Тема №4873 Образование СССР.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Образование СССР. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Образование СССР., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Образование СССР. 

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. (30 годы).

В 1927 г. из-за нехватки промыш. товаров для обмена на зерно, низких гос. цен, неурожая в ряде р-нов сократилась продажа зерна и др. продуктов гос-ву. Горожане бросились раскупать осн. потребительские товары. Это явилось дополн. стимулом для крестьян припрятать подальше хлеб. Осенью 1927 г. с прилавков магазинов исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом, за ним выстраивались длинные очереди. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезв. меры: в деревню для выколачивания хлеба были отправлены 30 тыс. членов партии. Все партийные вожди выехали “на места” для ведения разъяснительной работы. Сам Сталин отправился в Сибирь. Он разрешил местным партийным работникам применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного возд-я.

Сущ. 2 точки зрения. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экон. пропорций. Слишком слабая пром-ть не м. обесп. выпуск необх. товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем -–в обмен на промтовары. В то же время мелкое крест. хоз-во не способно удовл. потребности растущей пром. Крупный же производитель-кулак сознательно саботирует хлебозаготовки. Сталин предл. сконцентрировать все фин. и материальные ресурсы на реш-е проблемы индустриализации и заняться переустройством с/х в сторону создания высокотоварных коллективных хоз-в, кот. не только эффективнее индивидуальных, но и более соотв. социалистическому идеалу.

Иного мнения придерж. Н. И. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъект. моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост ден. доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предл. устранить все указ. причины. Он был не против создания крупных коллект. хоз-в, но сч., что основой аграрного сектора еще длит. время д. оставаться индивид. крест. хоз-ва.

Пленум ЦК ВКП (б), сост. в апреле 1929 г., поддержал сталинскую программу, развязав ему руки для свертывания нэпа. Поражение Бухарина и его сторонников было вызв. не только контролем Сталина над партаппаратом, но и тем, что сов. общ-во к этому времени б. подготовлено к подобному развороту событий. Народ привлекала выдвинутая Сталиным перспектива возм-ти быстрого построения социализма в одной стране. Измен. атмосфера в самой партии. Она оказ. переполненной людьми, желавшими обрести программу радик. действия. Всем хотелось покончить с личными разборками партийных вождей, обрести единого лидера, ясную цель. Сталин не просто уловил настроения масс и партии, но и умело подогревал их.

Индустриализация (инд-я)

Проблемы инд-и в качестве первоочер. задачи развития сов. экономики б. поставлены в конце 1925г. тогда же б. определены и ее осн. цели:

  • ликвидация технико-экон. отсталости страны;

  • достижение экон. незав-ти;

  • создание мощной оборонной пром-ти;

  • первоочередное развитие базовых отраслей пром-ти (топливной, металлургич., химич., машиностр-я).

Вып-е этих задач тормозилось отсутствием необх. матер. и фин. ср-в, что вынуждало руководство идти по пути все большей централизации распред-я уже имевшихся в стране ресурсов. В 1927 г. сов. экономисты прист. к разработке первого пятилетнего плана, кот. д. б. предусмотреть комплексное разв. всех районов и использ-е всех ресурсов для инд-и страны. Когда этот план б. составлен, Сталин сам исправил его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Для вып-я сталинских планов треб. огромное кол-во рабочей силы. В короткий срок б. ликвидир. безработица.

Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление кот. населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.

И хотя задания первой пятилетки не были вып., в 1928-1932 гг. сделан значит. шаг в обл-ти инд-и. Произв-во продукции тяж. пром-ти выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроения – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлург. комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

Выполнение второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустр. державу, экономически независ. от др. стран. Свыше 80 % всей промышл. продукции дали вновь построенные или реконструир. предприятия, число кот. пополнилось Уральским и Краматорским заводами тяж. машиностр-я, Челябинским тракторным и Уральским вагоностроительным заводами.

Коллективизация

Осущ-е инд-и требовало коренной перестройки аграр. сектора. В зап. странах аграр. револ-я, т. е. сис-ма совершенствования с/х произв-ва, предшеств. революции промышленной, а потому в целом б. легче снабжать продуктами городское насел-е. У нас в стране оба эти процесса приходилось осущ. одновр. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения фин. ресурсов для нужд инд-и. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.

Раскулачивание

В деревне происходили 2 взаимосв. насильственных процесса: созд-е колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обесп-е коллект. хоз-вам матер. базы.

Ликвид-я кулаков, лишая деревню наиб. предприимчивых, наиболее независ. крестьян, подрывала дух сопротивления. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. Власти не дали точного опред-я, кого считать кулаками. В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел две коровы, две лошади, или хороший дом.

“Головокружение от успехов”

Во многих районах, особ. на Украине, Кавказе и Средней Азии, крестьянство оказ. сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крест. волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне примен. пассивные формы протеста: отказ. от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Истребление скота, разорение деревни, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. В значит. степени он б. спровоцирован политикой властей. Рук-во страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о нем в любых СМИ. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получ. валюты на нужды инд-и.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что безумная гонка в колхозы, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. И Сталин делает хорошо рассчитанный шаг. 2 марта в “Правде” была опубл. статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся пол-е он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что “нельзя насаждать колхозы силой”. После этой статьи Сталин стал восприн. большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад б. сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофич. рез-там: за 1929-1934 гг. валовое произв-во зерна сокр. на 10 % ,поголовье крупного рогатого скота и лошадей сокр. на 1/3. Централизация всех внутр. источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных рез-тов в области промышл. производства. Темпы роста тяж. пром-ти были в 2-3 раза выше, чем перед первой мировой войной. Сокр. отставание от развитых капитал. стран по производству промышл. продукции на душу населения. По ряду направлений было преодолено качественное отставание сов. пром-ти. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышл. продукции и обходиться без импорта существенно необх. товаров. Созданный в 30-еще годы экон. потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышл. комплекс, продукция кот. по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Но скачок в развитии тяж. пром-ти был куплен ценой отставания др. отраслей экономики, прежде всего легкой пром-ти и аграр. сектора; сверхцентрализация экон. жизни; предельного ограничения производителя гос-ву; все более широкого применения мер внеэкон. принуждения. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экон. основой тоталитарного режима.

Что такое тоталитаризм?

Под тоталитарным режимом обычно подразумевают полит. строй, при кот. гос. власть в обществе сосред. в руках какой-либо одной группы, уничтожившей в стране демокр. свободы и возможность появления полит. оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.

Под тоталитарным гос-вом понимают такую форму гос-ва, кот. хар-ся полным (тотальным) контролем со стор. органов гос. власти над всеми сферами жизни общ-ва, фактич. ликвидацией констит. прав и свобод.

Понятие “тоталитарная система” включает сл. эл-ты:

  • насильственное устан-е однопартийной сис-мы;

  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

  • “захват гос-ва партией”, т. е. полное сращивание партийного и гос. аппарата, превращение гос. машины в орудие партии;

  • ликвидация сис-мы разделения законод., исп. и судеб. властей;

  • уничтожение гражданских свобод;

  • построение сис-мы всеохватывающих массовых орг-й, с помощью кот. партия обесп. контроль над общ-вом;

  • унификация всей обществ. жизни;

  • авторитарный способ мышления;

  • культ национ. вождя;

  • массовые репрессии.

Именно такая сис-ма, окрашенная нац. и идеологич. российской спецификой, сложилась в СССР к середине 30-х годов.

Идеологизация общественной жизни

К сер. 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и офиц., гос. идеологией. Об этом говорилось и в Конституции 1936 г. как об одном из завоеваний социализма. Ее новый статус обозначал усиление борьбы с инакомыслием в стране. Для реш. этой проблемы широко исп. прежде всего приемы, связанные с дискредитацией “враждебной” идеологии, каковой считалось все, что не впис. в офиц. идеологическую доктрину. Особую роль здесь играл партийный контроль за СМИ, через кот. осущ. распр-е офиц. взглядов и их разъяснение.

Изменениям подверглась сис-ма образования. В основе учебных курсов лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естеств. наук. Курс на отделение церкви от гос-ва сопровождался массовым уничтожением церквей и самих служителей культа. Под безраздельным партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деят-ю кот. осущ. пропартийными творческими союзами.

Массовые организации

Эти орг-и б. созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, ученых, литераторов, музыкантов, художников, школьников. Ими было охвачено практически все население страны. Они становились как бы продолжением партии.

 


Категория: История | Добавил: Админ (25.12.2015)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar