Тема №6931 Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг

ПЛАН

1.    Социокультурная ситуация в СССР в 60—70-е годы.

1.1.    Конец «оттепели» и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью.

1.2.    Неосталинизм в культуре.

1.3.    Эмиграция из СССР деятелей культуры.

2.    Система образования.

2.1.    Уровни образования.

2.2.    Средняя и начальная школа.

2.3.    Профессионально-техническое обучение.

2.4.    Высшее образование.

2.5.    Система «коммунистического воспитания».

3.    Наука.

3.1.    Состояние научно-технического прогресса в СССР.

3.2.    Основные научные направления.

3.3.    Гуманитарные и общественные науки.

4.    Культура.

4.1.    Литература: Художественный процесс 60—70-х гг. в области литературы. - Основные направления в литературе.

4.2.    Театр.

4.3.    Музыка: Симфоническая. - Опера и балет.

4.4.    Кинематограф.

4.5.    Скульптура и живопись.

4.6.    Архитектура.

4.7.    Контркультура. Массовая культура.

5.    Выводы.

1. Социокультурная ситуация в СССР в 60—70-е гг

1.1.    Конец «оттепели» и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. С уходом с политической арены

Н. С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачения сталинских репрессий.

Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции.

1.2.    Неосталинизм в культуре. В 1966 г. состоялся первый после смерти Сталина открытый политический процесс - суд над арестованными в 1965 г. писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем (произведения которых под псевдонимами были опубликованы за рубежом). Они были обвинены в антисоветской деятельности и решением суда высланы за границу. Процесс вызвал протест представителей интеллигенции, что повлекло за собой усиление диссидентского движения в целом. В ответ последовали аресты правозащитников —

А. И. Гинзбурга, Ю. Г. Галанскова, А. Т. Марченко (автора первой книги о лагерях хрущевского периода - «Мое свидетельство») и др. В 1970 г. А. Т. Твардовский был смещен с поста главного редактора «Нового мира».

На 60-е гг. приходится расцвет творчества А. И. Солженицына, произведения которого из-за запретов издаются за рубежом [ «В круге первом» (1968), «Август 14-го» (1971), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973)].

В сентябре 1974 г. художники-нонконформисты, не признаваемые советскими властями, организовали выставку на одном из пустырей Юго-Запада Москвы с приглашением иностранных корреспондентов. Милиция разогнала художников, а картины были раздавлены бульдозерами (пятерых художников арестовали за «хулиганство»). История «бульдозерной выставки» получила широкий резонанс за рубежом. Власти вынуждены были отступить, и в октябре того же года художники получили возможность выставлять свои картины в Измайловском парке.

В стране происходило дальнейшее усиление административного и идеологического нажима на сферу культуры при сохранении внешних демократических форм управления (съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции).

1.3.    Эмиграция из СССР деятелей культуры. В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссеры А А Тарковский, Ю. П. Любимов; художники - М. М. Шемякин, О. Н. Целков, Э. И. Неизвестный; поэты Н. М. Коржавин, И. А Бродский, А А Галич; писатели

А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, В. П. Аксенов и др.; музыкант М. Л. Ростропович, артисты оперы и балета Г. П. Вишневская, P. X. Нуриев, М. В. Барышников и др.

Имена этих людей было запрещено упоминать, а сведения об их творчестве забыты на долгие годы.

С 1966 по 1988 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР 175 человек были лишены советского гражданства (из них около ста - так называемые диссиденты).

2. Система образования

2.1.    Уровни образования. Система образования в 1960—1980-е гг. являлась единой: государственной, централизованно управляемой и финансируемой из госбюджета. Народное образование регулировалось директивными документами - постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Главная ее задача заключалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей получить бесплатное образование и совершенствовать его на протяжении всей жизни. Система образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя несколько этапов: начальное образование; неполное среднее обучение на базе ПТУ; среднее специальное образование в техникумах и училищах; высшее - на базе институтов, университетов, академий, дополняемое аспирантурой (докторантурой). Дополнительное предполагало переподготовку, обучение новым специальностям (в том числе в негосударственной системе - на базе народных университетов).

В связи с проблемами экономического развития и нуждами гонки вооружений к началу 80-х гг. доля средств бюджета, выделяемая на развитие образования, стала сокращаться.

2.2.    Средняя и начальная школа. В средней школе было введено всеобщее среднее образование. Начальная и неполная средняя школа стали ступенью общего среднего образования. За 1960—1970-е гг. общее число учащихся возросло на 24,5 %. Появились школы, ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов (иностранного языка, математики и т. д.). В системе единого государственного образования обязательным являлся курс начальной военной подготовки (отмененный в 90-е гг.).

Начальное образование после перехода в 70-е гг. на трехлетний срок обучения вновь с 1984 г. стало четырехлетним. Возросло количество детей, с 6 лет обучающихся в общеобразовательных школах и в подготовительных группах детских садов.

2.3.    Профессионально-техническое обучение. В средней школе усилилась профессиональная ориентация учащихся. В апреле 1984 г. был принят закон о реформе школы, который дополнял всеобщее среднее образование (с 1966 г. - десятилетнее; с 1984 г. - одиннадцатилетнее) всеобщим профессиональным обучением молодежи.

В 60-е гг. профессиональное обучение обеспечивалось профессионально-техническими училищами (ПТУ), работавшими на базе неполной (восьмилетней) школы со сроком обучения 1-2 года, и техническими училищами (на базе 10-11 классов). С конца 60х гг. (после введения обязательного полного среднего образования) стали создаватьсясредние ПТУ (СПТУ) с 3—4-летним сроком обучения. После реформы 1984 г. все профессионально-технические учебные заведения были преобразованы в единый тип - ПТУ. За 19601987 гг. численность ПТУ возросла в 1,9 раза; число учащихся в них - в 3,3 раза.

2.4.    Высшее образование. СССР оставался страной с широкой сетью высших учебных заведений, число которых увеличилось за 60—80-е гг. на треть. В 1969 г. возродились рабфаки (как подготовительные отделения на базе среднего образования).

Обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях в условиях плановой государственной экономики было нацелено прежде всего на нужды промышленности. Развивалась система образования, осуществлявшаяся без отрыва от производства в вечерних и заочных учебных заведениях. За 1960-1980 гг. число получивших таким путем образование увеличилось на 64,3 %. При этом прирост интеллигенции опережал прирост рабочего класса, численность которого с 1980 по 1989 г. сократилась на 0,1 %, а численность интеллигенции возросла на 11 % и составила 29 % занятых в народном хозяйстве. При этом наметились диспропорции в профессиональном составе (избыток технической интеллигенции и недостаток юристов, экономистов, социологов).

2.5. Система «коммунистического воспитания». КПСС развернула идеологическую работу с целью «воспитания гармонически развитого человека», формирования у всех граждан «коммунистической сознательности и нравственности». Основой духовной жизни советских людей и их «мощным оружием в борьбе за коммунизм» объявлялась социалистическая идеология.

В целях «коммунистического воспитания» усилилась работа по изучению и пропаганде ленинского наследия, проблем внутренней и внешней политики КПСС. Так, произведения В. И. Ленина были изданы на 102 языках тиражом более 450 млн экземпляров. Осуществлялась пропаганда решений съездов КПСС через систему партийного обучения (университеты марксизма-ленинизма, политбеседы, политкружки, Ленинские зачеты). «Творческому энтузиазму» советских людей были призваны служить социалистическое соревнование, движение за коммунистический труд, борьба за звание коллективов коммунистического труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, коммунистические субботники.

3. Наука

3.1.    Состояние научно-технического прогресса в СССР. Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95 %) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской политической системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работали 4,4 млн человек (в том числе 1,5 млн научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т. д.).

3.2.    Основные научные направления. Затраты на научно-исследовательские открытия и конструкторские разработки составляли на 1990 г. 5% национального дохода и 3,5 % ВНП. По этим показателям СССР превосходил развитые страны с рыночной экономикой, в том числе США.

Развивалась атомная и газовая энергетика, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Важные исследования проводились в области биологии.

СССР имел приоритет в производстве промышленных установок непрерывного разлития стали, методах обработки твердых материалов с помощью взрыва, использовании природного газа в доменном производстве. Советские ученые Н. Г. Басов и А. М. Прохоров открыли и создали основу новой отрасли - квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях).

Продолжали развиваться исследования в области космического пространства. В 1965 г. впервые был осуществлен выход человека из корабля в космос (эксперимент совершил летчик-космонавт А. А. Леонов). В эти же годы в Советском Союзе состоялись запуски автоматических станций для исследования Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства. Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля «Союз-19» и американского - «Аполлон». Развивалась программа «Интеркосмос» по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.

Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежной. Обновление парка машин и оборудования, а также производимой продукции шло чрезвычайно медленными темпами. По оценкам экономистов, в 70—80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое. Причиной отставания науки явились планово-распределительный характер экономики, слабость материально-технической базы и остаточный принцип финансирования, неразвитость научного приборостроения.

3.3.    Гуманитарные и общественные науки. В гуманитарных и общественных науках сохранились партийный контроль и заидеологизированность. Для советских историков и философов были «закрыты» многие темы и направления. Во второй половине 60-х гг. фактически произошла реабилитация сталинской схемы истории советского общества, что затормозило на долгие годы научное исследование сталинизма как политического феномена. В 1967 г. подверглась разгромной критике книга А М. Некрича «22 июня 1941 г.» о причинах неудач СССР в первые месяцы войны (автор был исключен из рядов КПСС, впоследствии эмигрировал).

В 70-е гг. группа историков - К. Н. Тарновский, М. Я. Гефтер, П. В. Волобуев и др. -представителей так называемого нового направления, стремясь отойти от сталинских догм и стереотипов в трактовке предпосылок Октябрьской революции, предложила свою концепцию социально-экономического развития России начала XX в. (с выделением проблемы многоукладное™, монополизации капитала и др.). Отход ученых от официальной концепции вызвал незамедлительную реакцию со стороны идеологических органов ЦК КПСС, вслед за чем последовали кадровые репрессии в отношении представителей этого направления в исторической науке.

В то же время некоторая либерализация научной политики способствовала тому, что были сделаны важные шаги на пути исследования конкретных исторических проблем, продолжились дискуссии (хотя исключительно в рамках идеологии марксизма-ленинизма). Несмотря на идеологический прессинг, советские историки на основе новых источников (в первую очередь архивных, включая эмигрантские) разрабатывали такие темы, как генезис древнерусского государства, проблемы модернизации России, история рабочего класса и политических партий в России, история русской общественной мысли и др., а также проблемы всемирной истории.

4. Культура

4.1.    Литература.

•    Художественный процесс 60- 70-х гг. в области литературы отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря хрущевской «оттепели» установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А. Т. Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), хранившиеся в закрытых фондах произведения А. П. Платонова,

О. Э. Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева «Москва -Петушки» (1969), А. Г. Битова - «Пушкинский дом» (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

•    Основные направления в литературе. В художественной культуре нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60—70-х гг. получила дальнейшее развитие тема «советского человека». В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А Б. Чаковский, А. А Ананьев, В. В. Быков, Ю. В. Бондарев, В. В. Карпов, Б. Л. Васильев и др.) - сами в большинстве участники войны -помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях такие гуманистические проблемы, как ценность человеческой жизни, судьба простого солдата на войне, правдиво и достоверно описывая происходящие события.

Одно из ведущих литературных направлений этих лет получило название «деревенская проза». В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях В. Овечкина, Ф. А. Абрамова, Б. А Можаева, Б. И. Белова, Б. Г. Распутина, В. П. Астафьева выражался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в «городской прозе». Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю. В. Трифонова. В традициях «городской прозы» писали также А Г. Битов, В. В. Конецкий, А. А. Ким, В. С. Токарева, Н. Садур, Ю. М. Поляков и др.

4.2.    Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности («Иркутская история» и «Город на заре» А. Н. Арбузова; «Материнское поле» Ч. Т. Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои «производственных» пьес [спектакли «Человек со стороны» Н. М. Дворецкого; «Сталевары» (пьеса инженера и журналиста Г. Бочкарева), «Премия» А. И. Гельмана и др.].

В драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).

В эти же годы ряд театров не вписывались в партийную драматургию. Речь идет о Театре им. А С. Пушкина (постановки А Б. Эфроса), Театре на Таганке (главный режиссер Ю. П. Любимов), «Современнике» (О. Н. Ефремов, затем Г. Б. Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г. А. Товстоногова. Судьба многих выдающихся актеров театра была тесно связана с отечественным кинематографом (Н. О. Гриценко, Ю. К. Борисовой, М. А. Ульянова, Ю. В. Яковлева, И. М. Смоктуновского и др.).

4.3.    Музыка.

•    Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая нашли свое отражение в произведениях Д. Д. Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, «Казнь Степана Разина»), Г. В. Свиридова («Патетическая оратория»), В. И. Мурадели («Октябрь»), Д. Б. Кабалевского («Реквием») и др.

В 60-е гг. наметился отход от «глобальных» симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д. Д. Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г. Н. Попов, Б. И. Тищенко, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай, Б. А. Чайковский, Э. В. Денисов. Широкую известность получили советские дирижеры - Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов и др. Большой вклад в развитие песенного эстрадного жанра внесли М. Г. Фрадкин, Я. И. Френкель, С. С. Туликов, А. Н. Пахмутова и др. С середины 60-х гг. среди молодежи особой популярностью пользовалась рок-музыка.

•    Опера и балет. В области оперного искусства наивысшие достижения связаны с произведениями Р. К. Щедрина («Не только любовь», «Мертвые души»), С. М. Слонимского («Виринея»), К. В. Молчанова («Зори здесь тихие»), А. П. Петрова («Петр I»). Получили развитие также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б. А. Покровского).

Балет пополнили постановки на темы современности и сюжеты классической литературы: «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита» А. П. Петрова, «Икар» С. М. Слонимского, «Анна Каренина», «Чайка» Р. К. Щедрина, «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова и др.

Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как танцевальный ансамбль «Березка», ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, хор им. Пятницкого.

4.4.    Кинематограф 60—70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы были осуществлены экранизации произведений классической русской и зарубежной литературы - «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Гамлет» и др. В художественных фильмах С. А. Герасимова, В. М. Шукшина, А. Н. Митты, Э. А. Рязанова, А. С. Михалкова-Кончаловского, Н. С. Михалкова, С. Н. Ростоцкого и других режиссеров поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. В. Александрова кинорежиссер Л. И. Гайдай (фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.)

В условиях идеологического диктата многие выдающиеся фильмы в годы застоя были лишены широкой зрительской аудитории. В их числе фильмы режиссеров А. А. Тарковского («Иваново детство», «Зеркало», «Андрей Рублев»), К. Г. Муратовой («Короткие встречи»), А Ю. Германа («Двадцать дней без войны»).

4.5.    Скульптура и живопись. Основная направленность изобразительного искусства -создание глубокого и яркого образа современника, правдивое отображение действительности. Искусство было призвано эмоционально воздействовать на зрителя, формировать его мысли и чувства. От произведений требовалась идейная завершенность.

В 60—70-е гг. монументальное искусство характеризовали эпические произведения. В их числе - монументально-художественный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальные памятники на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумент «Легендарная тачанка» у г. Каховки, скульптурный ансамбль защитникам Брестской крепости.

Значительные произведения в 60—80-х гг. были созданы мастерами станковой скульптуры, которые стремились освободиться от штампов и парадности. В их числе скульпторы Т. М. Соколова, А Г. Пологова, Д. М. Шаховской, Ю. Д. Митлянский, О. К. Комов, Ю. Л. Чернов и др.

Живопись этих лет обогатили М. С. Сарьян, И. С. Глазунов, А. М. Шилов и другие художники. В бытовом жанре работали художники Т. Н. Яблонская, Д. Д. Жилинский. Несмотря на последствия «бульдозерной выставки» 1974 г. продолжало существовать и развиваться «неформальное» искусство.

4.6.    Архитектура. В 60—70-е гг. развивался новый стиль архитектуры - простой, экономный, использующий возможности современной техники материалов. К нему относятся здание СЭВ (в нем ныне располагается московская мэрия) (арх. М. В. Посохин и др.), 553метровая башня Центрального телевидения (Д. И. Бурдин, М. Шкуд и др.). По типовым проектам строились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и других городах. В 70-е гг. были построены новые спортивные сооружения, а также «Олимпийская деревня» к Олимпиаде-80 в Москве.

4.7.    Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы приверженцев определенных музыкальных вкусов и стилей (битло-маны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Они представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В 70-е гг. в СССР появились собственные рок-группы. Рок поначалу рассматривался как «контркультура» (андеграунд), но со второй половины 80-х гг. он превратился в культуру нового времени и воспринимался уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б. Гребенщикова и его группу «Аквариум», А. Макаревича - «Машина времени», В. Цоя - группу «Кино» и др.

Среди части молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «Митьки», образованная в 1982 г., выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем.

Наряду с этими направлениями молодежной культуры продолжала развиваться авторская песня. Во многих городах СССР создавались Клубы самодеятельной песни (КСП), проходили фестивали. Появилось новое поколение бардов - М. Ким, А. Дольский, С. Никитин,

О.Митяев и другие исполнители.

По-прежнему среди населения велико было увлечение эстрадой (популярные программы тех лет - «Голубой огонек», «КВН», конкурсы «Песня года»), магнитофонными записями, кино.

5. Выводы

1.    Процесс развития отечественной культуры в 60-е - начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.

2.    Творческий потенциал культурной элиты страны был направлен на развитие литературы, искусства, образования, отстаивание гуманизма и демократии, развитие международных контактов. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССРбыл весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

3.    Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдается устойчивый рост художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.

4.    Вместе с тем сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению уровня образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.

5.    Усиление идеологического пресса в различных сферах культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил.

 


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar