Тема №5733 Ответы к задачам по физике Джанколи (Часть 12)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Джанколи (Часть 12) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Джанколи (Часть 12), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

Задачи
Разделы 32.1-32.4
1. (I) На какой частоте реактивное сопротивле­
ние катушки с индуктивностью 20,0 мГн равно
880 Ом?
2. (I) На какой частоте реактивное сопротивле­
ние конденсатора емкостью 14,0 мкФ равно
28.2 кОм?
3. (I) Постройте график зависимости импеданса
конденсатора емкостью 1,6 мкФ от частоты в
пределах от 10 до 1000 Гц.
4. (I) Постройте график зависимости импеданса
катушки с индуктивностью 2,0 мГн от частоты
в пределах от 100 до 10 000 Гц.
5. (I) Найдите импеданс и эффективное зна­
чение силы тока в катушке с индуктивностью
16,0 мГн, подключенной к источнику перемен­
ного напряжения 400 В (эфф.) с частотой
33.3 кГц. Сопротивлением можно пренебречь.
6. (II) Покажите, что если сила тока / =
288 32. Цепи переменного тока
= / 0 sin со/, то напряжение а) на конденсаторе
описывается выражением Vc = — Vco cos со/ =
= Vco sin (со/ — 90°); б) на катушке индуктив­
ность VL = VL0 cos со/ = vL0sin (cor + 90е), где
Vco = / 0/coC и VL0 = / 0coL.
7. (II) а) Чему равен импеданс конденсатора
емкостью 0,025 мкФ с хорошей изоляцией, ко­
торый подключен к источнику напряжения
2,1 кВ (эфф.) с частотой 200 Гц? б) Чему равны
пиковое значение силы тока и частота?
8. (II) Чему равна индуктивность L первичной
обмотки трансформатора, если при включении
ее в сеть 110 В, 60 Гц сила тока в этой обмотке
составляет 2,2 А? (Во вторичной обмотке тока
нет.)
9. (II) В последовательной ГУ?-цепочке
(R = 160 Ом, L — 0,85 мГн) течет ток / =
= 3,1 cos 377/ (где / выражается в амперах, /- в
секундах). Какая мощность в среднем рассеи­
вается в контуре?
Ю. (И) Конденсатор включен параллельно на­
грузке (как на рис. 32.3,6), чтобы отфильтро­
вать паразитные высокочастотные наводки, но
в то же врехмя не ослабить ток промышленной
частоты 60 Гц. Пусть цепь В на рис. 32.3,6
представляет собой заземленный резистор
R = 200 Ом и конденсатор С = 2,3 мкФ. Какой
процент тока будет течь через конденсатор на
землю на частоте а) 60 Гц; б) 60 000 Гц?
(II) Пусть цепь В на рис. 32.3, а представ­
ляет собой резистор R = 200 Ом и конденсатор
С = 2,0 мкФ. Будет ли конденсатор препят­
ствовать току с частотой 60 Гц и в то же время
пропускать высокочастотный ток с частотой
60 000 Гц? Чтобы проверить это, вычислите
падение напряжения на R при напряжении сиг­
нала 30 мВ на частоте а) 60 Гц; б) 60 000 Гц.
Раздел 32.5
12. (I) Резистор 2,1 кОм и конденсатор 2,8 мкФ
подключены последовательно к источнику пе­
ременного напряжения. Вычислите импеданс
цепи а) на частоте 60 Гц; б) на частоте
60 000 Гц.
13. (I) Резистор 4,0 кОм и катушка индуктив­
ности 6,1 мГн подключены последовательно к
источнику переменного напряжения. Рассчи­
тайте импеданс цепи а) на частоте 60 Гц; б) на
частоте 30 000 Гц.
14. (I) Ток силой 70 мА от сети 120 В, 60 Гц,
протекающий через тело человека в течение 1 с,
может оказаться смертельным. Каким должен
быть импеданс человеческого тела, чтобы сила
тока достигла этой величины?
15. (I) Постройте векторную диаграмму, ана­
логичную приведенной на рис. 32.7, для случая
ё — ё 0 sin со/.
16. (II) а) Чему равно эффективное значение
силы тока в ЯС-цепочке (i? = 4,7 кОм, С =
= 0,20 мкФ), включенной в сеть 120 В, 60 Гц?
б) Чему равен сдвиг фаз между напряжением и
током? в) Какая мощность рассеивается в це­
почке? г) Чему равны эффективные значения
падения напряжения на R и С?
17. (II) а) Чему равно эффективное значение
силы тока в последовательной LR-цепочке
(R = 65,0 Ом, L = 50,0 мГн), включенной в сеть
120 В, 60 Гц? б) Чему равен сдвиг фаз между
напряжением и током? в) Какая мощность
рассеивается в цепочке? г) Чему равны эф­
фективные значения падения напряжения на L и
Д?
18. ( II) К ЯСХ-цепочке (L = 12,0 мГн, R =
= 2,0 кОм, С = 0,30 мкФ) приложено напряже­
ние V — 8,1 sin 754/ (Гизмеряется в вольтах, /- в
секундах), а) Определите импеданс и сдвиг фаз.
б) Какая мощность рассеивается в цепочке? в)
Чему равны эффективные значения силы тока и
напряжения на каждом элементе цепи?
19. ( II) Электрическая цепь содержит два эле­
мента, причем неизвестно, что это - резистор,
конденсатор или катушка индуктивности. Ко­
гда цепь подключают к цепи 120 В, 60 Гц, сила
тока в ней составляет 8,1 А и опережает по
фазе напряжение на 13°. Какие элементы вхо­
дят в цепь и каковы их номиналы?
20. ( II) Катушка индуктивности 35 мГн с ак­
тивным сопротивлением 2,0 Ом соединена по­
следовательно с конденсатором 20 мкФ и ис­
точником напряжения 45 В, 60 Гц. Определите
а) эффективное значение силы тока; б) сдвиг
фаз; в) мощность, рассеиваемую в этой цепи.
21. (И) Катушка с индуктивностью 23 мГн и
сопротивлением 0,80 Ом подключена к конден­
сатору С и источнику напряжения с частотой
360 Гц. Какую емкость должен иметь конден­
сатор С, чтобы напряжение и сила тока сов­
падали по фазе?
22. (II) Чему равно сопротивление катушки,
если ее импеданс составляет 225 Ом, а реак­
тивное сопротивление 20 Ом?
23. (II) Покажите, что если I = I0 cos со/, то для
ЯСГ-цепочки на рис. 32.5 VR = I0R cos со/, VL —
= 70coL cos (со/ + n/2) и Vc — (I0/g>Q c o s (со/ -
— n/2), где со = 2%f.
24. (II) Пусть для ЛСХ-цепочки на рис. 32.5
/ = / 0 sin со/ и ё = ё 0 sin (со/ + ф). Используя
формулу для мощности Р = 1ё, покажите,
пользуясь этими выражениями, что средняя
мощность Р = 1/2ё 010 cos ф, подтвердив тем
самым выражение (32.12).
25. (И) Если ё = ё 0 sin со/, то чему равно сред­
нее значение ё а) за половину периода; б) за
Вопросы. Задачи 289
/Y Y Y Y \
Рис. 32.10.
целый период? Как эти величины соотносятся с
эффективным значением <^эфф?
26. (II) При подключении катушки индуктив­
ности к батарее с напряжением 45 В через
катушку течет ток 2,8 А. При ее подключении к
источнику переменного напряжения 120 В,
60 Гц сила тока через катушку равна 4,6 А
(эффективное значение). Определите индуктив­
ность и активное сопротивление катушки.
27. (II) а) Перепишите (32.8) в виде дифферен­
циального уравнения с зарядом Q в качестве
переменной, полагая $ = $ 0 sin ш. б) Покажи­
те, что этому уравнению удовлетворяет ре­
шение вида Q = Q0 sin (cor + ф). в) Выразите Q0
и ф через <^0, L, R, С и со. г) Продифферен­
цируйте уравнение, полученное в п. «а», и
выведите уравнение для силы тока /. д) Про­
верьте подстановкой решение в виде I =
= / 0 sin (cor + ф) и выразите / 0 и ф через па­
раметры, указанные в п. «в».
28. (III) Фильтр. На рис. 32.10 показана схема
простого фильтра, предназначенного для того,
чтобы с минимальным ослаблением переда­
вать постоянное напряжение и в то же время по
возможности убрать переменную составляю­
щую (например, наводки с частотой 60 Гц,
способные создавать «фон переменного тока» в
стереоаппаратуре). Пусть Гвх = Vx + Г2, где
Fi - постоянное напряжение, a V2 = V20 sin cor;
сопротивлением цепи можно пренебречь, а)
Определите силу тока через конденсатор, его
амплитуду и фазу (считайте R = 0 и X L > Х с).
б) Покажите, что переменная составляющая
Г2вых выходного напряжения равна Q/С, где
Q - заряд на конденсаторе в данный момент
времени; определите амплитуду и фазу Г2вых. в)
Покажите, что ослабление переменной состав­
ляющей максимально, если Х с « X L, и вычис­
лите отношение амплитуды переменной состав­
ляющей напряжения на выходе и на входе, г)
Сравните постоянные напряжения на выходе и
на входе.
29. (II) Покажите, что при замене индуктив­
ности L в фильтре на рис. 32.10 на большое
сопротивление R переменная составляющая бу­
дет по-прежнему сильно ослабляться, а посто­
янная составляющая сохраняться при условии,
что напряжение постоянной составляющей на
входе велико, а сила тока (и мощность) мала.
30. (III) Резистор R, конденсатор С и катушка
индуктивности L подключены параллельно к
источнику переменного напряжения $ =
= sin соt (рис. 32.11). Определите зависи­
мость от времени силы тока (включая ампли­
туду и фазу) а) через резистор; б) через катушку
индуктивности; в) через конденсатор, г) Опре­
делите амплитуду и фазу полной силы тока,
отбираемой от источника, д) Определите пол­
ный импеданс цепи Z = SJ1 0. е) Чему равен
коэффициент мощности?
Раздел 32.6
31. (I) Конденсатор емкостью 1200 пФ соеди­
нен с катушкой, имеющей индуктивность
16,0 мкГн и сопротивление 2,00 Ом. Чему рав­
на резонансная частота контура?
32. (I) Чему равна резонансная частота
RCL-контура в примере 32.3? Какую среднюю
мощность отбирает контур от источника на
этой частоте?
33. (II) В ЯСХ-контуре L — 2,15 мГн и
R = 120 Ом. а) Какой должна быть емкость С,
чтобы резонансная частота составила 33,0 кГц?
б) Чему равна максимальная сила тока при
резонансе, если пиковое значение приложен­
ного напряжения составляет 136 В? в) На каких
частотах сила тока в контуре составляет по­
ловину максимальной?
34. (II) Чему равно пиковое значение силы тока
в предыдущей задаче, если емкость конденса­
тора выбрана такой, что резонансная частота
контура вдвое превышает частоту приложен­
ного напряжения 33,0 кГц?
35. (II) а) Покажите, Что колебания заряда Q на
конденсаторе в i^CL-контуре происходят с ам­
плитудой
б) При какой угловой частоте со' амплитуда Q0
максимальна? в) Сравните полученные резуль­
таты со случаем затухающих гармонических
колебаний (см. также вопрос 18).
36. (II) Покажите, что ширина острого резо­
нанса, определяемая разностью частот, на
которых / = х/ 2/о, дается выражением
Дю « у/ъ R/L.
37; (И) а) Выразите среднюю мощность Р,
рассеиваемую в RCL-контуре, через L, R, С, со и
^ 0. б) На какой частоте рассеиваемая мощ­
ность максимальна? в) Получите приближен­
ное выражение для ширины Асо резонанса сред­
ней мощности, если Асо определяется как раз­
ность угловых частот, на которых средняя
мощность Р равна половине максимального
значения. Считайте резонанс острым.
38. (И) Добротность Q резонансного контура
определяется как отношение напряжения на
конденсаторе (или на катушке индуктивности)
к напряжению на резисторе при резонансе. Чем
выше значение Q, тем острее резонанс, а) По­
кажите, что Q = (1 /R) sjL/C. б) Какими должны
быть значения L и R, чтобы Q = 1000 на ре­
зонансной частоте / 0 = 2,0 МГц, если С =
= 0,018 мкФ? в) Чему равна добротность Q
контура в примере 32.3?
39. (И) Резонансная частота контура, содержа­
щего конденсатор емкостью 120 пФ, должна
быть равна 18,0 МГц. Катушку индуктивности
предполагается изготовить из изолированного
провода длиной 12 м и диаметром 1,1 мм в
виде соленоида с плотной намоткой без сер­
дечника. Сколько витков должна иметь ка­
тушка?
Раздел 32.7
*40. (I) Выходной импеданс усилителя ЭКГ
равен 18 000 0 м . К усилителю с помощыр
трансформатора необходимо подключить
громкоговоритель с сопротивлением 8,0 Ом.
Каким должно быть отношение числа витков в
первичной и вторичной обмотках трансфор­
матора?
* 41. (I) Усилитель низкой частоты имеет клем­
мы для подключения нагрузки 4, 8 и 16 Ом. К
каким клеммам следует подключать парал­
лельно два громкоговорителя по 8 Ом?
290 32. Цепи переменного тока
Раздел 32.8
*42. (Н) Известны случаи, когда сила тока
0,02 мА вызывала фибрилляцию сердца у па­
циента с вживленными электродами, а) При
какой емкости по отношению к проводнику,
находящемуся под напряжением 120 В, 60 Гц,
ток утечки достигает указанной величины? б)
Какую площадь должны иметь проводники,
находящиеся на расстоянии 2 мм один от дру­
гого, чтобы образованный ими конденсатор
имел такую емкость? Реальна ли подобная
ситуация?
Задачи с использованием программируе­
мого калькулятора1}
* 43. (III) Последовательная i^CL-цепочка
(L = 110 мГн, R = 150 Ом, С = 200 мкФ) под­
ключена к источнику переменного напряжения
150 В (эффективное значение) регулируемой
частоты. Покажите, что эта цепочка описы­
вается дифференциальным уравнением вида
с?1
'dt~
dl
+ R - + dt
Составьте программу для интегрирования это­
го уравнения и построения графика I при на­
пряжении источника $ = $ 0 sin ш. Определите
резонансную частоту со0 для данной цепи, по­
ложите со = со0/2 и постройте зависимость I (г)
на протяжении примерно десяти периодов, на­
чиная от t = 0; при 7 = 0 1 = 0 и dl/dt = 0.
Обратите внимание на «переходные процессы»,
предшествующие установлению стационарной
картины колебаний тока. Объясните наблю­
даемые явления.
* 44. (III) Решите задачу 43 при со = со0. Если вы
уже решили задачу 43, сравните полученные
результаты.
*45. (III). Решите задачу 43 при со = 2со0. Если
вы уже решили задачу 43, сравните полученные
результаты.

Задачи
Раздел 33.1
(I) Рассчитайте силу тока смещения ID между
квадратными пластинами конденсатора со сто­
роной 1,0 см, если напряженность электри­
ческого поля изменяется со скоростью 3,0* 106
В/м • с.
2. (I) В некоторый момент сила тока в про­
водах, соединенных с пластинами плоского
конденсатора, составила 2,8 А. С какой ско­
ростью изменяется напряженность электричес­
кого поля в конденсаторе с пластинами в фор­
ме квадрата со стороной 1,00 см?
3. (II) Покажите, что сила тока смещения в
плоском конденсаторе может быть записана в
виде ID = CdV/dt, где V- мгновенное значение
напряжения на обкладках.
4. (II) Скорость накопления заряда на круглых
обкладках плоского конденсатора емкостью
12,0 пФ составляет 12,0 мКл/с. Чему равна
индукция магнитного поля на расстоянии 15,0
см по радиусу от центра конденсатора, если
радиус обкладок равен 0,600 см?
5. (II) а) Покажите, что индукция магнитного
поля вне обкладок конденсатора в примере 33.1
имеет величину
г = ^ ,
2кг
где ID- сила тока смещения, б) Объясните, по­
чему эта формула совпадает с выражением для
индукции магнитного поля, создаваемого пря­
молинейным проводником с током, в) Сравни­
те значения индукции магнитного поля между
обкладками конденсатора с ее значением вбли­
зи проводника (радиусом 2 мм), по которому
к конденсатору подводится ток. Почему эти
значения столь различны?
6. (II) Круглые пластины радиусом R = 3,5 см
воздушного конденсатора находятся на рас­
стоянии d = 2,0 мм друг от друга. Конденсатор
подключен к источнику переменной ЭДС с
частотой 60 Гц, $ = cos cot. Амплитуда си­
лы тока смещения равна 35 мкА. Определите
а) амплитуду силы тока проводимости /; б) ве­
личину в) максимальное значение d<bEldt
между пластинами. Искривлением силовых ли­
ний у краев пластин можно пренебречь.
Раздел 33.3
7. (II) Если бы существовали магнитные мо-
нополи, то какие из уравнений Максвелла при­
шлось бы изменить и каким был бы их новый
вид? (Обозначьте магнитный заряд монополя
через Qm по аналогии с электрическим заря­
дом Q.)
Разделы 33.5 и 33.6
8. (I) В электромагнитной волне, распростра­
няющейся на запад, плоскость колебаний ин­
дукции магнитного поля В вертикальна. Часто­
та колебаний индукции магнитного поля равна
180 кГц, а среднеквадратичное значение ин­
дукции составляет 8,65 * 10“9 Тл. В каком на­
правлении колеблется электрическое поле? Че­
му равны частота колебаний и среднеквадра­
тичное значение напряженности электрического
поля?
9. (I) Радиостанция с частотной модуляцией
вещает на частоте 90,5 МГц. Чему равна со­
ответствующая длина волны? б) Средневолно­
вая станция принимается, когда стрелка на
шкале радиоприемника стоит против цифры
1550. Чему равна длина волны, на которой
работает эта станция?
10. (И) Выведите волновое уравнение (33.126)
для индукции магнитного поля В.
11. (И) Электрическое поле в плоской электро­
магнитной волне изменяется. по закону Ех =
= Е0 cos (kz + Ш), Ey = Ez = 0. Определите а)
величину и направление В; б) направление рас­
пространения волны.
318 33. Уравнения Максвелла и электромагнитные волны
Раздел 33.7
12. (I) Амплитуда напряженности электричес­
кого поля Е в электромагнитной волне равна
38 мВ/м. Чему равно среднеквадратичное зна­
чение плотности потока энергии, переносимой
этой волной?
13# (I) Среднеквадратичное значение индукции
магнитного поля в электромагнитной волне
равно 2,50* 10“9 Тл. Какую энергию переносит
эта волна ежесекундно через 1 м 2?
14# (I) Какая энергия переносится за 1 ч через
площадку 1,0 см2 электромагнитной волной,
в которой среднеквадратичное значение напря­
женности электрического поля Е равно 25 В/м?
15. № Чему равна объемная плотность энергии
солнечного излучения в расчете на 1 м3 вблизи
поверхности Земли?
16. (II) Луч лазера мощностью 5,0 мВт имеет
диаметр 2,0 мм. Чему равны среднеквадратич­
ные значения Е и В в луче лазера?
17. (II) Оцените среднюю мощность излучения
Солнца, пользуясь тем фактом, что плотность
потока энергии, приходящей к Земле на гра­
нице атмосферы, равна 1350 Вт/м2.
18. (II) Точечный источник испускает равно­
мерно по всем направлениям световую энер­
гию со средней мощностью Р0 на фиксирован­
ной частоте /. Покажите, что амплитудное зна­
чение напряженности электрического поля в
этой волне равно
VqcPq
2 nr2
19. (II) Чему равны Е0 и В0 волны на рас­
стоянии 10 м от источника света мощностью
100 Вт? Считайте, что лампа излучает свет
равномерно по всем направлениям на единст­
венной частоте.
20. (П) Вертикальная антенна радиостанции
мощностью 35 кВт излучает по всем направле­
ниям электромагнитную волну, а) Чему равна
интенсивность сигнала (в единицах Вт/м2) на
расстоянии 20,0 км от передающей антенны?
б) Чему равно среднеквадратичное значение
напряженности электрического поля Е в этой
точке, когда станция работает на полную мощ­
ность? в) Чему равна ЭДС, возбуждаемая в
вертикальной автомобильной антенне длиной
1,0 м? г) Какова должна быть мощность стан­
ции, чтобы ее сигнал имел такую интенсив­
ность на удалении 100 км? (Эта мощность
превышает разрешенную в США мощность
радиопередающих станций.)
21. (II) УКВ-антенна длиной 1,80 м ориентиро­
вана параллельно электрическому вектору Е
электромагнитной волны. Какой должна быть
напряженность электрического поля Е, чтобы
возбудить в антенне ЭДС 1,0 мВ (среднеквад­
ратичное значение)? Какова плотность потока
энергии электромагнитной волны?
22. (П) Чему равно среднеквадратичное значе­
ние ЭДС, возбуждаемой в антенне, которая
представляет собой катушку диаметром 0,50
см, содержащую 600 витков, если электромаг­
нитная волна имеет частоту 940 кГц и плот­
ность потока энергии в области антенны равна
2,0-10"4 Вт/м2?
23. (II) а) Покажите, что при заряде конденса­
тора вектор Пойнтинга S направлен к его
центру (имеется в виду плоский конденсатор с
круглыми пластинами, как в примере 33.1).
б) Проинтегрируйте S по цилиндрической по­
верхности, ограничивающей воздушный зазор
конденсатора, и покажите, что приток энергии
к конденсатору равен скорости, с которой уве­
личивается энергия электростатического поля
внутри конденсатора [см. (25.6)]. Искривлени­
ем силовых линий на краях обкладок можно
пренебречь.
24. (II) По цилиндрическому проводнику ра­
диусом г, имеющему проводимость ст, течет
постоянный ток 7, однородно распределенный
по сечению проводника, а) Определите Е внут­
ри проводника, б) Определите В снаружи про­
водника. в) Определите вектор Пойнтинга S на
поверхности проводника и покажите, что он
направлен внутрь проводника нормально к по­
верхности. г) Проинтегрируйте S по поверх­
ности проводника и покажите, что мощность
электромагнитной энергии, поступающей в
проводник через его боковую поверхность, рав­
на электрической мощности I2R, рассеиваемой
внутри проводника. (Таким образом, посту­
пающую в проводник энергию можно рассмат­
ривать скорее как электромагнитную энергию,
входящую через его боковую поверхность, чем
как электрическую энергию, входящую с его
концов.)
* Раздел 33.9
25. (I) До кого скорее доходит звук голоса
певца: до зрителя на балконе, удаленном на
50 м от сцены, или до радиослушателя на
расстоянии 3000 км, приложившего ухо к при­
емнику? Насколько скорее? Считайте, что мик­
рофон находится на расстоянии нескольких
сантиметров от певца; температура воздуха
в зале 20 °С.
*26. (II) Изобразите картину силовых линий
электрического и магнитного полей вокруг двух­
проводной передающей линии (рис. 33.12, а).
* 27. (И) Покажите в нескольких точках направ­
ление тока смещения на рис. 33.13,6 в указан­
ный на рисунке момент.
Вопросы. Задачи 319
28. (И) а) Применив закон Ампера на рис. 33.13
к замкнутому контуру, концентричному с про­
водниками кабеля и проходящему между ними,
покажите, что указанные на рисунке направле­
ния токов согласуются с картиной магнитного
поля, б) Найдите зависимость В от силы тока
и от расстояния до середины кабеля.
*29. (И) К концу длинной передающей линии,
лишенной сопротивления, приложена ЭДС $ =
= E0 sin2nft, где = 20 В и / = 5 ,0 -107 Гц.
Определите, по какому закону зависит раз­
ность потенциалов V между проводниками ли­
нии а) от времени в точке на расстоянии
х = 2,0 м от источника; б) от координаты х
в момент t = 2,0 с.
30. (III) Внутренний проводник коаксиального
кабеля на рис. 33.13 имеет радиус Rlt а внеш­
ний К2. К одному концу кабеля подключена
батарея с ЭДС F0, другой конец нагружен
на резистор R. Определите в области между
проводниками < г < R2) а) Е; б) В; в) S.
г) Проинтегрируйте S и покажите, что энергия
переносится в пустом пространстве (между R1
и R2), а соответствующая мощность равна
V2/R. Удивителен ли этот результат?

Задачи Раздел 35.1 1. (II) а) Пусть радиус кривизны поверхности на рис. 35.1 равен Я = Ъ 2 см. Если п х = 1,00 и п2 = 1,50, то где будет изображение удаленного объекта? б) Можно ли назвать это место фо­ кальной точкой поверхности? Если да, то су­ ществует ли у поверхности вторая фокальная точка (как у линзы)? Если существует, то где она расположена? в) Где находится изображе­ ние объекта, расположенного на расстоянии 1,12 м от поверхности? 2. (II) Какой кажется глубина озера наблюдате­ лю в примере 35.1, если он смотрит под углом 45°? 3. (II) Плоскопараллельная стеклянная пласти­ на (п = 1,56) толщиной 20 см лежит на поверх­ ности воды в бассейне глубиной 20 см. а) На какой глубине от верхней поверхности пласти­ ны наблюдатель увидит дно бассейна, глядя сверху вниз по вертикали? б) А если наблюда­ тель смотрит под углом 45°? 4. (III) Докажите справедливость уравнения (35.1) для выпуклых и вогнутых сферических поверхностей и для различных расположений объектов и изображений, если придерживаться соглашений, принятых в разд. 35.1. Докажите это, построив ход лучей для всех возможных случаев по аналогии с рис. 35.2. Рассмотрите случаи п2 > пх и «2 < «!• Раздел 35.2 5. (I) Изображение объекта, находящегося на расстоянии 32,0 см перед линзой, расположено на расстоянии 43,0 см за линзой. Какого типа эта линза и чему равно ее фокусное расстояние? Является изображение действительным или мнимым? 6. (I) Изображение объекта, находящегося на расстоянии 34,0 см перед линзой, расположено на расстоянии 11,0 см перед этой линзой (т. е. по ту же сторону линзы, что и объект). Какого типа эта линза и чему равно ее фокусное расстояние? Является изображение действи­ тельным или мнимым? 7. (I) Поверхности двояковыпуклой линзы име­ ют один и тот же радиус кривизны 28,0 см. Чему равен показатель преломления линзы, если ее фокусное расстояние равно 26,2 см? 8. (I) Плоско-выпуклая линза должна иметь фокусное расстояние 18,0 см. Каким должен быть радиус кривизны выпуклой поверхности линзы из плавленого кварца? 9. (I) Каковы размеры изображения Солнца на пленке, если фокусное расстояние объектива камеры равно 50 мм? Диаметр Солнца 1,4 х х 106 км, расстояние до Солнца 1,5* 108 км. 10. (II) Собирающая линза с фокусным рассто­ янием 22,0 см расположена на расстоянии 15,0 см от рассеивающей линзы. На рассеива­ ющую линзу падает параллельный пучок света. После собирающей линзы пучок вновь оказы­ вается параллельным. Чему равно фокусное расстояние рассеивающей линзы? 11. а) Насекомое размером 1,50 см находится на расстоянии 1,3 м от линзы с фокусным расстоянием +135 мм. Где будет изображе­ ние? Каковы его размеры (высота)? Какого оно типа? б) Повторите решение задачи для случая рассеивающей линзы с фокусным расстоянием — 135 мм. 12. (II) Докажите аналитически, что рассеива­ ющая линза не может создавать действитель­ ное изображение реального объекта. Можете ли вы описать ситуацию, в которой с помощью рассеивающей линзы удастся получить дейст­ вительное изображение? 13. (И) Линза с показателем преломления п погружена в среду с показателем преломления п' (ri ф 1). Выведите для этого случая уравне­ ния, эквивалентные (35.2)—(35.5). 14. (II) На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 21,5 см должен находиться объект, если его изображение долж­ но иметь увеличение 3,00 и быть а) мнимым; б) действительным. Решите ту же задачу для рас­ сеивающей линзы с тем же фокусным расстоя­ нием. 15. (II) Слайд шириной 35 мм (в действитель­ ности слайд имеет стандартные размеры 24 х х 36 мм) надо спроецировать на экран разме­ ром 1,20 х 1,80 м, установленный на расстоя­ нии 45,0 м от проектора. Каким должно быть фокусное расстояние линзы объектива проекто­ ра, чтобы изображение покрывало весь экран? 16. (И) Докажите, аналитически, что изображе­ ние, создаваемое собирающей линзой, будет действительным и перевернутым, если объект находится за фокальной точкой (dQ > /), и мни­ мым и прямым, если объект находится ближе фокальной точки (dQ < f). Опишите изображе­ ние в том случае, когда объектом служит мни­ мое изображение (создаваемое другой линзой) и —d0 > f, а также в случае 0 < — d0 /г fc 18. (И) а) Докажите, что если две линзы с фокусными расстояниями f l и / 2 приставлены Вопросы. Задачи 373 вплотную друг к другу, то фокусное расстояние / т их комбинации дается формулой / T= / i / 2/ /(/*! + / 2). б) Обобщите формулу на случай трех находящихся в контакте линз. 19. (И) На каком расстоянии друг от друга находятся объект и его изображение, создава­ емое собирающей линзой с фокусным расстоя­ нием 65 см, если изображение в 3,0 раза превы­ шает объект и является действительным? 20. (II) Двояковыпуклая линза (рис. 35.5, а) из крона имеет радиусы кривизны 21,5 и 17,2 см. Где находится изображение и каково увеличе­ ние объекта, если он находится от линзы на расстоянии а) 135 см; б) 46,5 см? 21. (II) Докажите, что уравнение линзы можно представить в ньютоновской форме: хх! = / 2 , где х - расстояние от объекта до фокальной точки с передней стороны линзы, х '- расстоя­ ние от изображения до фокальной точки с другой стороны линзы. 22. (И) Рассеивающую линзу с / = — 32,5 см поместили на расстоянии 11,0 см за собира­ ющей линзой с/ = 14,5 см. Где будет изображе­ ние бесконечно удаленного объекта? 23. (II) Две собирающие линзы с фокусным расстоянием 32,0 см помещены на расстоянии 21,5 см друг от друга. Объект расположен на расстоянии 55,0 см перед одной из линз. Где будет находиться окончательное изображение, создаваемое второй линзой? Чему равно пол­ ное увеличение? 24. (II) Яркий объект находится по одну сторо­ ну от собирающей линзы с фокусным расстоя­ нием /, а белый экран для просмотра изображе­ ния-по другую сторону. Расстояние dT = dt + + dQ между объектом и экраном остается неиз­ менным, а линзу можно передвигать. Докажи­ те, что а) при dT > 4 / четкое изображение на экране получается при двух положениях линзы; б) при dT < 4 / нельзя получить четкое изобра­ жение, где бы ни находилась линза, в) Опреде­ лите расстояние между двумя изображениями в п. «а» и отношение размеров этих изображе­ ний. Раздел 35.3 25. (I) Лупа с 3-кратным увеличением для нормального глаза фокусируется на изображе­ ние вблизи расстояния наилучшего зрения, а) Чему равно фокусное расстояние лупы? б) Ка­ ким будет фокусное расстояние лупы с 3-крат­ ным увеличением в случае глаза с расслаблен­ ными мышцами? 26. (I) Линза с фокусным расстоянием 6,0 см используется в качестве простой лупы. Где должен находиться объект для получения мак­ симального увеличения в случае нормального глаза? 27. (II) У ребенка расстояние наилучшего зре­ ния составляет около 10 см. Какое максималь­ ное увеличение может получить этот ребенок, используя лупу с фокусным расстоянием 8,8 см? Сравните это увеличение с тем, которое достижимо в случае нормального глаза. 28. (II) Наблюдатель рассматривает объект шириной 2,50 мм сквозь линзу с фокусным расстоянием 8,50 см. Нормальный глаз видит изображение на расстоянии своего наилучшего зрения. Вычислите а) угловое увеличение; б) ширину изображения; в) расстояние от линзы до объекта. 29. (II) Небольшое насекомое находится на расстоянии 3,80 см перед линзой с фокусным расстоянием + 4,00 см. Вычислите а) где нахо­ дится изображение; б) его угловое увеличение. 30. (II) Лупа дает 3,3-кратное увеличение для нормального глаза, когда мышцы расслабле­ ны. Каким будет увеличение для глаза с рас­ слабленными мышцами, если расстояние наи­ лучшего зрения для него равно а) 40 см; б) 15 см? Раздел 35.4 31. (I) Каково увеличение астрономического телескопа, если фокусное расстояние объектива равно 50 см, а фокусное расстояние окуляра 3,1 см? Чему равна полная длина телескопа, настроенного на глаз с расслабленными мыш­ цами? 32. (I) Астрономический телескоп состоит из объектива с фокусным расстоянием 80 см и окуляра с оптической силой + 4 6 дптр. Чему равно полное увеличение такого прибора? 33. (I) Чему равна оптическая сила астрономи­ ческого телескопа-рефлектора, если радиус кри­ визны его зеркала составляет 4,80 м, а фокус­ ное расстояние окуляра равно 2,6 см? 34. (II) Заблудившийся в горах адвокат пытает­ ся изготовить самодельную зрительную трубу из стекол своих очков для чтения. Оптическая сила стекол равна + 1,5 и + 6 ,0 дптр. а) Какое максимальное увеличение может давать эта самодельная зрительная труба? б) Какую из линз следует выбрать в качестве окуляра? 35. (II) Галилеев телескоп, настроенный для глаза с расслабленными мышцами, имеет дли­ ну 33 см. Какое увеличение он дает, если фокус­ ное расстояние объектива равно 36 см? 36. (II) 50-кратный астрономический телескоп настроен для глаза с расслабленными мышца­ ми; при этом расстояние между объективом и окуляром равно 84 см. Чему равно фокусное расстояние каждой линзы? 374 35. Линзы и оптические приборы 37. (II) Фокусное расстояние объектива 6-крат­ ного бинокля равно 24 см. Чему равно увеличе­ ние, если бинокль наведен на объект, находя­ щийся на расстоянии 4,0 м? [6-кратное увеличе­ ние относится к удаленным объектам; уравне­ ние (35.7) выполняется только для удаленных, а не для близких объектов.] Раздел 35.5 38. ( I) Линза объектива 900-кратного микроско­ па имеет фокусное расстояние 0,40 см. Чему равно фокусное расстояние его окуляра, если длина тубуса составляет 16,8 см? Предполага­ ется, что глаз нормальный и окончательное изображение находится на бесконечности. 39. (И) Фокусное расстояние окуляра микроско­ па равно 2,50 см, а у объектива / = 0,800 см. Объект находится на расстоянии 0,850 см от объектива. Вычислите а) расстояние между линзами, когда микроскоп настроен для глаза с расслабленными мышцами; б) полное увеличе­ ние. 40. ( II) Микроскоп имеет 15-кратный окуляр и 40-кратный объектив, расстояние между кото­ рыми составляет 17,5 см. Вычислите а) полное увеличение; б) фокусное расстояние каждой из линз, в) Определите, где должен находиться объект, чтобы нормальный глаз с расслаблен­ ными мышцами видел его сфокусированным. 41. (II) Фокусное расстояние окуляра микроско­ па равно 2,0 см, а объектива 1,0 см. Вычислите а) где находится объект, если расстояние между линзами равно 18,0 см; б) полное увеличение для нормального глаза с расслабленными мышцами. 42. (И) Решите задачу 41 в предположении, что конечное изображение находится на расстоя­ нии 25 см от окуляра (т. е. на расстоянии наи­ лучшего зрения). Раздел 35.6 I *43. (I) Какую оптическую силу должны иметь очки для чтения, чтобы их владелец с расстоя­ нием наилучшего зрения 120 см мог читать на расстоянии 25 см? Расстояние от линз до глаз предполагается равным 2,0 см. *44. (I) Левый глаз человека коррегируется линзой —6,5 дптр. а) Близорук этот человек или дальнозорок? б) Чему равен предел зрения этого человека без очков? *4 5 . (I) Левый глаз человека может отчетливо различать объекты только в пределах от 18 до 36 см. а) Какой оптической силы контактная линза необходима этому человеку, чтобы он мог отчетливо видеть удаленные предметы? б) Каким при этом будет у него расстояние наи­ лучшего зрения? *46. (И) Пятидесятилетний человек пользуется при чтении газеты с расстояния наилучшего зрения линзами + 2 ,5 дптр. Через десять лет он обнаруживает, что может читать в тех же очках газету, только держа ее на расстоянии 45 см. Какие очки нужны ему теперь? *47. (II) Женщина отчетливо видит правым глазом объекты на расстоянии от 35 до 210 см. Какой рецепт на бифокальные очки следует ей выписать, чтобы она могла отчетливо видеть далекие предметы (сквозь верхнюю часть сте­ кол) и читать книгу с расстояния 25 см (сквозь нижнюю часть стекол)? Предполагается, что линзы находятся от глаз на расстоянии 2,0 см. *48. (И) Линзу — 3,0 дптр держат на расстоя­ нии 20 см от муравья размером 1,0 мм. Где находится изображение, какого оно типа и каков его размер? *49. (II) Стеклянная линза (п = 1,55) в воздухе имеет оптическую силу + 3,0 дптр. Чему равна оптическая сила этой линзы, если ее погрузить в воду? *5 0 . (П) Докажите, что если две линзы с опти­ ческой силой Рх и Р2 привести в контакт, то оптическая сила этой комбинации линз будет равна Р — Р^ + Р2. б) Оптометрист установил, что пациент отчетливо видит, если использо­ вать комбинацию из трех соприкасающихся линз с фокусными расстояниями 60, —20 и 100 см. Какой оптической силы линзы следует выписать этому пациенту? *51. (II) Одна из линз в очках близорукого человека имеет фокусное расстояние — 22,0 см и находится на расстоянии 1,6 см от глаза. Каким должно быть фокусное расстояние кон­ тактной линзы у этого глаза, если человек решил заменить очки контактными линзами? *52. Яблоко нормального глаза имеет в длину 2,00 см. Насколько длинее глазное яблоко бли­ зорукого человека из примера 35.11?

Задачи
Раздел 36.2
j. (II) Используя принцип Гюйгенса, выведите
закон отражения волн, т. е. покажите, что угол
падения в случае плоской поверхности равен
углу отражения.
Раздел 36.3
2. (I) Падая на две щели, расположенные на
расстоянии 0,026 мм друг от друга, монохро­
матический свет образует полосу четвертого
порядка под углом 6,4°. Чему равна длина
волны света?
3. i(I) Свет с длиной волны 680 нм падает на две
щели и создает интерференционную картину, в
которой полоса четвертого порядка находится
на расстоянии 28 мм от центральной полосы.
Экран отстоит от щелей на расстоянии 1,0 м.
Чему равно расстояние между щелями?
4. (II) Телевизионные волны и радиоволны
могут отражаться от соседних гор или само­
летов, и отраженные сигналы могут интерфе­
рировать с прямым сигналом от станции, а)
Определите, какая интерференция,-ослабляю­
щая или усиливающая,- произойдет, когда при­
емника достигнут прямые сигналы телевизион­
ной станции, работающей на частоте 75 МГц, и
сигналы, отраженные от самолета, пролетаю­
щего на высоте 118 м над приемником. (Пред­
полагается, что при отражении не возникает
сдвига фаз.) б) Какой будет интерференция,
если самолет снизится на 22 м?
5. (II) Видимый свет с самой короткой длиной
волны падает на две щели, находящиеся на
расстоянии 2,80-10“2 мм друг от друга. Щели
и экран, отстоящий от них на расстояние
18,5 см, погружены в воду. Определите рас­
стояние между интерференционными полосами
на экране.
6. (II) Свет с длинами волн 520 и 660 нм
проходит через две щели, расстояние между
которыми 0,50 мм. На какое расстояние сме­
щены относительно друг друга интерференци­
онные полосы второго порядка для этих двух
длин волн на экране, расположенном на рас­
стоянии 1,5 м?
7. (II) Предположим, что перед нижней щелью
на рис. 36.6 помещен тонкий кусок стекла и
поэтому падающие на щели волны оказыва­
ются в противофазе. Опишите подробно воз­
никающую на экране интерференционную кар­
тину.
8. (II) Заряженная частица, например протон,
двигаясь в прозрачной среде со скоростью
превышающей скорость света (v = с/п) в этой
среде, испускает электромагнитное излучение
(свет), известное под названием черепковского
излучения. Это излучение эквивалентно удар­
ной волне (разд. 16.8) и сосредоточено под
определенным углом, зависящим от vp и v.
Определите этот угол для протона, движуще­
гося со скоростью 2,2 Г 108 м/с в пластике с
показателем преломления 1,52.
9. (II) Одна из двух щелей, освещаемых светом
с длиной волны 510 нм, закрыта очень тонким
листом пластика (п = 1,60). В центре экрана
вместо максимума света - темная полоса. Чему
равна (минимальная) толщина пластика?
10. (II) Свет с длиной волны X падает под углом
0, к нормали на экран с двумя щелями, рас­
стояние между которыми равно d. Определите
угол 0Ш, под которым расположен максимум
m-го порядка.
Раздел 36.4
11. (I) Оцените величины индуктивности L и
емкости С, необходимые для генерации частот
видимого света. Разумны ли такие величины?
Раздел 36.5
12. (I) На сколько (примерно) процентов ско­
рость красного света (700 нм) превышает в
силикатном флинте скорость фиолетового све­
та (400 нм)? (См. рис. 36.9.)
13. (II) Пучок света с длинами волн 500,0 и
712,0 нм падает на кусок стекла под углом
35,00°. Показатель преломления стекла для
этих длин волн соответственно равен 1,4810 и
1,4742. Чему равен угол между двумя пре­
ломленными лучами?
14. (II) Параллельный пучок света с длинами
волн Х1 = 400 нм и Х2 = 650 нм падает на кусок
силикатного флинта под углом 56,0°. Вычисли­
те угол между лучами двух цветов внутри
флинта (рис. 36.9).
15. (II) Двояковыпуклая линза с радиусами
кривизны 18,0 см изготовлена из крона. Най­
дите расстояние между фокальными точками
для фиолетового (400 нм) и красного (700 нм)
света.
Раздел 36.6
16. (I) Во сколько раз изменится интенсивность
в центре экрана на рис. 36.12, если одну щель
закрыть?
402 36. Волновая природа света. Интерференция
17. (II) Докажите, что полная угловая ширина
на половине высоты центрального пика в ин­
терференционной картине от двух щелей опре­
деляется выражением
А0 = Х/2 d,
если X « d .
18. (II) Выведите соотношение (36.56) анали­
тически, не пользуясь фазовой диаграммой.
19. (II) Предположим, что одна из щелей в
опыте с интерференцией от двух щелей шире
другой и поэтому интенсивность проходящего
через нее света вдвое больше. Определите за­
висимость / интерференционной картины от
положения на экране (0) для случая когерент­
ного света.
20. (III) а) Рассмотрим три находящихся на
одинаковом расстоянии друг от друга коге­
рентных источника света одинаковой интен­
сивности (например, к двум щелям на
рис. 36.12 добавим третью щель). Пользуясь
фазовой диаграммой, найдите зависимость ин­
тенсивности от разности фаз 6 [формула
(36.4)]. б) Определите положения максимумов
и минимумов.
21. (III) Постройте фазовую диаграмму для
случая четырех параллельных щелей, находя­
щихся на одном и том же расстоянии d друг от
друга. Предполагая когерентность света, опре­
делите зависимость интенсивности от положе­
ния на экране и положения максимумов и
минимумов.
Раздел 36.8
22. (1) Мыльный пузырь имеет толщину 120 нм.
Какой цвет увидит наблюдатель в центре, если
мыльный пузырь осветить белым светом?
Предполагается, что для мыльной пленки
п = 1,34.
23. (I) Какой должна быть минимальная тол­
щина воздушного слоя между двумя плоскими
стеклянными пластинами, чтобы стекло при
нормальном падении света с длиной волны
640 нм казалось темным? светлым?
24. (II) Стеклянная линза отливает зеленова­
то-желтым светом (максимум интенсивности
приходится на длину волны X = 570 нм) при
отражении от нее белого света. Какова ми­
нимальная толщина оптического покрытия
(п = 1,25) и такой линзы и почему?
25. (II) Предположим, что вы рассматриваете
свет, прошедший сквозь тонкую пленку на плос­
ком куске стекла. По аналогии с рис. 36.15
начертите ход лучей и опишите условия воз­
никновения максимумов и минимумов. Рас­
смотрите все возможные значения показателя
преломления. Обсудите относительные разме­
ры минимумов по сравнению с размерами
максимумов и с нулем.
26. (Н) Зеркало Ллойда служит одним из экспе­
риментальных способов получения интерфе­
ренционной картины от двух щелей с един­
ственным когерентным источником света. Как
видно из рис. 36.19, свет, отражающийся от
плоского зеркала, кажется выходящим из мни­
мого изображения щели. Опишите подробно
интерференционную картину на экране.
27. (II) При нормальном падении света с дли­
ной волны 450 нм на плоско-выпуклую линзу,
находящуюся на плоской стеклянной поверх­
ности (рис. 36.16), наблюдатель видит 33 свет­
лых и 33 темных колец Ньютона. Насколько
линза толще в центре, чем по краям?
28. (И) Тонкая металлическая фольга разделяет
с одной стороны две оптически плоские сте­
клянные пластины, как на рис. 36.17. При нор­
мальном падении света с длиной волны 450 нм
наблюдатель видит 52 темные полосы. Какова
толщина фольги?
29. (П) Когда прибор для наблюдения колец
Ньютона (рис. 36.16) погрузили в жидкость,
диаметр восьмого темного кольца уменьшился
от 2,92 до 2,48 см. Чему равен показатель
преломления жидкости?
30. (П) Монохроматический свет падает по
нормали на тонкий лист пластмассовой пленки.
Доля отраженного света минимальна только
при X = 470 нм и X = 650 нм. Чему равна тол­
щина пленки (п — 1,60)?
31-(И) Тонкая пленка спирта (п = 1,36) покры­
вает плоскую стеклянную пластину (п = 1,58).
При нормальном падении монохроматическо-
Вопросы. Задачи 403
го света доля отраженного света минимальна
при X = 520 нм и максимальна при X = 640 нм.
Чему равна толщина пленки?
32. (II) Покажите, что радиус г т-го кольца
Ньютона при наблюдении по нормали сверху
(рис. 36.16,6) определяется выражением г —
— yJmXR, где R - радиус кривизны поверхности
стекла, а А.-длина волны используемого света.
Предполагается, что толщина воздушного за­
зора всюду намного меньше радиуса кривизны
R и что г « R.
33. (II) Используя формулу предыдущей за­
дачи, покажите, что расстояние между сосед­
ними темными кольцами Ньютона для т-го
кольца равно
А г « yJXR/Am
в предположении, что т » 1.
34. (Н) Плоско-выпуклая линза из люцита диа­
метром 3,4 см помещена на плоский кусок
стекла (рис. 36.16). При падении света с длиной
волны 580 нм по нормали наблюдатель видит
88 светлых колец, причем последнее кольцо
находится на самом краю линзы. Чему равны
радиус кривизны выпуклой поверхности линзы
и фокусное расстояние линзы?
35. (Н) Однослойное оптическое покрытие сни­
жает до нуля отражение света X = 550 нм. Во
сколько раз снижает отражение то же покрытие
при X = 450 нм и X = 700 нм по сравнению со
случаем, когда покрытие отсутствует?
* Раздел 36.9
*36.(Ц) Чему равна длина волны света, па­
дающего на интерферометр, если при пере­
мещении подвижного зеркала на 0,356 мм на­
блюдатель насчитывает 850 полос?
*37.(Ц) Микрометр связан с подвижным зер­
калом интерферометра. Когда микрометр опи­
рается на тонкую металлическую фольгу по
сравнению с микрометром без фольги про­
исходит перемещение на 328 колец. Чему равна
толщина фольги? Длина волны света 586 нм.
* 38. (II) Один из лучей интерферометра про­
ходит через небольшой стеклянный контейнер
шириной 1,40 см. При заполнении контейнера
через отсчетную линию прибора проходит 225
темных полос. Длина волны света равна
546 нм. Вычислите показатель преломления га­
за в предположении, что интерферометр нахо­
дится в вакууме.
39* (III) Предположим, что зеркала в интер­
ферометре Майкельсона строго параллельны и
длины путей до зеркал и М 2 одинаковы, так
что наблюдатель видит свет в центре поля
зрения. Выведите формулу для зависимости
интенсивности в центре поля зрения от х -
смещения подвижного зеркала относительно
начального положения.
40* (III) Желтые D-линии натрия имеют дли­
ны волн 589,0 и 589,6 нм. Замечено, что если
этот свет используется в интерферометре Май­
кельсона, то интерференционные полосы по
мере перемещения подвижного зеркала пе­
риодически появляются и исчезают. Почему так
происходит? Насколько перемещается зеркало
между двумя исчезновениями интерференцион­
ных полос?
* Раздел 36.10
*41’(1) Освещенность Земли прямым солнеч­
ным светом составляет около 105 лм/м2. Оце­
ните силу света и световой поток Солнца.
*42* (П) Светоотдачей лампы называется от­
ношение светового потока к расходуемой мощ­
ности. а) Чему равна светоотдача лампы на
100 Вт и 1700 лм? б) Сколько люминесцентных
ламп на 40 Вт и 60 лм/Вт потребуется для того,
чтобы создать освещенность 250 лм/м2 на полу
цеха площадью 25 м х 30 м? Лампы подвешены
на высоте 10 м над полом. Предположим, что
пола достигает половина светового потока.


Категория: Физика | Добавил: Админ (14.03.2016)
Просмотров: | Теги: Джанколи | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar