Тема №6134 Ответы к задачам по физике Демкович (Часть 6)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Демкович (Часть 6) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Демкович (Часть 6), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1251. На рисунках 171 изображены схе­
мы ламповых выпрямителей переменного
тока. Какой зажим на выходе нужно обоз­
начить знаком плюс и какой — знаком ми­
нус? Почему не загорается от выпрямите?,
ля мощная лампа, рассчитанная на 220 В,
если напряжение, предварительно измерен­
ное на зажимах выпрямителя, равно 250 В?
1252. На рисунке 172 дана анодно-сеточ­
ная характеристика триода. При каком на­
пряжении сетки анодный ток равен 15 мА?
При каких значениях потенциала сетки за­
висимость анодного тока от сеточного напря­
жения приблизительно линейна?
б
Рис. 171
114
1253. При изменении потенциала
сетки триода на 1 В анодный ток из­
меняется на 2,5 мА. На сколько мил­
лиампер изменится анодный ток, если
изменить потенциал сетки от—1,5 до
+2,5 В? Зависимость анодного тока от
потенциала сетки считать линейной.
1254. На сетке усилительной лам­
пы напряжение увеличилось на 1,0 В.
В связи с этим анодный ток возрос
на 0,50 мА. Найти коэффициент уси­
ления напряжения1, если нагрузоч­
ное сопротивление в анодной цепи
равно 50 кОм.
1255. Миноискатель представля­
ет собой генератор незатухающих
электромагнитных колебаний звуко­
вой частоты. Индуктивность контура
выполнена в нем в виде проволочно­
го кольца. Когда кольцо, передвига­
емое по земле, приближается к мине,
в телефонных наушниках высокий
тон сменяется на низкий. Объяснить,
как это получается.
1256. К горизонтально отклоня­
ющим пластинам электроннолучевой
трубки приложено напряжение =*
= U m sin
оat, а к вертикально откло­
няющим пластинам — напряжение
и2 = Um cos Что можно будет
увидеть на экране?
Трансформатор. Передача элект­
рической энергии
1257. Будет ли работать транс­
форматор в схемах, приведенных на
рисунке 173?
1258. Почему трансформатор при
подключении к источнику постоян­
ного тока может выйти из строя?
1259. Электрический звонок вклю­
чен в осветительную сеть через транс­
форматор. Потребляется ли элект­
роэнергия, когда кнопка, включен­
ная последовательно со звонком, не
нажата?
1 Коэффициент усиления напряжения —
это отношение выходного напряжения к на­
пряжению, поданному на вход усилителя.
Рис. 172
115
1260. Сколько витков должна иметь вторичная обмотка трансфор­
матора, чтобы повысить напряжение с 220 до 11 000 В, если в первичной
обмотке 20 витков? Каков коэффициент трансформации?
1261. Под каким напряжением находится первичная обмотка
трансформатора, имеющая 1000 витков, если во вторичной обмотке
3500 витков и напряжение 105 В?
1262. Мощность, потребляемая трансформатором, 90 $т. Опре­
делить силу тока во вторичной обмотке, если напряжение на зажимах
вторичной обмотки 12 В и КПД трансформатора 75%.
1263. Доказать, что при параллельном включении электрических
звонков в осветительную сеть так, как показано на рисунке 174, звон­
ки могут звонить, когда кнопка не нажата. Как исправить ошибку в
схеме?
1264. Какова мощность гидроэлектростанции, если плотина под­
нимает уровень воды на 100 м и расход воды 540 м*/с? КПД стан­
ции 94%.
1265. В водонагреватель ТЭЦ поступает 1,0 -10® т стоградусного
пара в час. Какая масса воды при 10°С должна пройти через водона­
греватель для отвода в теплофикационную сеть, если вода подогре­
вается до 100°С?
1266. На конце двухпроводной линии переменного тока мощность
равна 24 кВт и напряжение 220 В. Длина линии 175 м, провода мед­
ные сечением 35 мм2. Вычислить потерю мощности в линии.
1267. Мощность, отдаваемая источником в линию, 50 кВт. Срав­
нить потери мощности в линии и КПД передачи для напряжений 220
и 380 В. Сопротивление линии 0,1 Ом.
1268. По двухпроводной, линии постоянного тока Волгоград —
Донбасс передается мощность 750 000 кВт при напряжении 800 кВ.
Сопротивление линии 34 Ом. Найти КПД передачи.
4. МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ. ЗВУК
1269. В реку брошен камень. Какой будет образовавшаяся волна:
круглой или вытянутой течением?
1270. На рисунке 175 представлен график поперечной волны.
Каковы фазы колебания точек, отмеченных на графике, в данный мо­
мент, если волна, распространяется из точки А вправо?
1271. По графику колебаний вибратора (рис. 176) начертите гра­
фик идущей от него волны. Скорость распространения волны 20 м/с.
1272. По графику волны (см. рис. 175) постройте график колеба­
тельного движения точки С, находящейся на расстоянии к/2 от вибра­
тора. Скорость распространения волны 1 м/с.
1273. В океанах длина волны достигает 300 м, а период 13,5 с.
Определить скорость распространения такой волны.
1274. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоро­
стью 2,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн
8,0 м. Определить период колебания лодки.
1275. Человек, стоящий на берегу моря, определил, что расстоя­
ние между следующими друг за другом гребнями волн равно 8,0 м.
. 416
Кроме того, он подсчитал,
что за 60 с мимо него про­
шло 23 волновых гребня. Оп­
ределить скорость распро­
странения волны.
1276. Продольными или
поперечными являются вол­
ны, возбуждаемые смычком
в струне? в воздухе?
1277. На каком расстоя­
нии от наблюдателя вспых­
нула молния, если он услы­
шал гром через 6 с после то­
го, как увидел молнию?
1278. Расстояние между
двумя железнодорожными
станциями 8,3 км. Сколько
времени идет звук от одной
станции к другой по воздуху?
по рельсам? Температура
воздуха 0°С. Скорость рас­
пространения звука в стали
5500 м/с.
1279. Стрелок слышит
звук удара пули в мишень
через 1 с после выстрела. На
каком расстоянии от него
поставлена мишень? Темпе­
ратура воздуха 0°С. Средняя
скорость полета пули 500 м/с.
1280. Приближающийся
теплоход дал гудок, звук
которого услышади на мосту
через 3 с. Спустя 3 мин тепло­
ход прошел под мостом. Тем­
пература воздуха 0°С. Най­
ти скорость движения тепло­
хода.
1281. Военная сигнальная ракета, запущенная вертикально
вверх, разорвалась через 6,0 с после запуска, а звук разрыва был услы­
шан через 0,40 с после разрыва. На какую высоту и с какой средней
скоростью поднялась ракета? Температура воздуха 0°С.
1282*. В шахту упал камень. Человек услышал звук его падения
через 6,0 с после начала падения. Найти глубину шахты. Скорость
звука 332,0 м/с.
1283*. У отверстия медной трубы длиной 366 м произведен звук.
Другого конца трубы звук по металлу достиг на 1 с раньше, чем по
воздуху. Какова скорость звука в меди? Температура 0°С.
1284. Звук артиллерийского выстрела достиг одного наблюдателя
117
через г3,0 с, а другого через 4,5 с
после вспышки выстрела. Расстояние
между наблюдателями по фронту
1 км. Температура воздуха 0°С. Как
определить месторасположение ору­
дия, если известны пункты нахожде­
ния наблюдателей?
1285. Слышит ли военный летчик
звук работы реактивного двигателя,
если самолет летит со сверхзвуковой
скоростью, а двигатель находится
позади пилота?
1286. Частота колебаний камерто­
на 440 Гц. Какова длина звуковой
волны, распространяющейся от ка­
мертона в воздухе? в воде? Ско­
рость звука при 0°С в воздухе
332 м/с, а в воде 1400 м/с.
1287. Волны звуков человеческого
голоса имеют длину от 33 см до 4,0 м.
Определить соответствующий им диа­
пазон частот колебаний.
1288. Скорость звука в воде
1450 м/с. На каком расстоянии друг от друга вдоль направления рас­
пространения волны находятся точки, совершающие колебания в про­
тивоположных фазах, если частота колебаний равна 731 Гц?
1289. Определить разность фаз колебаний двух точек, удаленных
от источника колебаний на расстояние 3,5 и 2,0 м, если период коле­
баний 0,5 с, а скорость распространения колебаний 6 м/с.
1290. Имеются камертоны на 50, 126 и 440 Гц. Найти период коле­
баний каждого из них.
1291. На рисунке 177 представлена запись колебаний камертона
в течение 0,020 с. Какова частота колебаний? Каков период колеба­
ний?
1292. Что происходит с энергией звука, когда он становится не
слышным?
1293. Зубчатые колеса (рис. 178), имеющие 48, 60, 72 и 96 зубьев,
вращают со скоростью 300 об/мин. Определить частоту звука от каж­
дого колеса.
1294. Какова глубина моря, если посланный и отраженный от
морского дна ультразвук возвратился на поверхность через 0,9 с?
1295. Ультразвук применяют для косвенного измерения скорости
потоков жидкости или газов (рис. 179). Какова скорость потока, если
расстояние между вибраторами I — 100 м ультразвук проходит в
одном направлении за 0,5 с, а в противоположном — за 1,0 с? По­
чему результат измерения не зависит от температуры жидкости?
1296*. Сравнить энергии волн звуковой и ультразвуковой часто­
ты, если амплитуды колебаний одинаковы, а частоты соответственно
равны 1 КГц и 1 МГц.
118
о
Рис. 179 Рио. 180
1297. Две системы волн, полученных на воде от когерентных ис­
точников, распространяются навстречу друг другу. Что можно на­
блюдать в точках схождения, для которых разность хода равна:
1) 2,00 м; 2) 2,10 м? Длина волны равна 20 см.
1298. На прямолинейном участке происходит наложение волн,
распространяющихся от двух когерентных вибраторов. Амплитуды
колебаний у вибраторов одинаковы. Постройте результирующую вол­
ну, когда разность хода налагающихся волн равна Х/2 и X.
1299. От двух когерентных источников волны достигают точки О
(рис. 180). Разность хода |S xO| — |S 20 | = X. Что будет наблюдаться
в точке О: максимум или минимум колебаний?
1300. Почему камертон звучит громче, если одна из его ветвей
отломана?
1301*. Перед ухом звучит камертон, частота колебаний которого
440 Гц. На каком расстоянии за ним нужно поместить второй такой
же камертон, чтобы вследствие интерференции волн ухо не ощущало
звука? Камертоны приведены в действие одновременно.
1302*. Один камертон помещен перед ухом, а другой такой же
камертон — на расстоянии 47,5 см от первого. Звук не слышен. Опре­
делить частоту колебаний камертонов.
1303. Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же
уличный шум лучше слышен при открытых окнах?
1304. Чтобы нас услышали, мы кричим и при этом прикладываем
руки ко рту. Для чего мы так делаем?
1305. Послушайте, как звонит будильник в комнате и на откры­
том воздухе. Разницу в звучании, объясните.
1306. Постучите двумя камешками друг о друга в воздухе и в
сосуде с водой. Одинаково ли громко слышно? Результат опыта объяс­
ните.
1307. Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лес­
ного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услы­
шит эхо? Почему в небольших комнатах эхо совсем не наблюдается?
1308. В результате взрыва, произведенного геологами, в земной
коре распространилась волна со скоростью 5,0 км/с. Отраженная
от глубоких слоев Земли волна была зафиксирована через 22,0 с после
взрыва. На какой глубине залегает порода, резко отличающаяся по
плотности от земной коры?
1309. Стальную деталь проверяют ультразвуковым дефектоскопом
(рис. 181), Первый отраженный сигнал был получен через 60 мкс
119
Рис. 181
Рис. 182
после посылки, а второй — через
180 мкс. На какой глубине обна­
ружен дефект в детали? Какова вы­
сота детали? Скорость ультразву­
ка в стали 5000 м/с.
1310. На рисунке 182 показано
мгновенное положение и направ­
ление движения частиц среды в
стоячей поперечной волне. Начер­
тить положение частиц среды и на­
правление их движения через 0,5 Г
и Т (где Т — период колебания).
1311. Расстояние между первым
и четвертым узлами стоячей вол­
ны 24 см. Определить длину бегу­
щей волны.
1312. Свободный конец шнура,
другой конец которого привязан,
приводят в колебание с частотой
5,0 Гц. При этом в шнуре возбуж­
дается стоячая волна, узлы кото­
рой делят шнур на шесть равных
частей. Длина шнура 3,0 м. Най­
ти скорость распространения волн
на шнуре.
1313. Трубка длиной 0,50 м с
одйого конца закрыта. Определить
собственную частоту колебаний
воздуха в трубке при температуре
15°С.
1314. При данных, приведенных в предыдущей задаче, опреде­
лить собственную частоту колебаний для трубы, открытой с обоих
концов. _
1315. Продувайте воздух у отверстия пробирки. Найдите часто­
ту полученного звука.
1316. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд.
Почему высота тона прослушиваемого при этом звука повышается
по мере наполнения сосуда?
1317. Бывают раковины, в которых слышится шум, если их при­
ложить к уху. Иногда такой же шум можно услышать, приблизив
к уху отверстие стакана. Проверьте и объясните.
1318. Первый резонанс на колебания камертона (рис. 183) на­
блюдается при длине воздушного столба 14,0 ± 0,5 см. Частота коле­
баний камертона 600 ± 5 Гц. Какова длина звуковой волны и како­
ва скорость ее распространения при данной температуре?
1319. Если духовой оркестр заходит, удаляясь, за угол улицы,
то через некоторое время слышна игра лишь басовых труб и бараба­
на. Почему при этом не слышны звуки фщейт, кларнетов?
5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ
1320. Включите и выключите несколько раз освещение в комнате
в то время, когда работает радиоприемник. Как это сказывается на
работе приемника? Почему наблюдаемый эффект не зависит от того,
на какую волну настроен приемник?
1321. Почему работающие электрические звонки, швейные ма­
шины, пылесосы, утюги с терморегулятором, лампы дневного света
могут быть источниками радиопомех?
1322. Нередко утверждают, что работающие рентгеновские уста­
новки и тракторы также создают радиопомехи. Почему это утвержде­
ние неверно?
1323. Первая в мире радиограмма была передана А. С. Поповым
в 1896 г. на расстояние 250 м. За сколько времени радиосигнал про­
шел это расстояние?
1324. Определить период колебаний в колебательном контуре,
излучающем электромагнитные волны длиной 450 м.
1325. Генератор УВЧ работает на частоте 150 МГц. Какова длина
волны электромагнитного излучения?
1326. По международному соглашению длина радиоволны, на
которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. На какой
частоте передаются такие сигналы?
1327. В каком диапазоне длин волн работает радиопередатчик,
если емкость конденсатора в его колебательном контуре может из­
меняться от 60 до 240 пФ, а индуктивность катушки равна 50 мкГн?
1328*. Изменение тока в антенне радиопередатчика происходит
по формуле i = 0,3 sin 15,7 t. Найти длину излучающейся электро­
магнитной волны.
1329. Радиостанция передает звуковой сигнал, частота которого
440 Гц. Определить число колебаний высокой частоты, переносящих
одно колебание звуковой частоты, если передатчик работает на волне
длиной 50,0 м.
1330. Будут ли передающий и приемный колебательные контуры
настроены в резонанс, если параметры их Сх == 160 пФ, Lx = 5,0 мГ,
С2 = 100 пФ, L2 = 4,0 мГ? Как нужно изменить емкость Са или ин­
дуктивность L2, чтобы контуры были настроены в резонанс?
1331. На рисунке 184 дана схема радиоприемника. 1) Настраи­
вается ли при работе приемника антенный контур в резонанс с пере­
датчиком? 2) Может ли переменное напряжение на обкладках
I
Рис. 184 Рис. 185 Рис. 186
конденсатора контура в результате настройки быть больше перемен­
ной ЭДС в антенне?
1332. На рисунке 185 представлен график пульсирующего тока
в цепи микрофона. Объяснить, почему так изменялся ток.
1333. Будет ли радиоприем, если антенну установить на чердаке
под железной крышей?
1334. Если поместить карманный радиоприемник в кастрюлю и
прикрыть крышкой, то радиоприем сразу прекратится. Объяснить
почему.
1335. Почему провод в форме петли (рис. 186), по которому проте­
кает ток высокой частоты, электромагнитных волн почти не излучает?
1336. Почему затруднена радиосвязь на коротких волнах в горной
местности?
1337. Чему равно расстояние до самолета, если посланный назем­
ным радиолокатором сигнал после отражения от самолета возвратился
к радиолокатору спустя 2,0- Ю-4 с?
1338. Радиосигнал, посланный на Луну, отразился и был принят
на Земле через 2,5 с после посылки. Такой же сигнал, посланный на
Венеру, был принят через 2,5 мин. Определить расстояния от Земли
до Луны н от Земли до Венеры во время локации.
1339. Радиолокатор посылает 2000 импульсов в секунду. Опре­
делить предельно возможную дальность действия этого радиолока­
тора.
1340. Определить возможную дальность действия радиолока­
тора, если время развертки в электроннолучевой трубке составляет
1000 мкс.
1341. Начертить в тетради шкалу «расстояний до цели» для экрана
электроннолучевой трубки радиолокатора, если диаметр экрана
20 см, а время развертки 4000 мкс.
1342. Почему дальность действия передающей телевизионной стан­
ции ограничена линией горизонта? Почему башни телецентров строят
очень высокими?
1343. Мозаика иконоскопа телевизионного передатчика состоит
из 500 000 светочувствительных зерен. Электронный луч в кинескопе
телевизионного приемника создает одно изображение из 625 строк.
Сколько световых точек в одной строке?
1344. Несущая частота телевизионного вещания 50 МГц. За 0,04 с
передается 500 000 элементов изображения. Определить число длин
волн, приходящихся на один элемент изображения.
1345. Определить скорость перемещения светящегося пятна по
экрану трубки в телевизоре, если известно, что в течение 0,040 с
луч создает на экране одно изображение, прочеркивая 625 горизон­
тальных строк длиной.по 28см каждая. Временем обратного хода луча
пренебречь.
1346. Случается, что изображение на экране телевизора двоится.
Что заставляет электронный луч писать второе изображение?
V . ОПТИКА
1. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА
Прямолинейное распространение света.
Фотометрия
1347. Чем объяснить видимость световых пучков, проникающих в
солнечный день в окно полутемного помещения? Нельзя ли что-
нибудь предпринять, чтобы это явление прекратилось?
1348. 1. Наметьте прямую линию на куске картона при помощи
булавок.
2. Проверьте по лучу зрения прямолинейность кромки деревян­
ной линейки или дощечки.
1349. Используя линейку, измерьте видимый диаметр Луны в
миллиметрах. Вычислите действительный ее диаметр, если расстоя­
ние до Луны 380 000 км.
1350. Получите иа стене тень от какого-нибудь предмета. От чего
зависят размеры тени?
1351. Что увидит космонавт, находясь на Луне, в то время как
на Земле будет наблюдаться полное лунное затмение?
1352. Длина тени от останкинской телевизионной башни, осве­
щенной солнцем, в некоторый момент времени оказалась равной
60Q м; длина тени от человека высотой 1,75 м в тот же момент времени
была равна 2,00 м. Какова высота башни?
1353. Изображение на экране панорамного кинотеатра создается
пересекающимися световы­
ми пучками, направлен­
ными от трех проекторе®
(рис. 187). Не сказывает­
ся ли пересечение пучков
на качестве изображения?
< 1354. Найти полный
световой поток точечного
источника, сила света ко­
торого 500 кд.
1355. Определить силу
света точечного источника,
находящегося в вершине
телесного угла в 0,600 ср,
если внутри этого угла соз­
дан световой поток 240 лм. Рис. 187
123
1356. Необходимо равномерно осветить городскую площадь в
32 500 м2. Какой световой поток должны создать электрические све­
тильники, чтобы освещенность площади равнялась 4,0 лк?
1357. Найти освещенность, получаемую на расстоянии 5,0 м
от лампы силой света1 100 кд. Достаточно ли это для чтения книги?
1358. Для приготовления уроков освещенность стола должна быть
не менее 50 лк. На какой высоте должна находиться над столом лампа
силой света 100 кд?
1359. Какой силы света лампу нужно подвесить на высоте 10 м,
чтобы освещенность дороги под ней равнялась 5,0 лк?
1360*. На расстоянии 1,0 м друг от друга расположены два точеч­
ных источника силой Света 16 и 64 кд. Где между ними следует распо­
ложить экран, чтобы его освещенность с обеих сторон была одина­
ковой?
1361. Планета Марс в 1,5 раза дальше от Солнца, чем Земля. Во
сколько раз освещенность поверхности Марса меньше освещенности
поверхности Земли?
1362. Освещенность Земли, создаваемая Солнцем, в 4-1010 раза
больше освещенности, создаваемой звездой а-Центавра. На каком
расстоянии от Земли находится эта звезда, если Солнце удалено
от Земли на 1,5-1011 м? Силы света звезды а-Центавра и Солнца счи­
тать одинаковыми.
1363. Почему освещенность горизонтальных поверхностей в пол­
день больше, чем утром или вечером?
1364. Нередко можно наблюдать, как под действием солнечных
лучей снег на крышах тает, а на почве нет. Почему?
1365. На ма,чте высотой 10 м висит электрическая лампа силой
света 1000 кд. Какова освещенность поверхности земли на расстоя­
нии 20 м от основания мачты?
1366. Две одинаковые электрические лампы находятся на высоте
6 м от земли и на расстоянии 3 м друг от друга. Где больше освещен­
ность: на земле под каждой лампой или посредине между этими точ­
ками?
1367. Лампа силой света 200 кд находится на расстоянии 2,0 м
от лежащей на столе книги. Освещенность книги 25 лк. Каков угол
падения световых лучей на книгу? На какой высоте подвешена лампа
над столом?
1368. Рассчитайте освещенность стола, за которым вы дома гото­
вите уроки. Что следует предпринять, если освещенность ниже
нормы?
1369. На какой высоте над центром круглого стола радиусом 1,0 м
должна висСТь лампа, чтобы на краях стола освещенность была наи­
большей?
1370*. В верхней точке 8 тоннеля подвешена электрическая лампа
(рис. 188). Сравнить освещенности, создаваемые лампой в точках
А п В.
1 Для неточечных источников света — ламп — указаны средние значения си­
лы света.
124
Отражение света. Зеркала
1371. На рисунке 189 показаны три плос­
ких зеркала. На каждое из них падает гори­
зонтальный луч света. В каком направлении
следует искать след отраженного луча —
«зайчик»? Ответы сопроводить чертежами.
1372. На отражающую поверхность ABCD
(рис. 190) падает пучок параллельных лучей.
Повторив чертеж в тетради, начертить отра­
женные лучи. Параллельны ли они?
1373. Солнечные лучи составляют с гори­
зонтом угол 48°. Как расположить плоское зеркало, чтобы напра­
вить лучи горизонтально? Почему задача имеет два решения?
1374. Какими будут после отражения от плоского зеркала сходя­
щийся, расходящийся и параллельный пучки света?
1375. Почему окна домов кажутся днем темными, если на них
смотреть с улицы?
1376. Перед вертикально расположенным зеркалом стоит каран­
даш. Постройте его изображение. Постройте изображение при усло­
вии, что зеркало наклонено к плоскости стола под углом 45 и 0°.
1377. Человек стоит на расстоянии 5 м от вертикально располо­
женного плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит
свое изображение? Какое это изображение? Как изменится расстоя­
ние, если зеркало отодвинуть от человека на 2 м?
1378. ' Как, приставив конец пальца к стеклянному плоскому зер­
калу, можно оценить толщину зеркального стекла? Сделать это.
1379. При проверке остроты зрения врач предлагает читать бук­
вы на специальной таблице с расстояния 5 м. Как может поступить
врач, если размеры врачебного кабинета меньше этого расстояния?
1380. Пучок солнечных лучей падает на вогнутое сферическое
зеркало и, отразившись, собирается в точке, отстоящей от зеркала
на 36 см. Каков радиус кривизны зеркала?
1381. Радиус кривизны вогнутого зеркала 48 см. Каково фокус­
ное расстояние этого зеркала? Каким следует считать фокусное рас­
стояние плоского зеркала?
1382. Где нужно поместить лампочку в автомобильной фаре,
чтобы можно было направить световой поток как можно дальше?
близко вниз?
1383. Для чего врач по болезням уха, горла, носа при осмотре
Рис. 189
125
больного пользуется вогнутым зеркалом,
в центре которого имеется небольшое круг­
лое отверстие?
1384* Посмотрите на свое изображе­
ние в выпуклой и вогнутой части блес­
тящей ложки. Чем отличаются изобра­
жения?
1385* Получите на экране увеличен­
ное изображение свечи с помощью вогну­
того зеркала. Как изменится изображе­
ние, если поменять местами свечу и экран?
1386. Почему плоское зеркало иногда дает искаженные изобра­
жения?
1387. Зубоврачебное зеркальце является сферическим, вогну­
тым. Какое изображение зуба видит врач? Для чего, прежде чем вве­
сти в рот больного, зеркальце слегка нагревают в теплой воде?
1388. Для чего в автомобиле ставится небольшое зеркало сбоку
от места, где сидит водитель? Какое это зеркало?
1389. Для чего на некоторых перекрестках дорог или улиц ставят
большие выпуклые зеркала?
1390. На рисунке 191 показан ход луча 1 при отражении от вогну­
того зеркала. Определить направление луча 2 после его отражения от
зеркала.
1391. Постройте изображение предмета, находящегося на рас­
стоянии d перед вогнутым сферическим зеркалом с фокусным расстоя­
нием F, для следующих случаев: d > 2F; d = 2F; F < d < 2F;
d F; d < F. Охарактеризуйте изображение в каждом случае.
Преломление света. Полное отражение
1392. Почему изображение неба и берегов в водоеме всегда те­
мнее, чем в действительности?
1393. Почему пальцы, опущенные в воду, кажутся короткими?
Проверьте и объясните.
1394* Узкий пучок света переходит из воздуха в некоторую жид­
кость. Найти показатель преломления жидкости, если угол падения
30°, а угол преломления 15°.
1395. Солнечный свет падает на поверхность воды в сосуде.
1. Каков угол преломления, если угол падения 25°?
2. Каков угол падения, если угол преломления 42°?
3. Каковы углы падения и преломления, если угол отражения 30°?
4. Каков угол падения на горизонтальное дно сосуда, если угол
падения на поверхность воды 45°?
1396. Почему из скипидара в глицерин свет проходит без прелом­
ления?
1397. В центре полого толстостенного стеклянного шара находит­
ся точечный источник света. Будут ли преломляться лучи света, про­
ходя От источника через стенки шара?
126
Рис. 192
1398*. При каком угле падения а отраженный луч перпендикуля- -
рен к преломленному лучу?
1399. Луч от подводного источника света падает на поверхность
воды под углом 35°. Под каким углом он выйдет в воздух?
1409. Показатель преломления воды 1,33, стекла — 1,50. Найти
показатель преломления стекла относительно воды.
1401. Каков показатель преломления воды относительно льда?
льда относительно воды?
1402. При определении показателя преломления стекла был вы­
полнен чертеж хода луча та воздуха в стеклянную пластину (рис. 192),
на котором f АВ j: = 73 ± ! мм, | CD{ — 47 ± 1 мм. Вычислить пока­
затель преломления п и оценить погрешность.
1403*. В дно реки вбит столб, часть которого высотой 1,0 м воз­
вышается над поверхностью воды. Найдите длину тени столба на
поверхности воды и на дне реки, если высота Солнца над горизонтом
30°, а глубина реки 2,0 м.
1404. Почему средняя часть дна реки с моста видна, а с берега нет?
1405. Под каким углом к горизонту аквалангист, находясь под
водой, видит заходящее солнце?
1400. Выйдет ли световой луч из воды в воздух, если угол падения
равен 45е? 50°?
1407. Вычислить предельный угол полного отражения для алма­
за и для плексигласа.
1408. Предельный угол полного отражения для спирта 47°. Найти
показатель преломления спирта.
1409. На экране телевизора электронный луч вызвал свечение
люминофора в точке А (рис. 193). Продолжите ход световых лучей
от этой точки в стекле трубки. Выявите в связи с этим причину ухуд­
шения качества изображения.
1410. Почему блестят капельки росы? Почему блестят пузырьки
воздуха в воде?
1411*. Световой луч падает на стеклянную плоекопараллельную
пластину, толщина которой 6,0 см. Угол падения 60°. Показатель
преломления стекла 1,46. Вычислить смещение луча при его прохо­
ждении сквозь пластину.
1412*. Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пла­
стину. Угол падения равен 60°. Какова толщина пластины, если при
127
выходе из нее луч сместился на 10 мм? Показа­
тель преломления стекла 1,5.
1413. Построить изображение светящейся
точки, воспринимаемое при ее наблюдении
сквозь плоскопараллельную стеклянную плас­
тину и при ее наблюдении сквозь треугольную
стеклянную призму.
1414. В каких случаях треугольная призма
отклоняет падающий на нее луч не к основанию,
а в сторону преломляющего угла?
1415*. Пройдет ли луч света сквозь призму
из вещества с показателем преломления 1,5 и
преломляющим углом 90°?
1416. Построить ход луча сквозь треуголь­
ную призму, преломляющий угол которой 80°,
а показатель преломления 1,73. Угол падения
луча при входе в призму равен 60°.
1417. Луч падает на боковую трань стеклянной призмы иод уг­
лом 0°. Преломляющий угол призмы 3°. Определить угол отклонения
луча призмой.
1418*. Луч света падает на стеклянную призму с показателем
преломления 1,5. Угол падения при входе луча в призму 22°. Пре­
ломляющий угол призмы 4Г. Определить угол преломления луча
при выходе из призмы и на какой угол отклонится луч от первоначаль­
ного направления, пройдя сквозь призму.
1419. На рисунке 194 приведена схема призменного перископа.
Зарисовать схему в тетрадь и показать дальнейший ход изображен­
ного светового луча.
Линзы
1420. Как, получив при помощи собирающей линзы изображение
удаленного предмета, определить фокусное расстояние линзы? Сде­
лайте это.
1421. Почему растения не поливают, если на них падает прямой
солнечный свет?
1422. Какова оптическая сила школьных лабораторных линз,
имеющих фокусные расстояния 130 , 90 и —90 мм?
1423. Каково фокусное расстояние очковых стекол с оптической
силой +5,0 дптр и —3,5 дптр?
1424. На собирающую линзу падает световой луч (рис. 195).
Найти построением ход преломленного луча.
i
8,
0 0
A t
Рис. 195 Рис. 196
128
1425. Построить изображение предмета, находяще­
гося на расстоянии d от собирающей линзы с фокус­
ным расстоянием F, для следующих случаев: d>2F\
d — 2F\ F < d < 2F\ d = F; d < F. Дать характерис­
тику каждого изображения и указать, какое практичес­
кое применение находит каждый случай.
1426. На рисунке 196 показаны оптическая ось 00
линзы, предмет А В и его изображение AXBV Опреде­
лить, где расположена линза и где находятся ее фокусы.
1427. С помощью собирающей линзы на экране получено изобра­
жение Луны (рис. 197). В какой фазе Луна находится?
1428. Предмет поставлен в фокальной плоскости собирающей
линзы. Показать построением, что изображения на экране в этом
случае не получается. Почему все же изображение предмета можно
видеть?.
1429. Построить изображение предмета в собирающей линзе, диа­
метр которой меньше размера предмета.
1430. Построить изображение предмета в собирающей линзе, по­
ловина поверхности которой закрыта непрозрачным экраном.
1431. При каком условии изображение предмета, даваемое соби­
рающей линзой, получается мнимым? Можно ли видеть это изображе­
ние? Можно ли получить его на экране?
1432. При помощи линзы получите на экране четкое изображение
свечи. Сколько еще четких изображений можно получить, если менять
положение только линзы; только свечи; только экрана?
1433. С помощью линзы получите на экране изображение свечи.
В какую сторону сместится изображение, если свечу немного пере­
местить вправо, влево, вверх, вниз?
1434. Как изменится действительное изображение, если, не сдви­
гая линзы, поменять местами предмет и экран? Проверить и объяснить.
1435. Найти 'оптическую силу и фокусное расстояние двояко­
выпуклой линзы, если изображение предмета, помещенного в 15 см
от линзы, получается на расстоянии 30 см от нее. Найти увеличение.
1436. Расстояние между свечой и стенкой 1 м. На каком рас­
стоянии от свечи нужно поместить линзу с фокусным расстоянием
9 см, чтобы на стене получилось резкое изображение свечи?
1437. Фокусное расстояние собирающей линзы равно F. На ка­
ком расстоянии f от линзы получим четкое изображение свечи, по­
ставленной перед линзой на расстоянии d, равном 4F? 2F? 1,5 F?
F? 0,5 F? 0,1 F? Полученную зависимость f — f (d) изобразить на гра­
фике.
1438. Предмет находится на расстоянии 12 см от двояковогну­
той линзы с фокусным расстоянием 10 см. Определить, на каком рас­
стоянии от линзы находится изображение предмета.
1439. Как надо расположить линзу с фокусным расстоянием
13,0 см, предает и экран, чтобы получить пятикратное увеличение?
1440. Изображение предмета, поставленного на расстоянии 40 см
от двояковыпуклой линзы, получилось действительным и увеличен­
ным в 1,5 раза. Каково фокусное расстояние линзы?
5 Заказ 362 129
1441. На каком расстоянии от двояковыпуклой линзы, фокусное
расстояние которой 40 см, надо поместить предмет, чтобы его действи­
тельное изображение получилось: 1) в натуральную величину;
2) увеличенным в 2 раза; 3) уменьшенным в 2 раза?
1442*. Фокусное расстояние собирающей линзы равно F. На
каком расстоянии d от линзы нужно поместить предмет, чтобы увели­
чение было больше 2, но меньше 3?
1443. Как расположить две собирающие линзы, чтобы пучок па­
раллельных лучей, пройдя обе линзы, вышел параллельным?
1444. В трубку вставлены две собирающие линзы на расстоянии
20 см одна от другой. Фокусное расстояние первой линзы 10 см, вто­
рой 4 см. Предмет находится на расстоянии 30 см от первой линзы.
На каком расстоянии от второй линзы получится действительное изо­
бражение?
1445. В лабораторной работе с собирающей линзой получены сле­
дующие результаты прямых измерений: d — 11,0 ± 0 ,5 см; f =
«= 21,0 ± 0,5 см. Найти фокусное расстояние линзы F и вычислить
погрешность.
Оптические приборы
1446. Годится ли линза с фокусным расстоянием 50 см для само­
дельного фотоаппарата?
1447. На объективе фотоаппарата имеются пылинки. Получится
ли их изображение на фотографии?
1448. С какого расстояния йужно сфотографировать чертеж, чтобы
получить на негативе его копию в масштабе 1 : 5? Фокусное расстоя­
ние объектива фотоаппарата 30 см.
1449. С каким фокусным расстоянием нужно взять объектив для
фотоаппарата, чтобы с самолета, летящего на высоте 5,0 км, сфото­
графировать местность в масштабе 1:20000?
1450. При фотографировании с расстояния 200 м высота дерева
на негативе оказалась равной 5 мм. Какова действительная высота
дерева, если фокусное расстояние объектива 50 мм?
1451. С какого расстояния нужно сфотографировать здание длиной
100 м, если фокусное расстояние объектива 50 мм, а длина кадра на
пленке 36 мм?
1452. Каким должно быть расстояние между проекционным ап­
паратом с объективом F = 30 см и экраном, чтобы изображение диа­
позитива точно уложилось на экране, если диапозитив и экран по
форме являются подобными прямоугольниками, у которых сходствен­
ные стороны относятся, как 1 : 20?
1453. На какое минимальное расстояние от глаза следует отнести
зеркальце, чтобы увидеть четкое изображение глаза? Проверить и
объяснить.
1454. Каков размер изображения предмета высотой 2,0 м на сет­
чатке глаза, если предмет находится на расстоянии 30 м от наблюда­
теля? Фокусное расстояние оптической системы глаза 1,5 см.
130
1455. Если из комнаты смотреть на улицу в окно, то можно уви­
деть огромный дом. Как он помещается в маленьком окне?
1456. Почему человеку, смотрящему вдоль железнодорожного
пути, кажется, что: 1) рельсы постепенно сходятся; 2) высота стол­
бов телеграфной линии постепенно уменьшается; 3) далекие предметы
движутся медленнее, чем близкие?
1457. С какой наибольшей высоты летчик, пролетая над футболь­
ным полем, увидит мяч, диаметр которого 25 см, если для видимости
предмета необходимо, чтобы угол зрения не был меньше Г?
1458. Солнце значительно больше Луны, однако видимые их раз­
меры почти одинаковы. Почему? Каков в действительности диаметр
Луны, если ее полный диск виден под углом 0,5°, а расстояние от
Земли до Луны равно 380 000 км?
1459. Возьмите очки и, не трогая пальцами стекол, определите,
для близорукого или дальнозоркого глаза они предназначены?
1460. Почему дальнозоркие люди, потеряв очки, могут читать,
глядя в маленькое (3—5 мм) отверстие, сделанное в бумаге? Проверь­
те на себе свойство малого отверстия, предварительно расположив
глаза очень близко к печатному тексту.
1461*. Человек, сняв очки, читает книгу, держа ее на расстоя­
нии 16 см от глаз. Какой оптической силы у него очки?
1462. Предмет виден невооруженным глазом под углом 10°, а
через лупу — под углом 47°. Найти угловое увеличение лупы.
1463. Какое наибольшее увеличение можно получить, пользуясь
лупой с фокусным расстоянием 10 см? 1 см?
1464. На каком расстоянии от предмета надо расположить лупу,
если ее увеличение 10х?
1465. Почему целесообразно располагать глаз поближе к лупе?
1466. Целесообразно ли пользоваться лупой для рассматривания
предметов, находящихся в воде, погрузив лупу в воду? Проверить и
результат проверки объяснить.
1467. Как расположить друг относительно друга две линзы с фо­
кусными расстояниями 13 и 7,5 см, чтобы получить модель микроско­
па, увеличивающего в 10 раз? Сделайте это.
1468. Микроскоп, объектив которого дает увеличение 90х, имеет
набор окуляров с увеличением 4, 10 и 15х . Определить увеличение
микроскопа при пользовании каждым окуляром.
1469. Диаметр красного кровяного шарика 7,5 мкм. Каков диа­
метр его изображения в микроскопе, если объектив дает увеличение
200х, а окуляр 6х?
1470. Как должны работать с микроскопом люди, пользующиеся
очками: смотреть в окуляр через очки или без них?
1471. Микроскоп установлен для нормального глаза. Куда должен
передвинуть тубус близорукий и дальнозоркий человек (вверх,
вниз)?
5* 131
2. СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ
Скорость света. Дисперсия света
1472. В опытах Физо по определению скорости света расстояние
между колесом и зеркалом равнялось 8,63 км. Колесо имело 720 зуб­
цов и столько же промежутков. Первое потухание света наблюдалось
при 12,6 об/с. Определить скорость света.
1473. Сколько времени свет идет до Земли от Солнца и от Луны,
если они удалены от Земли на расстояние 1,5*10® и 3,8-10® км соот­
ветственно?
1474. На каком расстоянии от Солнца находится планета Плутон,
если свет проходит это расстояние за 5,5 ч?
1475. В геодезии расстояния измеряют светодальномером, рабо­
тающим на принципе измерения времени At, в течение которого свет
проходит расстояние от прибора до объекта и обратно (после отраже­
ния). Каково измеренное расстояние, если At = 180 мкс?
1476. Оптическая плотность у льда меньше, чем у воды. В какой
из этих сред свет распространяется с большей скоростью?
1477. Скорость распространения света в алмазе 124 000 км/с.
Вычислить показатель преломления алмаза.
1478. Найти скорость света в стекле, имеющем показатель прелом­
ления 1,50.
1479. При получении на экране спектра излучения электрической
лампы накаливания температуру ее нити увеличивали постепенно,
регулируя силу тока с помощью реостата. Какие изменения при этом
наблюдали на экране?
1480. Показатель преломления воды для луча красного света
1,331, а для луча фиолетового света 1,343. Найти скорость распро­
странения этих лучей в воде.
1481. Скорость распространения луча желтого света в воде
225 000 км/с, а в стекле 198 200 км/с. Определить показатель прелом­
ления стекла относительно воды.
1482. Чем объясняется белый цвет снега, черный цвет сажи, зеле­
ный цвет листьев, красный цвет флага?
1483. Светофор дает три сигнала — красный, зеленый, желтый,
а лампы внутри него белые. Как получаются разноцветные сигналы
светофора?
1484. В бутылку из зеленого стекла налиты красные чернила. Ка­
ков цвет бутылки с чернилами на просвет?
1485. Почему цветные кинофильмы снимают при дуговом освеще­
нии, а черно-белые и при лампах накаливания?
1486. Почему с Земли небо видно голубым, а с Луны — черным?
Интерференция света
1487. Могут ли две звезды на небе быть когерентными источника­
ми света?
1488*. Два параллельных луча падают на стеклянную призму и
132
выходят из нее (рис. 198). Опреде­
лить разность хода лучей после пре­
ломления. Показатель преломления
стекла 1,5.
1489. Две когерентные световые
волны достигают некоторой точки с
разностью хода 2,0 мкм. Что произой­
дет в этой точке: усиление или ослаб­
ление волн? Рассмотреть случаи, ког­
да свет: 1) красного цвета (^=760 нм),
2) желтого цвета (Яг=600 нм) и 3) фио­
летового цвета (Х3 = 400 нм).
1490. Два когерентных источника
света Sx и S 2 с длиной волны 0,5 мкм
находятся на расстоянии 2 мм (рис.
199). Экран расположен на расстоя­
нии 2 м от Si. Что будет наблюдать­
ся в точке А экрана: усиление или
ослабление света?
1491. Опустите очень маленькую
каплю скипидара (с конца иголки) на
поверхность воды в блюдце. Образо­
вавшуюся тонкую пленку наблюдай­
те в отраженном свете. Объясните
результат опыта.
1492. При помощи зеркал Френе­
ля получены на экране интерферен­
ционные полосы. Что будет видно на
экране, если одно из зеркал закрыть
плотной бумагой? если источник све­
та прикрыть красным стеклом?
^1493. Слева между двумя стек­
лянными пластинами (рис. 200) вло­
жен листок фольги, вследствие чего
в отраженном свете натриевого пла­
мени на поверхности верхней пласти­
ны видны полосы интерференции.
Расстояние между соседними светлы­
ми полосами Д/ = 3 мм, толщина
фольги h = 0,02 мм, длина пластины
I — 20 см. Найти длину волны % све­
та натриевого пламени.
1494. Определите толщину брит­
венного лезвия методом, описанным
в предыдущей задаче.
1495. На рисунке 201 схематичес­
ки изображены волны красного, фио­
летового и желтого света. Какому
цвету соответствует каждая волна?
$1 • 62
Р в е . 2 0 0
a wwwrn
в л /х /х /х /х у
Р и с . 201
133
1496. Длина волны красного света в воздухе 780 нм. Найти ча­
стоту колебаний.
1497. Частота света 7,5-1014 Гц. Чему равна длина волны в возду­
хе, соответствующая этой частоте, и какова окраска света этой час­
тоты?
1498. Длина волны красного света в воздухе 800 нм. Какова дли­
на волны этого света в воде? Изменился ли цвет этого света при пере­
ходе из воздуха в воду?
1499. Длина световой волны в воде 435 нм. Какова длина этой
волны в воздухе?
1500. Пользуясь графиком зависимости показателя преломления
стекла от длины световой волны (рис. 202), определить диапазон
скоростей распространения видимых световых волн в стекле.

Ответы к задачам по физике Демкович from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (23.04.2016)
Просмотров: | Теги: Демкович | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar