Тема №7056 Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861-1863 гг.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861-1863 гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861-1863 гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Отмена крепостного права и аграрная реформа 1861-1863 гг.

В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов, в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

1) 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей»: теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т.д.

2)    Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали свои усадьбы «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование»,

от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему нести за свой земельный надел традиционные феодальные повинности — барщину и оброк.

3)    Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах, которые должны быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение блюкайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, а проверка их законности возлагалась на мировых посредников, которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами и, таким образом, сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

4)    При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения пахотной землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли, а для черноземных инечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя, реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

5)    В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т.е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным большинства историков (П. Зай-ончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской, Самарской, Полтавской, Екатеринославской и Харьковской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом всех крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином врезались в крестьянские наделы, отчего сами крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

6)    Вся надельная земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков вплоть до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, то есть по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы: размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год, а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьянпочти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42 % бывших крепостных крестьян.

7)    Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность. Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей, а реальная или выкупная стоимость составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак), напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

8)    Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год. Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в коммерческий банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне теперь становились временнообязанными уже по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти самые 80%. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г., когда только по одним процентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в размере 700 млн рублей.

Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты со своими бывшими помещиками, вовсе не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение», в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян, принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет, и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян, которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составил 5,9 десятин земли, то есть почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

Подводя итоги аграрной реформы 1861 г. необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

1)    После отмены крепостного права все помещики в полном объеме сохранили прежние права на всю земельную собственность, то есть проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

2)    Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г. во всех бывших помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление, по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837—1841 гг. графом П.Д. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т.д.

Несколько сельских обществ образовывали волость, управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты, только в объеме волости, асельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда, то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки. Однако все эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников, которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю свою противоречивость и незавершенность, эта реформа явилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

 
 

Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar