Тема №6466 Ответы к задачам по физике Шаскольская (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Шаскольская (Часть 1) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Шаскольская (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1. КИНЕМАТИКА*)
1.1. Два пассажира, имея секундомеры, решили найти Ско­
рость поезда: первый по стуку колес на стыках рельсов
(зная, что длина рельса равна 10 м), а второй по числу теле­
графных столбов, мелькавших в окне (зная, что расстояние
между столбами равно 50 м). Первый пассажир при первом стуке
колес пустил в ход свой секундомер и на 156-м стуке его оста­
новил. Оказалось, что прошло 3 мин. Второй пассажир пустил
в ход свой секундомер при появлении в окне 1-го столба и
остановил секундомер при появлении 32-го столба. Оказалось,
что и его опыт длился 3 мин. Первый пассажир нашел, что
скорость поезда равна 31,2 км/ч, а второй — 32 км/ч. Кто из
них ошибся и почему? Какова скорость поезда в действитель­
ности?
1.2. Переход пароходов из порта А в порт В длится ровно
12 суток. Каждый полдень из А в £ и из В в А отходит по паро­
ходу. Сколько пароходов встретит в открытом море каждый из
вышедших пароходов?
1.3. Какую экспозицию нужно делать при фотографировании
азтомобиля, движущегося со скоростью v = 36 км/ч, чтобы его
изображение на негативе не размылось (рис. 1), если для этого
*) В задачах этого раздела сопротивлением воздуха пренебречь.
(Примеч. ред.)
5
смещение изображения должно быть не более 0,1 мм? Длина
автомобиля L = 3 м, а размер его изображения на негативе
получается равным i = 1,5 см.
1.4. Автомобиль прошел расстояние от пункта А до пункта
В со скоростью Vi = 40 км/ч и обратно со скоростью v2 =
= 30 км/ч. Какова средняя скорость гср автомобиля?
1.5. Мальчик бросает мячи один за другим вверх, каждый
следующий мяч в тот момент, когда предыдущий находится в
.наивысшей точке. На какую высоту h поднимаются мячи, если
он бросает 2 мяча в секунду? Считать ускорение свободного
падения д = 9,8 м/с2.
1.6. Камень, падающий свободно с нулевой начальной
скоростью, пролетел вторую половину пути за 1 с. С какой
высоты h он падал? Считать ускорение свободного падения
д = 9,8 м/с2.
1.7. Два камня падают в шахту. Второй камень начал свое
падение на 1 с позже первого. Определить движение первого
камня относительно второго. Считать ускорение свободного
падения д = 9,8 м/с2.
1.8. Тело движется по прямой равноускоренно под действием
постоянной силы F. Как изменится график скорости этого
движения, если сила F начнет уменьшаться?
1.9. Два самолета летят на встречных курсах со скоростью
v = 200 м/с каждый. Из пулемета, расположенного на борту
самолета 1 и стреляющего перпендикулярно курсу, обстрелива­
ется самолет 2 (рис. 2). На каком расстоянии s друг от друга
должны расположиться пулевые а
отверстия в борту самолета 2, _ * *
если пулемет делает 900 выстрелов в минуту? Какую роль
играет при этом сопротивление воздуха?
1.10. Бильярдный шар находится в точке А. Размеры биль­
ярда и рас£тояние шара от лузы В даны на рис. 3. Под каким
с
й
Рис. 2 Рис. 3
б
углом а надо направить шар, чтобы попасть в лузу В после
отражения шара от двух бортов? Считать, что при ударе о
борт направление движения шара меняется по закону зеркаль­
ного отражения, т. е. угол падения равен углу отражения.
1.11. Даны три бильярда разной длины, но одинаковой
ширины. От длинных бортов бильярдов (рис. 4) одновременно
Рис. 4
посылают шары с одинаковой по модулю и направлению
скоростью. Возможно ли, чтобы эти шары вернулись обратно
к тому же борту неодновременно?
1.12. Ведро выставлено под дождь. Изменится ли скорость
наполнения ведра водой, если подует ветер?
1.13. На движущейся горизонтально со скоростью i>i = 20 м/с
тележке установлена труба (рис. 5). Под каким углом а к гори­
зонту нужно наклонить трубу, что­
бы капля дождя, падающая отвесно
со скоростью v2 = 60 м/с, упала на
дно трубы, не задев ее стенок?
1.14. Лодочник для определения
скорости течения воды в реке ре­
шил провести такой опыт. Он опустил
в воду деревянный ковш, а сам на­
чал грести вниз по течению. Через
40 мин он достиг пункта А, нахо­
дящегося на 1 км ниже места от­
правления, и повернул лодку назад. Поймав ковш, он снова по­
вернул лодку по течению и через 24 мин после этого снова
достиг пункта А. Сколько времени возвращался лодочник до
встречи с ковшом, если считать, что течение воды в реке и
скорость лодки относительно воды постоянны, а также что на
повороты лодки времени не тратилось? Чему была равна ско­
рость течения? Какова скорость лодки относительно воды?
1.15. Почему в кино, когда автомобиль движется вперед,
зачастую кажется, что его колеса вертятся назад?
1.16. Если перед фонарем, который освещает падающие одну
за другой капли воды, поставить диск с одним или несколь­
кими отверстиями и привести его во вращение, то фонарь будет
давать прерывистое освещение капель. Число вспышек будет
зависеть от частоты вращения диска и от чиела отверстий
в нем. Такой способ освещения называется стробоскопичееким;
7
on позволяет наблюдать периодические явления, происходящие
ео столь большой частотой, что их нельзя наблюдать глазом
при обычном освещении. Если подобрать число оборотов диска
стробоскопа так, чтобы за время между двумя вспышками
капли успевали пролететь путь, равный расстоянию между
соседними каплями, то последние будут казаться неподвижными.
Определить нужное для этого число
оборотов диска, имеющего два отвер­
стия, если расстояние между каплями
5 = 2 см, а высота, с которой
падают капли, h = 22,5 см.
1.17. Диск с отверстиями, про­
сверленными по окружностям на
расстоянии s = l см друг от друга
(рис. 6), освещен сзади лампой.
Диск вращается с частотой
п = 30 об/мин. На каком расстоянии
г от центра диска мы увидим
сплошной светящийся круг? (Чело­
веческий глаз не ощущает колебаний яркости, если они
происходят чаще, чем 16 раз в секунду.)
1.18. По горизонтальной плоскости катится без скольжения
с постоянной скоростью v обруч радиусом R. Каковы уско­
рения различных точек обруча?
1.19. Человек держит один конец доски, а другой ее конец
лежит на цилиндре (рис. 7). Доска при этом горизонтальна.
Затем человек двигает Доску вперед, вследствие чего цилиндр
катится без скольжения по горизонтальной плоскости; отсут­
ствует также скольжение доски
по цилиндру. Какое расстояние
должен пройти человек, чтобы
достичь цилиндра, если длина
доски равна /?
1.20. На шероховатую гори­
зонтальную плоскость бросают
Рис. 7
обруч радиусом R с линейной скоростью Гц. Одновременно
ему сообщается вращательное движение в таком направлении,
что он должен катиться по плоскости в ту же сторону (рис. 8).
8
При какой угловой скорости со обруч покатится по плоскости,
■без скольжения?
1.21. Почему когда колесо катится, то часто бывает, что -
нижние спицы видны отчетливо, а верхние спицы как будто
сливаются?
1.22. С какой скоростью и в какое время суток должен
лететь горизонтально самолет на широте Ленинграда (ср = 60°),
чтобы летчик видел Солнце все время на юге? Считать ра­
диус Земли R = 6300 км.
1.23. Два человека решили устроить дуэль на револьве­
рах в необычных условиях: они стреляются, стоя на карусели
радиусом R, вращающейся с угловой скоростью со. Первый
дуэлянт стоит в центре О карусели, второй — на ее краю.
Как они должны прицеливаться, чтобы поразить один дру­
гого? Какой из дуэлянтов находится в более благоприятных
условиях? Считать, что пуля первого дуэлянта вылетает из
точки О со скоростью, равной i?t.
1.24. Центр квадрата совпадает с центром окружности, распо­
ложенной в той же плоскости; радиус окружности значитель­
но меньше стороны квадрата. Из вершин квадрата одновремен­
но начинают двигаться с равными постоянными скоростями
собаки, каждая преследуя ближайшую, находящуюся впереди
нее (все собаки в начальный момент смотрят в направлении
вдоль стороны квадрата по часовой стрелке).
Как расположены точки окружности, к которым прибегают
собаки? Как направлены скорости собак в этот момент?
2. ДИНАМИКА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
2.1. С самолета, летящего горизонтально с постоянной ско­
ростью v, сбрасывается бомба. Где будет находиться самолет,
когда бомба достигнет земли?
2.2. Ствол ружья и центр яблока, подвешенного на нити,
находятся на одной прямой (рис. 9). Попадет ли пуля в мишень,
если нить обрывается и яблоко начинает свободно падать
А
Рис. 9
9
в момент вылета пули из дула? Сопротивление воздуха не учи­
тывать.
2.3. В каком из двух случаев ружье стреляет дальше:
когда оно закреплено в станке или когда оно просто подве­
шено, как на рис. 10?
2.4. Какие капли дождя падают быстрее — крупные или
мелкие? Почему? Считать, что шарообразная форма капли при
падении не изменяется.
2.5. Два шара одинакового радиуса и из одного и того же
материала, но один сплошной, массой ти а другой полый,
массой т2, падают л воздухе с одинаковой высоты. Какой из
шаров упадет быстрее?
2.6. Трубка в форме ромба со стороной а с закругленными
углами расположена в вертикальной плоскости, как показано
на рис. 11. Один раз шарик скатывается в трубке по сторонам АВ
и ВС, а другой раз по сторонам AD и DC. В каком случае
он скатится быстрее?
2.7. Тело массой т начинает скользить без трения с верхнего
конца наклонной грани клина, лежащего на горизонтальной
плоскости, причем между клином и плоскостью трение также
отсутствует. Масса клина М, угол наклонной грани клина с гори­
зонтом а. Найти силу давления тела на клин и клина на
плоскость, а также ускорения клина и тела относительно
плоскости.
2.8. На тонкое кольцо радиусом R в точках А, В, С, D,
являющихся вершинами вписанного квадрата, действуют в
направлении против часовой стрелки равные по модулю силы:
Fi = F2 = F3 = F4 = 10 H (рис. 12). Кроме того, в точках А и В
действуют две равные по модулю силы, направленные по
диагоналям квадрата: F$ = F6 = 10J/2Н. Найти равнодей­
ствующую всех сил и точку ее приложения. Как будет дви­
гаться кольцо под действием указанных сил?

Рис. 10 Рис. 11
10
2.9. К спиральной пружине, растяжение которой подчиняется
закону Гука, прикреплена чашка весов с гирей (рис. 13). С ка­
кой силой надо оттянуть чашку с гирей вниз, чтобы, после
того как ее отпустят, гиря в какой-то момент перестала давить
на чашку?
2.10. Две пластины массами и т 2 соединены пружиной
Жесткостью к, массой которой можно пренебречь (рис. 14).
С какой силой F надо надавить на верхнюю пластину, чтобы,
после прекращения действия силы, верхняя пластина, подпрыг­
нув, Приподняла и нижнюю? Считать, что закон Гука выпол­
няется все время.
2.11. По наклонной плоскости равномерно спускается велоси­
педист массой т; масса велосипеда равна М. Какова по мо­
дулю и направлению сила реакции N плоскости?
2.12. Доска массой М, наклоненная под углом а к гори­
зонту, лежит на двух опорах А и В (рис. 15), по которым она
может скользить вниз без трения. С каким ускорением а й в
каком направлении должен двигаться по этой доске человек
массой т, чтобы доска не скользила?
2.13. Клин с углом при вершине в 90° и углами при осно­
вании а и р находится на гладком столе. По его боковым
граням одновременно начинают скользить без трения бруски
11
А и В массой га каждый (рис. 16). Будет ли при этом
клин скользить по столу, если трение отсутствует?
2.14. На дне закрытой пробирки сидит муха. Пробирка сво­
бодно падает, оставаясь в вертикальном положении (рис. 17),
Как изменится продолжительность падения, если муха
во время падения перелетит из нижней части про­
бирки в верхнюю?
2.15. Птица находится в закрытом ящике, стоящем
на одной из чашек весов. Пока птица сидит на дне
ящика, весы уравновешиваются гирями, положенны-
\д ми на другую чашку. Нарушится ли равновесие ве-
i сов, если птица взлетит и будет парить в воздухе
внутри ящика?
2.16. Аэростат массой М опускается с постоянной
скоростью V. Сила сопротивления воздуха / про­
порциональна скорости. Подъемная сила аэростата
равна Q. Какой массы т балласт надо выбросить из
Рис. 17 гондолы аэростата, чтобы он поднимался вверх
с той же по модулю скоростью г?
2.17. Пуля массой га летит вертикально вверх, достигает
максимальной высоты и вертикально же падает вниз. В каких
точках этой траектории скорость и ускорение пули имеют мак­
симальное и минимальное значения? Учесть силу сопротивления
воздуха f которая растет с увеличением скорости движения
пули.
2.18. В массивную трубку вставлена пружина, которая в сво­
бодном состоянии занимает всю длину трубки. На пружину
положен шарик, который сжимает ее примерно вдвое (рис. 18).
В наклонном положении трубка начинает свободно падать.
Что произойдет с шариком?
Рис. 18
2.19. На неподвижной тележке укреплено коромысло весов,
на одном конце которого висит груз, а другой конец с помощью
пружины соединен с полом тележки (рис. 19). Если тележке с
12
помощью постоянной силы сообщить ускорение вторизонхаль-
ном направлении, то груз отклонится на некоторый угол в
сторону, противоположную ускорению. Изменится ли при этом
натяжение пружины?
2.20. В цилиндрической части баллона со сжатым воздухом
закреплен поршень. Объем цилиндрической части мал по
сравнению с объемом баллона (рис. 20). Если освободить
поршень от удерживающих его сил, то
поршень выбрасывается из баллона вниз
(трение между поршнем и стенками от­
сутствует). Как изменится время движе­
ния поршня в цилиндрической части,
если: на поршень положить небольшой
шарик? увеличить массу поршня на массу
шарика?
2.21. В кинофильме «Смелые люди»
герой фидьма на ходу поезда, идущего по
ровному пути, вскакивает на крепление
буферов и отцепляет два последних ваго­
на. В каких случаях это возможно?
2.22. Два груза массами mi и т2 со­
единены нерастяжимой нитью, переки­
нутой через неподвижный блок. Определить ускорение грузов а,
силу натяжения нити Т и силу давления F на ось блока.
Массой блока и нити пренебречь.
2.23. Через середину стержня проходит горизонтальная ось
О, вокруг которой он может вращаться. На концах стержня
укреплены грузы массами mi — 1 кг и т2 = 7 кг (рис. 21).
Стержень приведен в горизонтальное положение и освобожден
без толчка. Какую силу давления F стержень оказывает на ось
в начальный момент после
освобождения? Массой стержня
и трением в оси пренебречь.
Рис. 20
Uc------------- 1
«С ... ..*J
1
il !Ш
Рис. 21 Рис. 22
2.24. На абсолютно гладком столе лежит цепочка массой М
и длиной /, свешивающаяся наполовину за край стола
(рис. 22, я). Как изменится время ее соскальзывания, если к
концам цепочки прикрепить два одинаковых шарика массой т
(рис. 22, б)?
13
2.25. Через невесомый блок А перекинута нить, к одному
концу которой прикреплен груз ти а к другому невесомый
блок В, на нити которого висят грузы т2 и т3. Блок А со всеми
грузами подвешен к пружинным весам (рис. 23). Найти уско­
рение груза т1 и показание Т пружинных ве­
сов, считая, что т2 ф т3, т1 > т2 + т3.
2.26. Однородная цепочка массой М и
длиной I свешивается со стола и удерживается
в равновесии силой трения. Найти коэффициент
трения покоя к, если известно, что наибольшая
длина свисающего со стола, конца, при кото­
рой цепочка еще не начинает скользить, рав­
на 13.
2.27. Если локомотив не может сдвинуть
тяжелый поезд с места, то машинист применя­
ет следующий прием: он дает задний, ход и,
толкнув состав немного назад, затем дает пе­
редний ход. Объяснить, почему этот прием
позволяет сдвинуть состав с места.
2.28. По закону Ньютона изменить состояние
движения тела может только внешняя сила,
действующая со стороны какого-нибудь другого тела. Какая
же внешняя сила останавливает автомобиль или другой
подобный само движущийся экипаж при торможении?
2.29. Щетка с длинной ручкой лежит горизонтально на
вытянутых указательных пальцах широко раздвинутых рук
(рис. 24). Что произойдет, если левая рука будет неподвижна,
Рис. 23

Правый
— L l
Левый
Рис. 24
а правую мы будем придвигать к левой, держа ее все время
на одном и том же уровне? Что произойдет, если неподвижна
будет правая рука, а левую мы будем придвигать к ней?
Что произойдет, если мы одновременно будем двигать обе
руки навстречу друг другу?
2.30. Если быстро движущийся автомобиль резко затор­
мозить, то его передок опускается книзу. Почему это происхо­
дит?
2.31. Небольшое тело скользит с трением из точки А в точку В
по цилиндрическим поверхностям одинакового радиуса, один
14
раз по пути 1, второй раз по пути 2 (рис. 25). Сила трения не
зависит от скорости и коэффициент трения в обоих случаях один
й тот же. В каком из двух случаев скорость тела в точке В
будет больше?
2.32. Два одинаковых невесомых блока с параллельными
осями установлены на одной и той же высоте. Через оба блока
перекинута нерастяжимая и невесомая нить, на концах которой
висят два груза одинаковой массы (рис. 26). Имеет место рав­
новесие. Один из грузов отводят в сторону и отпускают.
Нарушится ли при этом равновесие?
2.33. Шофер автомобиля, едущего со скоростью v, вне­
запно увидел перед собой на расстоянии s широкую стену.
Что ему выгоднее: затормозить или повернуть?
3. СТАТИКА
3.1. Может ли человек, стоящий у стены так, что его правая
нога и правое плечо упираются в стену (рис. 27), поднять левую
ногу и не потерять при этом равновесия?
3.2. В каких случаях герои известной басни
Крылова лебедь, щука и рак действительно
не сдвинут воза, если считать что силы их
равны по модулю? Силу трения между
возом и землей не учитывать.
3.3. Для того чтобы отвести штангу
троллейбуса от провода, водитель прежде
отдергивает как можно дальше назад верев­
ку, привязанную к кольцу, одетому на штангу.
Зачем?
3.4. Лампа висит на кронштейне, состоя­
щем из трех стержней, одни концы которых
укреплены в стене (В, С, D), а другие
сходятся в одной точке (А). Два верхних Ряс. 27
15
стержня образуют равнобедренный треугольник с углом
Р = 60° между стержнями. Плоскость этого треугольника перг
пендикулярна к третьему стержню АВ, который образует со
стеной угол а = 30° (рис. 28). Масса лампы с абажуром
и АС одинаковой длины (рис. 29). В каком случае веревки
легче порвутся: когда они свисают или когда они натянуты
почти горизонтально? Массу веревок не учитывать.
3.6. Чтобы сдвинуть с места застрявший автомобиль,
иногда пользуются таким приемом: автомобиль привязы­
вают длинной веревкой к дереву, по возможности сильно
ее натянув. Затем, натягивая веревку посредине почти перпен­
дикулярно к ее направлению, человек легко сдвигает автомо­
биль с места. Почему зто возможно?
3.7. Гимнаст, идущий по натянутому канату, вызывает
восхищение зрителей. Еще более искусным кажется он, когда
идет по натянутому канату и несет на коромысле ведра с водой.
В каком случае ему легче удержать равновесие?
3.8. Показать, пользуясь разложением сил по правилу
параллелограмма, что «клин клином вышибают» (рис. 30).
3.9. Два рычага находятся в равновесии (рис. 31). На пер­
вом уравновешены два груза разной массы (ш2 = З тх) из
одного материала, на втором — два груза разной массы
(т 2 = 3mi), но одинаковых по объему. Нарушится ли равно­
весие рычагов, если погрузить их в воду?
ЗЛО. Уравновешенные весы со стальным коромыслом распо­
лагаются вдоль магнитного меридиана. Сохранится ли равно­
весие, если коромысло намагничивается вдоль его длины?
3.11. При легкой перегрузке одной из чашек весов коромысло
лишь немного наклоняется в сторону большего груза и в этом
положении остается в равновесии. Почему наступает равновесие
несмотря на то, что массы грузов различны (т х > т 2)?
Рис. 28 Рис. 29
16
'// / // / / / / / / / / /А
Ил
Л \
Рис. 33 Рис. 34
Рис. 35
17
3.12. В системе, состоящей из неподвижного и подвижного
блоков, грузы массами и тг, висящие на блоках, нахо­
дятся в равновесии, когда нити параллельны. Что произойдет,
если точку закрепления нити А передвигать вправо (рис. 32)?
Массами ’блоков пренебречь.
3.13. С какой силой Г должен человек тянуть веревку, чтобы
удержать доску в равновесии, если масса человека т = 61,3 кг
(рис. 33)? Массами доски, блока и веревки пренебречь. Счи­
тать ускорение свободного падения д — 9;8 м/с2.
3.14. Чему равна горизонтальная сила F, действующая на
маленький блок В (рис. 34), если участок нити ВС вертикален,
когда к блоку подвешен груз массой т, а участок нити АВ
образует с горизонталью АС угол а = 60° ?
3.15. Однородная тонкая пластинка радиусом R имеет форму
круга, в котором вырезано круглое отверстие вдвое меньшего
радиуса, касающееся края пластинки (рис. 35). Масса сплошной
пластинки равна т. Где находится центр масс круга с таким
отверстием?
3.16. Тонкий невесомый стержень проходит через центры
трех шаров разных масс: т ь т2 и т3. Центры масс всех
трех шаров отстоят от левого конца стержня на расстояния
х±, х 2 и х3 соответственно (рис. 36). ‘На каком расстоянии х0
от того же конца стержня находится центр масс системы всех
трех шаров?
3.17. На наклонной плоскости с углом наклона а = 30°
лежит цилиндр массой т. Цилиндр удерживается в состоянии
покоя с помощью огибающей его невесомой нити (рис. 37),
один конец которой закреплен на наклонной плоскости, *а
другой натянут вертикально вверх силой Т. Чему равна сила Т?
3.18. Колесо радиусом R и массой т стоит перед ступень­
кой высотой h (рис. 38). Какую минимальную горизонтальную
силу F надо приложить к оси колеса О, чтобы оно могло под­
няться на ступеньку? Силу трения не учитывать.
18
3.19. В случаях а и б, изображенных; на рис. 39, масса mt
груза подобрана так, что масса т2 шарика, опирающегося
на гладкую поверхность, находится в равновесии. В каком
из этих случаев равновесие устойчивое и в каком — неустой­
чивое?
Для упрощения будем предполагать, что блок расположен
достаточно далеко, и поэтому направление нити, идущей от
массы- т2, совпадает с на­
правлением касательной к
поверхности.
3.29. В серванте имеется,
выдвижная доска для резки
хлеба на ней. К доске спе­
реди приделаны для удоб­
ства выдвижения симмет­
рично относительно середи­
ны две ручки на расстоянии I
друг от, друга (рис. 40). Длина доски (в глубь серванта) равна
L. При каком наименьшем значении коэффициента треиия к
между боком доски и стенкой серванта нельзя вытащить доску
как. бы ни была велика приложенная сила F, действующая на
одну из ручек?
4. РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ
4.1. Цилиндр и куб из одинакового материала, одинаковой
высоты н массы стоят на горизонтальной плоскости. Какое
нз этих двух тел труднее опрокинуть?
4.2. Подсчитать полную минимальную работу, которую
необходимо совершить, чтобы перекантовать ящик массой
т = 103 кг сначала вокруг ребра А 2В2, потом вокруг ребра
А2В2. Длина, ящика / = 0,8 м, высота h = 0,6 м (рис. 41).
19
4.3. Изменятся ли работа, совершенная мотором эскала­
тора, и мощность, если человек, стоящий на движущейся вверх
лестнице эскалатора, будет сам также подниматься по эска­
латору с постоянной скоростью?
4.4. Два шкива, находящихся на одном уровне, соединены
ремнем; левый шкив ведущий (рис. 42). Когда возможно пере­
дать через эту трансмиссию большую мощность: когда шкивы
вращаются по часовой стрелке или против?
4.5. Принцип действия автоматического оружия основан
на использовании явления отдачи при выстреле: затвор отходит
после выстрела назад и сжимает пружину; сжатая пружина
приводит в действие механизм перезарядки. Определить, какую
скорость г должна иметь пуля, чтобы затвор отошел назад
на расстояние I, если масса пули т, масса затвора М и жесткость
пружины к. Массой заряда пренебречь.
4.6. Две пружины одинаковых размеров (железная и медная)
упруго растянуты на одну н ту же длину. На растяжение
которой из них понадобилось совершить большую работу?
4.7. Две пружины одинаковых размеров (железная и медная)
упруго растянуты одной и той же силой. На растяжение которой
из них понадобилось совершить большую работу?
4.8. На нити длиной I подвешен груз массой т. Мини­
мальный груз массой М, подвешенный на нити, разрывает ее,
растягивая нить в момент разрыва на 1 % от ее длины.
Определить, на какую минимальную высоту h надо поднять
груз массой т, чтобы он, падая, разорвал нить? Считать, что
для нити справедлив закон Гука вплоть до ее разрыва.
4.9. С высоты Н по гладкой наклонной плоскости длиной
I = Н/Ъ и с углом наклона а = 30° соскальзывает без трения
шарик и затем падает на горизонтальную плоскость (рис. 43),
удар о которую следует считать абсолютно упругим. На какую
высоту И поднимается шарик после удара о плоскость?
4.10. Пуля массой т попадает в деревянный брусок массой М,
подвешенный на нити длиной I («баллистический маятник»),
и застревает в нем. Определить, на какой максимальный угол а
отклонится маятник, если скорость пули равна v (рис. 44).
20
4.11. В пробирке массой М, закрытой пробкой массой т,
находится капля эфира. При нагревании пробирки пробка
вылетает под давлением паров эфира. Пробирка подвешена
на невесомом жестком стерж­
не длины I (рис. 45). С какой
минимальной скоростью
должна вылететь пробка, чтобы
пробирка сделала полный обо­
рот вокруг точки подвеса О?
(_ □ «
90
Рис. 43 Рис. 44 Рис. 45
4.12. Две легкие тележки массами mt и т2 = 3mi соеди­
нены пружиной (рис. 46). Пружина сжата и связана ниткой.
Нитку пережигают, пружина распрямляется и тележки разъез­
жаются в противоположные стороны. Найти: а) отношение ско­
ростей тележек i>i и v2', б) отношение времен и t2, в течение
которых тележки движутся; в) отношение расстояний st и s2,
пройденных тележками. Коэффициент
трения к для обеих тележек считать
одинаковым.
4.13. Снаряд, вылетевший из орудия
под некоторым углом к горизонту, Рис. 43
в верхней точке своей параболической
траектории разрывается на два осколка равной массы. Первый
осколок под влиянием взрыва возвращается к исходной точке
по прежней траектории. Где упадет второй осколок? Упадут ли
оба осколка на землю одновременно? Сопротивление воздуха
не учитывать.
4.14. Опытный игрок в мяч, ловя его, расслабляет руки и
слегка подается назад вместе с мячом. Зачем?
4.15. В неподвижный шар ударяет боком (не по линии
центров) другой шар такой же массы, движущийся со ско­
ростью v. Под каким углом разлетятся шары, если они абсо­
лютно упругие и абсолютно гладкие?’
4.16. Несколько одинаковых стальных или костяных шаров
подвешены на нитях, прикрепленных к одной доске (рис. 47).
21
Шары в начальном положении касаются друг друга, и нити
параллельны между собой. Если крайний правый шар отвести
и отпустить, то, после удара о неподвижные шары, он оста­
нется в покое, а крайний левый шар отскочит. Если же отвести
справа не один, а два шара и отпустить их одновременно,
то слева отскочат тоже два. Как объяс­
нить этот опыт?
4.17. Как будет протекать опыт
в предыдущей задаче, если подве­
сить только три шарика и от­
вести в сторону два соседних шарика
на одну и ту же высоту, отпустив их
затем одновременно без началь­
ной скорости?
4.18. Пусть шары из задачи 3.16,
только не соединенные стержнем,
движутся по параллельным траекториям равномерно со скоро­
стями vt, v2 и г3. С какой скоростью г0 движется центр
масс этих шаров?
4.19. Пользуясь классическими формулами скоростей двух
шаров после упругого удара
_ (т 1 - т з) + 2 т 2»2 __ ( т 2 - т i) V2 + 2
V l --------------------------------- > v 2 — ------------------------------------- 1
т 2 + m 2 т 2 + m 2
где v2, v2 — скорости шаров до удара, v[, v2 — скорости после
удара, показать, что скорость центра масс двух шаров после
удара (независимо от характера удара) равна скорости центра
масс этих шаров до удара.
4.20. Через блок, подвешенный достаточно высоко, пере­
брошен канат, по концам которого поднимаются две обезьяны
одной и той же массы, причем одна перемещается по канату
вдвое быстрее другой. Которая из них раньше доберется до­
верху? Блок считать невесомым, а канат — невесомым и нерастя­
жимым.
4.21. Лодка стоит неподвижно в стоячей воде. Человек, нахо­
дящийся в лодке, переходит с носа на корму. На какое рас­
стояние сдвинется лодка, если масса человека т = 60 кг,
масса лодки М = 120 кг, длина лодки / = 3 м? Сопротивление
воды не учитывать.
4.22. На железнодорожной платформе, которая может дви­
гаться по рельсам, укреплены две одинаковые пушки, направ­
ленные в противоположные стороны (рис. 48). Прицелы уста­
новлены так, что при одновременных выстрелах оба снаряда
попадают каждый в свою цель. Попадут ли снаряды в цели,
если одна из пушек выстрелила немного раньше другой? Что
шмм^шммш
Рис. 47
22
ж
Рис. 48
Произойдет с платформой после второго выстрела? Силу тре­
ния в колесах платформы не учитывать.
i - 4.23. Три щара равных масс подвешены на пружинах с
Годной и той же жесткостью так, что расстояния между 1-м
9: 2-м и между 2-м и 3-м одинаковы (рис. 49), Таким образом,
рритр масс всей системы совпадает с центром 2-го шара. Если
Обрезать нить, удерживающую 1-й шар, то система будет па­
дать, причем ускорение центра масс системы должно быть равно
' (тд + тд + тд)/3т = д
{ро: второму закону Ныртона ускорение центра масс системы
равно сумме сил, действующих на систему извне, деленной
ца массу всей системы). Но пружина I тянет 2-й шар вверх силь­
нее, чем пружина II тянет этот шар вниз (упругая сила
пружины I в начальный момент Fl0 = 2тд, а упругая сила
пружины II в начальный момент F20 = тд), и, сле­
довательно, в начальный момент центр масс вто­
рого шара будет иметь ускорение меньше д. Между
тем центр масс системы должен все время дви­
гаться с ускорением д. В чем дело?
4.24. Карманные часы положены на горизон­
тальную подставку, которая может свободно
* 1
777^^3
Рис. 49 Рис. 50
вращаться вокруг вертикальной оси (рис. 50), Как из­
менится от этого ход часов? Трением диска об ось
пренебречь.
4.25. Маленький шарик бросают вертикально вверх с некото­
рой начальной скоростью. В момент, когда он достигает
23
максимальной высоты, бросают другой такой же шарик с той же
навальной- скоростью по той же вертикали. На некоторой
высоте шарики сталкиваются, и в этот момент из той же точки
бросают вверх по той же вертикал»- с той же начальной
скоростью третий такой же шарик. Через сколько времени с
момента бросания третьего шарика упадут один за другим все
три шарика? Удар шариков при встрече считать абсолютно
упругим.
4.26. По принципу относительности Галилея две системы
координат, движущиеся равномерно и прямолинейно
друг относительно друга, равноправны, т. е. физические законы,
справедливые в одной системе, справедливы и в другой.
Пусть система II движется относительно системы I равно­
мерно и прямолинейно со скоростью V. В этом же направлении
движется тело А со скоростью vt по» отношению к системе I
(следовательно, со скоростью v£ — v относительно системы II).
В течение некоторого времени t на тело А действует постоян­
ная сила F, направленная по той же прямой, как и скорости v
и »i; она изменяет скорость тела относительно системы I от
значения до значения v2. Изменение кинетической энергии
тела будет в системе I равно
(т/2) (li - v\),
в системе II
(т/2) [(г2 - v)2 - (с! - г)2] = (m/2)(vl - с?) - mv (с2 - гД
т. е. будет меньше. В разных системах координат изменение
кинетической энергии разное. Как это согласовать с принципом
относительности Галилея?

5. ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
5.1. Для уменьшения потерь на трение при вращении вала
в опорном подшипнике было предложено сточить конец вала
на конус (рис. 51). При этом модуль силы трения, очевидно,
не изменится, поскольку при уменьшении площади соприкасаю­
щихся поверхностей увеличивается давление между ними и соот­
ветственно возрастает сила трения на единицу площади
соприкосновения. Однако стачивание вала все же может умень­
шить потери на трение, если трение на боковых стенках под­
шипника отсутствует. Почему уменьшаются потери на трение
после стачивания?
5.2. К валу приложен вращающий момент М = 1 кН • м.
На вал насажено колесо радиусом R - 0,5 м (рис. 52). С какой
24
(Силой F надо прижимать тормозные ^колодки к колесу, чтобы
оно не вращалось? Коэффициент треиия к = 0,25.
5.3. Через неподвижный блок с моментом инерции I пере­
брошена нить, на которой висят грузы разных масс т 4 и тг
(рис. 53). Каковы будут силы натяжения 1\ и Т2 нити по обе сто­
роны блока?
5.4. Поворот автомобиля должен быть обусловлен внешней
силой, действующей под некоторым углом к направлению
движения. Этой внешней силой может быть только сила тре­
ния между шинами и землей. Почему же при повороте перед­
них колес автомобиля направление силы трения изменяется
таким образом, что она вызывает поворот всего автомобиля?
5.5. Тело соскальзывает по желобу в форме мертвой петли
(рис. 54) с наименьшей допустимой высоты, описывает петлю
и не падает. При этом в верхней точке петли тело на желоб
не давит. На какое же тело действует в этот момент центро­
бежная сила?
5.6. Желоб предыдущей задачи имеет в верхней части петли
разрыв, симметричный относительно вертикали, проходящей
через центр петли. Радиусы R желоба, идущие к краям А и В раз­
рыва, образуют угол, равный 2а (рис. 55). С какой мини­
25.
мальной высоты Я должен начать скользить без трения шарик,
чтобы пролететь разрыв и снова попасть на желоб? Какова
траектория шарика в разрыве желоба?
5*7. На вращающемся диске укреплен отвес, который уста­
навливается под углом а к вертикали (рис. 56). Известны рас­
стояние г от точки подвеса до оси вра­
щения и длина нити отвеса I. Опреде­
лить угловую скорость вращения со.
5.8. Почему монета, катящаяся по плоскости в вертикаль­
ном положении (без наклона), движется по прямой, а накло­
ненная движется криволинейно?
5.9. Конькобежец может описать круг на льду, наклоняясь
в сторону центра круга. Откуда берется центростремительная
сила, необходимая для движения по окружности?
5.10. На шкив' двигателя плотно надета цепочка. Двига­
тель приводят в быстрое вращение. Затем постепенно сдвигают
цепочку на край щкива и, наконец, сбрасывают ее. Тогда цепочка
катится как жесткий обруч по столу или по полу. Объяснить,
как возникает центростремительная сила, необходимая для того,
чтобы каждое звено цепочки описывало кривую? Как возни­
кают Силы, действующие на цепочку и создающие в ней
напряжения?
5.11. Летчик массой т ~ 70 кг описывает на самолете, летя­
щем со скоростью v = 180 км/ч, «мертвую петлю» радиусом
R = 100 м. Откуда берется центростремительная сила, действую­
щая на летчика в нижней и верхней точках петли, на что
действует центробежная сила в этих же точках и с какой силой
прижимается летчик к сидению в верхней и нижней точках
петли? Считать ускорение свободного падения д — 9,8 м/с2.
5.12. Если велосипедист на повороте не наклонится в
сторону поворота, то он упадет в противоположную сторону.
Почему?
5.13. Почему на большой скорости автобус на повороте
наклоняется в сторону, противоположную повороту, но не
падает, как велосипедист в предыдущей задаче?
26
5.14. Шарик массой т, подвешенный на нити длиной I,
отклонили от положения равновесия так, что он поднялся на
высоту h (рис. 57). Затем шарик отпустили. На какую высоту
он поднимется, если на
пути нити поставить стер­
жень А, перпендикулярный
к плоскости чертежа (опыт
Галилея)?
5.15. Маленький шарик
подвешен в точке А на нити,
длина которой I. В точке О
на расстоянии 1/2 ниже точ­
ки Л в стену вбит гвоздь.
Шарик отводят так, что
нить занимает горизонталь­
ное положение, и отпускают
(рис. 58). В какой точке траектории исчезнет натяжение нити?
Как дальше будет двигаться шарик? До какой наивысшей
точки поднимется шарик? В какой точке шарик пересечет
вертикаль, проходящую через точку подвеса?
Y/////4Z///A
. ' V w - V А
■ V t
/ -<i
т
Рис. 57
5.16. Почему при ударе кием с силой F по нижней части
бильярдного шара он движется замедленно, а при ударе по
верхней части — первое время ускоренно?
5.17. Линейная скорость точек земного экватора — около
460 м/с. Что было бы с пулей, вылетевшей из ружья на эква­
торе параллельно земной поверхности в западном направлении
с такой же скоростью, если бы отсутствовала атмосфера?
5.18. Даны два цилиндра одинаковых размеров и из
одного и того же материала. Один цилиндр сплошной, другой
сборный, состоящий из двух цилиндров, почти без зазора
вложенных один в другой, причем трение между внешним
и внутренним цилиндрами отсутствует (рис. 59). Какой из
27
цилиндров будет быстрее скатываться без скольжения по
одной и той же наклонной плоскости? Какое положение будет
занимать при скатывании внутренний цилиндр, если он не совсем
плотно входит во внешний?
6. ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
6.1. В свинцовом шаре радиусом R сделана сферическая
полость, которая касается поверхности шара и проходит через
его центр. Масса шара до того, как была сделана полость,
равнялась М. С какой силой F свинцовый шар будет притя­
гивать маленький шарик массой ш, находящийся на расстоянии г
от центра свинцового ша­
ра на прямой, соединя­
ющей центры шаров и
полости, со стороны по­
лости (рис. 60)?
6.2. Солнце притягива­
ет любую точку на зем­
ной поверхности сильнее,
чем Луна, а между тем
явления приливов и отливов вызываются главным образом
действием Луны, а не Солнца. Почему?
6.3. На все тела на Земле действует сила притяжения
Солнца. Ночью (Солнце «под ногами») эта сила складывается
с силой притяжения Земли, днем (Солнце «над головой»)—
из нее вычитается. Следовательно, ночью все тела должны
быть тяжелее, чем днем. Верно ли это?
6.4. С помощью ракеты тело поднято на высоту 500 км.
1. Каково ускорение свободного падения на этой высоте?
2. С какой скоростью v нужно бросить это тело по направлению,
перпендикулярному к земному радиусу, чтобы оно описывало
окружность вокруг Земли? 3. Каков будет при этом период
обращения Ттела вокруг Земли? Радиус Земли считать равным
6500 км, ускорение свободного падения на поверхности Земли —
9,80 м/с* 12. Сопротивления атмосферы не учитывать. (В данной
задаче тело будет находиться в условиях почти таких, в каких
находился первый советский искусственный спутник Земли.)
6.5. В романе Жюля Верна «Путешествие на Луну» гово­
рится, что человек теряет свой вес, когда достигает точки, в
которой притяжение к Земле становится равным притяжению
к Луне. А как же наши космонавты находятся в состоянии
невесомости, хотя орбиты космических кораблей с людьми
пока еще далеко не достигают точки, где силы притяжения
Земли и Луны одинаковы?
Рис. 60
7. КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. ЗВУК*)
7.1. На идеально гладкой поверхности лежит груз массой т,
растянутый пружинами жесткостью fcj и к2 (рис. 61). Если
груз вывести из положения равновесия (отклонить в сторону),
он начнет колебаться с периодом Т.
Изменится ли период колебаний, если те же пружины закре­
пить не в точках А 1 и А2, а в точках Bi и В2? Считать,
что при всех растяжениях колебания пружины подчиняются
закону Гука.
7.2. На чашку, подвешенную на пружине жесткостью к,
падает с высоты h тело массой m и остается на чашке, т. е.
его удар о дно чашки можно считать абсолютно неупругим
(рис. 62). Чашка с телом начинают колебаться. Определить
амплитуду их колебаний. (Для упрощения сначала рассмотреть
случай, когда массой М чашки
можно пренебречь.)
7.3. Как будет меняться
период колебания маятника,
у ////////////.
йг Вг
тпгв с ш т
к, г^ п к:
Ш с-Г
'//////////А
7
/77
1
ж п ш
Рис. 61 Рис. 62 Рис. 63
состоящего из сосуда, подвешенного на длинной нити, если
сосуд наполнен водой, которая постепенно вытекает через
отверстие в дне сосуда (рис. 63)?
7.4. Два одинаковых маятника связаны невесомой пружиной
(рис. 64). В одном случае оба маятника колеблются так, что
они в каждый момент отклонены на одинаковый угол в одну
сторону. В другом случае они колеблются так, что в каждый
момент они отклонены на одинаковый угол в противопо­
ложные стороны. В каком случае период колебаний будет
меньше?
7.5. Два одинаковых маятника, связанных невесомой пружи­
ной (см. рис. 64), были отклонены в плоскости чертежа в одну
и ту же сторону на один и тот же угол и вследствие этого
*) Считать в задачах этого раздела ускорение свободного падения
д = 9,8 м/с2. (Примеч. ред.)
29
© т ш т ш г О
Рис. 64
г ------|
Г —----- ^---- Рис. 65
совершают колебания в плоскости чертежа. Увеличится или
уменьшится период колебаний, если один из маятников удалить,
а среднюю точку, пружины закрепить неподвижно?
Ti6. Подставка совершает в вертикальном направлении,
гармонические колебания (рис. 65), причем амплитуда этих
колебаний! А =0,5 м. Каков должен быть
наименьший период этих колебаний, чтобы
лежащее на подставке тело ие отделялось
от нее?
7.7. Подставка совершает в горизонталь,
ном направлении гармонические колебания
с периодом Г = 5 с. Находящееся на
подставке тело начинает по ней скользить, ког­
да амплитуда колебаний достигает значения
А — 0,6 м; Каков коэффициент трения к
между телом и подставкой?
7.8. Как изменится период колебаний
математического маятника, если его точку
подвеса двигать: а) вертикально вверх с уско­
рением а; б) вертикально вниз с ускорением
а < д и в) горизонтально с ускорением а?
7.9. Качающийся маятник прикреплен к
массивной доске. В некоторый момент дос­
ка начинает свободно падать. Как при этом
будет продолжать Двигаться маятник относительно доски?
Разобрать два случая. Доска начинает падать в момент, когда
маятник находится: а) в одном из крайних положений, б) в ка­
ком-нибудь промежуточ­
ном положении. Силу
трения не учитывать.
7.10. Определить пе­
риод колебаний шарика,
Рис. 66 скользящего с высоты h
вниз и вверх по двум на­
клонным плоскостям с углами, равными а и Р (рис. 66).
Силу треиия и потери скорости при ударе не учитывать.
7.11. Горизонтальный маятник, регистрирующий земле­
трясения, происходящие на большом расстоянии от места уста­
новки маятника, имеет ось качания, образующую небольшой
угол а с вертикалью. Схематически маятник можно представить
в виде равностороннего треугольника, одна из сторон которого
является осью, а в противоположной вершине укреплен груз
массой m (рис. 67). Стороны треугольника, каждая длиной /,
можно считать невесомыми. Найти период малых колебаний
маятника.
30
7.-12. Имеется маятник, состоящий из металлического ша­
рика, подвешенного на длинной шелковой нити. Как изменится
период колебаний маятника, если шарик зарядить отрица­
тельно, а другой, положительный, заряд поместить: а) внизу,
на одной вертикали с точкой подвеса (рис. 68, а);
б) в точке подвеса (рис. 68,6); в) сбоку, на одном уровне
с шариком, так, что последний, качаясь, не может при­
коснуться к этому заряду (рис. 68, в).
Рис. 69
7.13. Радиостанция, находящаяся в точке А, посылает сигнал
проверки времени. Этот сигнал принимают в точках В и С
два приемника (рис. 69). Слушатель, находящийся в точке В,
принимает сигнал от своего приемника и через 1 с слышит
звук того же сигнала, принятый в точке С приемником с
мощным громкоговорителем. Чему равно рас­
стояние между точками В и С? А •
7.14. Желая настроить струну в резо- £
нанс с камертоном, их заставили звучать одно­
временно. Появились биения. После того
как к ножке камертона прикрепили грузик,
частота биений уменьшилась. Что надо сделать
со струной (подтянуть или ослабить), чтобы
настроить ее в резонанс с камертоном?
7.15. Всегда ли справедливо выражение:
«как аукнется так и откликнется», т. е. всегда
ли отраженный звук имеет ту же высоту тона,
что и падающий?
7.16. Зачем камертон (рис. 70) де­
лается с двумя ножками? Годился
ли бы камертон для своего обычно­
го применения, если бы одну из его
лили?
7Л7. Герой одного из рассказов ОТенри дал пинок поросен­
ку с такой силой, что тот полетел, «опережая звук соб­
ственного визга». С какой силой F должен был ударить
т
Рис. 70
ножек отпи-
31
поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел
в действительности? Массу поросенка примем равной т = 5 кг,
а продолжительность удара t = 0,01 с.
7.18. Где человек должен слышать более громкий звук:
в пучности или в узле смещений стоячей волны?
7.19. Прибор Квинке позволяет убедиться в том, что усиле­
ние звука будет происходить тогда, когда разность хода двух
волн одной и той же длины, приходящих в одно место,
будет равна четному числу полу­
волн, а ослабление — когда раз­
ность хода равна нечетному
числу полуволн. Прибор состо­
ит из металлической трубки ab
(рис. 71), которая разветвляется
на две ветви с и с', сходящиеся
снова в трубку de. Если к
концу трубки а поднести звуча­
щий камертон, то звуковая вол­
на, разделяясь в Ь на две
части bed и he'd, вновь соединя­
ется в трубке de. Если bed — he’d =
= 2пк/2, то в трубке d слы­
шен звук, а если эта разность равна (2л + 1) Х/2, то звука в d
не слышно. В последнем случае куда девается энергия
звуковых колебаний, возбуждаемых камертоном?
7.20. Почему звук в зале, заполненном публикой, звучит
более глухо, чем в пустом?

8. МЕХАНИКА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
8.1. Как вы думаете, справедлив ли закон сообщающихся
сосудов (однородная жидкость в сообщающихся сосудах име­
ет один и тот же уровень), если в одном из сосудов на
поверхности жидкости находится неко­
торый поплавок (капиллярность не учи­
тывать)?
8.2. Достаточно длинная открытая
снизу трубка с плотно пригнанным
поршнем, который Может все же дви­
гаться по трубке без трения, нахо­
дится под водой и удерживается с
помощью веревки (рис. 72). Верхний
конец трубки над поршнем пустой.
- — — - Как зависит сила натяжения веревки от
Рис. 72 глубины погружения трубки в воду?
32
8.3. Ведро, имеющее массу т, вместимость V, вытаски­
вают с водой из колодца. Плотность материала, из которого
сделано ведро, равна р, плотность воды р„. Какую силу
необходимо приложить для подъема этого ведра, пока оно нахо­
дится под водой и когда его вытащили из воды? Сопротив­
ление воды движению ведра не учитывать.
8.4. Для того чтобы поднять уровень жидкости в сосуде на
Высоту h с помощью насоса, надо совершить некоторую рабо-
Л$у. Изменится ли необходимая для этой же цели работа,
|йеди на поверхности жидкости плавает какое-нибудь тело?
г 8.5. Изменится ли осадка парохода, перешедшего из северных
род в экваториальные, вследствие изменения ускорения свобод­
ного падения с широтой?
j. 8.6. Как зависит подъемная сила аэростата от температуры,
Шри которой Производится его подъем?
I 8.7. Когда объясняют опыт со взвешиванием воздуха,
Иногда говорят, что сначала взвешивают колбу с воздухом,
’а затем, после откачки воздуха из колбы, взвешивают одну
колбу. Разность показаний весов в первом и втором случаях
И составляет массу воздуха в объеме колбы. Правильно ли
дикое толкование опыта по взвешиванию воздуха?
| 8.8. Можно ли измерить плотность воздуха, взвешивая
мягкий воздухонепроницаемый мешок сначала пустой (сжатый),
% потом наполненный воздухом? Объем мешка в наполненном
состоянии известен.
8.9. К крючку одной из чашек весов подвешена трубка
ртутного барометра. Определить массу гири, лежащей на
Другой чашке, если весы находятся в равновесии (рис. 73).
2 М. П. Шаскольская, И. Д, Эльцин
Рис. 73 Рис. 74
33
8.10. Удастся ли опыт Торричелли, если барометрическую
трубку со ртутью поставить открытым концом не в чашку со
ртутью, а в чашку с водой (рис. 74)?

Ответы к задачам по физике Шаскольская from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (18.07.2016)
Просмотров: | Теги: Шаскольская | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar