теперь? Ответ проверить, открыв шкалы. Повторить опыт,
изменив число аккумуляторов в батарее.
Р и с . 122
7 2
362. На столе собрана цепь
(рис. 124), в которой использованы демонстрационные вольтметры и магазин сопротивлений.
Замкнуть цепь, записать показания вольтметров. Закрыв их
шкалы, изменить сопротивление
магазина. Изменились ли показания приборов? Как и почему?
После обсуждения ответов открыть шкалы приборов.
363°. На столе собрана цепь
(рис. 125), в которой использованы демонстрационные амперметр
и вольтметр, электролампа 4 в,
Зет. Замкнуть цепь, записать
показания приборов при разомкнутых ключах 1 и 2. Определить показания приборов, предварительно закрыв их шкалы,
при замыкании только ключа
/, ключа 2. Для проверки ответа
открыть шкалы приборов.
364. Собрать цепь (рис. 126), в которой использовать
лабораторные приборы и батарею аккумуляторов на 6 в.
Построить график изменения силы тока в цепи от изменения
напряжения на участке АВ. Как изменится график этой зависимости, если сопротивление участка А В будет 2 ом?
Для проверки правильности ответа построить график, используя ту же схему.
365. Собрать цепь (рис. 127), в которой использовать лабораторные приборы, батарею аккумуляторов или выпря-
Рис. 125
73
митель на 6 в и магазин сопротивлений. Построить график
зависимости силы тока в цепи от сопротивления участка АВ
при постоянном напряжении на концах этого участка. Если
напряжение на участке А В станет вдвое меньше, то как изменится график той же зависимости? Построить его.
30. СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ
366. Определить удельное сопротивление данной про-
еолоки, имея аккумулятор, лабораторные амперметр и вольтметр, микрометр и масштабную линейку. По таблице удельных сопротивлений установить, из какого металла сделана
данная проволока.
367. Определить сопротивление данного куска никелиновой проволоки, сначала используя микрометр и масштабную
линейку, потом амперметр, вольтметр и аккумулятор.
368. Имея микрометр, определить, какую длину будет
иметь кусок данной никелиновой проволоки сопротивлением 1 ом. Отрезать такой кусок, используя масштабную линейку. Подобрать необходимые приборы и проверить, что
сопротивление отрезанного куска проволоки 1 ом.
369°. Используя микрометр, аккумулятор, лабораторные
амперметр и вольтметр, определить длину проволоки, намотанной на катушке от универсального трансформатора,
не разматывая ее.
370. Собрать цепь (рис. 128). Используя масштабную линейку и микрометр, определить силу тока в никелиновом
проводнике. Ответ проверить с возможно большей точностью
с помощью одного из трех имеющихся амперметров.
371. Собрать цепь (рис. 129), используя кусок железной проволоки и один из трех имеющихся амперметров. Замкнуть цепь, записать показание амперметра. Изменится ли
показание прибора, если железную проволоку заменить
никелиновой таких же размеров? Ответ проверить опытом.
74
372. Собрать цепь (рис. 130),
используя в качестве потребителя цепочку из канцелярских
скрепок или от часов-ходиков.
Проверить, зависит ли сила тока
в цепи от натяжения цепочки.
Объяснить почему.
373. Между штативами натянуты два куска проволоки от
электроплитки длиной по 60—
70 см. Одни концы ее присоединены к батарее аккумуляторов,
другие свободны (рис. 131). Одинаковым ли накалом будет гореть лампа (4 в, 3 вт), присоединенная к точкам А и В, С и D,
М и Я, /С и Е? Если нет, то как
изменяется ее накал? Объяснить
это явление и проверить на опыте. Если вместо лампы опыт
проделать с вольтметром, то будет ли изменяться его показание? Проверить опытом и
результат объяснить.
374. Выбрать из имеющихся такой реостат, с помощью
которого можно было бы плавно изменить накал лампы на
3,5 в, включенной в цепь аккумуляторов на 6 в. Собрать цепь
и показать действие реостата. Какую роль он играет в данной цепи?
375. Собрать цепь (рис. 132). Проградуировать данный
реостат РП-6 в омах, поставив метки на полоске бумаги, приклеенной к реостату, через каждый ом. Используя масштабную линейку, определить примерную длину нихромовой
проволоки, из которой изготовлен данный реостат.
376. Определить сопротивление куска спирали от электроплитки с помощью амперметра
и магазина сопротивлений (методом замещения). В каких пределах и с какой точностью можно измерить сопротивление с помощью данного магазина?
377. На столе собрана цепь
(рис. 133), состоящая из реоста-
75
та на 30 ом, источника тока 10—12 в, демонстрационных
амперметра и вольтметра. Как будут изменяться показания приборов в замкнутой цепи, если ползунок реостата двигать вправо, влево? Ответы объяснить и проверить
опытами.
378°. На столе собрана цепь (рис. 134), в которой использованы два реостата по 30 ом, демонстрационные амперметр
и вольтметр. Как будут изменяться показания приборов, если
двигать ползунок реостата I влево, вправо; реостата II влево, вправо? Ответы объяснить и проверить опытами.
379. Имеются миллиамперметр на 5 мсц лабораторный
вольтметр, батарея КБС, провода, ключ. Определить сопротивление вольтметра, не используя дополнительных приборов.
380. Поставить стрелку демонстрационного вольтметра на
середину шкалы и через двухполюсный переключатель-
рубильник подключить к источнику тока так, чтобы при перекидывании рубильника вправо или влево стрелка вольтметра отклонялась тоже вправо или влево.
381. Используя школьный омметр, измерить сопротивление жидкостного реостата с раствором поваренной соли
(рис. 135) и проверить зависимость этого сопротивления от
длины столба жидкости и концентрации раствора.
382. Используя авометр или омметр и масштабную линейку, составить паспорт на данный реостат, если известно,
что для провода сечением 1 мм2 допустима сила тока 15 а.
383. Собрать электрическую цепь, соединив последовательно источник тока на 6 б, реостат РП-6, спираль на 4 ом,
ключ. Рассчитать, в каких пределах можно регулировать
силу тока в данной цепи. Ответ проверить с помощью амперметра. Как изменятся пределы изменения силы тока, если
спираль 4 ом заменить 8 ом?
76
384. Собрать цепь из батареи КБС, миллиамперметра на
100 лш, стакана с сухим песком
с вставленными в него медными
электродами и объяснить, почему в ней нет тока. Будет ли ток
в цепи, если песок увлажнить?
Ответ объяснить и проверить
опытом. Какую роль играет чистота электродов? Какое это имеет значение при устройстве заземления?
385. Используя масштабную
линейку, амперметр, вольтметр и
аккумулятор, определить сечение данной никелиновой проволоки. Ответ проверить с помощью микрометра.
386. Аккумулятор, амперметр
и кусок никелиновой проволоки
соединены последовательно (рис.
136). Имея масштабную линейку,
определить напряжение между
положительным полюсом батареи и точками на проволоке на
расстоянии 15, 25, 40 см от ее левого конца. Ответы проверить вольтметром.
387. Собрать электрическую цепь из батареи КБС, миллиамперметра и резистора 10 ом. Записать показание прибора. Какова должна быть сила тока в цепи, если вместо
10 ом взять резистор на 5 ом? Ответ проверить опытом.
Не противоречит ли результат опыта закону Ома?
31. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
ПРОВОДНИКОВ
388. Используя батарею аккумуляторов, амперметр,
вольтметр, лампу, ключ и реостат, определить сопротивление
нити лампы и рабочей части реостата, когда лампа горит
нормальным накалом. Объяснить, для чего служит реостат
в данной цепи: для изменения напряжения на лампе или
силы тока в ней.
7 7
j £ l = ,
R, 4ом R2 2 o m R3 1o m
L_^°— ||~н р
Рис. 138
389. Собрать цепь (рис. 137), замкнуть ее и рассчитать напряжение на клеммах каждого сопротивления. Подобрать
из имеющихся трех вольтметров наиболее подходящий и
проверить правильность ответа. Как изменится напряжение
на участке CD, если клеммы двухомного резистора замкнуть
проводом? Ответ проверить опытом.
390°. Собрать цепь (рис. 138), определить в ней силу тока.
Ответ проверить с помощью амперметра. Рассчитать напряжение на клеммах каждого сопротивления и на клеммах источника тока. Результаты проверить опытом.
391. На столе собрана цепь (рис. 139) из демонстрационных вольтметров и магазина сопротивлений. Шкала второго
вольтметра закрыта. Величины сопротивлений видны по
надписям. Определить напряжение на клеммах магазина.
Ответ проверить, открыв шкалу.
392. Показать, как измерить напряжение источника тока
10—12 в, имея вольтметр на б е и два одинаковых резистора
по 50—60 ом. А как поступить, если предел измерения вольтметра в 3—4 раза меньше напряжения источника тока?
393. На столе собрана цепь (рис. 140), в которой использованы две одинаковые лампы (6 в, 10 се). Как они будут гореть при замыкании всей цепи? Ответ объяснить. Как будут гореть лампы, если замкнуть один из ключей (1,11)?
Почему? Проверить. Одну лампу заменить (6 в, 21 св).
Р и с . 139 Р и с . 140
7 8
Объяснить, почему теперь они горят разным накалом. Проверить вольтметром напряжение на каждой лампе.
394. Имеется лампа на 3,5 в, 0,28 а и источник тока на
6 в. Определить, какое сопротивление надо включить последовательно с лампой, чтобы она горела нормальным накалом. Ответ проверить опытом, используя магазин сопротивлений, амперметр и вольтметр.
395. Имеются две проволочные спирали с известным сопротивлением. Рассчитать сопротивление при параллельном
соединении спиралей. Результат проверить, используя амперметр и вольтметр. Предварительно начертить схему цепи.
396°. Собрать цепь (рис. 141), замкнув ее, рассчитать силу
тока в каждой спирали. Ответ проверить опытом, используя
тот же амперметр. Какие при этом искажения в результаты
опыта вносит сам амперметр?
397. Собрать цепь (рис. 142). Изменится ли (и если да, то
как) накал второй лампы, если первую подключить к точкам Л
и Б, В и С, Л и С? Ответ объяснить и проверить опытом.
398. Используя лампу на 3,5 в, звонок, батарею КБС,
кнопку, собрать цепь так, чтобы при нажатии кнопки одновременно загоралась лампа и звонил звонок. Сначала потребители соединить параллельно, затем — последовательно.
Дать объяснение наблюдаемым явлениям.
399. На столе собрана цепь (рис. 143). Используя показание амперметра, рассчитать силу тока в магазине сопротивлений и в неразветвленной части цепи. Ответы проверить с помощью второго амперметра. Изменится ли показание амперметра, если уменьшить сопротивление магазина?
Проверить опытом.
400. Собрать две цепи, состоящие из батареи КБС, ключа
и двух ламп (6 в, 0,28 а и 3,5 в, 0,28 а), соединенных в первом
79
Рис. 144
случае последовательно, во втором параллельно. Как будут
гореть лампы относительно друг друга в обоих случаях?
Ответ обосновать, проверить на опыте. Как изменится ответ
на вопрос, если обе лампы будут одинаковы?
401. На столе собрана цепь из трех одинаковых ламп
(рис. 144). Как будут накалены нити ламп относительно друг
друга, если замкнуть ключ I, оба ключа? Ответ обосновать
и проверить опытом.
402. Начертить схему и собрать цепь так, чтобы четыре
шестивольтовые лампы горели нормальным накалом от
источника тока напряжением 12 в. Проверить на опыте.
403°. Определить сопротивление никелиновой и железной
проволок, свитых вместе, имея масштабную линейку. Ответ проверить, используя амперметр и вольтметр.
404. Собрать цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом
можно было выключать сразу две лампы, причем перегорание одной из них не влияло бы на работу другой, вторым —
одну. Предварительно начертить схему цепи.
405°. Собрать цепь из аккумулятора, миллиамперметра на
500 лш, двух последовательно соединенных спиралей по 4 ом
8 0
рис 147 и ключа. Замкнуть цепь и записать показание прибора.
Рассчитать силу тока в цепи, когда данные спирали будут
соединены между собой параллельно. Ответ проверить опытом.
408°. При замыкании цепи (рис. 145) амперметр немного
«зашкаливает». Объяснить причину и показать, как данным
амперметром измерить силу тока в неразветвленной части
цепи.
407. На столе собрана цепь (рис. 146): магазины сопротивлений и измерительные приборы — демонстрационные.
Замкнув цепь, записать показания приборов. Как изменятся
эти показания, если замкнуть первый ключ, второй, одновременно оба ключа? Каждый ответ обосновать и проверить
опытом.
408. На столе собрана цепь (рис. 147). Рассчитать силу
тока, которую покажет амперметр при замыкании одного
ключа, двух. Ответы проверить опытом.
409. На столе собрана цепь из демонстрационных приборов (рис. 148). Шкалы амперметра и одного из вольтметров
закрыты. Замкнуть цепь, определить показания закрытых
приборов. Ответы проверить, открыв шкалы. Каковы будут
81
показания приборов, если замкнуть клеммы второй спирали?
Проверить опытом.
410°. На столе собрана цепь
(рис. 149). Как изменится показание амперметра, если ползунок реостата сдвинуть влево? Если клеммы первого сопротивления замкнуть накоротко? Ответы
проверить опытом.
411. На столе собрана цепь (рис. 150). Надписи на демонстрационных магазинах сопротивлений закрыты. Определить, одинаковы ли величины этих сопротивлений. Ответ
обосновать и проверить, открыв надписи.
412. Две предохранительные пробки смонтированы на
одном щитке с клеммами (рис. 151). Лампа I не горит. Найти причину этого с помощью контрольной лампы II (220 в,
15 вт).
413. Используя омметр и масштабную линейку, определить диаметр тонкой железной проволоки. Ответ проверить с
помощью микрометра.
414. Используя омметр и масштабную линейку, определить, сколько метров данной никелиновой проволоки нужно для намотки реостата на 200 ом.
415. Используя амперметр и аккумулятор, определить
сопротивление одного из двух резисторов, надпись на котором стерлась.
Рис. 151
32. РАБОТА И МОЩНОСТЬ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
416. Собрать цепь (рис. 152) и по данным опыта определить работу тока в лампе на 5 мин. Рассчитать, сколько кулонов электричества пройдет через лампу за это время и чему
равна работа при перемещении одного кулона.
417. Имея аккумулятор, амперметр, ключ и две спирали
на 2 и 4 ом, на опыте определить работу тока в обеих спиралях за 2 мин\ рассчитать, в какой из них работа тока больше,
во сколько раз и чему равна работа по перемещению 1 к
по каждой спирали, когда спирали соединены: а) последовательно, б) параллельно.
418. Начертить схему и собрать цепь из двух аккумуляторов, амперметра, вольтметра и ключа для определения
82
работы тока в учебном электродвигателе. Определить опытом
эту работу за 1 мин. Как изменится работа тока, если два аккумулятора заменить такими же
четырьмя? Ответ проверить на
опыте. От чего зависит скорость
вращения двигателя?
419. Используя паспортные
данные батареи КБС, гальванических элементов, аккумулятора, определить, какую работу
может совершить электрический ток, полученный от каждого источника. Сколько времени будет гореть лампа от
нормально заряженного аккумулятора, если сила тока в
цепи 0,2 а? Какая работа может быть совершена по перемещению одного кулона по замкнутой цепи каждым источником тока?
420. Начертить схему цепи для определения мощности
данной лампы. Подобрать нужные приборы, собрать цепь и
определить мощность лампы. Полученный результат сравнить с надписью на лампе. Сколько кулонов ежесекундно
проходит через нить лампы и какая работа совершается
при прохождении одного кулона?
421. На столе собрана цепь (рис. 153), в которой использованы лампа 220 в, 200 вт и реостат на 30 ом. Выяснить,
зависит ли накал нити лампы от силы тока в цепи, от напряжения на лампе. Определить на опыте мощность лампы при
слабом и нормальном накале нити. Результаты сравнить с
паспортом лампы. Почему в паспорте лампы не указывается
сопротивление нити?
422. Имея амперметр, аккумулятор, ключ, определить
мощность тока в спирали на
4 ом. Как изменится эта мощность, если взять два одинаковых
аккумулятора, соединенных последовательно? Ответ проверить
опытом.
423. Собрать цепь (рис. 154)
и, используя миллиамперметр
на 500 лш, определить мощность
тока отдельно в лампе и звонке.
Напряжение источника тока известно.
8 3
Hg>------ 1
________________,
-C-----11 *|
Рис. 154
424. Собрать цепь (рис. 155) и установить напряжение
на лампе, равное паспортному. Проверить, изменится ли
мощность тока в лампе, если ползунок реостата сдвинуть
вправо. Ответ пояснить. Определить силу тока и сопротивление нити при нормальном накале, используя паспортные
данные.
425. Проверить, одинакова ли мощность тока в двух спиралях по 10 ом при их последовательном и параллельном
соединении, используя вольтметр и источник тока с постоянным напряжением. Ответ подтвердить расчетом.
426. Собрать цепь из лампы 127 б, реостата на 100 ом,
амперметра (рис. 156). Движок на реостате поставить в такое положение, чтобы напряжение на лампе соответствовало
паспорту. Определить мощность тока в реостате.
427°. Рассчитать, какой мощности надо взять лампу на
220 б, чтобы соединенная последовательно с ней маловольтная лампа (4 б, 3 вт) горела нормальным накалом при включении в сеть 220 в. Ответ проверить опытом, соединив выбранные лампы и включив их в сеть 220 в.
428. Имеются лампа, звонок, учебный электродвигатель
и источник тока с известным напряжением. Зная паспорта
этих потребителей, подобрать необходимые измерительные
приборы (если нужно, реостат) и на опыте определить мощность тока в каждом приборе при нормальной их работе.
8 4
429. Собрать цепь из двух
одинаковых ламп (220 б, 100 вт)
и реостата на 500 ом (рис. 157),
включить ее в сеть 220 в при
полностью введенном реостате
и наблюдать за накалом нити
ламп. Вывернуть одну лампу из
патрона и объяснить, почему изменился накал нити оставшейся
лампы.
430°. На столе собрана цепь (рис. 158). Обе лампы рассчитаны на 220 в. Проверить, как будут гореть лампы, если цепь
включить в сеть 220 б, если замкнуть ключ. Результаты опытов объяснить.
431°. Как установить на опыте, которая из двух одинаковых по внешнему виду ламп, рассчитанных на 220 в каждая,
имеет большую мощность, если надписи на лампах стерлись.
432. Как установить на опыте, какая из двух одинаковых по мощности и внешнему виду ламп рассчитана на
большее напряжение (220 б), имея провода и источник тока
на 220 б. Ответ обосновать и проверить.
Какая лампа будет гореть ярче, если их соединить параллельно и включить в сеть 127 б? Ответ объяснить и проверить.
В какой лампе сила тока будет больше, если каждую отдельно включить в сеть соответствующего напряжения? Ответ
проверить с помощью амперметра.
433. Как надо соединить три лампы: 40, 40 и 82 вт, рассчитанные каждая на 110 б, чтобы при включении их в сеть
220 б они горели полным накалом? Ответ проверить опытом.
434. Используя паспорта данных приборов, определить
значения некоторых величин для этих приборов и записать
в таблицу:
Величина
Плитка
Паяльник
Двигатель Лампы
Мощность, вт
Напряжение, в
Сила тока, а
Работа тока в приборе за 1 ч,
кет • ч
Стоимость электроэнергии, потребляемой за 1 ч%коп.
КОП ч
(таРиФ 4 кет ■ ч>
25 100
Рис. 158
8 5
33. ТЕПЛОВОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА
435. Используя амперметр, определить на опыте количество теплоты, выделяемое в спирали на 4 ом за 5 мин, если источником тока служит один аккумулятор, два аккумулятора. Почему спираль в этих опытах не нагревается докрасна?
436. Используя вольтметр и аккумулятор, определить на
опыте количество теплоты, выделяемое током в спирали на
4 ом за 5 мин. Подсчитать, сколько теплоты должно выделиться в двух таких спиралях за это же время отдельно при
их последовательном и параллельном соединении, если
напряжение источника тока постоянно. Ответы проверить
опытом.
437. Используя установку со спиралью 2 ом (рис. 159),
мензурку и часы, определить работу тока в спирали за 5 мин
и количество теплоты, полученное водой за это время.
Сравнить полученные результаты и объяснить, не противоречат ли они закону сохранения энергии.
438. На столе собрана установка (рис. 160). Сопротивление спирали 4 ом. В пробирке 20 г воды. Подсчитать (без
учета потерь тепла), через сколько времени должна закипеть
вода, если сила тока в цепи будет 2 а. Измерить температуру
воды и замкнуть цепь. Определить на опыте время нагревания воды до кипения. Объяснить расхождение результата, вычисленного и полученного на опыте.
439. Используя паспортные данные электроплитки, паяльника, лампы и других приборов, определить количество
теплоты, выделяемое в каждом из них электрическим то-
Рис. 159
8 6
ком за 5 мин, если напряжение
сети соответствует паспорту прибора.
440. Взять кусок нихромо-
вой проволоки от электроплитки
(40—50 см), у которого одна половина свернута в спираль, другая выпрямлена, и присоединить
к клеммам (12 б) универсального трансформатора. Выяснить,
одинаково ли накаляются обе
половины проволоки, как изменяется их накал (и почему) при
обдувании проволок вентилятором, при погружении их в воду. Все ответы объяснить.
441. Даны две нихромовые спирали, имеющие одинаковое
сопротивление и густоту намотки, но одна из них свита из
более длинной и более толстой проволоки. Выяснить на
опыте, одинаково ли они накаляются при последовательном
включении в цепь. Ответ пояснить.
442. На столе собрана установка (рис. 161), в которой использованы нихромовые спирали на 2 и 4 ом. Масса и температура воды в пробирках одинаковы. Определить, в какой
из них вода до кипения нагреется быстрее и во сколько раз.
Ответ проверить опытом. Как объяснить расхождение между
вычисленными и опытными данными? В какой пробирке вода
нагреется быстрее и во сколько раз, если спирали соединить
параллельно? Проверить на опыте.
443. Из кусков старой спирали от электроплитки составить цепочку и через реостат включить в сеть. Медленно
увеличивать силу тока и наблюдать за накалом самой проволоки и мест ее соединения. Объяснить наблюдаемое явление и смысл поговорки: «Горячая пайка всегда холодная,
а холодная всегда горячая». Как зависит нагревание плохих
контактов от силы тока? Почему?
444. Включить электроплитку в сеть. Как изменится накал спирали, если четвертую часть ее на короткое время замкнуть медной проволокой? Объяснить ответ. Проверить
на опыте. У какой плитки одинаковой мощности спираль
толще: рассчитанной на 127 или 220 б? Почему?
445°. Имеются электроплитка с нихромовой спиралью и
микрометр. Какой длины надо взять никелиновую проволоку для изготовления спирали к электроплитке такой же
87
мощности и на такое же напряжение? Почему спирали у
электроплиток не делают из железа?
446. По паспортным данным рассчитать сопротивление
нити лампы на 220 в. Используя вольтметр, миллиамперметр
и аккумулятор, определить на опыте сопротивление нити
этой же лампы. Объяснить разницу полученных результатов.
447. Будет ли нагреваться водопроводная вода, являясь
участком цепи с током? Ответ проверить, включив в сеть
два медных электрода, помещенных в стакан с водой. Можно ли таким способом нагреть дистиллированную воду? Почему?
448. Пользуясь таблицей на странице 138 учебника физики VII класса и микрометром, определить, какой наибольший ток можно пропускать через данные проволоки из меди,
алюминия и железа без значительного их нагревания. Выяснить, можно ли с помощью этих проводов питать электрическую плитку мощностью 600 вт, нагреватель 1000 вт,
утюг 800 вт, если все они рассчитаны на напряжение
220 в.
449. Имеются различные непроволочные резисторы с хорошо видимыми паспортными данными. Определить, на
какую силу тока рассчитан каждый из них. Как надо соединить два резистора по 100 ком и 1 вт, чтобы получить резистор 50 ком, 2 вт? Что означает мощность, указанная на
резисторе?
450. Используя лабораторный вольтметр, лампу и батарею КБС, определить неисправность данных электронагревательных приборов (обрыв спирали, короткое замыкание,
попадание напряжения на корпус). Когда лучше использовать лампу и когда вольтметр? Почему?
 

Ответы к задачам по физике Антипин from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (12.08.2016)
Просмотров: | Теги: Антипин | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar