Тема №7077 Общественное движение в России в 1880-1890-хх гг.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Общественное движение в России в 1880-1890-хх гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Общественное движение в России в 1880-1890-хх гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Общественное движение в России в 1880-1890-хх гг.

Основными течениями русской общественно-политической мысли 1880-1890-х гг. были:

а) Традиционализм. Он не был новым идейным течением русской общественной жизни, но именно в эпоху Александра III он пережил подлинный расцвет, поскольку стал естественной реакцией здравомыслящей части русского общества на самые крайние проявления либерализма предшествующего царствования и взрыв революционного экстремизма на рубеже 1870—1880-х гг.

Для традиционалистов были характерны приверженность исконным социальным институтам, духовным ценностям и политический консерватизм, порой переходящий в реакционность. При этом традиционализм выполнял чрезвычайно важную социальную функцию своеобразного тормоза, призванного уберечь Россию от политических потрясений и крайностей социального реформаторства. В современной исторической науке (В. Лубков, П. Савельев) выделяют три основных направления этого идейного течения: 1) государственный консерватизм, 2) религиозно-философский традиционализм и 3) позднее или новое славянофильство.

1) Государственный консерватизм был представлен именами ряда выдающихся государственных деятелей, литераторов и историков — Михаила Никифоровича Каткова, Владимира Петровича Мещерского и Дмитрия Ивановича Иловайского. Но самое почетное место в этой плеяде, конечно, занимал обер-прокурорСвятейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827—1908). Наиболее полно основы его идейной концепции были сформулированы в знаменитом политико-публицистическом трактате «Московский сборник» (1896), где особое место занимает критика идей так называемой демократии. К.П. Победоносцев был абсолютно убежден, что: а) в подлинном смысле власть народа может существовать только в небольших социальных организмах, в частности в греческих полисах; б) власть народа в парламентской республике является чистой воды фикцией, скрывающей борьбу партийных группировок и нечистоплотных личностей, не имеющих никакого отношения к реальным интересам страны и народа; в) так называемая свободная пресса, будучи подчиненная частному интересу, источнику финансирования и общественной моде, не может быть по своей природе объективной. Именно бессовестные и продажные журналисты неоднократно вызывали многие социальные катастрофы и

никогда не несли за это ответственности; г) истинное процветание России возможно только через укрепление православной веры и самодержавия и воспитания высоких нравственных начал у самих правителей и их подданных.

2)    Религиозно-философский традиционализм был представлен именами двух выдающихся русских мыслителей Константина Николаевича Леонтьева и Льва Александровича Тихомирова. Первый, бывший автором знаменитого теоретического трактата «Византизм и славянство» (1875), был убежден, что грядет неизбежная гибель европейской цивилизации, которая может быть заменена только через возвращение к исконным русским началам православия и самодержавия и создание новой, славянско-византийской цивилизации. Второй, перу которого принадлежал фундаментальный теоретический трактат «Монархическая государственность» (1905), исходил из ее природной народности и авторитета, основанного на высоких духовно-этических нормах и ценностях и прочной социальной базе, каковой считал консервативно настроенный пролетариат.

3)    Славянофильская традиция была представлена творчеством целого ряда выдающихся русских философов и писателей, в том числе Николая Яковлевича Данилевского («Россия и Европа» 1871) и Николая Николаевича Страхова («Мир как целое» 1872, «О вечных истинах» 1887, «Философские очерки» 1895).Исторически изменчивое и разнородное по своему составу позднее славянофильство по-прежнему исповедовало ряд общезначимых ценностей, в частности: 1) полное отрицание базовых устоев и идей западной цивилизации, к которым в равной мере относились и капитализм, и социализм; 2) утверждение об уникальной самобытности русского исторического и культурного процесса; 3) убежденность в особой ценности религиозно-нравственных устоев русского народа, призванного создать на началах «соборности» всемирное братство и «царство божье» на земле и т.д.

Однако, к сожалению, творческий потенциал русского традиционализма оказался не достаточным, чтобы эффективно противостоять либеральной и социалистической идеям. Русские консерваторы так и не смогли создать сколько-нибудь влиятельной политической организации, хотя такие попытки предпринимались дважды.

Первая попытка была связана с созданием в марте 1881 г. знаменитой «Священной дружины» — тайной монархического организации, сведения об устройстве и руководящем составе которой до сих пор носят довольно фрагментарный характер. Доподлинно известно, что высшими руководящими органами этой организации были Совет первых старшин, состоявший из 5 человек, Центральный комитет, персональный состав которого был известен только Совету старшин, Исполнительный комитет, который ведал агентурной работой, и Организационный комитет, который занимался обустройством самой организации. Вероятнее всего, руководителями «Священной дружины» были граф П.П. Шувалов, министр императорского двора и уделов граф И.И. Воронцов-Дашков, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, будущие председатели Совета Министров С.Ю. Витте и Б.В. Штюрмер, князь А.Г. Щербатов, генерал Р.А. Фадеев и многие другие (более 700) представители потомственного дворянства, высшего чиновничества и генералитета. Так же, предположительно, в эту организацию входили министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев, министр государствен-

Тема: ных имуществ М.Н. Островский, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и великие князья Владимир и Алексей Александровичи. «Священная дружина» просуществовала около двух лет и в январе 1883 г. прекратила свое существование.

Между тем, как подметили историки, которые специально занимались этой темой (Л. Сенчакова, С. Лебедев), большой интерес вызывают ряд чрезвычайно любопытных фактов: 1) основная цель создания этой структуры, которая провозглашалась в ее «манифесте», состояла в том, чтобы «организовать с оружием в руках тайный крестовый поход против врагов порядка», т.е. ответить на народнический террор таким же террором; 2) в основу деятельности этой структуры была положена «идея многослойной провокации», в том числе стремление сбить с толку революционные организации, натравить их друг на друга и посеять взаимное недоверие между ними»; 3) основными спонсорами «Священной дружины» были богатейшие представители еврейского финансово-промышленного капитала, в частности глава «Банкирского дома Гинцбургов», а затем владелец Ленских золотых приисков Гораций Осипович Гинцбург, глава «Банкирского дома Поляковых» Лазарь Соломонович Поляков, крупнейший киевский сахарозаводчик Йона Мордкович Зайцев и богатый московский промышленник и биржевик Самуил Миронович Малькиель; 4) формально «набольшим» в «Священной Дружине» считался министр императорского двора и уделов граф И.И. Воронцов-Дашков, однако по свидетельству очевидцев первую скрипку в этой структуре играл один из руководителей «Общества Юго-Западных железных дорог» С.Ю. Витте, владельцем которых был «железнодорожный магнат» Иван Станиславович Блиох — личный друг основоположника политического сионизма Теодора Герцеля. 5) Именно С.Ю. Витте и предложил графу И.И. Воронцову-Дашкову саму идею создания этой структуры, а затем, обзаведясь в «Священной дружине» нужными связями, сделал головокружительную карьеру при Александре III.

Вторая попытка создания политической партии правого толка была предпринята в октябре 1900 г., когда в Петербурге было создано «Русское собрание», членами которого стали около 160 представителей русской аристократии, дворянства и офицерства, в частности князья М.Н. Волконский, А.А. Куракин, А.Н. Лобанов-Ростовский и М.Л. Шаховской, графы П.Н. Апраксин, А.А. Бобринский и С.А. Толь и многие другие русские аристократы и дворяне. Руководящим органом организации был Совет, состоящий из 18 членов, первым председателем которого был избран князь Д.П. Голицын, а его заместителями стали известные русские писатели и публицисты А.А. Суворин и С.Н. Сыромятников.

Однако, по мнению многих современных историков (А. Степанов, П. Савельев), «Русское собрание» было скорее аристократическим клубом, чем полноценной политической партией. Но все же именно этот клуб в дальнейшем, после революции 1905 г., стал базой для создания целого ряда русских монархических и национальных партий.

б) Либерализм. Это идейное течение развивалась в рамках двух основных направлений: 1) интеллектуального или профессорского либерализма и 2) земского либерального движения.

В начале наиболее активные позиции занимала земская оппозиция, пик политической активности которой пришелся на 1878-1882 гг., когда на высочайшее имя ей было подано 22 адреса и 50 ходатайств с просьбой увенчать здание земского самоуправления общероссийским органом земского представительства. Тогда же возникла и первая нелегальная организация либералов — «Общество земского союза и самоуправления», виднейшим деятелем которого был Иван Ильич Петрункевич. Радикально настроенные члены общества начали переговоры с народовольцами о согласовании тактики в вопросе ограничения самодержавия, но после подлого цареубийства это общество распалось, и все выступления земцев практически сошли на нет.

Затем на первые роли в либеральном движении выходят интеллектуальные либералы, которые были представлены целой плеядой выдающихся историков (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский), юристов (А.И. Урусов, К.Д. Кавелин, Ф.Н. Пле-вако, С.А. Муромцев), экономистов (И.И. Янжул, А.И. Чупров, А.С. Постников), филологов и писателей (К.К. Арсеньев, А.Н. Пыпин, И.С. Тургенев), которые сосредоточили свои усилия на защите главных достижений либеральных реформ — судебной системы и органов городского и земского самоуправления.

Представители профессорского либерализма группировались вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества, а так же ряда авторитетных печатных изданий, в частности журналов «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича, «Юридический вестник» С.А. Муромцева, «Русская мысль» В.А. Гольцева и газеты «Русские ведомости» В.М. Соболевского.

В начале 1890-х гг. политическая активность русских либералов начинает возрастать, и к моменту восшествия на престол Николая II, они буквально обрушили на верховную власть новую волну различных адресов, записок и ходатайств от имени губернских земств. Кроме того, используя различные поводы и годовщины, они стали проводить всевозможные съезды и совещания, итогом работы которых стало создание в 1899 г. первой политической организации земских либералов — кружка «Беседа», ставшего затем базой для создания полноценных политических партий русских либералов. Членами этого кружка были около 50 видных представителей русского дворянства, среди которых было девять князей, восемь графов и два барона. Наряду с последовательными конституционалистами Павлом и Петром Долгорукими, Евгением и Сергеем Трубецкими, Дмитрием Шаховским, Георгием Львовом, Василием Маклаковым, Алексеем Стаховичем, в нем заседали и представители позднего славянофильства — Федор Самарин, Михаил Стахович, Николай Хомяков, Дмитрий Шипов, и даже будущие «черносотенцы» Владимир Бобринский и Павел Шереметьев.

в) Народничество. В рамках этого течения общественной мысли традиционно выделяю три основных направления: 1) революционное народничество, 2) либеральное народничество и 3) революционное неонародничество.

Это идейное течение русской общественной мысли переживало в тот период серьезную трансформацию, поскольку народовольческая доктрина, которая господствовала в русском освободительном движении в пореформенный период, после убийства императора Александра II постепенно начинает сходить на нет. Хотя, на протяжении всех 1880-1890-х гг. народовольцы упорно предпринимали попытки восстановления своей организации. В частности, в 1883-1884 гг. «Народную волю» пытались восстановить П.Ф. Якубович и Г.А. Лопатин, в 1886—1887 гг. существовала «Террористическая фракция партии «Народной воли» во главе сП.В. Шевыревым

Тема: и А.И. Ульяновым, которые были казнены за попытку покушения на Александра III, в 1891—1901 гг. в Париже работала «Группа старых народовольцев», которую возглавлял П.Л. Лавров.

В этот период на смену революционному народничеству приходит либеральное народничество, признанными лидерами которого становятся Николай Константинович Михайловский, Василий Павлович Воронцов, Николай Францевич Даниельсон, Сергей Николаевич Кривенко и Сергей Николаевич Южаков. И хотя внутри либерального народничества шла постоянная борьба между «западником» Н.К. Михайловским и «почвенниками» В.П. Воронцовым, С.Н. Южаковым и С.Н. Кривенко, все они по-прежнему считали своими главными противниками либералов, отвергали капитализм как прогрессивный общественный строй и истово верили в особую миссию русской поземельной общины, призванной стать основной ячейкой будущего социалистического общества. При этом ряд либеральных народников, прежде всего, С.Н. Кривенко и С.Н. Южаков, полностью отвергая террор и политическую деятельность как средство достижения своих целей, стали родоначальниками так называемой теории «малых дел», т.е. каждодневной черновой работы по повышению культурного и материального уровня рабочего люда и крестьянства.

Теория крестьянского социализма, главными идеологами и проводниками которой оставались либеральные народники, на рубеже веков станет базой для возникновения революционного неонародничества во главе с Виктором Михайловичем Черновым, и становления их первых нелегальных политических организаций:Бернского «Союза русских социалистов-революционеров» (1893), Киевской «Группы социа-листов-революционеров» (1894), Саратовского «Союза социалистов-революционеров» (1895), «Южной партии эсеров» (1899), «Аграрно-социалистической лиги» (1899) и ряда других подпольных организаций.

г) Анархисты. В рамках этого течения обычно выделяю два направления — 1) «революционный» анархизм и 2) «мирный» или «ненасильственный» анархизм.

Видным представителем первого направления был князь Петр Алексеевич Кропоткин, который вслед за основоположником русского анархизма Михаилом Александровичем Бакуниным, продолжал отстаивать идею уничтожения государства и любой эксплуатации, как главного условия общественного прогресса. При этом, по мнению П.А. Кропоткина, государство как причина всех общественных бед, может быть устранено только в ходе социальной революции. Социалистическое общество в представлении революционных анархистов должно было стать свободной федерацией трудовых коллективов, общин и областей, объединенных сознательной общностью идей, самодисциплины и порядка.

Позднее в рамках этого направления оформятся четыре основных течения: 1) анархо-коммунистов (П.А. Кропоткин), которые делали особый акцент на активизации народного революционного движения, 2) анархо-синдикалистов (Я.И. Кирилловский, В.А. Поссе), пытавшихся соединить идеи анархизма с кооперативным движением, 3) анархо-индивидуалистов (С.М. Городецкий, А.А. Боровой), выступавших с позиций абсолютной свободы личности, и 4) «безначальцев» (С.М. Романов, Н.И. Махно), которые исповедовали идеи террора, тотальной экспроприации и полного нигилизма всего и вся.

Идеологом другого направления в анархизме был великий русский писатель и философ граф Лев Николаевич Толстой. В основу своей идейной доктрины он положил религиозные принципы ранних христиан и русских духоборов, которые проповедовали идеи равенства, ненасилия и полного самоотречения личности ради достижения духовного идеала бытия. На базе этих постулатов раннего христианства и духоборства он создает свое знаменитое «учение о непротивлении злу насилием», и как следствие этого приходит к идеям анархизма, отвергая любые формы религиозного, духовного, экономического и политического насилия.

д) Социал-демократы (марксисты). Идейной основой этого течения общественной мысли в России стало учение известного немецкого экономиста и социолога Карла Маркса, который в своем знаменитом труде «Капитал» (1867) наиболее полно обосновал знаменитую теорию гибели капитализма в результате собственных неразрешимых противоречий и пролетарской (социалистической) революции. В рамках этого направления традиционно выделяют два основных течения:

1)    Легальные марксисты (Петр Бернгардович Струве, Николай Александрович Бердяев, Семен Людвигович Франк, Сергей Николаевич Булгаков) и экономисты (Михаил Иванович Туган-Барановский, Елена Дмитриевна Кускова), которые, разделяя основные положения и оценки марксистского учения о капитализме, подобно идеологу европейского ревизионизма Эдуарду Бернштейну, отвергали неизбежность социалистической революции и идею государства диктатуры пролетариата, как необходимого условия построения социализма.

2)    Революционные марксисты, в рамках которого существовали два крыла: а) умеренные марксисты (Георгий Валентинович Плеханов, Павел Борисович Аксельрод, Лев Григорьевич Дейч, Вера Ивановна Засулич), которые, разделяя основные положения марксистской доктрины, считали социалистическую перспективу для России делом отдаленного будущего, поскольку здесь не существует объективных экономических и социальных предпосылок для пролетарской революции и строительства основ социалистического общества; б) радикальные марксисты, признанным идеологом и вождем которых был Владимир Ильич Ульянов (Ленин), утверждавший, что социалистическая революция в России возможна в обозримой исторической перспективе, поскольку она является самым слабым и уязвимым звеном мировой капиталистической системы.

В последней четверти XIX в. начинают возникать и первые марксистские кружки и организации, среди которых наибольшую известность получили «Южнорусский союз рабочих» (1875-1876) во главе с Е.О. Заславским; «Северно-русский рабочий союз» (1878-1879), организаторами которого стали В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин; Женевская группа «Освобождение труда» (1883—1903), созданная Г.В. Плехановым, П.А. Аксельродом, П.Б. Дейч и В.И. Засулич; Петербургская «Партия русских социал-демократов» (1884), возникшая под руководством Д.Н. Благоева; «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» (1885-1888),которое возглавлял П.В. Точисский; «Петербургское социал-демократическое общество» (1889-1992) под руководством М.И. Бруснева; «Московский рабочий союз» (1894-1895), лидерами которого были М.Н. Лядов и А.Н. Винокуров, и «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895-1896),вождями которого стали В.И. Ульянов (Ленин) и Ю.О. Цедербаум (Мартов).

 


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar