Тема №6462 Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 4) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

788. Почему нити прилипают к гребням чесальных
Электризация машин, применяющихся в текстильной промышлен-
тел ности, и при этом путаются и часто рвутся? Для
борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную
влажность воздуха. Зачем это делают?
789. Цинковые опилки просеивают через медное сито. Что прои­
зойдет с листочками электроскопа, если струю этих опилок напра­
вить на шарик электроскопа?
790. Потрите стержень электроскопа ненаэлектризованной каучу­
ковой палочкой. Электроскоп обнаруживает заряд. Почему?
791. Почему при переливании бензина из одной цистерны в дру­
гую он может воспламениться, если не принять специальных мер
предосторожности?
792. На предприятиях резиновой промышленности при валь­
цовке каучук пропускают между двумя вращающимися валами.
Если поднести руку к такому каучуку, то появится искра. -По­
чему?
793. Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера
(полиэтилен, полистирол, винипласт, плексиглас и др.), то опилки
прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатывае­
мая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?
794. Можно ли на концах стеклянной палочки получить два
одновременно существующих разноименных заряда?
795. Чем объяснить, что легкий бузиновый шарик,
^я'ов^Закон6 вначале приставший к наэлектризованной палочке,
^улоиа* аК°Н затем отталкивается от нее?
796. С какой силой действуют два одноименных
и равных заряда на третий заряд, помещенный на половине расстоя­
ния между ними?
797. Каково движение заряженной пылинки в поле одноимен­
ного точечного заряда при условии отсутствия трения? Весом пы­
линки пренебречь.
798. Два маленьких шарика подвешены на тонких изолирующих
нитях одинаковой длины в одной точке. Что произойдет, если
шарикам в состоянии невесомости сообщить одноименные за­
ряды?
799. В каком случае при сближении двух одноименно заря­
женных тел сила отталкивания между ними уменьшается до
нуля?
73
800. Два одинаковых по величине заряда находятся
Напряженность на некотором расстоянии друг от друга. В каком
поляТрИЧССКОГ° случае напряженность в точке, лежащей на поло­
вине расстояния между ними, больше: если эти
заряды одноименные или разноименные?
801. Почему птицы слетают с провода высокого напряжения,
когда включают ток?
802. Электрическое поле образовано двумя разноименными
точечными зарядами, равными по величине. Докажите, что во всех
точках поля, одинаково удаленных от того и другого заряда, на­
правление электрической силы, действующей на пробный заряд,
параллельно линии, соединяющей два данных заряда.
803. Чему равна напряженность поля в центре равномерно
заряженного проволочного кольца, имеющего форму окружности?
В центре равномерно заряженной сферической поверхности?
804. Будет ли устойчивым положение равновесия точечного
заряда, находящегося посередине между двумя другими одинако­
выми точечными зарядами, знак которых тот же или противополо­
жен знаку первого заряда?
805. Что можно сказать о величине напряженности поля
в точках С и D (рис. 111), расположенных на одинаковом расстоянии
от точек А и В изолированного заряженного проводника?
806. Иногда говорят, что силовые линии электростатического
поля — это траектории, по которым двигался бы в поле положитель­
ный заряд, если его, внеся в это поле, предоставить самому себе.
Правильно ли это утверждение?
807. Почему окраска небольших предметов методом разбрызги­
вания краски экономически выгодна, а также безвредна для здоровья
работающего, если между пульверизатором и предметом создать
высокое напряжение?
808. Наэлектризуйте трением эбонитовую палочку.
Проводники Сначала только коснитесь шарика электроскопа,
ческомТРполеТИ* а затем проведите по нему палочкой. Одина­
ково ли зарядился электроскоп в том и другом
случае? Объясните.
809. Если заряженную по всей поверхности эбонитовую палочку
положить на стол, утратит ли она весь имеющийся на ней заряд?
810. Первые опыты применения бездымного пороха для винто­
вочных патронов были связаны с большим неудобством. Во время
взвешивания его зерна «при-
о д
липали» к рукам, совочку,
весам, мерке, что крайне за­
трудняло работу. Тогда было
предложено графитование
(поверхность зерен пороха
покрывалась графитом). Объ­
ясните, почему после гра-
фитования порох переста-
74
вал прилипать ко всем предметам. В чем причина его «прили­
п ан ие?
811. Почему проводники для опытов по электростатике делаются
полыми?
812. Электроскоп, стоящий вблизи действующей статической
машины, заряжается. Почему? Как устранить действие машины на
электроскоп?
813. Два одноименно заряженных металлических шара одинако­
вого диаметра приводятся в соприкосновение. Один из шаров полый.
Как распределятся заряды иа обоих шарах?
814. Если прикоснуться заряженным проводником к внешней
поверхности незаряженного изолированного проводника, то сможет
ли первый проводник передать второму весь свой заряд’
815. Почему незаряженный бузиновый шарик всегда притяги­
вается к телу, заряженному любым по знаку зарядом?
816. а) Почему шарик, висящий на шелковой нитке, притянув­
шись к наэлектризованному предмету, сразу же после соприкосно­
вения с ним от него отталкивается, а с таким же шариком, но подве­
шенным на металлической нити подобного явления не наблюдается?
б) Опишите приблизительное расположение электрических
зарядов на шарике в различные моменты этого явления.
817. Между двумя металлическими пластинами, расположен­
ными горизонтально и параллельно друг другу, помещены бузино­
вые шарики. Одна из пластин соединена с кондуктором приведенной
в действие электрической машины, а другая — с землей. Почему
шарики подпрыгивают вверх, а затем падают?
818. Два одинаковых бузиновых шарика подвешены рядом на
стальном штативе: один на льняной, а другой на шелковой нитях.
К ним подносят наэлектризованную палочку. На какой шарик будет
действовать большая сила? Какой из них раньше притянется к па­
лочке? Дайте объяснение.
819. Легкий бузиновый шарик, подвешенный на шелковой нити,
притягивается палочкой. Значит ли это, что палочка была первона­
чально наэлектризована? А если бузиновый шарик от палочки от­
талкивается?
820. На тонких шелковых нитях подвешены два совершенно
одинаковых бузиновых шарика: один — заряженный, а другой —
незаряженный. Как определить, какой шарик заряжен, если не
даны никакие другие приборы и материалы?
821. Почему деревянная рейка, установленная в равновесии
на часовом стекле, будет вращаться, если к ней подносить наэлектри­
зованную палочку? Почему движение будет заметнее, если длина
рейки больше?
822. Как будет действовать наэлектризованная палочка на
магнитную стрелку?
823. Если имеется положительно заряженный изолированный
проводник, то каким способом можно зарядить два изолированных
, шара с помощью этого проводника, не уменьшая его заряда, причем
75
на одном шаре получить положительный заряд, а на другом —
отрицательный?
824. Всегда ли поверхностная плотность заряда у проводящего
шара во всех точках одинакова?
825. К шарику электроскопа, заряженному положительным
зарядом, постепенно приближается палочка, заряженная отрица­
тельно. Листочки электроскопа постепенно сближаются, потом снова
расходятся и, когда палочка касается шарика электроскопа, остают­
ся раздвинутыми. Объясните происходящее явление.
826. Для того чтобы разрядить электроскоп, бывает достаточно
коснуться его пальцем. Разрядится ли электроскоп, если поблизости
от него находится изолированное от земли заряженное тело?
827. На столе, на изоляторе, стоит заряженный электрометр.
Чтобы разрядить прибор, ученик коснулся рукой его шарика и уви­
дел, что стрелка отклонилась на больший угол, вместо того чтобы
приблизиться к стержню. Объясните явление.
828. К металлическому шарику, установленному на электро­
скопе, одновременно прикасаются наэлектризованной эбонитовой
палочкой и рукой. Затем отнимают сначала руку, а потом палочку.
Какого знака заряд получит электроскоп?
829. Имеется полая проводящая незаряженная сфера, внутрь
которой помещен положительно заряженный шарик. Укажите:
а) Где будут существовать электрические поля? б) Будут ли по­
являться заряды на сфере? в) Будет ли меняться поле внутри и вне
сферы, если перемещать шарик, если: шарик оставить неподвижным,
а снаружи к сфере поднести заряженное тело?
830. Внутрь полой проводящей незаряженной сферы был поме­
щен шарик с зарядом е, после чего сфера была на короткое время
соединена с землей, и затем шарик удален из сферы. Какой заряд
будет иметь сфера после этих операций? Где и как будет распределен
этот заряд? Где и какое будет существовать электрическое поле?
831. По оси металлической трубы, сужающейся на участке АВ
(рис. 1 1 2 ), движется с постоянной скоростью заряженная частица.
Изменится ли скорость частицы при прохождении сужения?
832. Как известно, заряженный шарик притягивает бумажку.
Как изменится сила притяжения, если окружить металлической
сферой заряженный шарик? бумажку?
833. Как передать весь заряд латунного шарика металлическому
изолированному стакану, внутренний диаметр которого больше
диаметра шарика?
С
V
А
В
834. Как получить на двух
полых изолированных провод­
никах заряды, равные по ве­
личине и знаку?
Рис. 112
835. Можно ли, имея в
своем распоряжении одно за­
ряженное тело, зарядить с его
помощью другое тело заря-
76
<
_Q В
<0C
Рис. 113
дом, во много раз превышающим за­
ряд первого тела?
, , 836. Маленьким металлическим
шариком прикасаются поочередно к
дочкам А, В, С заряженного тела
(рис. 113). После каждого прикоснове­
ния приближенно определяют заряд
шарика, прикасаясь им к электроско­
пу. Будут ли листочки электроскопа
в указанных трех случаях расходить­
ся на одинаковые углы? Какой вывод
можно сделать из этого опыта?
837. Почему приборы для электро­
статических опытов не имеют острых
концов, а заканчиваются округлен­
ными поверхностями?
838. Почему заряженный проводник,
покрытый пылью, быстро теряет свой
заряд?
839. На изолированные горизонталь­
ные проволочные «рельсы» кладется ци­
линдрический стержень с припаянными
иа торцах жестяными «звездочками»
(рис. 114). Что произойдет, если один из
«рельсов» соединить с кондуктором ра­
ботающей электрофорной машины?
840. Вырезанная из жести змейка
помещена на металлическое острие (рис.
115), закрепленное в стеклянном штативе.
Что произойдет, если острие соединить
с кондуктором работающей электрофор­
ной машины? Что произойдет, если под
змейкой поместить горящую свечу?
841. Алюминиевые листочки электроскопа могут сохранять
часами свой заряд, несмотря на присутствие острых ребер и углов.
Чем объяснить это?
842. Нарисуйте картину силовых линий поля между
двумя параллельными пластинами, заряженными
равными и противоположными зарядами, если рас­
стояние между пластинами: а) мало по сравнению с их
размерами; б) велико по сравнению с их размерами.
843. Изменится ли напряженность однородного электрического
поля между двумя разноименно заряженными плоскостями, если
расстояние между ними увеличится в два раза?
844. При каком условии заряженная маленькая пылинка может
«висеть» между двумя горизонтальными плоскостями, заряженными
разноименно? Что произойдете пылинкой, если заряд ее уменьшит­
ся? Что нужно сделать для восстановления равновесия?
Электрическое
поле равномерно
заряженной
бесконечной
плоскости
77
н Диэлектрики
в электростати­
ческом поле
н
U и
\ / \ /
h/ ° V \
н
Рис 116
845. Имеют ли молекулы
бензола (рис. 116) диполь­
ный момент?
846. Определить «форму»
молекул: а) двуокиси углерода С 02, если
известно, что онд не имеет дипольного
момента; б) воды Н20 , аммиака NH,, если
известно, что они обладают дипольным мо­
ментом.
847. Металлический заряженный шар
окружен толстым сферическим слоем ди­
электрика. Нарисуйте картину силовых
линий электрического ноля внутри и вне
диэлектрика. Укажите причины изменения
электрического поля на границе диэлект­
рика.
848. Наэлектризованный металлический
шарик опустили на дно сухой стеклян­
ной пробирки и поднесли ее к электроскопу. Разойдутся ли ли­
сточки электроскопа?
849. К наэлектризованному шару поднесены с обеих сторон два
равных по объему изолированных шара — эбонитовый и железный.
Будет ли различаться электрическое состояние этих шаров?
850. Между двумя разноименно заряженными параллельными
пластинами вставляется металлическая пластина, которая электри­
зуется через влияние. Изменится ли заряд, наведенный на ней,
если пространство между пластинами заполнить керосином?
851. Может ли существовать в пустоте электростатическое поле,
вектор напряженности которого во всем объеме поля имеет одинако­
вое направление, а перпендикулярно к этому направлению изменяет
свою величину по линейному закону (рис. 117)?
Потенциал 852. Вблизи тела, заряженного положительно,
точечного помещают незаряженный изолированный провод-
заряда ник. Будет ли его потенциал положительным или
и равномерно
заряженного отрицательным?
шара 853. Сравните работы по перемещению заряда
в электрическом поле из точки ЛвВиизЛвСи обоснуйте ответ
(рис. 118).
Рис. 117 Рис. 119
78
854. Как изменяется потенциальная и кинетическая энергия
положительного заряда, находящегося на пылинке, которая свобод­
но перемещается в поле точечного положительного заряда по на­
правлению силовой линии?
855. Имеются два проводника, один из них имеет заряд меньше,
но потенциал выше, чем у другого. Как будут перемещаться электри­
ческие заряды при соприкосновении проводников?
Эквипотен- 856. Дана картина расположения эквипотенциаль-
циальные ных поверхностей электрического поля (рис. 119).
поверхности Известно также, что Vi > W Каково примерное
направление силовых линий этого поля? Определите, в какой
области напряженность поля больше?
857. Нарисуйте приблизительный вид эквипотенциальных по­
верхностей и силовых линий электрического поля положительного
точечного заряда, расположенного над поверхностью земли.
858. а) Могут ли силовые линии электрического поля (в той его
части, где отсутствуют электрические заряды и где напряженность
поля не равна нулю) пересекаться между собой? б) Соприкасаться
между собой? в) Могут ли пересекаться или соприкасаться экви­
потенциальные поверхности (соответст­
вующие различным потенциалам)?
859. Изменится ли электрическое по­
ле, создаваемое зарядом, если этот за­
ряд окружить тонкой незаряженной ме­
таллической поверхностью, совпадающей
е одной из эквипотенциальных поверх­
ностей?
860. Электрическое поле создано то­
чечным зарядом (рис. 120). Определите
работу, совершаемую при перемещении
некоторого заряда из точки А в точку
В. Сравните работы по перемещению того
же заряда на участках АС и ВС.
861. К электроскопу поднесли заряжен­
ную эбонитовую палочку. Заряды на стер­
жне прибора распределились так, как по­
казано на рисунке 121. Одинаковы ли по­
тенциалы точек Л и В?
862. Проводник А находится в элек­
трическом поле точечного заряда В. Яв­
ляется ли при этом поверхность тела А
эквипотенциальной?
863. Зачем корпус электро-
скопа заземляется (дно де-
потенциалов лается из проводника)?
864. Как включить вместо
вольтметра электрометр для измерения на­
пряжения? Рис. 121
се:
*в^ч> *в^ч> "Ф** *1"
с 1
в
п
865. На столе находится электрометр Брауна, установленный
на изоляционной подставке, электрофорная машина, проводники
Корпус электрометра соединяется с одним из кондукторов электро-
форной машины. Отклонится ли стрелка электрометра, если электро-
форцую машину привести в действие?
8 66 . Изменится ли показание электрометра, установленного на
изоляционной подставке, если заряженный проводник соединить
с его корпусом, а стержень с землей^
867. Соедините стержень электрометра и его корпус куском
медной проволоки. Изолируйте его от земли, поставив на стеклян­
ную пластинку, и зарядите электрометр, прикасаясь к нему сильно
наэлектризованной эбонитовой палкой. Отклоняются ли его листоч­
ки? Чем это объясняется?
8 6 8 . Почему при измерении потенциала проводника его соеди­
няют с электрометром длинной проволокой?
869. Два проводника имеют одинаковую форму
Электроемкость и размерЫ> причем один из них полый, а другой
проводника0 сплошной. Если сообщить каждому из них одина­
ковый заряд, то будут ли потенциалы их равны?
870. Металлический проводник опустили в керосин и зарядили
от электрофорной машины. После зарядки проводник вынули из
керосина при помощи изоляторов и перенесли в воду. Изменилась
ли электроемкость проводника?
871. Заряженные медный и стальной шары одина-
-Электроемкость кового радиуса приводят в соприкосновение. Как
шара распределятся на них заряды?
872. Объясните опыт Кодьбе (рис. 122). А — металлическая,
В — эбонитовая трубки. Расширенный конец металлической трубки
опускают в мыльную воду и, вынув, электризуют ее настолько, чтобы
листочки приняли почти горизонтальное положение. Если теперь
вдувать в трубку воздух, то образуется мыльный пузырь, по мере
увеличения которого листочки опадают. Если осторожно снять рези­
новую трубку с эбонитовой, то воздух начнет выходить, пузырь
будет уменьшаться, а расхождение листочков постепенно увеличи­
ваться.
873. Если металлическим шарам, имеющим разные диаметры,
сообщить равные отрицательные
заряды, то будет ли ток в проводе,
которым соединяются шары после
их заряжения?
874. Два металлических шара
разных диаметров заряжены до
одинакового потенциала относи­
тельно земли. Одинаковы ли за­
ряды на шарах? Будут ли перехо­
дить заряды от одного шара к дру­
гому при соединении их прово­
дом?
80
Конденсаторы $75. Нели к шарику заряженного электроскопа
поднеаи (не касаясь шарика) рук), листочки
немного сцадают. Почему?
876. Как изменится потенциал изолированного заряженного
проводника, если близ него помещено незаряженное тело?
877. Как можно изменить потенциал проводника, не касаясь
его и не изменяя его заряда?
878. Изменится ли разность потенциалов пластин плоского
воздушного конденсатора, если одну из них заземлить?
879. Обхватив стакан с водой ладонью, опускают в него чайную
металлическую ложку и касаются ложкой полюса работающей
электрофорной машины. Если теперь, продолжая держать стакан
в руке, дотронуться другой рукой до ложки, то чувствуется электри­
ческий удар. Почему?
.880. Для заряжения лейденской банки внешнюю обкладку ее
заземляют, а внутренней обкладкой (стержнем) касаются одного нз
полюсов электрофорной машины. Можно ли зарядить банку, если,
заземлив ее стержень, касаться полюса машины внешней обклад­
кой?
881. Можно ли зарядить лейденскую банку, не заземляя одну
из ее обкладок?
882. В установках для улавливания пыли пропускают воздух
через металлические трубы, по оси которых протягивается метал­
лическая проволока Проволока соединяется с минусом, а труба
С плюсом генератора, подающего напряжение в несколько десятков
тысяч вольт. Как будут вести себя пылинки: а) незаряженные?
б) заряженные положительно или отрицательно?
883. Почему электролитические конденсаторы нельзя включать
в сеть переменного тока?
884. Что произойдет с разностью потенциалов на
пластинах заряженного конденсатора, если умень­
шить расстояние между ними?
885. Как изменится пробивное напряжение
плоского воздушного конденсатора, если на его внутренней поверх­
ности появится бугорок, например пылинка?
8 8 6 . Почему из двух конденсаторов одинаковой емкости и с оди­
наковыми диэлектриками и фольгой большие размеры имеет тот,
который рассчитан на более высокое напряжение?
887. Изменится ли емкость плоского конденсатора, если в воз­
душный зазор между пластинами вдвинуть незаряженную тонкую
металлическую пластину?
Электроемкость
плоского
конденсатора
8 8 8 . Желая продемонстрировать зависимость емкости конденса­
тора от диэлектрической проницаемости среды, ученик поместил
между пластинами плоского конденсатора, установленного на стер­
жне электрометра, лист из оргстекла. Вопреки ожиданию электро­
метр показал не уменьшение потенциала, а его увеличение. В чем
причина явления?
81
889. Три конденса-
сти, соединены в одну параллель­
ную группу (батарею). Батарея
заряжена. Отличаются ли разности
потенциалов между обкладками
отдельных конденсаторов? Одина­
ковы ли заряды конденсаторов?
Рис. 123
890. Три конденсатора, имею­
щие разные электроемкости, соеди­
нены последовательно в одну ба­
тарею. Батарея заряжена. Отли­
чаются ли разности потенциалов
между обкладками отдельных конденсаторов? Одинаковы ли заря­
ды конденсаторов?
891. В распоряжении радиолюбителя имеются два конденсатора
одинаковой емкости. Как нужно соединить эти конденсаторы,
чтобы получилась удвоенная емкость? емкость, уменьшенная в два
раза?
892. В сферическом конденсаторе соединяется с землей один
раз внешняя сфера, другой раз — внутренняя (рис. 123). Будет ли
одинакова емкость конденсатора в этих двух случаях?
раздвигаются, будучи все время подключенными к источнику напря­
жения, другой раз — отключенными после первоначальной зарядки.
В каком из этих двух случаев нужно совершить большую работу
на раздвижение пластин?
895. Если электрон ускоряется в электрическом поле плоского
конденсатора и, следовательно, приобретает кинетическую энергию,
то уменьшается ли при этом заряд конденсатора, поскольку силы
электрического поля совершают работу по перемещению электрона
в поле?
896. Наэлектризованный мыльный пузырь раздувается на­
столько, что его радиус R делается вдвое больше, заряд на пу­
зыре при этом не меняется. Как изменяется энергия заряда? По­
могает или препятствует присутствие заряда раздуванию пузы­
ря?
897. Воздушный конденсатор заряжается до некоторого потен­
циала и в заряженном состоянии заливается керосином, отчего
энергия конденсатора уменьшается в е раз. Куда «исчезает» осталь­
ная энергия?
Энергия
электрического
поля
893. Возможно ли увеличить энергию заряженного
школьного раздвижного конденсатора, не изменяя
его заряда?
894. Пластины плоского конденсатора один раз
£2
20. П ОСТОЯНН Ы Й ЭЛ Е К ТРИ Ч Е С К И Й т о к
Понятие
об электричес­
ком токе
Рис. 124
898. Металлический неза­
ряженный диск (рис. 124)
приводится в быстрое вра­
щение и таким образом
становится «центрифугой для электронов».
Между центром и периферией диска воз­
никает разность потенциалов. Где потен­
циал выше?
899. Будет ли возникать ток на по­
верхности вращающегося металлического
шара, окруженного металлической поло­
жительно заряженной сферической поверх­
ностью’ Ответьте на тот же вопрос, если
шар заземлен. 1
900. Проводит ли стекло электрический ток?
Сопротивление g g j Цепь составлена из батареи аккумуляторов
и последовательно соединенных амперметра, металлической цепочки
и выключателя. Если замкнуть цепь и руками постепенно увеличи­
вать натяжение цепочки, то по амперметру можно наблюдать
возрастание тока. Чем объясняется это явление?
902. Для чего на электрифицированных дорогах на стыках
рельсов устраиваются соединители в виде жгутов толстой медной
проволоки, приваренных к концам обоих рельсов?
903. При включении электрической лампы величина тока в пер­
вый момент отличается от величины тока, который установится после
того, как лампа начнет светиться. Как изменяется ток в угольной
лампе? в лампе с металлической нитью?
904. При нагреве металлического проводника сопротивление
его возрастает. Это учитывают, вводя термический коэффициент
сопротивления. Одновременно при нагреве проводник удлиняется, и
сопротивление его за счет увеличения длины больше первоначаль­
ного. Почему же не учитывается и это увеличение сопротивления?
Последователь- 905. Елочная гирлянда спаяна из лампочек для
ное соединение карманного фонаря. При включении этой гирлянды
сопротивлений в сеть на каждую из лампочек приходится напряже­
ние три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек,
сунуть в патрон палец?
906. Как измерить напряжение городской сети, превыша­
ющее 2 0 0 в, если имеются вольтметры со шкалами только до
150 е?
907. К трем проводникам одинакового сопротивления и длины
поочередно прикладывают одну и ту же разность потенциалов.
Распределение напряжения на проводниках графически изображено
на рисунке 125. Как изменяется по длине поперечное сечение каж­
дого проводника?
908. На участке электрической цепи включали поочередно
83
Рис. 125 Рис. 126
два исправных амперметра, причем первый показывал меньшую
величину тока, чем второй. Объясните явление.
909. Как будет меняться показание амперметра, если последова­
тельно с ним включать в электрическую сеть жидкостный реостат,
пластины которого будем: а) раздвигать друг от друга? б) погружать
в жидкость?
910. Ученик по ошибке включил вольтметр вместо амперметра
при измерении величины тока в лампе. Что при этом произойдет
с накалом нити лампы?
911. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра
при измерении напряжения на горящей лампочке. Объясните,
что произошло с величиной тока в цепи?
912. Для того чтобы проверить, нет ли в линии
разрыва, в нее включили вольтметр (рис. 126).
а) Что должен показать вольтметр, если линия
исправна, а напряжение в ней равно 127 в? б) Можно
ли таким образом проверить линию с помощью амперметра?
913. Показание какого вольтметра больше (рис. 127)? Почему?
914. Параллельно с гальванометром (рис. 128) включен реостат
(или магазин сопротивлений), а) Как будут изменяться показания
Параллельное
соединение
сопротивлений
R
- 0 —
Рис. 128
84
гальванометра, если сопротивление реостата увеличивать? б) Как
повысить чувствительность гальванометра?
915. На рисунке 129 изображены две схемы для измерения
сопротивления R. Какую из них следует предпочесть, когда измеряе­
мое сопротивление велико? Когда оно мало?
916. Как изменится напряжение на зажимах лампы при пере­
мещении ползунка реостата (рис. 130) вправо?
917. а) Какое напряжение будет на зажимах лампы (рис. 131),
если ползунок реостата передвинуть в крайнее правое положение?
б) Если ползунок реостата установлен посредине, то в какую сторону
нужно передвинуть его, чтобы показания амперметров увеличились?
в) Одинаковые ли будут показания амперметров в цепи при различ­
ных положениях ползунка реостата? г) Как изменится напряжение
на зажимах лампы при крайнем левом положении ползунка, если
последовательно с реостатом включить еще один реостат?
918. В разветвлении электрической цепи (рис. 132) подключаются
два проводника АВ и CD. Положение точек А,.В, С, D выбирается
так, что ток по э,тим проводникам не проходит. Затем эти дба Про­
водника соединяются проволочкой ЕК■ Будет ли при этом возникать
ток в проволочках АВ и С 0? Что произойдет с потенциалами точек
А, В, С, D? Каковы будут потенциалы точек Е и К?
919. Как изменят свои показания амперметры Ах и Л2 (рис. 133),
если разомкнуть ключ /С2? Внутренним сопротивлением генератора
пренебречь.
А С
Рис. 132
85
2R
Рис. 133 Рис. 134
920. Даны: батарея аккумуляторов (5 в), два амперметра, три
сопротивления, два ключа и соединительные провода. Составьте
из этих приборов такую цепь, чтобы размыкание одного из ключей
не прекращало тока во всей цепи, но вместе с тем повлияло на пока­
зания обоих амперметров так, чтобы показания одного увеличились,
а другого уменьшились.
921. Три сопротивления соединены последовательно. Как, не
разъединяя цепь, с помощью дополнительных проводов соединить
эти сопротивления параллельно?
922. Каков ток в сопротивлении 2R (рис. 134)?
923. Определить сопротивление участка цепи АВ (рис. 135),
состоящего из шести одинаковых сопротивлений.
924. Составьте схему цепи «электровикторины» на пять вопросов
и пять ответов (ответы должны быть подключены вразбивку). Име­
ются: батарейка карманного фонарика, лампочка, два штекера
и колодка с десятью гнездами. При включении штекера в первую
группу гнезд «ставится» вопрос, а включением соединенного с ним
второго штекера в другую группу гнезд отыскивается ответ. При
правильном ответе загорается лампочка.
925. Начертите схему такого соединения, при котором одновре­
менно с выключением лампы в одной комнате загорается лампа
в другой?
926. Электрические лампы включены в осветительную сеть по
схемам, изображенным на рисунке 136. Напряжение в сети увели-
2208 2206
й 5
Рис. 135 Рис. 136
86
чилось. Как надо изменить сопротивление реостата в схемах, чтобы
сохранить на лампах прежнее напряжение?
927. На городских улицах в некоторых местах установлены
автоматические сигналы «Берегись трамвая». Сигнал зажигается
заранее, до того как подходит трамвай, и гаснет, когда трамвай
проходит. Начертите схему включения сигнала.
928. Для освещения длинных коридоров (или лестниц в подъ­
ездах) часто делают такое соединение проводов, что по концам
коридора (или вверху и внизу лестницы) имеется по переключателю.
В какую бы сторону ни шли люди, они поворотом первого переклю­
чателя могут зажечь лампу, а поворотом второго — погасить ее.
Составьте схему, удовлетворяющую таким условиям при возможной
экономии в проводах.
929. В комнате есть две электрические лампы. Составьте схему
включения в цепь такого переключателя, при помощи которого
можно было бы зажигать ту или другую лампу, или обе вместе, или,
наконец, обе выключать.
930. В осветительную сеть с напряжением 220 в надо включить
4 одинаковые лампы, дающие полный накал при напряжении ПО в.
Как следует соединить лампы, чтобы они не перегорели при включе­
нии их в эту сеть?
931. Составьте схему включения двух розеток и двух предохра­
нителей так, чтобы при коротком замыкании в какой-либо из розеток
вторая не выбывала из строя.
932. Как будут гореть одинаковые лампы, включенные по схеме
рисунка 137, при различных положениях ключа / и переключателя 2?
933. Как будут гореть лампы Лt и Л2 (рис. 138) при положениях
выключателя К «включено» и «выключено»?
934. Придумайте устройство с тремя кнопками и экраном, кото­
рое прн одновременном нажатии всех трех кнопок освещало бы экран
красным светом, при одновременном нажатии любых двух кнопок —
зеленым светом, а при нажатии какой угодно одной кнопки — синим
светом. Желательно, чтобы устройство было как можно проще.
Рис. 137 Рис. 138
87
935. Через лампочку карманного, фонаря и через
лампу, включаемую в электросеть для освеще­
ния, проходит ток приблизительно одной и той же
величины. Почему же эти лампочки выделяют раз­
ные количества теплоты при прохождении через
них тока в течение одного и того же времени?
936. Почему аккумулятор располагают возможно ближе к стар­
теру, а не в другом, более удобном месте и соединяют их толстой
медной шиной?
937. Остается ли постоянной мощность, потребляемая лампоч­
кой, при различных накалах?
938. Две лампы рассчитаны на напряжение 127 в каждая. Мощ­
ность одной из ламп 50 вт, другой 100 вт. У какой лампы сопротив­
ление больше?
939. Вследствие испарения и распыления материала с
поверхности нити накала лампы нить с течением времени становится
тоньше. Как это влияет на мощность, потребляемую лампой?
940. В сеть включаются два амперметра, показывающие одну
и ту же величину тока. В каком амперметре поглощается большая
мощность, если сопротивления у них разные?
941. На ваттметре имеются три пары клемм: токовые и напряже­
ния 127 и 220 в. Как, имея омметр, узнать, какие это клеммы, если
надписи на приборе стерты?
942. Вагон освещается пятью лампами, включенными последо­
вательно. Уменьшится ли расход электроэнергии, если уменьшить
число ламп до четырех?
943. Имеется ключ и две электрические лампы, на цоколе
одной из которых написано 75 вт, 220 в, а на цоколе другой —
15 вт, 220 в. Составьте схему, удовлетворяющую следующим усло­
виям: когда ключ замкнут, то горит только лампа в 75 0/п, если же
ключ разомкнут, то эта лампа гаснет и загорается дампа мощ­
ностью 15 вт.
Работа
и мощность
электрического
тока
Закон
Джоуля —
Ленца для
участка цепи
944. Показание какого из вольтметров (рис. 139)>
наибольшее? наименьшее?
945. Тонкая стальная проволока, протянутая
над демонстрационным столом, под действием
электрического тока раскаляется да светло-крас­
ного каления. Амперметр, включенный последовательно с раскален­
ной проволокой, показывает, что
величина тока в цепи постепенно
убывает. Если поддерживать в
цепи величину тока постоянной,
то проволока начнет раскаляться
все сильнее и сильнее, пока не пе­
регорит. Как это объяснить?
946. Ток проходит по сталь­
ной проволоке, которая при этом
слегка накаляется. Если одну часть
88
R,*fOM
< = }~
Пг=2омГ ___
R3~2om Rf^OM
Рис. 140
проволбки охлаждать, ногрузив ее
в воду, то Другая часть накаляет- -
ся сильнее. Почему? (Разность по­
тенциалов на концах проволоки
поддерживается постоянной.)
947. На двух штативах натяну­
та тонкая никелиновая проволока,
через которую пропускают ток. На проволоку повешены бумажные
полоски шириной 2—3 см. При резком возрастании тока проволока
накаляется и перегорает. Почему проволока перегорает обычно
в тех местах, где висят бумажные полоски?
948. Два проводника одинаковой длины из одного и того же
материала, но разного сечения включены последовательно в цепь.
В каком из них выделяется большее количество теплоты за одно
и то же время? Почему?
949. Две никелиновые проволоки одной и той же длины, но раз­
ного сечения соединены параллельно между собой и включены в цепь
электрического тока. В какой из них будет выделяться большее
количество теплоты?
950. В цепь включены параллельно медная и стальная проволоки
равной длины и сечения. В какой из проволок выделится большее
количество теплоты за одно и то же время?
951. В каком из сопротивлений (рис. 140) выделяется наибольшее
количество теплоты?
952. Почему плавкий предохранитель выходит из строя раньше,
чем какой-либо другой участок электрической цепи?
953. Почему в качестве предохранителей электрической цепи
употребляют проволоки из легкоплавких металлов?
954. Почему концы перегоревшего волоска предохранителя
обычно оканчиваются шариками?
955. Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить
толстую проволоку или пучок медных проволок («жучок»)? По­
чему?
956. В сеть параллельно включены две лампы. Сопротивление
одной из ламп больше другой. В которой из ламп выделится большее
количество теплоты за равное время?
957. Если на волоске электрической лампы образовался изъян
(утонынение волоска), то место изъяна накаливается сильнее осталь­
ной части волоска. Почему?
958. Изменится ли сопротивление вольфрамового волоска
электрической лампы, рассчитанной на 120 в, если присоединить
ее к генератору с напряжением в 4 е?
959. Имеются две лампы накаливания одинаковой мощности,
рассчитанные на напряжение 127 в, одна с угольным, другая с воль­
фрамовым волоском. Какая из ламп пропустит больший ток, если
их подключить к аккумулятору на 12 е?
960. Почему электрические лампы чаще «перегорают» в момент
замыкания тока и очень редко в момент размыкания?
89
961. Две электрические лампы, рассчитанные на одинаковое
напряжение, имеют разную номинальную мощность. В какой из
ламп выделится большее количество теплоты при последовательном
их включении в сеть с напряжением, на которое рассчитана каждая
лампа?
962. С какой яркостью будут гореть одинаковые лампы, рас­
считанные на напряжение ПО в, если напряжение между точками
Л и В в обеих цепях 220 в (рис. 141)?
963. Цепь собрана по схеме, изображенной на рисунке 142.
Лампы Ли Лг и Л3 рассчитаны на одинаковое напряжение, но раз­
личны по мощности: Лг имеет мощность 150— 200 вт, а Лг и Л3—
по 60 вт. Сопротивление реостата около 30— 50 ом. Напряжение
на клеммах АВ равно напряжению, на которое рассчитана каждая
лампа, а) Как будут гореть лампы, если замкнуть электрическую
цепь? б) Изменится ли накал ламп Л1 и Л3, если выключить лампу
Л2? в) Изменится ли накал ламп Ли Л2, Л д, если полностью вывести
реостат? Напряжение на АВ считать постоянным.
964. Имеется набор электрических ламп всевозможных мощно­
стей, рассчитанных на напряжение ПО в каждая. Лампы включены
в цепь (рис. 143). Каково долж­
но быть соотношение мощностей
ламп Ли Л2, Л3, чтобы при
включении в сеть с напряжением
220 в накал их был нормальным?
965. На панели смонтирова­
ны три электрические лампочки
мощностью 40, 100 и 150 вт, рас­
считанные на напряжение 220 в
каждая. Соединение ламп не по­
казано. При включении цепи в
сеть с напряжением 220 в ярче
90
Рис. 144
всех горит лампа на 100 вт,
слабее— на 150 вт и еще сла­
бее — на 40 вт. Если одну из
д трех ламп вывернуть, наблюда-
ется следующее: при отключении
40-ваттной лампы 100-ваттная го­
рит ярче, чем третья; при вывер­
тывании 150-ваттной лампы нэ
двух других ярче горит 40-ват­
тная; при отключении 100-ваттной лампы гаснут и остальные. Если
зашунтировать 100-ваттную лампу, тогда две другие горят полным
накалом. Начертите схему соединения ламп.
966. Пять одинаковых ламп, каждая из которых рассчитан*
на напряжение 110 в, включены в цепь под напряжением на участке
АВ 220 в (рис. 144). Не вычисляя, скажите, какая из ламп будо
гореть ярче?
967. Какой провод лучше всего применить для электрическн%
нагревательных приборов?
968. Почему может перегореть спираль электрической плитки,
если часть ее будет соприкасаться с дном алюминиевой кастрюли -
969. Какова может быть максимальная температура никелинь
вой спирали электрического нагревателя, опущенного в стакан
с водой, если нагреватель включить в сеть?
970. Что произойдет со спиралью электронагревателя, если
прибор вынуть из воды и оставить под током на некоторое
время?
971. В цепь включены электроплитка и амперметр. Изменятся
ли показания амперметра, если подуть на раскаленную плитку
холодным воздухом?
972. Когда величина тока в цепи будет больше: когда вся нике­
линовая спираль, включенная в электрическую цепь, находится
в воде или когда часть ее вынута из воды?
973. Как надо соединить обмотки двух нагревателей, опущенных
в стакан с водой, чтобы вода скорее закипела?
974. Один ученик крепко скрутил оборванные концы спирали
электроплитки, а затем обмотал это место медной проволокой, дру­
гой ограничился только простым соединением концов обрыва
спирали. Спираль какой из этих плиток может скорее перегореть
в месте соединения?
975. Будет ли давать ток термопара, изображенная
на рисунке 145, если места спаев Л и В нагревать,
а середины проводников С и D охлаждать?
976. Могут ли существовать токи, текущие от
более низкого потенциала к более высокому?
977. Могут ли существовать токи в проводнике при отсутствии
разности потенциалов между какими-либо двумя его сечениями?
978. При каких условиях от данного элемента можно получить
самый большой ток?
Э. д. с. Закон
Ома для
замкнутой цепи
91
979. Э. д. с. карманной батарейки, собранной из трех сухих
влементов, 4,5 в. Можно ли, хотя бы на короткое время, замыкая
клеммы этой батарейки проволокой сопротивлением в 0,01 ом,
получить ток в сотни ампер?
980. К зажимам батарейки карманного фонаря присоединили
вольтметр. Он показал 3,5 в. Затем вольтметр отсоединили и на его
место подключили лампу, на цоколе которой написано 30 вт,
3,5 в. Лампочка не горела. Объясните явление.
981. Является ли работа, совершаемая источником тока во внут­
ренней части цепи, величиной постоянной для данного источника?
982. При сборке цепи (рис. 146) ученик по ошибке включил
вольтметр вместо амперметра, а амперметр вместо вольтметра. Что
произойдет при этом с измерительными приборами?
983. Определите напряжение на зажимах цепи,
изображенной на рисунке 147,
984. Электрическая цепи включена так, как
изображено на рисунке 148. Что показывает
высокоомный вольтметр; 2Е иди нуль? Э. X с.
и внутреннее сопротивление обоих элементов считать одинаковыми.
985. Почему нельзя при помощи вольтметра магнитоэлектри­
ческой системы непосредственно измерить э. д. с. элемента?
986. Можно ли точно измерить э. д. с. при помощи чувстви­
тельного электрометра?
987. Как будет изменяться напряжение на зажимах источника,
если постепенно включать все большее и больщее сопротивление во
внешней цепи? К какому предельному значению будет стремиться
указанное напряжение в этом случае? Постройте график зависи­
мости напряжения на зажимах от сопротивления внешней цепи.
Закон Ома для
участка цепи,
содержащего
в. д. с.
92
Рис 147 Рис. 148
Рис. 149
Рис. 150
988. На,батарее карманного фонаря
имеется надпись: э. д, с. 4,5 в, а на лам­
почке указано напряжение 3,5 в. Почему
допускается такая разница в напряже­
нии?
989. Почему при коротком замыка­
нии напряжение на клеммах источника
близко к нулю, ведь ток в цепи имеет
наибольшее значение?
990. Каково должно быть сопротивле­
ние R, включаемое параллельно участку
цепи АВ (рис. 149), чтобы напряжение на
зажимах генератора существенно не из­
менилось?
991. К точке А однородного проволоч­
ного кольца, имеющего значительное со­
противление, присоединен провод, а к диа­
метрально противоположной точке В —
скользящий контакт (рис. 150). Как будут
меняться показания вольтметра при дви­
жении скользящего контакта?
992. Изменятся ли показания ампер­
метра и вольтметра, включенных в цепь, состоящую из батареи
карманного фонаря и лампочки, если в эту цепь включить взамен
одной лампочки две такие же, соединенные между собой последо­
вательно? параллельно?
993. Уменьшится ли в два раза падение напряжения на участке
цепи АВ (рис. 151), если параллельно ему подключить проводник
АС В, сопротивление которого равно сопротивлению участка Л В?
994. Параллельно участку цепи АВ подключен проводник АСВ
(рис. 151). Как изменится величина тока в неразветвленной части
цепи и на участке АВ}
995. Сравните показания амперметров в цепях, изображенных
йа рисунке 152, составленных из соответственно одинаковых при­
боров.
996. Как изменяется показания приборов (рис. 153) при переме­
щении ползуна реостата? Как изменится накал нити электрической
лампы в той и другой схеме?
997. Будет ли меняться падение напряжения на участке цепи
АВ (рис. 154), если изменяется сопротивление реостата R?
998. Что произойдет с показаниями
вольтметра при движении ползунка реоста­
та влево (рис. 155)? Будут ли отличаться в
два раза показания, если ползунок передви­
нуть из точки ВвС (при АС=СВ)}
999. В электрической цепи (рис. 156)
показания однотипных вольтметров одина­
ковы. а) Исправны ли приборы? б) Можно
93
-II - Г" I
Рис. 153
ли, проверив только один вольтметр, судить об исправности дру­
гого?
1000. При включении в сеть нагревательных приборов (утюга,
плитки) горящие лампы внезапно уменьшают свою яркость. Осо­
бенно заметно уменьшается яркость в первый момент; затем она
несколько возрастает, но все равно остается меньше, чем до включе­
ния прибора. Объясните явление.

Ответы к задачам по физике Тульчинский from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (18.07.2016)
Просмотров: | Теги: Тульчинский | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar