Тема №9558 Ответы к задачам по географии олимпиада 9 класс 2016-2017
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по географии олимпиада 9 класс 2016-2017 из предмета География и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по географии олимпиада 9 класс 2016-2017, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
1
Ответы и критерии оценивания
Задание 1
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также
картами атласа, определите общий признак географического положения всех
пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке.
Найдите географический объект, который является «белой вороной» в цепочке
(отличается от других в группе), и объясните свой выбор.
Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному
примеру географического объекта, который будет верным для каждой
цепочки).
1) Калахари – Большой Западный Эрг – Тенере – Конго – Намиб
2) Баренцево – Азовское – Лаптевых – Карское – Белое
3) Монголия – Финляндия – США – Китай – Норвегия
4) Эквадор – Кения – Индонезия – Кирибати – Мальдивы
5) Чукотский АО – Камчатский край – Магаданская область – Приморский
край – Хабаровский край
№ Объединяющий
признак
объектов
в цепочке по их
географическому
положению
«Белая
ворона»
Объяснение
«белой вороны»
Продолжение
логического
ряда без
«белой
вороны»
1 Все объекты
расположены
в Африке
(2 балла)
Конго
(2 балла)
Конго не является пус-
тыней/полупустыней.
ИЛИ
Конго – это впадина/
река/страна, но не
пустыня (полупустыня)
(3 балла)
Любая пустыня
(полупустыня),
расположенная
в Африке
(1 балл)
2 Моря, омывающие
берега России
(2 балла)
Азовское
море
(2 балла)
Является частью
Атлантического океана.
ИЛИ
Не является частью
Северного Ледовитого
океана (3 балла)
Любое море
Северного
Ледовитого
океана,
омывающее
берега России
(1 балл)
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
2
3 Соседи России
первого порядка
ИЛИ
страны,
граничащие
с Россией
(2 балла)
США
(2 балла)
Имеет с Россией только
морскую границу.
ИЛИ
Все страны в цепочке,
кроме США, имеют
сухопутную границу
с Россией (3 балла)
Любая страна,
имеющая
сухопутную
границу
с Россией
(1 балл)
4 Все страны
пересекает
экватор.
ИЛИ
Все страны лежат
в северном и
южном
полушариях.
ИЛИ
Все страны лежат
в трёх
полушариях
(2 балла)
Кирибати
(2 балла)
Страна лежит в четырёх
полушариях
(3 балла)
Любая страна,
которую
пересекает
экватор.
ИЛИ
Любая страна,
расположенная
в трёх
полушариях
(1 балл)
5 Субъекты России
(Дальнего
Востока),
имеющие выход
к Тихому океану
(2 балла)
Чукотский
АО
(2 балла)
Имеет также выход
к Северному
Ледовитому
океану (3 балла)
Сахалинская
область
(1 балл)
Внимание! Если ученик предлагает своё решение задачи и оно не противоречит
условиям задания, баллы следует выставлять. Если ответ во второй колонке
(«объединяющий признак объектов в цепочке по их географическому
положению»), по мнению жюри, дан неполный, выставляется 1 балл; если
объяснение «белой вороны» (четвёртая колонка) неполное, выставляется
2 балла.
Максимум за задание – 40 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
3
Задание 2
С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных
в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это
могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия
могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк
ответов в любом падеже и числе.
Название архипелага происходит от айнского «кур», что означает
«человек». __(1)__ острова располагаются между __(2)__ морем и __(3)__
океаном. Острова, как и самый большой остров России __(4)__, входят
в состав __(5)__ области, они изображены на её флаге. Самый большой
остров архипелага – __(6)__, а самая высокая точка, с координатами
51 ° с. ш. 156° в. д., – __(7)__ Алаид (высота 2339 м) на острове __(8)__,
названном в честь землепроходца, который предоставил первую
подробную информацию об островах и полуострове __(9)__ в XVII веке.
Происхождение островов __(10)__, здесь около сотни __(7)__, 39 из них
действующие. Это область __(11)__ складчатости, о чём свидетельствуют
частые __(12)__, вызывающие разрушительные волны __(13)__.
У восточных подводных склонов проходит узкий глубоководный
__(14)__ жёлоб глубиной до __(15)__ м. Лето на островах прохладное,
несмотря на то что архипелаг лежит между __(16)__° и __(17)__° с. ш.
На островах выпадает более __(18)__ мм осадков в год. Основное занятие
местных жителей – __(19)__, поскольку органический мир окружающих
вод очень богатый. На южные острова архипелага претендует
единственная империя в современном мире – __(20)__.
№ Ответ № Ответ
1 Курильские 11 альпийская/кайнозойская/новая/новейшая
2 Охотское 12 землетрясение
3 Тихий 13 цунами
4 Сахалин 14 Курило-Камчатский
5 Сахалинская 15 9783
6 Итуруп 16 44 ± 1 Порядок не имеет значения
7 вулкан 17 51 ± 1
8 Атласова 18 1000 (возможны варианты, указанные
в атласах, которыми пользуются ученики)
9 Камчатка 19 рыболовство
10 вулканическое 20 Япония
За каждый верный ответ – 2 балла. Если, по мнению жюри, ответ неполный,
выставляется 1 балл. Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.
Максимум за задание – 40 баллов. 
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
4
Задание 3
Определите форму рельефа и заполните таблицу.
Эта форма рельефа находится на территории одного из крупнейших
субъектов Российской Федерации, на границе двух национальных
образований, которые перестали существовать в 2007 г.
Впервые об этой территории узнали из отчётов экспедиции в 1842–
1845 гг. Но более подробные сведения были получены только в советское
время, когда в 1920–1930-х гг. был основан крупный промышленный
центр по добыче и переработке полезных ископаемых, открытых
Н.Н. Урванцевым.
Название этой формы рельефа в переводе с языков коренных
жителей означает «горы без вершин» или «озёра с крутыми берегами». И
это не случайно, так как это целый комплекс высоких плосковершинных
массивов, разделённых глубокими и широкими ступенчатыми речными
долинами. Такой рельеф возник в результате поднятия древнего плато,
образовавшегося при излиянии огромной массы лавы. Ввиду различной
прочности и устойчивости к выветриванию горизонтально залегавших
вулканических пород склоны образовавшихся ущелий приобрели ярко
выраженный ступенчатый характер. Неотектонические движения привели
к появлению гигантских трещин, которые были со временем разработаны
ледниками, а впоследствии заняты реками и узкими глубокими озёрами,
напоминающими норвежские заливы. Сейчас их здесь более 25 тысяч.
Вместе взятые, они образуют второй по объёму поверхностный резервуар
пресной воды в России.
На севере и западе эта форма рельефа резкими уступами высотой до
300–500 м обрывается к низменным равнинам, а на юге границу условно
проводят по одной из «главных» параллелей. Такое соседство объясняет
суровость климата. Здесь от восьми до девяти месяцев в году лежит снег,
зимой температура легко может опускаться до −40 °С, грунт скован
многолетней мерзлотой. Уникальный растительный и животный мир этой
территории сохраняется одним из крупнейших ООПТ России, который
в 2010 г. получил особый международный статус.
Название формы рельефа Плато Путорана (2 балла)
Субъект Федерации Красноярский край (2 балла)
Национальные образования Эвенкийский автономный округ (2 балла),
Таймырский/Долгано-Ненецкий автономный
округ (2 балла)
Промышленный центр Норильск (2 балла)
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
5
3 полезных ископаемых уголь, медные и никелевые руды (по 2 балла,
максимум 6)
3 коренных народа эвенки, ненцы, нганасаны, долганы, юкагиры
(по 1 баллу, максимум 3)
Глубокие и широкие
ступенчатые речные долины
каньоны (2 балла)
Ступенчатый рельеф лавового
плато
траппы (2 балла)
Преобладающая горная порода базальт (2 балла)
3 крупных озера на этой
территории
Лама, Кета, Глубокое, Хантайское, Пясино (по
2 балла, максимум 6)
2 пограничные низменные
равнины
Западно-Сибирская низменность, Северо-Си-
бирская низменность (по 2 балла, максимум 4)
Главная «параллель» – южная
граница территории
Северный полярный круг (1 балл)
Тип климата субарктический континентальный/резко
континентальный (2 балла)
Особый международный
статус территории
объект Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО (2 балла)
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 4
Природные зоны тундр и степей занимают на земном шаре значительную
площадь. При поверхностном рассмотрении эти зоны похожи друг на друга, но
в действительности между ними существуют огромные различия.
1. Напишите основное свойство, которое позволяет говорить о внешнем
сходстве тундр и степей.
И тундры, и степи – безлесные природные зоны (4 балла).
2. Напишите ключевые отличия этих двух природных зон друг от друга.
Основное отличие (4 балла)
Различия в коэффициенте увлажнения: в тундрах он больше единицы, а
в степях меньше единицы. Допустимы и другие ответы подобного
свойства: в степях недостаточное увлажнение, а в тундрах избыточное;
степи – аридные ландшафты, а тундры – гумидные и т. п. 
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
6
Дополнительные отличия (являются следствием разного соотношения
поступающего тепла и влаги в комплексы, достаточно написать два
отличия) (6 баллов, по 3 балла за отличие)
 Лимитирующим фактором, препятствующим развитию лесной
растительности, в зоне тундр будет недостаточное количество
тепла, а в зоне степей – недостаточное количество влаги.
 Соотношение биопродуктивности к биомассе: в степях оно будет
близким к 1, в тундрах же очень низким (0,05–0,1 и ниже). Допустимы
и другие ответы подобного свойства, например такой: в зоне тундр
замедленный биокруговорот, а в зоне степей – интенсивный.
 Различный состав растительности: в тундре преобладают
кустарнички, мхи и лишайники, в степях преобладают травы.
 Различные почвы: в тундрах – тундровые глеевые, бедные гумусом,
в степях – чернозёмы и каштановые с большим содержанием гумуса.
Допустимы и другие ответы подобного свойства, например такой:
в тундрах по массе преобладает неразложившаяся органика, а в степях
основная масса органического вещества содержится в гумусе.
3. Наибольшую площадь и тундры, и степи занимают в северном полушарии:
в Евразии и Северной Америке.
a) Объясните, почему в Северной Америке южная граница зоны тундр
опускается к 50° с. ш., а северная граница зоны степей поднимается почти
к 55° с. ш. (6 баллов).
Для тундр: такая аномально низкая по широте южная граница зоны
обусловлена несколькими факторами. Во-первых, при преобладании
западного переноса велика барьерная роль Кордильер, влияние Тихого
океана на бόльшую часть материка невелико. Во-вторых, холодный
арктический воздух беспрепятственно проникает на юг, особенно в районе
Гудзонова залива. Из-за этих особенностей климат Северной Америки
более суровый, чем в Евразии. В восточном секторе материка влияние
западного переноса самое незначительное, а арктических воздушных масс –
самое существенное.
В-третьих, велико влияние холодного Лабрадорского течения.
Для степей: резко континентальный климат Великих равнин с очень малым
среднегодовым количеством осадков приводит к значениям коэффициента
увлажнения меньше единицы уже в таких высоких широтах.
б) Объясните, почему подобного контраста нет в Евразии (4 балла).
В Евразии влияние атлантических воздушных масс прослеживается на весь
материк, постепенно спадая при движении с запада на восток. На
континенте нет такой преграды, как Кордильеры. 
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
7
в) Напишите, в каких районах Северной Америки зафиксирована самая южная
граница зоны тундр и самая северная граница зоны степей (по 2 балла за
район, всего 4 балла).
Самая южная граница зоны тундр – низменность Гудзонова залива или
южное побережье Гудзонова залива (южное побережье залива Джеймс).
Самая северная граница зоны степей – север Великих равнин.
г) Напишите, какие районы евразийского материка можно считать аналогами
этих североамериканских территорий (по 2 балла за район, всего 4 балла).
Для тундр – полуостров Камчатка.
Для степей допустимы варианты – Западно-Сибирская низменность,
Кузнецкая котловина, Минусинская котловина, аласы Якутии.
Почему эти территории являются аналогами (по 2 балла за район, всего
4 балла)?
Для тундр: полуостров Камчатка расположен также в восточной части
материка, где влияние Атлантики минимально. Охлаждающее влияние
оказывает холодное Курило-Камчатское течение.
Для степей: северная граница степей в Евразии также приурочена к районам
континентального климата. Два фактора ограничивают распространение
степей в Восточной Сибири: рельеф и многолетняя мерзлота. (Наиболее
правильным ответом следует считать Западную Сибирь, так как дальше на
восток природная зона степей в Евразии фрагментарна.)
4. В каком месте Земли тундры встречаются ещё ближе к экватору, чем
в Северной Америке? Напишите причину подобного явления.
Допустимы варианты: Кергелен и Фолклендские (Мальвинские) острова или
горные тундры (Внутрення Азия) (2 балла).
Причина – сильное охлаждающее влияние ледникового щита Антарктиды.
Горные тундры являются высотным поясом, аналогом зоны тундр на
равнине (2 балла).
Максимум за задание – 40 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
8
Задание 5
Старшеклассники из Москвы вместе со своими родителями выбирали места
отдыха на зимние каникулы. Все увлекаются горными лыжами, а высокий курс
евро не позволяет поехать на европейские курорты. Первоначально
рассматривались десять курортов: Абзаково, Архыз, Белокуриха, Губаха,
Домбай, Кировск, Красная Поляна, Терскол, Шерегеш, Яхрома. Но
окончательный выбор пал на пять центров.
 Лена захотела познакомиться с российскими субтропиками.
 Вася мечтал оказаться на склонах высочайшей вершины России.
 Петя стремился попасть за полярный круг.
 Ира решила заодно навестить родственников в Башкирии.
 Олег положил глаз на Подмосковье.
По возвращении в Москву их учитель географии попросил построить
климатограммы для своих мест отдыха.
1. Определите, на какие курорты поехали ребята. Расположите их в порядке
убывания светового дня.
2. Установите соответствие между курортами и их климатограммами.
3. На склонах каких географических объектов катались ребята?
Курорт Имя Климатограмма Форма рельефа
Терскол Вася Б Эльбрус/Кавказ
Красная Поляна Лена Д Кавказ/Главный Кавказский
хребет
Абзаково Ира В Урал
Яхрома Олег А
Смоленско-Московская
возвышенность/Клинско-
Дмитровская гряда
Кировск Петя Г Хибины
За правильное соответствие «курорт – ученик» – по 2 балла, максимум 10. За
правильное расположение в соответствии с убыванием светового дня – по
2 балла, максимум 10. За правильное соответствие «курорт – климатограмма» –
по 2 балла, максимум 10. За правильное определение форм рельефа/
соответствие «курорт – форма рельефа» – по 1 баллу, максимум 5.
4. У какого курорта самая большая амплитуда температур?
– В Абзаково – 36° (2 балла).
5. Кто из школьников первым встретил Новый год? Какое время показывали
часы у одноклассников?
– Ира (1 балл). У одноклассников часы показывали 22.00 (2 балла).
Максимум за задание – 40 баллов. 
Всероссийская олимпиада школьников по географии 2016–2017 уч. г.
Школьный тур. 9 класс
9
Климатограммы к заданию 5
A Б
В Г
Д
Максимум за всю работу – 200 баллов. 


Категория: География | Добавил: Админ (06.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar