Тема №4856 Культура и общественная мысль России в XVIII в.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Культура и общественная мысль России в XVIII в. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Культура и общественная мысль России в XVIII в., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Культура и общественная мысль России в XVIII в.

В XVIII в. культура России претерпевает огромные изменения. Россия начинает ускоренными темпами ликвидировать свое отста­вание от европейских стран. Базой культурного развития страны ста­ли успехи просвещения. При Петре I и после него были открыты школы - навигацкая, инженерные, артиллерийские, гор­ные, епархиальные, цифирные и адмиралтейские. Начали издаваться учебные пособия, словари, буквари. Стала выходить первая рус­ская печатная газета «Ведомости». Появлялись солдатские школы -для детей солдат. Дети дворян учились в пансионах, шляхетских корпусах; девушки-дворянки - в институте благородных девиц (Смольный институт). К концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений с 62 тысячами обучающихся. В 1725 г. возникла Россий­ская академия наук в Петербурге с университетом и гимназией. В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М В. Ломоносова основан Москов­ский университет. Через два года — Академия художеств.

Развитие наук. При Петре I в России начинает развиваться наука. Она обслуживает интересы растущего государства. Многочисленные экспедиции составляют географические карты и геологические опи­сания, занимаются поиском полезных ископаемых. Первый геогра­фический атлас Российской империи появляется в 1734 г. Для про­паганды науки и научных знаний при Петре I открывается Кунстка­мера - первый российский музей естественных наук. Ученые занимаются вопросами металлургии (производство пушек). Бурно развивается историческая наука. Петр I сам принимает участие в на­писании «Истории Северной войны» и «Книги Марсовой». Появля­ется первая «История Российская», созданная В. Н. Татищевым, в которой было использовано значительное количество не дошед­ших до настоящего времени летописей. В дальнейшем традицию на­учного летописания истории России продолжает М. М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»). Первым русским уче­ным-энциклопедистом стал М. В. Ломоносов.

Развитие искусств. Продвинулась вперед и литература. Стали издаваться светские книги. В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Его представителями были А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин. Событием стало сентиментальное творчество Н. М. Карамзина. В театре ставились первые русские комедии Д. И. Фонвизина «Бри­гадир» и «Недоросль». Признанным поэтом стал Г. Р. Державин.

Исключительного успеха достигла архитектура. Русские и иностранные зодчие воздвигли посреди невских болот новую столицу России - Санкт-Петербург. В середине XVIII в. русское зодчество эпохи классицизма достигает своего высшего развития. Архитекторы А Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги и другие со­здают большое количество зданий в Петербурге и Москве. Их отли­чают величественная простота, торжественность и гармоничность. Выдающимся зодчим России был признан В. И. Баженов. В стиле барокко работал В. В. Растрелли.

Русская живопись и скульптура также заявили о себе как самостоятельное культурное явление. Наиболее известны имена художников Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, скульпторов Б.-К Растрелли, Э.-М. Фалъконе, Ф. И. Шубина.

Появился национальный театр  под руководством Ф. Г. Волкова.

Общественно-политическая жизнь. До начала XVIII в. в Рос­сии любые попытки гласно обсуждать вопросы государственного ус­тройства, развития общественной жизни карались как одно из са­мых страшных государственных преступлений. Пусть робко и сла­бо, но новые общественные силы начинают заявлять о себе. Так, И. Т. Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», писал в за­щиту нарождающихся буржуазных классов России - торговцев, купечества, промышленников. С проектами и предложениями выс­тупали вице-канцлер П. П. Шафиров («Рассуждение о причинах Свейской войны»), Феофан Прокопович («Правда воли монаршей»), В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов. На антикрепостнических позици­ях стояли депутаты Уложенной комиссии дворяне Г. С. Коровин, Я. П. Козельский и другие. Общественно-политические темы осве­щались в журналах Н. И. Новикова, резко критиковал крепостное пра­во в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Ради­щев. Для него это обернулось сожжением тиража книги и ссылкой. Развитие культуры сопровождалось и большими изменениями в жиз­ни православия. XVIII в. - время начала синодиального периода в истории русской церкви. После смерти патриарха Адриана (1700) во главе церкви оказался всего лишь «местоблюститель патриарше­го престола». Церковь была поставлена под неусыпный контроль обер-прокурора Синода и его агентов, лишилась большей части земельных владений.

 

 


Категория: История | Добавил: Админ (25.12.2015)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar