Тема №7057 Финансовая реформа 1860-1864 гг.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Финансовая реформа 1860-1864 гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Финансовая реформа 1860-1864 гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Финансовая реформа 1860-1864 гг.

Раньше всех, еще до отмены крепостного права, стала проводиться реформа финансовой системы, которая оказалась в крайне плачевном и расстроенном состоянии после дорогостоящей Крымской войны (1853-1856).

Большую роль в проведении этой реформы сыграл выдающийся русский экономист и блестящий знаток финансовой системы страны, статс-секретарь Валериан Алексеевич Татаринов, по предложению которого для оживления промышленности и торговли в мае 1860 г. Александр II подписал Указ о созданииГосударственного банка, которому были переданы все вклады упраздненных кредитных учреждений — Заемного и Коммерческого банков, Счетной палаты и других. Кроме того, Государственный банк получил преимущественное право кредитования всех промышленных, торговых и аграрных предприятий, а также целевых государственных программ.

Одновременно с этим, основываясь на неутешительных данных Податной комиссии, в сентябре 1860 г. Александр II подписал Указ «Об отмене частных откупов», в соответствии с которым с января 1863 г. по всей стране отменялась старая, откупная, и вводились новая, акцизная, система сбора косвенных налогов.Введение новой системы государственных акцизов имело большое положительное значение, поскольку огромные денежные средства из тугих карманов частных откупщиков в одночасье перетекли в исхудавшую государственную казну.

В 1862 г. для централизации всей финансовой системы страны, по предложению того же В.А. Татаринова и нового министра финансов М.Х. Рейтерна был издан очередной императорский Указ, в соответствии с которым: 1) единственным распорядителем всех государственных доходов и расходов (бюджета) становилосьМинистерство финансов Российской империи; 2) отныне весь государственный бюджет страны должен был проходить процедуру утверждения в Государственном Совете, а роспись всех государственных доходов и расходов публиковаться в печати; 3) вся деятельность Министерства финансов стала строго подотчетнаГосударственному Контрольному управлению, новым председателем которого в ранге министра был назначен действительный тайный советник В.А. Татаринов.

В 1864 г. в развитие этой реформы во всех губерниях страны были созданы контрольные палаты, независимые от местной администрации и напрямую подчиненные Главному государственному контролеру. К сожалению, финансовая реформа

В.А. Татаринова так и не затронула архаичной налоговой системы, созданной Петром I, и подушная подать была отменена только в мае 1882 г. Поэтому основную долю всех государственных налогов по-прежнему платили только податные сословия Российской империи.

5. Реформы в области местного управления

В 1864-1870 гг. правительство Александра II провело реформу местного управления, которое со времен издания екатерининской «Жалованной грамоты городам» (1785), практически оставалось в неизменном виде. В рамках этих преобразований были проведены сначала земская, а затем и городская реформы.

а) Земская реформа 1864 г.

Еще в марте 1859 г. при Министерстве внутренних дел была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде», которую возглавил Н.А. Милютин. При этом членам этой комиссии было строго указано на то, что проектируемые органы местного управления никоим образом не должны выходить за рамки чисто хозяйственных функций, т.е. в основу реформы местного управления была положена теория «общинного самоуправления», авторами которой были И. Гнейст, Г. Штейн и другие видные представители германской юридической школы.

В апреле 1860 г. Н.А. Милютин представил Александру II проект «Временных правил о местном управлении», которое строилось на принципах выборности и бессословности. Однако в апреле 1861 г. под давлением реакционных придворных кругов сам Н.А. Милютин и его шеф, генерал С.С. Ланской были отправлены в отставку, и новым главой Министерства внутренних дел был назначен Павел Александрович Валуев, который отличался более консервативными взглядами. Будучи ярым защитником корпоративных прав и привилегий дворянства, П.А. Валуев все же не решился пойти на ликвидацию основных принципов земской реформы— выборности и бессословности. Однако он сумел изменить систему выборов в земские учреждения в пользу дворян-землевладельцев и крупной буржуазии.

К марту 1863 г. проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен и передан для обсуждения в Государственный Совет, после одобрения которого, 1 января 1864 г. Александр II подписал этот проект и он получил силу закона.

В соответствии с этим «Положением» во всех великорусских губерниях Российской империи создавались земские учреждения, которые состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. И те, и другие избирались на трехлетний срок. Однако система выборов была довольно запутанная.

Выборы депутатов уездных земских собраний, которых избирало само население, проводились на основе имущественного ценза и по трем куриям: 1) К первой курии принадлежали уездные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или владельцы недвижимой собственностью стоимостью в 15 тыс. рублей,или те помещики, годовой доход которых превышал 6 тыс. рублей; 2) Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, а также владельцы городской недвижимостью стоимостью в 2 тыс. рублей или торгово-промышленными заведениями с годовым оборотом более 6 тыс. рублей; 3) Третья курия — выборные от сельских обществ были представлены должностными лицами сельского и волостного управления. По этой курии, в отличие от первых двух, выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход сначала выбирал представителей на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избиралдепутатов (гласных) в уездное земское собрание. Председателями губернских и земских уездных собраний, в соответствии с законом, были предводители уездного и губернского дворянства.

Сессии земских собраний проходили ежегодно в декабре месяце, и их заседания были гласными и открытыми. Депутаты этих собраний жалования не получали, а чиновники управ работали на постоянной основе и получали годовое жалование в размере 500-600 рублей.

Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета — один губернский гласный (депутат) на шесть уездных гласных (депутатов). Поэтому в губернских земских собраниях преобладание дворян было еще большим, чем в уездных: 74% гласных против 10% депутатов от крестьян. Губернские и уездные управы избирались на земских собраниях. Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской управы — сам министр внутренних дел. Таким образом, в исполнительных органах земств преобладание дворян вообще было подавляющим: в уездах — 55 %, а в губерниях — 89%.

Земства были лишены каких-либо политических функций и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Но даже такая куцая деятельность земств была поставлена под неусыпный контроль губернских и центральных органов государственной власти. Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел. Неслучайно многие политические деятели той поры, в частности такие антиподы, как консерватор М.Н. Катков и социалист В.И. Ульянов (Ленин), называли земства «пятым колесом в телеге русского государственного управления».

б) Городская реформа 1870 г.

В июле 1862 г. Александр II поручил министру внутренних дел статс-секретарю П.А. Валуеву приступить к разработке нового «Городового положения». С этой целью в 509 городах европейской части России были созданы особые комиссии, материалы которых легли в проект нового «Городового положения», которое в 1864 г. было представлено императору. Сначала этот проект поступил на рассмотрение в Кодификационную комиссию, а затем, в марте 1866 г., он был внесен в Государственный Совет, где его мурыжили в течение нескольких лет. И только 16 июня 1870 г. проект «Городового положения» был утвержден Александром II и приобрел силу закона.

В соответствии с новым «Положением» в 509 городах Российской империи (во всех великорусских и новороссийских губерниях) вводились новые всесословные распорядительные органы городского управления — городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы в составе городского головы, его заместителя и нескольких членов. При этом городской голова являлся председателем, как городской думы, так и городской управы. В крупных губернских городах городской голова утверждался министром внутренних дел, а в уездных городах — губернатором. Для контроля за городским управлением под председательством губернатора создавались губернские присутствия по городским делам.

Избирательным правом в органы городского самоуправления обладали только владельцы городской недвижимости, которые в зависимости от суммы совокупного налога были разделены не три курии. Каждая курия избирала одинаковое количество гласных, хотя их численность была чрезвычайно различна. Например, вПетербурге первую курию оставляли 275 избирателей, вторую курию — 850 избирателей и т.д.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: благоустройством городов, попечением о развитии городской промышленности, местных промыслов, торговли, здравоохранения, образования и т.д. Тем не менее, городское самоуправление было поставлено под еще более жесткий контроль со стороны государственной власти. Помимо утверждения городского головы, министр внутренних дел и губернатор могли отменить любое решение городских дум.

Городские думы и управы не имели принудительных органов власти и для выполнения своих решений вынуждены были прибегать к помощи полиции, которая подчинялась градоначальникам и губернаторам, обладавших реальной властью во всех городах.

Позднее, в 1874-1877 гг. на тех же принципах было построено городское самоуправление в 202 городах Малороссии, Белоруссии, Прибалтики и Закавказья.

 

Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar