Тема №7009 Быт и нравы петровской Руси
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Быт и нравы петровской Руси из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Быт и нравы петровской Руси, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

 Быт и нравы петровской Руси

По мнению большинства историков, самые революционные преобразования в петровскую эпоху претерпел традиционный жизненный уклад, который был обильно пропитан «домостроевской» архаикой и на протяжении многих столетий практически оставался в неизменном виде. Однако следует заметить, что степень преобразований в быту напрямую зависела от социального статуса и места постоянного проживания адресата этих реформ, поскольку: 1) аристократию, дворянство и купечество преобразования в быту затронули в значительно большей степени, чем простых горожан, а уж тем более, многомиллионное российской крестьянство, и 2) жители Москвы и Петербурга, а также крупных губернских городов, познали все «прелести» петровских преобразований в быту значительно раньше и в гораздо большей степени, чем их соотечественники, проживающие в глухой российской провинции: уездных городишках, селах, погостах и деревнях. По сути же, все петровские реформы в сфере быта положили начало глубочайшему разрыву между образом жизни правящей элиты и всем остальным народом.

Необходимо так же отметить еще два немаловажных аспекта петровских «бытовых» реформ: 1) во-первых, практически все новшества в быту не только отрицали привычный образ жизни и поведения большей части русского народа, но вводились с особой и даже изощренной жесткостью, а в ряде случаев и жестокостью; 2) во-вторых, совершенно правы те историки, которые утверждают, что определяющим мотивом всех петровских нововведений в быту было стремление царя в одночасье превратить своих поданных в благообразных европейцев.

Вернувшись из первого заграничного турне, Петр I сразу озаботился внешним обликом своих поданных и в ав1усте 1698 г. издал Указ «О бритье бород». Первыми жертвами этого указа стали члены Боярской Думы Ф.Ю. Ромодановский, А.С. Шеин, Б.М. Голицын и Л.К. Нарышкин, а также весь придворный люд — кравчие, стряпчие и стольники. А уже в конце 1698 г. последовал новый царев указ, который предписывал всем категориям служилых людей — дворянам, жильцам московским, детям боярским, дьякам и другим приказным людям лишить свои «образа» растительности, то есть сбрить бороды.

Позднее, в 1705 г., озаботившись финансовыми интересами казны, Петр I издал новый Указ, вводивший налог на ношение бород: купеческая борода оценивалась в 100 рублей в год, дворянская и приказная — в 60 рублей, посадская — в 30 рублей, а крестьянская — всего в 2 деньги, которые, правда, крестьяне должны были платить при каждом посещении города.

За бородой пришел черед одежде. В январе 1700 г. последовал царев указ о запрете на ношение традиционных длиннополых платьев: армяков, охабней, ферязей и разного рода кафтанов турского, русского, польского и венгерского покроя. Отныне все дворяне и посадские должны были обрядиться в саксонские, голландские или французские камзолы с пышными галстуками и манжетами, надеть на ноги башмаки с чулками или ботфорты, а на головы «напялить» пышные парики, кам-золки, треуголки или перьевые шляпы. Те, кто противился этим нововведениям или не успел поменять свой гардероб либо подвергались серьезному денежному штрафу, либо позорной экзекуции обрезания старого платья прямо на улице.

Чуть позднее серьезные изменения претерпела и женская одежда, но только у «правящих» сословий. Вместо традиционных сарафанов, юбок, душегрей и однорядок, купчихи и дворянки должны были отныне облачаться только в глубоко декольтированные приталенные платья с широкой юбкой, носить легкие туфли на высоком каблуке, надевать на головы пышные парики и т.д.

Существенным изменениям в петровскую эпоху подвергся и семейный уклад наших предков. Например, Указ 1702 г. установил новый порядок бракосочетания: традиционный «свадебный уговор» родителей невесты и жениха стал сопровождаться личной встречей будущих супругов, а обряд смотрин был заменен обрядом обручения.

Большое значение Петр I придавал обучению дворянских отроков изысканным манерам или политесу, респектабельности и другим разнообразным добродетелям. С этой целью, для них неоднократно издавались знаменитые трактаты «Юности честного зерцало или показания к житейскому обхождению» (1717),представлявшее собой компиляцию сочинений европейских авторов, и «Первое поучение отрокам» (1720) Феофана Прокоповича.

К числу юношеских «добродетелей» относились только три: смирение, приветливость и учтивость. Зато девицам надлежало иметь более двух десятков добродетелей: страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, молчаливость, чистоплотность и т.д. Но особо у девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия.

Существенные изменения произошли и в проведении досуга всех дворян, прежде всего, жителей столиц. Самым значимым из них стало введение новой формы публичного общения — торжественных приемов в домах столичной знати или ассамблей, которые по цареву Указу «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющим», изданному в декабре 1718 г., стали обязательным времяпрепровождением вельмож, дворянства и купечества. Порядок проведения всех ассамблей, который разработал сам царь Петр, отменял прежние «домостроевские» традиции и обряды, в частности раздельную трапезу мужчин и женщин и поцелуйный обряд, но предусматривал целый ряд принципиальных новшеств:

1)    Во-первых, участие в ассамблеях было обязательным не только для мужчин, но и для их жен, зачем очень зорко следил «царь балов», государев денщик, ставший затем генерал-прокурором Сената, Павел Иванович Ягужинский, который для упреждения «прогулов» просматривал все списки приглашенных и вычислял всех «нетчиков».

2)    Во-вторых, участие в ассамблеях должны были принимать представителей разных социальных групп и слоев населения — и знатные вельможи, и дворяне, и купцы, и даже простолюдины.

3)    В-третьих, на ассамблеях запрещалось любое чинопочитание и устанавливалось равное обращение со всеми, независимо от их материального, должностного и иного положения, включая самого царя.

4)    В-четвертых, на ассамблеях должны были царить веселье и непринужденность, а деловые светские разговоры чередоваться с танцами, играми и конкурсами.

5)    В-пятых, хозяину ассамблеи, т.е. того дома, где проходил торжественный прием, запрещалось встречать, провожать и потчевать гостей, какого бы ранга и статуса они не были. Ему вменялось в обязанность только создание необходимых условий для приятного и веселого проведения досуга и т.д.

Петровские ассамблеи никоим образом нельзя путать с так называемым «Все-пьянейшим собором», который был создан по личной прихоти Петра еще в начале его царствования. Согласно Уставу этого «Собора», автором которого тоже был сам царь, в него принимались «всякого чина и звания пьяницы и окжоры с уродливыми хорями, которые Большую часть года проводили в кельях, поклоняясь Блхусу». В дни маскарадов и святок пьяные компании «соборян» выползали из своих келий, к которым присоединялись и сам царь, и его окружение. Затем это сборище «всепьянейших соборян» в санях, запряженных свиньями, медведями и козлами, отправлялось славить бояр и богатых купцов, которые должны были потчевать и одаривать незваных гостей.

Надо сказать, что ряд ученых (А. Панченко) пытаются обнаружить в этих сборищах глубокий философский смысл, который, по их мнению, либо выражался в пародии на Русскую Православную Церковь, либо имел серьезное нравоучительно-воспитательное значение. Однако думается, что в оценке этих сборищ ближе всех к истине оказался профессор Н.И. Павленко, который писал, что какой-либо идейный смысл в этих диких разгулах «всепьянеших соборян» полностью отсутствовал, и это была элементарная дань «варварству» и низким культурным запросам, как всех «соборян», так и самого царя.

В петровскую эпоху существенно изменился и характер всех публичных празднеств. Раньше они носили исключительно церковный характер и победы русского оружия отмечались пышным колокольным звоном, крестным ходом, торжественным молебном и т.д. Теперь же такие празднества приобрели чисто светский характери стали сопровождаться торжественным проходом войск через триумфальные арки, пушечным салютом, фейерверками, маскарадами и т.д. Особенно пышно стал праздноваться Новый год, который по указу Петра от 20 ноября 1699 г. был перенесен с первого сентября на первое января. Этим же указом было введено и новое летоисчисление от Рождества Христова и с 1-го января 1700 г. Россия, как и весь христианский европейский мир, стала жить в новом летоисчислении.


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar