Тема №6024 Самостоятельные работы по физике 30 штук (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Самостоятельные работы по физике 30 штук (Часть 4) из предмета Физика и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Самостоятельные работы по физике 30 штук (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Самостоятельная работа №28. ИЗОБРАЖЕНИЕ В ПЛОСКОМ ЗЕРКАЛЕ
Начальный уровень
1. Девочка стоит в полутора метрах от плоского зерка­ла. На каком расстоянии от себя она видит в нем свое изображение?
2. Человек идет по направлению к плоскому зеркалу со скоростью 2 м/с. С какой скоростью он прибли­жается к своему изображению?
3. Какие (печатные) буквы алфавита не изменяются при отражении в плоском зеркале?
4. На столе лежит зеркало. Как изменится изображе­ние люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала?
5. Человек стоит перед вертикальным плоским зерка­лом на расстоянии 1 м от него. Каково расстояние от человека до его изображения?
6. Человек приближается к плоскому зеркалу со ско­ростью 1м/с. С какой скоростью нужно удалять зеркало от человека, чтобы расстояние между чело­веком и его изображением не менялось?
Средний уровень
1. С какой скоростью движется изображение придо­рожных столбов в плоском зеркале водителя авто­мобиля, если его скорость равна υ.
2. Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 20 см. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть на 10 см от зеркала?
3. Как изменится расстояние между предметом и его изображением в плоском зеркале, если зеркало переместить в то место, где было изображение?
4. Почему изображение предмета в плоском зеркале называют мнимым?
5. Каковы особенности изображения, получаемого с помощью плоского зеркала?
6. В каком случае поверхность рассеивает падающий на нее свет? Почему?
Достаточный уровень
1. Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Определите графически область видения этого предмета в зеркале (см. рис. 1).
.
 
2. Постройте изображение предмета АВ в плоском зер­кале. Определите графически область видения этого предмета в зеркале (см. рис. 2).
3. Постройте изображение трех светящихся точек А, В и С в плоском зеркале. Определите графически об­ласть видения изображения всех точек в зеркале (см. рис. 3).
4. Постройте изображение треугольника ABC в плоском зеркале. Оп­ределите графически область видения изо­бражения (см. рис. 4).
5. Постройте изображение прямоугольника ABCD в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения (см. рис. 5).
6. Постройте изображение многоугольника в плоском зеркале. Определите графически область видения изображения. (см. рис. 6).
Высокий уровень
1. В каких точках комна­ты должен находиться человек, чтобы видеть в зеркале экран теле­визора АВ целиком (см. рис. 1)?
2. Два плоских зеркала расположены под уг­лом друг к другу и пе­ред ними помещен предмет АВ. Где следу­ет расположить глаз наблюдателя, чтобы одновременно видеть все изображения, да­ваемые зеркалами (см. рис. 2)?
3. Два зеркала расположены под углом 120° друг к другу и перед ними по­мещен точечный источник света А Где следует рас­положить глаз наблюда­теля, чтобы одновременно видеть все изображения, даваемые зеркалами (см. рис. 3)?
4. Как следует расположить два плоских зеркала, что­бы светящаяся точка и два ее изображения лежали в вершинах равностороннего треугольника? Задачу решить графически.
5. Постройте изображение предмета (точки) в двух плоских зеркалах, угол между которыми равен 60°. Сколько изображений при этом получается?
6. Луч света, идущий из точки А, приходит в точку В, отразившись от плоского зеркала CD. Докажите, что «подчиняясь» закону отражения, луч «выбирает» кратчайший ПУТЬ (см. рис. 4).
.

Самостоятельная работа №29. ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
Начальный уровень
1. Какое явление называют преломлением света? В чем его суть?
2. Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
3. Покажите на рисунке углы падения и преломления для луча, падающего на границу раздела двух сред.
4. В каком случае угол преломления луча равен углу падения?
5. Какой угол — падения или преломления — будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло? Сделайте чертеж.
6. Какой угол — падения или преломления — будет больше в случае перехода луча света из стекла в воздух? Сделайте чертеж.
Средний уровень
1. На рисунке изображено преломление луча света на границе двух сред. Какая среда оптически более плотная?
 
2. На рисунке изображено преломление луча света на границе двух сред. Какая среда оптически более плотная?
 
3. На рисунке изображено преломление луча света на границе двух сред. Какая среда оптически более плотная?
 
4. На рисунке изображено преломление луча света на границе двух сред. Какая среда оптически более плотная?
 
5. Начертить ход лучей, изображенных на рисун­ке.
 
6. Луч света падает из воздуха в стекло. Изобразите дальнейший ход луча.
 
Достаточный уровень
1. а) Почему ложка, поставленная в стакан с водой, кажется изогнутой? б) Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 50°, угол между от­раженным лучом и преломленным 100°. Чему равен угол преломления?
2. а) Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке? б) Угол между отраженным лучом и преломленным 100°. Чему равна сумма углов падения и преломле­ния?
3. а) Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему? б) На оконное стекло падает луч света, образующий с плоскостью стекла угол 25°. Каким будет угол ме­жду лучом, отраженным от стекла, и прошедшим сквозь стекло?
4. а) Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет? б) Луч света падает на границу раздела сред воздух-жидкость под углом 45° и преломляется под углом 30°. Каков показатель преломления жидкости? При каком угле падения угол между отраженным и пре­ломленным лучами составит 90°?
5. а) Камушки, лежащие на дне водоема, кажутся ко­леблющимися, если поверхность воды в водоеме не совсем спокойная. Почему?
б) На оконное стекло падают два луча, угол между которыми 30°. Каким станет угол между лучами по­сле того, как они пройдут сквозь стекло?
6. а) Если посмотреть на окружающие тела через теп­лый воздух, поднимающийся от костра, то они ка­жутся дрожащими». Почему? б) На дне аквариума с водой лежит плоское зеркало. На поверхность воды падает луч. Нарисуйте пример­ный ход луча, если угол падения равен 50°. Под каким углом к поверхности воды луч снова выйдет в воздух?
Высокий уровень
1. Кажущаяся глубина водоема 3 м. Определите ис­тинную глубину водоема. Показатель преломления воды 1,33.
2. Луч, отражённый от поверхности стекла с показате­лем преломления 1,7, образует с преломлённым лу­чом прямой угол. Определить угол падения и угол преломления.
3. Определите, на какой угол отклоняется луч света от своего первоначального направления при переходе из стекла в воздух, если угол падения 30°, а показа­тель преломления стекла 1,5.
4. В дно пруда вбили вертикально шест высотой 1 м. Определите длину тени от шеста на дне пруда, если угол падения солнечных лучей 60°, а шест целиком находится под водой. Показатель преломления воды 1,33.
5. На горизонтальном дне водоёма, имеющего глубину 1,2 м, лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом 30°. На каком расстоя­нии от места падения этот луч снова выйдет на по­верхность воды после отражения от зеркала? Пока­затель преломления воды 1,33.
6. На дне ручья лежит камешек. Мальчик хочет толк­нуть его палкой. Прицеливаясь, мальчик держит палку под углом 45°. На каком расстоянии от камешка во­ткнётся палка в дно ручья, если его глубина 50 см?
Самостоятельная работа №30. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ
Начальный уровень
1. Что такое линза? Каковы ее свойства?
2. Что мы называем главной оптической осью линзы? Изобразите ее на рисунке.
3. Что такое фокус линзы? Сколько фокусов имеет линза? Покажите их на рисунке.
4. Изобразите схематично выпуклую и вогнутую лин­зы. Проведите их оптические оси, обозначьте опти­ческие центры этих линз.
5. Как преломляет лучи выпуклая линза? Почему ее называют собирающей?
6. Как преломляет лучи вогнутая линза? Почему ее называют рассеивающей?
Средний уровень
1. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
2. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
3. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
4. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
5. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
6. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
7. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?
 
8. Постройте изображение данного предмета в линзе. Какое это изображение?


9. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Опреде­лите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
 
10. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A1B1. Опреде­лите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
 
11. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A1B1. Опреде­лите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
 
12. На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Опреде­лите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
 
13. Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произ­вольного луча.
 
14. Определите построением положение фокусов линзы, если задана главная оптическая ось и ход произ­вольного луча.
 
15. На рисунке показано положение оптической оси ММ тонкой линзы и ход луча ABC. Найдите по­строением ход произвольного луча DE.
 
16. На рисунке показано положение оптической оси ММ тонкой линзы и ход луча ABC. Найдите по­строением ход произвольного луча DE.


Достаточный уровень
1. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — глав­ная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, A1 — ее изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.
 
2. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — глав­ная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, A1 — ее изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.
 
3. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокусы, если ММ — глав­ная оптическая ось линзы, А — светящаяся точка, А1 - ее изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.
 
4. Определите построением положение фокусов линзы, если А — светящаяся точка, A1 - ее изображение. ММ — главная оптическая ось линзы.
 
5. Определите построением положение фокусов линзы, если А — светящаяся точка, А1 - ее изображение. ММ — главная оптическая ось линзы.
 
6. Даны точки А и А1 на оси линзы неизвестной формы. Определите вид линзы (собирающая или рассеи­вающая). Постройте фокусы линзы.
 
7. Даны точки А и A1 на оси линзы неизвестной формы. Определите вид линзы (собирающая или рассеи­вающая). Постройте фокусы линзы.


8. Даны точки А и A1 на оси линзы неизвестной формы. Определите вид линзы (собирающая или рассеи­вающая). Постройте фокусы линзы.
 
9. На рисунке показан ход луча относительно главной оптической оси тонкой линзы ММ. Определить по­ложение линзы и ее фокусов.
 
10. На рисунке показан ход луча после преломления в собирающей линзе. Найти построением ход этого луча до линзы.
 
11. На рисунке показан ход луча после преломления в собирающей линзе. Найти построением ход этого луча до линзы.
 
12. На рисунке показан ход луча относительно главной оптической оси тонкой линзы ММ. Определить по­ложение линзы и ее фокусов.
 
13. Найти построением положение светящейся точки, если известен ход двух лучей после их преломления в линзе. Один из этих лучей пересекается с главной оп­тической осью линзы в ее фокусе.
 
14. Светящаяся точка расположена перед рассеивающей линзой. Построить ход произвольного луча АК, падающего на рассеивающую линзу. Положение опти­ческого центра О линзы и ход луча ABC заданы.
 
15. Из стекла двух сортов с различными показателями преломления изготовлена слоистая линза. Какое изо­бражение точечного источ­ника света даст эта линза? Считайте, что на границах между слоями свет полно­стью поглощается
 
16. На рисунке показано положение двух собирающих линз и их главные фокусы. Построить дальнейший ход луча АВ.


Высокий уровень
1. На рисунке показано положение предмета АВ и его изображения A1B1. Найти построением положение линзы и расположение ее фокусов.
 
2. На рисунке показано положение предмета АВ и его изображения A1B1. Найти построением положение линзы и расположение ее фокусов.
 
3. На рисунке показано положение предмета АВ и его изображения А1В1. Найти построением положение линзы и расположение ее фокусов.
 
4. Постройте изображение наклонной стрелки АВ, про­ходящей через фокус собирающей линзы.
 
5. На рисунке показано расположение двух линз. F1 — главный фокус собирающей линзы, F2 — главный фокус рассеивающей линзы. Построить дальнейший ход луча АВ.
 
6. На рисунке показано расположение двух линз и ход луча АВ после преломления в линзах. Построить дальнейший ход луча EF.
 
7. Постройте ход лучей и определите положение изо­бражения предмета АВ в оптической системе, со­стоящей из собирающей линзы и плоского зеркала.
 
8. Где должны находиться фокусы двух линз, чтобы параллельные лучи, пройдя через линзы, оставались параллельными?


9. Собирающая линза Л1 дает в точке А1 действительное изображение точечного источника А, расположенного на оптической оси линзы. Между линзой Л1 и источ­ником A1 поставлена рассеивающая линза Л2, поло­жения фокусов которой заданы. Найти построением новое положение изображения источника. Рассмот­реть случай, когда расстояние между A1 и Л2 больше фокусного расстояния линзы Л2
 
10. Где должны находиться фокусы двух линз, чтобы параллельные лучи, пройдя через линзы, оставались параллельными?
 
11. На рисунке показано расположение двух линз и ход луча АВ после преломления в линзах. Построить дальнейший ход луча EF.
 
12. Собирающая линза Л1 дает в точке А1 действитель­ное изображение точечного источника А, располо­женного на оптической оси линзы. Между источником А и линзой Л1 поставлена еще одна собирающая линза Л2, положение фокусов которой заданы. Най­ти построением новое положение изображения ис­точника. Рассмотреть случай, когда расстояние ме­жду А и Л2 меньше фокусного расстояния линзы Л2.
 
13. Как надо расположить три собирающие линзы, что­бы параллельные лучи, пройдя через линзы, оста­лись параллельными?
 
14. Линза разрезается плоскостью вдоль оптической оси на две равные части, которые раздвигаются на 1 см симметрично относительно оптической оси. Постро­ить изображение светящейся точки А
 
15. Как надо расположить две линзы, чтобы параллель­ные лучи, пройдя через линзы, остались параллель­ными?
 
16. Линза разрезается плоскостью вдоль оптической оси на две равные части, которые раздвигаются на 1 см симметрично относительно оптической оси. Постро­ить изображение светящейся точки А


Самостоятельная работа №31. ФОРМУЛА ТОНКОЙ ЛИНЗЫ.
Начальный уровень
1. Что такое диоптрия? Чему она равна?
2. У одной линзы фокусное расстояние равно 0,25 м, у другой — 0,4 м. Какая из них обладает большей оптической силой?
3. Оптические силы трех линз таковы: -0,5 дптр, 2 дптр, -1,5 дптр. Есть ли среди них рассеивающие линзы? собирающие?
4. Линзы имеют следующие значения оптической си­лы: 1,5 дптр, 3 дптр. У какой из линз фокусное расстояние больше?
5. Оптическая сила линзы 10 дптр. Чему равно ее фо­кусное расстояние?
6. Одна из линз имеет оптическую силу, равную 50 дптр, другая оптическую силу 2 дптр. Какую из них можно на­звать длиннофокусной?
Средний уровень
1. На каком расстоянии от собирающей линзы с фо­кусным расстоянием 20 см получится изображение предмета, если сам предмет находится от линзы на расстоянии 15 см?
2. Определите фокусное расстояние рассеивающей лин­зы, если предмет находится от линзы на расстоянии 15 см, а его изображение получается на расстоянии 6 см от линзы.
3. При помощи собирающей линзы с фокусным рас­стоянием 6 см получают мнимое изображение рас­сматриваемой монеты на расстоянии 18 см от линзы. На каком расстоянии от линзы размещена монета?
4. Найдите фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы, если известно, что изображение предмета, помещенного на расстоянии 30 см от лин­зы, получается по другую сторону линзы на таком же расстоянии от нее.
5. Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собираю­щей линзы, оптическая сила которой равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получается изобра­жение свечи?
6. Каково фокусное расстояние собирающей линзы, дающей мнимое изображение предмета, помещенно­го перед ней на расстоянии 0,4 м? Расстояние от лин­зы до изображения 1,2 м.
7. Расстояние от мнимого изображения предмета до собирающей линзы, оптическая сила которой 2 дптр, равно 0,4 м. Определить расстояние от лин­зы до предмета.
8. Предмет расположен на расстоянии 0,15 м от рассеи­вающей линзы с фокусным расстоянием 0,3 м. На ка­ком расстоянии от линзы получается изображение данного предмета?
Достаточный уровень
1. Перед рассеивающей линзой с фокусным расстояни­ем 0,2 м на расстоянии 10 см от нее поставлен предмет. На каком расстоянии от линзы получается его изображение?
2. Определить оптическую силу рассеивающей линзы, если известно, что предмет расположен перед ней на расстоянии 40 см, а мнимое изображение находится на расстоянии 160 см от линзы.
3. Изображение предмета, поставленного на расстоя­нии 40 см от собирающей линзы, получилось увели-
ченным в 1,5 раза. Каково фокусное расстояние линзы?
4. На каком расстоянии от рассеивающей линзы с оп­тической силой -4 дптр надо поместить предмет, чтобы его мнимое изображение получилось в 5 раз меньше самого предмета?
5. Предмет высотой 30 см расположен вертикально на расстоянии 80 см от линзы с оптической силой -5 дптр. Определить положение изображения и его высоту.
6. Определите оптическую силу рассеивающей линзы, если она дает изображение предмета на расстоянии 6 см от самого предмета. Высота предмета 8 см, вы­сота изображения 4 см.
7. Расстояние между предметом и его изображением 72 см. Увеличение линзы равно 3. Найти фокусное расстояние линзы.
8. Если расстояние предмета от линзы 36 см, то высота изображения 10 см. Если же расстояние предмета от линзы 24 см, то высота изображения 20 см. Опреде­лить фокусное расстояние линзы.
Высокий уровень
1. С помощью тонкой линзы получается увеличенное в два раза действительное изображение плоского пред­мета. Если предмет сместить на 1 см в сторону лин­зы, то изображение будет увеличенным в три раза. Чему равно фокусное расстояние линзы?
2. Собирающая линза с фокусным расстоянием 4 см дает изображение точки, расположенной на расстоя­нии 12 см от линзы несколько выше ее оптической оси. На какое расстояние сместится изображение точки на экране при перемещении линзы на расстоя­ние 3 см вниз от ее первоначального положения?
3. Предмет и его прямое изображение расположены симметрично относительно фокуса линзы. Расстоя­ние от предмета до фокуса линзы 4 см. Найти фо­кусное расстояние линзы.
4. Высота изображения предмета на пленке в фотоап­парате при съемке с расстояния 2 м равна 30 мм, а при съемке с расстояния 3,9 м высота равна 15 мм. Определить фокусное расстояние объектива фотоаппа­рата.
5. Свеча находится на расстоянии 3,75 м от экрана. Между ними помещают собирающую линзу, которая дает на экране четкое изображение свечи при двух положениях линзы. Найти фокусное расстояние линзы, если расстояние между положениями линзы равно 0,75 м.
6. Точечный источник света, расположенный на рас­стоянии 1,2 м от рассеивающей линзы, приближают к ней вдоль главной оптической оси до расстояния 0,6 м. При этом мнимое изображение источника проходит вдоль оси расстояние 10 см. Найти фокус­ное расстояние линзы.
7. Линза, состоящая из двух сложенных вплотную одинаковых «половинок», дает на экране изображе­ние светящейся точки. Фокусное расстояние линзы 10 см, ее расстояние от экрана 20 см. На сколько необходимо переместить верхнюю «половинку» лин­зы, чтобы расстояние между изображениями на эк­ране было равно 1 см?
8. Между пламенем высотой 3 см и стеной ставят со­бирающую линзу, которая дает на стене изображе­ние пламени высотой 6 см. Линзу можно передви­нуть так, что на стене опять будет четкое изображе­ние пламени. Какую высоту будет иметь это изо­бражение?

Самостоятельная работа №32. ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ И ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
Начальный уровень
1. Что служит главной частью фотоаппарата? Каково ее назначение?
2. Какое изображение получается на сетчатке глаза?
3. В каком случае возникает близорукость и в каком — дальнозоркость?
4. Каким образом устраняются такие недостатки глаза, как близорукость и дальнозоркость?
5. Какие линзы применяют в очках, предназначенных для близоруких людей? дальнозорких?
6. Оптическая сила линз в очках -2 дптр. Для близо­рукого или дальнозоркого глаза эти очки?
Средний уровень
1. Как отличить очки для дальнозорких людей от оч­ков для близоруких людей?
2. Можно ли устроить фотографический аппарат без объектива?
3. В очках или без очков должны смотреть в микроскоп люди, имеющие дефект зрения?
4. В чем состоит преимущества зрения двумя глазами?
5. Можно ли в телескоп увидеть муху, севшую на его объектив?
6. Если человек в молодости страдал близорукостью, то в пожилом возрасте этот недостаток зрения у него уменьшается. Почему?
Достаточный уровень
1. Определить оптическую силу объектива проекцион­ного фонаря, если диапозитив высотой 5 см получа­ется на экране высотой 2 м, когда экран удален от объектива на 6 м.
2. Диапозитив имеет размеры 8x8 см. Определите фо­кусное расстояние объектива проекционного аппара­та, если на экране, отстоящем на расстоянии 4 м от него, получается изображение 2х2 м.
3. С высоты 1 км сфотографирована река. Определить ширину реки, если на снимке она равна 4 см. Опти­ческая сила объектива фотоаппарата равна 8 дптр.
4. С какого расстояния нужно фотографировать здание длиной 50 м, чтобы весь фасад здания поместился в кадре пленки размером 24х36 мм? Фокусное рас­стояние объектива равно 50 мм.
5. Высота здания на фотографическом снимке 7 см. Оп­ределить действительную высоту здания, если из­вестно, что главное фокусное расстояние объектива равно 20 см, а аппарат при съемке был поставлен на расстоянии 80 м от здания.
6. При фотографировании с расстояния 100 м высота дерева на негативе оказалась равной 12 мм. Найдите действительную высоту дерева, если фокусное рас­стояние объектива 50 мм.
Высокий уровень
1. Линзы с оптическими силами 5 дптр и 2,5 дптр на­ходятся на расстоянии 0,9 м друг от друга. Какое изображение даст эта система, если предмет распо­ложить на расстоянии 30 см перед первой линзой?
2. Две одинаковые тонкие собирающие линзы сложили вплотную так, что их оптические оси совпали и по­местили на расстояние 12,5 см от предмета. Какова оптическая сила системы и одной линзы, если дей­ствительное изображение, даваемое системой линз, было в четыре раза больше предмета?
3. Собирающая линза с оптической силой 2 дптр и рас­сеивающая линза с оптической силой -1,5 дптр рас­положены на расстоянии 40 см друг от друга и имеют общую оптическую ось. Со стороны соби­рающей линзы на расстоянии 4 м от нее находится предмет АВ высотой 20 см. Определите, где и какое изображение предмета дадут эти линзы.
4. Две линзы, выпуклую и вогнутую, сложили вплот­ную так, что их оптические оси совпали. Фокусное расстояние выпуклой линзы 10 см. Когда такую систему поместили на расстоянии 40 см от предме­та, то по другую от неё сторону на экране получи­лось чёткое изображение предмета. Определить оп­тическую силу вогнутой линзы, если расстояние от предмета до экрана 1,6 м.
5. Ученик привык читать книгу, держа её на расстоя­нии 20 см от глаз. Какова должна быть оптическая сила очков, которые должен носить ученик, чтобы читать книгу, держа её на расстоянии наилучшего зрения 25 см?
6. Оптическая система состоит из собирающей линзы с фокусным расстоянием 30 см и плоского зеркала, находящегося на расстоянии 15 см от линзы. Опре­делите положение изображения, даваемого этой сис­темой, если предмет находится на расстоянии 15 см перед линзой.

Контрольная работа. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Начальный уровень
ВАРИАНТ 1.
Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол ме­жду падающим и отраженным лучами?
Фокусные расстояния трех линз соответственно равны 1,25 м; 0,5 м и 0.04 м. У какой линзы оп­тическая сила больше?
Какие очки предназначены для близорукого чело­века, а какие — для дальнозоркого, если оптиче­ские силы их линз таковы: +1 дптр; +2 дптр; -1,5 дптр; -2,5 дптр?
ВАРИАНТ 2
Угол между падающим и отраженным лучами со­ставляет 60°. Под каким углом к зеркалу падает свет?
Оптическая сила линзы -2,5 дптр. Вычислите ее фокусное расстояние. Какая это линза — рассеи­вающая или собирающая?
Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках, предназначенных для близоруких людей? Обоснуйте свой ответ.
ВАРИАНТ 3
При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют между собой прямой угол?
Оптическая сила линз у очков соответственно равна 1,25 дптр, 2 дптр и 5 дптр. У какой линзы фокус­ное расстояние меньше?
Какой дефект зрения (близорукость или дально­зоркость) у человека, пользующегося очками с со­бирающими линзами? Обоснуйте свой ответ.
ВАРИАНТ 4
Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет 30°. Чему равен угол отражения луча?
Оптическая сила линзы 5 дптр. Вычислите ее фо­кусное расстояние. Какая это линза — рассеиваю­щая или собирающая?
Как устроен фотоаппарат? Где и какое получают в нем изображение предметов?
ВАРИАНТ 5
При каком угле падения луча на зеркало падающий и отраженный лучи совпадают?
Какой угол — падения или преломления — будет больше в случае перехода луча света из воздуха в алмаз? Сделайте соответствующий чертеж.
Как на ощупь (в темноте) можно отличить соби­рающую линзу от рассеивающей?
ВАРИАНТ 6
При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют между собой угол 120°?
Фокусное расстояние линзы равно 40 см. Какова ее оптическая сила?
Зачем объективы у проекционных аппаратов и фо­тоаппаратов должны быть подвижными?
Средний уровень
ВАРИАНТ 1
Чем отличается действительное изображение от мнимого?
Когда оптическая сила глаза больше: при рассмот­рении удаленных или близких предметов?
Сделайте чертеж (см. рис.) и изобразите на нем те­ни и полутени от мяча, освещенного двумя источ­никами света A1 и А2.
ВАРИАНТ 2
Расстояние от предмета до его изображения в плос­ком зеркале равно 80 см. Чему равно расстояние от предмета до зеркала?
Если читать книгу, держа ее очень близко или очень далеко от глаз, глаза быстро утомляются. Почему?
Перечертив рисунок в тетрадь, покажите на нем области тени и полутени, образуемые за непро­зрачным предметом ВС, который освещается дву­мя источниками света A1 и А2 (см. рис.)
ВАРИАНТ 3
При каком условии собирающая линза может дать изображение предмета, равное по размеру самому предмету?
На линзу объектива фотоаппарата села муха. Как это отразится на качестве снимка?
Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале. Какое это будет изображение? Почему? Определите графически область видения этого предмета.
ВАРИАНТ 4
Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем (острогой) в рыбу, плавающую невдалеке?
Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?
На рисунках показаны ход отраженных от поверхно­сти параллельных лучей. Какие из этих поверхно­стей зеркальные, какие имеют шероховатости? Почему? Объясните.
ВАРИАНТ 5
С какой скоростью удаляется предмет от зеркала, ес­ли изображение предмета удаляется от предмета со скоростью 80см/с?
Собирающую стеклянную линзу мальчик погрузил в воду. Изменилась ли при этом оптическая сила линзы?
Постройте изображение предмета CD в плоском зеркале АВ. Найдите область, в которой глаз будет видеть изображение всего предмета.
ВАРИАНТ
Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отражен­ным лучом и преломленным 110°. Чему равен угол преломления?
Почему в солнечный летний день нельзя днем поли­вать цветы в саду?
Между светящейся точкой А и глазом поместили плоскопараллельную пластинку. Построить изобра­жение точки А.


Достаточный уровень
ВАРИАНТ 1
По какому признаку можно обнаружить, что вы оказались в полутени некоторого предмета?
На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и ее изображения А1. Найдите построением положения центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?
В солнечный день длина тени на земле от человека ростом 1,8 м равна 90 см, а от дерева — 10 м. Ка­кова высота дерева?
ВАРИАНТ 2
Как и почему меняются очертания тени и полутени человека, когда он удаляется вечером от фонаря уличного освещения?
Даны точки А и А1 на оси линзы неизвестной фор­мы. Определить вид линзы (собирающая или рас­сеивающая). Постройте фокусы линзы.
Предмет находится на расстоянии 40 см от соби­рающей линзы. Каким будет изображение предме­та (действительным или мнимым, прямым или пе­ревернутым, увеличенным или уменьшенным), ес­ли оптическая сила линзы 4 дптр?
ВАРИАНТ 3
Как влияют размеры источника света на ширину области полутени?
На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение A1B1. Определите графически положение оптического центра и фокуса линзы.
В солнечный день длина тени на земле от дома равна 40 м, а от дерева высотой 3 м длина тени равна 4 м. Какова высота дома?
ВАРИАНТ 4
Почему в комнате, освещаемой одной лампой, по­лучаются довольно резкие тени от предметов, а в комнате, где источником освещения служит люст­ра, такие тени не наблюдаются?
На рисунке показаны положение предмета АВ и его изображения A1B1. Найти построением поло­жение линзы и расположение ее фокусов.
Линза дает мнимое изображение предмета, располо­женного на расстоянии 35 см от линзы. Может ли оптическая сила линзы быть равной 2,5 дптр? Рас­смотрите случаи собирающей и рассеивающей линз.
ВАРИАНТ 5
На крытых стадионах часто можно наблюдать, что у спортсменов, находящихся на поле, четыре тени. Чем это можно объяснить?
На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и ее изо­бражения А1. Найдите построением положения центра линзы и ее фокусов. Какая это линза?
Уличный фонарь висит на высоте 3 м. Палка дли­ной 1,2 м, установленная вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна дли­не палки. На каком расстоянии от основания стол­ба расположена палка?
ВАРИАНТ 6
Тень от штанги футбольных ворот утром и вечером длиннее, чем днем. Меняется ли в течение дня дли­на тени от перекладины ворот?
На рисунке даны ход произвольного луча в соби­рающей линзе и положение ее главной оптической оси и оптического центра. Найдите построением положение фокусов линзы.
Где может быть расположен предмет, если соби­рающая линза с фокусным расстоянием 20 см дает его действительное изображение? Каким будет это изображение — прямым или перевернутым?

Высокий уровень
ВАРИАНТ 1
Можно ли сказать, что изображение предмета в зер­кале абсолютно ему идентично (одинаково с ним)?
Объектив фотоаппарата имеет фокусное расстояние 10,5 см. На каком расстоянии от объектива дол­жен быть помещен предмет, чтобы снимок полу­чился в 5 раз меньше размера предмета?
Вы нашли очки. Предложите способ, с помощью которого можно определить, близорукость или дальнозоркость у их владельца.
АВ — предмет, А1В1 - изображение предмета, (А1В1)/АВ = 5. Оптическая сила линзы 40 дптр. Найти расстояние от предмета до линзы и от изображе­ния до линзы. Расчёт проверить построением (см. рис.).
 
ВАРИАНТ 2
Пузырьки воздуха, расположенные на стеблях и листьях подводных растений кажутся серебристо-зеркальными. Почему?
С какого расстояния был сделан фотоснимок элек­трички, если высота вагона на снимке 9 мм, а дей­ствительная высота вагона 3 м? Фокусное расстоя­ние объектива фотоаппарата 15 см.
Сидящие рядом дальнозоркий и близорукий зри­тели пользуются одинаковыми биноклями. У ка­кого зрителя трубка бинокля раздвинута больше?
На рисунке показан ход луча относительно глав­ной оптической оси тонкой линзы. Определите по­строением положение линзы и её фокусов.
 
ВАРИАНТ 3
Как располагается радуга относительно Солнца? Почему она имеет форму дуги?
Расстояние между предметом и экраном 120 см. Где нужно поместить собирающую линзу с фокус­ным расстоянием 25 см, чтобы на экране получи­лось отчетливое изображение предмета?
Перед вами одинаковые по виду и размеру очки. На одном рецепте к этим очкам написано +1,5 дптр, а на другом +3 дптр. Как, используя излучение лампы, отобрать очки, соответствующие рецепту +1,5 дптр? У каких очков масса стекол больше?
На рисунке показано положение оптической оси ММ тонкой линзы и ход луча ABC. Найдите по­строением ход произвольного луча КЕ.
 
ВАРИАНТ 4
Неровности дороги днем видны хуже, чем ночью при освещении дороги фарами автомобиля. Почему?
Чему равно главное фокусное расстояние соби­рающей линзы, если изображение предмета, рас­положенного от линзы на расстоянии 20 см, полу­чилось увеличенным в 4 раза?
В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если мы смотрим на близкие или да­лекие предметы?
Построить дальнейший ход луча (см. рис.) если угол паде­ния равен 40°, а показатель преломления равен 2.
 
ВАРИАНТ 5
Края линзы обрезали. Изменилось ли при этом ее фокусное расстояние?
Линза дает трехкратное увеличение предмета, находящегося на расстоянии 10 см от нее. Найти фокусное расстояние линзы.
В воде человек видит размытые контуры окру­жающих его предметов. Означает ли это, что под водой глаз становится очень близоруким или очень дальнозорким? Обоснуйте свой ответ.
Построить дальнейший ход луча (см. рис.), если угол паде­ния равен 68°; n1=1,5; n2 =2.
 
ВАРИАНТ 6
Какой дефект зрения «появится» у рыбы, которую вынули из воды, — близорукость или дальнозор­кость?
Объектив проекционного аппарата имеет фокусное расстояние 15 см. На каком расстоянии нужно по­местить диапозитив размером 9x12 см от объек­тива, чтобы получить на экране изображение раз­мером 45х60 см?
Перед собирающей линзой надо поместить горящую свечу так, чтобы расстояние между пламенем и дей­ствительным его изображением было наименьшим. Где должна стоять свеча по отношению к линзе?
Построить дальнейший ход луча в призме. n2-1= 3 (см. рис.).


Категория: Физика | Добавил: Админ (16.04.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar