Тема №4807 Древнерусская культура X–XIII веков
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Древнерусская культура X–XIII веков из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Древнерусская культура X–XIII веков, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Древнерусская культура X–XIII веков

 

1. Культура славян – язычников

В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун – бог грома и молнии, Рода – богиня земли, Дажбог – бог солнца. Низшими божествами были леший (лесной бог), кикиморы (богини болот), русалки (богини рек), домовые (обожествленный предок, хозяин дома), Баба Яга (богиня смерти). Языческая мифология не имела развитого института жрецов и четкой систематизации. Религиозные обряды совершали

волхвы, кудесники и колдуны. Славяне не имели храмов. Языческие святилища, где стояли изображения богов, делятся на три вида: 1) домашние

– в красном углу дома у очага стояли идолы (чурки) домашних богов и обожествленных предков; 2) возле поселений специально выделенные участки; 3) в потаенных местахкапища – где жили волхвы и кудесники и совершали обряды в честь верховных божеств. Возможно, что в капищах совершались и человеческие жертвоприношения.

Из животных славяне обожествляли петуха и коня (солнечные символы), быка (символ земного плодородия и силы), медведя (хозяин леса).

Строительство славяне вели в северных районах из древесины (избы), в

южных районах – из плетеных веток, которые обмазывали глиной (мазанки).

Из природных материалов славяне активно обрабатывали глину, дерево,

шкуры, кость, металлы, камень был малоупотребителен. В орнаментах большое значение придавалось изображению богов охранителей, то есть

декор выполнял функции магического оберега. Устное народное творчество представлено былинами, богатырскими сказаниями, сказками,

песнями, пословицами и т.д.

2. Культура славян X–XIII веков

После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно широко распространена среди населения, что подтверждает большое количество берестяных грамот.

Становление письменности способствовало созданию и развитию древнерусской литературы. Широко переводились с греческого и сербского языков богослужебная литература, исторические сочинения, сборники изречений античных и византийских авторов. К 1057 году относят создание древнейшей русской книги – Остромирова Евангелия. В середине XI века появляется оригинальная русская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона. Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII–XIII веках. Жемчужиной древнерусской литературы становится «Слово о полку Игореве» – повесть о походе князя Игоря в 1185 году против половцев. В конце XI века возникает летописание – погодная запись о событиях. Автором первой русской летописи считается

монах Киево-Печерского монастыря Нестор. После начала периода феодальной раздробленности каждое княжество старается самостоятельно вести летописание.

Декоративно-прикладное  искусство  обогатилось  техниками,

привезенными из Византии: филигрань – напаивание тонкой проволоки и шариков, чернь – заливка серебряной поверхности черным фоном, эмаль – создание цветного рисунка на металической поверхности.

С конца Х века в Киеве начинается каменное строительство. Первой каменной постройкой была церковь Богоматери (Десятинная церковь), получавшая от князя Владимира десятую часть его доходов. К наиболее значительным памятникам построенных Ярославом Мудрым относят Киевскую Софию (1054) и Новгородскую Софию (1050). После крещения Руси из ее культуры постепенно исчезает «круглая» скульптура, которая ассоциируется с языческим идолами. Рельефы сохраняется в декоре каменных построек.

Храмы украшаются мозаиками, фресками и деревянными иконами.

Особенно широко применяется фреска – роспись по сырой штукатурке – на которой изображаются религиозные и светские сюжеты.

После начала периода феодальной раздробленности в наиболее крупных княжествах формируются самостоятельные архитектурные и иконописные школы. При князе Андрее Боголюбском во Владимире возводятся Успенский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове и поэтичный храм Покрова на Нерли.


Категория: История | Добавил: Админ (24.12.2015)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar