Тема №6464 Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 6)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 6) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по физике Тульчинский (Часть 6), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1 2 2 1 . , Северный полюс магнита опускается в отверстие замкну­
той катушки. Каково направление индукционного тока? Определите
его по правилу правой руки и проверьте, пользуясь законом Ленца.
1222. Прямой магнит равномерно проходит сквозь короткозамк­
нутую катушку. Изобразите примерный график индукционного тока.
1223. Если раскачивать одну из катушек, изображенных на
рисунке 227, то другая тоже начинает колебаться (концы катушек
соединены между собой). Объясните почему. Можно сделать так,
что при этом обе катушки будут смещаться одновременно в одну или
в противоположные стороны. Укажите, как это можно осуществить.
1224. Если два одинаковых демонстрационных гальванометра
Депре соединить проводами и раскачивать стрелку одного из ниХ>
то что произойдет со стрелкой другого?
120
Рис. 227 Рис. 228 Рис. 229
1225. Определите направление индукционного тока в подвижном
проводнике А (рис. 228), если он переводится из плоскости, перпен­
дикулярной плоскости тока В, в плоскость самого контура В в на­
правлении, указанном стрелкой (опыт Ленца).
1226. Покажите направления индукционных токов при сближе­
нии и удалении цепей, изображенных на рисунке 223, когда верхняя
цепь замкнута.
1227. Одна сторона прямоугольной проволочной рамки совме­
щена с прямолинейным участком цепи тока. Рамка делает вокруг
этой стороны полный оборот. Будет ли при этом движении индуцй-
роваться ток в рамке?
1228. Проволочная прямоугольная рамкач вращается с постоян­
ной скоростью вокруг одной из своих сторон, параллельной рас­
положенному рядом с рамкой прямолинейному проводу с током
(рис. 229). Укажите, когда в рамке индуцируется наибольшая и
Наименьшая э. д. с. Индукцией магнитного поля Земли пренебречь.
1229. Размагничивается ли постоянный магнит, если в его маг­
нитном поле вращается виток, замкнутый на сопротивление?
1230. Медный диск расположен между полюсами магнита
(рис. 201). В электрическую цепь диска вместо батареи постоянного
тока включен гальванометр. В каком направлении будет протекать
индукционный ток, если вращать диск пб часовой стрелке?
1231. Наблюдатель, находящийся в северном полушарии Земли
и смотрящий сверху, видит горизонтальный медный диск вращаю­
щимся по часовой стрелке. Вследствие движения 6 магнитном поле
Земли в диске возникает э. д. с. индукции. В каком месте диска —
в центре или на окружности — потенциал будет больше?
1232. Два соленоида расположены соосно (рис. 230) на близком*
расстоянии друг от друга. В правый вдвигают магнит. Определите
Направление тока в обоих соленоидах на участках АВ и СОГ
^—^SiSiSlSLr^ l-\SlSlSULr-i C .i,. ,i
N s
Рис. 230
ш
1233. Медный провод, включенный в замкнутую цепь, окружен
толетой железной оболочкой и вносится вместе с ней в пространство
между полюсами электромагнита. Будет лн в проводе возникать
э. д. с. индукции?
1234. В кольцо из диэлектрика вдвигают магнит. Какое возни­
кает явление?
1235. Предположим, что в кольцо из сверхпроводника вдви­
гается магнит. Как изменится при этом магнитный поток, проходя­
щий через кольцо?
т А 1236. Почему сверхпроводящий шарик плавает в
гоки Ф уко магнитном поле?
1237. Если в пространство между полюсами сильного электро­
магнита поместить толстостенный медный цилиндр, наполненный
водой, и привести его в быстрое вращение, то цилиндр нагреется
настолько, что вода быстро закипит. Объясните этот опыт. За счет
какой энергии происходит нагревание цилиндра и воды?
1238. В металлических электродах радиолампы содержится не­
которое количество воздуха, который выделяется при накаливании,
снижая вакуум в лампе. Для удаления-воздуха электроды лампы во
время откачки нужно нагреть до красного каления, но это опасно
для стеклянного баллона лампы. Каким способом можно нагреть
электроды лампы, не нагревая баллона?
1239. В 1822 г. физик Араго заметил, что колеблющаяся около
положения равновесия магнитная стрелка быстро останавливается,
если она находится в футляре из меди, тогда как без медного фут­
ляра ее качания долго не прекращаются. Объясните явление.
1240. Араго проделал следующий опыт: на оси центробежной
машины был укреплен медный диск А, закрытый стеклом С, над
которым подвешен магнит В (рис. 231). При быстром вращении
диска магнит приходил в движение и следовал за ним. При замене
медного диска стеклянным или деревян­
ным магнит оставался неподвижным.
Магнит также оставался неподвижным,
когда в медном диске были сделаны раз­
резы по направлению его радиусов.
Когда разрезы были запаяны, магнит
опять приходил в движение. Объясните
эти опыты. 1 . .
1241. Почему колебания стрелки маг­
нитоэлектрического прибора быстро
затухают, если его клеммы замкну­
ты?
1242. Медицинский прибор для из­
влечения неферромагнитных металличе­
ских опилок из глаза представляет со­
бой сильный электромагнит, питаемый
переменным током. Каков должен быть
график зависимости силы тока, питающе-
122
го электромагнит, от времени,
чтобы прибор отвечал своему
назначению?
1243. Верно ли утвержде­
ние, что электромагнит не
действует на медную пла­
стинку?
1244. Две катушки индук­
тивно связаны между собой.
Первая из них замкнута на
вольтметр, вторая присоеди­
нена к генератору переменно­
го тока. Как изменится напря­
жение, которое показывает
вольтметр, если между катуш­
ками поместить медный лист?
1245. Между полюсами
электромагнита подвешен за
ушко А кубик, сложенный из
отдельных изолированных
медных листов (рис. 232). Ку­
бик вращается вокруг верти­
кальной оси. При включении
электромагнита вращение кубика
тормозится, причем тормозящее
действие значительно сильнее тог­
да, когда кубик подвешен за ушко
В. Объясните явление.
1246. На рисунке
233 показан график
изменения величины тока в ка­
тушке при замыкании и размы­
кании цепи. В каком случае ве­
личина тока изменяется быстрее: при замыкании или размыкании?
• 1247. При замыкании цепи (рис. 234) работает электрический
звонок и горит неоновая лампа, а лампа накаливания не горит.
Если отключить звонок, то загорается лампа накаливания, а неоно­
вая Гаснет. Почему?
1248. В какой момент искрит рубильник: при замыкании или
размыкании? Если параллельно рубильнику включить конденсатор,
то искрение прекращается. Объясните явление.
1249. Желая «продемонстрировать» самоиндукцию при замыкании
цепи, учащийся составил ее из батареи, лампы и ключа, взяв лампу
с толстой нитью накала. При замыкании ключа нить действительно
раскалялась не сразу, а постепенно. В чем истинная причина посте­
пенности накала нити лампочки?
1250. Если расстояние между электродами высоковольтного ин­
дуктора И В-100 невелико, то искры получаются и при замыкании,
Самоиндукция
Р и с. 234
123
и при размыкании первичного тока. Если
расстояние между электродами увели­
чить, то искры образуются только при
размыкании. Объясните явление.
1251. При электросварке применяется
стабилизатор — катушка со стальным
сердечником, включаемая последовательно с дугой. Почему стаби­
лизатор обеспечивает устойчивое горение дуги? ч
ы..п.гаг«... _____ I252* Объясните явления, описанные Э. X. Лен-
цем: «Искра при открытии цепи является сильнее
тогда, когда употребляют для закрытия длинную проволоку, нежели
короткую, хотя самый ток в первом случае бывает слабее по причине
худой проводимости длинной проволоки. Искра при открытии
цепи будет сильнее, когда длинную соединительную проволоку на­
матывают на цилиндр в виде спирали, а еще сильнее, когда цилиндр
будет железный».
1253. К батарее аккумуляторов присоединены параллельно две
цепи. Одна содержит лампы накаливания, другая — большой элек­
тромагнит. Величина тока в обеих цепях одна и та же. При раз­
мыкании какой из цепей будет наблюдаться более сильная
искра?
1254. Число витков в трех обмотках, а также длина их проводов
одинаковы (рис. 235). Какой из этих проводников обладает наиболь­
шей и какой наименьшей индуктивностью?
1255. Как уменьшить индуктивность катушки с железным сер­
дечником при условии, что габариты обмотки (ее длина и поперечное
сечение) останутся неизменными?
Энергия 1256. Прямолинейный проводник начинает дви-
м агиитного гаться с возрастающей скоростью, пересекая линии
поля магнитной индукции однородного магнитного поля.
В одном случае концы проводника замкнуты на активное сопротив­
ление; в другом последовательно с активным сопротивлением вклю­
чена катушка самоиндукции. В какие виды (в обоих случаях) пре­
вращается энергия, затрачиваемая на перемещение провод­
ника?
1257. В цепь батареи аккумуляторов последовательно включены
обмотка электромагнита и лампа накаливания. В то время, когда
электромагнит перемещает (притягивает к себе) груз, накал нити
лампы уменьшается. Объясните явление.
1258. Поясните превращения энергии, происходящие при сле­
дующих процессах: '
а) Магнитная стрелка поворачивается вблизи провода, по кото-
' рому пустили ток.
б) Электромагнит притягивает к себе якорь.
в) От электромагнита, по обмотке которого идет ток, отрывают
якорь. /
г) Постоянный магнит притягивает к себе кусок железа.

1259. В романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний
капитан» есть такое место: «...Негоро положил под
компас железный брусок. Железо притянуло к себе
стрелку компаса... стрелка сместилась на четыре
румба... После того как из-под нактоуза был убран
железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное поло­
жение и указывала своим острием прямо на магнитнкй полюс».
Объясните описанное явление.
1260. Сильный магнит из сплава магнико может удерживать
гирлянду, состоящую из нескольких цилиндров, сделанных из мяг­
кого железа (рис. 236). Что будет происходить с цилиндрами, если
снизу к гирлянде приближать такой же магнит (магниты обращены
друг к другу одноименными полюсами)? Что будет происходить с
цилиндрами, если магниты будут обращены друг к другу противо­
положными полюсами?
1261. Над соленоидом (рис. 207) на пружине подвешивают тон­
кие стержни из мягкого железа, чугуна, меди. Что произойдет с
каждым из стержней, если через соленоид пропустить постоянный
ток?
1262. Какой из электромагнитов (рис. 237) имеет большую
подъемную силу, если они сделаны из одинаковой стали, обмотки
имеют одинаковое число витков и,по ним проходит ток равной
величины?
1263. Начертите линии индукции поля подковообразного маг­
нита, между полюсами которого находится стальное кольцо, пло­
скость которого параллельна линиям поля.
1264. Можно ли намагнитить шар или кольцо?
1265. Советские магнитологи сконструировали магнит­
ный микрометр, позволяющий измерять толщину слоя лака
или краски, покрывающей железный или стальной пред­
мет. Отрывая магнит прибора от предмета, измеряют силу
притяжения при отрыве.- Как, зная силу, необходимую для
отрыва магнита, определить толщину слоя краски?
1266. В некоторых специальных радиолабораториях МГУ
стены, пол и потолок обиты оцинкованным железом. Для
чего это сделано?
5
N
И змерение
магнитной
проницаемости
железа
N
S С
Р и с. 236
3 с
Рнс. 237
198
1267. В поэме «О природе вещей» древнеримский
яДизм" диамаг" философ Лукреций Кар Пишет: «Видеть случалось
мне, как прыгают медных сосудах самофрйкиЛ-
ские кольца с железа опилками вместе, бурно бушуя, когда под со­
судом камень магнитный, словно скорей убежать они жаждут от
Мого камня». Как объяснить описанное здесь явление? Будет ли оно
Происходить, если сосуд взять железный, а не медный?
1268. Зачем научно-исследовательские суда для изучения маг­
нитного поля Земли (например, «Витязь», «Заря») строят не сталь­
ные, а деревянные и для скрепления деталей применяют винты из
бронзы, латуни и других немагнитных материалов?
1269. Известный физик Ф. Н. Шведов предложил
побега* следующую модель электродвигателя. К вертушке,
Ферромагнетиков сделанной из железных проволок, поднесен сильный
электромагнит. Рядом с ним под вертушкой постав­
лена горелка или свеча, нагревающая одну из проволок вертушки
(рйс. 238). Почему вертушка вращается?
1270. Как размагнитить сталь и как сохранить магнитные свой­
ства магнита постоянными?
1271. При нагревании выше точки Кюри магнит размагничивает­
ся. В какие виды превращается при этом энергия магнитного поля?
1272. На рисунке 239 показано, как изменяется магнитная ин­
дукция в стальном (I) и чугунном" (И) сердечнике в зависимости от
Количества ампер-витков катушки, намагничивающей сердечник.
Объясните наличие почти горизонтальных участков у обеих кривых.
1273. С какой целью в сердечники дросселей фильтра выпрями­
теля вводят воздушный зазор?
1274. В замкнутую накоротко катушку вставлена другая мень­
шего диаметра, по которой идет постоянный ток. Если в эту катушку
вдвигать железный сердечник, то внешняя
нагревается. Почему это происходит?
1275. Перед прямым магнитом распада*
гается катушка, имеющая те же геометри­
ческие размеры, что и магнит. В катушке
Рис. 238 создают ток h такого направления и силы,
что поле в точке Л, находящейся от
катушки и магнита на равных рас­
стояниях, исчезает. Затем катушку
надевают на магнит и создают в ней
такой ток / я, что поле в точке А
снова исчезает. Должны ли быть
равны между,собой h и / 2?
1276. Для чего иногда на по­
люсах сердечника электромагнита
делают медные напайки?
1277. Чем отличаются стали,
применяемые для постоянных маг­
нитов и электромагнитов?
1 |б
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
25. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК
1278. В каких фазах колеблются маятнйки, изобра­
женные на рисунке 240?
1279. От звучащего камертона с помощью ма­
ленького зеркальца, прикрепленного к ветви ка­
мертона, пучка света и зеркальной вращающейся
призмы получена на черном экране светлая кривая линия (график
колебания). Почему эта кривая получается неравномерно светлой
(рис. 241)?
1280. Как изменится период колебаний маятника, если его пере­
нести из воздуха в воду или в вязкое масло?
1281. Как изменится период колебаний маятника с железным
шариком, если под ним поместйть электромагнит?
1282. По какой траектории будет двигаться шарик математиче­
ского маятника, если нить маятника пережечь в тот момент, когда
шарик проходит положение равновесия?
1283. Два одинаковых полых шара заполнены один водой, дру­
гой песком и подвешены на нитях одинаковой длины. Шары откло­
нены на одинаковые углы. Будут ли у них одинаковыми периоды
колебаний? Одинаково ли долго будут они колебаться в сосуде,
из которого откачан воздух? Одинаково ли долго будут они коле­
баться в воздухе?
1284. Как будут идти часы с секундным маятником,
установленным для Москвы, на полюсе и на эква­
торе?
1285. Сохранится ли период колебаний часов-
ходиков, если их с Земли перенести на Луну?
1286. Как будет изменяться ход маятниковых часов при на­
ступлении летних жарких дней по сравнению с холодными зимними
Применение
маятника в ча­
сах. Физический
маятник
Колебательное
движение.
Математиче­
ский маятник
А А А А ■ А А \J v v \J v V w
Рис. 241
127
днями, если часы установлены в неутепленноМ=помещений (<Й*е{шейЬ
маятника металлический)?
1287, Как надо передвинуть чечевицу маятника при отставании
часов?
1288. Изменится ли период колебаний качелей, если вместо
одного человека на качели сядут двое?
1289. Складываются два гармонических, одинаково
Сложение направленных колебания. Периоды и амплитуды
колебаний. колебаний равны, а фазы смещены относительно
Резонанс
друг друга на у . а) Будет ли результирующее ко­
лебание гармоническим? б) Чему равен период результирующего
колебания? в) Какая разность фаз между результирующим колеба­
нием и составляющими колебаниями? Начертите график результи­
рующего колебания.
1290. Сложите графически два гармонических, одинаково на­
правленных колебания равных периодов, но смещенных по фазе
друг относительно друга на я. Амплитуды отно9 ятся между собой
как 3:1.
1291. Сложите графически два гармонических, одинаково на­
правленных колебания, у которых частоты относятся между собой
как 1 : 3, а амплитуды — как 2 : 1. а) Какова частота сложного ко­
лебания? б) Будет ли сложное колебание гармоническим?
1292. Складываются два одинаково направленных гармониче­
ских колебания с равными амплитудами и начальными фазами.
Периоды колебаний относятся как 1 : 1,5. Начертите график слож­
ного колебания.
1293. В ведре несут воду. После того как сделано около десятка
шагов, вода начинает расплескиваться. Почему?
1294. Если положить на воду в ведре (задача 1293) деревянный
кружок, то вода при ходьбе не расплескивается. Почему?
1295. При некоторой скорости вращения швейной машины стол,
на котором она стоит, иногда сильно раскачивается. Почему?
1296. Для чего все вибрирующие установки высотных зданий
в Москве (электродвигатели, дизельные установки и др.) ставятся
на специальные резиновые или металлические амортизаторы?
^ 1297. В бегущей поперечной волне (рис. 242) части­
ца А имеет направление скорости, указанное на
рисунке. В каком направлении движется волна?
1298. Поперечная волна (рис. 243) движется влево. Определите
направление движения точки А.
128
1299. Морские волны, приближаясь
к берегу, увеличивают высоту, достигая
иногда 43 м. Почему это происходит?
1300. Когда небольшие морские вол­
ны приближаются к наклонному берегу,
на них обр азуй ся пенистые гребни.
Почему?
1301. Академик В. В. Шулейкин
отмечает, что волны всегда подходят перпендикулярно к берегу,
даже если ветер дует параллельно ему. Чем можно объяснить та­
кое изменение направления движения волн?
1302. Могул ли сваи, имеющие диаметр 30—40 см, вбитые в дно
перед берегом на расстоянии 2— 3 м друг от друга, ослабить набе­
гающие на берег волны?
1303. На рисунке 244 показано мгновенное положение частиц
среды и направление их движения в стоячей поперечной волне. На­
чертите положение этих частиц и направление их движения через
-у Т и Т, где Т — период колебания.
1304. Где надо деформировать (колебать) резиновый шнур (в ме­
стах пучности смещения или в узле), чтобы получить стоячую по­
перечную волну?
1305. Почему при выстреле из ружья слышен звук?
у 1306. Если по краю стакана, в котором наполо­
вину налита вода, провести смычком, то на воде появляются
мелкие волны. Объясните явление.
1307. При полете большинство насекомых издают звук. Чем он
вызывается?
1308. Если провести влажным пальцем по стеклу, то получается
звук. Почему?
1309. Почему при проверке колес вагонов во время стоянки
поезда их обстукивают молотком?
1310. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?
1311. Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к пиле
прижимают доску. Почему?
1312. Как изменяется высота тона струны или кдмертона при
повышении температуры?
1313. Настройщики аккордеонов изменяют тон звучания того^
или иного язычка (пластинки), утончая язычок либо у свобод­
ного конца, либо у закрепленного. Как при этом изменяется тон?
1314. Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне
колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону
металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном,
от давления воздуха в нем?
1315. Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или
комар? Как это можно определить?
1316. Если дуть около отверстия ключа, получается звук опре­
деленной высоты. Как рассчитать частоту звука?
5 М. Е. Тульчннский 12'3
j _ h _ o__________ ^
iji
Рис. 244
1317. В бутылку льют воду. Струя воды производит при этом
шум, в котором все-таки можно уловить некоторый определенный
тон. По мере наполнения ;бутылки водой этот тон становится выше.
Объясните явление.
1318. Основные тоны двух труб, из которых одна открыта с обеих
сторон, а другая — с одной, одинаковы. Какие тоны будут общими
для обеих труб?
1319. Изменится ли высота основного тона прямой трубы, если
трубу сделать изогнутой?
1320. Рассмотрите детскую игрушку «поющий волчок». Объяс­
ните, как при вращении волчка возникает звук. Какие из величин,
характеризующих звук (высота тона, громкость), зависят от скорости
вращения волчка?
1321. Почему изданный звук с течением времени исчезает?
Распростране- 1322. В воду погружен вибратор, мембрана кото-
ние звуковых рого создает музыкальные звуки. Будет ли находя-
волн щийся под водой пловец слышать мелодию такой же,
какой он слышал бы ее на поверхности земли?
1323. Наблюдатель удаляется от колокола, по которому произ­
водятся удары через каждую секунду. Сначала видимые и слышимые
наблюдателем удары совпадают. Потом они не совпадают. Затем
на некотором расстоянии наблюдателя от колокола видимые и
слышимые удары снова совпадают. Объясните явление.
1324. Может ли звук сильного взрыва на -Луне, например из­
вержения вулкана, быть слышен на Земле?
1325. Как могут космонавты переговариваться на Луне?
1326. Игрушечный «телефон» состоит из двух коробок, соединен­
ных натянутой ниткой или проволокой (рис. 245). Такое устройство
позволяет переговариваться тихим голосом и даже шепотом на рас­
стоянии в несколько десятков метров. Объясните явление.
1327. Если ударить молотком по одному концу длинной метал­
лической трубы (например, водопроводной), то стоящий у другого
конца трубы услышит двойной удар. Почему?
1328. Механики, проверяя работу двигателя автомашины или
трактора, иногда прикладывают к уху один конец ручки молотка,
а другой конец — к разным частям двигателя. Для чего они это
делают?
1329. Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высо­
кие, сильные и слабые звуки распространялись с различными
скоростями?
1330. Может ли снаряд, выпущенный из орудия, опередить звук
выстрела?
1331. Почему при стрельбе пуля вылетает из ружья со свистом,
а брошенная рукой летит бесшумно? '
Р и с . 2 4 5
130
1332. Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросенка с та­
кой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».
С какой наименьшей скоростью должен был бы лететь поросенок,
чтобы описанный случай произошел в действительности?
1333. Если наблюдать с Земли полет скоростного самолета, то
создается впечатление, что шум мотора исходит не от самолета, а из
точек, находящихся на значительном расстоянии позади самолета.
Объясните явление.
1334. Голос слышен на большом расстоянии, но слов иногда разо­
брать нельзя. Чем это объясняется?
1335. Может ли возникнуть эхо в степи?
1336. Почему в горах эхо многократное?
1337. На открытом воздухе музыка, пение, речь оратора звучат
менее громко, чем в помещении. Почему?
1338. Почему в комнате обычных размеров не бывает эха?
1339. Поезд входит в коробкообразный пролет железнодорож­
ного моста. В это время пассажиры слышат шумовые удары при каж­
дом мелькании перед окном стальных балок фермы. Объясните
явление.
1340. В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее гром­
ко, чем в пустом.' Почему?
1341. Как объяснить звуковой «мираж» — явление, когда звук
представляется идущим от «мнимого» источника?
1342. На высоте более 3000 м над поверхностью Земли нельзя
воспринять ни одного звука, источник которого находится на по­
верхности Земли. Почему?
1343. Почему суфлерскую будку обивают войлоком?
1344. Для борьбы с уличным шумом в стенах высотных зданий
в Москве вмонтирован асбестоцементно-пористый материал. Почему
это препятствует проникновению звука в здание?
1345. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на
более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду?
1346. Имеются два камертона с одинаковой собственной часто­
той. Один из них некоторое время
подержали в руке, а затем оба — -------" I
камертона возбудили. Почему при Г””"” ” \ —.
этом слышны биения? \ -----——■—
1347. Две одинаковые струны ~~
звучат в унисон. У одной из них
чуть-чуть изменяют натяжение.
Что будет слышно при этом?
Звуковой 1348. Звучащий ка-
резонанс мертон помещают
над отверстием сосуда (рис. 246),
который служит резонатором. Если
на одну из ветвей камертона, не ка­
саясь ее, надеть картонную трубку, ■—
то звук заметно усилится. Почему? Рис. 246
5* 131
1349. Когда прислушиваются к отдаленному шуму, то невольно
раскрывают рот. Почему?
1350. Если чашку, стакан или раковину морского моллюска при­
близить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный
шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука?
1351. Почему неполный чайник перед закипанием воды «шумит»
сильнее, чем полный?
1352. Колеблющийся камертон в руке звучит тихо, а если по;
ставить его ножку на стол, он звучит громко. Объясните явление.
1353. Если звучащий камертон поставить на деревянный ящик,
звук заметно усиливается. Почему?
1354. Почему телеграфные столбы гудят при ветре?
1355. В начале и в конце звуковой дорожки
Запись звука. патефонной пластинки записаны несколько тактов
одной и той же мелодии. Чем отличается запись
этой мелодии на различных местах пластинки?
1356. Почему старая патефонная пластинка плохо звучит?
1357. Зачем меняют иглу в патефоне?
1358. Академик В. В. Шулейкин открыл интересное явление:
на берегу моря резиновый шар-зонд, приближенный к уху, вызывает
сильную боль в ухе, если где-то в море бушует шторм. Чем объяс­
няется это явление? Какое практическое значение может оно иметь?
1359. Случайно залетая в окно, летучая мышь иногда садится
людям на головы. Почему?
Инфра- н
ультразвук
26. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК
Получение 1360. На якоре генератора имеются две одинаковые
переменного обмотки, расположенные близко друг к другу (рис.
247). а) Начертите график изменения э. д. с. в каж­
дой обмотке за один полный оборот якоря, б) Начертите график из­
менения суммарнойэ. д. с., если обе обмотки
соединены последовательно, параллельно.
1361. Почему генераторы, приводимые
в движение гидротурбинами, делают много­
полюсными, а турбогенераторы — двухпо­
люсными?
132
Действующее
значение напря­
жения и тока.
Сопротивление
при переменном
токе
1362. На рисунке 248 показан поперечный разрез ротора двух-
полюсного турбогенератора. В пазах ротора имеется обмотка про­
водов, питаемая постоянным током указанного на рисунке направ­
ления. Укажите расположение магнитных полюсов этого ротора.
По всей ли поверхности ротора плотность магнитного потока одна
И та же?
1363. Почему не применяют для освещения переменный ток
с частотой 10— 15 ец?
1364. Можно ли одновременно по одной и той же цепи переда­
вать постоянный и высокочастотный переменный токи?
1365. Можно ли измерить чувствительным электро­
метром напряжение в цепи переменного тока?
1366. Чтобы не слепить зрителей резким пере­
ходом от темноты к свету, во многих театрах и ки­
нотеатрах свет после окончания акта или сеанса
включают постепенно. Это можно осуществить либо
с помощью реостата, либо с помощью катушки с выдвигающимся
железным сердечником. Какой способ избрать?
1367. В электрическую цепь включена катушка, по которой
пропускают сначала постоянный, а затем переменный ток того же
напряжения. В каком случае катушка нагреется больше?
1368. Почему эталоны сопротивления изготовляются способом
бифилярной намотки?
1369. Лампа и конденсатор включены последовательно в осве­
тительную сеть переменного тока (рис. 249). Как изменится накал
лампы, если включить еще один конденсатор параллельно первому?
1370. Как изменится накал лампы, если конденсатор будет
пробит и цепь в этом месте замкнется (рис. 249)?
1371. В подводящих проводах текут постоянный и переменный
токи. Какой ток будет в ветвях С, R и L (рис. 250)? Индуктивность
считать значительной.
1372. Звуковой генератор служит для получения синусоидаль­
ного напряжения, частоту которого можно изменять в широких пре­
делах (обычно от 20 гц до 150 кгц). Если собрать цепь по схеме
рисунка 251 и постепенно увеличивать частоту тока в цепи, то будет
наблюдаться следующее: лампа А сначала горит ярко, затем все
слабее и, наконец, гаснет; лампа В сначала не горит, затем начинает
светиться, а по мере увеличения частоты яркость свечения ее уве­
личивается. Объясните явление.
Р и с . 249 Р и с . 251
133
Выпрямление
переменного
тока
1373. На генераторах постоянного тока указывается
направление вращения ротора. Почему не следует
пускать машину в обратную сторону?
1374. Что надо сделать, если индуктор генера­
тора постоянного тока размагнитился?
1375. Почему в генераторах постоянного тока с последователь­
ным возбуждением обмотка возбуждения состоит из относительно
небольшого числа витков толстой проволоки, а обмотка генератора
с параллельным возбуждением — из большого числа витков тонкой
проволоки?
1376. Если при постоянной скорости вращения якоря генератора
постоянного тока с последовательным возбуждением уменьшить со­
противление внешней цепи, то э. д. с. машины увеличится. Объяс­
ните явление.
1377. На рисунке 252 схематически изображена цепь переменного
тока. Г — генератор переменного тока, с помощью которого заря­
жается аккумулятор А, В — выпрямитель, а) Укажите цепь пере­
менного и выпрямленного токов, б) Какой ток проходит через лам­
пу — переменный или частично выпрямленный?
1378. Полупроводниковые (селеновые, купроксные, германие­
вые) выпрямители для двухполупериодного выпрямления однофаз­
ного тока чаще всего включаются по мостовой схеме (рис. 253).
Покажите при помощи двух рисунков путь тока за каждый полу-
период. Начертите графики тока до выпрямления и после
выпрямления.
1379. Почему электродвигатель с последователь-
Электродвигатели ньш возбуждением нельзя пускать вхолостую
или с очень малой нагрузкой, а с параллельным
возбуждением можно?
1380. Почему электродвигатель постоянного тока с последова­
тельным возбуждением можно питать не только постоянным, но и
переменным током?
1381. Для регулирования скорости вращения якоря двигателя
постоянного тока с параллельным возбуждением можно включить
реостат или последовательно со всем двигателем, или только с его
/
134
обмоткой возбуждения. Какой из способов экономически более
выгоден?
1382. В цепь школьного электродвигателя постоянного тока
включили амперметр для измерения величины тока. Ёсли вращаю­
щийся якорь двигателя задержать тормозом, величина тока возрас­
тет. Как объяснить явление?
1383. Если два генератора постоянного тока соединить последо­
вательно и якорь одного из них внешней силой привести во враще­
ние, то будет вращаться и другой.' Почему?
1384. Докажите, что если из двух машин постоянного тока оди­
накового типа одна работает в качестве двигателя и при этом токи
в якорях и обмотках индукторов обеих машин имеют одинаковое на­
правление, то якори машин будут вращаться в противоположные
стороны.
1385. Двигатели электропоезда потребляют энергию из сети,
но в некоторых случаях, наоборот, отдают ее обратно в сеть (реку­
перация энергии). Какие это случаи?
1386. В трамвайном вагоне два двигателя; водитель может вклю­
чить их и последовательно и параллельно. В каких случаях приме­
няется каждое соединение?
1387. На рисунке 254 изображена схема устройства
рансформаторы трансформатора для точечной сварки. Повышается
или понижается напряжение на зажимах вторичной обмотки, если
ручку переключателя Р передвигать от контакта А к контакту S?
1388. Изменится ли соотношение между напряжениями на за­
жимах первичной и вторичной обмоток трансформатора, если желез­
ный сердечник заменить медным? алюминиевым?
1389. Для демонстрации опытов употребляется небольшой транс­
форматор с разъемным сердечником. Допустимо ли длительное вклю­
чение трансформатора при незамкнутом сердечнике под напряже­
ние, указанное на первичной катушке?
1390. В первичную обмотку трансформатора на 220 в вклю­
чается электрическая лампа мощностью 100 вт. Во вторичную
обмотку включаются несколько ламп напряжением 12 в каждая,
соединенных параллельно. Как будет изменяться накал 100-ватт­
ной лампы при замыкании вторичной цепи и увеличении числа
1 2 -вольтных ламп?
1391. Почему трансформатор выходит из строя, когда в нем замы­
каются накоротко хотя бы два соседних витка?
1392. На катушку школьного универсального трансформатора
в 2 2 0 в кратковременно подается напряжение, а катушка на 12 в
подвешивается на динамометре к штативу. Отмечают показания ди­
намометра при разомкнутой вторичной обмотке А (рис. 255).
а) Замыкают катушку А накоротко проволокой, при этом на­
блюдается сжатие пружины динамометра и уменьшение его показа­
ний. Почему?
б) Замыкают катушку А через лампу — динамометр почти не
уменьшает своих показаний. Почему?
135
1393. Почему нагруженный трансформатор гудит? Какова ча­
стота звука трансформатора, включенного в сеть тока промышленной
частоты?
27. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
1394. Как изменится частота электромагнитных
Колебательный колебаний в закрытом колебательном контуре, если
контур в катушку его ввести железный стержень? если уве­
личить расстояние между пластинами конденсатора?
1395. Могут ли в контуре, состоящем из конденсатора и актив­
ного сопротивления, возникать свободные колебания?
1396. Чем отличаются друг от друга свободные колебания в двух
контурах с одинаковыми параметрами, если конденсаторы контуров
были заряжены от батарей с неодинаковой э. д. с.?
1397. На рисунке 256, а, б показаны графики затухающих коле­
баний в двух колебательных контурах. В чем их отличие?
1398. Какова энергия конденсатора в колебательном контуре
в моменты максимумов тока в катушке в случае, когда сопротивление
ничтожно мало?
1399. Где сосредоточена энергия при свободных колебаниях в
колебательном-контуре через у , у , -i-, периода после начала
разряда конденсатора?
1400. Совпадают ли по фазе напряжение на обкладках кон­
денсатора и ток в колебательном контуре?
1401. Как объяснить следующее наблюдение Г. Гер-
Электромагнит- ца: «Изучая искры во вторичном проводнике на
в больших расстояниях от первичного, где, разумеет­
ся, искры должны быть очень слабыми, я замечал, что в некоторых
положениях контура, например при приближении к стене, искры
снова делаются вполне отчетливыми, но в непосредственной близости
к стене они внезапно исчезают»?
1402. Почему при связи на коротких волнах получаются зоны
молчания?
1403. Почему замирает или совсем прекращается радиоприем
в автомобилях при проезде их под мостом или в тоннеле?
136
1404. Радиоприемник может настраиваться на при-
радиоприем е м радИ0В0ЛН различной длины от 25 до 2 0 0 0 м.
Что нужно для перехода к приему более длинных волн: сближать или
раздвигать пластины конденсатора колебательного контура?
1405. Какой приемник супергетеродинного типа может принять
больше радиостанций: имеющий усилитель высокой частоты или не
имеющий его?
1406. При резонансе длина антенны должна быть в четыре раза
меньше длины принимаемой электромагнитной волны Почему же
на практике пользуются антеннами значительно меньшей длины?
1407. Почему нельзя добиться большого усиления радиосигнала
увеличением количества ламп в приемнике?
1408. Почему при включении сетевого приемника звук появ­
ляется через 1—3 мин, а батарейного — почти мгновенно?
1409. Для чего серебрят провод, идущий на изготовление
коротковолновых и ультракоротковолновых контурных кату­
шек?
1410. Какова причина помех радиоприему от проходящего вбли­
зи трамвая?
1411. Если включать или выключать свет в комнате, где на­
ходится работающий радиоприемник, то в громкоговорителе его
слышатся щелчки. Чем они вызваны?
1412. Если включить приемник, настроенный на волну опреде­
ленной радиостанции, то в приемнике слышен своеобразный шум
(«фон»). Каково происхождение атого шума? (Учтите, что частота
электромагнитного излучения радиопередатчика лежит за пределами
восприятия человеческого уха.)
1413. Почему телефонные наушники соединяются последова­
тельно? Для чего сопротивление телефонных наушников делают
большим (порядка нескольких тысяч ом)?
1414. Почему динамический громкоговоритель подключают к вы­
ходной лампе через трансформатор?
1415. Иногда параллельно приемной антенне для ультракорот­
ких волн (для телевизора) позади нее располагают другой провод-
ьик, изолированный от основной антенны,— «холостую» антенну
(рис. 257). Каково назначение
этого проводника? На каком рас­
стоянии он должен быть располо­
жен, если длина принимаемой теле­
визором волны равна Я?
13 7
ОПТИКА
28. СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ
Интерференция
света
„ 1416. Галилей предложил следующий способ для
к определения скорости света. На вершинах двух
удаленных друг от друга холмов располагаются ночью наблюдатели
с зажженными, но закрытыми фонарями. Наблюдатель на первом
холме быстро открывает фонарь; то же делает наблюдатель на втором
холме, как только заметит свет фонаря с первого холма. Первый
наблюдатель измеряет промежуток времени между моментом, когда
он открыл свой фонарь, и моментом, когда заметил свет фонаря
с другого холма. Как можно вычислить скорость света из результа­
тов этого опыта? Можно ди таким путем определить скорость света?
1417. Вследствие того что скорость света — конечная величина,
мы видим Солнце на небосводе на том месте, какое оно занимало
8 мин 16 сёк тому назад. Так ли это?
1418. При помощи зеркал Френеля получили ин­
терференционные полосы, пользуясь красным све­
том. Как изменится картина интерференционных
полос, если воспользоваться фиолетовым светом?
1419. Как объяснить радужные полосы, наблюдаемые в тонком
слое керосина на поверхности воды?
1420. Нагрейте на спиртовке лезвие безопасной бритвы. Вы
увидите на поверхности металла так называемые «цвета побежало­
сти» — радужную окраску, появляющуюся при нагревании стали
до температуры 220—350° С. Объясните явление.
1421. Бели мыльную пленку расположить вертикально, то
цветные горизонтальные полосы будут с течением времени переме­
щаться вниз, несколько изменяя свою ширину. Через некоторое
время в верхней части пленки возникнет быстро увеличивающееся
черное пятно, а затем пленка разорвется. Объясните явление.
1422. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и про­
чих насекомых?
1423. Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его
рассматривать под разными углами?
1424. Какова будет форма полос интерференции, если цилиндри­
ческую собирающую линзу положить на плоскую стеклянную
пластинку?
1425. Каково отличие интерференционных картин, полученных
в отраженном и проходящем свете?
1426. Свет отражается от пластинки, помещенной в среду
с показателем преломления, большим показателя преломления
138
самой пластинки. Будет ли для _
каких-либо лучей происходить ^
отражение с потерей полволны?
1427. Для уменьшения потерь
света на отражение в оптических
приборах широко применяется
«просветление оптики» (метод
разработан академиками И. В. Гребенщиковым, А. А. Лебедевым и
А. Н. Терениным): поверхность стекла покрывают тонкой прозрач­
ной пленкой, показатель преломления которой меньше показателя
преломления стекла и толщина равна четверти длины волны падаю­
щего света. Интенсивность света, отраженного от такого стекла,
равна нулю — свет почти целиком проходит сквозь стекло.
Почему при нанесении пленки поверхность стекла перестает
отражать свет?
Почему толщина пленки должна быть равна четверти длины
волны падающего света?
Почему показатель преломления пленки должен быть меньше
показателя преломления стекла?
Дифракция 1428. Почему частицы размером 0,3 мк в микроскоп
света неразличимы?
1429. Диаметр зрачка человеческого глаза может меняться от 2
до 8 мм. Чем объяснить, что максимальная острота зрения имеет
место при диаметре зрачка 3— 4 мм?
1430. Если, прищурив глаз, смотреть на нить лампочки накали­
вания, то нить кажется окаймленной светлыми бликами. По­
чему?
1431. Источник света, глаз наблюдателя и непрозрачное тело
расположены так, как показано на рисунке 258 (расстояние от глаза
наблюдателя до источника света большое — десятки метров).
При небольшом вертикальном смещении глаза у края тела можно
заметить изменение цвета лучей. Объясните явление.
1432. На поверхности грампластинки, рассматриваемой под
небольшим углом, видны цветные полосы. Как объяснить это яв­
ление?
1433. При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц
на их поверхность наносится мельчайшая штриховка. Почему после
такой обработки пуговица имеет радужную окраску?
1434. В морозный вечер подышите на кусок стекла. Через
образовавшуюся тонкую пленку кристалликов льда посмотрите на
светящиеся уличные фонари. Почему фонари оказываются при этом
окруженными радужными кругами (ближе к источнику — сине­
голубой свет, дальше от источника — оранжево-красный)?
1435. Если человек видит радужные кольца в чистом воздухе
вокруг источника света, то доктора считают это признаком помутне­
ния прозрачных сред глаза (началом возникновения катаракты).
Почему?
139
29. ГЕО М ЕТРИ Ч ЕСК АЯ О П ТИ К А
Прямолинейное
распростране­
ние света
1436. На какой угловой высоте находится Солнце,
если тень от предмета равна высоте предмета?
1437. Как получить от одной и той же палки тень
разной длины?
1438. Как следует расположить точечный источник света, пло­
ский предмет и экран, чтобы контур тени на экране был подобен
контуру предмета?
1439. На расстоянии 50 см от электрической лампы с прямой
нитью накала поместите белый экран. На половине расстояния ме­
жду лампой и экраном поместите карандаш параллельно нити лам­
пы. На экране получается четкая тень карандаша. Почему не полу­
чается такой тени, если поместить карандаш перпендикулярно
нити?
1440. При каком условии непрозрачный предмет дает тень без
полутени?
1441. При каких условиях от предмета получается лишь полу­
тень?
1442. Во время хирургических операций тень от рук хирурга
закрывает операционное поле. Как устранить такое неудоб­
ство?
1443. Размеры тени увеличиваются при приближении тела к лам­
пе. Почему? (Поясните ответ чертежом.) Как изменяется при этом
величина полутени?
1444. Что больше: облако или его полная тень?
1445. Может ли человек бежать быстрее своей тени?
1446. Как следует расположить глаз относительно небольшого
отверстия, чтобы получить сравнительно большое поле зре­
ния?
1447. С помощью маленького отверстия, сделанного в листе кар­
тона, получите на экране изображение источника света (окна, пла­
мени свечи). Выясните, зависят ли размеры изображения от расстоя­
ния между отверстием и экраном?
1448. В темное помещение коридора свет проникает только через
замочную скважину двери. Когда в комнате мимо двери кто-нибудь
проходит, на стене коридора против замочной скважины движется
тень. В каком направлении перемещается тень по отношению к на­
правлению движения человека?
1449. Над стулом висит электрическая лампа. Нить лампы имеет
форму полукольца. В фанерном сиденье стула просверлены малень­
кие отверстия. В тени, отбрасываемой сиденьем, видны небольшие
светлые полукольца. Количество полуколец соответствует числу от­
верстий в сиденье. Объясните явление. Как ориентированы полу­
кольца по отношению к положению нити лампы?
1450. Под деревом, покрытым густой листвой, в солнечный день
можно видеть круглые светлые пятна. Как они образуются? Какая
будет форма пятен в лунную ночь?
140
Законы
отражения
1451. Человек, стоящий на берегу озера, видит на
гладкой поверхности воды изображение Солнца.
Как будет перемещаться это изображение при уда­
лении человека от озера?
1452. Луч падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол
отклонится отраженный луч от падающего, если зеркало повернуть
на угол а?
1453. Постройте изображение горизонтально расположенного
предмета в зеркале, наклоненном под углом 45° к горизонту; сде­
лайте то же для вертикально расположенного предмета.
1454. При каком положении плоского зеркала шар, катящийся
прямолинейно по поверхности стола, будет казаться в зеркале
поднимающимся вертикально вверх?
1455. Можно ли в воде глубокого колодца увидеть отражение
Солнца?
1456. Для чего у вагонов трамвая, троллейбуса и автобуса справа
и слева от водителя помещаются небольшие зеркала?
1457. При каком условии плоское зеркало может дать действи­
тельное изображение?
1458. Луч, исходящий из точки Л, отражается от плоского зер­
кала в точке К и проходит в точку В. Докажите, что путь АК/В самый
короткий из всех возможных путей от Л к зеркалу и оттуда в точку В.
1459. Как изменится расстояние между предметом и его изобра­
жением в плоском зеркале, если зеркало переместить в то место, где
было изображение?
1460. Человек идет по направлению к плоскому зеркалу со ско­
ростью 2 м/сек. С какой скоростью он приближается к своему изо­
бражению?
1461. Встаньте перед плоским зеркалом, закройте левый глаз
и налепите на зеркало бумажку так, чтобы не видеть изображения
закрытого глаза. Не меняя положения головы, откройте левый глаз
и закройте правый. Почему опять не видно изображения закрытого
глаза? Поясните явление, сделав чертеж.
1462. Постройте в плоском зеркале АВ (рис. 259) изображение
светящейся точки S. Найдите область видения изображения. Какие
будут наблюдаться изменения, если зер­
кало постепенно закрывать непрозрач л
ным экраном?
1463. Перед зеркалом (рис. 260) вот­
кнуты булавки Л и В. Какое расположе- о лс.
ние изображений булавок будет видеть
наблюдатель при различных положениях
глаза? Как надо расположить глаз, что­
бы изображения булавок накладывались
друг на друга?
1464. Постройте изображение пред­
мета C D (рис. 261) в плоском зеркале Л В.
Найдите область, в которой глаз бу- Рис. 259
I
В
141
А
*
В
-%г
I
Рис. 260
дет видеть изображение всего пред­
мета.
1465. Можно ли в плоском зеркале не­
большого размера увидеть полное изобра­
жение большого здания?
1466. Чтобы видеть свое изображение во
весь рост в плоском вертикальном зеркале,
высота зеркала должна быть не меньше по­
ловины роста человека. Докажите.
1467. Перед плоским вертикальным зер­
калом стоит человек и замечает, что он
не может увидеть свое отражение полно­
стью. Увидит ли человек больше, если отой­
дет дальше или подойдет ближе к зеркалу?
1468. Как надо расположить два зерка­
л а ла, чтобы человек, стоящий у северной сто-
f /Л - роны дома, увидел человека, стоящего у
* г южной стороны дома?
1469. Определите направление луча,
отраженного сначала одним, а потом дру­
гим зеркалом, расположенным парал­
лельно первому.
1470. Поставьте параллельно друг
другу плоское зеркало и стеклянную
пластинку. Между ними поместите го­
рящую свечу. Почему в зеркале виден
ряд горящих свечей? Сколько получа­
ется при этом изображений?
1471. Как с помощью двух пло­
ских зеркал можно увидеть свой про­
филь или свой затылок?
1472. Сколько изображений даст
предмет в двух зеркалах, поставленных под углом 90° друг к другу?
под углом 60° друг к другу? Как располагаются эти изображения?
Сделайте чертеж.
1473. Точечный источник света и два его изображения, даваемые
двумя зеркалами, лежат в вершинах равностороннего треугольника.
Определите расположение зеркал относительно источника и угол
между ними.
1474. На горизонтальном плоском зеркале стоит шахматная
фигура. Если сбоку фигуру осветить лучами, наклонными к
зеркалу, то на вертикальном экране можно заметить двойную
тень фигуры — прямую и перевернутую. Объясните явле­
ние.
1475. На поверхности реки или озера против Солнца видна свер­
кающая дорожка. Как она образуется? Будет ли наблюдаться явле­
ние при идеально спокойной поверхности воды? Почему дорожка
всегда ориентирована на наблюдателя?
D I
Рис. 261
142
1476. Луч прожектора хо­
рошо виден в тумане, а хуже
в ясную погоду. Почему?
1477. Почему блестит по­
лированная поверхность?
1478. Иногда классная до­
ска отсвечивает. Почему это
происходит? При каких условиях явление будет наблюдаться?
1479. Почему хорошо видны фигуры, нарисованные на запотев­
шем оконном стекле?
1480. Если белый лист бумаги расположить так, как показано на
рисунке 262, то можно увидеть изображение S t источника света S .
Если угол падения лучей значительно уменьшить, то изображения
не получается. Объясните явление.
1481. В летний солнечный день асфальтовое шоссе кажется бле­
стящим, если смотреть на него вдаль. Почему?
1482. Почему розыски подводных лодок или больших косяков
рыбы удобно производить с самолета?
1483. С берега хорошо видно дно реки у берега, но не видно дна
реки на ее середине, хотя глубина там может быть меньше, чем у бе­
рега. Почему?
1484. Зимой, когда земля покрыта снегом, лунные ночи бывают
светлее, чем летом. Почему?
1485. Неровности дороги днем видны хуже, чем ночью при осве­
щении дороги фарами автомобиля. Почему?
1486. Существует легенда, что при защите Сиракуз
Сферические от нападения римлян Архимед поджигал римские
зеркала корабли солнечными лучами, наводя их на корабли
при помощи зеркала. Впоследствии в Сиракузах был поставлен па­
мятник, изображающий Архимеда с зеркалом, направленным в сто­
рону моря. Зеркало это сделано в виде сегмента с радиусом кривизны
меньше 1 л и с радиусом отверстия 30 см. Могло ли такое зеркало
служить Архимеду для поджигания кораблей?
1487. Куда нужно поместить электрическую дугу прожектора,
чтобы им можно было осветить наиболее удаленные предметы?
1488. Лампочка в автомобильной фаре имеет две независимые
нити накала. Нить накала, дающая так называемый дальний
свет, и нить накала, дающая ближний свет. Чем отличаются све­
товые пучки ближнего и дальнего света? Где помещены нити
лампы?
1489. Постройте дальнейший ход луча 5Л (рис. 263). Центр
кривизны зеркала находится в точке С.
1490. На вогнутое зеркало падает параллельный пучок лучей.
Что представляется наблюдателю, если его глаз находится в фокусе
зеркала?

Ответы к задачам по физике Тульчинский from zoner

Категория: Физика | Добавил: Админ (18.07.2016)
Просмотров: | Теги: Тульчинский | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar