Тема №5584 Ответы по физике 11 класс Куперштейн Ю.С.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы по физике 11 класс Куперштейн Ю.С. из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы по физике 11 класс Куперштейн Ю.С., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1 группа Д 11/1
1. Какая сила действует на проводник длиной 10 с # в одно-
родном магнитном поле индукцией 1,5 Т л , если сила тока в про -
воднике 50 А , а угол между направлением тока и направлением
поля равен 30е?
2. Электрон влетел в однородное магнитное поле индукцией
5 ■ 10 3 Т л перпендикулярно линиям индукции со скоростью
107 м/с. С какой силой поле действует на электрон? Какую л и ­
нию он опишет в магнитном поле?
3. Н а прямолинейный проводник с током 14,5 А в однород­
ном магнитном поле с индукцией 0,34 Т л действует сила 1,65 Н .
Определить длину проводника, если он расположен под углом
38“ к силовым линиям поля.
4. В однородном магнитном поле с индукцией 0,82 Т л нахо­
дится прямолинейный проводник с током 18 А , расположенный
перпендикулярно к силовым линиям . Определить силу, дей­
ствующую на проводник, если его длина 128 см.
5. Какая сила тока течет в проводнике длиной 50 см, если
он перемещается в однородном магнитном поле с индукцией
2 102 Т л под действием силы поля 0,15 Н? У гол между направ­
лением тока и вектором магнитной индукции 90е.
6 . Н а проводник длиной 50 см с током 2 А в однородном
магнитном поле с индукцией 0,1 Т л действует сила 0,05 Н . Вы ­
числите угол между направлением тока и вектором магнитной
индукции.
7. В однородном магнитном поле с индукцией 0,25 Т л под
углом 60° к полю движется проводник длиной 1 м со скоро­
стью 50 м/с. Найти Э Д С индукции в проводнике.
8 . Какая Э Д С самоиндукции возбуждается в обмотке элект­
ромагнита с индуктивностью 0,6 Гн при изменении тока на 2 А
в течение 0 ,1 с?
9. Прямолинейный проводник длиной 86 см движется со ско­
ростью 14 м/с в однородном магнитном поле с индукцией
0,025 Тл. Определить угол между векторами индукции поля и
скорости, если в проводнике индуцируется Э Д С , равная 0,12 В.
10. Найти Э Д С самоиндукции в катушке индуктивностью
0,1 мГн, если скорость изменения тока в ней равна 104 А/с.
49
1. Н а прямой проводник длиной 2 м и с током 50 А в одно­
родном магнитном поле под углом 30° к линиям индукции дей­
ствует сила 5 Н . Найти индукцию магнитного поля.
2. Какую работу надо совершить при перемещении на 0,25 м
проводника длиной 0,4 м с током 21 А в однородном магнитном
поле с индукцией 1,2 Тл?
3. Рамку с площадью 200 см2, расположенную в вакууме под
углом 60° к вектору индукции однородного магнитного поля,
пронизывает магнитный поток 0,001 Вб. Найти индукцию маг­
нитного поля.
4. Прямолинейный проводник движется со скоростью 25 м/с
в однородном магнитном поле с индукцией 0,0038 Т л перпенди­
кулярно силовым линиям. Чему равна длина проводника, если
на его концах имеется напряжение 28 мВ?
5. М агнитны й поток, пронизывающий замкнутый контур
проводника сопротивлением 2,4 Ом , равномерно изменился на
6 Вб за 0,5 с. Найти силу индукционного тока в этот момент.
6 . В однородное магнитное поле с индукцией 0,085 Т л влета­
ет электрон со скоростью 4,6 107 м/с, направленной перпенди­
кулярно силовым линиям. Определить силу, действующую на
электрон в магнитном поле, и радиус дуги окружности, по кото­
рой он движется.
7. Прямолинейный проводник длиной 120 см движется в од­
нородном магнитном поле под углом 17° к силовым линиям со
скоростью 15 м/с. Определить индукцию поля, если в провод­
нике создается Э Д С индукции 6,2 мВ.
8. Проволочная рамка, содержащая 40 витков, охватывает
площадь 240 см2. Вокруг нее создается однородное магнитное
поле, перпендикулярное к ее плоскости. П ри повороте рамки
на 1/4 оборота за 0,15 с в ней наводится средняя Э Д С 160 мВ.
Определить индукцию магнитного поля.
9. Найти величину средней ЭД С , возникающей при размы­
кании тока в электромагните с индукцией 1,6 Тл , если число
витков равно 1000, а поперечное сечение обмотки магнита 30 см2.
Время размыкания тока 1 мс.
10. Определить индуктивность катушки, если при ослабле­
нии в ней тока на 2,8 А за 62 мс в катушке появляется средняя
Э Д С самоиндукции 14 В.
2 и 3 группы Д 11/2
50
1. В катушке с индуктивностью 0,6 Гн сила тока 20 А . К ако ­
ва энергия магнитного поля катушки? К ак изменится^энергия,
если сила тока уменьшится вдвое?
2. Самолет с размахом крыльев 50 м летит горизонтально со
скоростью 800 км/ч. Найти разность потенциалов на концах
крыльев, если вертикальная составляющая индукции магнитно­
го поля Земли 5 • 105 Тл.
3. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индук­
цией 4 ■ 103 Т л со скоростью 2 ■ 10fi м/с под углом 37’ к линиям
индукции. Какая сила действует н а электрон?
4. Чему равна индуктивность катушки с железным сердечни­
ком, если за время 0,5 с ток в цепи изменился с 10 до 5 А , а
наведенная при этом на концах катушки Э Д С равна 25 В?
5. Какую длину активной части должен иметь проводник,
чтобы при перемещении его со скоростью 15 м/с перпендику­
лярно линиям индукции поля в нем возбудилась Э Д С индукции
3 В? Магнитная индукция поля равна 0,4 Тл.
1 группа Т 11/1
6 . Электрон движется в вакууме в однородном магнитном поле
с индукцией 5 • 10 '3 Тл. Его скорость равна 104 км/с и направлена
перпендикулярно линиям индукции. Определить силу, действую­
щую на электрон и радиус окружности, по которой он движется.
7. Какая Э Д С самоиндукции возникает в катушке индуктив­
ностью 68 мГн, если ток в 3,8 А исчезает в ней за 0,012 с?
8. В однородном магнитном поле с индукцией 0,25 Т л нахо­
дится прямолинейный проводник длиной 1,4 м, на который дей­
ствует сила 2,1 Н . Определить угол между направлением тока в
проводнике и направлением магнитного поля, если сила тока в
проводнике 12 А?
9. В магнитное поле со скоростью 107 м/с влетает электрон.
Найти индукцию поля, если он описал окружность радиусом 1 см.
10. Магнитный поток, пронизывающий контур проводника,
равномерно уменьшился на 1,6 Вб . За какое время изменился
этот магнитный поток, если при этом Э Д С индукции оказалась
равной 3,2 В? Какой индукционный ток возникает в проводни­
ке, если его сопротивление 2,4 Ом? 1
11. Электрон движется в однородном магнитном поле пер­
пендикулярно силовым линиям по окружности радиусом 10 см.
51
Определить скорость движения электрона, если индукция поля
2 - 104 Тл.
12. С какой скоростью надо перемещать проводник длиной
20 см перпендикулярно силовым линиям однородного магнит­
ного поля, чтобы на концах проводника возникла Э Д С индук­
ции 0,05 В? Индукция магнитного поля 0,5 Тл.
13. При помощи реостата равномерно увеличивают ток в ка­
тушке со скоростью 100 А/с. В катушке возникает Э Д С в 20 В.
Найти индуктивность катушки.
14. Электрон, двигаясь со скоростью 3,54 1 05 м/с, попадает
в однородное магнитное поле с индукцией 2 ■ 10~5 Тл перпенди­
кулярно его силовым линиям и продолжает двигаться по окруж­
ности радиусом 10 см. Найти отношение заряда электрона к его
массе.
15. Определить индуктивность катушки, если при токе 6,2 А
ее магнитное поле обладает энергией 0,32 Дж.
2 группа Т 11/2
1. Протон, влетев в магнитное поле с индукцией 0,01 Тл,
описал окружность радиусом 10 см. Найти его скорость.
2. Сколько витков надо намотать на стальной сердечник се­
чением 25 см2, чтобы в этой обмотке при равномерном измене­
нии индукции от 0 до 1 Тл в течение 0,005 с возникла Э Д С ин ­
дукции 50 В?
3. Металлическое кольцо радиусом 4,8 см располож ено в
магнитном поле с индукцией 0,012 Т л перпендикулярно сило ­
вым линиям. Н а его удаление из поля затрачивается 0,025 с.
Какая средняя ЭД С индукции при этом возникает в кольце?
4. Одноразово-ионизированная частица двигается со скоро­
стью 956 км/с по окружности диаметром 20 см в однородном
магнитном поле с индукцией 0,1 Тл. Найти массу частицы. Ка­
кая это частица?
5. Магнитное поле катушки с индуктивностью 95 мГн обла ­
дает энергией 0,19 Дж. Чему равна сила тока в катушке?
6 . Между горизонтальными полосами магнита на двух тон­
к и ^ проволочках подвешен горизонтально проводник длиной
20 см и весом 0,1 Н . Индукция магнитного поля направлена
52
вверх и равна 0,25 Тл. Н а какой угол от вертикали отклонятся
проволочки, если по проводнику пропустить ток 2 А?
7. Электрон и протон, двигаясь с одинаковой скоростью,
попадают в однородное магнитное поле. Сравнить радиусы кри­
визны протона и электрона.
8 . Электрон влетает в однородное магнитное поле индукци­
ей 1 0 2Т л перпендикулярно к нему и движется в нем по дуге
радиусом 1 см. Найти силу, действующую на электрон.
9. В катушке возникает магнитный поток 0,015 Вб, если по
ее виткам проходит ток 5 А. Сколько витков содержит катушка,
если ее индуктивность 60 мГн?
10. Электрон движется по окружности в однородном магнит­
ном поле с индукцией 12 10 3 Тл. Определить период обраще­
ния электрона. 12345
11. Проводник движется со скоростью 5 м/с перпендикуляр­
но линиям индукции однородного поля, индукция которого
3,7 10'4 Тл. Найти напряженность электрического поля внутри
проводника.
12. Определить энергию протона, влетевшего в магнитное
поле индукцией 0,5 Тл и двигающегося в нем по дуге окружно­
сти радиусом 40 см.
13. Протон, прошедший ускоряющую разность потенциалов
600 В , влетает в однородное магнитное поле индукцией 0,3 Т л и
движется по окружности. Найти радиус окружности.
14. В вертикальном магнитном поле индукцией 0,2 Тл на
тонкой нити подвешен проводник длиной 2 м. Если по провод­
нику пропустить ток силой 2 А , то нить отклонится на угол 45°
от вертикали. Найти массу проводника.
15. В однородном магнитном поле в перпендикулярной полю
плоскости по замкнутым кривым движутся протон и электрон.
Определить отношение времен, затрачиваемых каждой части­
цей на полный оборот по своей кривой.
3 группа Т 11/3
1. Проволочный виток площадью 100 см2 равномерно вра­
щается в однородном магнитном поле индукцией 0,1 Тл с час­
тотой 100об/с. Ось вращения рамки перпендикулярна линиям
53
индукции. Найти максимальную Э Д С , возникающую в рамке
при ее повороте на 90е.
2. В однородном магнитном поле с индукцией 0,89 Т л пер ­
пендикулярно к нему расположен медный проводник длиной
20 см. Определить напряжение, приложенное к нему, если сила
его тяжести уравновешена силой поля.
3. Н а прямолинейный проводник из нихрома площадью се­
чения 1 мм2, помещенный в магнитное поле с индукцией 0,4 Т л ,
действует сила 0,5 Н . У гол между проводником и полем 30°.
Определить напряжение на концах проводника.
4. Найти энергию магнитного поля катушки, в которой при
силе тока 10 А возникает магнитный поток 0,5 Вб. Как изменит­
ся энергия поля, если силу тока уменьшить в 2 раза?
5. К ак ой ток идет через гальванометр сопротивлением
100 Ом, присоединенный к железнодорожным рельсам, когда
по ним со скоростью 60 км/ч приближается поезд? Вертикаль­
ная составляющая магнитного поля Земли 5 1 0 -5 Тл . Расстоя­
ние между рельсами 1,2 м.
6 . М ежду полю сами магнита на двух тонких нитях горизон ­
тально подвешен проводник весом 0,1 Н и длиной 0,2 м. И н ­
дукция магнитного поля 0,25 Т л и направлена вверх. Н а какой
угол от вертикали отклоняться нити, если по проводнику про ­
пустить ток 2 А?
7. Протон разгоняется в электрическом поле с разностью
потенциалов 1,5 кВ и попадает в однородное магнитное поле
перпендикулярно его силовым линиям . В магнитном поле он
движется по дуге радиусом 56 см. Определить индукцию маг­
нитного поля.
8. Протон влетел в однородное магнитное поле, сделал там
дугу в 1/4 окружности и снова вылетел из поля. Найти время его
движения в поле, если индукция магнитного поля 0,3 Тл.
9. Пройдя разность потенциалов 2000 В , электрон влетает в
однородное магнитное поле индукцией 15 • 10' 5 Т л и движется в
нем по окружности радиусом 1 м в плоскости, перпендикуляр­
ной магнитному полю . Найти отношение заряда электрона к
его массе.
10. Электрон влетел в однородное магнитное поле с индук­
цией 0,1 Тл^йерпендикулярно к нему и, сделав полуокружность,
54
вылетел из него. Сколько времени затрачено электроном на дви­
жение по полуокружности?
11. П оток магнитной индукции через площадь поперечного
сечения катушки, имеющей 1000 витков, изменился на 0,002 Вб
в результате изменения тока с 4 до 20 А . Найти индуктивность
катушки.
12. Электрон прошел ускоряющую разность потенциалов в
1000 В и влетел в однородное магнитное поле с индукцией
0,01 Т л перпендикулярно полю . Определить радиус окружнос­
ти, по которой двигается электрон.
13. Прямой проводник длиной 20 см и весом 5 ■ 10' 2 Н подве­
шен горизонтально на двух тонких нитях в однородном магнит­
ном поле, вектор индукции которого направлен горизонтально и
равен 5 ■ 10-2 Тл. Какой ток надо пропустить по проводнику, что­
бы нить разорвалась, если предельное натяжение нити 4 - 102 Н?
14. И з алюминиевой проволоки площадью сечения 1 мм2 сде­
лано кольцо радиусом 10 см. Перпендикулярно плоскости коль­
ца на 0,01с включают магнитное поле индукцией 10'2Тл . Найти
среднее значение индукционного тока за это время.
15. Одноразово ионизированные ионы неона с массовыми
числами 20 и 22 и кинетической энергией 6,2 • Ю*16 Дж влетают в
однородное магнитное поле индукцией 0,24 Тл перпендикулярно
линиям индукции. Описав полуокружность, ионы вылетают из
поля двумя пучками. Определить расстояние между пучками.
М Е Х А Н И Ч Е С К И Е К О Л Е Б А Н И Я
1 группа Д 11/3
1. Период колебаний маятника Ф уко в Исаакиевском соборе
20 с. Чему равна длина маятника?
2. Груз массой 100 г совершает колебания с частотой 2 Гц
под действием пружины. Найти жесткость пружины.
3. Дано уравнение колебательного движения х = 0,3 • sin 15,7/.
Определить амплитуду и период колебания.
4. Материальная точка, совершая гармонические колебания,
имеет наибольшее отклонение от положения равновесия 20 см
и совершает 100 полных колебаний за 3 мин 20 с. Написать
уравнение колебания в системе С И .
55
5. Груз массой 500 г, подвешенный к пружине, совершает
свободные колебания с амплитудой 10 см. Жесткость пружины
100 Н/м. Найдите полную механическую энергию системы и
наибольшую скорость движения груза.
6 . Составить уравнение гармонического колебания матема­
тического маятника, длина которого 2,45 м, амплитуда колеба­
ния 0 ,1 м.
7. Т е ло соверш ает гарм онические колебан ия по закону
х = 20 ■ sin n t. Определить скорость тела при Г, = 0,5 с и t2 = 4 с.
8 . Напиш ите уравнение гармонического колебания, если
амплитуда колебания 0 ,2 м, период колебания 0 ,1 с, а начальная
фаза равна нулю.
9. Автомобиль движется по неровной дороге, на которой рас­
стояние между буграми равно приблизительно 8 м. Период сво­
бодных колебаний автомобиля на рессорах 1,5 с. П ри какой ско ­
рости автомобиля его колебания в вертикальной плоскости ста­
нут особенно заметными?
10. Груз массой 2 кг, подвешенный к пружине, совершает
колебания с амплитудой 5 см. Жесткость пружины 50 Н/м. Н а ­
пишите уравнение колебания груза, если начальная фаза равна
нулю.
2 и 3 группы Д 11/4
1. П о графику, приведенному на рисунке 1, найти амплиту­
ду и период колебания. Написать уравнения x(t), v(t), a(t).
2. Как изменится период колебаний математического маят­
ника при перенесении его с Земли на Луну? М асса Луны в 81
раз меньше массы Земли, а радиус Земли в 3,7 раза больше ра ­
диуса Луны .
56
3. Ш арик на пружине сместили на расстояние 1 см от поло ­
жения равновесия и отпустили. Какой путь пройдет шарик за
2 с, если частота его колебаний 5 Гц? Затуханием колебаний
можно пренебречь.
4. Найти амплитуду, период, частоту и начальную фазу ко ­
лебания, заданного уравнением х = 5 sin
39,2/+ 5,2
см.
5. П о дну сферической чаши совершает свободные колеба­
ния без трения маленький кубик. Каков период его колебаний,
если радиус кривизны чаши Л?
6 . Ш арик , подвешенный на длинной нити, отклонили от
положения равновесия на малый угол и отпустили. Другой ш а­
рик свободно падает без начальной скорости из точки подвеса
нити. К акой из шариков быстрее достигнет положения равно­
весия первого шарика, если оба они начали движение одновре­
менно?
7. Середина колеблющейся струны имеет максимальное ус­
корение 2,02 ■ 103 м/с2. Определить частоту колебаний, если ам­
плитуда колебаний 2 мм.
8. Материальная точка с массой 10 г совершает гармоничес­
кие колебания по закону косинуса с периодом 2 с и начальной
ф азой , равной нулю . П олн ая энергия колеблющ ейся точки
104 Дж. Написать уравнение данных колебаний.
9. М аленький шарик подвешен на нити длиной 1 м к потол­
ку вагона. П р и какой скорости вагона шарик будет особенно
сильно колебаться под действием ударов колес о стыки рельсов?
Д лина рельса 12,5 м. Расстояние между осями вагона 12,5 м.
10. Точка совершает гармонические колебания. В некоторый
момент времени / смещение равно jc, = 5 см. При увеличении
фазы вдвое смещение точки стало х2 = 8 см. Найти амплитуду
колебаний. 1
1 группа Т 11/4
1. Определить период колебаний математического маятника
длиной 2,5 м.
2. Каков период колебаний груза массой 0,1 кг, подвешен­
ного к пружине с жесткостью 10 Н/м?
3. Найти длину математического маятника, период колеба­
ний которого равен 2 с.
57
4. Найти массу груза, который на пружине с жесткостью
250 Н/м колеблется с периодом 0,5 с.
5. Определить ускорение силы тяжести на поверхности Ю п и ­
тера, если математический маятник длиной 66 см колеблется там
с периодом в 1 с.
6 . Два математических маятника совершают колебания с
периодами 6 с и 8,5 с соответственно. Найти отношение длин
маятников.
7. Найти длину математического маятника, который за 20 с
совершает 30 колебаний.
8 . Чему будет равен период колебаний латунного шарика объе­
мом 20 см3, подвешенного к пружине с жесткостью 1700 Н/м?
9. Математический маятник совершил 180 полных колеба­
ний за 72 с. Определить период и частоту колебаний маятника.
10. Во сколько раз изменится период колебаний пружинного
маятника, если вместо груза т{ = 3,6 кг к той же пружине подве­
сить груз т2 = 2,5 кг? 1
11. Математический маятник длиной 81 см совершает 100 пол­
ных колебаний за 3 мин. Определить ускорение силы тяжести.
12. Как изменится период колебаний маятника, если пере­
нести его с Земли на Марс? Ускорение свободного падения на
М арсе 3,86 м/с2.
13. Во сколько раз жесткость пружинного маятника, имею­
щего период 0,3 с, отличается от жесткости маятника, период
которого 0,5 с, если массы грузов обоих маятников одинаковы?
14. Д лина нити одного математического маятника 81 см, дру­
гого 1 м. Найти отношение частот колебаний этих маятников.
15. Медный шарик, подвешенный к пружине, совершает вер­
тикальные колебания. Как изменится период колебаний, если к
пружине вместо него подвесить алюминиевый шарик того же
радиуса?
2 группа Т 11/5
1. Как относятся длины маятников, если за одно и то же
врем ^п ервы й маятник соверш ил 10 колебаний , а второй —
20 колебаний?
58
2. Висящий на пружине груз массой 0,1 кг совершает верти­
кальные колебания. Определить период гармонических колеба­
ний груза, если для упругого удлинения пружины на 1 см требу­
ется сила 0,1 Н.
3. Груз массой 0,2 кг, подвешенный к пружине, совершает
30 колебаний за 1 мин. Определить жесткость пружины.
4. Как относятся частоты колебаний математических маят­
ников, если их длины относятся как 1 : 4?
5. Ш арик неподвижно висит на пружине, когда она растяну­
та на 4 см. Определить период колебаний такого вертикального
пружинного маятника.
6 . М аятник состоит из металлического шарика массой 100 г,
подвешенного на нити длиной 50 см. Определить период коле­
баний маятника и запас энергии, которым он обладает, если
наибольший угол его отклонения от положения равновесия 15°.
7. Математический маятник длиной I совершает колебания
вблизи вертикальной стенки. П од точкой подвеса маятника на
расстоянии /, = — от нее в стенку забит гвоздь. Найти период
колебаний маятника (рис. 2).
8. Серебряный шарик, подвешенный к пружине, совершает вер­
тикальные колебания. Как изменится период колебаний, если к
пружине вместо него подвесить железный шарик вчетверо больше­
го радиуса?
9. Груз висит на пружине и колеблется с периодом 0,5 с. Н а
сколько укоротится пружина, если снять с нее груз?
10. На нити подвешен шарик массой 0,1 кг. Определить ско­
рость и кинетическую энергию колеблющегося шарика при про ­
хождении им положения равновесия, если повышение центра
тяжести шарика при максимальном отклонении от положения
равновесия 2,5 см.
И . Часы с маятником длиной 1 м за сутки
отстают точно на один час. Что надо сделать с
маятником, чтобы часы не отставали?
12. Один маятник имеет период 3 с, а другой
4 с. Каков период колебаний математического
маятника, длина которого равна сумме длин ука­
занных маятников?
59
13. За две минуты маятник совершил 120 колебаний. Когда
длину маятника увеличили на 74,7 см, то он за то же время со ­
вершил 60 колебаний. Найдите начальную и конечную длины
маятника и ускорение свободного падения для этого места.
14. За сколько времени минутная стрелка земных часов с
маятником, перенесенным на Луну , сделает там полный оборот
по циферблату, если ускорение силы тяжести на Луне в 6 раз
меньше, чем на Земле?
15. Груз, подвешенный на пружине, совершал вертикальные
колебания. Когда он имел массу mv период колебаний был равен
0,6 с, а когда его массу сделали mv период стал равен 0,8 с. Каким
будет период колебаний этого груза, если его масса будет т] + т2.
3 группа Т 11/6
1. В неподвижном лифте висит маятник, период колебаний
которого Т — 1 с. С каким ускорением движется лифт, если пе ­
риод колебаний этого маятника 1\ стал равен 1,1 с? В каком
направлении движется лифт?
2. Найти период колебаний маленького заряженного ш ари ­
ка, подвешенного на нити, массы m и заряда q, колеблющегося
в однородном электрическом поле внутри плоского конденса­
тора, напряженность которого Е совпадает с g.
3. Если часы с секундным маятником перевезти из Петер­
бурга в Архангельск, то как они будут работать: отставать или
спешить? Что надо сделать, чтобы часы ш ли правильно? У ск о ­
рение силы тяжести для Петербурга gn = 9,819 м/с2, для А р хан ­
гельска gA = 9,822 м/с2.
4. Период колебаний математического маятника в ракете,
поднимающейся вертикально вверх, стал в 2 раза меньше, чем
на Земле. Считая ускорение свободного падения постоянным и
равным g, определить ускорение ракеты.
5. Найти период колебаний маленького заряженного ш ари­
ка массы m и заряда q, колеблющегося в однородном электри­
ческом поле, напряженность которого Ё противоположна g .
6 . Самое высокое место, обжитое человеком на земном шаре,
находится на высоте h = 6200 м над уровнем моря (Ронбургский
монастырь в Гималаях). Н а сколько отстанут за сутки маятни­
ковые часы, выверенные на уровне моря, если их перенести на
эту высоту?
60
7. Какую длину должен иметь подвес маятника Фуко , если
представить, что маятник установлен на планете, плотность ко ­
торой равна плотности Земли, а радиус в 2 раза меньше? Маят­
ник совершает 3 колебания в минуту.
8. Н а сколько отстанут часы с маятником за сутки, если их с
полюса перенести на экватор? Считать, что на полюсе часы шли
верно (£п = 9,832 м/с2, g3 = 9,78 м/с2).
9. В кабине аэростата установлены маятниковые часы. Без
начальной скорости аэростат начинает подниматься вверх с ус­
корением а = 0,2 м/с2. Н а какую высоту h поднимется аэростат
за время, когда по этим маятниковым часам пройдет 60 с?
10. Ж еле зны й м аятник
длиной 1 м при 0° С отбивает
секунды. Н а сколько отстанут
такие часы за сутки летом при
температуре 30° С? К оэфф и ­
циент линейного расширения
железа 12 ■ Ю 6 К '. 1
11. О пр ед ели ть период
колебаний столбика ртути в
{/ -образной трубке (р и с . 3)
при выведении его из положе­
ния равновесия. Площадь се­
чения трубки S = 0,3 см2, мас­
са ртути 120 г.
12. Вычислить период ма­
лых колебаний ареометра, ко­
торому сообщ или небольшой
толчок в вертикальном н а ­
правлении (рис. 4 ), если мас­
са ареометра 50 г, радиус его
трубки г —3 ,2 мм, плотность
жидкости р — 1 г/см3.
13. Закрепленная на кон ­
цах струна растянута с силой
/. К середине струны п р и ­
креплен точечный груз мас­
сы т (рис. 5). Определить пе­
риод малых колебаний при -
<у°-
I
Рис. 5
61
крепленного груза. М ассой струны пренебречь. Силу тяжести
груза не учитывать.
14. Часы с секундным маятником, период колебаний кото­
рых 7j — 1 с, на поверхности Земли идут точно. Н а сколько бу ­
дут отставать эти часы за сутки, если их поднять на высоту
h — 200 м над поверхностью Земли?
15. Маятниковые часы, выверенные при комнатной темпе­
ратуре, уходят за сутки на 2 мин вследствие изменения длины
маятника, вызванного понижением температуры. Как надо из­
менить длину маятника, чтобы часы шли верно?
П Е Р Е М Е Н Н Ы Й Т О К
1 группа Т 11/7
1. Конденсатор емкостью 250 мкФ включается в сеть пере­
менного тока. Определить его сопротивление при частотах 50 и
200 Гц.
2. Будут ли настроены в резонанс контуры передатчика и
прием ника , если их параметры : С, = 200 пФ , L x = 2 мГн и
С2 = 100 пФ , = 4 мГн?
3. Напряжение вторичной обмотки трансформатора 24 В.
Определите коэффициент трансформации и число витков вто­
ричной обмотки, если первичная обмотка состоит из 880 витков
и имеет напряжение 220 В.
4. Расстояние от Земли до Венеры примерно 4,3 ■ 106 7 8км.
Определить время, за которое радиосигнал, посланный на В е ­
неру, отразится и будет принят на Земле.
5. Определить период и частоту собственных колебаний в
контуре при емкости 2,2 мкФ и индуктивности 0,65 мГн.
6 . На какую длину волны настроен радиоприемник, если при­
емный контур обладает индуктивностью 2м Г н и емкостью
500 пФ?
7. В радиоприемнике катушка имеет индуктивность 0,05 Гн.
Какова должна быть емкость переменного конденсатора, чтобы
принимать передачу радиостанции «М а я к » , работающей на час­
тоте 545 кГц?
8. Определить емкость конденсатора, сопротивление кото­
рого в цепи переменного тока частотой 50 Гц равно 800 Ом.
62
9. Во вторичной обмотке трансформатора, содержащей 1900
витков, возникает Э Д С 600 В. Сколько витков содержит пер ­
вичная обмотка, если трансформатор подключен к цепи с на­
пряжением 220 В?
10. Какую индуктивность надо включить в контур, чтобы при
емкости 2 мкФ получить звуковую частоту 1000 Гц?
11. Контуры радиопередатчика и радиоприемника настроены
в резонанс. Параметры этих контуров: С, = 500 пФ , Lx- 4 ■ 10‘3 Гн
и С2 = 250 пФ . Определить индуктивность Lr
12. Найти период переменного тока, если конденсатор ем­
костью 1 м кФ создает для него сопротивление 16 Ом.
13. Напряжение, при котором происходит пробой конденса­
тора, равно 40 В. М ож н о ли конденсатор включить в сеть пере­
менного тока напряжением 35 В?
14. Колебательный контур состоит из катушки с индуктив­
ностью 2 10"6 Гн, параллельно включенной с конденсатором,
емкость которого меняется от 2 ■ 1 0 8 до 108 Ф . Н а какие длины
волн рассчитан контур?
15. Определить дальность действия радиолокатора, если он
излучает 10 0 0 импульсов в секунду. 2
2 и 3 группы Т 11/8
1. Радиостанция “Ленинград” работает на волне Х = 4,44 м.
Н а какую электроемкость должен быть настроен конденсатор,
чтобы принимать эту радиостанцию? Индуктивность катушки
приемника равна L = 2 ■ 10' 6 Гн.
2. Сила тока изменяется по закону / = 90sin(314f + л/4). О п ­
ределить действующее значение силы тока и частоту.
3. П ер ед аю щ и й контур имеет парам етры : С , = 10 5 Ф ,
L ] = 4 10'3 Гн. Какой емкости надо подобрать конденсатор, что­
бы настроить этот контур в резонанс с другим контуром, имею­
щим индуктивность 1,6 • 10' 3 Гн?
4. Цепь, находящаяся под напряжением 120 В, состоит из
последовательно соединенных активного сопротивления 6 Ом ,
емкостного и индуктивного сопротивлений по 10 Ом каждое.
Найти ток в цепи и падение напряжения на отдельных сопро ­
тивлениях.
63
5. М ож ет ли локатор обнаружить самолет на расстоянии
2 00 км, если время развертки локатора на экране \0г3 с?
6 . Когда в колебательный контур был включен первый кон ­
денсатор, то собственная частота контура равнялась 30 кГц, а
когда второй — 40 кГц. Какой будет частота контура при парал­
лельном соединении конденсаторов?
7. Изменение тока в колебательном контуре описывается
уравнением / = 0,3 sin 15,7/. Найти длину излучаемой контуром
волны.
8 . Э Д С п ер ем ен н о го тока выражается уравнением
е = 125 sin 628/. Определить действующее значение Э Д С и пери­
од ее изменения.
9. Сколько радиостанций может работать без помех в ди ­
апазоне 20 к м — 5 км, если каждой отводят полосу частот
4 кГц?
10. М гновенное значение переменного тока в проводнике
определяется по закону i - 0,564 sin 12,56/. Какое количество теп­
лоты выделится в проводнике с активным сопротивлением 15 Ом
за время, равное 10 периодам?
1 1 . Колебательный контур состоит из плоского конденса­
тора с площадью пластин <5'= 100 см2 и катушки с индуктивно­
стью L = Ю м кГн . Д лина волны колебаний , происходящ их в
контуре, 10 м. Определить расстояние между пластинами кон ­
денсатора.
12. Катушка с активным сопротивлением 2 Ом и индуктив­
ностью 75 мГн последовательно с конденсатором включена в сеть
переменного тока с напряжением 50 В и частотой 50 Гц. Чему
равна емкость конденсатора при резонансе? Определить напря­
жение на катушке и на конденсаторе.
13. Определите мгновенные значения силы тока, изменяю­
щегося по закону i = 12sinco/ для фаз л/6 , 320“ и моментов вре­
мени Т/2, Т/3.
14. Колебательный контур составлен из дросселя с индук­
тивностью 0,2 Гн и конденсатора с емкостью 10 s Ф . В момент,
когда напряжение на конденсаторе 1 В , ток в контуре 0,01 А .
Каков заряд конденсатора в момент, когда ток равен 0,005 А?
Каков максимальный ток в контуре?
64
15. Колебательный контур имеет собственную частоту 30 кГц.
Какой будет его собственная частота, если расстояние между
пластинами плоского конденсатора увеличить в 1,44 раза?
О П Т И К А
1 группа Д 11/5
1. Солнечные лучи падают на поверхность воды под углом
60°. К ак пойдут эти лучи в воде после преломления?
2. Луч света при переходе из льда в воздух падает на поверх­
ность льда под углом 15°. Определить угол преломления луча в
воздухе.
3. Луч света переходит из воды в стекло с показателем пре­
ломления 1,7. Определить угол падения луча, если угол прелом ­
ления равен 28°.
4. Найти фокусное расстояние линзы , если известно, что
действительное изображение предмета, находящегося на рас­
стоянии 30 см от линзы , получается на таком же расстоянии
от нее.
5. Главное фокусное расстояние линзы — 10 см. Предмет на­
ходится на расстоянии 12 см от линзы. Найти расстояние от
изображения до линзы.
6 . Предмет находится на расстоянии 60 см от собирающей
линзы с фокусным расстоянием 10 см. Н а каком расстоянии от
линзы получено изображение? Найти увеличение.
7. Какое увеличение дает фонарь, если его объектив с глав­
ным фокусным расстоянием 18 см расположен на расстоянии
6 м от экрана?
8 . Луч света падает из воздуха на поверхность жидкости под
углом 40° и преломляется под углом 24°. При каком угле паде­
ния луча угол преломления будет 2 0°?
9. Найти оптическую силу и фокусное расстояние двояковы­
пуклой линзы, если изображение предмета, помещенного в 24 см
от линзы , получается на расстоянии 0,4 м от нее. Найти увели­
чение линзы .
10. Определить на какой угол отклонится луч света от своего
первоначального направления при переходе из воздуха в стекло,
когда угол падения 25°; когда угол падения 65°.
65
1. Аквалангисту, находящемуся под водой, лучи Солнца ка­
жутся падающими под углом 60° к поверхности воды. Опреде­
лить высоту Солнца над горизонтом.
2. Тонкий пучок света направлен в воздухе на поверхность
некоторой жидкости под углом падения 40°. Угол преломления
при этом равен 24°. Каков будет угол преломления при угле па­
дения 80°?
3. Луч света выходит из воды в воздух. Угол падения луча
62°. Найти дальнейший ход луча.
4. Н а каком расстоянии от выпуклой линзы с фокусным рас­
стоянием 60 см следует поместить предмет, чтобы получить дей­
ствительное изображение, увеличенное в 2 раза?
5. Каковы главное фокусное расстояние и оптическая сила ли н ­
зы, если для получения изображения предмета в натуральную ве­
личину он должен быть помещен на расстоянии 20 см от линзы?
6 . Оптическая система дает действительное изображение
предмета. Где надо поместить собирающую линзу с фокусным
расстоянием 25 см, чтобы изображение стало мнимым и увели­
ченным в 4 раза?
7. Определить оптическую силу объектива проекционного
фонаря, если диапозитив имеет ширину и высоту по 6,4 см, а на
экране, отстоящем от объектива на 3,6 м, получается изображе­
ние площадью 1,96 м2.
8 . Фотоаппаратом “Зоркий” с фокусным расстоянием 5 см
сделан снимок автомашины высотой 1,6 м. С какого расстояния
сделан снимок, если высота автомашины на снимке 4 мм?
9. Находясь в воде, водолаз установил, что направление на С о лн ­
це составляет с вертикалью угол 28°. Когда он вышел из воды, то
увидел, что Солнце стоит ниже над горизонтом. Определить на
какой угол изменилось направление на Солнце для водолаза.
10. П од каким углом должен падать луч на поверхность стек­
ла, чтобы угол преломления был в 2 раза меньше угла падения?
2 группа Д 11/6
3 группа Д 11/7
1. Н а какой угол отклонится луч от первоначального направ­
ления, ^^щав под углом 45° на поверхность стекла? на поверх­
ность алмаза?
66
2. Луч падает на поверхность воды под углом 40е П од каким
углом должен упасть луч на поверхность стекла, чтобы угол пре­
ломления оказался таким же?
3. Луч света выходит из стекла в воздух. Угол падения луча
55°. Найти дальнейший ход луча.
4. Предмет расположен на расстоянии 40 см от линзы с оп ­
тической силой 2 дптр. Как изменится расстояние до изображе­
ния предмета, если последний приблизить к линзе на 15 см?
5. Н а каком расстоянии от линзы с оптической си лой
—4,5 дптр надо поместить предмет, чтобы его изображение по­
лучилось уменьшенным в 6 раз?
6 . Предмет высотой 15 см помешен перпендикулярно глав­
ной оптической оси на расстоянии 1,5 F от линзы. Какой высо­
ты получится на экране изображение предмета?
7. Расстояние между предметом и экраном 120 см. Где нуж­
но поместить собирающую линзу с фокусным расстоянием 25 см,
чтобы на экране получилось отчетливое изображение?
8 . Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пла ­
стинку под углом а = 60\ Какова толщина пластинки d, если
при выходе из нее луч отклонится на расстояние h = 20 мм?
9. Собирающей линзой получено изображение светлого квад­
рата на расстоянии 30 см от линзы. Площ адь изображения в
4 раза больше площади квадрата. Найти фокусное расстояние
линзы и расстояние от линзы до квадрата.
10. П од каким углом долж ен падать луч на поверхность
стекла, чтобы угол прелом ления был в 2 раза меньше угла п а ­
дения? 1
1 группа Т11/9
1. Луч света переходит из глицерина в воздух. Каков будет
угол преломления луча, если он падает под углом 2 2е?
2. И зображ ение предмета, поставленного на расстоянии
0,25 м от двояковыпуклой линзы , получилось действительным,
обратным и увеличенным в 3 раза. Каково фокусное расстояние
линзы?
3. Определить оптическую силу объектива проекционного
фонаря, если он дает 24-кратное увеличение, когда диапозитив
помещен на расстоянии 2 0 ,8 см от объектива.
67
4. Луч света переходит из глицерина в воду. Определить угол
преломления луча, если угол падения равен 30°.
5. Рисунок на диапозитиве имеет высоту 2 см, а на экране
80 см. Определить оптическую силу объектива, если расстояние
от объектива до позитива 20,5 см.
6 . Н а каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным
расстоянием 15 см следует поместить предмет, чтобы его дей­
ствительное изображение было в 2,5 раза больше самого пред­
мета?
7. Определить на какой угол отклоняется световой луч от
своего первоначального направления при переходе из стекла в
воздух, если угол падения луча равен 40°.
8 . Предмет находится на расстоянии 1,8 м от собирающей
линзы. Определить фокусное расстояние линзы, если изображе­
ние меньше предмета в 5 раз.
9. Водолаз определял угол преломления луча в воде. О н ока­
зался равным 22°. Под каким углом к поверхности воды падают
лучи света?
10. Главное ф окусное расстояние рассеивающ ей линзы
—12 см. Изображение предмета находится на расстоянии 9 см от
линзы. Чему равно расстояние от предмета до линзы?
11. Главное фокусное расстояние объектива проекционного
фонаря 15 см. Диапозитив находится на расстоянии 15,6 см от
объектива. Какое линейное увеличение дает фонарь?
12. Луч света падает из воды в воздух под углом 60°. Найти
дальнейший ход луча.
13. М нимое изображение предмета, получаемое с помощью
линзы , в 4,5 раза больше самого предмета. Чему равна оптиче­
ская сила линзы , если предмет находится на расстоянии 3,8 см
от линзы?
14. Лучи Солнца составляют с поверхностью воды угол 38°.
Какой угол с поверхностью воды составляют эти лучи для на­
блюдателя, находящегося в воде?
15. Главное фокусное расстояние двояковыпуклой линзы
50 см. Предмет высотой 1,2 см помещен на расстояние 60 см от
линзы. Где и какой высоты получится изображение этого пред­
мета?
68
1. С помощью линзы , оптическая сила которой 4 дптр, необ­
ходимо получить увеличенное в 5 раз изображение предмета. Н а
каком расстоянии перед линзой нужно поместить предмет?
2. Н а стеклянную пластину падает луч света. Каков угол па­
дения луча, если угол между отраженными и преломленными
лучами равен 90°?
3. Н а каком расстоянии от двояковыпуклой линзы , фокус­
ное расстояние которой 40 см, надо поместить предмет, чтобы
его изображение получилось: 1) в натуральную величину; 2) на
расстоянии 2 м по другую сторону линзы? Найти увеличения.
4. М альчик старается попасть палкой в предмет, находящийся
на дне ручья глубиной 40 см. Н а каком расстоянии от предмета
палка падает в дно ручья, если мальчик, точно прицелившись,
двигает палку под углом 45а к поверхности воды?
5. Определить главное фокусное расстояние рассеивающейся
линзы, если известно, что изображение предмета, помещенного
перед ней на расстоянии 50 см, получилось уменьшенным в 5 раз?
2 группа Т 11/10
6 . Расстояние от предмета до экрана / = 3 м. Какой оптичес­
кой силы нужно взять линзу и где следует ее поместить, чтобы
получить изображение предмета, увеличенное в 5 раз?
7. В дно пруда вертикально вбит шест высотой 1,25 м. О пре ­
делить длину тени от шеста на дне пруда, если солнечные лучи
падают на поверхность воды под углом 38°, а шест целиком на­
ходится в воде.
8. Объектив проекционного фонаря имеет оптическую силу
5,4 дптр. Экран расположен на расстоянии 4 м от объектива. О п ­
ределить минимальные размеры экрана, на котором должно уме­
ститься изображение диапозитива размером 6 x 9 см2.
9. Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пла­
стинку под углом 60°. Какова толщина пластинки, если при вы­
ходе из нее луч сместится на 2 0 мм?
10. Изображение предмета, удаленного от собирающей ли н ­
зы на расстояние 0,4 м, больше предмета в 5 раз. Найдите воз­
можные значения оптической силы линзы.
11. В трубку на расстояние 16 см одно от другой вставлены
две собирающие линзы . Фокусное расстояние первой линзы
8 см, второй 5 см. Предмет находится на расстоянии 40 см от
69
первой линзы. Н а каком расстоянии от второй линзы получится
изображение?
12. Луч падает на стеклянную плоско параллельную пластин­
ку толщиной d= 3 см под углом а — 70°. Определить смещение
h луча внутри пластинки.
13. Светящийся предмет расположен на расстоянии 12,5 м
от линзы , а его действительное изображение — на расстоянии
85 см от нее. Где получится изображение, если предмет подви­
нуть к линзе на 2,5 м?
14. Столб вбит в дно реки. 1 м столба возвышается над во­
дой. Найти длину тени столба на поверхности и на дне реки,
если высота Солнца над горизонтом 30°, а глубина реки 2 м.
15. Н а экране, отстоящем от объектива на расстоянии 4 м,
получено четкое изображение диапозитива. Экран отодвигают на
40 см. На сколько надо переместить диапозитив, чтобы восстано­
вить четкость изображения? Оптическая сила объектива 5 дптр.
3 группа Т 11/11
1. Собирающая линза с оптической силой 2,5 дптр сложена
вплотную с тонкой рассеивающей линзой с фокусным расстоя­
нием —0,5 м так, что их оптические оси совпадают. Определить
местоположение предмета, помещенного перед линзами, если
его изображение получено на расстоянии 0,5 м от линзы.
2. Н а дне ручья лежит камень. М альчик хочет попасть в него
палкой. Прицелившись, мальчик держит палку в воздухе под
углом 45°. Н а каком расстоянии от камня воткнется в дно палка,
если глубина ручья 32 см?
3. Собирающая линза дает изображение на экране объектива
высотой Л,. Двигая линзу к экрану, находят второе четкое изоб ­
ражение высотой И2. Найти высоту предмета.
4. В дно водоема глубиной 1,5 м вбита свая, выступающая из
воды на 30 см. Найти длину тени от сваи на дне водоема при
угле падения солнечных лучей 45°.
5. Светящаяся точка в системе координат х, у находится в
точке (0, 4 ), ее изображение в лйнзе находится в точке (5, 2).
Где находится линза и какова ее оптическая сила? (х, у — в см.)
. 6 . Собирающая линза увеличивает изображение предмета в 4
раза. £сли этот предмет передвинуть на 5 см, то увеличение
уменьшится в 2 раза. Найти фокусное расстояние линзы .
70
7. Луч света падает на трехгранную призму из кварца под
углом 36°. Преломляющ ий угол призмы 40°. Под каким углом
луч выйдет из призмы и каков его угол отклонения от первона­
чального направления?
8 . Н а оптической скамье расположены две собирающие ли н ­
зы с фокусным расстоянием 12 и 15 см. Расстояние между л и н ­
зами / = 36 см. Предмет находится на расстоянии cl{ = 48 см от
первой линзы. Н а каком расстоянии / 2 от второй линзы полу­
чится изображение предмета?
9. Найти коэффициент преломления вещества прозрачной
равносторонней призмы, если известно, что луч света, упав на
грань призмы под углом 60°, выйдет из другой грани тоже под
углом 60°.
10. Предмет находится в 20 см слева от линзы с фокусным
расстоянием +10 см. Вторая линза с фокусным расстоянием
+ 12,5 см расположена в 30 см справа от первой. Найти положе­
ние изображения и увеличение, даваемое системой линз.
1 1 . Сходящ ийся световой пучок падает на рассеивающую
линзу с фокусным расстоянием —F и собирается в точку, леж а­
щую в фокальной плоскости по другую сторону линзы . Н а ка­
ком расстоянии / от линзы соберется пучок , если рассеи ­
вающую линзу заменить на собирающую с фокусным расстоя­
нием + F!
12. Н а дне сосуда с водой глубиной h = 10 см помещен то ­
чечный источник света. Каков должен быть минимальный ра­
диус непрозрачного диска, плавающего на воде, чтобы ни один
луч не вышел из воды?
13. Предмет и экран зафиксированы неподвижно на рассто­
янии 60 см. Между ними находится двояковыпуклая линза. При
одном положении линзы на экране получается изображение,
увеличенное в 3 раза. Чему будет равно увеличение при другом
положении линзы , при котором на экране получается четкое
изображение? Определить расстояние I между положениями
линзы .
14. Луч света из воздуха попадает на однородный прозрач­
ный шар, проникает в него и достигает поверхности раздела
ш ар—воздух. Какой угол <р составляет вышедший луч с падаю­
щим на шар, если угол падения луча 26е, а угол преломления
Р = 17°?
71
15. Собирающая линза дает на экране изображение лампы ,
увеличенное в 2 раза. Когда линзу придвинули на 36 см ближе к
экрану, то она дала вдвое уменьшенное изображение. Найти
фокусное расстояние линзы.
В О Л Н О В Ы Е И К В А Н Т О В Ы Е С В О Й С Т В А С В Е Т А .
С Т Р О Е Н И Е А Т О М А
1 группа Т П /1 2
1 . Д ли н новолновая (к р асн ая ) граница фотоэфф екта для
серебра равна 0,26 мкм. Определить работу выхода для се ­
ребра.
2. Показатель преломления воды для крайних красных лучей
в область видимого спектра равен 1,329, а для крайних фиолето­
вы х— 1,344. Определить скорость распространения красных и
фиолетовых лучей в воде.
3. Определить импульс фотона и энергию красного излуче­
ния, длина волны которого 700 нм.
4. Н а сколько энергия фотона синего цвета = 480 нм )
больше, чем красного (Х2 = 670 нм)?
5. Определить красную границу фотоэффекта для калия, если
работа выхода равна 2 эВ .
6 . Энергия фотона некоторого излучения равна 6 - 1019Дж.
Сделав расчет, установите, вызывает ли оно световое ощущение
у человека?
7. Достаточна ли энергия фотона ультрафиолетового излуче­
ния частотой 8 Н Р с 1, чтобы вырвать электрон из молибдена?
Работа выхода для молибдена равна 7,0 Ю 19 Дж.
8. Дифракционная решетка, постоянная которой 0,004 мм,
освещается светом с длиной волны 687 нм, падающим перпен ­
дикулярно решетке. Под каким углом к решетке нужно произ­
водить наблюдение, чтобы видеть изображение спектра второго
порядка?
9. При переходе электрона в атоме водорода с одной орби ­
ты на другую, более близкую к ядру, излучаются фотоны с энер ­
гией 3,03- 1 019 Дж. Определить частоту и длину волны излу ­
чения, г*
72
10. Определить скорость распространения света в стекле, если
при переходе света из воздуха в стекло угол падения луча ока­
зался равным 50°, а угол преломления 30°.
11. Определите длину волны излучаемого света, если при
переходе электрона в атоме водорода с четвертой стационарной
орбиты на вторую атом теряет 4,05 10 19 Дж энергии.
12. Какую максимальную скорость могут получить вырван­
ные из калия электроны при облучении его фиолетовым све­
том с длиной волны 420 нм? Работа выхода для калия равна
2 эВ.
13. Определить абсолютный показатель преломления и ско ­
рость распространения света в слюде, если при угле падения
светового пучка 54° угол преломления равен 30°.
14. П ри переходе электрона в атоме водорода с третьей ста­
ционарной орбиты на вторую излучаются фотоны, соответству­
ющие длине волны 0,652 мкм (красная линия спектра водоро­
да). Какую энергию теряет при этом атом водорода?
15. Работа выхода для цинка равна 5,6 1019 Дж. Возникает
ли фотоэффект под действием излучения, имеющего длину вол­
ны 0,45 мкм?
2 и 3 группы Т 11/13
1. Работа выхода электрона из ртути 4,53 эВ. Возникает ли
фотоэффект, если на поверхность ртути будет падать видимый
свет?
2. Найти период дифракционной решетки, если дифракци­
онное изображение первого порядка получено на расстоянии
243 см от центрального максимума, а расстояние от решетки до
экрана 1 м? Решетка была освещена светом с длиной волны
0,486 мкм.
3. Определить длину волны красной границы фотоэффекта у
алюминия, если фототок прекращается при отрицательном на­
пряжении 4,25 В.
4. Натриевую пластинку облучают светом, длина волны ко ­
торого 6 ,6 108 м. Определите скорость фотоэлектронов, если
работа выхода натрия равна 4 10' 19 Дж.
73
5. Определить период решетки, если спектр первого порядка
для зеленой линии ртути (X = 574,5 нм ) наблюдается под углом
20е. Сколько штрихов имеет решетки на 1 мм длины?
6. Найдите массу фотона видимого света, длина волны кото­
рого 5 • 10*7 м.
7. Д лина волны красных лучей в воздухе 700 мкм. Какова
длина волны этих лучей в воде?
8 . Каким наименьшим напряжением полностью задержива­
ются электроны, вырванные ультрафиолетовыми лучами с дли ­
ной волны 300 нм из вольфрамовой пластины, если работа вы­
хода равна 7,2 • 1 019 Дж?
9. Спектры дифракционной решетки со 100 штрихами на 1 мм
проецируются на экран, расположенный параллельно решетке
на расстоянии 1,8 м от нее. Определить длину волны монохрома­
тического света, падающего на решетку, если расстояние от спек­
тра второго порядка до центральной светлой полосы 21,4 см.
10. Определить импульс и энергию кванта ультрафиолетово­
го излучения, длина волны которого 20 нм.
11. Два когерентных источника Sx и S2 с длиной волны
0,4 мкм находятся на расстоянии 2 мм друг от друга (рис. 6).
П араллельно линии , соединяющей источники, расположен эк ­
ран M N на расстоянии 2 м от них. У гол S2SXA — прямой. Что
будет наблюдаться в точке А экрана: свет или темнота?
12. Сколько фотонов в секунду испускает электрическая лам ­
па накаливания, полезная мощность которой 100 Вт, если сред­
няя длина волны излучения 600 нм?
13. П од каким углом а свет падает на п лос ­
кую границу раздела воздух — стекло, если от­
раженный и преломленный лучи образуют пря­
мой угол? Абсолютный показатель преломления
стекла 1,43. С какой скоростью распространяет­
ся свет в стекле?
14. Рубиновый лазер излучает в импульсе
2 * 1 0 19 световы х ф отон ов с д л и н о й волны
X = 694 нм. Чему равна мощность вспышки л а ­
зера, если длительность импульса t= 2 ■ 1 0 '3 с?
15. П ри облучении паров ртути электрона­
ми энергия атома ртути увеличивается на 4,9 эВ.
Какой длины волны будет излучать атом при
переходе в невозбужденное состояние?

 

Категория: Физика | Добавил: Админ (01.03.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar